Что такое стены в психологии

ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНДАРТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (СТЕНЫ)

Исследование психических явлений требует многоаспектного анализа и применения разнообразного набора его конкретных методов в соответствии с поставленными задачами и общей стратегией проведения комплексной психодиагностики. При проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору и профессионально-психологическому сопровождению обучающийся обследуется с помощью целого комплекса методик, которые могут иметь совершенно различный интервал тестовых показателей. Полученные при сборе данных «сырые» (первичные) оценки далеко не всегда удобно использовать в дальнейшей работе. Особенно, когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого по разным методикам, получить интегральный показатель развития изучаемых качеств или отнести их к какой либо группе («успешных», «не успешных», «норме»). Для этого «сырые» оценки тем или иным способом преобразуют в значения стандартных тестовых шкал. Данные преобразования позволяют оценивать индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами (стандартной тестовой шкалой), полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизации специально формируется для разработки стандартной шкалы – она должна быть репрезентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест, методику. Для получения нормального распределения величины измеряемого тестом свойства требуемое число испытуемых в ней обычно составляет не менее 200 человек. Впоследствии при тестировании предполагается, что и испытуемый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности. При стандартизации результатов тестовых испытаний чаще всего используется показатель среднеквадратичного отклонения – s. Стандартизация осуществляется при условии нормального распределения тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых или близком к нему (рис. 1). Нормальным такое распре­деление называется потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии и Лапласом в 1812 г. во Франции.

График нормального распределения может быть получен из полигона эмпирического распределения при бесконечном увеличении числа наблюдений и сужении интервалов до размеров точки. Он представляет собой куполообразную кривую, симметричную относительно центра группирования, имеющую строго определенные пропорции.

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии

Рисунок 1 – Нормальное распределение тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых

Параметры распределения – это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, на­сколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака.

В реальных психофизиологических исследованиях оперируют не па­раметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценка­ми параметров.

Числовые характеристики выборки дают количественное представление об эмпирических данных и позволяют сравнивать их между собой. Наибольшее практическое значение имеют:

— характеристики положения исследуемой совокупности (среднее арифметическое значение признака, медиана, мода);

— характеристики рассеяния (дисперсия);

— характеристики асимметрии (показатели асимметрии и эксцесса).

Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) вы­числяется по формуле:

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии

Символ S обозначает сумму всех значений xi, когда i принимает значения от 1 до n;

xi – общий член последовательности, подлежащий суммированию;

i – индекс суммирования, порядковый номер члена последовательности;

n – количество наблюдений.

Медианой (Ме) называется такое значение признака, когда одна половина значений экспериментальных данных меньше ее, а вторая больше.

Мода (Мо) представляет собой значение признака, встречающееся в выборке наиболее часто.

При нормальном распределении признака значения среднего арифметического, медианы и моды близки или совпадают друг с другом

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии

где: xi – каждое наблюдаемое значение признака;

n – количество наблюдений.

При нормальном распределении наибольшее отклонение крайней варианты от среднего арифметического составляет примерно 3s (правило «трех сигм»). Имеется определенное статистическое соответствие между отклонением признака от среднего арифметического и положением его в упорядоченном вариационном ряду. Кривая нормального распределения с процентным выражением распределений относительных частот в зависимости от величины отклонения от среднего арифметического представлена на рисунке

Одним из способов преобразования «сырых» результатов тестирования является нормирование. Суть нормирования состоит в переходе к другому масштабу — стандартным единицам измерения. Значимость стандартных шкал заключается, прежде всего, в том, что они позволяют отражать в одинаковых единицах измерения разнородные параметры, которые в обычных для этих параметров единицах измерения несопоставимы.

Простейшей из стандартных шкал является Z-шкала. Первичные значения показателя могут быть преобразованы в Z-оценки по формуле:

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии:

где: `x – среднее арифметическое показателя в выборке стандартизации;

xi – величина показателя теста в выборке стандартизации;

s – среднее квадратическое отклонение величин признака в выборке стандартизации.

Использование Z-оценок не всегда удобно, т.к. они могут принимать отрицательные и дробные значения. Поэтому часто Z-оценки преобразуют в другие шкалы, имеющие заданные среднее квадратическое отклонение и среднее значение. При этом используется формула:

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии

где: `xз – заданное среднее значение шкалы;

sз – заданное среднее квадратическое отклонение.

Например, Р.Б. Кеттелл для стандартизации показателей методики 16-ФЛО предложил шкалу стенов – «стандартной десятки», где: 5,5 – заданное среднее значение показателя; 2 – заданное среднее квадратическое отклонение. Стенирование является одним из способов приведения нормированных оценок к виду, удобному для практического использования. Оно представляет собой перевод исходных тестовых оценок в выборке стандартизации в 10-балльную равноинтервальную шкалу (шкалу стенов). Практически это достигается путем разбиения оси значений тестовых оценок в выборке стандартизации на 10 интервалов, соответствующих долям среднеквадратичного отклонения s. При этом M (средняя арифметическая величина признака в выборке стандартизации) принимается за среднюю точку шкалы стенов. При этом всякое значение тестовых оценок, входящее в интервал от M до M + 0,5s, приравнивается к 6 баллам по шкале стенов, а, входящее в интервал от M до M – 0,5s, – к 5 баллам этой шкалы. Такая же процедура с шагом увеличения равным 0,5s проводится для вычисления 7, 8, 9 и 10 баллов стеновой шкалы и с шагом уменьшения на 0,5 s – для вычисления 4, 3, 2, и 1 балла шкалы стенов (рис.1).

1 стен = М – 2,5 σ 2 стена = М – 2 σ 3 стена = М – 1,5 σ 4 стена = М – 1 σ 5 стенов = М – 0,5 σ6 стенов = М +0,5 σ 7 стенов = М + σ 8 стенов = М +1,5 σ 9 стенов = М +2 σ 10 стенов = М +2,5 σ

Получение 10 балльного ряда и есть шкала перевода «сырых» оценок в стены. При такой системе стандартизации диапазон, который принято называть средним или нормой (диапазон в 1s), характеризуется стандартными единицами от 4 до 7 стенов. Стандартные оценки от 3 или 8 стенов свидетельствуют об индивидуальных различиях, выходящих за границы средней нормы. Оценки в 2 и 9 стенов получаются при значительном отклонении индивидуальных оценок, на 2s выше и ниже среднего группового значения. Максимальная оценка в 10 стенов достигается при отклонении индивидуального тестового результата на 2,5s и более, вверх от средней нормы. Аналогичным образом, оценка в 1 стен ставится за все отклонения индивидуального тестового результата от среднего значения на 2,5s и ниже.

Для перевода «сырых» оценок в стены можно также использовать формулу линейного преобразования шкалы Z – оценок ( Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии) нормального распределения в десятибальную шкалу стенов:

St = 2 × ( Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии)+ 5,5,

где Xi – значение признака (в «сырых» баллах); M – среднее арифметическое значение признака; σ – среднеквадратичное отклонение значений признака.

При отклонении распределения значений признака (оценок в «сырых» баллах) от их нормального распределения используют процентильную шкалу перевода оценок в стены. Процентиль (X%) – это такое значение «сырой» оценки, которое соответствует частоте оценок меньших и равных по значению данной «сырой» оценке в %.

Перевод значения «сырой» оценки, выраженной в процентилях, в стены осуществляется по стандартной шкале (рисунок 1, таблица 2), где значения оценок в стенах связаны с величинами частот.

Для каждого теста по результатам тестирования стандартизованной выборки с использованием шкалы перевода процентилей в стены определяют границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок и строят шкалу перевода «сырых» оценок теста в стены (рисунок 1, таблица 2),.

Границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок определяют по граничным значениям частотных интервалов, указанных в таблице 1 для каждой стеновой оценки.

Например, по результатам обследования результат испытуемого входит в диапазон «сырых» оценок (X5) стандартизованной выборки, что соответствует частоте оценок в % (процентиль) [30,86; 50,0] и, соответственно, 5 стенам.

Таблица 1. Перевод процентильной шкалы в стены

Стены
Частота оценок (%)
Диапазон «сырых» оценок в стандартной выборкеX1X2X3X4X5X6X7X8X9X10

При создании стеновой шкалы следует учитывать конструктивные особенности теста. Возможно создание стеновой шкалы на основе обратно пропорциональной зависимости, когда более высокий «сырой» балл свидетельствует о меньшей степени выраженности изучаемой характеристики, например, такая шкала применяется в тесте «Адаптивность».

Источник

Что такое стены в психологии

Ян (Steen, ок. 1626—79) — знаменитый голландский живописец-жанрист, сын пивовара, род. в Лейдене, учился сперва у Н. Кнупфера, а потом, переехав в Гарл. смотреть

Стэн Ян (Steen, ок. 1626—79) — знаменитый голландский живописец-жанрист, сын пивовара, род. в Лейдене, учился сперва у Н. Кнупфера, а потом, переехав в Гарлем, подпал под влияние Дирка Гальса и Адриана ван-Остаде, окончательно же развился в Гааге, под руководством Я. ван-Гойена. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, С. в то же время держал на аренде пивоварню в Дельфе. В 1661 г. он переселился в Гарлем, сделавшийся ареной самой блестящей его деятельности, и, наконец, после смерти своего отца, в 1669 г., окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 г. открыл корчму. Старинные биографы С. — Гоубракен и Кампо-Вейерман — представляют С. отчаянным кутилою и беспросыпным пьяницею; но их рассказы о нем не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что художник нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем выводил на сцену самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, С. — один из самых талантливых и характерных представителей голландского жанра. Его произведения в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокою правдою и юмором. Рисунок в них вообще не отличается безусловною правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в одеждах и человеческом теле, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам С.; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму. Он почерпал сюжеты из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих картинах крестьянские пирушки, сцены в шинках, модниц богатого класса и т. п. Картины С. на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие произведения этого мастера: «Семейство художника», «Клетка попугая» (в королевском муз. в Амстердаме), «Зубной врач», «Зверинец», «Притворно больная молодая женщина», «Посещение доктора», «Как поют старики так свищет молодежь» (в Гаагск. муз.), «Вербовка солдат» и «Галантный подарок» (в Брюссельск. муз.), «Брак в Кане Галилейской» (в Дрезденск. гал.), «Веселое общество» (в Берлинск. муз.), «Серенада» (в Пражск. муз.) и др. В Имп. Эрмитаже находятся следующие картины С.: «Эсфирь пред Артаксерксом» (№ 895), «Больная и врач» (№ 896), «Летний праздник» (№ 897), «Гуляки» (№ 898), «Больной старик» (№ 8 99), «Игроки в триктрак» (№ 900), «Крестьянская свадьба» (№ 901), две «Сцены в шинке» (№ 902 и 1788) и «Выбор между молодостью и старостью». Ср. Т. ван-Вестргэне, «Etudes sur l‘art en Hollande» (Гаага, 1856); В. Боде, «Studien zur Geschichte der holl ändise n Malerei»; A. A. Coмов, «Ян С.» (в журн. «Искусство и художественная промышленность», авг., 1899). А. А. С—в.

СТЭН Ян Эрнестович (9 марта 1899 – 19 июня 1937) – советский философ и обществ.политический деятель. Род. в селе Вендей Лифляндской губ. С юношеских. смотреть

СТЭН МК I

СТЭН МК I. Длина с прикладом 699 мм, без приклада 445 мм. Вес 3500 г.

СТЭН МК I

СТЭН МК I. Длина с прикладом 622 мм, без приклада 445 мм. Вес 3450 г.

СТЭН МК I

СТЭН МК II

СТЭН МК II — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 2800 г.

СТЭН МК III

СТЭН МК III — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 3180 г.

СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ А

СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ А — модификация

СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ Б

СТЭН МК IV, МОДЕЛЬ Б — модификация

СТЭН МК V

СТЭН МК V — модификация СТЭН МК I. Длина 762 мм. Вес 3900 г.

СТЭН МУЗИАЛ

СТЭН ЯН ЭРНЕСТОВИЧ

Источник

Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен

Никто не хочет, чтобы ему причиняли боль. Выстраивание границ в этом помогает, пока они не превращаются в неприступные стены, которые скрывают нас не только от боли и разочарований, но и от любви, счастья и новых возможностей. Об этом рассказывает психотерапевт Одри Шерман.

Я часто говорю с клиентами о границах, о том, зачем они нужны и как их выстроить, как они определяют наше отношение к себе и как с их помощью мы позволяем обращаться с нами. Чтобы найти свое место в жизни и выстроить здоровые отношения, необходимы физические, эмоциональные, сексуальные и духовные границы.

Однажды я обратила внимание, что многие не видят разницы между здоровыми границами и эмоциональными стенами. Стены — это как границы, выращенные на стероидах, мозг строит их, чтобы защитить нас. Иногда они полезны, но чаще это похоже на перестраховку, в результате граница превращается в глухую стену, скрывающую от нас мир. В отличие от разделительных линий, которые мы выстраиваем сознательно, чтобы определить свое место в мире и среди людей, стены служат цели защищать любой ценой. Как это выглядит?

Представьте, что в прошлых отношениях вам причинили боль. И теперь вы начинаете вести себя так, чтобы возможности влипнуть в новые отношения не появилось: убеждаете себя, что слишком заняты работой или детьми, или придумываете повод, чтобы ни с кем не знакомиться.

Стена защищает вас от новых разочарований, но одновременно вы чувствуете себя одиноко

На деле вы хотите любви, но не понимаете, как ее заполучить и не подвергнуть себя опасности. Чтобы защититься от потенциальной боли, отгораживаетесь от возможных отношений. Если ваше доверие не раз обманывали, вы строите другую стену, которая не позволяет вам открываться людям. И хотя это защищает вас от новых разочарований, одновременно чувствуете себя крайне одиноко.

В этом случае здоровой границей было бы довериться другому человеку, но при этом сказать себе: «Я ему доверяю, но если он меня предаст, все будет кончено». Вы оставляете решение за собой, но не отгораживаетесь от мира.

В попытках защитить себя вы можете даже создать в голове образ идеального партнера, причем планка будет настолько высока, что до нее не дотянется никто. Вы можете убедить себя, что вам нужен такой человек и что проблема лишь в том, что вы пока его не встретили. На деле вы построили стену, через которую не сможет перебраться даже самый достойный кандидат.

Источник

Содержание

Определение

Стандартные / Z-баллы, проценты, процентили и оценки стен

Z-баллы+2,0
Процентов2,28%4,41%9,18%14,99%19,15%19,15%14,99%9,18%4,41%2,28%
Процентиль1.144,4811,2723,3640,4359,5776,6488,7395,5298,86
Стен12345678910

Баллы Sten (для всей совокупности результатов) имеют среднее значение 5,5 и стандартное отклонение 2.

Подсчет баллов стен

Когда распределение баллов приблизительно нормально распределено, баллы стен могут быть рассчитаны с помощью линейного преобразования: (1) баллы сначала стандартизируются; (2) затем умножается на желаемое стандартное отклонение 2; и, наконец, (3) добавляется желаемое среднее значение 5,5. Полученное десятичное значение можно использовать как есть или округлить до целого числа.

Альтернативный метод расчета требует, чтобы разработчик шкалы подготовил таблицу для преобразования исходных оценок в оценки стен путем распределения процентов в соответствии с распределением, показанным в таблице. Например, если разработчик шкалы замечает, что необработанные оценки 0–3 составляют 2% населения, то эти исходные оценки будут преобразованы в оценку sten, равную 1, а исходная оценка 4 (и, возможно, 5 и т. Д.) Будет преобразуется в оценку стенограммы, равную 2. Эта процедура представляет собой нелинейное преобразование, которое нормализует оценки стенокардии, и, как правило, получаемые в результате стены только приблизительно соответствуют процентным значениям, указанным в таблице. 16-факторный личностный опросник использует этот метод подсчета очков.

Источник

Виды психологических методик и упражнений «Стена»

Что такое стены в психологии. Смотреть фото Что такое стены в психологии. Смотреть картинку Что такое стены в психологии. Картинка про Что такое стены в психологии. Фото Что такое стены в психологии

Виды психологических методик и упражнений «Стена»

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования. В психологии существуют множество методик, тестов, упражнений, поговорим о разнообразии методик и упражнений «Стена». Вот некоторые из них:

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Размер рамы подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный “укол” указательным пальцем в разделяющую их стенку.

Цель — за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

В этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна выдавился в предшествующем такте игры палец напарника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Это решение напрашивается, поскольку центр — это особенная, единственная в своем роде, точка на полотне. Для того чтобы исключить возможность таких легких побед, хотя они сами по себе небезынтересны, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить уколы не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких беспорядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одна против другой) точек.

Наличие в условии рефлексивной задачи каких-либо выделенных точек и особых элементов, на которые можно ориентироваться при “совместном” поиске решения, вообще говоря, не является чем-то нежелательным.

Упражнение «Ледяная стена»

Цель: помощь в устранении внутренних преград, мешающих нормальной жизни и взаимоотношениям с людьми.

Материалы: простые карандаши, кисти, краски, мелки, уголь, сангина, бумага А3 формата, цветная бумага, пластилин, старые журналы и картинки, магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите внимание на то, как во время вдоха воздух заполняет ваши легкие, а при вдохе выходит из них. Переключите внимание на дыхательную паузу – небольшой промежуток времени между вдохом и выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте думать об этом. Дыхание ваше ровное и ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и уходят, не задерживайте свое внимание на них.

Представьте себе, что вы в теплой белой одежде сидите на санях на Северном полюсе. До самого горизонта простираются снежно-ледяные поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого морозного воздуха. Отчетливо представьте себе эту картину, свои ощущения, свое местоположение.

Сидя в санях, посреди царства чистоты и света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос) ваше тело наполняется сверкающим прозрачным воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.

Некоторое время побудьте в этом состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас не существует «правильных» и «неправильных» мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что испытывает ваше тело, что приходит на ум. Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в санях посреди снежного сияния, представьте себе ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли. В этой стене заключены все ваши внутренние преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что вам мешает жить.

Внимательно присмотритесь к этой стене. Какая она – дымчатая или прозрачная? Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно, стена в некоторых местах толще, чем в других. Где она толще – у основания или наверху? Нет необходимости беспокоиться о том, что все эти особенности могут что-то означать. Вашему сознанию не стоит себя этим утруждать, доверьтесь подсознанию.

Обратите внимание на то, как ярко светит солнце. Его горячие лучи освещают ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам хорошо приятно. Солнце светит так ярко, что стена льда начинает таять. Отчетливо представьте себе, что вся она состоит из ваших внутренних преград, страхов, тревог. Внимательно следите за тем, как ледяная стена тает под палящими лучами солнца – кап, кап, кап. На это требуется время. Могут возникнуть неприятные ощущения. Не исключены и более и более неприятные чувства. В этом случае необходимо просто отметить их мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена тает, становится все меньше и тоньше, пока полностью не растает. Когда ледяная преграда полностью растает, вы ощутите разливающееся по телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной жизни, ушло навсегда.

Взгляните на слякоть, на воду, оставшуюся от растаявшей стены. Под вашим взглядом вода начинает приобретать определенные очертания. Из нее возникают сильные добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо, освежает тело.

Ощутите, как отныне свободное тело наполняется бодростью и весельем в преддверии новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе представьте себе, как ваши сани рвутся вперед, преодолевая последние метры и мгновения, отделяющие нас от настоящего. Еще несколько раз глубоко вздохните, начиная на выдохе возвращаться в «здесь и сейчас».

Делайте это медленно, подобно кошке, потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом состоянии столько, сколько вам необходимо, а затем открыть глаза.

Изобразите свои образы, чувства и ощущения в рисунке, коллаже или композиции.

Рефлексия: Поделитесь своими чувствами. Как менялись ваши чувства во время визуализации; после рисования? Какой момент был самым острым и волнующим

Цель: объединение группы в общей деятельности.

Время проведения 40 минут.

Этапы игры. Посреди комнаты натягивается веревка. Участникам предлагается инструкция: «Все вы один большой и дружный город, но вас известили о том, что надвигается ужасная лавина с гор, которая ни кого не оставит в живых. Единственный путь на спасение – перебраться через высокую стену. Выжить должны все. По одному действовать не разрешается».

Веревка натягивается так, чтобы ее невозможно было перешагнуть, дотрагиваться к ней не разрешается и перебираться «на ту сторону» под ней тоже. По ходу игры активных участников тренер может сделать «ранеными», чтобы усложнить задание и заставить или дать другим возможность проявить инициативу.

Что вы чувствовали во время игры?

Цель: воспитание уважительного отношения друг к другу, умения работать в команде, сплочение коллектива

Препятствие представляет собой сплошную, бесконечную влево и вправо, гладкую «стену» (высота которой находится в диапазоне от 3,5 до 4,5 м) со стороны пункта А и имеющую поперечные жерди (ступени) для спуска со стороны пункта Б. Команда находится в пун­кте А. Задание: перебраться через «стену» из пункта А в пункт Б.

Команда страхует каждого участника, выполняющего упражне­ние. Если участник нарушил правила, то он возвращается в пункт А и выполняет упражнение сначала. Использование подручных средств не разрешается. Не разрешается вставать на плечи и головы друг друга и висеть вниз головой. Препятствие считается преодоленным, если его преодолела вся группа. В конце тренинга этот принцип особенно важен, поскольку только он может обеспечить полноценную эмоциональную интеграцию. Если ведущий считает, что группа не готова к прохождению «Стены», это упражнение в рамках тренинга не проводится.

А сейчас представь себе на минуту, что эта Стена осталась позади. Что изменилось в мире? Какой стала твоя жизнь? Что за люди окружают Тебя? И теперь, наконец, пришло время разобраться со своей Стеной. Но Ты будешь не один, с Тобой будет Твоя команда и эта команда обречена победить. Если хочешь, Ты можешь рассматривать это упражнение как символ Стены в Твоей жизни, и свою победу на этом упражнении как опыт победы над своей собственной Стеной.

    Из всех существующих на сегодняшний день высоко формализованных методик наиболее распространенными являются тестовые методики, в основу которых положена процедура метода тестирования, предполагающая решение стандартизированного задания с целью определения количественных (иногда качественных) характеристик психологических особенностей личности по определенным параметрам. С их помощью удается достаточно объективно оценить (диагностировать) уровень развития всех личностных особенностей человека, относящихся к группе психических процессов и образований.

Так в ряде психологических тестов на воображение встречаются вопросы про стену, которую необходимо представить в поле, лесу или в пустыне.

Простой тест Фрейда предлагает нам представить стену стоящую по среди пустыни, в стене находится маленькое отверстие, а за ним оазис. Испытуемым предлагается подумать, какие будут их дальнейшие действия. Интерпретация «Стены» в данном тесте, это основная жизненная стратегия, цель. Как решаете свои проблемы.

Также в следующем, не много отличном тесте «Пустыня-2» вопрос со стеной показывает, как ты решаешь проблемы. Если представляешь очень высокую стену, которую невозможно преодолеть, то и к жизненным трудностям относитесь как к чему-то непреодолимому. Если будешь сидеть под стеной, ожидая помощи – ты не уверен в собственных силах, зависишь от обстоятельств. Если стараешься обойти стену – решаешь проблемы, предварительно тщательно обдумав все пути и последствия.

Обобщая выше сказанное, можно выделить общее в интерпретациях значения стен в тестировании, это жизненная преграда либо проблема и у каждого она своя и решение этой проблемы у всех разное.

А как же интерпретируются стены в психологическом рисуночном тесте «Дом. Дерево. Человек» :

В жизни каждого человека наверняка есть что-то, что он может назвать своей Стеной. Это тот самый барьер, который стоит между Тобой и Твоей мечтой. Это то самое препятствие, которое останавливает тебя. Это та самая причина, по которой Ты не имеешь то, что хочешь иметь, и не являешься таким, каким хотел бы быть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *