Что такое стимуляция в экономике

Экономические стимулы — это

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим об экономических стимулах. Вы узнаете что такое экономические стимулы, в чем их основная суть и что они включают. Кроме этого поговорим о потенциальных рисках расходования средств на стимулирования экономики и о негативных последствиях стимулирования. Обо всем этом читайте далее в статье.

Что такое стимуляция в экономике. Смотреть фото Что такое стимуляция в экономике. Смотреть картинку Что такое стимуляция в экономике. Картинка про Что такое стимуляция в экономике. Фото Что такое стимуляция в экономике

Содержание статьи:

Что такое экономические стимулы?

Экономические стимулы — это действия правительства по стимулированию экономической активности частного сектора путем проведения целевой экспансионистской денежно-кредитной или фискальной политики, основанной на идеях кейнсианской экономики. Термин «экономический стимул» основан на аналогии с биологическим процессом стимулирования и реакции с намерением использовать государственную политику в качестве стимула, чтобы вызвать реакцию со стороны экономики частного сектора.

Экономические стимулы обычно используются во время спада. Инструменты политики, часто используемые для реализации экономических стимулов, включают снижение процентных ставок, увеличение государственных расходов и количественное смягчение, и это лишь некоторые из них.

Суть экономических стимулов

Концепция экономического стимулирования в основном связана с теориями экономиста 20-го века Джона Мейнарда Кейнса и концепцией фискального мультипликатора его ученика Ричарда Кана.

Согласно кейнсианской экономике, рецессия — это стойкий дефицит совокупного спроса, при котором экономика не может саморегулироваться и вместо этого может достичь нового равновесия при более высоком уровне безработицы, более низком объеме производства и/или более медленных темпах роста. Согласно этой теории, чтобы бороться с рецессией, правительство должно проводить экспансионистскую фискальную политику (или, в варианте кейнсианства, известном как монетаризм, денежно-кредитная политика), чтобы компенсировать дефицит потребления в частном секторе и инвестиционные расходы бизнеса, чтобы восстановить совокупный спрос и полную занятость.

Фискальный стимул отличается от экспансионистской денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в целом тем, что это более конкретный и консервативный подход к политике. Вместо использования денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для замены расходов частного сектора предполагается, что экономические стимулы будут направлять государственные дефицитные расходы, снижение налогов, снижение процентных ставок или создание новых кредитов конкретным ключевым секторам экономики, чтобы воспользоваться преимуществами мощного мультипликативного эффекта, который позволит косвенно увеличить потребление и инвестиционные расходы частного сектора.

Эти увеличенные расходы частного сектора затем выведут экономику из рецессии, по крайней мере, согласно теории. Целью экономического стимулирования является достижение этого эффекта «стимул-реакция», чтобы экономика частного сектора могла выполнять большую часть работы по борьбе с рецессией и избегать различных рисков, которые могут возникнуть в результате огромного государственного дефицита или чрезмерной денежно-кредитной политики. Такие риски могут включать гиперинфляцию, дефолт правительства или (предположительно непреднамеренную) национализацию промышленности.

Стимулируя рост частного сектора, расходы на дефицит стимулирования могут, как утверждается, даже окупиться за счет более высоких налоговых поступлений в результате более быстрого роста.

Закон CARES в США (помощь в связи с коронавирусом, чрезвычайная помощь и экономическая безопасность), подписанный президентом США 27 марта 2020 года, раздвигает границы экономического стимулирования, поскольку он направлен на прямую замену значительной части расходов частного сектора, хотя и на временная база (есть надежда), разрушенная коронавирусом.

В течение нормального экономического цикла правительства пытаются влиять на темпы и структуру экономического роста, используя различные инструменты, имеющиеся в их распоряжении. Центральные правительства, включая федеральное правительство США, используют инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для стимулирования роста. Точно так же правительства штатов и местные органы власти также могут участвовать в проектах или принимать меры, стимулирующие инвестиции частного сектора.

Под фискальным стимулом понимаются меры политики, предпринимаемые правительством, которые обычно снижают налоги или нормативные акты — или увеличивают государственные расходы — с целью стимулирования экономической активности. С другой стороны, денежно-кредитное стимулирование относится к действиям центрального банка, таким как снижение процентных ставок или покупка ценных бумаг на рынке, чтобы упростить или удешевить заимствование и инвестирование. Пакет стимулов — это скоординированная комбинация фискальных и монетарных мер, объединенных правительством для стимулирования неустойчивой экономики.

Потенциальные риски расходования средств на стимулирование экономики

Есть несколько контраргументов Кейнсу, включая концепцию «рикардианской эквивалентности», вытеснение частных инвестиций и идею о том, что экономические стимулы могут фактически задержать или предотвратить восстановление частного сектора от фактической причины рецессии.

Рикардианская эквивалентность и вытеснение

Рикардианский эквивалент, названный в честь работ Давида Рикардо, относящихся к началу 1800-х годов, предполагает, что потребители усваивают решения о государственных расходах таким образом, чтобы уравновешивать текущие меры стимулирования. Другими словами, Рикардо утверждал, что потребители потратили бы меньше сегодня, если бы считали, что в будущем они будут платить более высокие налоги для покрытия государственного дефицита. Хотя эмпирические доказательства рикардианской эквивалентности неясны, они остаются важным фактором при принятии политических решений.

Критика вытеснения предполагает, что государственные дефицитные расходы уменьшат частные инвестиции двумя способами. Во-первых, растущий спрос на рабочую силу приведет к увеличению заработной платы, что отрицательно скажется на прибылях бизнеса. Во-вторых, дефицит должен финансироваться в краткосрочной перспективе за счет долга, что приведет к незначительному увеличению процентных ставок, в результате чего предприятиям будет дороже получить финансирование, необходимое для их собственных инвестиций.

И рикардианская эквивалентность, и эффект вытеснения по существу вращаются вокруг идеи, что люди реагируют на экономические стимулы. Из-за этого потребители и предприятия будут корректировать свое поведение таким образом, чтобы компенсировать или аннулировать политику стимулирования. Реакция на стимул не будет простым эффектом умножения, но также будет включать в себя это компенсирующее поведение.

Предотвращение экономической перестройки и восстановления

Другие экономические теории, которые обращают внимание на конкретные причины рецессий, также ставят под сомнение полезность политики экономического стимулирования. В теории реального делового цикла рецессия — это процесс корректировки рынка и восстановления после серьезного негативного экономического шока, а в австрийской теории делового цикла рецессия — это процесс ликвидации ошибочных инвестиций, инициированных ранее при искаженных рыночных условиях, и перераспределение задействованных ресурсов в соответствии с истинными экономическими основами, которое известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал «процессом созидательного разрушения». В обоих случаях экономические стимулы могут быть контрпродуктивными по отношению к необходимому процессу корректировки и исцеления на рынках.

Это особенно проблема, когда, как это часто бывает, расходы на стимулирование экономики нацелены на развитие отраслей, которые больше всего пострадали от рецессии. Согласно этим теориям, это именно те области экономики, которые, возможно, придется сократить или ликвидировать, чтобы приспособиться к реальным экономическим условиям. Стимулирующие расходы, поддерживающие их, рискуют затянуть рецессию, создавая экономические зомби-предприятия и отрасли, которые продолжают потреблять и тратить впустую скудные ресурсы общества, пока они продолжают работать. Это означает, что экономические стимулы не только не помогут экономике выйти из рецессии, но могут еще больше усугубить ситуацию.

Другие аргументы

Дополнительные аргументы против расходования стимулов признают, что, хотя некоторые формы стимулов могут быть полезными с теоретической точки зрения, их использование сопряжено с практическими проблемами. Например, расходы на стимулирование могут происходить в неподходящее время из-за задержек в выявлении и распределении средств. Во-вторых, центральное правительство, вероятно, менее эффективно направляет капитал на его наиболее полезную цель, что приводит к расточительным проектам с низкой отдачей.

Резюме

А на этом сегодня все про экономические стимулы. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Стимулирование экономики

Финансовые методы стимулирования экономики в условиях рынка

Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики, повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики

Содержание

Стимулирование экономики – это меры по стимулированию экономического роста страны, с целью обеспечения финансовой устойчивости, сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов, а также повышения конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, в том числе и стимулирования экономики.

Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополиста; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

Что такое стимуляция в экономике. Смотреть фото Что такое стимуляция в экономике. Смотреть картинку Что такое стимуляция в экономике. Картинка про Что такое стимуляция в экономике. Фото Что такое стимуляция в экономике

Проблема государственного стимулирования экономики является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Финансовые методы стимулирования экономики предполагают создание государством таких условий, при которых все экономические институты стабильно функционируют и развиваются. В целях реализации данных направлений стимулирующей политики государство разрабатывает и претворяет в жизнь различные программы: антиинфляционную, антимонопольную, содействует развитию предпринимательского сектора, способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.

Что такое стимуляция в экономике. Смотреть фото Что такое стимуляция в экономике. Смотреть картинку Что такое стимуляция в экономике. Картинка про Что такое стимуляция в экономике. Фото Что такое стимуляция в экономике

Антиинфляционная политика Российской Федерации как средство стимулирования экономики.

В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства России от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) разрабатываются следующие антиинфляционные меры:

1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен. Предлагается уточнить порядок установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития совместно с Минпроэнерго Российской Федерации рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизных налогов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.

Банк России предлагает повышение ставок экспортных пошлин на бензин и дизтопливо на 10%, но Министерство экономического развития не поддерживает это предложение.

Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена компания торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

Рост предложения продовольственных товаров:

Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:

Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Во исполнение этого пункта Минсельхозом Российской Федерации совместно с субъектами РФ проведена работа по компании выездных ярмарок, выставок.

Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы, (п.8). Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополистов, в том числе для населения:

Снижение затрат субъектов естественных монополистов на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, (пункт 3 плана) – срок разработки 4 квартал 2005 г.). На заседании Правительства России 6 октября 2005 года был рассмотрен подготовленный Минпромэнерго Российской Федерации совместно с Министерство экономического развития России и ФСТ Российской Федерации доклад «Об инвестиционных программах и финансовых планах ОАО РАО «ЕЭС Российской Федерации», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и концерна «Росэнергоатом» (Протокол заседания Правительства России от 6 октября 2005 г. № 39). Подготовлен для рассмотрения на заседании Правительства проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года. Вместе с тем предложенные инвестиционные программы естественных монополистов не вскрывают в полной мере резервы снижения расходов.

Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения, (пункт 4 плана, законопроект будет принят до конца 2005 года).

Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством России принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.

Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Данными изменениями устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания России в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса на основе предельных индексов изменения указанных цен (тарифов) по Российской Федерации, с разбивкой по субъектам России; субъекты России устанавливают на очередной фискальный год до принятия закона субъекта России о бюджете субъекта России предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов) с разбивкой по муниципальным образованиям. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за издержками предприятий жилищно-коммунального хозяйства и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», в увязке с активизацией процесса реформирования в сфере ЖКХ и усилением начал конкуренции.

Предлагаются также и дополнительные антиинфляционные меры, среди которых можно выделить следующие:

1. Обеспечение финансовой устойчивости.

Правительству России не допустить роста социальных издержек выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.

Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.

По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, необходимо не допустить превышения непроцентных затрат федерального бюджета уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане.

По мнению министерства финансов Российской Федерации и Банка России, нельзя допустить повышения цены отсечения для формирования стабилизационного фонда (выше уровня 27 долл. за барр.) и целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. Для увеличения стабилизационного фонда предлагается с 1 января 2007 года зачислять в стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Средства стабилизационного фонда сверх базового объема в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры направлять исключительно на досрочное погашепошлинышнего государственного долга.

По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.

2. Меры по стимулированию экономического роста

Министерство экономического развития Российской Федерации, мин фину Российской Федерации и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства России от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.

Утверждение Среднесрочной программы Правительства России.

3. Меры по сдерживанию инфляции в краткосрочной перспективе

Для сдерживания роста цен на ГСМ и продовольственных товаров

Министерство экономического развития РФ по согласованию с Минфином Российской Федерации Минпромэнерго Российской Федерации внести предложения: по уточнению шкалы ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставкам акцизных сборов и экспортным пошлинам на нефтепродукты.

Подготовить нормативные акты для фирмы торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок нпошлинамдля отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

Для повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках подготовить нормативные акты о перечне товаров, работ и услуг, размещении заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.

Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства

Принять изменения и дополнения к Федеральному закону № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г. Определить перечень услуг, на которые устанавливаются предельные тарифы.

Поручить ФСТ Российской Федерации вместе с субъектами федерации создать механизм мониторинга и контроля за изменением цен и нормативов потребления коммунальных услуг.

С целью сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов

Правительству России рассмотреть программы естественных монополистов по сокращению расходов

Разработать перечень видов услуг субъектов естественных монополистов, которые оказываются ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и при необходимости, ограничения роста этих тарифов.

Проведение консервативной денежной политики

Банку России ограничить в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» и проектом бюджета на 2006 год рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20% и повышения реального курса рубля не более 4-4,5 процента. При стабилизации мировых цен на уровне не ниже 45-50 долл. за барр. может стать необходимым более сильное укрепление курса рубля.

4. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

Банку России, ФСФР Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации Министерством эконом необходимо разработать комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием). К такого рода мерам можно, в частности, отнести следующие:

В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

Кредитным организациям следует предоставить право определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и обеспечении долга и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.

С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.

Разработать и реализовать программу повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования.

Минэкономразвития Российской Федерации, Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на стимулирование участия граждан в различного рода добровольных страховых системах (медицинских и пенсионных), основанных на накопительных принципах, а также финансировании отложенных издержек, связанных с образованием, приобретением жилья.

Повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины.

Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% составляет устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.

Важную роль в деле повышения конкурентоспособности отечественной продукции играет государство.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения субъектов рыночных отношений.

От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет и стимулирует развитие экономики.

В целом трудно переоценить стимулирующую роль государства в экономике. Методы стимулирования экономики весьма различны: здесь можно выделить и создание благоприятных условий для деятельности отечественных производителей, и государственные заказы, и формирование антимонопольной и антиинфляционной базы и т.д.

Что такое стимуляция в экономике. Смотреть фото Что такое стимуляция в экономике. Смотреть картинку Что такое стимуляция в экономике. Картинка про Что такое стимуляция в экономике. Фото Что такое стимуляция в экономике

Что такое стимуляция в экономике. Смотреть фото Что такое стимуляция в экономике. Смотреть картинку Что такое стимуляция в экономике. Картинка про Что такое стимуляция в экономике. Фото Что такое стимуляция в экономике

Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане (т.е. для смещения кривой LRAS вправо). Правительство любой страны может стимулировать долгосрочный экономический рост, увеличивая бюджетные расходы на образование, инфраструктуру, на фундаментальные научные исследования, или улучшая работу рынков. С целью стимулирования долгосрочного экономического роста правительство также может использовать налоговые послабления и снижение долгосрочных процентных ставок, делая нх привлекательными для частных инвесторов.

Необходимо заметить, что процесс экономического роста в долгосрочном плане еще недостаточно изучен. Однако в той мере, в которой удаются попытки стимулировать долгосрочный экономический рост, кривая LRAS смещается вправо. В долгосрочном плане это означает рост занятости, увеличение доходов, снижение цен и, возможно, повышение курса национальной валюты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *