Что такое статическое электричество простыми словами для детей
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Статическое электричество»
Русадзе Полина Николаевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Статическое электричество»
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
Развивать познавательную активность детей посредством опытов.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать навык работы в паре.
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (слайды «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка, игра «Электрический футбол»
Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование: часы, батарейка.
Оборудование для опытов: воздушные шарики, алюминиевые банки, шерстяная ткань, пластмассовые расчески, бумажные салфетки, подносы, бабочки вырезанные из бумаги, вата, пластмассовые бусины, пластиковые ложки, плазменный шар Н. Тесла.
Ход деятельности воспитателя с детьми
I. Введение в ситуацию.
(предположения детей: они не ходят)
-Как вы это определили? Почему они не ходят?
(предположения детей: не слышно, как тикают и стрелка стоит на месте.)
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
II. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, почему часы стали тикать?
(ответы детей: когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали)
– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете?
(ответы детей: это электричество).
-Где мы с вами еще можем встретить электричество?
(ответы детей: в часах, телефоне, пылесосе…в электроприборах)
-Правильно, а еще напомню, что электроны бывают положительными и отрицательными. А как мы знаем уже, положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу, а два положительных или два отрицательных заряда будут отталкиваться друг от друга.
— Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
-Скажите какое существует электричество? Мы с вами о нем разговаривали.
(ответы детей: созданное человеком и природное)
— Ребята, а еще существует статическое электричество. Может кто-то знает о статическом электричестве?
-Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд. Его легко получить, если потереть один предмет о другой (сделанные из определенных материалов).
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество.
-А теперь я предлагаю познакомиться с ним поближе.
III. Практическое исследование проблемы.
Опыт «Статическое электричество»
Цель: Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах,
используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в
Материал и оборудование: Два воздушных шарика
Расчешите волосы расческой, а потом поднесите её к голове вашего соседа, но при этом не дотрагиваясь до головы. Что происходит?
А теперь натрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти.
Поднесм их друг к другу. Что происходит?
(ответы детей: воздушные шары отталкиваются друг от друга).
-Правильно, потому что, когда мы натерли воздушный шарик о шерсть, он получил отрицательный заряд.
Положим алюминиевую банку на бок на стол, снова натрем шарик шерстяной тканью и поднесем к алюминиевой банке. Что произошло?
А теперь попробуйте покатить банку вслед за шариком.
Что происходит? Почему так происходит?
(ответы детей: банка катится за шариком. Банка имеет положительный и отрицательный заряд, положительный заряд притягивается к отрицательному заряду банки).
Опыт «Не все предметы притягиваются»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно
статическое электричество.
Материал и оборудование:Поднос
Бабочки вырезанные из бумаги
Чем отличаются предметы, лежащие на подносе?
(ответы детей: сделаны из разных материалов)
Натрем ложку об шерстяную ткань, затем поднесем ее к вате. Что произошло?
(ответы детей: ложку зарядили отрицательным зарядом, так самые маленькие кусочки ваты притянулись к ложке).
-Правильно, потому-что большая часть отрицательных электронов переместилась подальше от ложки, так маленькие кусочки ваты приобрели положительный заряд и притянулись к ложке.
Проделаем тоже самое с бумажными бабочками: натираем ложку шерстяной тканью и подносим к бабочкам. Что теперь произошло?
То же самое проделываем и пластмассовыми бусинами.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно
статическое электричесво.
Игра «Электрический футбол»
-Ребята, мы много провели опытов, а теперь я хочу вам предложить сыграть в футбол, но не простой, а электрический. Перед вами поле (пластиковая коробка) и шарик из фольги, для того чтобы можно было играть, необходимо зарядить наше футбольное поле. Для этого возьмите салфетку и натрите ей, аккуратно крышку. Затем опустите на поле мяч и подносите по очереди палец к мячу.
(дети играю в электрический футбол).
-Почему же мяч отпрыгивал от нашего пальца?
-А по окончанию наших экспериментов, я хочу что бы вы загадали свое самое заветное желание, а исполнить его нам поможет необычный Электрический шар. Он безопасен, как он действует мы поговорим уже в группе. А сейчас поднесите свои ладошки к шару и загадайте желание.
-О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы повторите дома с родителями?
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем повару перебрать крупу» Цель: знакомство детей со способом отделения.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет: «Поможем сказочным.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.
Конспект занятия во второй младшей «Разноцветные сосульки» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре Задачи:.
СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.
Смецкая Ольга Алексеевна,
Осадченко Лидия Ивановна,
Клевцова Наталья Ивановна
комбинированного вида № 9»
г. Шебекино Белгородской области
СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Цель:
Задачи:
Предварительная работа:
Наблюдения; беседы со взрослыми, обсуждение с детьми; просмотр телепередач; изучение литературы, информации из Интернета; эксперименты.
Ход занятия.
Организационный момент.
(дети под музыкальное сопровождение становятся кругом, берутся за руки)
Минутка вхождения в день:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
(дети садятся за столы)
Мотивационно-ориентировочный этап.
Восп. Дети, сегодня мы собрались в научной лаборатории на очередное заседание ученого совета, на котором подведем итог нашей проектно-исследовательской деятельности на тему: «Статическое электричество. Что это?».
Почему нас заинтересовала эта тема?
Реб. Я заметила, когда гладишь кошку, ее шерсть поднимается за рукой.
Реб. А я, снимая шапку, увидела, как мои волосы поднимаются вверх.
Реб. Когда я снимаю свитер, он трещит и колется.
Восп. И вы стали спрашивать у меня, почему это происходит? Я ответила, что это – статическое электричество.
Реб. Но электричество идет по проводам, а на нас же нет проводов? Так откуда же появляется это невидимое электричество?
Поисковый этап.
Восп. И я предложила изучить это незнакомое для вас явление.
С помощью экспериментов вы научились получать статическое электричество, познакомились с его свойствами и даже «поиграли» с ним.
И сейчас мы еще раз вспомним этапы нашей работы.
Реб. В начале, мы выдвинули гипотезу – предположили, что статическое электричество невидимое, «живёт» почти в каждом предмете и возникает в результате трения предметов друг о друга.
(ребенок подходит к экрану)
Реб. Дома с родителями мы смотрели детские телепередачи: «Профессор Почемучкин», «Забавная наука», мультфильмы «Фиксики», читали энциклопедии «Хочу все знать» и «Юный физик».
(показ видео и слайда)
Оказывается, слово «электричество» происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. С тех пор учёные пытались открыть тайны этой загадочной силы. И только спустя много лет люди научились использовать электричество. Оно вошло в нашу жизнь. Электротехника, электроника, электроэнергия.
Реб. Мы узнали, почему предметы электризуются и что заставляет их тянуться друг к другу.
(слайд 1)
Оказывается, статическое электричество легко получить, если потереть предметы друг о друга. В электричестве и во всех предметах есть заряды – положительные и отрицательные. И при трении предметов друг о друга их заряды передвигаются – притягиваются. Вывод: в результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.
Практический этап.
Восп. Хорошо, спасибо, так что же в результате трения предметов происходит с зарядами? (притягиваются-электризуются).
Реб. Эксперимент – «Дрессированное конфетти».
В этом эксперименте мы узнали, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги. Мы приготовили из бумаги цветные конфетти. Теперь нужно взять расческу, причесать волосы и поднести ее к конфетти. Конфетти стали подпрыгивать, как дрессированные.
Восп. Молодец, у тебя получилось показать всем настоящий фокус «Дрессированное конфетти».
Восп. Молодцы, ребята, продолжим наши эксперименты.
Реб. Я покажу эксперимент «Кораблик».
Бумажный кораблик опустим в таз с водой. Воздушный шарик потрем о волосы и поднесем к кораблику. Статическое электричество двигает бумажный кораблик! Он плавает по воде за шариком самостоятельно.
Можно сделать вывод: с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги, находящимися в воде.
Восп. Очень интересный эксперимент, молодец.
Восп. В следующем эксперименте мы использовали овсяные хлопья.
Реб. Эксперимент «Танцующие хлопья».
Мы доказали действие статического электричества и на овсяные хлопья. Хлопья положу на салфетку, потру шарик о шерстяной шарф и поднесу к ним. Овсяные хлопья тоже притягиваются к шарику.
Вывод: в этом эксперименте нам удалось заставить «танцевать» овсяные хлопья с помощью статического электричества.
Восп. Молодец, очень интересно и познавательно.
Физкультминутка
(под музыкальное сопровождение).
Восп. Дети, некоторые опыты вы проводили дома с родителями. Давайте посмотрим, возникает ли статическое электричество на поверхностях воды?
(Слайд 2)
Реб. Эксперимент «Гибкая вода». Нам стало интересно, сможет ли статическое электричество воздействовать на воду? Этот эксперимент мы проводили дома с родителями. Воздушный шарик я потерла о шерстяную ткань и поднесла к тонкой струйке воды. Струя воды отклонилась в сторону шарика.
Мы выяснили, что статическое электричество возникает и на поверхности жидких материалов.
Восп. Хорошо, ребята, что вы узнали из эксперимента? (что статическое электричество возникает и на поверхности воды).
Восп. А где еще встречается статическое электричество?
