Что такое старый новый стиль

Старый и новый стиль в исторических датах

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Источник

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари — какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота «мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. — пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Источник

Старый и новый календарные стили

Юли­ан­ская датаГри­го­ри­ан­ская датаРаз­ни­ца
с 1582, 5.10 по 1700, 18.021582, 15.10 – 1700, 28.0210 дней
с 1700, 19.02 по 1800, 18.021700, 1.03 – 1800, 28.0211 дней
с 1800, 19.02 по 1900, 18.021800, 1.03 – 1900, 28.0212 дней
с 1900, 19.02 по 2100, 18.021900, 1.03 – 2100, 28.0213 дней

В Евро­пе, начи­ная с 1582 года, посте­пен­но рас­про­стра­нил­ся гри­го­ри­ан­ский кален­дарь. В год вве­де­ния ново­го кален­да­ря было про­пу­ще­но 10 дней (вме­сто 5 октяб­ря ста­ли счи­тать 15 октяб­ря). В даль­ней­шем новый кален­дарь про­пус­кал висо­ко­сы в годах, окан­чи­ва­ю­щих­ся на «00», кро­ме тех слу­ча­ев, когда пер­вые две циф­ры тако­го года обра­зу­ют чис­ло, крат­ное «4».

В Рос­сий­ском госу­дар­стве гри­го­ри­ан­ский кален­дарь был вве­ден с 1 фев­ра­ля 1918 года, кото­рое ста­ло счи­тать­ся 14 фев­ра­ля «по ново­му сти­лю». Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­дол­жа­ет жить по юли­ан­ско­му календарю.

Как правильно переводить исторические даты из старого стиля в новый?

Каза­лось, бы, всё про­сто: надо вос­поль­зо­вать­ся тем пра­ви­лом, кото­рое дей­ство­ва­ло в дан­ную эпо­ху. Напри­мер, если собы­тие про­изо­шло в XVI–XVII веках, при­бав­лять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, нако­нец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и дела­ет­ся обыч­но в запад­ной лите­ра­ту­ре, и это вполне спра­вед­ли­во в отно­ше­нии дат из исто­рии Запад­ной Евро­пы. При этом сле­ду­ет пом­нить, что пере­ход на гри­го­ри­ан­ский кален­дарь про­ис­хо­дил в раз­ных стра­нах в раз­ное время.

Одна­ко ситу­а­ция меня­ет­ся, когда речь захо­дит о собы­ти­ях рус­ской исто­рии. В пра­во­слав­ных стра­нах при дати­ро­ва­нии того или ино­го собы­тия уде­ля­лось вни­ма­ние не толь­ко соб­ствен­но чис­лу меся­ца, но и обо­зна­че­нию это­го дня в цер­ков­ном кален­да­ре (празд­ни­ку, памя­ти свя­то­го). Меж­ду тем цер­ков­ный кален­дарь не под­верг­ся ника­ким изме­не­ни­ям, и Рож­де­ство, к при­ме­ру, как празд­но­ва­лось 25 декаб­ря 300 или 200 лет назад, так празд­ну­ет­ся в этот же день и теперь. Иное дело, что в граж­дан­ском «новом сти­ле» этот день обо­зна­ча­ет­ся как «7 января».

При пере­во­де дат празд­ни­ков и памят­ных дней на новый стиль Цер­ковь руко­вод­ству­ет­ся теку­щим пра­ви­лом пере­сче­та (+13). При исто­ри­че­ских дати­ров­ках при­о­ри­тет дол­жен отда­вать­ся юли­ан­ской дате, так как имен­но на нее ори­ен­ти­ро­ва­лись современники.

Примеры

Рус­ский фло­то­во­дец Федор Федо­ро­вич Уша­ков скон­чал­ся 2 октяб­ря 1817 года. В Евро­пе этот день обо­зна­чал­ся как (2+12=) 14 октяб­ря. Одна­ко Рус­ская Цер­ковь празд­ну­ет память пра­вед­но­го вои­на Фео­до­ра имен­но 2 октяб­ря, что в совре­мен­ном граж­дан­ском кален­да­ре соот­вет­ству­ет (2+13=) 15 октяб­ря.

Боро­дин­ская бит­ва про­изо­шла 26 авгу­ста 1812 года. В этот день Цер­ковь празд­ну­ет Сре­те­ние Вла­ди­мир­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в память чудес­но­го избав­ле­ния от пол­чищ Тамер­ла­на. Поэто­му, хотя в XIX веке 12 юли­ан­ское авгу­ста соот­вет­ство­ва­ло 7 сен­тяб­ря (и имен­но этот день закре­пил­ся в совет­ской тра­ди­ции как дата Боро­дин­ской бит­вы), для пра­во­слав­ных людей слав­ный подвиг рус­ско­го воин­ства был совер­шен в день Сре­те­ния – то есть 8 сен­тяб­ря по н.ст.

Стро­го гово­ря, «ново­го сти­ля» не суще­ство­ва­ло до фев­ра­ля 1918 года (про­сто в раз­ных стра­нах дей­ство­ва­ли раз­ные кален­да­ри). Поэто­му и гово­рить о датах «по ново­му сти­лю» мож­но толь­ко при­ме­ни­тель­но к совре­мен­ной прак­ти­ке, когда необ­хо­ди­мо пере­счи­тать юли­ан­скую дату на граж­дан­ский календарь.

Таким обра­зом, даты собы­тий рус­ской исто­рии до 1918 года сле­ду­ет давать по юли­ан­ско­му кален­да­рю, в скоб­ках ука­зы­вая соот­вет­ству­ю­щую дату совре­мен­но­го граж­дан­ско­го кален­да­ря — так, как это дела­ет­ся для всех цер­ков­ных празд­ни­ков. Напри­мер: 25 декаб­ря 1*** г. (7 янва­ря н.ст.).

Если же речь идет о дате меж­ду­на­род­но­го собы­тия, дати­ро­вав­ше­го­ся уже совре­мен­ни­ка­ми по двой­ной дате, такую дату мож­но ука­зы­вать через косую чер­ту. Напри­мер: 26 авгу­ста / 7 сен­тяб­ря 1812 г. (8 сен­тяб­ря н.ст.).

Источник

Как разобраться в «старом» и «новом» стилях?

Часто, читая историческую статью о событиях, происходивших до 1918 года, видим такие даты: «Бородинская битва произошла 26 августа (7 сентября) 1812 года». Почему две даты? Которая из них верна? В чем разница? Зачем эти скобки? Не одна сотня, а то и тысяча людей ежегодно ломает голову над этими вопросами. А на самом деле, все просто. Избавим вас, дорогие читатели, от множества чисел и расчетов, и объясним все «на пальцах».

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стильБудьте добры, помедленнее.

Ну помедленее, так помедленнее. Суть в календарях. Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь. В Европе он начал распространяться с XVI в. и был введен по распоряжению папы Григория XIII (оттого и Григорианский).

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стильСозиген — александрийский астроном, создатель «юлианского» календаря, принятого Юлием Цезарем в 42 г. до н.э.

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стильпапа Григорий XIII — создатель «григорианского» календаря, принятого в 1582 г.

Теперь запомним несколько правил, зная которые, вы уже не будете путаться в датах:

1 правило: даты всех событий, произошедших до 1918 года, пишутся по старому стилю, а в скобках дается дата по новому — Григорианскому — календарю: 26 августа (7 сентября) 1812 года.

2 правило: если в ваши руки попал документ, написанный до 1918 года, и лишенный, соответственно, пересчета на новый стиль, не нужно лезть в интернет — можно посчитать самим. Для этого нужна вот эта табличка:

с 05.10.1582 по 18.02.1700 — прибавляем 10 дней.

с 19.02.1700 по 18.02.1800 — прибавляем 11 дней.

с 19.02.1800 по 18.02.1900 — прибавляем 12 дней.

с 19.02.1900 по 01.02.1918 — прибавляем 13 дней.

царь Федор Иоаннович родился 18 марта 1584 года по юлианскому календарю. Смотрим в табличку — надо прибавить 10 дней. Итого по григорианскому календарю день рождения Федора Иоанновича — 28 марта 1584 года.

А вот Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года. Сколько надо прибавить? Уже 11 дней. Получается 8 июля.

Юлианский календарь продолжает использовать Русская православная церковь. Гражданское летоисчисление в России ведется по григорианскому календарю. Так как же правильно писать даты исторических событий? Когда же произошла Бородинская битва — 26 августа или 7 сентября? Ответ один, и другого быть не может: правильно писать ту дату, которой соответствовал актуальный на тот момент календарь. То есть — 26 августа.

В залах Исторического музея и музея Отечественной войны 1812 года вы можете отыскать документы с разными датами и проверить себя. Как видите, это просто. Вперед, в музей!

Источник

Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Григорианский календарь (новый стиль)

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Что такое старый новый стиль. Смотреть фото Что такое старый новый стиль. Смотреть картинку Что такое старый новый стиль. Картинка про Что такое старый новый стиль. Фото Что такое старый новый стиль

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *