Что такое стационарное рабочее место для обособленного подразделения
Обособленные подразделения: когда налоговики могут утверждать, что они есть
Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).
В каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).
Понятие обособленного подразделения
– представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);
– филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми.
Признаки обособленного подразделения
1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;
2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.
Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702).
Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков.
При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Оборудование рабочих мест
Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).
Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03‑02‑07/1/23401).
А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 26.03.2014 № 03‑02‑07/1/13157, от 17.07.2013 № 03‑02‑07/1/27861).
В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.
Территориальная обособленность
То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03‑02‑07/2-73).
Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969, от 25.10.2016 № 03‑02‑07/1/61934, от 17.06.2016 № 03‑02‑07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.
Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03‑02‑07/1/51191).
Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443‑ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.
Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).
На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03‑02‑07/1/26374).
Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.
В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Когда место будет стационарным
О рганизации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально удаленное от организации подразделение, если по месту его нахождения оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Между тем вопрос, является ли конкретное рабочее место стационарным, до сих пор вызывает ожесточенные споры. Посмотрим, что думают по этому поводу чиновники.
Признаки стационарного рабочего места
Понятие рабочего места в НК РФ не прописано, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).
Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).
Рабочее место, созданное на срок более одного месяца, считается стационарным (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Под оборудованием стационарного рабочего места обычно подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-346, от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449.
Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:
Обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485).
Если создано только одно место
Создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения. На это было указано в письмах Минфина России от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211, МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912, УФНС России по г. Москве от 20.10.2010 № 16-15/110055 и от 31.03.2010 № 16-15/033302@.
Дело в том, что определение обособленного подразделения, приведенное в ст. 11 НК РФ, одним из критериев которого значится оборудование стационарных рабочих мест, поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе.
Командировки
Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).
Чиновники утверждают, что форма организации работ (командировка или иная), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, № 03-02-07/1-249, от 24.09.2010 № 03-02-07/1-425, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@.
Среди налоговиков бытует мнение, что выполнение работ на объекте, находящемся вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию стационарных рабочих мест. По нашему мнению, создание рабочего места на какой-то территории возможно лишь в случае, если в отношении него организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования).
Арбитры установили, что доказательства наличия объектов недвижимости на праве собственности либо аренды (или ином праве), по месту которых могли быть оборудованы рабочие места, не представлены. При этом направление работников общества в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).
Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет деятельность, отправляя работников в командировку, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств (письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181).
Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А05-9705/2009).
Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (письма Минфина России от 25.12.2009 № 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176). Однако однозначный вывод можно сделать, только если продолжительность работ в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).
Помните, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговой инспекцией (п. 9 ст. 83 НК РФ).
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011 прозвучало, что понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает значения форме организации работ (в данном случае командировке), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.
Охранные предприятия
Неоднозначен вопрос и о частных охранных предприятиях (далее – ЧОП). Спор возникает по поводу законности признания постов охраны обособленными подразделениями.
Здесь хотелось бы напомнить, что согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. По нашему мнению, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением.
Суд отметил, что охранное предприятие не арендует на территории заказчика рабочие места – помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах. При этом в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не имеет возможности контролировать своих работников. Таким образом, посты охраны не отвечают критериям рабочего места. Указанный вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2011 по делу № А27-15865/2010 и от 08.08.2011 по делу № А27-15867/2010, Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.
Минфин России в письме от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238 также указал, что если на постах охраны отсутствует имущество, принадлежащее ЧОП, заказчик создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением.
Дистанционные работники
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовой функции вне места нахождения работодателя и его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя. При этом взаимодействие работодателя и работника осуществляется через Интернет либо иные информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ).
Как видите, в определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных показателей обособленного подразделения организации (письма Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829 и от 01.07.2013 № 03-02-07/1/24992).
Надомники
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ч. 1 ст. 310 ТК РФ).
Для нас представляет интерес письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129. Чиновники напомнили, что в соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может.
В разъяснениях Минфина России, данных в письме от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334, также прозвучало, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации.
Однако в более поздних письмах чиновники уходили от ответа на вопрос об обособленном подразделении по месту жительства надомника, отмечая лишь, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Речь здесь идет о письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, от 05.05.2012 № 03-02-07/1-109.
При этом в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-252 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449, упомянуто, что на основании ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.
Арбитры согласились с мнением, изложенным в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, о том, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 № КА-А40/15062-10).
Рабочее место надомника не является обособленным подразделением, т.к. указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации. Тем не менее подобная позиция может привести к судебным спорам с налоговыми органами.
Банкоматы
Банкомат – это электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения операций без участия уполномоченного работника кредитной организации (п. 1.3 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»).
Как видите, банкомат не подпадает под определение рабочего места и поэтому не является обособленным подразделением организации (письмо ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@).
Склад
Налоговики не делают никаких скидок для складских помещений организаций. К примеру, в письме Минфина России от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15 сказано, что если адреса офисного и складского помещений отличаются, то при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ, это может привести к созданию обособленного подразделения организации.
Если же место нахождения склада организации территориально не обособлено от места нахождения организации, то в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения (письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).
Разъездная работа
Разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок (курьерами, торговыми агентами, почтальонами и т.д.). При этом не редкость, когда организации заключают трудовые договоры с работниками для разъездной работы в других городах либо субъектах РФ. В связи с этим появляется вопрос: возникают ли обособленные подразделения по месту выполнения трудовой функции каждого из этих работников?
Если указанные работники не будут осуществлять деятельность в офисе организации, то речи о создании стационарных рабочих мест идти не может. Ведь под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письма Минфина России от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743 и от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192). Так что в нашем случае оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности не возникает (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50 и от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265).
Вахтовики
Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Вахтовый метод применяют при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).
Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. На это указано в п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82.
Форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (письма Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 № 03-02-07/1-279, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114). Так что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места ее нахождения в срок, превышающий один месяц, это приведет к созданию обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@). С учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250).
В Таблице ниже см. ответственность за нарушения, связанные с несвоевременной регистрацией обособленного подразделения.