Что такое страх господень по библии
Страх Божий. Что это такое?
«Будем служить благоугодно Богу,
с благоговением и страхом».
Евреям, 12:28.
«Да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа, Бога нашего, неправды, ни лицеприятии, ни мздоимства». 2 Пар. 19:7.
Итак, что означает в Библии понятие страх Господень/страх Божий?
СТРАХ БОЖИЙ – это смирение перед Всемогуществом Творца, осознание Его величия. Смирение – единственный путь в присутствие Божье.
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». Пр.22:4.
«…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». 1 Пет. 5:5.
СТРАХ БОЖИЙ – это источник жизни.
«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его». Пр.19:23.
«В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Пр. 14: 26-27.
СТРАХ БОЖИЙ – это и стремление к праведности, к добру.
СТРАХ БОЖИЙ – это начало мудрости.
«Откуда же исходит премудрость? И где место разума? Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. И сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум». Иов, 28:28.
«Страх Господень научает мудрости». Пр. 15:33.
Мудрый человек сознает свою слабость и видит Божью силу. Бояться Бога – значит постигать Его истину.
«Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Пс.85:11.
СТРАХ БОЖИЙ – это духовная связь с Господом. Бояться нам нужно одного – потерять живое общение с Богом.
«В страхе перед Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище». Пр. 14:26.
«Боящиеся Господа! Уповайте на Господа: Он наша помощь и щит». Пс. 113:19.
Есть еще такое понятие «уважительный страх перед Господом»:
«И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом». 2 Пар,17:10.
Царь Иосафат и своему народу желал уважительного страха перед Богом, он ввел обязательное обучение Слову Божьему. Он знал, что если народ будет иметь благоговейный трепет перед Всевышним, то смирится перед Ним и будет повиноваться Господу. И это принесет Иудее процветание и мир.
«Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?». Неем. 5: 9.
«Владычествующий над людьми, будет праведен, владычествуя в страхе Божием». 2 Цар. 23:3.
Бог благоволит верующим в Него, но «…воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их». Втор. 7:10. Страшен Всемогущий Бог только для тех, кто отвергает Его и не принимает искупительную жертву Сына Его Иисуса Христа.
И это все – не страх Божий, о котором мы говорили выше, а страх биологический, основанный на инстинкте самосохранения, боязнь за свою жизнь.
СТРАХ БОЖИЙ освобождает нас от страхов мира.
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; Твой жезл и Твой посох –они успокоивают меня». Пс. 22: 4.
Благоговейный страх перед Богом побуждает нас остерегаться греха и всего, что неугодно Творцу, желающему нашего спасения.
«И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностию и с чистым сердцем». 2 Пар. 19:9.
«И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим». Ис. 33:6.
«Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей». 2 Кор. 5:11.
СТРАХ БОЖИЙ, в духовном смысле, – это вера, поклонение, послушание и любовь Богу и Сыну Его, Спасителю и Господу. Когда человек живет в постоянном общении с Богом через чтение Слова Его, через молитву, он лучше узнает Бога и любит Его всем сердцем.
В библейском понимании страх Божий – не эмоция страха, а глубинное чувство любви к Творцу.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви». 1 Иоан. 4:18.
Детям Божиим, любящим Отца, живущим по Слову Его, не Бога нужно бояться, а своей духовной слабости перед плотскими страстями и соблазнами мира. «Князь мира сего» стремится соблазнить греховными приманками, прежде всего наследников Царствия Божия. Поэтому Дух Святой наставляет в любви детей Своих:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; …станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Еф. 6: 11, 13-18.
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» Иак. 4:7.
Начало премудрости – страх Господень
В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга архимандрита Клеопы (Илие) «Ценность души». Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Предлагаем читателям отрывок из книги.
Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. По говорим о страхе Божием.
В Притчах сказано так: страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла (ср. Притч. 15, 27). Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий – это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу.
Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: что страх Божий – это школа премудрости (ср. Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «Страх Господень превосходит всякую премудрость» (ср. Сир. 25, 14).
Всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу
Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий – основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеется два конца: один – это страх Божий, а другой – любовь к Богу. А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда проистекает всякая добродетель – из того, чтобы человек боялся Бога.
Ты слышишь, что говорит Дух Святой? «Блажен муж, боящийся Бога, ибо в заповедях Его восхочет зело» (ср. Пс. 111, 1). Ты слышал? Кто боится Бога, тот очень сильно хочет исполнять заповеди Божии, то есть делать добродетели; равно как и тот, кто не боится Его, позволяет себе совершать всякое зло и всякий грех.
