Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Источник

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Стихотворение как способ мышления

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Виды стихотворений

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Смысловая нагрузка стихотворения

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Достоинства стихотворений

Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.

Источник

Стихотворение

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Всего получено оценок: 217.

Всего получено оценок: 217.

В русской литературе стихотворения занимают особое место. В данной статье, которая поможет при подготовке к уроку литературы, рассмотрим, что такое стихотворение, каковы его отличительные черты и каковы его виды.

Понятие

Определение стихотворение в литературе имеет следующее: небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения.

Стихотворение – это жанр такого рода литературы, как лирика.

Особенности

Стихотворения, как правило, написаны ритмизированной и рифмованной речью.

В стихотворениях может и отсутствовать рифма.

Ритм является характерной для стихотворения чертой. Это повторяемость тех или иных сходных явлений через определенные промежутки времени.

Ритм стихотворения зависит от системы стихосложения – силлабическая (слоговая), тоническая (ударная), силлабо-тоническая (слогоударная).

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определениеРис. 1. Особенности систем стихосложения

Стихотворение обычно имеет рифму (мужская, женская, дактилическая), рифмовку (парная, перекрестная, кольцевая), размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

Отличительной чертой стихотворения является то, что в его центре оказывается субъективная человеческая жизнь. Главное – не действия, а чувства и эмоции лирического героя. Сюжет в стихотворении, как правило, отсутствует или отходит на второй план. На первом плане оказываются настроение и переживания лирического героя.

Стихотворение – это движение мыслей поэта, отраженные через лирического персонажа.

Еще одной особенностью стихотворений является широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также стилистических фигур, которые помогают выразить авторскую позицию.

По тематике стихотворения бывают любовными, пейзажными, философскими, гражданскими.

По наличию или отсутствию рифмы стихотворения бывают рифмованными и нерифмованными (белыми).

По жанровой специфике лирические стихотворения бывают следующими: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание.

Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Смотреть картинку Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Картинка про Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение. Фото Что такое стихотворение 3 класс литературное чтение определение

Что мы узнали?

Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное по законам стихосложения. Отличительными чертами стихотворения является наличие ритма, рифмы, рифмовки, размера. Центральным в стихотворении оказываются настроение и переживания лирического героя. В стихотворении обычно используется большое количество изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур. Стихотворения классифицируются по разному: по тематике (любовные, пейзажные, философские, гражданские), по наличию или отсутствию рифмы (рифмованные, белые), по жанровой специфике (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, песня, сонет, послание).

Источник

Литературоведческие понятия в начальной школе

Не писателей, а читателей должна готовить… школа, – читателей, размышляющих над прочитанным и умеющих поделиться в живом слове плодами и своего чтения, и размышления. Есть прочитанные знания, есть осмысленная начитанность, будут и свои мысли. Есть умение выражать их своим словом, найдётся и умение, в случае надобности, выразить их письменно.
В.П. Шереметевский.

Из этих слов русского методиста и дидакта следует, что начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать своё мнение, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений.
Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи.1

В Программе «Литературное чтение в начальной школе» представлена общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях, а также «Основные требования к уровню подготовки» учащихся с 1 по 4 классы.2

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся начальной школы знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Литературоведческие понятия вводятся, закрепляются и повторяются в ходе работы с произведением. Слова эпитет, олицетворение, сюжет должны войти в активный словарь ученика. Введению любого нового литературоведческого термина предшествует наблюдение – обращение к текстам произведений.3
При подготовке к уроку литературного чтения учителю приходится не раз обращаться к словарям, искать толкование понятий доступным для малышей языком. Созданный мной совместно с учащимися словарь литературоведческих понятий способствует более прочному усвоению терминов, их осознанному запоминанию. Пользуясь словариком, дети учатся самостоятельно ориентироваться в незнакомых текстах, работать с увлечением над образными понятиями. Словарик помогает и в подготовке домашних заданий.
Составленный список литературоведческих понятий поможет любому учителю начальных классов в подготовке к урокам литературного чтения. В него включены все понятия, с которыми должен познакомиться ученик начальной школы.

Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.

Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.

Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».

Диалог – разговор между двумя лицами.

Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.

Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.

Зачин – традиционное начало.

Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.

Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.

Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Композиция – построение художественного произведения.

Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.

Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.

Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».

Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.

Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.

Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.

Оксиморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».

Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.

Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.

Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.

Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.

Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.

Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.

Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.

Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.

Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».

Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.

Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.

Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).

Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.

Фабула – цепь событий в их логической последовательности.

Характер – отличительная черта, признак, особенность.

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.

Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».

Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Источник

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Заходер «Что такое стихи?»

Урок литературного чтения в 3 классе «Б. Заходер «Что такое стихи?» Особенности поэтического жанра». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с произведением Б. Заходера; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать лирическое произведение; создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка), осмыслять настроение лирического текста Б. Заходера; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг Б. Заходера; карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.

Подарил черники гроздь.

— Понравилась вам чистоговорка?

— Какой звук повторяется?

— Прочитайте медленно (начиная читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начиная читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

Ill. Сообщение темы и постановка целей урока

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется. («Картины родной природы».)

— На прошлом уроке вы составляли свои тексты. Кто желает их прочитать? Какие иллюстрации вы приготовили?

— Вспомните, что мы узнали из диалога Ани и Вани на прошлом уроке. (Аня сказала, что стихотворения звучат сказочно, мелодично, в них много красивых слов. А Ваня сказал, что он сам пробовал сочинять стихи. В них была и рифма, и ритм, но не хватало творчества. Зато ему понравилось читать стихи.)

— Прочитайте слова профессора Самоварова на с. 138 учебника.

— Прочитайте тему урока, определите его задачи.

— Что такое творчество? Может ли оно объединять писателя и читателя? Приведите примеры.

— Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написанное сочинение назвать творчеством?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 139 учебника название стихотворения. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?

— Прочитайте жужжащим способом стихотворение «Что такое стихи?».

(Учащиеся читают самостоятельно.)

— Сейчас перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор отвечает на свой вопрос.

— В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворения? (Сначала он использует вопросительную форму.)

— Кто отвечает автору? (Автору отвечает Стихотворение.)

— Прочитайте эти строчки.

— Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает оговорку, со слов: «Но. »

(Учащиеся читают последние 8 строчек.)

— Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один — за автора, другой — за его произведение.

— Прочитайте выразительно. Как нужно его читать?

— От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени автора и Стихотворения.)

— Как вы поняли, что же такое стихотворение?

— Все ли слова были вам понятны?

— Когда мы слышим музыку сердца?

— Когда поет разум? Может ли разум петь?

— Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение?

— Что такое творчество читателя и поэта?

— Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?

— Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

— Приготовьтесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать. (. так, как читаешь для себя.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

VII. Подведение итогов урока

— Чьи стихи мы сегодня читали?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию — выучить наизусть).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *