Что такое стимулирование учения

СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ

Древнегреческим словом stimulus когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. «Стиму­лировать», в современном понимании значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Человек так устроен, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внеш­них усилий, а часто и прямого принуждения не может сдви­нуться с места, недостаточно активно трудится, действует по инерции.

Было время, когда нерадивое отношение к учению расцени­валось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — при­нуждение, выступавшее в различных формах и видах и пус­тившее глубокие корни в истории педагогики. Много труда потратили ученые, чтобы нащупать главные нити в сложнейших хитросплетениях человеческой души. Со временем пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными понуканиями становилось все труднее. Свободная и независимая личность, за­щищенная Хартией о правах, требует иного подхода.

Нынешний педагог будет искать стимулы в преобладающей сфере потребностей учащихся, опираться на достигнутый уро­вень их развития. Тщетно взывать к высоким чувствам и при­бегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его зовут. Стимулиро­вание по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер развивается по восходящей — каждый но­вый стимул в чем-то будет превышать предыдущий.

Известно, что люди при наличии побуждающего мотива дей­ствия становятся гораздо энергичнее и последовательнее, чем при его отсутствии. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать. Мотивация побуждает «выкла­дываться». В результате при прочих равных условиях (таких, как способности, состояние здоровья, уровень подготовленности) разные степени мотивации обусловливают различную успевае­мость учащихся.

Видный знаток искусства обхождения с людьми Д. Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить чело­века захотеть это сделать.3. Фрейд говорит, что в основе всех поступков лежат два мотива — сексуальное влечение и желание стать великим. А известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

В основе практического стимулирования лежат подтвержден­ные жизнью правила педагогической деятельности.

Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся — главный во­прос для учителя. Важно не только то, чего желаем мы сами. Не пытайтесь ломать или переделывать ребенка: он не виноват в своих желаниях. Вспомните о природосообразности. Задача педагога — сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Используйте идентификацию. Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, кото­рые не совсем согласуются с педагогическими намерениями, главное — чтобы они возникли и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с инфантилизмом мо­лодых людей: их желания смутны и неопределенны, порой их нет совсем, а низменные, полуживотные поползновения иных подростков повергают педагогов в шоковое состояние. Подталки­вайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребно­сти. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Понять — значит про­стить, гласит народная мудрость. Кому же понять ребенка, под­ростка, как не учителю? Нет школьников, ничем не интере­сующихся. И хотя это давно всем известная аксиома, учитывать интересы школьников мы так и не научились. Ограничиваемся констатацией: от 20 до 50% школьников-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизодичес­ким, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбу­ждения (А. К. Дусавицкий). Но есть же множество других ин­тересов — к деньгам, сексу, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности (их поче­му-то называют побочными). Именно широта интересов харак­теризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.

Среди множества способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования есть один, опирающийся на склонность детей и подростков к яр­кому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуж­дениями, и школьник ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. В трудных случаях учитель будет идти от формы к содержанию, от эмоций к логике — то­гда у него появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д. Карнеги, подавайте их эффектно, ярко.

Говорите о том, что интересует учащихся. Точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учите­лем». Помните: ваша цель переориентировать интересы школь­ников на воспитание и дидактические цели.

Среднего человека больше всего интересует его собственное имя, нежели все другие имена во всем мире вместе взятые, со­общает Д. Карнеги. Мы видим, что и школьники с маниакаль­ным упорством, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще клички) где придется: на партах, деревьях, автобусных остановках. Используйте эту страсть в качестве стимула. Пишите крупными буквами на классной дос­ке, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, сво­им предметом.

Что такое стимулирование учения. Смотреть фото Что такое стимулирование учения. Смотреть картинку Что такое стимулирование учения. Картинка про Что такое стимулирование учения. Фото Что такое стимулирование учения

Используйте намерения, которые возникают на основе по­требности. Например, подросток решил стать фермером. Он намерен каждый день выполнять определенный объем работ в хозяйстве. Он уже все продумал, распланировал время. Подумай­те, что будет, если вы грубо вторгнетесь в его намерения. Если педагог захочет дать уже определившемуся человеку поручение, требующее изменения намеченных планов, он потерпит неудачу. Поведение школьника резко изменяется, когда он поставлен в ситуацию выбора и сам определяет, что и когда ему делать. Нахо­дите возможность помочь школьникам в осуществлении их на­мерений.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свой­ственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ра­ди знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, ес­ли он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузи­азм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства не останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить — значит гово­рить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего питомца при­лив новых сил.

Исследования подтверждают неизменную эффективность при­знания достоинств, потенциальных возможностей учащихся. Не только дети, но и взрослые любят, когда превозносятся их дос­тоинства. Раскусив эту слабость, Д. Карнеги пришел к выводу, что всегда предпочтительнее хвалить, чем критиковать. Поэтому не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. «Дайте другому то, что вы хотите получить от него», — советует Д. Карнеги.

Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», — пишет американ­ский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адре­совать не только лучшим ученикам, но и тем, кто проявляет ста­рание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стрем­ление человека к улучшению результатов деятельности. В нем находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека — потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с са­мим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возник­шую проблему.

Стремление к успеху порой затмевает остальные желания че­ловека, превращаясь в навязчивую идею. Компьютерные хакеры (молодые люди, проводящие много времени за машиной) — один из примеров действия всепоглощающей страсти, только в данном случае ее следует умерить, переключить на другие занятия.

Всем нам следует отказаться от некоторых стереотипов, иска­жающих значение личного успеха, и, идя в класс, помнить: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмо­ционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем по­ощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются школьники, которые занимаются толь­ко для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.

Сделайте работу привлекательной. Много хороших приме­ров, как сделать трудную, малопривлекательную учебную дея­тельность интересной и желанной для учащихся, приводят В. Шаталов, Н. Гузик, Е. Волков и другие известные педагоги-новаторы. Сделать работу привлекательной помогут вам ошибки учащихся, точнее ваше к ним отношение. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Не­случайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спа­сибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне тоже казалось. », «Раньше я думал, что. » Действуйте так, чтобы ошибка казалось легко исправимой, чтобы то, на что вы побуж­даете учащихся, казалось им нетрудным. «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли», — благодарит после урока своих шести­леток Ш. Амонашвили.

Дайте обучаемому шанс. «Скажите ребенку, мужу или слу­жащему, что он в определенном смысле глуп или туп, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно непра­вильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться ус­пеха», — рекомендует Д. Карнеги.

Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому при­бегли проводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожидан­но объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и, по данным последовавших в кон­це семестра тестовых испытаний, уверенно вошли в лидирую­щую группу.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психоло­ги, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормаль­ному человеку свойственно стремление улучшать свое положе­ние. Это стремление следует поощрять и активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность улучшения достиже­ний. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается не­достаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Чего же ему не хватает? Одного сознания мало, нужен толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление школьника. Педагогическая литература знает немало конкретных приемов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность школьника. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставь­те обучаемого произнести: «И я не хуже других!»

Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилеж­ной учебной работе служит предоставление обучаемому объ­ективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процес­са. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В. Шаталову. Педагоги, использующие эти приемы стимулирования, достигают более вы­соких темпов продвижения в учебе. И секрета тут особого нет: большинство людей любит слушать, когда о них говорят прият­ные вещи, на какое-то время доброе слово, «экран успеваемо­сти», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой.

Хвалите. Похвала должна возникать (если хотите, даровать­ся) спонтанно, ее не стоит планировать, нельзя назначать, как по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала халтурно сделанного стано­вится оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарность получать всегда приятнее, но общие безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с напи­санными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, даже вос­хищены. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понра­вилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрю­мый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Стимулирование учения

Древнегреческое слово «стимулус» не из благородных: так когда-то называли длинную заостренную палку, которой пого­няли быков и мулов. «Стимулировать» в современном понима­нии значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Так уж мы устроены, что без постоянных напоминаний и по­нуканий, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места, недостаточно ак­тивно трудимся, живем по инерции. «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится», — гласит русская пословица, возник­шая, надо полагать, не без оснований и отразившая глубинную сущность человеческой натуры.

Было время, когда нерадивое отношение к делу расценива­лось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — при­нуждение, выступавшее в различных формах и видах и пустив­шее глубокие корни в истории человеческих отношений. Мно­го труда потратили ученые чтобы нащупать главные нити в сложнейших хитросплетениях человеческой души. Со време­нем пришло и понимание разнообразия воздействий на чело­века, побуждать которого к активной деятельности примитив­ными понуканиями становилось все труднее. Свободная и не­зависимая личность, защищенная Хартией о правах, требует иного подхода.

Уровень теоретических исследований в области стимулиро­вания достаточно высок. Жаль только, что учитель-практик мало что может взять для своей работы из обилия концепций, теорий, мнений: и в этом вопросе практика затерялась в тума­не метода. Между тем мало найдется факторов, сравнимых со стимулированием по эффективности своего влияния на про­дуктивность педагогического процесса. Место стимулирования в первой тройке наиболее влиятельных причин говорит само за себя. «Полагаю, что в самом начале своей педагогической дея­тельности я натворил великое множество ошибок, — признает­ся известный американский педагог А. Дреер, — которые мне, разумеется, совсем не хочется повторять. Самой сложной про­блемой оказалась для меня мотивация к учебе. ».

Потребности, мотивы, стимулы — ягоды одного поля. Можно долго спорить об иерархии этих понятий, месте и роли их в системе, чем в основном и занимаются теоретики, несом­ненно одно — стимулы опираются на потребности и мотивы, неотделимы от них. Важно подчеркнуть, что человек обычно испытывает одновременное действие различных потребностей и мотивов и поступает в соответствии с наиболее сильным по­буждением. Но может случиться так, что одновременно дей­ствуют с одинаковой силой разнонаправленные потребности и мотивы, вступающие между собой в конфликт. В этих случаях человек оказывается перед необходимостью выбирать из не­скольких возможных направлений то, по которому он будет действовать. Не последнюю, а, может быть, даже главную роль при этом выполняют стимулы, им отводится роль «спускового крючка» в осуществлении намерения. Еще важнее их значение в конфликтной ситуации, когда с одной стороны стоят моти­вы, имеющие для человека нравственный смысл (чувство дол­га, ответственности), а с другой стороны — противоположные потребности, рационально менее ценные, но эмоционально более привлекательные. Произвести выбор, определиться, при­нять правильное решение и действовать в нужном направле­нии помогают стимулы.

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые в свою очередь связаны с сознательным преодолением проти­востоящих побуждений. Это очень трудный процесс, с кото­рым не всегда справляется и взрослый человек, а тем более учащийся. Одного лишь понимания того, как надо поступить далеко не достаточно. Нередко оказывается, что интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непо­средственными побуждениями, и тогда ученик ищет и находит оправдания для выбора более привлекательной линии поведе­ния. Решают дело опять же правильно подобранные и приме­ненные стимулы.

Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу. По его мне­нию, средний человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, потребности в безопасности — на 70%, в общении — на 50%, в уважении — на 40%, в самовыражении и творчестве — только на 10%.

Какой вывод должен из этого сделать педагог? Прежде все­го несомненно тот, что и стимулы нужно искать в преобладаю­щей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития. Тщетно взывать к высоким чувствам и прибегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его зовут. Это очень важный вывод, а утверждение А. Маслоу, что большинство людей лишь удовлетворяют свои физиологические потребности, подсказыва­ет, в какой сфере нужно искать стимулы прежде всего. Понят­но и то, что стимулирование по мере накопления опыта разви­тия интеллектуальной и эмоциональной сфер должно развивать­ся по восходящей — каждый новый стимул в чем-то превыша­ет предыдущий.

Известно, что при наличии побуждающего мотива наши действия становятся гораздо более энергичными и последова­тельными, чем при отсутствии такового. Действенная мотива­ция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, ко­торого, на первый взгляд, трудно от него ожидать. Мотивация побуждает учащегося «выкладываться». В результате при про­чих равных условиях (таких, как способности, состояние здо­ровья, уровень подготовленности) различная степень мотива­ции обусловливает различную успеваемость учащихся.

Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Видный знаток искусства обхождения с людьми Д. Карнеги утверждает: на све­те есть только один способ побудить людей что-то сделать. И он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать. 3. Фрейд говорит, что в основе всех наших по­ступков лежат два мотива — сексуальное влечение и желание стать великим. А известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои особенности. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?» С.Т. Шацкий отвечает так:

1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они лег­ко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2. Дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количе­ство вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать.

3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего «Я» и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества.

4. Дети любят творить, создавать что-то необычное из ни­чего, дополняя недостающее воображением.

5. Громадную роль в формировании детского характера иг­рает инстинкт подражательности.

Поняв это, нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот и устремлений, здоровой природы подрастающего человека. Все ошибки происходят от­того, что учитель не интересуется подлинными мотивами пове­дения учащегося, скользит по поверхности событий, принима­ет во внимание лишь внешние и часто случайные акты поведе­ния. Может ли он добиться устойчивого успеха, подобрать адекватные стимулы и правильно их применить? Вряд ли. В свете стимулирования призыв изучать учащихся приобретает новый смысл — изучать, чтобы найти и правильно использо­вать адекватные стимулы.

X. Что такое стимулирование учения?

1. Требование хорошо учиться.

2. «Подталкивание» школьников к успешному учению.

3. Преодоление лени.

4. Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.

Источник

Что такое стимулирование учения

Древнегреческим словом stimulus когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. «Стимулировать», в современном понимании значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Человек так устроен, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, действует по инерции.

Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — принуждение, выступавшее в различных формах и видах и пустившее глубокие корни в истории педагогики. Много труда потратили ученые, чтобы нащупать главные нити в сложнейших хитросплетениях человеческой души. Со временем пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными становилось все труднее. Свободная и независимая личность, защищенная Хартией о правах, требует иного подхода.

Нынешний педагог будет искать стимулы в преобладающей сфере потребностей учащихся, опираться на достигнутый уровень их развития. Тщетно взывать к высоким чувствам и прибегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его зовут. Стимулирование по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер развивается по восходящей — каждый новый стимул в чем-то будет превышать предыдущий.

Известно, что люди при наличии побуждающего мотива действия становятся гораздо энергичнее и последовательнее, чем при его отсутствии. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать. Мотивация побуждает «выкладываться». В результате при прочих равных условиях (таких, как способности, состояние здоровья, уровень подготовленности) разные степени мотивации обусловливают различную успеваемость учащихся.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

30. Мотивы и стимулы учения школьников.

Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:

1) первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Обнаружено, что для этого у школьников необходимо вызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения.

В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: 1) в первые годы школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей; 2) в средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно.

Стимулы, которые советуют находить и применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

1. Опирайтесь на желания.

2. Используйте идентификацию.

3. Учитывайте интересы и склонности.

4. Используйте намерения.

5. Поощряйте желание добиться признания.

6. Показывайте последствия совершаемых поступков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *