Что такое статистические материалы в географии
Статистические материалы — один из основных источников географической информации.
Статистика — это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей.
В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи:
1. Сбор статистических данных, когда статистическая информация может быть взята в готовом виде из различных публикаций (статистических сборников, справочников, информационных бюллетеней, из газет, журналов, карт, атласов), а может быть собрана в ходе специально организованного статистического наблюдения как целенаправленного обследования. Получение необходимых исходных данных является не только первоначальной задачей, но и наиболее трудной и важной операцией любого исследования, поэтому статистическому наблюдению уделяют существенное внимание.
2. Обработка собранной информации, в ходе чего полученные количественные данные обращаются и систематизируются посредством статистической сводки и группировки, через которые достигается возможность их дальнейшего использования в географическом исследовании.
3. Анализ и интерпретация данных — это их сравнение, сопоставление друг с другом, расчет из исходных величин необходимых статистических показателей, получение выводов, и выявление соответствующих особенностей и закономерностей развития рассматриваемых объектов и явлений.
4. Представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме, так чтобы сделать ее удобной для хранения и доступной для дальнейшего использования, наглядного восприятия всеми, кто будет ее применять.
Решение этих задач статистики создает возможности для формирования информационной базы географии, в которой количественные данные занимают важное место.
К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн. км2, что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай или США. По численности населения она входит в десятку крупнейших стран. На 1 января 2009 г. в России проживают 141,9 млн. человек.
Относительная величина выражает результат сопоставления статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные закономерные изменения географических явлений, например плотность населения.
Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.
Для того чтобы научиться работать со статистическими таблицами, надо в первую очередь представлять, как они организованы.
Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф, снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей.
При чтении любой статистической таблицы начинают с общего заголовка.
Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, на картах и картосхемах.
Очевидно, что статистическая информация быстро устаревает и требуется ее постоянное обновление. В этом могут помочь образовательные ресурсы Интернет.
Задания по разделу 1.3
1. Используя данные таблицы «Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ», определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2006 год наблюдался рост численности всего населения.
Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ
Статистические методы в обучении географии
Разработка учителя географии
Статистические методы в обучении географии
Обучение географии в современной школе направлено не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства, но и умений правильно ориентироваться в нем – оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации, в том числе статистические.
Статистические методы относятся к числу традиционных и широко распространенных в обучении школьной географии. Но несмотря на обилие и разнообразие статистических материалов в действующих учебниках по географии, вопросы обучения школьников статистике как научному методу географии, как базы для выводов и обобщений, раскрытию географических закономерностей ещё не получили должного отражения в современной методической литературе.
В этой связи целью нашего исследования является выявление методических условий эффективного обучения учащихся статистическим методам в школьных курсах географии.
Объект исследования: статистические методы, используемые в процессе обучения географии.
Предмет исследования: методика применения статистической
информации в курсе географии.
Статистического метода в географии, ПРИМЕНЯЮТ во-первых, как средства для конкретизации теоретических положений, во-вторых, как базы для обобщений и вскрытия закономерностей.
Статистические показатели представлены в учебниках географии в виде абсолютных, относительных величин и коэффициентов.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений.
Относительные величины выражают результат сопоставлений.. абсолютных величин, друг с другом, позволяет обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений.
Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений.
Нашли, отражение в учебниках и основные этапы статистического изучения явлений и процессов: статистическое наблюдение, группировка, вычисление обобщающих показателей, анализ статистических материалов.
Этапы статистического изучения явлений в содержании школьных курсов географии.
3. Вычисление обобщающих показателей
4. Анализ статистического материала
5. Построение статистических материалов
На основе отражения в школьных учебниках географии статистического метода, психологических и методических особенностей его использования в учебном процессе можно выделить следующие формы работы со статистическими, материалами учебников географии.
· сбор необходимых статистических показателей;
· сравнение статистических характеристик;
· определение обобщающих статистических показателей;
· анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;
· построение графиков, диаграмм, составление таблиц.
Есть два способа представления статистического материала 1 СПОСОБ осуществляется этапность в работе, со статистическими материалами — от класса к классу, т. е. изучение основных черт явлений на основе статистических показателей в VI классе, сравнение статистических характеристик в VII и т. д., или же в рамках одного курса учащимся целесообразно «проходить» через все эти этапы? Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя, так как возможен как первый, так и второй вариант. Причем решающим фактором при этом является само содержание статистических: материалов учебников, которое, в свою очередь, должно представлять определенную систему.
Сбор необходимых статистических характеристик можно проводить с начала VI класса, когда учащиеся работают с календарем погоды
В процессе изучения темы «Атмосфера» расширяются регистрируемые показатели.
Учебник по курсу «География материков и океанов» (VII класс) предусматривает работу учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках. Анализ графиков и диаграмм требует сравнительно высокого уровня развития мышления учащихся. Система ассоциаций, лежащая в его основе, является межпредметной. При обучении математике, историй, черчению, географии в сознании учащихся формируются два ряда ассоциаций: между временными и количественными представлениями; между пространственными и количественными представлениями.
В курсе физической географии России (VIII класс) понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, испаряемостью.
«Использование статистических данных на уроках социально-экономической географии».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад на тему: «Использование статистических данных на уроках социально-экономической географии». (слайд 1)
География – это сложная совокупность наук о природе, окружающей среде, обществе, взаимоотношениях и взаимодействиях природы и человеческого общества.(слайд 2)
В настоящее время трудно оценить роль и значение географии в формировании грамотного, всесторонне развитого выпускника школы. Она оказывает основное влияние на формирование современного человека, который не только должен быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и сможет самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, складывающихся ситуациях и происходящих процессах, анализируя их следствия, а так же последствия принимаемых решений и действий.
Поэтапное усвоение основ школьного курса географии – логическая последовательность изложения тем и подачи материала, сохранение преемственности в развитии географической школы, существующих взглядов, теорий, понятий с помощью комплексного использования традиционных и современных средств обучения способствует формированию географической грамотности, развитию культуры географического мышления и поведения обучающихся.
При изучении географии в школе актуальным было и остается и спользование различных количественных данных, статистических материалов. Доказательством этому служит то, что они широко распространены в географии, являются неотъемлемой её частью. Со статистическими данными учащиеся в географии сталкиваются постоянно, так как это различные числовые данные: высоты и глубины, протяженность и ширина, характеристика показателей климата, численность населения, экономические показатели и т.д. Статистика в географии затрагивает абсолютно все ее разделы.
Для успешного освоения предмета, обучающиеся должны уметь ориентироваться в получаемой информации, анализировать ее и делать соответствующие выводы, делать перспективные прогнозы. Особенно велика роль использования статистических материалов в курсе экономической и социальной географии, когда на основе статистики у учащихся формируется и развивается аналитическое мышление, умение связать воедино и объяснить закономерности экономического, социального развития общества с учетом временных периодов.
Вначале под статистикой понимали описание экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 году относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». И в настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.
В XX веке статистику часто рассматривают прежде всего как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных. В 1954 г. академик АН УССР Б.В. Гнеденко дал следующее определение: «Статистика состоит из трёх разделов: (слайд 5)
. Сбор статистических сведений, то есть сведений, характеризующих отдельные единицы каких-либо массовых совокупностей.
. Статистическое исследование полученных данных, заключающееся в выяснении тех закономерностей, которые могут быть установлены на основе данных массового наблюдения.
. Разработка приёмов статистического наблюдения и анализа статистических данных.
Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.(слайд 6)
Использование статистических методов в обучении географии.
В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных. Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности учащихся также необходимо.
Стандарт основного общего образования по географии среди целей обучения географии включает «умение использовать статистические материалы». В соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ реализация данной цели предусмотрена в большинстве разделов изучения географии. Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования предполагает дальнейшее углубление знаний и умений в овладении статистическими методами географических исследований.
Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе.
Статистические методы представляют собой совокупность приёма по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления.
Овладение статистическими методами предполагает следующие умения: .(слайд 7)
*Проводить сбор статистической информации.
*Группировать объекты и явления (производить классификацию и типологию).
*Представлять результаты обработки статистических данных в форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм.
В 10 классе старшеклассники на основе статистики выстраивают причинно-следственные связи, проводят аналитику для получения соответствующего вывода – творческое применение статистических методов. Статистические методы в географии рассматриваются интегрировано с другими учебными предметами, науками.
В ходе изучения экономической и социальной географии учащиеся обучаются, через:
— статистическое наблюдение – сбору первичного статистического материала;
— метод обобщения показателей – характеризовать изучаемые экономические, социальные процессы и явления;
— сравнение – определение степени однородности по одному или нескольким признакам;
— изучение динамики – проведение анализа закономерности, взаимосвязи, масштаба событий; выявления соответствующих факторов, и т.д.(слайд 8)
Данные сборники позволяют использовать на уроках географии при изучении тем последние официальные данные, а не данные учебника 10-тилетней давности, не соответствующие по истечению времени реалиям современности.
При подготовке к уроку учитель проводит анализ и обобщение данных, представленных в сборнике, обрабатывает и компонует их, полученную информацию формирует в удобный вид для предоставления учащимся: таблицы, графики, картограммы, картодиаграммы.
Виды статистических показателей: абсолютные, относительные, структурные. (слайд 9)
* Абсолютные характеризуют итоговую численность единиц совокупности или ее частей, размеры (объемы, уровни) изучаемых явлений и процессов, выражают временные характеристики. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах. (слайд 10)
7 Относительные показатели это цифровые обобщающие показатели, они есть результат сопоставления двух статистических величин. По своей природе относительные величины производны от деления текущего (сравниваемого) абсолютного показателя на базисный показатель. (слайд 11)
9 Структурные дают представление о том, какую долю или процент составляет часть целого. (слайд 12)
Анализ рядов динамики учащиеся могут проводить уже с 6 класса при обработке данных метеорологических наблюдений. Здесь можно вычислить абсолютные приросты (на сколько изменилась температура текущего дня по сравнению с предыдущим или базовым днём), темпы роста (во сколько раз изменилась температура), средние значения ряда динамики (среднемесячные и среднегодовые температуры).
Результаты статистической обработки представляются в виде таблиц, графиков и карт. Полученные результаты работы интерпретируются и анализируются.
К новым формам обучения статистическим методам можно отнести проектную деятельность учащихся по географии, в процессе которой они проводят самостоятельное научное исследование по отдельной теме. Данная форма обучения предполагает следующие виды деятельности: составление программы исследования, статистического инструментария, сбор и обработку полученных данных. Всю процедуру исследований можно представить в виде схемы.
Затем учащиеся приступают к сбору информации в форме заполнения бланков. Существует достаточно большое количество методов получения информации. Учащимся доступны следующие из них: документальный, опросный и непосредственное наблюдение.
Для получения общей картины изучаемого признака рассчитываются средние показатели.
Таким образом, количественные данные можно обработать с помощью различных статистических методов. Их применение позволяет конкретизировать явления, выявлять географические закономерности, создавать проблемную ситуацию на уроке, организовывать частично поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Результатом должно стать повышение интереса к географии, повышение качества обучения.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что статистический материал в географии имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И задача педагога научить школьников правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе ученики могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.
Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География»
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Дата публикации: 09.07.2015
Статья просмотрена: 11053 раза
Библиографическое описание:
Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» / Р. А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/245/ (дата обращения: 28.12.2021).
Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления. Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения. Они выражаются в: натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры); условно-натуральных (тонны условного топлива); стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам) [12].
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение. Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности [4,5].
В курсе физической географии России и физической географии материков и океанов понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей.
Работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектнее при следующих методических условиях: систематической работе с учебником; актуализации межпредметных связей; наличии наглядных описаний климатических явлений; тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»; проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и местности, изменениях параметров поверхностных вод, уровня воды в водоемах и тд.
В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Групповые таблицы основаны на качественной или количественной группировках явлений, например группировка населения по полу или деление населения на городское и сельское [1,2].
Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения студентов приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений; при осуществлении связи теории изучаемого вопроса и его статистическими характеристиками; при использовании межпредметных связей с математическими дисциплинами в ходе построения диаграмм, графиков, проведения вычислительных операций; при привлечении к работе со статистическими материалами текста учебника, карт; при использовании статистических материалов на занятиях в процессе изучения нового материала, а также для закрепления как средства для конкретизации теоретических положений и как базы для обобщений и раскрытия определенных экономико-географических закономерностей. Наибольшее распространение в дисциплинах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба.
Методика использования статистических показателей в географических дисциплинах отличается сложностью и последовательностью. Задачей преподавателя при этом является не просто ввести в систему знаний тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его расчёту и продемонстрировать аналитическое значение, заключающееся в выявлении и раскрытии географических особенностей и закономерностей. Сложность методики обучения студентов работе со статистическими показателями позволяет выделить в ней несколько этапов:
Первый этап – формализация показателя, которая состоит в ведении названия показателя его условного (буквенно-символьного) обозначения. Для облегчения студентам запоминания изучаемого показателя наиболее удачно использовать буквенные обозначения, совпадающие с его названием. Научные названия некоторых статистических показателей, представленных в географических дисциплинах, следует также упростить.
Второй этап – определение показателя и раскрытие целей его применения, что позволит студентам уяснить его сущность и предназначение, то есть сделать его использование в практических целях осознанным. Определение показателя, так же как и его название, не должно быть громоздким и наукообразным, препятствующим пониманию и запоминанию его студентами. Напротив, необходимо его упростить и сделать доступным для запоминания и воспроизведения. Так, общий коэффициент рождаемости может быть обозначен как число родившихся за год в расчёте на 1000 человек годовой численности населения, а сальдо миграции – как разность между численностью иммигрантов и эмигрантов за год (или другой период).
Важно подчеркнуть для студентов и цели применения данного показателя в определённой учебной ситуации, конкретной теме лкции. Чаще всего они сводятся к определению величины (масштаба) или уровня какого-либо явления или признака в совокупности географических объектов, характеристики его территориальных различий или динамики. Преподаватель обязан обозначить, к какой группе абсолютных или относительных показателей относится данный показатель, вместе со студентами определить его аналитическое значение, а впоследствии на примере разобрать его непосредственное использование.
Третий этап – решение математической модели, на которой преподаватель должен представить студентами формулу для исчисления вводимого показателя и определить его единицы измерения. При этом необходимо не только написать формулу соответствующего показателя, но и прочитать её, попросить студентов проделать то же самое. Так, формула для расчёта общего коэффициента рождаемости имеет вид:
а определение звучит как: «коэффициент рождаемости (Кр) – это отношение числа родившихся в стране за год (Р) к годовой численности населения (ЧН), умноженное на 1000, то есть выраженное в промилле (‰)». Необходимо усвоить, что определение показателя и содержание его формулы далеко не совпадают, хотя и вытекают одно из другого. Зная определение, можно составить формулу и, наоборот, умея читать формулу, можно дать определение исчисляемого показателя. К примеру, общий коэффициент смертности – это число умерших за год, приходящееся на 1000 человек годовой численности населения. Зная это определение, студентов могут составить его формулу. Для его расчёта необходимо число умерших людей в стране за год (С) разделить на годовую численность населения (ЧН), и это отношение умножить на 1000, то есть выразить в промилле. Отсюда формула данного показателя имеет вид:
где: Кс – общий коэффициент смертности; С – число умерших за год; ЧН – среднегодовая численность населения.
В формуле порядок написания символов обратен порядку следования элементов показателя в определении. Так, в приведённом примере при написании формулы коэффициента смертности сначала указывает смертность в абсолютном выражении как число умерших (С), потом делят её на численность населения (ЧН), а затем умножают на 1000, чтобы выразить данный показатель в промилле, то есть тысячных долях числа.
Обозначим этот порядок написания формулы цифрами, обозначающими последовательность действий:
При выведении определения из представленной формулы порядок «чтения» символов будет обратным: 1), 3), 2), то есть на первом месте в определении указывают «число умерших», затем «1000 человек годовой численности населения» [6,9].
Аналогичным образом, путём выведения формулы, можно вместе со студентами определить единицы измерения, в которых выражают тот или иной показатель. Если в коэффициенте отношение умножают на 100, то он выражается в процентах (%), если же на 1000 – в промилле (‰). Если же показатель выражается в иных единицах измерения, то их также можно определить вместе со студентами путём логических размышлений.
Четвертый этап – географическая интерпретация статистического показателя, при которой происходит переход от математической модели к реальным географическим условиям. Этот этап является важным в методике обучения студентов статистическим показателям, поскольку в ходе него осуществляется их своеобразная апробация на практике, то есть вычисление конкретных значений показателя по представленным преподавателем или в учебнике данным. Это позволяет не только закрепить теоретические знания, но и сформировать умения расчёта и анализа показателей студентов первоначально совместно с преподавателем, а затем самостоятельно. Для этого необходимо подобрать несколько простейших заданий, которые можно представить в виде элемента практической работы. Например, рассчитать по выведенной формуле плотность населения крупных регионов (материков или территорий) и сравнить их между собой и со среднемировой величиной. Помимо расчёта, студентам можно предложить отобразить найденные величины в графической или картографической форме.
Одним из эффективных способов использования приёма расчёта статистических показателей в географических дисциплинах являются вычислительные географические задачи. Цель их применения – ознакомить студентов с методами географического анализа на основе расчёта статистических показателей, характеризующих изучаемые явления и объекты. При этом возможно выделить несколько принципиальных типов таких задач: расчёт относительных показателей, исходя из абсолютных величин; перевод относительных данных в абсолютные; определение изменения величины статистического показателя при реализации заданных условий [7,10].
Использование демографических задач в качестве одной из форм приёма по расчёту статистических показателей – средство не только закрепления знаний студентов по обучаемым дисциплинам, но и расширение их научного кругозора. Оно вносит в процесс обучения элементы микрогеографических исследований. При этом все типы задач должны быть адаптированы к уровню знаний студентов и могу при необходимости усложняться, комбинируя несколько показателей одновременно.
Текстовой способ представления статистической информации заключается в письменном анализе величин найденных показателей. Он является достаточно громоздким и трудоёмким, так как требует от студентов много учебного времени, но в то же время развивает логические способности студентов, учит их последовательно и научно грамотно излагать свои мысли, делать выводы, основываясь на значениях определённых ими статистических показателей.
Наиболее компактной и более формой изложения количественных данных в географических дисциплинах являются статистические таблицы. Они представляют собой систему строк и столбцов (граф), в которых в определённом порядке излагается статистическая информация. Простые таблицы, где дан общий перечень географических объектов или элементов рассматриваемого явления, дают основание для сравнения их между собой. Групповые таблицы содержат несколько групп изучаемых объектов, выделенных по качественному или количественному признаку, что позволяет охарактеризовать структуру изучаемой совокупности, например, население – по полу, возрасту, этнической принадлежности, вероисповеданию; предприятий – по отраслям экономики, формам собственности, численности занятых.
Наиболее наглядной формой отображения статистических данных является графическая, выраженная графиками и диаграммами. Представление о них закладывается у студентов при изучении высшей математики и картографического черчения, а развивается и дополняется при изучении остальных географических дисциплин. Графики иллюстрируют положение объекта и его параметров в системе координат. Наиболее употребимы они для отображения динамики величины статистических показателей, характеризующего определённый признак во времени, например, рост численности населения, изменение среднемесячной температуры воздуха в течение года [8,11].
В изучении бакалаврами географических дисциплин применяются и специфические формы графических изображений, одновременно сочетающие в себе особенности и графиков, и диаграмм. Таковыми являются климатодиаграммы и половозрастные пирамиды, а также системы графиков разнонаправленных явлений, построенные в одной координатной плоскости и позволяющие проследить их взаимосвязанный ход. Первые представляют собой столбиковые линейные диаграммы, построенные в системе координат и дающие сведения о количестве осадков по месяцам года. Они сочетаются с линией графика, отражающей динамику среднемесячной температуры воздуха в течение года в данном населённом пункте. Такое сочетание диаграммы осадков с графиком температуры воздуха позволяет не только дать анализ последовательного их хода по месяцам, но и выявить особенности распределения по сезонам года, а в итоге определить тип климата, присущий данной местности.
Половозрастная пирамида имеет важное аналитическое значение, поскольку наглядно показывает соотношение полов по возрастным группам населения, а следовательно, на их основе отражает особенности как половой, так и возрастной структуры населения. Для её построения по вертикальной оси через равные промежутки откладывают возраст в виде возрастных интервалов (например, 0 – 5, 5 – 10, 10 – 15 и так далее), а по горизонтальной – влево численность или долю мужчин, а вправо – женщин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы в соответствии с имеющимися данными откладывают свою линейную диаграмму, «нанизывая» их друг за другом снизу доверху – от основания пирамиды до её вершины. Возможность применения половозрастных пирамид в географии связано также с тем, что считанные с неё количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчётов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и интерпретации.
Среди картографических изображений для представления статистических данных наиболее широко используются картограммы и картодиаграммы. Картограммы находят своё применение при отображении, в основном, относительных статистических показателей, характеризующих, к примеру, плотность населения по отдельным административно-территориальным единицам государства, уровня урбанизации, обеспеченность пашней или транспортной сетью, среднедушевое производство электроэнергии. В них статистические данные отображаются с помощью различной штриховки или окраски территориальных единиц в соответствии с выбранной шкалой распределения величины количественного показателя. Картодиаграммы, напротив, в основном отображают абсолютные данные – численность населения отдельных административно-территориальных единиц, объём добычи нефти, выплавку чугуна. При их построении внутри каждой территориальной единицы величина соответствующего показателя отображается посредством диаграммной фигуры, размер которой пропорционален размеру изучаемого признака. При работе со статистическими картами студенты должны освоить приёмы их чтения и построения по заданным цифровым значениям показателя, что позволяет активно их использовать [3].
Обучение статистическим методам должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Необходимо применять наряду с цифровыми данными и наглядные методы обучения: диаграммы, картограммы, климатограммы и так далее. Наглядное представление величин позволяет проще осмыслить и понять смысл приводимых статистических данных. Также помогает намного лучше понять и запомнить новый материал использование разнообразных приёмов подачи этого материала, что хорошо видно на примере прочтения и написания различных формул.
Статистический материал в преподавании географических дисциплин имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И задача преподавателя научить студентов правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе студенты могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем.
1. Гакаев Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. №3(3).С.4-7.
2. Гакаев Р.А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. // Научное обозрение. 2014. №4.
3. Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5-8.
4. Галай И.П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.
5. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
6. Екеева Э.В. Методы географических исследований. Учеб. пособие. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.- 48 с.
7. Жучкова В.К. Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Академия, 2004.
8. Иванов, Ю.А.Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
10. Клицунова Н.К. Методы географических исследований. В 2-х ч. Часть 1. Методы физико-географических исследований. Минск: БГУ, 2008. — 124 с.
11. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009.
Похожие статьи
Статистическое исследование занятости населения Российской.
Ключевые слова: занятость населения, показатели вариации, структура занятости населения, динамика численности.
На рисунке 1 представлен график изменения численности занятого населения. Рис.1. Численность занятого населения России, тыс. чел.
Статистическое исследование занятости населения России
Ключевые слова: занятость, структура занятого населения, динамика численности занятых, сезонные колебания, тренд, прогнозирование. Одна из основных задач экономической статистики состоит в изучение текущих данных о занятости, безработице.
Статистический анализ основных показателей системы высшего.
Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального
Численность студентов— всего, тыс. человек. в том числе по формам обучения. На 10000 человек населения приходилось студентов.
Значение статистики и её использование на транспортных.
Первым делом статистика обеспечивает информацией о состоянии транспортного рынка: данные о реальном состоянии развития отраслей экономики, пользующиеся транспортными услугами, численность населения, развитие видом транспорта.
Статистическая оценка демографических факторов развития.
Полезная информация. Спецвыпуски.
Аналитические показатели численности постоянного населения Республики Узбекистан за 1991-2015гг.
Оказалось, что численность населения трудоспособного возраста к 2025 г. при условии реализации.
Анализ изменения возрастных показателей рождаемости.
численность населения, демографическая статистика, рождаемость, миграция, состав населения. Смертность населения как социальное явление. Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти (число умерших на 100 000 человек населения) в.
Статистический анализ уровня жизни населения России
Полезная информация.
Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек.
Оценка динамики численности населения Калининградской.
Ключевые слова: численность населения, занятность, безработица, рынок труда Калининградской области, статистический анализ трудовых ресурсов, проблема рынка труда Калининградской области.
Применение экономико-статистических методов анализа.
Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ. Оценка динамики численности населения Калининградской. Темпы роста и прироста населения Калининградской области.
Похожие статьи
Статистическое исследование занятости населения Российской.
Ключевые слова: занятость населения, показатели вариации, структура занятости населения, динамика численности.
На рисунке 1 представлен график изменения численности занятого населения. Рис.1. Численность занятого населения России, тыс. чел.
Статистическое исследование занятости населения России
Ключевые слова: занятость, структура занятого населения, динамика численности занятых, сезонные колебания, тренд, прогнозирование. Одна из основных задач экономической статистики состоит в изучение текущих данных о занятости, безработице.
Статистический анализ основных показателей системы высшего.
Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального
Численность студентов— всего, тыс. человек. в том числе по формам обучения. На 10000 человек населения приходилось студентов.
Значение статистики и её использование на транспортных.
Первым делом статистика обеспечивает информацией о состоянии транспортного рынка: данные о реальном состоянии развития отраслей экономики, пользующиеся транспортными услугами, численность населения, развитие видом транспорта.
Статистическая оценка демографических факторов развития.
Полезная информация. Спецвыпуски.
Аналитические показатели численности постоянного населения Республики Узбекистан за 1991-2015гг.
Оказалось, что численность населения трудоспособного возраста к 2025 г. при условии реализации.
Анализ изменения возрастных показателей рождаемости.
численность населения, демографическая статистика, рождаемость, миграция, состав населения. Смертность населения как социальное явление. Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти (число умерших на 100 000 человек населения) в.
Статистический анализ уровня жизни населения России
Полезная информация.
Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек.
Оценка динамики численности населения Калининградской.
Ключевые слова: численность населения, занятность, безработица, рынок труда Калининградской области, статистический анализ трудовых ресурсов, проблема рынка труда Калининградской области.
Применение экономико-статистических методов анализа.
Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ. Оценка динамики численности населения Калининградской. Темпы роста и прироста населения Калининградской области.