У кого есть страх Божий, тот самый мудрый человек на всей земле. Вот что говорит святой Григорий Нисский, глубочайший философ и брат Василия Великого: «Я видывал многих людей, силившихся изучить всю внешнюю науку, в богословской же, то есть в науке о Боге, преуспели немногие. Но поскольку у них не было истинной мудрости, которая есть страх Божий, то они отдалились от Бога и погрязли в трясине всех зол».
Что пользы от внешней учености, когда нет страха Божия
Порой слышишь, что такой-то защитил две докторские диссертации, получил два диплома. А потом узнаёшь, что он прелюбодей, безбожник, ненадежен, без царя в голове, немилосерден к нищим, не имеет любви к ближнему, попирает в грязь всякую добродетель и правую веру. Что пользы ему от внешней учености, когда у него нет страха Божия? Лучше было бы не родиться такому человеку, не знающему своего Создателя и не боящемуся Его во все время, не хранящему себя от зла и не делающему добро.
Поэтому я и говорю вам: это хорошо, чтобы человек был высокообразованным: и инженером, и доктором, и преподавателем, и профессором, и военным, и генералом – что Бог судил каждому. Но на всех ступенях пусть не забывает о страхе Божием. Ибо если он забыл о Боге, то ему лучше было бы не появляться на свет вовсе и не рождаться, чтобы видеть столько благости Божией: как Он даровал нам жизнь, ум, воздух, свет, тепло, дождь своевременный, пищу, изобилие, здоровье, зрение, слух, мудрость, – и после стольких благодеяний Божиих зажмурить глаза, как ночные птицы, которые видят не иначе, как только во тьме, и не видеть Бога, Который есть свет неприступный и обитает в свете неприступном.
Потому я и начал говорить вам: блажен человек, боящийся Бога, ибо он истинно мудр и вкусит блаженство и в нынешнем веке, и в грядущем.
Кто боится Бога, тому не по нраву отбирать чужое добро. Кто боится Бога, тот не пойдет к чужой жене. Кто боится Бога, тот и со своей женой живет в чистоте, по уставу Церкви. Кто боится Бога, тот не делает абортов, не пьет, не курит, не распускает кулаков, не завидует чужому добру, не бунтует, повинуется государственной власти, почитает начальство, по апостолу Павлу: он отдает кому честь, честь; кому налог, налог; кому страх, страх; и никому ничем не остается должен, кроме как любить Бога и ближнего (ср. Рим. 13, 7–8).
Кто боится Бога, тот во время святой литургии не спит дома, в воскресенье. Кто боится Бога, тот не оставляет детей расти в беззакониях, он ставит перед ними жесткие запреты и исправляет их, учит поклоняться Богу, поститься, ходить в церковь и проводить чистую семейную жизнь. Кто боится Бога, тот не тратит время зря. Он или работает, или молится Богу, или читает Священные Писания, или размышляет о грядущем Суде, смерти, воздаянии, о райском блаженстве и аде.
Бог и задуманное нами уже видел и видит
Кто боится Бога, тот любит всякого человека и помогает любому с великой любовью, когда тот попадает в беду. Кто боится Бога, тому не жалко отдать свое имущество нищим. Кто боится Бога, тот очень боится согрешить пред Богом не только делом или словом, но и помышлением. А почему? Потому что знает, что Дух Святой говорит: «Бог и задуманное нами уже видел и видит» (см. Пс. 138).
Вы слышали Иова? Вы слышали, что совершил с Иовом страх Божий? Был у него страх Божий, и потому он никогда был богат не гордился, не был жесток и немилостив, никогда отнял у него Бог имущество не сказал ни единого слова против Создателя.
Вот человек, имевший страх Божий, приносивший каждый вечер вола в жертву, чтобы и дети его не оказались грешными пред Всевышним помышлением. Вы слышали о человеке, имеющем страх Божий, как увенчал его Создатель? Ради этого Бог и водил его в те дни, и он отошел, чтобы упокоиться на лоне Авраамовом, чьим правнуком был. Итак, вот как благословил его Бог!
Братия мои, человека, имеющего страх Божий, не нужно стеречь никому, чтобы он не крал, не был блудником, пьяницей и вором или не творил зла. У кого есть страх Божий, тот днем и ночью непрестанно следит над собой: «Не подумать бы мне чего-нибудь плохого на человека, не сказать бы чего плохого, ведь это грех; не сделать бы мне чего-нибудь плохого, ведь это грех!» У кого есть страх Божий, тот становится стражем своего целомудрия, тот бережет душу свою и ум от плохих помыслов, язык – от плохих слов и все свое существо – чтобы оно не поступало против Бога.
Малое сказание о страхе Божием
Припоминаю сказание об одном человеке, пришедшем к великому мудрецу. И была у пришедшего жена, очень одаренная. И принялся он рассказывать о ней:
— Господин, у меня жена такая красивая!
А мудрец, сидевший за столом перед листом бумаги с карандашом в руке, нарисовал на ней нуль.
— Жена моя знатного рода, отец ее был министром.
Тот приписал еще один нуль.
— Жена моя здорова — она никогда не болела, не болеет и теперь.
Тот приписал еще один нуль.
— Жена моя очень ученая.
Тот добавил еще один нуль.
— Жена моя прекрасная хозяйка, она умеет печь всяческие пироги, угощенья для званых обедов.
Тот приписал еще один нуль.
— Жена моя искусная мастерица, она вышивает красивые узоры, вяжет, ткет и шьет. Посмотри, сколько талантов у моей жены!
Тот приписал еще один нуль. Напоследок пришедший добавил:
У моей жены есть страх Божий, и она верующая
— У моей жены есть страх Божий, и она верующая!
Мудрец поставил единицу перед шестью нулями. А единица, когда за ней идут шесть нулей, означает миллион. И сказал:
— Вот теперь я оценил твою жену. Не когда ты сказал, что она красивая, и ученая, и здоровая, и рукодельница, потому что если бы у нее не было страха Божия, всё это у нее было бы равно нулю — лишь одни нули, ничего!
Так бывает и с мужчиной, как с этой женщиной, и со всяким человеком. У него могут быть все таланты, он может овладеть всеми искусствами в мире, может знать все науки на свете, но если у него нет страха Божия, у него нет школы мудрости, и человек этот не годится ни для чего.
Наставления о страхе Божием
Страх Божий не позволяет объедаться. Страх Божий не позволяет есть скоромное в недозволенные дни. Страх Божий не позволяет совершить какой бы то ни было грех в пост и в великие дни или не соблюдать чистоту, положенную и семейным.
Страх Божий не дает вынашивать зависть. Страх Божий не позволяет питать ненависть к кому-нибудь, злые умыслы, злую ревность. Страх Божий не дает мстить другому, причинять ему зло. Страх Божий не дает шутить, смеяться над другим или осуждать его.
Страх Божий не позволяет тебе любить выпячивать себя на обозрение, желать нравиться людям, вынашивать в себе тщеславие, лицемерие, лукавство. Страх Божий не позволяет быть самолюбивым, жить в нечувствии. Страх Божий не дает грешить ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием, ни воображением. Страх Божий хранит тебя от забвения, неведения, лености — и не хватило бы времени, чтобы перечислить вам все полчища тьмы.
Страх Божий — вот что хранит тебя
Страх Божий — вот что хранит тебя, дабы ты был свят телом и душой. И это не только у монахов: страх Божий действует равно и в мирских христианах, и в посвятивших себя Богу в монашеском служении.
Страх Божий делает священника в святом алтаре Серафимом. Он служит со страхом Божиим, внимает себе, чтобы не ошибиться, совершая ектению, святую проскомидию, молясь о претворении вина и хлеба в Святые Тайны, чтобы не иметь какого-нибудь помысла по время литургии.
Из страха Божия, увидев страдающего человека, ты идешь и помогаешь ему, идешь и даешь ему совет. Страх Божий всегда твой самый лучший руководитель. И поэтому все святые отцы восхваляют страх Божий.
Таким образом, самый мудрый на свете человек — боящийся Бога. Ты слышал, что говорит псалмопевец: «Блажен муж, боящийся Господа, ибо заповедей Его восхочет зело» (см. Пс. 111, 1).
Страх Господень — что означает это выражение в Библии?
Что значит выражение «страх Господень» в Библии? У меня было свое мнение по этому поводу на протяжении многих лет. Тем не менее эта тема недавно обсуждалась на проповеди. Просматривая Новый Завет, я вижу, что слова, относящиеся к «страху», чаще всего связаны со страхом или благоговением.
Несколько отрывков из Библии для примера:
«Но говорю вам, друзья Мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, ибо они не могут сделать ничего больше этого. Я скажу вам, кого нужно бояться: Бога, Который имеет власть не только ваше тело погубить, но и душу в ад ввергнуть. Поверьте Мне, вот кого вам следует бояться. (От Луки 12:4,5)
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2-е Коринфянам 5:11)
Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его. (Притчи 19:23)
Страх Господень в Библии
Я думаю, что слова, связанные со страхом Господним, разумеется, означают страх и благоговение. Это выражение также означает еще и уважение, готовность повиноваться голосу Бога и признание абсолютной власти нашего Господа (в отличие от страха перед людьми).
Дорогие друзья! Нам даны эти обещания, так давайте очистимся от всего, что делает нечистым тело или душу, укрепим нашу святость в страхе Божьем! (2-е Коринфянам 7:1)
Итак, возлюбленные друзья мои, как вы повиновались мне не только, когда был я среди вас, но ещё более в моё отсутствие, со всем уважением и страхом, так же продолжайте трудиться, чтобы завершить своё спасение. Ибо именно Бог вызывает у вас желания и поступки, которые угодны Богу. (К Филиппийцам 2:12,13)
Я думаю, что значение этой фразы зависит от контекста конкретного отрывка в Библии. Некоторые верующие упрощают значение страха Господня, интерпретируя его, как иносказание простого благочестия.
С другой стороны, другие пребывают в таком благоговении перед Господом, что кажется, будто у нас не может быть каких-то реальных личных отношений с Ним. Попробуйте использовать здравый смысл, принимая во внимание контекстные подсказки, так Вы определите, что именно фраза «страх Господень» означает в том или ином отрывке. Как это часто бывает в библейском толковании, контекст важнее всего.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Страх Божий и начало мудрости: 10 вещей, которые Бог ненавидит
Вам знакомо выражение «страх Божий»? А вы знаете, что он означает? В Притчах 1:7 написано: «Начало мудрости — страх Господень». Хочет ли Бог, чтобы мы Его боялись? В 1Иоанна 4:18 написано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». Если мы сильно любим Бога, у нас не будет к Нему страха, потому что наша совершенная любовь победит любой страх. Но о какой тогда мудрости и о каком страхе Господнем говорит Библия?
Страх Божий и ненависть ко злу
В Притчи 8:13 мы находим определение: «Страх Господень — ненавидеть зло». То есть страх Господень – это позиция Бога по отношению ко злу и к любому греху. Бог хочет, чтобы мы Ему подражали, и так же, как и Он, имели ненависть к любому злу и к грехам.
В книге Притч описаны 10 видов поступков, которые Бог ненавидит. Давайте рассмотрим их подробнее.
Гордость и высокомерие
«Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притчи 8:13). Бог ненавидит любое проявление гордости и высокомерия. Именно с гордости сатаны началась духовная война и зло вошло в наш мир. В книге Исайя 14:11-14 написано: «Низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим», говорил в сердце своем: «выше звезд Божьих вознесу престол мой, взойду на высоты, буду подобен Всевышнему». Как через гордость зло вошло в мир, также через гордость зло проникает в наши жизни. В Послании Римлянам 12:3 написано: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Когда в нашей жизни есть духовные победы или какие-то достижения, у нас есть искушение думать, что это мы такие хорошие. Очень часто люди не отдают всю славу Богу, но забирают её себе. Иисус исцелил 10-ть прокаженных, но только один вернулся и воздал Богу славу (Евангелие от Луки 17:12-19).
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание Филиппийцам 2:5-8). Иисус ради нас стал слугой, рабом и умер за каждого из нас. Что мы готовы сделать ради Христа?
Злой путь
Без Христа мы блуждали и ходили своими злыми путями: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Исайя 53:6) «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Луки 9:23). Иисус показал нам путь, которым нам идти. Он хочет, чтобы мы подражали Ему во всем: Его отношениям с Отцом, Его отношению к греху, Его невероятной любви. Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Послание Коринфянам 4:16).
«Иисус Христос сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6). Давайте через Христа приходить к Отцу и иметь с Ним всегда близкие отношения!
Коварные уста
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Послание Ефесянам 4:29-31). Бог предупреждает, чтобы никакие гнилые слова и никакое злоречие не выходило из наших уст. У Бога очень серьезное отношение к тому, что и каким образом мы говорим, Он показывает, что таким образом я могу оскорблять Святого Духа.
«Язык — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Послание Иакова 3:1-13). Когда я говорю плохие вещи про других людей, я их проклинаю, но Бог дал мне уста, чтобы я мог только благословлять.
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притчи 10:19). Бог хочет, чтобы всегда думали перед тем, чтобы что — то говорить, и были разумными, сдерживая свои уста.
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притчи 6:16-19).
Язык лживый
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Послание Ефесянам 4:25). Мы части большой Божьей семьи, и Бог хочет, чтобы мы бы были открытыми, честными и всегда говорили истину друг другу.
«Диавол лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44). Когда мы не искренни и не говорим правду друг другу, мы поклоняемся диаволу.
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Евангелие от Иоанна 3:19-21). Бог хочет, чтобы мы стремились к свету, и чтобы наши жизни были открыты для других.
Руки, проливающие кровь невинную
Бог ненавидит убийство и все виды насилия, но Иисус поднял планку еще выше. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея 5:21-22). Если у нас есть плохое отношение к нашим братьям и сестрам, нам надо каяться, молиться Богу о прощении, и если надо, надо идти с ними общаться.
Также, когда мы грешим, есть ли у нас серьезное отношение и понимание того, что мы проливаем невинную кровь Иисуса Христа? В Послании Евреям 10:26,29 написано: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?». Если мы сознательно грешим, и продолжаем упорствовать в грехе, жертвы за наши грехи больше не остается. Наше сердце может стать жестким, и мы можем потерять веру (Послание Евреям 3:12-13). Есть ли у меня такое же отношение к грехам, как у Бога, ценю ли я кровь Иисуса Христа и Святой Дух, который меня обличает?
Сердце, кующее злые замыслы
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Послание Иакова 3:14-16). Иногда мы удивляемся, откуда в нашей жизни появляются разные неприятности? Иаков отвечает, посмотрите на ваши мысли и ваше сердце, что там? И дальше он показывает, какие мысли у нас должны быть: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Послание Иакова 3:17).
Лжесвидетель, наговаривающий ложь
Бог ненавидит, когда мы сплетничаем, и говорим плохие вещи про других братьев и сестер. Но кто — то может сказать, но я не говорю ложь про другого человека, я говорю лишь истину. Я вижу его неправедные поступки, и рассказываю другим, чтобы все знали правду. Также я доверяю другим братьям и сестрам, если они мне чем — то о ком то делятся, значит, они говорят правду. Но Библия множество раз предупреждает нас, чтобы мы не судили (Евангелие от Матфея 7:1-5). Если мы видим грех, нам надо не говорить о нем другим, но идти и лично разговаривать с этим человеком (Евангелие от Матфея 18:15-17).
«Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Евангелие от Иоанна 7:51-52). Мы можем ошибаться в мотивах и неправильно толковать поведение других людей. Нам очень важно их самих спрашивать и выслушивать.
Сеющий раздор между братьями
В Евангелии от Иоанна 17:21 Иисус молится за всех своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня». Иисус мечтает, чтобы все Его ученики были едины и, чтобы никто и ничто не могло разрушить этого единства.
Павел также умоляет каждого из нас: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Послание Коринфянам 1:10).Павел понимает, что разрушить единство и посеять раздор очень легко, но сохранить единство может только Бог и мы, если будем оставаться скромными.
Жертвы нечестивых и грешников
«Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притчи 15:8). Когда мы что-то хотим делать для Господа, нам нужно убедиться, что у нас нет нераскаянных грехов.
» Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31). Когда мы молимся, нам надо всегда быть открытыми с Богом, что на самом деле происходит у меня в сердце, а не быть как лицемеры, которые только говорят правильные слова. Когда мы исповедуемся, наши сердца очищаются, и мы приближаемся к Богу.
В 1-ом Послании Коринфянам 11:23-34 Павел пишет о причащении: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Когда мы причащаемся, очень важно проанализировать свою жизнь, и увидеть, в чем мне нужно покаяться.
Пророк Исаия пишет о людях, которые что-то старались делать для Бога, но при этом оставались с нераскаянными сердцами: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя 1:10-18). Бог всегда ожидает, что мы сначала покаемся, а затем будем делать добрые дела для Бога.
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного
«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Притчи 17:15). Если другой человек грешит, я не могу закрывать глаза и его оправдать, но моя ответственность этого человека обличить. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иезекииль 33:7-9). Бог поставил нас, чтобы мы могли со стороны видеть грехи друг друга и помогали каяться и меняться. Если я вижу грехи и молчу, то вина за чужие грехи может перейти на меня.
Также мне нужно быть очень осторожным, чтобы не осуждать и обвинять других людей несправедливо. Именно поэтому мне нужно всегда быть очень осторожным с любой информацией о других и стараться, если нужно, иметь личное общение.
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Послание Ефесянам 5:1). Братья и сестры, давайте подражать нашему Богу, и будем любить те вещи, которые Он любит и ненавидеть все, что Бог ненавидит!