Что такое статус учреждения
Что такое статус учреждения
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Учреждение, созданное до 01.09.2014 несколькими лицами, не подлежит ликвидации и может быть (за исключением госучреждения или муниципального учреждения) преобразовано в АНО или фонд.
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Административно-правовой статус государственных учреждений: понятие, элементы, особенности
Киселев А.В., аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Вятского государственного гуманитарного университета.
Общее понятие учреждения как одного из видов некоммерческих организаций дается в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
На основе соответствующих норм Гражданского кодекса РФ был принят и введен в действие Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Он регламентирует специальный гражданско-правовой статус государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в социально-культурной сфере, то есть их правовое положение в гражданских правоотношениях.
Содержащееся в ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ понятие бюджетного учреждения определяет правовое положение государственного и муниципального учреждения как субъекта финансовых, а именно бюджетных правоотношений.
В то же время названные выше нормы гражданского и бюджетного законодательства не определяют и не могут определять административно-правовой статус учреждений, то есть их правовое положение в административных правоотношениях.
Административно-правовой статус государственных учреждений в настоящее время законодательно не урегулирован. В частности, в административном законодательстве не определено понятие государственного учреждения как субъекта административно-правовых отношений, не урегулированы правовые основы взаимоотношений между государственными учреждениями и органами исполнительной власти, в систему которых эти учреждения входят. Например, сегодня в законодательстве отсутствуют четкие правовые схемы взаимоотношений между Министерством образования и науки РФ и образовательными учреждениями, входящими в его систему, между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и медицинскими учреждениями, входящими в систему этого Министерства. В то же время в административно-правовой науке не разработана теория административно-правового статуса государственных учреждений, не определены возможные подходы к правовому регулированию взаимоотношений между учреждениями и соответствующими органами исполнительной власти.
Между тем большинство федеральных государственных учреждений и государственных учреждений субъектов РФ образуются соответствующими органами исполнительной власти, находятся в их ведении и являются активными и во многих случаях властвующими субъектами административных правоотношений. Данное обстоятельство требует четкого определения как в науке административного права, так и в федеральном административном законодательстве места и роли государственных учреждений в административных правоотношениях, нормативного разграничения гражданско-правового и административно-правового статуса государственных учреждений.
Исходя из анализа федерального законодательства, регулирующего деятельность государственных учреждений, попытаемся определить общее понятие государственного учреждения как субъекта административного правоотношения и основы административно-правового статуса государственных учреждений.
Прежде всего необходимо отметить, что в административных правоотношениях в отличие от гражданских государственные учреждения не идентифицируются с государственными органами, в том числе и с органами исполнительной власти. По смыслу п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ к числу учреждений как субъектов гражданских правоотношений следует относить не только организации, осуществляющие социально-культурные и иные функции некоммерческого характера, но и организации, выполняющие управленческие функции, т.е., по существу, функции публичного управления. Функции же публичного управления могут осуществлять лишь государственные органы и органы местного самоуправления. Следовательно, в гражданских правоотношениях указанные органы относятся к числу учреждений и именно в этом правовом качестве вступают в данные правоотношения. Иная картина в административных правоотношениях.
См., например: Козлов Ю.М. Органы государственного управления. М.: Госюриздат, 1960. С. 18; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В трех томах. Т. 1. М.: Норма, 2002. С. 197.
С учетом этого предварительного замечания сформулируем общее понятие государственного учреждения как субъекта административного правоотношения.
С нашей точки зрения, под государственным учреждением как субъектом административных правоотношений следует понимать государственную некоммерческую организацию, не являющуюся государственным органом, действующую в системе определенного федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ и находящуюся в ведении этого органа либо состоящую с ним в координационных связях, обеспечивающую реализацию финансово-экономической, социально-культурной и правоохранительной функций государства посредством организации управления определенными объектами и территориями, оказания содействия органам исполнительной и судебной власти в реализации имеющейся у них компетенции, исполнения принимаемых указанными органами решений, оказания физическим и юридическим лицам государственных услуг социально-культурного и иного характера и наделяемую в необходимых случаях в целях выполнения указанных функций отдельными государственно-властными полномочиями.
Далее рассмотрим понятие и элементы административно-правового статуса государственных учреждений.
См., в частности: Административное право России. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. П.И. Кононова. М., 2006. С. 88.
См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2006. С. 155.
По нашему мнению, административно-правовой статус организации, в том числе и государственного учреждения, представляет собой правовое положение организации в административных правоотношениях. Анализ административно-правового статуса организации дает нам представление о том, каковы место и роль этой организации в административных правоотношениях, в каких юридических связях находится эта организация с другими субъектами указанных отношений. С учетом специфики государственных учреждений, являющихся государственными организациями и выполняющих общезначимые публичные функции, в структуру их административно-правового статуса, с нашей точки зрения, необходимо включать следующие основные элементы:
место государственного учреждения в системе федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ: подведомственность (подчиненность) конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;
сфера деятельности государственного учреждения;
цели его создания и деятельности;
публичные задачи, решение которых возлагается на государственное учреждение;
публичные функции, выполняемые государственным учреждением;
его административные права в соответствующей сфере деятельности;
его административные обязанности в соответствующей сфере деятельности;
публичная юридическая ответственность государственного учреждения за совершенные им в рамках административных правоотношений правонарушения.
Именно эти наиболее важные параметры организации и деятельности государственного учреждения позволяют достаточно точно и полно определить правовой статус любого государственного учреждения как субъекта административных правоотношений.
Рассмотрим каждый из обозначенных нами элементов.
Место государственного учреждения в системе органов исполнительной власти. Как показывает анализ федерального административного законодательства, в зависимости от характера взаимосвязи с органами исполнительной власти все государственные учреждения можно подразделить на два вида:
Сфера деятельности государственного учреждения. Любое государственное учреждение функционирует в определенной сфере жизни общества, требующей соответствующего специального государственного регулирования. Как видно из анализа федеральных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность федеральных государственных учреждений, такие учреждения функционируют в сфере транспорта и дорожного хозяйства, природопользования, здравоохранения и социального обслуживания, социального страхования, культуры, образования и науки, обороны, в правоохранительной сфере.
Цели создания и деятельности государственного учреждения. Основной наиболее общей целью создания и деятельности государственных учреждений, согласно положениям и уставам конкретных федеральных государственных учреждений, является обеспечение реализации в пределах предоставленной им компетенции государственной политики в соответствующей сфере функционирования общества из числа названных выше. Федеральная государственная политика в соответствующей сфере жизни общества определяется компетентными органами исполнительной власти, в частности Правительством РФ и федеральными министерствами, а реализация этой государственной политики осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти, в частности федеральными службами и федеральными агентствами, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями. Необходимость создания государственных учреждений в некоторых сферах жизни общества обусловливается тем, что органы исполнительной власти, функционирующие в этих сферах, не способны в полной мере, до конца реализовать государственную политику. Они, в частности, не имеют возможности непосредственно управлять финансовыми ресурсами и имуществом, оказывать определенные государственные услуги в соответствующих сферах жизни общества, организовывать работу конкретных объектов экономической, социально-культурной, военной и правоохранительной инфраструктуры. Например, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование в таких сферах, как образование, культура, здравоохранение, не способны оказывать гражданам соответствующие бесплатные и платные государственные услуги, не имеют возможности непосредственно взаимодействовать с населением. Такие услуги могут быть оказаны только соответствующими государственными образовательными учреждениями, культурными и лечебно-профилактическими учреждениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственные учреждения соответствующего вида создаются для реализации государственной политики в определенных сферах жизни общества посредством обеспечения оперативного управления государственными финансами и имуществом, оказания государственных услуг в этих сферах, организации исполнения нормативных и индивидуальных правовых актов, изданных (принятых) компетентными органами исполнительной власти.
организация эффективного управления государственным имуществом в соответствующей сфере;
организация учета государственного имущества и контроля за его использованием в соответствующей сфере;
удовлетворение потребностей государства, физических и юридических лиц в общезначимых работах, услугах, научных исследованиях в соответствующей сфере;
обеспечение безопасности государства и общественной безопасности в соответствующей сфере;
организационно-правовое и материально-техническое обеспечение нормального функционирования органов исполнительной власти в соответствующей сфере;
обеспечение исполнения нормативных и индивидуальных правовых актов, иных решений органов исполнительной и судебной власти в соответствующей сфере.
Перечисленные задачи являются наиболее общими задачами всех государственных учреждений, в рамках которых отдельно взятые государственные учреждения решают частные задачи, возложенные на них в уставах этих учреждений.
Основные направления публичной деятельности государственного учреждения и их содержание определяются той сферой жизни государства и общества, в которой функционирует это учреждение, целями, для достижения которых оно создано, и возложенными на него задачами. С учетом этих факторов на основе анализа уставов конкретных государственных учреждений представляется возможным выделить следующие группы и виды наиболее общих функций, то есть основные направления публичной деятельности всех государственных учреждений.
осуществление оперативного управления находящимися в ведении учреждения объектами и имуществом;
организация выполнения специальных работ и оказания специальных услуг в сфере деятельности учреждения;
ведение государственного учета (реестров, кадастров) объектов, эксплуатируемых в сфере деятельности учреждения (транспортных средств, водных биологических ресурсов и т.п.);
разработка и ведение специальной документации, создание информационных фондов, относящихся к сфере деятельности учреждения;
выдача лицензий и иных специальных разрешений на выполнение работ, оказание услуг или на совершение иных действий в сфере деятельности учреждения;
согласование проектно-технической и иной документации на выполнение работ и оказание услуг в сфере деятельности учреждения.
выполнение специальных видов работ в сфере деятельности учреждения (природно-восстановительных, аварийно-спасательных, метрологических и т.п.);
оказание специальных видов услуг в сфере деятельности учреждения (образовательных, медицинских, социальных, культурных, консультационных и т.п.);
осуществление специальных фундаментальных и прикладных научных исследований и проведение специальных экспертиз в сфере деятельности учреждения.
осуществление специального наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов, функционирующих в сфере деятельности учреждения;
организация охраны объектов, функционирующих в сфере деятельности учреждения;
осуществление контроля (надзора) за соблюдением физическими и юридическими лицами специальных норм и правил, применяемых в сфере деятельности учреждения;
осуществление административно-технического расследования происшествий и инцидентов на объектах, функционирующих в сфере деятельности учреждения;
применение мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения в сфере деятельности учреждения;
осуществление производства по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами в сфере деятельности учреждения;
оказание содействия правоохранительным органам исполнительной власти, органам прокуратуры и судам в реализации возложенных на них функций по борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, профилактике преступлений и административных правонарушений, правовой охране интеллектуальной собственности.
В рамках указанных общих функций отдельно взятые государственные учреждения с учетом целей их создания и решаемых ими частных задач выполняют частные функции, перечень которых определяется в соответствующих нормативных правовых актах и (или) в уставах этих учреждений.
Все действующие в России государственные учреждения могут быть сгруппированы в зависимости от того, какие именно виды функций являются для них доминирующими, основными. На основании указанного критерия представляется возможным выделить следующие группы государственных учреждений.
К числу таких учреждений относятся прежде всего государственные социально-культурные учреждения. Социально-культурные учреждения не осуществляют внешне властную управленческую деятельность в отношении не подчиненных им организационно субъектов.
Административные права и административные обязанности государственного учреждения в соответствующей сфере деятельности. Административное право государственного учреждения представляет собой установленную нормами административного права возможность совершения этим учреждением определенного юридически значимого действия, необходимого для реализации возложенных на него публичных задач и функций.
Административная обязанность государственного учреждения представляет собой установленную нормами административного права необходимость совершения этим учреждением определенного юридически значимого действия в целях реализации возложенных на него публичных задач и функций.
Объем, виды и содержание административных прав и обязанностей определяются местом этого учреждения в системе исполнительной власти, решаемыми им задачами и выполняемыми им в этой сфере функциями. По объему и видам административных прав и обязанностей можно выделить два вида государственных учреждений.
Таковы, с нашей точки зрения, общие основы административно-правового статуса государственных учреждений, функционирующих в настоящее время в Российской Федерации. В целях нормативного закрепления указанных основ и обеспечения единообразного правового регулирования деятельности государственных учреждений как субъектов административных правоотношений представляется необходимым подготовить и принять специальный Федеральный закон «О государственных учреждениях в Российской Федерации». В данном Законе, по нашему мнению, необходимо сформулировать общее понятие государственного учреждения, определить виды государственных учреждений, их задачи, функции, административные права и обязанности, правовые основы взаимоотношений с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Основные положения об учреждениях
Это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач.
Одной из распространенных форм некоммерческих организаций является учреждение. Порядок его создания и деятельности определен в ст. 123.21 – 123.23 ГК, а также законом «О некоммерческих организациях». Помимо этих норм, статус и виды таких организаций регулируют положения специальных законов.
Понятие и основные особенности учреждения
Общая характеристика, включая понятие учреждения, дана в ст. 123.21 ГК. Однако определение, предусмотренное этой нормой нельзя назвать полным. Чтобы получить исчерпывающее понятие, требуется рассмотреть основные признаки этой организации.
Основные особенности учреждений
Учреждение имеет следующие основные черты:
Учитывая эти признаки, можно сформулировать следующее определение.
Учреждение – это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления.
Правоспособность учреждения
Правоспособность учреждения ограничивается возможностями вести деятельность, соответствующую функциям. Помимо управления и социально-культурной сферы, это может быть образование (многие школы созданы в форме муниципальных учреждений, а ВУЗ представляет государственное учреждение). Другим распространенным примером служат исправительные учреждения.
Правоспособность учреждения тесно связана с необходимостью обслуживания тех или иных потребностей его учредителя. Если говорить о государстве или муниципальных образованиях, то создание таких организаций прямо связано с реализацией тех или иных функций публично-правовых структур. Функция поддержки медицины осуществляется через такое бюджетное учреждение, как больница и поликлиника, а функция общественной безопасности – через исправительные учреждения.
Дополнительным ограничивающим правоспособность фактором является нахождение имущества у таких организаций на праве оперативного управления. Оно требует согласия собственника на совершение сделок.
Учреждениями может извлекаться материальная выгода. Однако она должна иметь источники, которым соответствует тип деятельности. Примером служат образовательные учреждения, которые могут оказывать платные услуги по обучению.
Виды учреждений
Согласно классификации, предусмотренной ГК РФ, среди таких организаций выделаются:
Критерием разделения является статус учредителя (собственника переданного имущества). К первым принадлежат любые частные лица, а ко вторым и третьим публично-правовые образования.
Особенности частных учреждений
Этот тип организаций не имеет каких-либо больших особенностей, отличающих его от общих положений об учреждении. Оно создается в целях реализации социально-культурных функций. Примером может быть такой вид учреждения как частная картинная галерея или музей.
Требования к числу участников также дублируют общие положения и не допускают более 1-го учредителя.
Частное учреждение функционирует на средства собственника полностью или частично. Первый вариант предусмотрен при отсутствии собственных доходов, а второй при наличии приносящей выгоду деятельности.
Если у собственника возникнет необходимость привлечь в частное учреждение дополнительные ресурсы, он может преобразовать его в другой тип некоммерческой организации (АНО или фонд).
Особенности учреждений, создаваемых публично-правовыми образованиями
Такие виды учреждений, как муниципальные или государственные создаются решениями уполномоченных органов власти. Нормами ГК, помимо категории «вид учреждения», устанавливает понятие «тип муниципального или государственного учреждения». Ч. 1, ст. 123.22 ГК перечисляет их. Согласно этой норме муниципальное или государственное учреждение может иметь следующий тип:
Казенные учреждения
Определение казенного учреждения дает бюджетное законодательство. Ст. 6 БК понимают под ним организацию, оказывающее государственные или муниципальные услуги, либо исполнение соответствующих функций в целях, связанных с реализацией полномочий публично-правового образования, имеющее бюджетное финансирование.
Бюджетные учреждения
Бюджетные учреждения описаны в ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях». Ими признаются юрлица, создаваемые публично-правовыми субъектами для реализации полномочий в сферах науки, образования и культуры, а также здравоохранения, соцзащиты, спорта, занятости граждан и в иных сферах, действующие на основании государственных или муниципальных заданий, с правом оказания платных услуг сверх них.
Они не вправе распоряжаться недвижимостью и полученным за счет собственника ценным имуществом. Однако, если последнее приобретено на собственные доходы, то оно может быть реализовано.
Автономные учреждения
Этот тип урегулирован законом «Об автономных учреждениях». Положения ст. 2 и 3 этого документа позволяют определить его следующим образом. Автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная публично-правовым субъектом для реализации своих функций в различных сферах, обладающая правом распоряжаться переданным имуществом, за исключением недвижимых вещей и ценных движимых предметов.
Правоспособность автономного учреждения предполагает совершение сделок с имуществом собственника. В качестве ограничений выступает недвижимость и ценные предметы. В качестве примера последних можно указать предметы искусства или другие раритеты.
Особенности ответственности учреждений
Если речь идет о частном учреждении, то положения закона ограничивают его ответственность теми денежными средствами, которые находятся в кассе или на счетах. Однако их может оказаться недостаточно. В этом случае, кредитор вправе привлечь собственника, на которого распространяется материальная субсидиарная ответственность по таким обязательствам.
Положения, касающиеся казенных учреждений, предполагают аналогичные правила. В случае недостаточности денежных средств, материальная субсидиарная ответственность возлагается на собственника. При этом, ее несут РФ, субъект РФ, либо муниципальное образование, а не орган осуществляющий полномочия учредителя (создатели).
Ответственность бюджетного учреждения распространяется не только на денежные средства, но и на все находящееся на праве оперативного управления имущество.
Положения ст. 123.22 ГК вводят запрет на обращение взыскания на особо ценное движимое имущество, переданное решениями участников, а также на недвижимость, вне зависимости от способов его приобретения.
Материальная субсидиарная ответственность участников при недостаточности имущества бюджетных учреждений возможна только в случает причинения вреда гражданам. Ее также несут публично-правовые образования.
Претензии кредиторов автономных учреждений можно удовлетворять за счет переданного ему имущества. Если недвижимость или ценные движимые вещи были получены от участников, либо куплены на средства учредителя, на них не обращается взыскание. Материальная субсидиарная ответственность собственника возможна в случаях причинения вреда гражданам.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Частное учреждение
Особенность оказания услуг частным учреждением своему учредителю Построение договорных отношений
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении гражданско-правового договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Надо иметь в виду, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). Однако в некоторых случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Если в договоре отсутствует такое условие, то он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. При этом окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
ГК РФ предусмотрены различные виды гражданско-правовых договоров. К ним относятся договоры подряда, договоры аренды, договоры возмездного оказания услуг и другие.
В соответствии с п. 1 ст. 209 и ст. 208 НК РФ выплаты по договорам гражданско-правового характера признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом налог удерживается по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
На основании п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам, признаются объектом обложения единым социальным налогом (ЕСН). Однако в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, согласно п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу по договору гражданско-правового характера или авторскому договору, не включается.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). На это указывает абз. 3 п. 1 ст. 236 НК РФ.
Не признаются объектом обложения ЕСН суммы, выплаченные по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации-страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Не признаются объектом обложения страховыми взносами суммы, выплаченные по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Гражданско-правовым договором может быть установлена уплата страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная возможность предусмотрена п. 1 ст. 5 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которому физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В связи с этим взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организации следует начислять по ставкам, применяемым ею для штатных сотрудников по трудовым договорам.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения согласно ст. 20 НК РФ признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
— одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
— лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Если в ходе проверки правильности применения цен по гражданско-правовому договору между организацией и учредителем этой организации окажется, что цена, указанная в этом договоре, более чем на 20% отклоняется от рыночной цены на идентичные (однородные) товары, работы или услуги, налоговый орган может доначислить налоги и пени исходя из рыночной цены и оштрафовать организацию (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Следует иметь в виду, что указанное правило распространяется на любые налоги, исчисление которых зависит от применяемых организацией-налогоплательщиком цен, а именно на налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другое.
Данное положение подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.2009 по делу N А82-8508/2008-20, ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2009 по делу N А11-10401/2008-К2-18/524.
Таким образом, при заключении договора гражданско-правового характера с учредителем организации необходимо правильно оформить договор, то есть так, чтобы цена в договоре не отклонялась от рыночной более чем на 20%.