(Слайд 3)
Реб. По телевизору я смотрела передачу «Галилео» и узнала, что статическое электричество часто встречается в природе.
Когда летит самолет, он трется о воздух и электризуется. После посадки к самолету не сразу подают трап, потому что может возникнуть пожар. Сначала самолет разряжают.
А когда машины едут, то шины трутся о дорогу и тоже электризуются, поэтому сзади машин подвешивают металлические цепи, чтобы заряд уходил в землю.
Молния – это тоже статическое электричество. Чтобы молния была не опасна, люди придумали громоотвод.
Восп. Спасибо, очень интересная информация.
И провести опыт с мини-молнией нам помогут наши коллеги из фиксилаборатории, они связались с нами по видеосвязи.
(показ видеоролика 1)
(видеоролик объясняет и доказывает опасность молнии для жизни человека, этот опыт дети повторяют самостоятельно)
Восп. Для проведения эксперимента возьмите деревянную досточку, положите на неё фигурку человечка, вырезанную из кальки.
Затем натрите файл о волосы, и поднесите к фигурке человечка, она с помощью статического электричества должна притянуться к файлу.
Мы доказали, что статическое электричество в силе молнии опасно для человека. Но мы уже знаем, что люди придумали громоотводы, в которые попадает молния.
Внимание на экран, наши коллеги Фиксики покажут нам значение громоотводов.
(показ видеоролика 2)
(видеоролик доказывает значение установки громоотвода для безопасности людей)
Восп. Положите опять на досточку фигурку человечка, возьмите проволоку и вставьте её в досточку, она будет громоотводом. Потрите о волосы файл, поднесите его к фигурке человечка.
Какие изменения вы заметили? (фигурка человечка не притягивается к файлу).
Что же доказал наш опыт? (разряд молнии притянулся к громоотводу, а не к фигурке человечка).
Давайте скажем спасибо нашим друзьям Фиксикам и попрощаемся с ними. (видеоролик)
Рефлексивно-оценочный этап.
Восп. Ребята, мы с вами проделали большую работу, вы провели много интересных экспериментов, узнали, что такое статическое электричество, познакомились с его свойствами и причинами возникновения.
Так удалось ли подтвердить нашу гипотезу?
Реб. Да, в ходе экспериментирования наша гипотеза подтвердилась: статическое электричество невидимое, неопасное, «живёт» почти в каждом предмете. Оно возникает в результате трения предметов друг о друга.
Восп: Ребята, вам понравилось быть исследователями и работать в научной лаборатории?
А проводить эксперименты?
А какой эксперимент тебе понравился? …
В результате чего появляется статическое электричество?
Какие свойства статического электричества вы узнали?
Последующая работа:
В дальнейшем мы с вами начнем знакомиться с другими видами электричества, его значением для нашей жизни.
А за то, что вы сегодня очень хорошо потрудились, я вам подарю по воздушному шарику, экспериментируйте в свободное время!
Занимательные опыты со статическим электричеством
Ольга Чугреева
Занимательные опыты со статическим электричеством
Занимательные опыты со статическим электричеством
Опыт №1. Понятие о электрических зарядах.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
2. Шерстяной свитер.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Опыт №2. Танцующая фольга.
Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
2. Ножницы. 3. Пластмассовая расческа. 4. Бумажное полотенце.
Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья.
Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.
2. Бумажное полотенце.
4. Шерстяной свитер.
Опыт: Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца.
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
1. Чайная ложка молотого перца.
2. Чайная ложка соли.
3. Бумажное полотенце.
5. Шерстяной свитер.
Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Опыт №5. Гибкая вода.
Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
1. Раковина и водопроводный кран.
3. Шерстяной свитер.
Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе. Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
Опыты с электричеством Опыты. Как рассказать детям про электричество без скуки? Конечно посредством опытов! Особенно про неопасное электричество, статическое.
Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты» Долгосрочный проект экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Занимательные опыты и эксперименты для детей» Тип проекта:.
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты с детьми» МАДОУ № 218 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития.
Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности» Мастер – класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»Цель мастер-класса: обучить участников.
Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.
«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности Проект по познавательно- исследовательской деятельности. Тема: «занимательные опыты» Возраст детей: 3-4 года Срок реализации: 4 месяца Участники.
Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Тип проекта: исследовательски-творческий. Актуальность проекта: Мир вокруг.
Буклет для родителей на тему «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Буклет «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях» Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально.
Консультация «Занимательные опыты на кухне» Живые дрожжи Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет?.
Знакомство дошкольников со статическим электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности Список опытов: 1. Шарики на стене 2. Шарики поссорились 3. Шарики подружились 4. Бумажное конфетти 5. Гибкая вода 6. Электричество в голове.