Что такое стратегический консалтинг

Ошибки на этапе выбора стратегии развития компании могут свести на нет все дальнейшие усилия. Особенно сейчас, когда уровень конкуренции практически во всех отраслях неумолимо растёт. Именно для этого существует стратегический консалтинг. Это одна из наиболее востребованных услуг на рынке управленческого консалтинга. Поговорим о том, для чего он нужен и почему предприниматели готовы платить огромные деньги за то, чтобы поговорить с опытными людьми о своём бизнесе.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

Определение

Стратегический консалтинг — это комплексная работа, задача которой — определить направления и перспективы дальнейшего развития компании на основе анализа текущей ситуации на рынке и потенциальных возможностей самого предприятия. Во время сессий консультант помогает предпринимателю выяснить, насколько полноценно и правильно организовано управление компанией с точки зрения её долгосрочных планов. Задача данной услуги — превратить абстрактную идею в успешную и эффективную стратегию развития бизнеса.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

Когда это нужно

Первый и самый очевидный ответ — на этапе создания компании. Но на практике к консалтинговым агентствам часто обращаются владельцы уже существующего бизнеса. Это необходимо, если:

Задача консультанта — помочь предпринимателю в доработке системы стратегического управления. При этом учитываются как факторы внешней среды, так и внутренняя организация деятельности.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

Цели и задачи

С точки зрения владельца бизнеса грамотное стратегическое планирование нужно для того, чтобы минимизировать возможные риски, обеспечить максимальную прибыль и конкурентоспособность предприятия. Бизнес-консультант же должен согласовать цели и пожелания собственника компании с реальными возможностями, ресурсами и рыночной ситуацией.

Ключевые задачи стратегического консалтинга — это:

Что происходит на стратегических сессиях? Ошибочно полагать, что консультант должен прийти и сказать «сделайте так-то и так-то», даст конкретные инструкции и, как герой кинофильма, растворится в тумане. Его работа заключается в том, чтобы, задавая правильные вопросы и рассказывая об опыте ведущих компаний, помочь предпринимателю самому принять важнейшие решения.

Услуги стратегического консалтинга носят комплексный характер и включают в себя:

Компания в данном случае рассматривается как единый организм, все элементы которого связаны между собой. Именно системный подход позволяет наилучшим образом согласовать цели и реальные действия.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

В современном управленческом консалтинге существуют два подхода — проектный и процессный. Чем они отличаются?

В первом случае бизнес-консультант предлагает клиенту некое готовое решение на основе собственного опыта и знаний. Данный метод не требует больших затрат времени и идеально подходит для локальных единоразовых задач.

Однако если в организации есть глубинные системные проблемы, затяжные кризисные явления, вариант «сделайте вот это и это» не подходит. Здесь используется процессный подход, когда независимые специалисты помогают сотрудникам компании выработать свой собственный способ устранения текущих проблем.

Кроме того, выделяют разные направления консультирования в зависимости от масштабов предприятия и специфики его деятельности. Так, региональный стратегический консалтинг нужен для того, чтобы разработать план развития на определённой территории, а инновационный помогает внедрить и создать спрос на совершенно новые продукты и услуги.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

Инструменты стратегического консалтинга

Многих интересует, как работают бизнес-консультанты, занимающиеся вопросами стратегического планирования. Выбор методов и инструментов во многом зависит от конкретной ситуации и целей, которые ставят перед собой владельцы бизнеса. Среди самых популярных можно выделить:

Важно помнить, что хороший консультант не должен делать вашу работу за вас. Его цель — подтолкнуть вас к тому, чтобы самостоятельно найти и принять оптимальное решение.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

Основные этапы

Поговорим о том, что представляет собой стратегический консалтинг. Компании, в большинстве своём, используют ситуативный подход («Давайте попробуем вот так…», «Что, если сделать…»). Однако для максимальной эффективности и долгосрочного существования организации этого недостаточно — нужно иметь чётко прописанную систему целей и задач. Именно на это направлены все консалтинговые мероприятия.

1. Анализ внешней среды

Любая компания постоянно находится под влиянием различных внешних факторов. Они отличаются между собой как по виду, так и по интенсивности влияния на предприятие. К таким факторам относятся:

Повлиять на эти факторы напрямую организация не может. Однако для успешного функционирования важно разработать чёткий механизм действий при наступлении тех или иных событий («Если произойдёт…, мы сделаем…»).

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

2. Анализ внутренней среды

Перейдём к следующей составляющей стратегического управления. Консалтинг всегда начинается с детального изучения организации и ресурсов предприятия. При этом анализируются все факторы, влияющие на работу компании.

Можно без преувеличения сказать, что это — ключевой ресурс любого предприятия. От квалификации и мотивации сотрудников напрямую зависит качество продуктов и услуг, имидж компании и, в конечном итоге, её прибыль. Особое внимание уделяется изучению системы мотивации — комплекса материальных и нематериальных поощрений, которые будут способствовать желанию сотрудников достигать лучших результатов.

Под системой управления в менеджменте подразумевают комплекс организационных и программных средств, документации и методов коммуникации, которые используются для управления процессами. Специалисты по консалтингу анализируют:

Именно здесь сосредоточены ключевые бизнес-процессы — приём, хранение и учёт сырья, планирование производства, распределение работы между сотрудниками, проведение ремонтных работ, отгрузка продукции и многое другое. Производственный стратегический консалтинг — это анализ того, как организован процесс производства и насколько фирма готова к осуществлению поставленных целей.

Ещё один момент, который должен изучить бизнес-консультант — уровень обеспеченности компании денежными средствами. Проводится оценка качества финансового планирования по статьям затрат и периодам, возможности привлечения инвесторов, рациональности распределения средств между подразделениями.

На стратегических сессиях большое внимание уделяется анализу маркетинговой деятельности. Он включает в себя несколько основных направлений, в числе которых — реклама, брендинг, инновационная политика, ценообразование, планирование ассортимента, PR, продажи. Конечная цель — определить, какие инструменты и как должна использовать компания, чтобы добиться максимального охвата рынка и сбыта.

Нормы поведения, установки и ценности, принятые в организации, могут значительно повлиять на её успех. Именно от этого «кодекса» зависит как слаженность работы сотрудников (если они разделяют эти идеи), так и имидж компании в глазах потенциальных клиентов.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

3. Определение миссии и постановка целей

Миссия — это, другими словами, предназначение компании, то, для чего она существует с точки зрения владельцев бизнеса, их партнёров и общественности. Почему она важна? Многие предприниматели убеждены, что единственная цель их бизнеса — это зарабатывание денег. Но проект, ориентированный только на извлечение прибыли, просуществует недолго. А настоящего успеха добиваются лишь те компании, у которых есть некая высшая цель, философия и принципы.

Именно миссия определяет выбор направления для дальнейшего развития компании, указывает, куда лучше всего направить усилия и ресурсы организации.

Цели, в свою очередь, должны быть согласованы с этой философией. По сути, они представляют собой чёткие, измеримые значения, которых нужно достичь в процессе работы.

Обычно горизонт долгосрочного планирования составляет от 3 до 5 лет. Это связано, прежде всего, с изменчивостью бизнес-среды и вкусов потребителей. Сделать точные прогнозы на больший срок практически невозможно.

Что даёт на этом этапе стратегический консалтинг? Это — возможность сформировать конкретные, а главное достижимые цели сразу в нескольких направлениях:

Консультант должен помочь предпринимателю распределить цели в соответствии с принципом иерархичности. Что это значит? Задачи подразделений должны быть согласованы с общими целями компании и способствовать их достижению, так же, как обязанности отдельных сотрудников — логично проистекать из задач всего отдела. Также используется деление по времени: планы на год, квартал, месяц, неделю.

Важно, чтобы каждая цель имела количественный аналог — то есть, реальные показатели, которые могут быть достигнуты и представлены в цифрах (штуках, рублях, процентах). Например:

При этом все цели должны формироваться с учётом реальных ресурсов, которыми располагает компания.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

4. Стратегическое планирование

Только после предварительного анализа и формирования миссии компании можно переходить непосредственно к планированию деятельности. Говоря простыми словами, стратегия — это определение того, как именно, каким образом организация собирается достичь поставленных целей.

Основные работы на данном этапе:

Выбор стратегии развития предприятия зависит от многих факторов. Ключевое значение имеют положение фирмы среди конкурентов, тенденции развития рынка в конкретной географической зоне, а также перспективы развития компании (с учётом возможности внедрения новых технологий).

В качестве примера можно привести такие варианты стратегии:

На стратегических сессиях обязательно обсуждаются возможности корректировки долгосрочных и оперативных планов в зависимости от условий окружающей среды. Современный бизнес не должен быть заключён в жёсткие рамки — чтобы выжить в конкурентной среде, необходима гибкость.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг5. Реализация стратегического плана

Для некоторых фирм этот этап становится критическим. Успешное достижение целей зависит и от того, насколько правильно они были поставлены, и от того, насколько чётко коллектив предприятия следует плану. Чтобы добиться нужных результатов, работа ведётся по нескольким направлениям:

Стратегический консультант должен помочь владельцам бизнеса выделить единый корпоративный центр, а также определить роли всех структурных подразделений и алгоритм их взаимодействия — без этого эффективная работа невозможна.

Что такое стратегический консалтинг. Смотреть фото Что такое стратегический консалтинг. Смотреть картинку Что такое стратегический консалтинг. Картинка про Что такое стратегический консалтинг. Фото Что такое стратегический консалтинг

6. Контроль

Наконец, последний шаг — оценка выполнения поставленных целей. Контроль типа «задача-результат» безнадёжно устарел — в этом случае руководитель может лишь констатировать факты и никак не влияет на результат.

Именно поэтому современный стратегический консалтинг включает в себя поддержку в создании системы промежуточного контроля. Консультант вместе с владельцем бизнеса разбивает рабочий процесс на определённые блоки и обозначает контрольные точки. Такой подход позволяет контролировать процесс работы, сверять промежуточные итоги с плановыми значениями, оперативно решать возникающие проблемы и, в конечном итоге, быстрее достигать главных стратегических целей.

Также на этом этапе проводится выявление и коррекция возникающих сбоев, организуются тренинги и другие обучающие мероприятия для сотрудников.

Источник

Стратегический консалтинг

Стратегический консалтинг — это комплекс действий, направленных на определение дальнейшего вектора развития компании и ее перспектив, исходя из имеющейся рыночной ситуации и потенциала самой компании. Его основная задача состоит в том, чтобы воплотить абстрактные идеи в результативную и успешную стратегию развития компании.

В условиях постоянно растущей конкурентной борьбы неправильно разработанная стратегия компании нивелирует все дальнейшие усилия, направленные на ее развитие. Для эффективного решения этой проблемы как раз и существует стратегический консалтинг, который на сегодняшний день является одной из самых востребованных услуг.

Зачем нужна стратегия?

К вопросу о разработке эффективной стратегии необходимо подходить еще на этапе создания компании. Правильно выстроенный стратегический план позволяет компании быстрее достигать поставленных целей, а также избегать многих ошибок, связанных с недооценкой конкурентов и неполноценным анализом имеющейся рыночной ситуации.

Однако на практике в консалтинговые агентства чаще обращаются владельцы уже действующего бизнеса. Необходимость в этом возникает в самых различных ситуациях, например, если компания имеет дело с совершенно новыми конкурентными вызовами, необходим четко сформулированный стратегический план для привлечения инвестиций, компания планирует расширение и т.д.

Нашей задачей является эффективная помощь в разработке или доработке стратегического плана компании. При составлении эффективной стратегии учитывается как организация внутренней системы компании, так и влияние различных факторов внешней среды.

Цели разработки стратегии

Полноценная реализация стратегического плана невозможна без правильно сформулированных целей и детального плана их достижения. Успешность в бизнес-деятельности и конкурентной борьбе напрямую зависит от точности постановки как общих целей компании, так и целей каждого структурного подразделения. Результатом правильно сформулированных стратегических целей является полная координация действий всех подразделений и четкое видение курса, по которому необходимо двигаться.

Услуга стратегического консалтинга предполагает определение целей компании на долгосрочный период. При этом компания рассматривается как единое целое, и именно такой подход позволяет сформулировать реальные цели и согласовать их с дальнейшими действиями.

Этапы разработки стратегии

Для получения максимального показателя эффективности деятельности и долгосрочного существования компания должна иметь детально прописанную систему целей и задач. Только детализированный стратегический план, в отличие от ситуативного подхода, может гарантировать компании получение всех тех выгод, которые являются приоритетными в любом бизнесе. Разработка стратегического плана предполагает следующие этапы:

Выполнение анализа факторов внешней среды.

Любой современный бизнес находится под воздействием различных факторов, которые отличаются по своему виду и интенсивности воздействия. Очень важно выработать определенный механизм действий для возможности эффективного функционирования под их воздействием;

Анализ внутренней среды.

Разработка стратегии предполагает тщательное изучение внутренней организации компании и имеющихся у нее ресурсов. Выполняется изучение персонала, уровня их мотивированности, изучаются применяемые системы управления, организация производства, уровень обеспеченности финансовыми ресурсами, маркетинговые методики, организационная культура;

Определение миссии и разработка основных целей.

Только те компании, которые имеют свою миссию, философию и цели, добиваются по-настоящему больших успехов. Как правило, стратегическое планирование предполагает разработку целей на период от 3 до 5-ти лет, что связано с нестабильностью и изменчивостью рыночной среды. На данном этапе формируются цели по всем направлениям деятельности компании и распределяются в зависимости от иерархии;

Составление стратегического плана.

На данном этапе составляется уже сам план стратегии компании, что предполагает создание программы оптимизации продукции, выработку маркетинговой стратегии, бюджетное планирование, организацию контроля за реализацией плана. При составлении плана обязательно учитываются все ключевые факторы влияния;

Реализация плана стратегии.

Успешное воплощение в жизнь всех пунктов стратегического плана зависит от изначальной правильности их разработки, а также четкости следования плану всех структурных подразделений компании;

Процесс контроля.

Современный подход в контроле результатов разработанной стратегии предполагает разбивку всего процесса на отдельные точки и выполнение тщательного контроля каждой их них. Это позволяет сразу видеть промежуточные результаты и сопоставлять их с основным планом.

Внедрение стратегии

Для внедрения разработанного стратегического плана и достижения всех заявленных целей компании необходимо взаимодействовать на всех уровнях. Выделение единого координационного центра и распределение ролей между всеми подразделениями является залогом плодотворной деятельности и воплощения всех этапов стратегии. Достижению необходимых результатов способствует работа по следующим направлениям:

Услуги стратегического консалтинга

Наша компания предлагает свои профессиональные услуги в сфере стратегического консалтинга. Мы предлагаем нашим клиентам квалифицированную помощь в предоставлении рекомендаций по поиску наиболее эффективных направлений бизнес-деятельности и минимизации всех возможных рисковых ситуаций.

Опыт и знания наших специалистов позволяют выявлять сильные и слабые стороны вашего бизнеса, определять эффективный алгоритм действий для достижения поставленных целей, выстраивать взаимодействие на всех уровнях компании.

Своим клиентам мы предлагаем результативные подходы, позволяющие решать все имеющиеся задачи, разрабатывать и воплощать в жизнь индивидуальный стратегический план.

Источник

Как я перестал бояться и полюбил стратегический консалтинг

Автор Telegram-канала «Большая Русская Тройка» и стратегический консультант консалтинговой компании — о зарплатах, нагрузках и мифах о своей работе.

Материал подготовлен совместно с авторами каналов о карьере Your Career и Your Job.

Работа в стратегическом консалтинге в России слишком мистифицирована. Сюда стремятся выпускники экономических факультетов, о работе здесь ходят различные небылицы. Нередко это приводит к тому, что люди идут сюда с совершенно другими ожиданиями. Я решил развеять часть мифов и объяснить своё видение этой индустрии.

Дисклеймер: мнение сугубо оценочное, а мой опыт в консалтинге не позволяет делать далеко идущих выводов. Тем не менее оно может показаться вам интересным.

Впервые о консалтинге я узнал на первом курсе. Я не учился на целевом факультете, тем более не думал связывать свою жизнь с корпорациями. И поэтому сначала даже не понял, о чём идёт речь, когда моя подруга с экономического факультета стала мне рассказывать про какую-то «большую тройку».

На мой вопрошающий взгляд она ответила что-то в духе: «Ты не знаешь про McKinsey? Да у нас же каждый первый мечтает туда попасть». Я подумал, что «ну и дураки», и забыл об этом разговоре.

Такая популярность консалтинга среди студентов вызвана (помимо действительно интересной работы и достойной зарплаты сразу после университета) хорошей рекламной кампанией фирм «большой тройки» на целевых факультетах.

Начиная с сентября, в РЭШ, МФТИ, ВШМ, на экономфаке ВШЭ, МГУ и МГИМО приходят консалтинговые компании и по нескольку раз в месяц рассказывают о том, как круто работать в стратегическом консалтинге: о поездках на шахты Сибири или в Лондон, презентациях перед гендиректором или советом директоров, а также о выпускниках фирмы, которые сейчас уже высоко забрались.

Компании приводят с собой недавних студентов, которые восторженно рассказывают, как изменилась их жизнь. И что даже с 16-часовым рабочем днём можно выжить — ведь нам из [university_name] это уж точно под силу. Это подкупает. Никто больше в России так систематически не работает со студентами. Неудивительно, что итоговый конкурс на начальные позиции среди выпускников университетов составляет около 200 человек на место.

К консалтинговому хайп-трейну добавляют пиара также десятки кейс-чемпионатов, которые проходят каждый год. Все они сулят прохождение отбора в компании «большой тройки» или второго эшелона без скрининга резюме или прохождения теста.

Их рекламные плакаты обещают карьеру «от студента до генерального директора», которая начнётся именно с этого кейс-чемпионата. Определённая правда в этом есть: эти чемпионаты позволяют понять, понравится ли тебе работа в консалтинге. А если ещё и выиграешь — то фирмы тебя точно заметят. Но не стоит их переоценивать, подготовиться к отбору они не помогают.

Поэтому даже не являясь ЦА консалтинговых компаний, я постоянно слышал о консалтинге на протяжении всего своего обучения: в него хотели попасть и усердно готовились мои знакомые, там уже работали мои друзья, однокурсники светились на кейс-чемпионатах. К последнему курсу я сдался и решил проверить на себе, что же это такое.

Попасть в консалтинг намного сложнее, чем захотеть это сделать. Входящая воронка на начальные позиции — больше 2000 человек за одну полугодовую кампанию отбора. При этом после скрининга резюме, теста на логику и математику и трёх-четырёх собеседований («интервью») остаётся всего 5-10 человек. Они и получают оффер.

Сложность прохождения отбора создала отдельную систему подготовки к «поступлению» в фирмы «большой тройки». Существует множество статей и гайдов по тому, какие книги читать для подготовки к интервью, как правильно писать сопроводительное письмо, как правильно решать кейсы на интервью и как не завалить остальные этапы отбора.

Почти во всех университетах столицы есть свой кейс-клуб, где студенты могут найти партнёров для подготовки к интервью. Существуют отдельные закрытые чаты и группы для тех, кто готовится к отбору в консалтинг. Все условия, в общем.

Само же создание системы подготовки, появление шаблонов и большой конкурс очень сильно подняли планку успешного прохождения отбора в «большую тройку». Ещё шесть-семь лет назад реально было попасть в стратегический консалтинг, вообще не готовясь.

Сейчас же на это надо потратить от 100 до 300 часов своего времени. Поэтому вокруг процесса подготовки уже несколько лет существуют платные курсы и личные тренеры, которые помогают подготовиться к отбору. Очень часто это сами консультанты или бывшие консультанты.

Всё вышеперечисленное сакрализует работу в консалтинге. Работа в «большой тройке» обрастает множеством мифов и неверных ожиданий, которым поддаются студенты лучших университетов страны. Поддался им и я. Попробую рассказать о тех мифах и неверных ожиданиях, которые могут роиться в голове у подающегося в консалтинг.

1. В консалтинге много платят. И да и нет.

В консалтинге платят неплохо для недавнего выпускника вуза. Сразу после бакалавриата или магистратуры ты приходишь на зарплату в 100-120 тысяч рублей с годовым бонусом 10-20%. Это действительно неплохо.

Но есть один нюанс: ты работаешь 65-80 часов в неделю. То есть на начальной позиции твоя зарплата составляет примерно 400-650 рублей в час. Не так уж и много выходит. Забавно, что при этом час твоей работы для клиента стоит около 9-10 тысяч рублей. Капитализм as is.

Через пять лет успешной карьеры можно дорасти до менеджера и получать уже около 500-600 тысяч рублей и бонус. При этом работы становится ещё больше, да и не все доживают.

После 10-15 лет в фирме совсем единицы дорастают до партнёров и зарабатывают уже около 3-5 млн рублей в месяц. Работают партнёры, конечно же, не меньше.

В общем, в консалтинге хорошая зарплата в среднем по рынку. Но если вы занимаетесь чем-то ради больших денег — вам не сюда. Куда больше можно заработать в собственном бизнесе.

2. Работа в стратегическом консалтинге — прямой путь в генеральные директоры крупной компании.

Раньше в России это было так. Но сейчас рынок куда более взрослый. В среднем около 2% выпускников фирм «большой тройки» становятся генеральными директорами крупных компаний. Ведь чаще всего это просто очень способные исполнители.

Возможности перехода из консалтинга в другие сферы действительно хороши. Обычно это переход на зарплату в несколько раз выше при меньших рабочих часах. В среднем такие опции начинают появляться через два-три года работы (тогда-то многие и отваливаются). Будущие работодатели ценят высокий интеллект и работоспособность бывших консультантов. Поэтому даже пара лет работы в фирме — сильный сигнал для рекрутера.

3. Уже на начальном уровне консультанты работают с топами в компаниях.

Это только отчасти правда. Консультантов действительно нанимают обычно гендиректора или собственники бизнеса, и все ключевые презентации проходят с их участием. Но эти презентации проходят обычно раз-два в месяц (и слава богу).

При этом роль консультанта-новичка обычно не выходит за рамки чего-то в духе «рассказать два слайда». В очень редких случаях команда консультантов работает со старшим клиентом каждый день. Чаще всего мы работаем с такими же молодыми и шутливыми.

4. Консультанты ни на что не влияют и не приносят пользы — только красивые слайды.

Один из самых распространённых мифов. В нём есть доля правды, но в целом это не так. Часто то, что мы делаем, отправляется в мусорную корзину. Более того, есть целые проекты, цель которых — подготовить слайды в стол. На таких проектах работать тяжело, так как ты с самого начала понимаешь всю бессмысленность твоего 12-16-часового рабочего дня.

К счастью, таких проектов немного. Рассказы ваших друзей о консультантах, которые сделали бесполезную презентацию и вообще «ну тупые», — скорее исключение, нежели правило. Чаще всего мы делаем вещи, которые полностью меняют бизнес-модель или создают стратегию чего-то совершенно нового.

В конце концов, если бы это всё было бесполезно — клиенты не платили бы систематически такие деньги за «ещё одну презентацию». Есть клиенты, которые уже более десяти лет постоянно нанимают одну и ту же фирму.

5. Консультанты постоянно работают по ночам и выходным.

К счастью, это не так. Такие случаи бывают, но это воспринимается как исключение, а не правило. Я в среднем работаю 65-70 часов в неделю с двумя выходными. Пока у меня ни разу не было ночной работы (хотя на нынешнем проекте будет), и я всего два раза работал в выходные. Несмотря на неплохое среднее значение, лучше всего о непредсказуемости моих часов говорит график ниже.

Часы очень сильно зависят от менеджера, проекта и твоего умения отбиваться от тупых задач. В 95% случаев диапазон попадания примерно таков: 50-90 часов в неделю.

6. Консультанты делают только таблицы и презентации.

Это тоже не совсем так. Очень много времени занимает общение, выбивание информации из клиента, планирование и разработка гипотез. В последнее время сюда иногда добавляется продвинутый анализ данных, кодинг и этнографические интервью. Работа разнообразная и интересная. И с каждым годом всё интереснее.

7. Работу в консалтинге невозможно ни с чем совмещать.

Я совмещаю с каналом и другим моим проектом. Знакомая менеджер ведёт параллельно стартап, а коллега ещё и учится в магистратуре. Всё возможно, если меньше отдыхать.

8. Консалтинг умирает, скоро аналитики больших данных или крауд-платформы нас всех съедят.

Это совсем неверно. Во-первых, консалтинг — это человеческий бизнес. Здесь всё завязано на личных отношениях клиента и партнёра. Эти отношения нужно уметь и строить, и поддерживать. Это сложно сделать через сайт или силами одних аналитиков данных (с их языка на бизнес-перещёлк всё равно нужны переводчики).

Во-вторых, уже сейчас компании «большой тройки» меняются и покупают отдельные компании по обработке больших данных. «Большая тройка» и стратегический консалтинг не умрут — они просто трансформируются.

9. Наконец, последний миф: в консалтинг можно только с экономическим или техническим образованием.

Хотя людей с таким бэкграундом больше всего, у нас есть бывшие журналисты, философы, музыканты и хирурги. Некоторые из них даже партнёры. Главное — чтобы человек умел структурно мыслить, дружил с данными и ладил с людьми.

Все эти мифы появляются из-за недостатка информации изнутри. Попробую коротко расписать те плюсы и минусы работы тут, которые я вижу.

Помимо хорошей зарплаты, тебя всем обеспечивают. Во-первых, тебе выдают всё нужное для работы: iPhone с почти безлимитными звонками и интернетом, ноутбук, сумку, все необходимые шнуры и аксессуары. Я даже зашифрованную флешку себе взял.

Во-вторых, компания старается сделать так, чтобы ты как можно меньше отвлекался на нерабочие вещи. Это просто неэффективно, учитывая стоимость часа твоей работы. Поэтому у тебя есть ДМС, в офис приходит врач, работает химчистка, и домой ты ездишь только на такси.

Помимо всего этого, есть множество поддерживающих функций в фирме: от бронирования билетов и отправки документов до отрисовки слайдов по красоте. А всё потому, что время сотрудников, делающих это, дешевле твоего.

В-третьих, утка, несущая золотые яйца, должна быть здорова и умна. Поэтому есть бесплатный спортзал, а в шкафах хранится стратегический запас фруктов, завтраков и кофе. Поэтому же раз в полгода тебя отправляют на тренинги в Европу, где можно ещё передохнуть и завести друзей.

Наконец, из-за того, что консультанты почти что живут в офисе, у нас раз-два в месяц проводятся вечеринки с блэкджеком и алкоголем. Раз в год — выезд, где все обычно ужираются в течение трёх дней где-нибудь в тёплой стране. А совсем недавно мы всем офисом смотрели чемпионат мира. Даже пиво закупили под это дело.

В общем, компаниям «большой тройки» таки удалось построить коммунизм в отдельно взятой фирме.

Самый главный плюс — это люди. Концентрация амбициозных, талантливых и работоспособных людей здесь сильно выше среднего. При этом почти каждый имеет нестандартный бэкграунд: от диджейского прошлого до собственного ресторана. Почти каждый в чём-то лучше тебя.

Смотря на этих людей, ты быстро учишься. Очень быстро. За три недели я прошёл от «как открыть PowerPoint» до создания небольшой сюжетной линии (любые слайды, которые мы делаем, должны складываться в историю). То же самое и со всем остальным. Консалтинг приучает быть лаконичным и чётко излагать свои мысли, быстро работать и искать лазейки. Рисовать слайды, в конце концов. А если ты не учишься — ты вылетаешь.

Плюсом для меня является разнообразие проектов. Сегодня ты продумываешь виды дебетовых карт для банка, а завтра разрабатываешь систему энергообеспечения в правительстве одной из соседних республик. Первые годы работы заскучать тут трудно. Такой стиль работы особенно крут, если не знаешь, что делать дальше со своей карьерой.

Кроме того, условно нематериальным плюсом является рост твоей стоимости на рынке труда. С самого моего выхода мне начали звонить отделы стратегии крупных и не очень компаний. Когда минусы перевесят для меня плюсы — обязательно им отвечу.

Их немного. Это траты на новые костюмы и рубашки и возможные проблемы со здоровьем. При этом проблем со здоровьем несложно избежать, если стараться не убивать себя и спать не меньше четырёх-шести часов в день. Это возможно, если ты сам этого хочешь.

А также не есть бесконечные печеньки в офисе и ходить в зал — и тогда «правило пяти» для тебя не сработает (что якобы за первый год настоящий консультант должен набрать пять килограммов).

Самый главный минус — количество часов, которые ты работаешь. Причём часто даже тогда, когда это совсем неэффективно и не нужно. Когда нужно доделать пять слайдов в приложении, на которые клиент всё равно не посмотрит к утру, — а ты сидишь и всё равно делаешь их. Потому что ты трудоголик и перфекционист (как и все вокруг). На этом всё тут и строится, а не на формальном контроле со стороны руководства.

С этим пытаются бороться через еженедельную оценку того, как тебе работается на проекте, кажется ли тебе, что команда приносит пользу клиенту и сколько часов ты сидишь в офисе. Раз в неделю общая статистика вывешивается на всеобщее обозрение. Все знают, куда идти не надо. Не всегда, правда, это помогает решить проблемы твоего проекта — чаще это просто повод для сплетен с коллегами.

Эмоциональному и физическому напряжению способствует и система up or out. Её смысл: либо тебя повышают, либо ты уходишь. А тебя повышают, только если ты развиваешься. Развиваешься ты или нет, оценивают твои руководители и ментор, которые ставят тебе оценку. Плохо выучил уроки — тебя выгоняют из класса. Поэтому ты постоянно пытаешься прыгнуть выше головы. Это сложный и интересный ритм, который не все выдерживают.

В результате после двух-трёх лет работы в консалтинге у большинства отмирает любая внешняя активность. Только работа и отблески личной жизни по выходным. Очень немногим удаётся совмещать, о чём я писал выше. Тут главное — иметь желание не бросать другие проекты и уделять время общению с дорогими тебе людьми.

В целом пока для меня плюсы работы в консалтинге перевешивают минусы. Я считаю, что по соотношению вознаграждение-риск это одно из самых выгодных предложений на рынке. Консалтинг — это работа по найму в её максимальном развитии: ты полностью отдаёшь себя, а за это получаешь хорошие условия и личностный рост.

Даже год жизни в таких условиях оставляет на тебе след консультанта. Именно поэтому процесс увольнения отсюда является максимально мягким. Тебе ищут новую работу и стараются не портить отношения. Фирма уверена в том, что ты ей ещё пригодишься. Консультанты бывшими не бывают.

От команды Your Career и Your Job: если вам интересна тема стратегического консалтинга, почитайте другие наши материалы на тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *