Что такое статусный портрет
Статусный набор (портрет) индивида
Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писа ными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное опре деление статуса, которое фиксируется в должностных инст рукциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формаль но не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инст рукций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязан ностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридичес кими законами.
Кратко четыре параметра статуса мы будем выражать од ним термином – позиция. Таким образом, статус – это пози ция индивида в группе и/или обществе:
Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, то есть сообществе знакомых людей) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе – совокупность социальных статусов. Личный статус – это позиция человека в семье, спортивной коман де, бригаде, кругу друзей и т.д. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. Напротив, социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благода ря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда – пример межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые. Напро тив, статусы генерал или православный, будучи социальны ми статусами, распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.
Различия между двумя видами статусов – социальными и личными – хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» – это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он – любимый сын. А в другой – он совсем не люби мый, и в обществе он – не любимый сын. А вот позиция «стар ший сын» – это характеристика общественная, или соци альная.
Что такое «старший сын»? В зависимости от того, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделя ют статус «старший сын», по-разному выстраивается эконо мический, политический и социальный режим данного обще ства. Например, система майората в Англии.
Наследство передавалось только старшему сыну, а в Рос сии оно делилось поровну. Значит, материальное право на получение своей доли имели все сыновья. Поэтому, когда крестьянин, как член общины, заявлял перед сходкой: «Вот у меня выросли два сына», то из общинного земельного фонда, который и так был весь разбит на крестьянские поля, нарезали еще этим двум повзрослевшим сыновьям. Поче му? Потому что, если не будет земли, им негде будет приме нять свой труд, значит они не смогут кормить свои семьи. А вне этой общины негде было взять землю, всю землю в те чении веков уже обработали. И получается, что сходка дол жна от чей-то земли нарезать и прибавить им. И вот у нас так складывалась система чересполосицы, то есть у одной семьи в этом месте был маленький кусочек и еще где-то. И каждому нужно было обеспечить средства к существованию. А что делалось при неравном распределении земельного фонда в Англии? Вот сидит какой-то граф и говорит: «О, у меня три сына. Так, старший сын наследует все имущество, а два других пусть идут в наемные работники». Так появлялся средний класс, то есть класс образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. и т.п. И каждый из них ждал, когда умрет старший. Если умирал старший брат, то следующий автоматически наследовал неделимое иму щество. И благодаря тому, что имения земельные в Англии не дробились, в конце концов появлялись крупные феода лы, имения которых были сопоставимы с имениями короля. У него были такие же экономические возможности, такая же прибыль, и такая же армия. Король являлся первым среди равных. Неабсолютным монархом, а первым среди равных. Вы вспомните рыцарей «круглого стола», они са дились как равные, но король должен был в чем-то превзой ти их, хотя бы в доблести, характере. Они могли его смес тить, и он не имел права не прислушаться к их мнению. Так вот, такая система явилась основой политического плюра лизма. И посмотрите, вся западная политическая тради ция – это традиция прислушивания к голосу других. Это плюралистическая система.
А что происходило у нас, когда начинали дробиться земель ные фонды? Главным держателем всех земель являлся царь. Он считал, что все, кто стоит ниже его, – холопы, и он может с ними делать все, что хочет. Неважно, родовитый боярин или последний крестьянин: «Сослать в Сибирь тебя, если ты чем- то не угодил государству, а государство – это я, я могу в лю бой момент». И так складывалась система не политического плюрализма, а монотеизма. У царя была абсолютная власть над всеми, и все восточные режимы построены именно на этом. «Я имею право поступить со своими вассалами как хочу».
Далее, чем еще чревата для общества система старшинства, но не майората, а скажем так, восточного варианта старшин ства, старшего сына. Мы с вами знаем, что на Западе семьи не представляют разветвленные родственные системы по 200, по 300 человек. Только на Востоке применимо такое понятие как родственный клан, система родственников. И возглавляет эту систему глава, хозяин, старейшина. Он когда-то был старшим сыном, и на него замыкаются все связи: экономические, хозяйственные, политические. Он женит, разводит, он решает все проблемы, он изгоняет из своего клана. Он решает все проблемы, передает перед смертью свои права старшему сыну. У него может быть 10 жен, но только старший сын от одной жены получает эти права.
Так вот, когда новый родственник встает на пост «старше го сына», приобретает статус, он не очень-то радуется. Казалось бы, радуйся, ты же теперь верховный правитель своего маленького государства. Но с правами приходит масса обязанностей. Например, надо трудоустроить всю родню. А что делают у нас в Закавказье и Средней Азии? Как только один пробрался на какую-то хорошую должность, он сразу всех тя нет. Так он обязан заботиться обо всех. А если он о ком-то не позаботился, ему говорят: «Слушай, а какой же ты старший сын? Ты же теперь глава рода, ты должен выполнять эту функцию». Он всю свою жизнь должен посвятить увязке взаимоотношений внутри этого рода: и политических, и экономических, и юридических, и социальных, и семейных, и каких угодно. И вот он как правитель, весь день у него расписан: кто когда к нему приходит, какие вопросы решать. Вот что такое статус «старшего сына».
У нас нет таких родственных кланов. У нас нуклеарные семьи, внутри которых родители сами распределяют имущество в зависимости от каких-то других факторов, не традиций вовсе, распределяют статусы, ранги, права и обязанности. Вот что такое разница статуса. Итак, мы с вами на примере старшего и любимого сына пришли к тому, что существуют две разные, две качественно разные системы или типологии статусов: меж личностные или личные статусы и общественные или социальные статусы.
Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстанов ки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век. Таким образом, статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.
Межличностные статусы – это точки в групповой иерархии. Сколько малых групп – столько систем иерархий или систем координат, по отношению к которым и определяются наши статусы.
Изобразив на плоскости социальное пространство, мы теперь можем определить в нем место человека и дать его социальный портрет. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога – анкета и статусы. Перечислив все основные (социальные и межличностные), существующие долгое время статусы и дополнив их неосновными, или эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точный статусный портрет человека, который неспутаешь ни с каким другим.
Вместе с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у чело века одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы (рис. 4.2).
В правой части рис. 4.2 социобиологические (социально-де мографические) статусы. К ним относятся те, что даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает оп ределенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, родился человек физически здоровым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии потерял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие стату сы, которые, казалось бы, не подвержены никаким измене ниям. Изменение пола или цвета кожи меняет социальный статус. Людей, поменявших свой пол, называют трансвести ты. Мужчина, ставший женщиной, радикально меняет свои привычки, манеру поведения, образ жизни.
Особая система – статусы по здоровью. Действительно, у нас огромная категория людей либо инвалиды от рождения, либо ставшие инвалидами. Считается, что в нормально раз вивающейся стране таких людей должно быть не более 10%. Так вот, я вам скажу, что в нашей стране их 13%. Сюда входят и инвалиды войны, и инвалиды по здоровью, и прочие. Все категории, отличающиеся друг от друга типом инвалидности – это разные статусы. И таких мы можем насчитать, наверное, несколько десятков. Почему? Потому что каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанности. Инвалиды по слуху имеют свои права и обязанности, инвалиды войны – свои, то есть занимают разные позиции в обществе. Я не знаю, что здесь записать, какое количество. Нужно заглянуть в справочник Всемирной организации здравоохранения в раздел классификации. А ведь есть у нас профессиональные заболевания. Например, вы шахтер, надышались угольной пыли и стали инвалидом. Вот скажите, чем отличается больной от инвалида? Статус инвалида необратимый, невозвратный, а статус больного обратимый, возвратный. Иначе говоря, статус больного – переходящий статус или транзитивный.
Левая часть рис. 4.2 – собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. Экономический статус имеют заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных в долг денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник продает свою единственную собственность – рабочие руки.
А вот, скажем, арендатор – это профессиональный или экономический статус? Наверняка экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться.
Профессиональным статусом обладают все профессии и специальности внутри них. Президент – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существуют около 40 тысяч профессий и специальностей.
Следующая группа статусов – политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасается с властью. Власть – основной критерий для оп ределения политического статуса. Политических статусов – сотни.
К религиозным статусам относятся верующий или неверу ющий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них боль шую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем выходит не менее 300 статусов.
Помимо этого существуют территориальные статусы. На пример, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмиг рант и иммигрант и т.д.
С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя порт рет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?
Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середи не XX века американский социолог Р. Мертон.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.
К примеру, господин Н является мужчиной, преподавате лем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом проф союза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.
Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точ но фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.
Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похоже го, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно бу дут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в мет ро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).
Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю:
Половые статусы. Мужчина / женщина.
Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.
Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.
Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.
Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).
Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.
Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).
Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.
Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в дерев не, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также терри ториальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства.
Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пас сажир), они также называются неосновными.
Все общественные статусы относятся к основным. Неосновные (эпизодические) статусы – такие статусы, которые суще ствуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).
Вопрос 3. Статусный портрет человека
Социологи также как художники и психологи могут изображать точный портрет человека. Для этого у него есть анкета и статусы. Перечисли все статусы человека, он получает его статусный портрет – практическую копию реального человека, выраженную на языке социологии. Преимущество этого способа изображения заключается в том, что от статического изображения человека легко перейти к динамическому (изменение человека на протяжении всей жизни, изменение его социальной позиции и образа жизни).
Одновременно с появлением человека на свет появляется сразу три группы статусов: пол, возраст, родство. К этому добавляется раса и национальность. В течение жизни человека одни статусы остаются постоянными, например, национальность и пол, а другие изменяются.
Рис. 1. Социальный статусный портрет человека.
К социобиологическим статусам относятся те, которые даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает определенный оттенок, корректирует, иногда искажает.
Собственно социальные статусы – их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. К экономическим статусам относятся: поставщик, собственник, наемный работник и т.д. Права и обязанности экономических статусов определяются отношением собственности и наличием денег. К профессиональным статусам относятся все профессии и специальности внутри них. Для получения профессионального статуса необходимо учиться.
Статусный портрет человека в социологии носит название статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.
Менеджер – межсферный статус, относящийся к профессиональному и политическому, а в некоторых обществах он еще и богатый человек (экономический статус). В зависимости от того, какое общество мы берем, мы должны рассматривать руководителя по 1-3 статусным системам. Сравнивая руководителя и лидера организации необходимо учитывать их различные статусные системы. Если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг определяет, каким является статус – высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии, а, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в других.
Несовпадение статусов – это по существу несовпадение рангов, статусов, либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение возникает при двух обстоятельствах:
Выводы:
— Категория время означает длительность процесса управления, бывает рабочим и внерабочим.
— Социальное пространство – это та среда, которая осваивается человеком Географические факторы, место расселения, социальные функции).
— Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
— Несовпадение статусов – это несовпадение рангов, статусов, либо противоречие прав и обязанностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что характеризуют категории время и социальное пространство?
2. Какие модели социального управления вы знаете?
3. Какая из моделей управления наиболее распространена?
4. Что такое статусный портрет человека?
5. О чем свидетельствует несовпадение статусов?
Список рекомендуемых источников:5,7,12,20.
Статусный портрет человека
Концепция управления впечатлениями
Концепция символического интеракционизма
Концепция социального обмена
Основные теории социального взаимодействия.
Многообразие микросоциологических концепций.
· Концепция социального обмена Дж. Хоманса. Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями.
· Символический интеракционизм Дж. Мид, Герберт Блумер. Основная мысль-диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
· Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвин Гофман. Спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ.
Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог может изобразить точный портрет человека. У социолога для этого есть анкета и статусы.” Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет — практическую копию реального человека, но выраженную на языке социологии. Преимущество такого способа изображения заключается в том, что от статического изображения легко перейти к динамическому, показав, как меняется человек на протяжении своей жизни, как изменяются его социальная позиция и образ жизни.
Одновременно с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. Например, ребенок мужского пола, сын. Мужчина и ребенок — это статусы. К тому же у него есть определенная раса, внутри нее — национальность. Еще два статуса. В течение жизни у человека одни статусы остаются постоянными (например, национальность, пол), а другие изменяются. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности к получению других статусов. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный.
Правая часть рисунка заполнена социобиологическими статусами. К ним относятся такие, которые даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает определенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, родился человек
Левую часть рис. 8.3 заполняют собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. К экономическим статусам относятся заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных на время денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник про дает свою единственную собственность — рабочие руки.
К профессиональным статусам относятся все профессии я специальности внутри них, для получения профессионального статуса нужно учиться. В развитом обществе существуют около 40 тыс. профессий и специальностей.
Следующая группа статусов — политические. Сюда входя;
все государственные служащие, вес, кто принадлежат различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасаются с властью. Власть — основной критерий для определения политического статуса. Политических статусен сотни.
К религиозным статусам относятся верующий или неверующий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них большую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем всего не менее 300 статусов.
Помимо этого существуют территориальные статусы. Например, горожанин и житель села, провинциал., турист, эмигрант и иммигрант и т.д.
Статусный портрет человека носит в социологии название статусный набор индивида, которое ввел в середине XX в. американский социолог Р. Мертон.
Статусный набор — это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, позицию индивида в обществе.
Стоит поменять один из них, скажем пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в метро (эпизодический статус «пассажир»), а другой — передвигаться на собственной «Аудио» («водитель — владелец собственной автомашины»).
Менеджер — межсферный статус, относящийся к профессиональным и политическим. А в некоторых обществах он еще и богатый человек, т.е. подключаются еще и экономическая система статусов, и экономический стимул. В зависимости от того, какое общество мы берем, мы должны рассматривать руководителя по одной, двум или трем статусным системам.
Сравнивая лидера и руководителя в коллективе, мы видим. что лидер задан другим разделением труда — это статус другой системы по сравнению с руководителем. Когда в бригаде возникает конфликт между формально назначенным руководителем и неформальным лидером, мы должны видеть не конфликт двух личности. а конфликт двух систем.
41) Модернизация: понятие и основные виды.
Модернизация, по мнению большинства исследователей, подразумевает рациональный контроль над природным и социальным окружением человека, тесную интеграцию в мировую культуру, осуществление научной революции, распространение рационального взгляда на жизнь, строительство либерально-демократического государства. Модернизация связывается с использованием неодушевленных источников энергии, индустриализацией, расширением прикладных научных исследований, распространением индустриальных ролей
В общем модернизацию можно охарактеризовать как процесс, посредством которого традиционные, аграрные общества трансформируются в современные, индустриальные. Данный переход приводит к появлению и развитию передовых индустриальных технологий, а также соответствующих им политических, культурных, социальных механизмов, позволяющих указанные технологии поддерживать, использовать и управлять ими. Модернизационный переход редко протекает спокойно и равномерно; он оказывает воздействие на все социальные институты, всех членов общества. Термин модернизация, таким образом, должен описывать множество одновременных изменений на различных уровнях. Модернизация сопровождается расширяющейся дифференциацией экономической, организационной, политической и культурной сфер. Модернизация тесно связана с процессом индустриализации; тем не менее, их нельзя отождествлять.
Три вида теорий модернизации: первый вид — классические теории модернизации. В рамках этих теорий исследователи сосредоточили свое внимание на сопоставлении высокоразвитых и развивающихся стран, пытаясь выявить общие тенденции перехода группы развивающихся стран к современности. Второй вид — теории конвергенции, пытавшиеся найти пути перехода к современности для социалистических стран. Третий вид теорий модернизации — концепции неомодернизации — возникает после краха системы социализма, когда отпадает необходимость в теориях конвергенции, но зато остро ощущал потребность в теориях, обосновывающих переход пост коммунистических стран к демократии.
42) Социальные организации и движения: понятие, типы, динамика существования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет