Что такое стратегическая философия

Что такое стратегическая философия

Философия стратегического управления основана на системном и ситуационном (применительно к разным гипотезам о будущем) подходах к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система, и его успех связывается с тем, насколько удачно она приспосабливается к внешнему окружению. [c.54]

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со [c.184]

Следует также различать стратегическое и долгосрочное управление. Долгосрочное управление основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, прежде всего, выполнить бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом долгосрочный план можно разбить на более короткие промежутки времени. Долгосрочное управление эффективно в условиях стабильности организационной окружающей среды, однако в настоящее время организаций, действующих в таких условиях, не так уж и много. Поэтому в современной ситуации, когда организационная среда отличается высокой сложностью и динамизмом, более приемлема философия стратегического менеджмента, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью достоверности предсказать долгосрочные тенденции развития. Поэтому стратегический менеджмент сосредотачивает внимание на методах формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях неопределенности и сложности среды. Более конкретные отличия стратегического управления и долгосрочного планирования выражаются в целях, задачах, методологии, оценке ресурсов организации. Так, в частности, целью долгосрочного планирования является расчет результатов деятельности и потребности в ресурсах на длительный период, при этом ставится задача оптимизации расхода ресурсов на применении детерминированных математических моделей различной степени сложности и компьютерных программ. Целью же стратегического менеджмента является достижение долговременного конкурентного преимущества на основе использования сильных сторон компании, компенсации слабостей, учета преимуществ и угроз, порождаемых внешней средой организации. В случае долгосрочного планирования главным критерием эффективности управления является рентабельность, прибыльность. Именно этого, чаще всего, требуют от совета директоров акционеры. [c.11]

Видение — это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение — это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического управления и планирования. [c.69]

Традиционная философия западного бизнеса сильно ориентирована на получение максимальной прибыли в течение короткого времени и устранение риска. Как следует из определения стратегического управления, самой трудной задачей является поиск методов, позволяющих измерить эффект, который дает способность к стратегическому управлению, и установить вознаграждение, соразмерное с этим эффектом. Это особенно важно в отраслях с высокой капиталоемкостью и продолжительным периодом оборота капитала, где для того, чтобы обнаружились результаты, требуется значительное время. [c.217]

Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической инновационной политики, стремление к нововведениям, оправданному риску стали основополагающими идеями новой философии управления. В современном управлении идет интенсивная интеграция традиционных методов жесткого управления и мягкого, поведенческого управления в новую концепцию управления, ориентированную на ведущую роль человека в деятельности предприятия (основной ресурс организации), ориентация на нововведения, гибкость во всех сферах деятельности, стремление к стратегическому управлению. [c.668]

Спецификой российской аудитории, изучающей стратегическое управление, был и в большинстве случаев остается недостаток опыта, а соответственно и навыков управления в условиях реально действующих рыночных отношений. Следствием этого является, с одной стороны, непонимание важности философии бизнеса для успеха деятельности компании, а с другой — представление о том, что условия, в которые поставлены российские фирмы, являются чем-то исключительным, не имеющим аналогов в мире. [c.425]

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет инструментальной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей. [c.208]

Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии менеджмента, в соот- [c.197]

В то же время необходимо подчеркнуть, что развитие маркетинга в свою очередь способствовало изменению философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению. Менялись условия функционирования фирмы, росла динамичность и степень влияния среды на фирму, и в ответ на это развивалась функция маркетинга. При этом развитие маркетинга одновременно несло в себе и требование изменения концепции управления, и возможности управлять по-новому с ориентацией на окружение, в частности на запросы потребителей. [c.198]

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегическое управление — это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента, это симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента вести организацию к стратегическим целям. [c.31]

Авторы этой практической философии управления объединили многие современные направления менеджмента— стратегическое управление, ситуационное управление, интегрированное развитие руководителя и организации, мотивированной деятельности работников и др. [51]. [c.19]

В настоящее время бизнесменам и менеджерам приходится работать во все более сложных условиях рынок постоянно изменяется, сигнализируя о падении спроса на тот или иной товар. Поэтому менеджмент и предпринимательство становятся искусством, когда успех стратегического управления определяется талантом интуиции и предвидения. Современный менеджмент состоит из формирования «философии» деятельности фирмы, выяснения ее целей и создания эффективного аппарата управления. А менеджмент в действии — это успех и талант бизнеса, в определяющей мере зависящий от личности руководителя. Управлять в современных условиях — значит вести предприятие к достижению поставленных целей, используя как минимум три его составляющие ресурсы, организационные процессы и, главное, персонал [7]. [c.18]

Использование управления проектами приводит к углублению знаний и понимания управления деятельностью предприятия и органически сочетается с современными подходами в управлении (стратегический и маркетинговый подходы). Однако при этом необходимо учитывать, что управление проектами не самоцель, а средство достижения успеха в преимущественно неопределенных внешних условиях функционирования предприятия. Современная концепция управления проектами представляет собой целостную философию управления и находится на стыке многих дисциплин менеджмента, маркетинга, экономики, организации и технологии производства и т.д. [c.290]

Предприятия, корпорации и организации сейчас начинают осознавать, что реализация любых корпоративных стратегий может быть представлена как проект или сеть проектов и что управление проектами может быть стратегическим фактором достижения успеха предприятия. Это приводит к растущему интересу высшего руководства к философии, методам и достоинствам управления проектами. В целом методы управления проектами являются более сложными, чем традиционные, что ограничивает их применение. В то же время практический опыт и многочисленные исследования показывают, что управление проектами является наиболее результативной и эффективной методологией, позволяющей при ее квалифицированном использовании преодолеть многие проблемы, возникающие при осуществлении большинства сложных проектов. [c.291]

В данном случае философия управления состоит в том, что все зарубежные операции должны рассматриваться как система снабжения объединенного глобального рынка. Основной организационной единицей является централизованное ядро, которое управляет большинством стратегических средств, ресурсов, выполнением основных обязательств и [c.645]

Достижение поставленных целей зависит от эффективности решения задач стратегического развития. Эта зависимость вызывает необходимость ситуационного анализа и прогноза влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень) потенциал сферы исследований и разработок систему управления и ее организационные формы этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика). Общие задачи стратегического развития состоят в том, чтобы ответить на следующие вопросы. [c.130]

Необходимость прямого подчинения функции ПР топ-менеджеру обусловлена стратегическим, можно сказать, политическим статусом корпоративных коммуникаций. Основная роль корпоративных TIP — интерпретация философий», политики и программ организации для общественности. Поскольку политика, философия, корпоративная стратегия формируются высшим уровнем управления организации, функция ПР должна быть представлена на этом уровне и непосредственно подчинена тем, кто управляет организацией в целом. Следует помнить, что работа директора ПР заключается в продвижении организации в целом. Если бы руководитель ПР подчинялся директору по маркетингу или по рекламе, работа его превратилась бы в продвижение конкретных продуктов. Подчинение ПР одной из названных функций влечет потерю независимости, доверия публики, а значит, утрату своего предназначения, роли объективного советника для менеджмента компании. Автономность ПР может и должна сопровождаться долгосрочными и взаимовыгодными отношениями с другими функциональными подсистемами на благо организации. Однако, ПР не должны уклоняться от своей главной роли — поддержание доверия к организации, отслеживая и обеспечивая соблюдение общественных интересов в любой корпоративной деятельности. [c.389]

Управление проектами используется повсюду в мире в различных компаниях и отраслях для того, чтобы выполнять их эффективнее и успешнее достигать поставленные цели. Большинство методов Управления проектами направлено на улучшение функций планирования и контроля для отдельных проектов. В случае ведение нескольких проектов часто возникали трудности в планировании и распределении ресурсов. Фактически управление проектами выполнялось, главным образом, средним и нижним уровнями управления в различных компаниях и организациях. Однако, компании и организации сейчас начинают сознавать, что реализация любых корпоративных стратегий может быть понята как проект или лучше сеть проектов и, что Управление проектом может быть стратегическим фактором для компании. Это приводит к растущему интересу высшего руководства к философии, методам и достоинствам Управления проектами. [c.73]

В мире издано множество книг, особенно на английском языке, посвященных1 «управлению по целям», среди которых имеются издания на русском языке (переводные и оригинальные), поддерживающие концепцию целевого управления1. Имеется ряд изданий, посвященных управлению по результатам. Однако рассматриваемая книга является среди них наиболее оригинальной. Ее основное преимущество — практичность, ориентация на повседневное управление, не требующее сложных систем, новой объемистой документации. Это некая практическая философия управления, объединяющая многие современные направления (стратегическое управление, ситуационное управление, интегрированное развитие руководителей и организаций и т.д.). [c.8]

Стратегическое управление — это концепция выживания в конкретных условиях. Можно выделить четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического управления. Первый уровень — общефилософский, который представляет собой совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образуют такие науки, как философия, футурология, математика, теория информации и др. Второй уровень — общенаучный, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации системы. Этот уровень образуют науки теория систем, кибернетика, теория организации и др. Третий уровень — конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах (статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др.). Четвертый уровень — методология, методика и технология стратегического управления. Именно этот, четвертый уровень и является предметом нашего изучения. Стратегическое управление наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Отсюда уровень развития стратегического управления зависит от уровня достижений других наук и от требований практики. Имеется и обратная связь стратегическое управление может ускорить развитие других наук, содействовать появлению новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний, как принятие решений в условиях слабоструктуризованных и неструктуризованных задач управления. [c.24]

Корпоративная культура строится на философии ведения корпорацией бизнеса. В условиях все увеличивающейся конкуренции и стремления получить как можно больший синергичес-кий эффект, возникающий в результате объединения предпринимательских структур, она строится на ряде принципиальных установок. Во-первых, это стремление к оптимизации глубины вертикальной производственной интеграции. Установка направлена прежде всего на улучшение соотношения результатов к затратам, т.е. она вписывается в программу повышения эффективности и носит чисто оперативный характер. Во-вторых, концентрация усилий на факторах, определяющих получение как можно большей прибыли от ведения бизнеса. Такая задача носит больше стратегический характер. Это объясняется тем, что получение прибыли достигается, помимо общеизвестных факторов, также за счет ключевой способности корпорации сфокусировать свои усилия на производстве новых продуктов на основе перераспределения ресурсов компании, возможности предложить клиенту комплексное решение всех его проблем из одних рук и др. В-третьих, децентрализация управления и в связи с этим делегирование полномочий по принятию решений должны сопровождаться усилением координирующих действий на основе ведения управления [c.752]

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА [finan ial poli y] — форма реализации финансовой философии и финансовой стратегии предприятия в разрезе отдельных аспектов его финансовой деятельности. В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности. [c.445]

В первой части (гл. 1—7) раскрывается взаимосвязь между стратегией компании к ее стоимостью, В главе 1 мы доказываем, что главная задача и центральная проблема менеджеров высшего эшелона сегодня — это управление стоимостью в интересах акционеров, В главе 2 мы рисуем портрет ме-кеджера1 ориентированного на стоимость, подробно разбирая конкретный пример из реального опыта генерального директора, которому пришлось реорганизовывать свою компанию и прививать на всех ее уровнях новую философию управления стоимостью, Б главе 3 обобщены базовые принципы создания стоимости на еще одном простом примере, где основное внимание уделяется не столько математическим расчетам, сколько интуитивному пониманию экономики бизнеса. В главе 4 мы попытались навести некоторый порядок Б разнородных показателях и способах измерения стоимости (с которыми вам неизбежно доведется столкнуться), сведя их в простую, но вместе с тем всеобъемлющую систему. В главе 5 изложены эмпирические свидетельства в пользу нашего подхода к оценке стоимости на основе дисконтированного денежного потока. В главе 6 описываются гибкие элементы организационной структуры, играющие немаловажную роль в переходе компании на стоимостные принципы управления, Наконец, в главе 7 рассматривается процесс создания стоимости в контексте слияний, поглощений и стратегических альянсов (сэюзов). [c.5]

Эта тема оставалась значимой и в новое время. Управление методами оценки эффективности, как показывает само название, — это техника (некоторые говорят философия), основанная на четко сформулированных целях и оценке по результатам. В наше время особое внимание к стратегическому менеджменту подразумевает дискуссии о необходимости точной формулировки целей организации. Недавний интерес к постановке целей, проявленный учеными-бихе-виористами, также придает особое значение постановке целей, допуску к участию в их формулировании и обеспечению своевременной и регулярной обратной связи в отношении выполнения цели. [c.95]

Источник

«Стратегия есть философия успеха»

Что такое стратегическая философия. Смотреть фото Что такое стратегическая философия. Смотреть картинку Что такое стратегическая философия. Картинка про Что такое стратегическая философия. Фото Что такое стратегическая философия

Когда у государства нет продуманной стратегии развития, ресурсы страны расходуются неверно. Отсюда социально-экономические проблемы, кризис и застой. По словам профессора Владимира Львовича Квинта, который посвятил теории и практике стратегии более 40 лет, в России есть хороший опыт разработки нескольких корпоративных и региональных стратегий. Но самая большая беда в том, что в России нет грамотной единой общегосударственной, сориентированной на национальные приоритеты ресурсно-обеспеченной стратегии. Многие документы, именуемые стратегиями, по факту таковыми не являются. Это связано с тем, что в стране долгое время отсутствовала сильная школа стратегирования. Сегодня только в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и утверждена магистерская программа по экономической стратегии, а также сформирован Центр стратегических исследований МГУ. К чему может привести отсутствие четкого понимания сущности стратегии? Рассказывает выдающийся ученый, теоретик и практик стратегии Владимир Львович Квинт.

Квинт Владимир Львович – горный инженер-электрик, доктор экономических наук, профессор политической экономии, иностранный член РАН, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, лауреат премии имени М.В. Ломоносова I степени за научные работы.

— В книге «К истокам теории стратегии», посвященной стратегическим идеям генерала Жомини, вы указываете на тот факт, что уже 200 лет назад появились основы универсальной стратегии, применимой ко всем сферам жизни. Почему только сейчас возник интерес к теории стратегии?

— Я долгое время искал истоки теории стратегии. Сама практика стратегирования насчитывает более трех тысяч лет, но меня интересовала история появления стратегии как теории и науки. Как и все науки, стратегия берет свое начало в философии. Слово «стратегия», в современном его значении, впервые (более ранних примеров я не нашёл) упоминается в книге византийского императора Маврикия еще в 6 веке нашей эры, правда, в форме прилагательного.

Некоторые первые характеристики термина «стратегия» появились как раз в книге генерала Жомини «Общие правила военного искусства». Жомини был поистине уникальным человеком. Свою небольшую книгу он впервые прочитал императору Александру I. Однако начинал свою карьеру Генрих Жомини как офицер швейцарской армии. Затем будучи в отставке показал свой первый анализ военных решений и сражений маршалу Франции Нею, а тот передал его императору Наполеону. Так Жомини стал советником императора Франции. На протяжении своей долгой жизни он был советником пяти императоров двух стран. На службу в Россию его пригласил сам император Александр I. Жомини заслужил высшие генеральские звания, получил высшие ордена России, включая орден Святого апостола Андрея Первозванного. С трудом мне удалось отыскать вышеназванную, во многом теоретическую, книгу. С 1817 года эту книгу, согласно формуляру, до меня читало всего 7 человек.

«ГЛАВНЫЙ ПОСТУЛАТ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ГЛАСИТ: НИ ОДИН ДОКУМЕНТ НЕ МОЖЕТ НАЗЫВАТЬСЯ СТРАТЕГИЕЙ, ЕСЛИ ПРИОРИТЕТЫ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ НЕОБХОДИМЫМИ РЕСУРСАМИ. СТРАТЕГИЯ БЕЗ РЕСУРСОВ – ЭТО НАБОР ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, МАНИЛОВЩИНА. ПОЭТОМУ НИ ОДНА ИЗ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫХ СТРАТЕГИЙ НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ»

Мне удалось получить разрешение издать факсимиле этой книги. И вот в 2017 году 200 лет спустя Северо-Западный институт Президентской академии ее переиздал в Санкт-Петербурге. Чтобы стратегам и лидерам было понятно, как ее использовать в современном мире, на полях страниц я дал комментарий по каждому положению генерала Жомини.

Теория стратегии – наука очень молодая, в отличие от практики. Она применялась в XX веке, в основном, в военной сфере, затем в бизнес-решениях. В наши дни она активно развивается в сфере государственного и административного руководства.

Сам я занимаюсь стратегией вот уже 47 лет. По-моему мнению и опыту, стратег не может быть только учителем, только практиком или только теоретиком. Он должен интегрировано сочетать все эти три качества. Необходимо проводить научные исследования, связанные с теорией стратегии и методологией стратегирования; пытаться реализовывать их на практике в виде стратегий стран, регионов, отраслей и корпораций; и, конечно, полученные результаты в теории и практике, передавать студентам. Только так стратег будет развиваться, а его рекомендации будут наиболее полезными и эффективными на практике.

— Как сегодня успешно реализовывать стратегии, когда мир непостоянен и непредсказуем?

— Для этого существует мониторинг стратегии, анализ ее реализации в изменяющихся внешних и внутренних условиях, уточнение ориентиров под влиянием новых возможностей и неожиданных угроз. Например, в Китае благодаря великому стратегу Дэн Сяопину была утверждена разработанная им к 1976 году стратегия на 100-летний период. И она до сих пор реализуется. Сейчас руководители партии Китая сократили период реализации столетней стратегии до 2068 года, и одновременно начали подготовку к реализации уже разработанной стратегии на 200 лет. Каждые три месяца проходит пленум ЦК КПК Китая, на котором подводят итоги предыдущего этапа реализации стратегии и вносят нужные уточнения. Но основные элементы стратегии – ее главные ориентиры, приоритеты и вектор направленности – не меняются.

Важно то, что любая стратегия призвана реализовывать глубинные ценности объекта стратегирования, анализировать их и систематизировать в сформулированных интересах, способствующих, в конечном счете, повышению качества жизни людей. Это относится и к стране, и к региону, и к предприятию, и к отдельно взятому человеку. У каждого из нас одна жизнь. А как можно жить, не оценив, чем ты хочешь заняться, к каким ориентирам направить свой путь, стоит ли твоя жизнь этого, или нужно посвятить себя чему-то другому?

— Вы как-то подметили, что в России нет четкого понимания сущности стратегии, и многие документы, названные стратегиями, таковыми не являются. Почему так случилось?

«В ДОКУМЕНТЕ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ УКАЗАНО, ЧТО ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ 50 РЕГИОНОВ РОССИИ ИЗ 84 – ПРОИЗВОДСТВО ПОЛУПРИЦЕПОВ! ДО КАКОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ БЮРОКРАТИЯ ДОВЕЛА НАШУ ОГРОМНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ МАШИНУ, ЧТО 50 РЕГИОНОВ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ ЧЕМ ИНЫМ, КАК КЛЕПАНИЕМ ПОЛУПРИЦЕПОВ»

— Во многих странах сущность стратегии не отражается в тех документах, которые названы стратегиями. Например, в России до сих пор нет профессии стратега, которая была бы утверждена Министерством науки и высшего образования. МГУ стал первым в стране вузом, и пока единственным, где утверждена магистерская программа – «Экономическая и финансовая стратегия».

Начиная с 2000-х гг. в России стали разрабатывать многочисленные стратегии в разных сферах, регионах, министерствах. Но 99 % этих документов нельзя назвать стратегиями. Главный постулат стратегирования гласит: ни один документ не может называться стратегией, если утверждённые в нём приоритеты не обеспечены необходимыми ресурсами. Стратегия без ресурсов – это набор добрых пожеланий. Иначе говоря, маниловщина. Поэтому большинство из широко известных стратегий не реализуется. А порой встречаются вопиющие примеры.

Я стараюсь не комментировать официальные документы, но Стратегию пространственного развития РФ до 2025 года не смог оставить без внимания. Интервью для журнала «Огонек» мы с журналистом назвали «Территория полуприцепов». В документе указано, что главный приоритет 50 регионов России из 84 – производство полуприцепов! (Для Москвы в этом документе, к счастью, вообще приоритеты не определены). До какой же степени бюрократия довела нашу огромную административную машину, что 50 регионов должны заниматься не чем иным, как клепанием полуприцепов.

Что такое стратегическая философия. Смотреть фото Что такое стратегическая философия. Смотреть картинку Что такое стратегическая философия. Картинка про Что такое стратегическая философия. Фото Что такое стратегическая философия

Конечно, есть и положительные примеры. В Санкт-Петербурге мне довелось участвовать в научном руководстве и сопровождении нескольких стратегий – двух общих стратегий экономического и социального развития, а затем стратегии водоснабжения и водоотведения до 2035 года. Кстати, стратегия Санкт-Петербурга стала первой в России, утвержденной в качестве регионального закона в декабре 2018 года. А стратегия Санкт-Петербургского Водоканала, пожалуй, одна из лучших в стране по водоснабжению и водоотведению в городе и мегаполисе. Она разработана по методологии нашего Центра стратегических исследований МГУ.

— Помимо Китая есть примеры стран, где успешно реализуются стратегии?

— Конечно. Я назвал Китай, поскольку в мире нет другой страны, которая бы столь последовательно разрабатывала и реализовывала долгосрочные стратегии. Например, нынешний лидер Китая Си Цзиньпин – большой любитель футбола. По его инициативе была разработана стратегия футбола, которая предполагает, что Китай войдет в тройку стран – мировых лидеров футбола.

— Амбициозные планы.

«МИР НУЖДАЕТСЯ В СТРАТЕГИЯХ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. А ЕСЛИ ИДТИ ПО ИНЕРЦИИ, ТО И СТРАТЕГИЯ НЕ НУЖНА»

Стратегии разрабатываются и в США, но здесь проблема заключается в преемственности. В соответствие с конституционной поправкой, ни один человек в США не может быть президентом более 8 лет. Поэтому в Америке большинство стратегий умирает в момент смены лидера. Тем не менее, в США есть примеры, когда новый президент продолжал реализацию стратегии предыдущего лидера страны. Одной из самых значимых стратегий была программа полёта человека на Луну. Реализация стратегии началась с президента Кеннеди, продолжилась при его преемнике Джонсоне и была реализована при Никсоне. Именно он поздравлял астронавта Армстронга по телефону с первым шагом человечества на поверхности Луны. С тех пор ярких стратегических побед в Америке нет. Почему? Нет преемственности по какой-то отдельной, широко известной стратегической программе.

Что такое стратегическая философия. Смотреть фото Что такое стратегическая философия. Смотреть картинку Что такое стратегическая философия. Картинка про Что такое стратегическая философия. Фото Что такое стратегическая философия

Среди стран, где успешно реализуются стратегии, можно назвать Сингапур, Тайвань, Южную Корею. В последней, например, функционировало целое министерство стратегии. И заметьте, чего достигла эта страна. По числу патентов на 100 тыс. жителей Южная Корея далеко впереди не только России, но и США, а по объёму ВВП в этом году оказалась впереди России, имея в два раза меньше населения…

Так что мир нуждается в стратегиях для революционных и качественных изменений, прежде всего в уровне жизни людей. А если идти по инерции, то и стратегия не нужна.

— Когда-то вам удалось предсказать распад СССР. Как вы это сделали?

— В 1978 году я шел по Москве в старых советских ботинках, и вдруг увидел очередь. В силу тотального дефицита товаров широкого потребления советские люди сначала вставали в очередь, а потом уже спрашивали – за чем стоим? Мне сказали: «за бразильскими мужскими ботинками». Я дождался очереди, купил пару ботинок, тут же переобулся, а свои выбросил в урну.

По пути на совещание, в дождь, я заметил, что у бразильских туфель начала отклеиваться подошва. Добежал до той самой урны, достал свои советские кондовые ботинки, отряхнул и дошел до дома. Задумался, а почему я собственно купил эти ботинки? Я мало что знал о Бразилии, никогда в ней (тогда ещё) не был. Стало ясно, что основная причина, по которой я купил бразильские туфли – тот факт, что они были иностранные. У советского человека сложился стереотип, что всё иностранное, особенно ширпотреб, лучше отечественного. Конечно, у нас были свои конкурентные преимущества в ряде отраслей науки, ракетостроении, в искусстве, но в сфере товаров бытового назначения иностранное, в основном, было лучше нашего, качественнее и надежнее.

Почему так? Неужели нет возможности мотивировать сотрудников на фабриках производить товары лучше. Оказалось, что в условиях СССР не было. За это даже можно было получить наказание. Скажем, вы нанимаете двух токарей. Один работает отлично, а другой ленится, игнорирует правила и так далее. Но оклад они получают одинаковый. Вы хотите, чтобы первый получал больше за свою качественную работу, но сумма премии в СССР не могла составлять более 30% от оклада.

«У СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА СЛОЖИЛСЯ СТЕРЕОТИП, ЧТО ВСЁ ИНОСТРАННОЕ ЛУЧШЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО. КОНЕЧНО, У НАС БЫЛИ СВОИ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В СФЕРЕ РАКЕТОСТРОЕНИЯ, ИЛИ ИСКУССТВА, НО В СФЕРЕ ТОВАРОВ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЕ БЫЛО ЛУЧШЕ НАШЕГО»

Однажды я поплатился за то, что стал платить хорошим работникам в три раза больше, чем лентяям. Меня вызвали в комитет народного контроля и сказали: «Вы это социальное неравенство бросьте стимулировать». Я понял, что система не позволяет мотивировать и стимулировать тех, кто производит товары более высокого качества. Система оценки качества устарела, поскольку управление качеством было ориентировано в прошлое и оценивало уже произведенную продукцию. Тогда как мир развивался и пытался разрабатывать продукцию иного качества, ориентированную на будущие потребности общества. Стандарты также были заточены на средние по отрасли показатели качества, а не на лучшие…В общем, в СССР отсутствовал этот механизм или был не эффективным.

Меня, как заместителя генерального директора обескураживало и то, что наше объединение должно производить продукцию определенной номенклатуры, в определенном количестве и поставить только тем, кому должны поставить согласно решению Госплана СССР и по заранее установленной цене. А потребителям, возможно, уже и не нужна эта продукция в таком количестве и такого качества, но они обязаны ее принять. Возникал абсурд.

Я вспоминаю, как в Красноярске, где я жил в детстве, повесили электрическую вывеску: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». С тех пор прошло много лет, а коммунизм так и не наступил. Потому что не было никакого механизма и ресурсов для достижения поставленных ориентиров. И на самом деле, я не против жить при коммунизме. Например, Китай до сих пор продолжает строить коммунизм, только рыночными методами. Гениальный и мудрый Дэн Сяопин однажды сказал: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила». Он имел ввиду, что коммунизм можно строить не только с помощью социалистического механизма хозяйствования, а с помощью рыночных механизмов. И благодаря правильному направлению Китай достиг огромных результатов.

Что такое стратегическая философия. Смотреть фото Что такое стратегическая философия. Смотреть картинку Что такое стратегическая философия. Картинка про Что такое стратегическая философия. Фото Что такое стратегическая философия

— Тогда есть ли прогнозы для современной России?

— Прогнозов много, но я ими не занимаюсь, я работаю над стратегиями. Все прогнозы дают приблизительную оценку тех или иных событий. И эти оценки должны в итоге попадать к стратегам, которые будут уточнять эти прогнозы, прежде всего по обеспеченности ресурсами и по фактору времени, внедрять эти прогнозы в стратегии и передавать разработанные стратегии на следующий уровень – в стратегическое и текущее планирование. Стратегия – не конкурент прогнозу или плану. Она призвана их эффективно соединять. И когда нет механизма перехода прогноза в стратегию, а затем в план, то порой странные приблизительные цифры из прогноза вдруг появляются в плане. Но они совершенно не обеспечены ресурсами. Вот пример:согласно прогнозу из утверждённой в 2008 году Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, россияне должны в среднем получать 2700 долларов в месяц.

План может ориентироваться на прогноз, но между ними должен быть механизм стратегирования. В Китае он есть, в Сингапуре, на Тайване, а в России, в основном, отсутствует. Хотя стратегических документов много, но люди их составляющие не очень знакомы с методологией стратегирования. Для многих из них стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, прогноз и план – одно и то же. Они не всегда понимают, в чем разница между приоритетом, целями и задачами, а ведь всё это – разные категории, пусть и неизбежно связанные между собой.

Кроме Московской школы экономики МГУ и Центра стратегических исследований (ЦСИ) МГУ в России нет площадок для подготовки профессиональных стратегов, хотя бы в области экономики. Например, в МШЭ будущих стратегов-экономистов обучают по 35 предметам, каждый из которых содержит в названии термины «стратегия» или «стратегирование», а в ЦСИ они могут участвовать в разработке реальных стратегий отраслей, корпораций и регионов.

— А к чему может привести использование ошибочных или непрофессионально разработанных стратегических документов?

— К необоснованным количественным или качественным ориентирам, неэффективному расходованию огромных ресурсов, а затем и к технологическому отставанию, замедлению темпов экономического роста, снижению уровня жизни населения и так далее. Это явные показатели того, что ресурсы тратятся в неверном направлении.

— Тогда что необходимо предпринять?

— В первую очередь, необходимо начать подготовку кадров профессиональных стратегов по обоснованным программам и методологиям. Во-вторых, нужно привлекать серьезные профессиональные организации к разработке стратегий.

В большинстве регионов есть стратегии, только главы регионов о них мало что знают. Мне довелось 4 года быть одним из советников главы General Electric, легендарного стратега Джека Уэлча. На каждом заседании Совета директоров компании у всех участников на столе лежал дайджест стратегии и основные показатели. Когда кто-то просил выделять дополнительные средства, скажем, на постройку нового или модернизацию действующего завода, Джек Уэлч задавал вопрос о том насколько это ускорит или повысит эффективность реализации стратегии?

Стратегия как наука и практика с обоснованной методологией позволяет направить вектор развития на истинные ценности населения и интересы страны, региона или компании, выработать приоритеты для достижения этих интересов, но обязательно обеспеченные конкурентными преимуществами.

Когда я вернулся работать в Россию, то услышал странный термин – «догоняющая» стратегия. Термин поистине абсурдный. Откуда же он взялся – вследствие неправильного понимания иностранного определения. В английском языке есть словосочетание catch up strategy – хватающая стратегия. То есть вы ухватываете новое технологическое достижение и на его основе строите стратегию. У самого сочетания catch up есть перевод – догонять. Но к стратегии это не имеет никакого отношения. Это теоретический абсурд. Как я могу догонять кого-то, кто в принципе не стоит и не ждет меня где-то на перекрестке с сигаретой. Тем более, что догоняющий легко предсказуем и, следовательно, обречён на поражение.

Стратегия – это и есть философия успеха, но при её последовательной и неуклонной реализации!

— В завершение беседы у меня скорее житейский вопрос. В этом году у вас был юбилей, и выглядите вы прекрасно. Это тоже результат какой-то стратегии?

— Многие ошибаются, определяя мой возраст. В этом году мне исполнилось 70 лет. Возможно, это как-то связано с тем, что полжизни я прожил за Полярным кругом (Смеется). Последний раз зарядку я делал 14 апреля 70-го года.

По утрам я пью кофе с кусочком шоколада. Если кофе нет, то это настоящая трагедия для окружающих. Поэтому все уже знают, что мне нужен кофе и шоколад, и тогда я хороший человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *