Что такое стимулы в экономике
Экономические стимулы — это
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим об экономических стимулах. Вы узнаете что такое экономические стимулы, в чем их основная суть и что они включают. Кроме этого поговорим о потенциальных рисках расходования средств на стимулирования экономики и о негативных последствиях стимулирования. Обо всем этом читайте далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое экономические стимулы?
Экономические стимулы — это действия правительства по стимулированию экономической активности частного сектора путем проведения целевой экспансионистской денежно-кредитной или фискальной политики, основанной на идеях кейнсианской экономики. Термин «экономический стимул» основан на аналогии с биологическим процессом стимулирования и реакции с намерением использовать государственную политику в качестве стимула, чтобы вызвать реакцию со стороны экономики частного сектора.
Экономические стимулы обычно используются во время спада. Инструменты политики, часто используемые для реализации экономических стимулов, включают снижение процентных ставок, увеличение государственных расходов и количественное смягчение, и это лишь некоторые из них.
Суть экономических стимулов
Концепция экономического стимулирования в основном связана с теориями экономиста 20-го века Джона Мейнарда Кейнса и концепцией фискального мультипликатора его ученика Ричарда Кана.
Согласно кейнсианской экономике, рецессия — это стойкий дефицит совокупного спроса, при котором экономика не может саморегулироваться и вместо этого может достичь нового равновесия при более высоком уровне безработицы, более низком объеме производства и/или более медленных темпах роста. Согласно этой теории, чтобы бороться с рецессией, правительство должно проводить экспансионистскую фискальную политику (или, в варианте кейнсианства, известном как монетаризм, денежно-кредитная политика), чтобы компенсировать дефицит потребления в частном секторе и инвестиционные расходы бизнеса, чтобы восстановить совокупный спрос и полную занятость.
Фискальный стимул отличается от экспансионистской денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в целом тем, что это более конкретный и консервативный подход к политике. Вместо использования денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для замены расходов частного сектора предполагается, что экономические стимулы будут направлять государственные дефицитные расходы, снижение налогов, снижение процентных ставок или создание новых кредитов конкретным ключевым секторам экономики, чтобы воспользоваться преимуществами мощного мультипликативного эффекта, который позволит косвенно увеличить потребление и инвестиционные расходы частного сектора.
Эти увеличенные расходы частного сектора затем выведут экономику из рецессии, по крайней мере, согласно теории. Целью экономического стимулирования является достижение этого эффекта «стимул-реакция», чтобы экономика частного сектора могла выполнять большую часть работы по борьбе с рецессией и избегать различных рисков, которые могут возникнуть в результате огромного государственного дефицита или чрезмерной денежно-кредитной политики. Такие риски могут включать гиперинфляцию, дефолт правительства или (предположительно непреднамеренную) национализацию промышленности.
Стимулируя рост частного сектора, расходы на дефицит стимулирования могут, как утверждается, даже окупиться за счет более высоких налоговых поступлений в результате более быстрого роста.
Закон CARES в США (помощь в связи с коронавирусом, чрезвычайная помощь и экономическая безопасность), подписанный президентом США 27 марта 2020 года, раздвигает границы экономического стимулирования, поскольку он направлен на прямую замену значительной части расходов частного сектора, хотя и на временная база (есть надежда), разрушенная коронавирусом.
В течение нормального экономического цикла правительства пытаются влиять на темпы и структуру экономического роста, используя различные инструменты, имеющиеся в их распоряжении. Центральные правительства, включая федеральное правительство США, используют инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для стимулирования роста. Точно так же правительства штатов и местные органы власти также могут участвовать в проектах или принимать меры, стимулирующие инвестиции частного сектора.
Под фискальным стимулом понимаются меры политики, предпринимаемые правительством, которые обычно снижают налоги или нормативные акты — или увеличивают государственные расходы — с целью стимулирования экономической активности. С другой стороны, денежно-кредитное стимулирование относится к действиям центрального банка, таким как снижение процентных ставок или покупка ценных бумаг на рынке, чтобы упростить или удешевить заимствование и инвестирование. Пакет стимулов — это скоординированная комбинация фискальных и монетарных мер, объединенных правительством для стимулирования неустойчивой экономики.
Потенциальные риски расходования средств на стимулирование экономики
Есть несколько контраргументов Кейнсу, включая концепцию «рикардианской эквивалентности», вытеснение частных инвестиций и идею о том, что экономические стимулы могут фактически задержать или предотвратить восстановление частного сектора от фактической причины рецессии.
Рикардианская эквивалентность и вытеснение
Рикардианский эквивалент, названный в честь работ Давида Рикардо, относящихся к началу 1800-х годов, предполагает, что потребители усваивают решения о государственных расходах таким образом, чтобы уравновешивать текущие меры стимулирования. Другими словами, Рикардо утверждал, что потребители потратили бы меньше сегодня, если бы считали, что в будущем они будут платить более высокие налоги для покрытия государственного дефицита. Хотя эмпирические доказательства рикардианской эквивалентности неясны, они остаются важным фактором при принятии политических решений.
Критика вытеснения предполагает, что государственные дефицитные расходы уменьшат частные инвестиции двумя способами. Во-первых, растущий спрос на рабочую силу приведет к увеличению заработной платы, что отрицательно скажется на прибылях бизнеса. Во-вторых, дефицит должен финансироваться в краткосрочной перспективе за счет долга, что приведет к незначительному увеличению процентных ставок, в результате чего предприятиям будет дороже получить финансирование, необходимое для их собственных инвестиций.
И рикардианская эквивалентность, и эффект вытеснения по существу вращаются вокруг идеи, что люди реагируют на экономические стимулы. Из-за этого потребители и предприятия будут корректировать свое поведение таким образом, чтобы компенсировать или аннулировать политику стимулирования. Реакция на стимул не будет простым эффектом умножения, но также будет включать в себя это компенсирующее поведение.
Предотвращение экономической перестройки и восстановления
Другие экономические теории, которые обращают внимание на конкретные причины рецессий, также ставят под сомнение полезность политики экономического стимулирования. В теории реального делового цикла рецессия — это процесс корректировки рынка и восстановления после серьезного негативного экономического шока, а в австрийской теории делового цикла рецессия — это процесс ликвидации ошибочных инвестиций, инициированных ранее при искаженных рыночных условиях, и перераспределение задействованных ресурсов в соответствии с истинными экономическими основами, которое известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал «процессом созидательного разрушения». В обоих случаях экономические стимулы могут быть контрпродуктивными по отношению к необходимому процессу корректировки и исцеления на рынках.
Это особенно проблема, когда, как это часто бывает, расходы на стимулирование экономики нацелены на развитие отраслей, которые больше всего пострадали от рецессии. Согласно этим теориям, это именно те области экономики, которые, возможно, придется сократить или ликвидировать, чтобы приспособиться к реальным экономическим условиям. Стимулирующие расходы, поддерживающие их, рискуют затянуть рецессию, создавая экономические зомби-предприятия и отрасли, которые продолжают потреблять и тратить впустую скудные ресурсы общества, пока они продолжают работать. Это означает, что экономические стимулы не только не помогут экономике выйти из рецессии, но могут еще больше усугубить ситуацию.
Другие аргументы
Дополнительные аргументы против расходования стимулов признают, что, хотя некоторые формы стимулов могут быть полезными с теоретической точки зрения, их использование сопряжено с практическими проблемами. Например, расходы на стимулирование могут происходить в неподходящее время из-за задержек в выявлении и распределении средств. Во-вторых, центральное правительство, вероятно, менее эффективно направляет капитал на его наиболее полезную цель, что приводит к расточительным проектам с низкой отдачей.
Резюме
А на этом сегодня все про экономические стимулы. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Экономический стимул
Смотреть что такое «Экономический стимул» в других словарях:
экономический стимул — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN economic incentive Rewards or penalties offered by government or management to induce an economic sector, company or group of workers to act in such a way as to produce results … Справочник технического переводчика
Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Экономический очерк. Электротехническая и радиоэлектронная промышленность — Экономический очерк. Электротехническая и радиоэлектронная промышленностьначала развиваться в Латинской Америке в основном после 2 й мировой войны. Доля отрасли в валовой продукции обрабатывающей промышленности региона достигла 5% в 1975.… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС — основная категория для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т.д. Именно Э.И.… … Социология: Энциклопедия
Экономический очерк. Текстильная промышленность — Текстильная фабрика в г. Блуменау. Бразилия. Экономический очерк. Текстильная промышленностьДо конца 50 х гг. занимала второе место в регионе после пищевкусовой промышленности по стоимости выпущенной продукции. Но её доля в валовой продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Инвестиционный стимул — субсидия, предоставляемая правительством компании для того, чтобы поощрить ее сделать капитальные вложения в машины, оборудование, производственные здания и т.д. Стимулы могут иметь различную форму: поощрение капиталовложений может осуществляться … Финансовый словарь
новая экономическая политика — (НЭП), провозглашена весной 1921 на 10 м съезде РКП(б) в обстановке резкого обострения внутриполитической ситуации в стране; сменила политику «военного коммунизма». Официальная цель: восстановление народного хозяйства и последующий переход к… … Энциклопедический словарь
Рабовладельческий строй — первая в истории человечества классовая общественно экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами при Р. с. были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы первое крупное деление … Большая советская энциклопедия
Предложение — (Supply) Определение предложения, изменение и цена предложения Информация об определении предложения, изменение и цена предложения Содержание Содержание Определение Кривая Изменение предложения Изменение величины предложения Сдвиги кривой… … Энциклопедия инвестора
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Экономическое стимулирование
Полезное
Смотреть что такое «Экономическое стимулирование» в других словарях:
экономическое стимулирование — (напр. снижения выбросов на ТЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] экономическое стимулирование Система поощрений (премий) и наказаний (штрафов) и прочих аналогичных мер материального воздействия, побуждающих… … Справочник технического переводчика
Экономическое стимулирование — ( ) система поощрений (премий) и наказаний (штрафов) и прочих аналогичных мер материального воздействия, побуждающих отдельных работников и целые коллективы (предприятий, фирм, цехов) повышать эффективность своей работы, выполнять… … Экономико-математический словарь
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ — экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование … Энциклопедический словарь экономики и права
экономическое стимулирование — Syn: материальная заинтересованность … Тезаурус русской деловой лексики
Экономическое стимулирование деятельности природопользователей — экономическое стимулирование регулирование деятельности природопользователей экономическими способами и методами, направленными на поощрение снижения негативного воздействия осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду … Официальная терминология
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — (см. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права
СТИМУЛИРОВАНИЕ — экономическое экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.… … Экономический словарь
СТИМУЛИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование … Большой экономический словарь
стимулирование (экономическое) — экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование … Словарь экономических терминов
Стимулирование — 18.3. Стимулирование 18.3.1. Общие положения Стимулирование работников начинается с понимания задач, которые им предстоит выполнить, и того, как эти задачи способствуют выполнению деятельности организации в целом. Работники организации должны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Экономические стимулы
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте). Но чисто экономический подход к стимулированию несостоятелен, ибо принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Против него направлены:
¨ стремление к благотворительности;
¨ эффект насыщения потребностей (даже престижность потребления стимулирует лишь в определенных пределах);
¨ субъективное восприятие полезности материальных благ, в частности денег (отношение к ним зависит от возможности их реализации, имеющихся накоплений, социальной защищенности и проч.);
¨ психология коллективных действий;
¨ невозможность достичь с помощью денег многих важных целей (например, в личной жизни и проч.; наоборот, зачастую ради этого жертвуют материальной выгодой;
¨ иррациональность поведения человека, находящегося под воздействием привычек и подсознательных механизмов, например внутреннего неприятия риска;
¨ нелинейность зависимости величины вознаграждения, уровня производительности и притязаний индивида. (Сначала притязания растут, ибо в первую очередь оценивается неполученный доход, который можно заработать, особенно если он велик, но по мере его дальнейшего увеличения индивид начинает обращать внимание на уже получаемое вознаграждение, достаточная величина которого его притязания снижает. Поэтому со временем значение денег как средства мотивации падает и экономическое стимулирование не дает ожидаемого эффекта.)
К видам экономического стимулирования наемных работников относятся, помимо различных форм и систем заработной платы, премиальные и прочие выплаты и льготы. Их функции ¾ привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Заработная плата выполняет стимулирующую функцию при дополнении системой премирования (из прибыли или за счет экономии затрат).
Премия считается неординарным вознаграждением (исследования показали, что она мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы), поскольку выплачивается лишь в определенных случаях, иначе она превратится в заработную плату и лишится исключительности.
Итоговое вознаграждение за год целесообразно увязывать с продолжительностью работы на данном предприятии. При стаже до 2 лет коэффициент повышения премии рекомендуется 1,0; при стаже 2-3 года ¾ 1,3; 3-4 года ¾ 1,6; 4-5 лет ¾ 1,8; свыше 5 лет ¾ 2,0. Такая практика мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Процент премии по итогам года обычно определяется заранее и корректируется в соответствии с достижениями сотрудника.
Эффективность премирования зависит от следующих обстоятельств:
1. Правильный выбор системы его показателей (для рабочих 1-2, для специалистов и служащих 2-3).
В западных фирмах с помощью премий стимулируются высокие конечные результаты (производительность, реализация, прибыль), эффективность использования оборудования, экономное расходование ресурсов, высокое качество продукции, рост курса акций, научные достижения, успешная работа по предотвращению тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией.
Может учитываться как один, так и несколько факторов, а конкретные показатели по каждому из них устанавливаются исходя из условий производства, действующих норм и нормативов.
В зарубежных системах коллективного премирования вознаграждаются результаты, связанные непосредственно с производственной деятельностью. Премии выплачиваются за счет экономии затрат.
Показатели премирования должны соответствовать целям организации и не противоречить друг другу.
2. Дифференциация показателей в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, их ориентации на реальный вклад в конечные результаты, эффективности и качества работы, общих итогов деятельности организации.
Премиальные выплаты, в зависимости от конкретной ситуации, бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании ¾ медленнее. На практике существуют разные их комбинации. Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие, что позволяет подтянуть последних до необходимого уровня. При положительном стимулировании происходит наоборот: акцентируются передовики, что выводит организацию на наивысшие стандарты деятельности.
3. Конкретность, справедливость, гибкость критериев оценки достижений работников.
4. Размер премии, который целесообразно определять заранее по итогам года и корректировать в соответствии с достижениями сотрудника.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка. Современная премия на низшем уровне руководства может быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.
Общим принципом премирования являются:
¨ вознаграждение любых, даже самых малых успехов как в сфере трудовой активности, так и результата; наглядная связь с ними;
¨ потенциальная неограниченность величины выплат;
¨ оптимальная частота, исключение обязательных регулярных выплат (они психологически рассматриваются как заработная плата);
¨ учет индивидуального порога восприимчивости субъекта к уровню выплат;
¨ пересмотр критериев премирования в связи с изменением условий деятельности организации, ее экономического положения.
Современной формой стимулирования является участие в предпринимательстве, которое включает участие в управлении, в прибыли, в собственности. В этом случае доход делится на две части и заработная плата устанавливается минимальной.
1. Участие в собственности (капитале) путем социального акционирования (приобретение на льготных условиях акций) может обеспечиваться путем:
¨ продажи их по твердой цене на сумму до 15% полной заработной платы и премии. Фирме это ничего не стоит, зато привязывает к ней работников, поскольку юридически их совладельцами те становятся не сразу, а порой никогда, так как акции при досрочном уходе возвращаются;
¨ использование планов трудового накопления. Администрация кладет на счет работника определенную сумму, на которую впоследствии покупаются акции;
¨ предоставления права выкупа акций в определенный период по льготным ценам (опцион);
¨ награждения акциями по достижении установленных целей (при частичном достижении имеет место неполное вознаграждение);
¨ наделения фантомными акциями. Работнику начисляется определенное их число, а в обусловленное (любое) время выплачивается их рыночная стоимость;
¨ выдачи акций по итогам деятельности за рост доходов на них в течение 3-5 лет (применяется по отношению к высшим менеджерам). Возможный рост курса должен заинтересовать в долгосрочной эффективной работе и в увеличении прибыли фирмы («золотые наручники»).
Участие в собственности (капитале) добровольное, может осуществляться параллельно с участием в прибыли.
В США действует Программа акционерной собственности для рабочих и служащих (ЕСОП), которая предполагает распределение акций между работниками. В ее рамках компании на заемные средства приобретают на первичном или вторичном рынке акции, образующие специальный фонд, совладельцами которого могут стать рабочие и служащие. Причем 70% участников должны быть низко- или среднеоплачиваемыми лицами и им принадлежать не менее 70% ценных бумаг.
Передача акций рабочим и служащим в целом способствует росту качества труда, удовлетворенности им, увеличению производительности. Но поскольку существует возможность падения цены акций, а следовательно, снижения их стимулирующей роли, участие в собственности требуется умело сочетать с другими формами.
2. Участие в прибыли (применяется на практике с XIX в.) ¾ способ разделения между работником и компанией дополнительной прибыли, полученной за счет его личных усилий, до 75% которой может доставаться персоналу в виде премий и других выплат.
Это усиливает преданность организации, гордость за нее, сигнализирует о перспективах, обеспечивает ориентацию на повышение эффективности и качества, ориентирует на позитивное поведение.
Часто участие в прибылях носит коллективный характер и выражается в премиях за рост производительности, объема реализации и качества. 10% суммы выплачивается пропорционально стажу и 90% ¾ заработной плате.
Вознаграждение высших руководителей устанавливается индивидуально собственником и должно увязываться с финансовыми успехами фирмы.
Распределение дополнительной прибыли может осуществляться в виде:
¨ выплаты ее части наличными (до 6 месячных окладов);
¨ премии за экономию;
¨ бонусов ¾ разовых единовременных выплат (1-2 раза в год), связанных со стажем работы в организации и уровнем заработной платы, заинтересовывающих в том, чтобы приложить все усилия для прибыли.
Выплаты осуществляются обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий как в составе общей заработной платы, так и в виде дополнения к ней. Иногда выплачивается бонус наличностью или акциями в процентах от прибыли.
Сегодня в западных фирмах получила распространение практика отложенных премий, которые выплачиваются через 2-5 лет после начала выпуска продукции с учетом ее коммерческого успеха и сохранения прежней рентабельности. Размер такой премии может быть от 5 до 100% годового оклада.
Условиями участия в прибылях являются:
¨ вовлечение персонала в принятие решений, в том числе в разработку премиальной системы;
¨ использование нескольких систем распределения прибыли;
¨ определение размера премии в зависимости от показателей, на которые работник может влиять.
На Западе на 3-5 лет заключаются специальные соглашения между сотрудниками и администрацией об участии персонала в прибылях (для предприятий с числом занятых более 100 человек для штатных работников эта практика обязательна).
Необходимые суммы блокируются в специальных фондах (деблокировка допускается в чрезвычайных ситуациях) и освобождаются от налогов. Величина налоговых льгот зависит от срока блокировки, нормы отчислений, результатов деятельности; налогом облагается остаток неиспользованных средств или деньги (в случае их разблокировки). Сюда же поступают и дивиденды с акций. Эти средства предприятие может инвестировать. Управление рабочими фондами осуществляет совет из представителей работников, банки, советы предприятий.
У фирм, использующих практику участия в прибылях, эффективность выше на треть, а если одновременно имеет место участие в управлении, почти наполовину.
Участие в прибылях ограничено тем, что не все факторы ее роста зависят от работника: работникам крупных организации трудно сопоставить свой вклад в результаты. Кроме того, есть риск потерять доход, так что одновременно может иметь место и «участие в убытках».
Рассмотрим пример системы материального стимулирования фирмы «Линкольн электрик»:
В заключение остановимся на косвенном стимулировании свободным временем. Его конкретными формами являются:
¨ сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования);
Во многих западных фирмах практикуется система банка отпусков, предполагающая, что отпускные дни можно взять авансом, обменять на дополнительные льготы, «выкупить» в счет будущих отпусков.
¨ скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет дополнительно заниматься другими делами (это повышает производительность почти на 12%);
¨ предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени (до 20 ч в месяц).
В целом система материального стимулирования призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнении своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем активизирует людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает новых членов.
При организации системы экономического стимулирования следует помнить, что:
¨ поощрение эффективнее санкций, особенно в долгосрочной перспективе;
¨ стимулирует больше форма поощрения, чем величина;
¨ неожиданное поощрение за высокие результаты стимулирует лучше;
¨ самостоятельность, свобода выбора повышают мотивацию;
¨ крупное вознаграждение вызывает зависть, напряженность в коллективе.
В то же время система материальных стимулов не панацея. Она порождает новые проблемы ¾ конфликты, дифференциацию доходов, много бумажной работы, связанной с оценкой результатов.
Кроме того, премии как таковые ¾ один из наименее эффективных способов стимулирования, ибо:
¨ действуют лишь до определенных пределов;
¨ слабо учитывают характер и сложность труда, не могут охватить весь объем работ, поскольку многие трудовые функции вообще не фиксируются в должностных инструкциях, нормативных актах;
¨ не всегда соответствуют личному вкладу, так как средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и чаще всего распределяются пропорционально окладу;
¨ могут не совпадать с системой ценностей работников (разные люди по-разному ценят вознаграждение и подвержены его стимулирующему влиянию);
¨ лишь на ограниченное время вызывают трудовой энтузиазм. К ним быстро привыкают, и размеры выплат необходимо постоянно увеличивать; кроме того, человек никогда не будет удовлетворен вознаграждением, так как невозможно точно определить его величину;
¨ если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди будут пытаться ее воссоздать искусственно любой ценой;
¨ работников аппарата можно вознаграждать только за точное выполнение должностных обязанностей, так как они не оказывают непосредственного влияния на конкретные результаты;
¨ высокий уровень премий может привлечь неквалифицированную рабочую силу.
Эти и другие недостатки пытаются преодолеть разными способами. Так, в ряде фирм применяется так называемая «компенсация по принципу кафетерия» ¾ система, при которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений в соответствии с их потребностями.