Что такое стиль автора

Индивидуальный авторский стиль. Стиль писателя

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM. Мы уже много говорили о литературных жанрах и ещё в дальнейшем будем писать статьи о них. Но сегодня поговорим о писательском стиле. Индивидуальный авторский стиль – это важная составляющая литературного ремесла! Итак, слово Ирине Смирновой, постоянному автору рубрики “В помощь начинающему писателю”.

Стиль писателя

Развитие литературного стиля

Итак, вы решились писать. Вы уже явно обладаете писательским талантом, можете долго и усердно сидеть на одном месте, владеете всеми нормами русского языка и научились отличать один жанр от другого. Вы постоянно развиваете свой словарный запас, ищите новые пути решения банальных конфликтов и находитесь в вечном поиске себя.

Кажется, что осталось немного, и всё состоится. Вы сможете вырваться за грани собственного воображения и напишите то, чего ещё не видывал весь белый свет. Похвальная и благородная мечта. Осталось только наладить струны своей души и обрести уникальный и непревзойдённый стиль письма – авторский стиль. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Сначала давайте разберёмся, для чего вообще нужен этот индивидуальный авторский стиль, если можно пойти путём подражания. Но кому это надо? Будет ли это интересно широкой публике? У каждого писателя постепенно (именно постепенно) формируется своя манера письма, свой стиль литературного языка. Он выбирает обстановку, в которой ему приятно работать, окружает себя теми вещами, которые вызывают вдохновение. Ему заранее известно, с чего он начнёт свой новый шедевр, как будет развивать свой сюжет, и какими отличительными особенностями будут обладать герои. Писатель уверенно чувствует себя во время творческого процесса, потому что знает, в какую форму облечёт свои слова. В его голове уже тысячи новых идей и маленьких изюминок, из которых он испечёт вкусный пирог для читателей-гурманов.

Безусловно, очень приятно, когда открываешь книгу и узнаёшь писателя по первым строчкам, по оформлению эпиграфов, по каким-то художественным приёмам и индивидуальной манере выстраивания интриги. Это и есть индивидуальный авторский стиль писателя.

Из последних авторов, чьи книги я держала в руках были Бернар Вербер, Буало-Нарсежак (два французских детективщика) и Джоджо Мойес. Каждый из них стал для меня предсказуем (в хорошем значении слова) и бесконечно дорог. От них веет индивидуальностью, их фамилии врезаются в память, а не остаются безликими тенями на задворках памяти, читая их, чувствуешь стиль писателя. У Вербера мне нравятся занимательные заметки из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания». У Буало и Нарсежака – потрясающая и изысканная манера повествования, а также притягательная тайна, которая скрывается в недрах текста и раскрывается только в последней главе. Джоджо Мойес удивила своей искренностью и глубиной чувств героев. Интересен ей приём параллельного рассказа, чьи нити переплетаются самым трепетным образом.

И вот встаёт, наконец, правомерный вопрос, как стать личностью в литературе? Как сделать, чтобы твой почерк узнавали (пусть и не всегда любили)? Как найти свою тропу и свою манеру письма, от которой веет уникальным и новаторским? Вы уже могли убедиться, что в литературе нет ничего невозможного. И если чего – то нет, то это что-то можно обязательно найти или создать. Главное, понять, что вам это действительно нужно. Не стоит обретать индивидуальность ради индивидуальности. Не стоит носить одежду, которая вам слишком велика, мала или не подходит по цвету. Не стоит пафосно удивлять и громко кричать, что вы не такой, как остальные. Ведь мастера просто молча делают своё дело, потому что уверены в своём мастерстве и непревзойдённости. Давайте же присоединяться к числу достойных, накапливая свой опыт и упражняясь в малом.

Индивидуальный авторский стиль

Правила, которые вам помогут стать самим собой

Теперь мы знаем, что такое стиль писателя, для чего важен индивидуальный авторский стиль. Конечно, об этом можно говорить много и много, впрочем ещё обсудим этот вопрос в следующих статьях. Не забудьте подписаться! С уважением, Liter-RM.

Источник

Стиль. Виды стиля

Содержание:

Каждому автору свойственна неповторимая манера письма, включающая принципы построения фраз, способы передачи эмоций и выразительности. Это то, что отличает один текст от другого. Если бы все использовали один и тот же стиль, ни один писатель или произведение не смогли бы по-настоящему выделиться.

Определение стиля

Стиль — это способы передачи образов и использование средств выразительности, присущие автору. Стиль также определяет настроение текста, передает отличительные особенности исторической эпохи и жанра произведения.

Понятие «стиль» тесно связано с другими понятиями:

Виды стиля

Стиль характеризует художественное направление (стиль художественного жанра), а также историческую эпоху (стиль эпохи) или авторскую манеру (стиль писателя).

Рассмотрим эти понятия подробнее:

Стиль художественного произведения

Стиль писателя

Стиль литературного направления или литературной эпохи

Произведения одного автора, написанные в разных жанрах, могут сильно различаться по стилю.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»;

Л.Н. Толстой роман «Война и мир» и рассказ для детей «Филиппок».

У каждого автора есть стилистические особенности, отличающие его произведение от других.

Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой

Каждой эпохе присущи свои элементы стиля, которые используются авторами осознанно или неосознанно.

Важность стиля

Вместо того, чтобы сухо передавать информацию, стиль помогает автору делиться мыслями так, как он хочет.

Пример:

Как видите, есть много способов обмена одной и той же информацией. Автор может написать короткое предложение, передающее смысл или использовать образы, чтобы нарисовать картину для аудитории и добавить чувство предложению.

Стиль играет центральную роль в литературном произведении — как в прозе, так и в поэзии. Если бы не разнообразие стилей и жанров, то мир литературы был бы скучным и однообразным.

Источник

Авторский стиль писателя

Вторник, 7 апреля 2015 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Авторский стиль, Литература
Автор статьи:
Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автораЧто подразумевается под авторским стилем в литературе? Авторский стиль (или манера) – это все те особенности, которые отличают произведения одного автора от произведений других, отражают его индивидуальность. Чаще всего это понятие используется применительно к языку, которым написаны произведения – и действительно, именно здесь все особенности проявляются ярче всего.

Судить об авторском стиле вряд ли возможно по одному произведению (кто знает, что придёт в голову автору в следующий раз!). Тем более, что одни писатели придерживаются своего стиля неукоснительно, вплоть до заштампованности, другие позволяют себе различные вольности – это обычно зависит от жанра и тематики работ. Но, так или иначе, во всех работах автора сохраняются некоторые общие черты… Какими же они могут быть?

2. Средства выразительности – сравнения, эпитеты, метафоры, аллитерация и ассонанс… Много их или мало, что используется чаще и т. д. Здесь нужно проявить осторожность, чтобы избежать всем известных штампов, но не создать взамен собственных.

3. Символы. Не все авторы используют символы, не всегда это уместно… но когда они используются с умом, они могут стать большим плюсом для автора и своеобразной его «фишкой». Главное – не забыть, что вы использовали какое-то явление в качестве символа: если жёлтый цвет на протяжении всего произведения символизировал разврат, безумие и предательство, то лучше не умиляться в предпоследней главе лютикам на лугу (если только не хотите припугнуть читателей).

4. Движение. Есть довольно интересная теория о том, что в текстах, написанных авторами-мужчинами, используется больше глаголов, что придаёт им динамичность, а в написанных авторами-женщинами – прилагательных, что делает их более статичными. Вряд ли это так сильно зависит от пола, но, безусловно, влияет на авторский стиль.

5. Стилизация. Если вы пишите фэнтези, исторические или псевдоисторические произведения, то наверняка её используете. Каждый автор делает это по-своему, в большей или меньшей степени выделяя в языке чужой эпохи близкие именно ему детали и опуская другие.

6. И, наконец, атмосфера повествования, эмоции, которые оно вызывает. Всё-таки, в большинстве случаев, если автор пишет узнаваемо, его работы вызывают у читателя схожие эмоции, в чём и выражается его индивидуальность. Особенно это легко заметить у тех, кто пишет малую прозу – в качестве примеров можно привести Андерсена, По, О.Генри, Зощенко…

Источник

Писательский стиль

Часто мы слышим о том или ином авторе, что его стиль — одно из главных преимуществ его произведений. И правда, чья-то манера писать цепляет, а кого-то читать очень сложно, книги просто «не заходят». В этой статье поговорим о том, как складывается тот самый особый стиль и как к нему прийти самому.

Писательский стиль — это тот набор приемов и лексики, который явно прослеживается во всех текстах того или иного автора. В то же время свой особый стиль бывает и у отдельных произведений. Одним из самых показательных примеров является «Заводной апельсин» Берджесса. Повествование ведется от первого лица, и герой говорит вымышленном языке — «надсате», который насыщен жаргонизмами из русского и цыганских языков.

«Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, — вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь — др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе, блин. Но ходит он только по прямой и на всякие vestshi натыкается — бац, бац, к тому же если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku».

В таком стиле написано лишь одно произведение, но он является неотъемлемой его частью, делаем его целостным и дополняет сюжет.

Можно рассмотреть текст с точки зрения теории знака, согласно которой любой знак имеет две сущности: означающее (форма) и означаемое (содержание или смысл). Это две неотделимые части, одна без другой существовать не может, они как две стороны одной монеты. Стиль будет в большей степени относиться к форме (означающее). Но он неотделим от содержания, поэтому важно помнить, что какими бы красивыми словами мы не писали, они должны соответствовать тому, о чем непосредственно идет повествование (содержанию или означающему), и ни в коем случае не противоречить ему.

В случае с «Заводным апельсином» лексика, которой пользуются герои создает тот образ подростков-бунтарей, который так важен для произведения, к тому же является ключевой для формирования атмосферы книги в целом.

У некоторых писателей стиль настолько узнаваемый, что можно понять, кто автор книги, даже не читая имя на обложке. По ироничной и легкой манере легко узнать Чехова, Пушкина тоже узнать довольно просто. Невероятно красив и витиеват язык Платонова: в нем много и двойных смыслов, и стилистической эклектики, которую ни с чем не перепутаешь. Не можем удержаться и оставим две цитаты из «Котлована».

«— Ты зачем здесь ходишь и существуешь? — спросил один, у которого от изнемождения слабо росла борода.

— Я здесь не существую, — произнес Вощев, стыдясь, что много людей чувствуют сейчас его одного. — Я только думаю здесь».

— Нам, товарищ Чиклин, неизвестно, мы сами живем нечаянно.

— А тебе жалко его? — спросил Чиклин.

— Нет, — ответил Елисей.

— Положь его в середку между моими товарищами».

Что же делает стиль стилем? Во-первых, его целостность и законченность. Она складывается из лексики и тех художественных приемов, которые автор использует в своем творчестве. У Хемингуэя язык очень простой, что делает его произведения такими трогательными и душевными. Чак Паланик груб и не стесняется в выражениях, что также создает ту неповторимую атмосферу, которая есть во всех его книгах. Чтобы манера стала узнаваемой, она должна прослеживаться от произведения к произведению. Но ни в коем случае не нужно стараться делать это намеренно, иначе вымученность будет заметна, к тому же точно будут явно проскакивать повторы.

Над стилем можно и нужно работать. Он гибок, может меняться и развиваться. Например, в «Стрелке» Стивена Кинга отчетливо видно, что автор писал его, будучи очень юным и совсем не опытным. Книга полна юношеского максимализма, местами написана очень отрывисто. Но со временем этого не стало, и со страниц следующих книг с нами разговаривает тот Кинг, которого ни с кем не перепутаешь. Сам он так писал о своих чувствах во время работы над «Стрелком»:

«Мне было девятнадцать. Я был очень самоуверенным молодым человеком. Достаточно самоуверенным, чтобы не рыпаться и спокойно ждать своей музы и своего шедевра (а я был уверен, что это будет шедевр). Когда тебе девятнадцать, у тебя есть право быть самоуверенным: впереди у тебя куча времени, и не надо бояться, что его не хватит. Девятнадцать — эгоистичный возраст, когда человек думает лишь о себе, и ничто другое его не волнует. У меня были большие стремления, и это меня волновало. У меня были большие амбиции, и это меня волновало. Я считал себя очень крутым. Больше всего мне хотелось пробить защиту читателей: распотрошить их, изнасиловать и изменить навсегда — лишь одной силой слова. И я чувствовал, что я это могу; что я для этого и предназначен».

В начале творческого пути стиль Гоголя был очень высоким и патетическим, полным серьезности, настоящий образец школы Карамзина. Но его любовь к украинскому фольклору, желание быть в первую очередь народным писателем внесли в этот изначальный стиль большие изменения. В итоге мы знаем тот неповторимый язык, самобытный и эклектичный.

Стиль Набокова тоже менялся: в его сборниках 20-х и 30-х годов царит атмосфера зыбкости и ненадежности, он играет с читательскими ожиданиями с помощью счет варьирования лейтмотивов и парадоксальных развязок. В своих романах он утверждается как изощренный эстет, в то же время развивает сложные метафизические темы. Со временем произведения становятся глубже, у них все больше и больше уровней, на которые можно погружаться и которые можно анализировать.

Как работать над стилем? На самом деле здесь поможет только практика: собирайте как можно больше информации и пишите. Давайте почитать свои произведения друзьям, собирайте обратную связь. Для вдохновения мы подобрали несколько цитат к довольно очевидным советам, которые помогут настроиться на долгую плодотворную работу.

Много читайте. И читайте как писатель. То есть обращайте внимание на форму и содержание с профессиональной точки зрения. Это обогащает словарный запас, помогает узнать новые приемы, натолкнуть на интересные идеи.

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века».

Не только читайте. Старайтесь воспринимать любую информацию как объект для возможного упражнения в писательстве.

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».

Много пишите. Практика помогает понять, какие приемы у вас самые любимые и проработать слабые места.

«Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду».

Не подражайте! Можно писать пародии для практики, но не стоит копировать стиль популярного писателя, чтобы повторить его путь к успеху. Это так не работает: людей притягивает самобытность.

«Нет никакого смысла писать то, что уже было написано до тебя — если ты не можешь сделать это лучше. Писатель в нынешнее время должен написать либо что-то абсолютно уникальное, либо побороть мертвых классиков — то есть написать книгу на ту же самую тему, но гораздо лучше. Единственный способ добиться успеха в этом деле — это соревноваться с мертвецами».

Будьте собой. Этот пункт продолжает предыдущий. Вы уже уникальны. Просто нужно, чтобы это заметили читатели. Не будьте слишком скрупулезны, не давите на себя, нужные слова найдутся.

Источник

Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни

Верю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками.

Поиск по содержанию статей:

Последние 3 поста

Разделы

Лучшее за год:

Telegram канал

Авторский стиль и как его выработать. С разбором методологии Эрнеста Хэмингуэя, Льва Толстого и Стивена Кинга.

«Я беру камень и отсекаю всё лишнее»
Микеланджело Буанаротти

Последние два года я думаю над одним вопросом, о котором и хочу поговорить сегодня.
О том, что такое авторский стиль и как его выработать.
Сегодня я поделюсь тем, к чему пришел сам и также методологией трех известных авторов: Эрнеста Хэмингуэя, Льва Толстого и Стивена Кинга.

С одной стороны стиль — это то, что не поддается анализу. Но он есть. У каждого он свой.
Когда читаешь Толстого, Хэмингуэя или современных копирайтеров или редакторов (тех, кого я знаю и читаю, например — Максим Ильяхов, Пётр Панда, Денис Каплунов) — чувствуется их стиль.
С другой стороны, его всё же вырабатывают отдельные авторы. Именно поэтому я и хочу поделиться сегодняшним лонгридом, в котором разберу все взгляды на стиль.

Что такое стиль?

Для меня стиль — это характер человека, его набор внутренних качеств и навыков.
Стиль — это вы со всем комплексом вашего характера, взглядов, мнений и настроений. Если бы я написал тут и точка, это был бы не я, потому что я так не пишу.

У меня есть друг, назову его Платон — мягкий и открытый человек, который всегда делает работу без спешки и пишет письма очень основательно. А еще он всегда сохраняет теплоту в отношениях.
Это проявляется и в его текстах. Он всегда добавляет юмор и пытается никого не обидеть.
Другой мой друг Тимофей очень умен, не прочь обсудить последние апдейты поисковых систем и всегда спешит. Это накладывает отпечаток на его тексты.

С другой стороны, для меня стиль — это то, что не может проявиться из-за внешних факторов. Из-за того, что мы привыкли думать, делать, говорить под влиянием среды.
Как скульптура. Один из первых об этом сказал еще Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее»
И нужно очищать внешнее, чтобы внутреннее проявлялось лучше.

Взгляды других, как выработать стиль.

В этом лонгриде я хочу поделиться мнением о стиле не только моим, но и признанных авторов.
Я хочу поделиться теми мнениями авторов, которые сформировали моё понимание стиля, по большей части цитируя их. Сегодня в меню — Эрнест Хэмингуэй, Лев Толстой и Стивен Кинг. Три совершенно разноплановых автора.

Стиль Эрнеста Хэмингуэя

Айсберг — любимая теория Хэмингуэя для определения собственного стиля. Вот несколько цитат из его жизни разных лет.

«Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».
Это написано в 1932 г. «Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра». Это 50-е годы.
И в последнем своём романе, который был издан уже после смерти Хэма «Праздник, который всегда с тобой» он писал: «Я опустил его (конец рассказа) согласно своей новой теории: можно опускать что угодно при условии, если ты знаешь, что опускаешь,— тогда это лишь укрепляет сюжет и читатель чувствует, что за написанным есть что-то, еще не раскрытое».

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Эрнест Хэмингуэй за работой.

Стиль Хэмингуэя — это глубокое сочетание текста и подтекста.
Кстати, подтекст изобрел не он сам, он существовал до автора-модерниста. Например, подтекст использовал Чехов.
Но открытие хэмингуэевского айсберга именно в сочетании. Заметьте, он использовал только одну восьмую — это текст, а всё остальное было подтекстом.
Даже количество сказанного текста имеет значение.

Подтекст — это всё, жизненный опыт, размышления, познания, настроение писателя. А текст — это точно подобранные слова. Вместе текст и подтекст составляют суть вашего стиля.
И последняя цитата от Хэмингуэя

«Правда художественного произведения должна быть сильнее правды жизни. Потому что художник соединяет все «правды», которые он встречает в жизни, свои знания и наблюдения и создает свою правду. И она обязательно должна быть правдивее, истиннее, чем правда жизни. Только тогда писатель может воздействовать на людей».
Вот типичный текст для стиля Эрнеста Хэмингуэя

«Когда я возвратился из отпуска, мы все еще стояли в том же городе. В окрестностях было теперь гораздо больше артиллерии, и уже наступила весна. Поля были зеленые, и на лозах были маленькие зеленые побеги; на деревьях у дороги появились маленькие листочки, и с моря тянул ветерок. Я увидел город, и холм, и старый замок на уступе холма, а дальше горы, бурые горы, чуть тронутые зеленью на склонах. В городке стало больше орудий, открылось несколько новых госпиталей, на улицах встречались англичане, иногда англичанки, и от обстрела пострадало еще несколько домов. Было тепло, пахло весной, и я прошел по обсаженной деревьями улице, теплой от солнца, лучи которого падали на стену, и увидел, что мы занимаем все тот же дом и что ничего как будто не изменилось за это время.»

Стиль Льва Толстого

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Лев Толстой за работой

Лев Толстой, в своей подробной работе «Об искусстве» делится тем, что по его мнению составляет основу хорошего произведения искусства. Стиль — это только составляющая хорошего произведения.
Лев Николаевич говорит о 3 составляющих:
— суть. то, что ново и важно для читателей
— форма. отточенное умение написать хорошо и донести мысль красиво
— внутренняя правда. насколько сильно автор хочет написать об этом. И насколько сильно автора цепляет та тема, о которой он хочет написать.

Вот, что он говорит о стиле:

«Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.
А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.»

По факту, для него важна не только форма, что является основой стиля.
Но то, почему автор пишет тот или иной текст. И насколько автор является просвещенным человеком, насколько он несет пользу обществу, а не пишет только ради себя и собственной славы.

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Лев Николаевич Толстой имел свой собственный за 60 лет творчества выработанный стиль.

Помню, когда я закончил читать «Милый друг» Мопассана, а потом разбор Толстого — меня сильно поразил его подход.
Сама книга написана шикарно. Но суть, которую хотел донести Мопассан разочаровывает. И Толстой проработал книгу так, словно перед ним обычный ученик курса «Писательское мастерство», говоря современными терминами. Расписал то, что автор не умеет отличить что хорошо, а что дурно и несмотря на прекрасную форму,
Я помню как, пасовал перед именитостью Мопассана, но внутри понимал, что мне что-то не нравится в том, что он написал.

Во всех романах своих после «Bel ami» (я не говорю теперь о его мелких рассказах, которые составляют его главную заслугу и славу, о них после) Мопассан, очевидно, поддался царствовавшей не только в его круге в Париже, но царствующей везде и теперь между художниками
теории о том, что для художественного произведения не только не нужно иметь никакого ясного представления о том, что хорошо и что дурно, но что, напротив, художник должен совершенно игнорировать всякие нравственные вопросы, что в этом даже некоторая заслуга художника.
По этой теории художник может или должен изображать то, что истинно, то, что есть, или то, что красиво, что, следовательно, ему нравится или даже то, что может быть полезно, как материал, для «науки», но что заботиться о том, что нравственно или безнравственно, хорошо или дурно — не есть дело художника.
Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину, изображавшую религиозную процессию. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету.
— Что же,— вы считаете, что эти обряды хороши и их нужно совершать или не нужно? — спросил я художника.
Художник, с некоторой снисходительностью к моей наивности, сказал мне, что не знает этого и не считает нужным знать; его дело изображать жизнь.
— Но вы любите по крайней мере это?
— Не могу сказать.
— Что же, вы ненавидите эти обряды?
— Ни то, ни другое,— с улыбкой сострадания к моей глупости отвечал современный высококультурный художник, изображающий жизнь, не понимая ее смысла, и не любя, и не ненавидя ее явления. Так же, к сожалению, думал и Мопассан.

Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету. В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев — мы ищем и видим только душу самого художника.

Вот типичный текст для Льва Толстого, известное начало романа «Анна Каренина»:

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.

Здесь и близко нет сухого и отстранённого взгляда Хэмингуэя, где нет авторской оценки, а только тон.

То есть судя по Толстому стиль — это не только форма, но и суть, что для вас хорошо и плохо. Это ваше отношение к предмету..
Именно этот подход стал для меня ключевым сейчас, в определении, что такое стиль.

Стиль Стивена Кинга

Нужно найти ракушку.

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Стивен Кинг говорит о том, что он не пытается выдумывать свой стиль. Он пытается найти то, что он называется «окаменелостью, ракушкой» и очистить от мусора.

Вот как он сам говорит об этом:

Когда я в интервью «Нью-Иоркеру» поделился с интервьюером (Марком Сингером) своим мнением, что литературные произведения – это находки, вроде окаменелостей в земле, он ответил, что не верит. Я в ответ сказал – и отлично, лишь бы он верил, что я в это верю. И я верю. Рассказы и романы – это не сувенирные футболки или деревянные футболисты. Это реликты, остатки неоткрыгого ранее существовавшего мира. Дело писателя – с помощью инструментов из своего ящика достать их из земли, повредив как можно меньше. Иногда окаменелость маленькая, просто ракушка. Иногда огромная, тираннозавр-рекс со всеми своими гигантскими ребрами и оскаленными зубами. В любом случае – короткий рассказ или тысячестраничный роман – техника раскопок по сути одна и та же.

Стивен Кинг — находит зацепку, какое-то событие. И постепенно раскручивая его, создает новое произведение.
Его стиль — это не написать что-то своё, а откопать этот реликт и максимально проявить его, показать в тех красках, в которых он увидел его внутри.

Вот типичный текст для Стивена Кинга. Это книга «Рита Хэйуорт или Побег из Шоушенка»:

Я из числа тех самых славных малых, которые могут достать все. Абсолютно все, хоть черта из преисподней. Такие ребята водятся в любой федеральной тюрьме Америки. Хотите – импортные сигареты, хотите – бутылочку бренди, чтобы отметить выпускные экзамены сына или дочери, день вашего рождения или Рождество…, а может, и просто выпить без особых причин.

Я попал в Шоушенкскую тюрьму, когда мне только исполнилось двадцать, и я из очень немногих людей в нашей маленькой славной семье, кто нисколько не сожалеет о содеянном. Я совершил убийство. Застраховал на солидную сумму свою жену, которая была тремя годами старше меня, а потом заблокировал тормоза на «Шевроле», который ее папенька преподнес нам в подарок. Все было сработано довольно тщательно. Я. не рассчитал только, что она решит остановиться на полпути, чтобы подвезти соседку с малолетним сынишкой до Кастл Хилла. Тормоза отказали, и машина полетела с холма набирая скорость и расталкивая автобусы. Очевидцы утверждали потом, что она неслась со скоростью не меньше восьмидесяти километров в час, когда, врезавшись в подножие монумента героям войны, взорвалась и запылала, как факел.

Как выработать стиль?

С учетом изученного, того, что говорят Хэмингуэй, Толстой и Кинг и моего личного опыта — у меня есть два основных принципа. И остальные — которые помогают, но они дополнительные, бонусные.

Принцип первый — честность

«Честность – лучшая политика
Мигель де Сервантес

Нужно писать только о том, что действительно цепляет. Быть настоящим. Именно тогда мой стиль и максимально проявляется, когда я честен сам с собой. И если я смогу ввести это в привычку — писать постоянно и хорошо, тогда
У честности есть очень много сторон. И да, это сложно, но очень реально. Поделюсь составляющими честности:

Мне редко говорят, что когда читают мои тексты — словно мой голос слышат. Это приятно. Жаль, что редко, пока еще я над стилем работаю.

Честность — это свежая тема. Не переписывать то, что говорят другие. Быть собой. То есть писать так, чтобы сказать что-то новое.
Всегда легко идти за тем, у кого есть своя позиция

2. Много читать и много писать
Это самый главный совет от всех авторов, с которыми я знаком — по тому, как выработать собственный стиль.
Стивен Кинг вообще ставит этот принцип во главу угла.

Именно много пахать — самый важный совет. Но новички всегда ищут волшебную таблетку, философский камень, который разом решит все вопросы.

Нужно писать много.
Каждый день. Именно тогда вы постепенно и выработаете собственный навык

И важно много читать. Причем не как читатель, а как автор. Мой друг автор недавно рассказывал мне, что он перечитал трижды книгу Кормака Маккарти «Дорога», чтобы понять, какие приёмы использовал автор, почему он их использовал и как. Он так и сказал мне: «Я стараюсь не читать взахлеб. Но сознательно». Об этом же принципе чтения я уже писал однажды, подробная статья о моей системе чтения здесь.

Социальное программирование и влияние общества создают наслоение, которое мешает вам быть настоящим

Это были два главных совета. Остальные советы только помогут и усилят то, что вы нашли. Но главное — продолжать применять первые два совета: быть честным и много трудиться.

Это все та же скульптура, с которой вы теперь счищаете лишнее не зубилом, а щеточкой.
Благодаря редактуре вы можете исправить не текст, а отдельные фразы. Редко когда автор может написать сразу удачную фразу.

Я писал текст о навыке редактуры. Подробнее посмотрите тут.

В своём блоге я даю некоторые необходимые навыки письма.

Для выработки вашего стиля это тоже будет очень полезными навыками.

Кто такой автор и чем он отличается от других пишущих?

Есть копирайтеры.
Есть писатели
Есть редакторы.

Автор для меня — это человек, который работает с текстом.
Причем в слове «автор» мне нравится именно то, что он создает. Он обдумывает много материала и создает что-то свое. Именно потому он является автором. И в этом слове нет ярко выраженного окраса.
Копирайтеры работают над коммерческими текстами, редакторы — над журналистскими, писатели — только над художественными.
Автор включает в себя все эти профессии. То есть человек может зарабатывать копирайтингом, журналистикой или редактурой. А в свободное время писать художественную прозу. И он, одним словом — автор.

Именно потому я работаю над авторским стилем.

Главный вывод, для тех, кто не читал длинную часть лонгрида.

Если применить все советы, которые я тут описал — постепенно вы расчистите канал для собственного авторского голоса.

И когда вы начнете чувствовать внутри «ощущение скорости на велосипеде», как я его называю, когда получается, и ты летишь вперед, и текст ладится, и ты словно слышишь свой голос. Вот тогда не останавливайтесь. Вы только нашли свой голос, а теперь можете говорить всё то, что хотите сказать.
Мир получил еще одного человека, который обрёл свой голос, значит, и свой стиль. Продолжайте. И ваш голос станет в один ряд с теми, кто уже говорит с книжных страниц.

И еще. Да, ваш стиль — это и есть внутренний голос, которому нужно дать возможность говорить без оглядки. Но также это и те приобретенные навыки, которые помогают голосу звучать мощнее.
К примеру, можно просто научиться использовать голос и петь. А можно использовать приёмы, которые помогают петь с использованием диафрагмы, стаккато или легато.

То же и в работе с текстом. Для начала распознайте свой голос, а затем уже узнавайте новые приёмы.

Ищите свой авторский стиль! Это лучшее, что вы можете сделать для этого мира.

Автор текста Владимир Багненко

Что такое стиль автора. Смотреть фото Что такое стиль автора. Смотреть картинку Что такое стиль автора. Картинка про Что такое стиль автора. Фото Что такое стиль автора

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

Список использованной литературы:
1. Эрнест Хэмингуэй «Прощай оружие»
2. Лев Толстой «Об искусстве»
3. Лев Толстой «Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана»
4. Лев Толстой «Анна Каренина»
5. Стивен Кинг «Как писать книги»

P.S. Ура. Наконец-то я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext

25. августа 2017 by Admin
Categories: Блог | Оставить комментарий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *