Что такое основные понятия в литературе
Что такое основные понятия в литературе
Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
2. Художественный образ – это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.
4. Литературные роды и жанры
Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.
Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла), средние формы (повесть), большие формы (роман, роман-эпопея).
Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства; значимость понятия «естественного» человека; жанры:элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
Романтизм (конец XVIII – 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма. Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.
Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание: тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика – перечень проблем.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма: сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
2. Прямая авторская характеристика.
3. Речь героя. Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.
4. Поступки, действия героя.
5. Психологический анализ персонажа: подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
7. Портрет героя. Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
8. Социальная среда, общество.
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь: описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
11. Предыстория жизни героя.
Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.
Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола – художественное преувеличение.
Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
Проза
Поэзия
В основе создаваемого художественного мира
Что такое основные понятия в литературе
2301 дн. с момента
до начала нового учебного года
Словарь литературоведческих терминов
ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).
Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.
Метафора – Употребление слова в переносном значении.
Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.
Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»
Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.
Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.
Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.
Сарказм – Высшая степень проявления иронии.
Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.
Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».
Троп – Изобразительное средство.
Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.
Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.
Литературные термины
Всего получено оценок: 613.
Всего получено оценок: 613.
Литературные термины необходимы, чтобы лучше разбираться в литературе. Стать грамотным читателем невозможно, если не научиться при чтении и анализе литературного произведения использовать основные теоретические понятия. Рассмотрим все термины, которые необходимы для грамотного разбора литературного произведения.
Термины
Термин – это (определение в литературе) название того или иного литературоведческого определения.
Автор – конкретный человек, создатель художественного произведения.
Аллегория – (от греческого allos – иной и agoreuo – говорю) – один из тропов, воплощение отвлеченного понятия, явление или идеи в конкретном образе. Например, в баснях Крылова стрекоза – аллегория легкомыслия.
Аллюзия (от латинского allusio – намек) – одна из форм иносказания, использование какой-либо фразы в качестве намека на общеизвестный факт.
Антагонист – в литературном произведении персонаж, противопоставленный главному положительному герою, как правило, вступающий с ним в конфликт. Например для Гринева это Швабрин.
Антитеза – художественный прием, противопоставление. Ярким примером использования антитезы являются строки романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, в которых автор дает характеристику Онегину и Ленскому:
Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Рис. 1. Онегин и Ленский
Бестселлер – термин, возникший в 20 веке для обозначения книги, которая имеет успех у читателей, издается огромными тиражами.
Бестселлером называют книгу, количество проданных экземпляров которой за неделю превысило 4000 шт. (Великобритания) или 5000 шт. (Канада).
Герой – персонаж, занимающий существенное место в сюжете произведения. Практически всегда, рассуждая о литературных героях, мы называем их положительными или отрицательными. Но необходимо заметить, что в характерах большинства литературных героев сочетаются и отрицательные, и положительные качества. Поэтому лучше избегать таких формулировок, а более вдумчиво размышлять над характером героя. Однако героев, в образе которых воплотился авторский идеал, принято называть положительными, а их антагонистов – отрицательными героями.
Идея произведения – основная мысль или система мыслей произведения. Всем содержанием автор стремиться передать идею. Поэтому, говоря об идее произведения, необходимо сказать о тех проблемах, над которыми размышляет автор в своем произведении. Идея может быть мыслью автора о решении проблемы или же мнение о том, что проблема является неразрешимой. Идея выражает авторскую позицию. Идеи великих произведений сохраняют свою актуальность во все времена. Таковы, например, патриотические идеи “Слова о полку Игореве” о необходимости объединения русских земель и прекращения междоусобных войн. Эти идеи особенно актуальны в наши дни.
Образ – форма отражения действительности в литературе. Образность – одно из главных свойств литературы как вида искусства. В литературном произведении могут быть созданы обобщенные образы человека, например, образ Печорина в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.
Невозможно в одной статье перечислить все термины, для этого лучше воспользоваться специальным словарем.
Что мы узнали?
В данный статье перечислены термины, которыми необходимо уметь оперировать при разборе и анализе литературного произведения. Здесь дается определение таких понятий, как образ, герой, идея и т.д.
Основные литературоведческие термины и понятия
Основные литературоведческие термины и понятия.
Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повест ь-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.
КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.
МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.
САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».
Эпиграф-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).
Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.
Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).
Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.
СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( А. Пушкин )
Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
4. Литературные роды и жанры
Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.
Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои.
Жанры : малые форы ( рассказ, очерк, новелла ), средние формы ( повесть ), большие формы ( роман, роман-эпопея ).
Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы ; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея ; низких – сатира, комедия, басня. Представители: Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
Наличие гражданских мотивов.
Антагонистические противоречия в основе конфликта.
Трагическая заостренность конфликта.
Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства ; значимость понятия «естественного» человека; жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
Приоритет естественного чувства над разумом.
Сочувствие к простому человеку.
Откровенность в обрисовке человека.
Система персонажей с одним главным героем.
Неизменяемость характеров действующих лиц.
Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
Экзотика сюжета и места действия.
Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой ; направленность на объективное, правдивое отражение жизни ; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие : создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Правдивое и достоверное изображение жизни.
Изображение исторически конкретного общества.
Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
Изображение жизни и характеров в развитии.
Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика – перечень проблем.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.
Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола – художественное преувеличение.
Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
В основе создаваемого художественного мира
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров
Форма отражения действительности
Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться
Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится
Определяется сюжетными ходами
Подчинена движению чувств лирического героя
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание
Занимают существенное место
Встречаются редко; крайне лаконичны
Своеобразие художественной речи
Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)
Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.
Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |
Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |
Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.