Что такое стиль автора
Индивидуальный авторский стиль. Стиль писателя
Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM. Мы уже много говорили о литературных жанрах и ещё в дальнейшем будем писать статьи о них. Но сегодня поговорим о писательском стиле. Индивидуальный авторский стиль – это важная составляющая литературного ремесла! Итак, слово Ирине Смирновой, постоянному автору рубрики “В помощь начинающему писателю”.
Стиль писателя
Развитие литературного стиля
Итак, вы решились писать. Вы уже явно обладаете писательским талантом, можете долго и усердно сидеть на одном месте, владеете всеми нормами русского языка и научились отличать один жанр от другого. Вы постоянно развиваете свой словарный запас, ищите новые пути решения банальных конфликтов и находитесь в вечном поиске себя.
Кажется, что осталось немного, и всё состоится. Вы сможете вырваться за грани собственного воображения и напишите то, чего ещё не видывал весь белый свет. Похвальная и благородная мечта. Осталось только наладить струны своей души и обрести уникальный и непревзойдённый стиль письма – авторский стиль. Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Сначала давайте разберёмся, для чего вообще нужен этот индивидуальный авторский стиль, если можно пойти путём подражания. Но кому это надо? Будет ли это интересно широкой публике? У каждого писателя постепенно (именно постепенно) формируется своя манера письма, свой стиль литературного языка. Он выбирает обстановку, в которой ему приятно работать, окружает себя теми вещами, которые вызывают вдохновение. Ему заранее известно, с чего он начнёт свой новый шедевр, как будет развивать свой сюжет, и какими отличительными особенностями будут обладать герои. Писатель уверенно чувствует себя во время творческого процесса, потому что знает, в какую форму облечёт свои слова. В его голове уже тысячи новых идей и маленьких изюминок, из которых он испечёт вкусный пирог для читателей-гурманов.
Безусловно, очень приятно, когда открываешь книгу и узнаёшь писателя по первым строчкам, по оформлению эпиграфов, по каким-то художественным приёмам и индивидуальной манере выстраивания интриги. Это и есть индивидуальный авторский стиль писателя.
Из последних авторов, чьи книги я держала в руках были Бернар Вербер, Буало-Нарсежак (два французских детективщика) и Джоджо Мойес. Каждый из них стал для меня предсказуем (в хорошем значении слова) и бесконечно дорог. От них веет индивидуальностью, их фамилии врезаются в память, а не остаются безликими тенями на задворках памяти, читая их, чувствуешь стиль писателя. У Вербера мне нравятся занимательные заметки из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания». У Буало и Нарсежака – потрясающая и изысканная манера повествования, а также притягательная тайна, которая скрывается в недрах текста и раскрывается только в последней главе. Джоджо Мойес удивила своей искренностью и глубиной чувств героев. Интересен ей приём параллельного рассказа, чьи нити переплетаются самым трепетным образом.
И вот встаёт, наконец, правомерный вопрос, как стать личностью в литературе? Как сделать, чтобы твой почерк узнавали (пусть и не всегда любили)? Как найти свою тропу и свою манеру письма, от которой веет уникальным и новаторским? Вы уже могли убедиться, что в литературе нет ничего невозможного. И если чего – то нет, то это что-то можно обязательно найти или создать. Главное, понять, что вам это действительно нужно. Не стоит обретать индивидуальность ради индивидуальности. Не стоит носить одежду, которая вам слишком велика, мала или не подходит по цвету. Не стоит пафосно удивлять и громко кричать, что вы не такой, как остальные. Ведь мастера просто молча делают своё дело, потому что уверены в своём мастерстве и непревзойдённости. Давайте же присоединяться к числу достойных, накапливая свой опыт и упражняясь в малом.
Индивидуальный авторский стиль
Правила, которые вам помогут стать самим собой
Теперь мы знаем, что такое стиль писателя, для чего важен индивидуальный авторский стиль. Конечно, об этом можно говорить много и много, впрочем ещё обсудим этот вопрос в следующих статьях. Не забудьте подписаться! С уважением, Liter-RM.
Стиль. Виды стиля
Содержание:
Каждому автору свойственна неповторимая манера письма, включающая принципы построения фраз, способы передачи эмоций и выразительности. Это то, что отличает один текст от другого. Если бы все использовали один и тот же стиль, ни один писатель или произведение не смогли бы по-настоящему выделиться.
Определение стиля
Стиль — это способы передачи образов и использование средств выразительности, присущие автору. Стиль также определяет настроение текста, передает отличительные особенности исторической эпохи и жанра произведения.
Понятие «стиль» тесно связано с другими понятиями:
Виды стиля
Стиль характеризует художественное направление (стиль художественного жанра), а также историческую эпоху (стиль эпохи) или авторскую манеру (стиль писателя).
Рассмотрим эти понятия подробнее:
Стиль художественного произведения
Стиль писателя
Стиль литературного направления или литературной эпохи
Произведения одного автора, написанные в разных жанрах, могут сильно различаться по стилю.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»;
Л.Н. Толстой роман «Война и мир» и рассказ для детей «Филиппок».
У каждого автора есть стилистические особенности, отличающие его произведение от других.
Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
Каждой эпохе присущи свои элементы стиля, которые используются авторами осознанно или неосознанно.
Важность стиля
Вместо того, чтобы сухо передавать информацию, стиль помогает автору делиться мыслями так, как он хочет.
Пример:
Как видите, есть много способов обмена одной и той же информацией. Автор может написать короткое предложение, передающее смысл или использовать образы, чтобы нарисовать картину для аудитории и добавить чувство предложению.
Стиль играет центральную роль в литературном произведении — как в прозе, так и в поэзии. Если бы не разнообразие стилей и жанров, то мир литературы был бы скучным и однообразным.
Авторский стиль писателя
Вторник, 7 апреля 2015 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Авторский стиль, Литература |
Автор статьи: |
Судить об авторском стиле вряд ли возможно по одному произведению (кто знает, что придёт в голову автору в следующий раз!). Тем более, что одни писатели придерживаются своего стиля неукоснительно, вплоть до заштампованности, другие позволяют себе различные вольности – это обычно зависит от жанра и тематики работ. Но, так или иначе, во всех работах автора сохраняются некоторые общие черты… Какими же они могут быть? 2. Средства выразительности – сравнения, эпитеты, метафоры, аллитерация и ассонанс… Много их или мало, что используется чаще и т. д. Здесь нужно проявить осторожность, чтобы избежать всем известных штампов, но не создать взамен собственных. 3. Символы. Не все авторы используют символы, не всегда это уместно… но когда они используются с умом, они могут стать большим плюсом для автора и своеобразной его «фишкой». Главное – не забыть, что вы использовали какое-то явление в качестве символа: если жёлтый цвет на протяжении всего произведения символизировал разврат, безумие и предательство, то лучше не умиляться в предпоследней главе лютикам на лугу (если только не хотите припугнуть читателей). 4. Движение. Есть довольно интересная теория о том, что в текстах, написанных авторами-мужчинами, используется больше глаголов, что придаёт им динамичность, а в написанных авторами-женщинами – прилагательных, что делает их более статичными. Вряд ли это так сильно зависит от пола, но, безусловно, влияет на авторский стиль. 5. Стилизация. Если вы пишите фэнтези, исторические или псевдоисторические произведения, то наверняка её используете. Каждый автор делает это по-своему, в большей или меньшей степени выделяя в языке чужой эпохи близкие именно ему детали и опуская другие. 6. И, наконец, атмосфера повествования, эмоции, которые оно вызывает. Всё-таки, в большинстве случаев, если автор пишет узнаваемо, его работы вызывают у читателя схожие эмоции, в чём и выражается его индивидуальность. Особенно это легко заметить у тех, кто пишет малую прозу – в качестве примеров можно привести Андерсена, По, О.Генри, Зощенко… Писательский стильЧасто мы слышим о том или ином авторе, что его стиль — одно из главных преимуществ его произведений. И правда, чья-то манера писать цепляет, а кого-то читать очень сложно, книги просто «не заходят». В этой статье поговорим о том, как складывается тот самый особый стиль и как к нему прийти самому. Писательский стиль — это тот набор приемов и лексики, который явно прослеживается во всех текстах того или иного автора. В то же время свой особый стиль бывает и у отдельных произведений. Одним из самых показательных примеров является «Заводной апельсин» Берджесса. Повествование ведется от первого лица, и герой говорит вымышленном языке — «надсате», который насыщен жаргонизмами из русского и цыганских языков. «Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, — вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь — др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе, блин. Но ходит он только по прямой и на всякие vestshi натыкается — бац, бац, к тому же если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku». В таком стиле написано лишь одно произведение, но он является неотъемлемой его частью, делаем его целостным и дополняет сюжет. Можно рассмотреть текст с точки зрения теории знака, согласно которой любой знак имеет две сущности: означающее (форма) и означаемое (содержание или смысл). Это две неотделимые части, одна без другой существовать не может, они как две стороны одной монеты. Стиль будет в большей степени относиться к форме (означающее). Но он неотделим от содержания, поэтому важно помнить, что какими бы красивыми словами мы не писали, они должны соответствовать тому, о чем непосредственно идет повествование (содержанию или означающему), и ни в коем случае не противоречить ему. В случае с «Заводным апельсином» лексика, которой пользуются герои создает тот образ подростков-бунтарей, который так важен для произведения, к тому же является ключевой для формирования атмосферы книги в целом. У некоторых писателей стиль настолько узнаваемый, что можно понять, кто автор книги, даже не читая имя на обложке. По ироничной и легкой манере легко узнать Чехова, Пушкина тоже узнать довольно просто. Невероятно красив и витиеват язык Платонова: в нем много и двойных смыслов, и стилистической эклектики, которую ни с чем не перепутаешь. Не можем удержаться и оставим две цитаты из «Котлована». «— Ты зачем здесь ходишь и существуешь? — спросил один, у которого от изнемождения слабо росла борода. — Я здесь не существую, — произнес Вощев, стыдясь, что много людей чувствуют сейчас его одного. — Я только думаю здесь». — Нам, товарищ Чиклин, неизвестно, мы сами живем нечаянно. — А тебе жалко его? — спросил Чиклин. — Нет, — ответил Елисей. — Положь его в середку между моими товарищами». Что же делает стиль стилем? Во-первых, его целостность и законченность. Она складывается из лексики и тех художественных приемов, которые автор использует в своем творчестве. У Хемингуэя язык очень простой, что делает его произведения такими трогательными и душевными. Чак Паланик груб и не стесняется в выражениях, что также создает ту неповторимую атмосферу, которая есть во всех его книгах. Чтобы манера стала узнаваемой, она должна прослеживаться от произведения к произведению. Но ни в коем случае не нужно стараться делать это намеренно, иначе вымученность будет заметна, к тому же точно будут явно проскакивать повторы. Над стилем можно и нужно работать. Он гибок, может меняться и развиваться. Например, в «Стрелке» Стивена Кинга отчетливо видно, что автор писал его, будучи очень юным и совсем не опытным. Книга полна юношеского максимализма, местами написана очень отрывисто. Но со временем этого не стало, и со страниц следующих книг с нами разговаривает тот Кинг, которого ни с кем не перепутаешь. Сам он так писал о своих чувствах во время работы над «Стрелком»: «Мне было девятнадцать. Я был очень самоуверенным молодым человеком. Достаточно самоуверенным, чтобы не рыпаться и спокойно ждать своей музы и своего шедевра (а я был уверен, что это будет шедевр). Когда тебе девятнадцать, у тебя есть право быть самоуверенным: впереди у тебя куча времени, и не надо бояться, что его не хватит. Девятнадцать — эгоистичный возраст, когда человек думает лишь о себе, и ничто другое его не волнует. У меня были большие стремления, и это меня волновало. У меня были большие амбиции, и это меня волновало. Я считал себя очень крутым. Больше всего мне хотелось пробить защиту читателей: распотрошить их, изнасиловать и изменить навсегда — лишь одной силой слова. И я чувствовал, что я это могу; что я для этого и предназначен». В начале творческого пути стиль Гоголя был очень высоким и патетическим, полным серьезности, настоящий образец школы Карамзина. Но его любовь к украинскому фольклору, желание быть в первую очередь народным писателем внесли в этот изначальный стиль большие изменения. В итоге мы знаем тот неповторимый язык, самобытный и эклектичный. Стиль Набокова тоже менялся: в его сборниках 20-х и 30-х годов царит атмосфера зыбкости и ненадежности, он играет с читательскими ожиданиями с помощью счет варьирования лейтмотивов и парадоксальных развязок. В своих романах он утверждается как изощренный эстет, в то же время развивает сложные метафизические темы. Со временем произведения становятся глубже, у них все больше и больше уровней, на которые можно погружаться и которые можно анализировать. Как работать над стилем? На самом деле здесь поможет только практика: собирайте как можно больше информации и пишите. Давайте почитать свои произведения друзьям, собирайте обратную связь. Для вдохновения мы подобрали несколько цитат к довольно очевидным советам, которые помогут настроиться на долгую плодотворную работу. Много читайте. И читайте как писатель. То есть обращайте внимание на форму и содержание с профессиональной точки зрения. Это обогащает словарный запас, помогает узнать новые приемы, натолкнуть на интересные идеи. «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века». Не только читайте. Старайтесь воспринимать любую информацию как объект для возможного упражнения в писательстве. «Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, — в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое». Много пишите. Практика помогает понять, какие приемы у вас самые любимые и проработать слабые места. «Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду». Не подражайте! Можно писать пародии для практики, но не стоит копировать стиль популярного писателя, чтобы повторить его путь к успеху. Это так не работает: людей притягивает самобытность. «Нет никакого смысла писать то, что уже было написано до тебя — если ты не можешь сделать это лучше. Писатель в нынешнее время должен написать либо что-то абсолютно уникальное, либо побороть мертвых классиков — то есть написать книгу на ту же самую тему, но гораздо лучше. Единственный способ добиться успеха в этом деле — это соревноваться с мертвецами». Будьте собой. Этот пункт продолжает предыдущий. Вы уже уникальны. Просто нужно, чтобы это заметили читатели. Не будьте слишком скрупулезны, не давите на себя, нужные слова найдутся. Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизниВерю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками. Поиск по содержанию статей:Последние 3 постаРазделыЛучшее за год:Telegram каналАвторский стиль и как его выработать. С разбором методологии Эрнеста Хэмингуэя, Льва Толстого и Стивена Кинга.«Я беру камень и отсекаю всё лишнее» Последние два года я думаю над одним вопросом, о котором и хочу поговорить сегодня. С одной стороны стиль — это то, что не поддается анализу. Но он есть. У каждого он свой. Что такое стиль?Для меня стиль — это характер человека, его набор внутренних качеств и навыков. У меня есть друг, назову его Платон — мягкий и открытый человек, который всегда делает работу без спешки и пишет письма очень основательно. А еще он всегда сохраняет теплоту в отношениях. С другой стороны, для меня стиль — это то, что не может проявиться из-за внешних факторов. Из-за того, что мы привыкли думать, делать, говорить под влиянием среды. Взгляды других, как выработать стиль.В этом лонгриде я хочу поделиться мнением о стиле не только моим, но и признанных авторов. Стиль Эрнеста ХэмингуэяАйсберг — любимая теория Хэмингуэя для определения собственного стиля. Вот несколько цитат из его жизни разных лет. «Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды». Эрнест Хэмингуэй за работой. Стиль Хэмингуэя — это глубокое сочетание текста и подтекста. Подтекст — это всё, жизненный опыт, размышления, познания, настроение писателя. А текст — это точно подобранные слова. Вместе текст и подтекст составляют суть вашего стиля. «Правда художественного произведения должна быть сильнее правды жизни. Потому что художник соединяет все «правды», которые он встречает в жизни, свои знания и наблюдения и создает свою правду. И она обязательно должна быть правдивее, истиннее, чем правда жизни. Только тогда писатель может воздействовать на людей».
Стиль Льва ТолстогоЛев Толстой за работой Лев Толстой, в своей подробной работе «Об искусстве» делится тем, что по его мнению составляет основу хорошего произведения искусства. Стиль — это только составляющая хорошего произведения. Вот, что он говорит о стиле:
По факту, для него важна не только форма, что является основой стиля. Лев Николаевич Толстой имел свой собственный за 60 лет творчества выработанный стиль. Помню, когда я закончил читать «Милый друг» Мопассана, а потом разбор Толстого — меня сильно поразил его подход.
Вот типичный текст для Льва Толстого, известное начало романа «Анна Каренина»:
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета. Здесь и близко нет сухого и отстранённого взгляда Хэмингуэя, где нет авторской оценки, а только тон. То есть судя по Толстому стиль — это не только форма, но и суть, что для вас хорошо и плохо. Это ваше отношение к предмету.. Стиль Стивена КингаНужно найти ракушку. Стивен Кинг говорит о том, что он не пытается выдумывать свой стиль. Он пытается найти то, что он называется «окаменелостью, ракушкой» и очистить от мусора. Вот как он сам говорит об этом:
Стивен Кинг — находит зацепку, какое-то событие. И постепенно раскручивая его, создает новое произведение. Вот типичный текст для Стивена Кинга. Это книга «Рита Хэйуорт или Побег из Шоушенка»:
Я попал в Шоушенкскую тюрьму, когда мне только исполнилось двадцать, и я из очень немногих людей в нашей маленькой славной семье, кто нисколько не сожалеет о содеянном. Я совершил убийство. Застраховал на солидную сумму свою жену, которая была тремя годами старше меня, а потом заблокировал тормоза на «Шевроле», который ее папенька преподнес нам в подарок. Все было сработано довольно тщательно. Я. не рассчитал только, что она решит остановиться на полпути, чтобы подвезти соседку с малолетним сынишкой до Кастл Хилла. Тормоза отказали, и машина полетела с холма набирая скорость и расталкивая автобусы. Очевидцы утверждали потом, что она неслась со скоростью не меньше восьмидесяти километров в час, когда, врезавшись в подножие монумента героям войны, взорвалась и запылала, как факел. Как выработать стиль?С учетом изученного, того, что говорят Хэмингуэй, Толстой и Кинг и моего личного опыта — у меня есть два основных принципа. И остальные — которые помогают, но они дополнительные, бонусные. Принцип первый — честность
Нужно писать только о том, что действительно цепляет. Быть настоящим. Именно тогда мой стиль и максимально проявляется, когда я честен сам с собой. И если я смогу ввести это в привычку — писать постоянно и хорошо, тогда Мне редко говорят, что когда читают мои тексты — словно мой голос слышат. Это приятно. Жаль, что редко, пока еще я над стилем работаю. Честность — это свежая тема. Не переписывать то, что говорят другие. Быть собой. То есть писать так, чтобы сказать что-то новое. 2. Много читать и много писать Именно много пахать — самый важный совет. Но новички всегда ищут волшебную таблетку, философский камень, который разом решит все вопросы. Нужно писать много. И важно много читать. Причем не как читатель, а как автор. Мой друг автор недавно рассказывал мне, что он перечитал трижды книгу Кормака Маккарти «Дорога», чтобы понять, какие приёмы использовал автор, почему он их использовал и как. Он так и сказал мне: «Я стараюсь не читать взахлеб. Но сознательно». Об этом же принципе чтения я уже писал однажды, подробная статья о моей системе чтения здесь. Социальное программирование и влияние общества создают наслоение, которое мешает вам быть настоящим Это были два главных совета. Остальные советы только помогут и усилят то, что вы нашли. Но главное — продолжать применять первые два совета: быть честным и много трудиться. Это все та же скульптура, с которой вы теперь счищаете лишнее не зубилом, а щеточкой. Я писал текст о навыке редактуры. Подробнее посмотрите тут. В своём блоге я даю некоторые необходимые навыки письма. Для выработки вашего стиля это тоже будет очень полезными навыками. Кто такой автор и чем он отличается от других пишущих?Есть копирайтеры. Автор для меня — это человек, который работает с текстом. Именно потому я работаю над авторским стилем. Главный вывод, для тех, кто не читал длинную часть лонгрида.Если применить все советы, которые я тут описал — постепенно вы расчистите канал для собственного авторского голоса. И когда вы начнете чувствовать внутри «ощущение скорости на велосипеде», как я его называю, когда получается, и ты летишь вперед, и текст ладится, и ты словно слышишь свой голос. Вот тогда не останавливайтесь. Вы только нашли свой голос, а теперь можете говорить всё то, что хотите сказать. И еще. Да, ваш стиль — это и есть внутренний голос, которому нужно дать возможность говорить без оглядки. Но также это и те приобретенные навыки, которые помогают голосу звучать мощнее. То же и в работе с текстом. Для начала распознайте свой голос, а затем уже узнавайте новые приёмы. Ищите свой авторский стиль! Это лучшее, что вы можете сделать для этого мира. Автор текста Владимир Багненко Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом. Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube. Список использованной литературы: P.S. Ура. Наконец-то я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext 25. августа 2017 by Admin
|