Что такое стратегия развития района
Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика
Роль стратегического планирования в муниципальном управлении
При стратегическом планировании решаются следующие задачи:
Роль стратегического планирования в муниципальном управлении трудно переоценить. Так, стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населения муниципального образования, и, учитывая существующие повседневные задачи территории, позволяет реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. Стратегический план развития муниципального образования является важным инструментом в управлении его развитием, который помогает четко представить направление движения муниципального образования, его цели и сроки их достижения.
Разработка стратегического плана развития муниципального образования
Практически в каждом муниципальном образовании создана своя собственная, оригинальная методика разработки и реализации стратегического плана развития. В то же время существуют общие принципы и рекомендации, которыми следует руководствоваться всем муниципальным образованиям.
В частности, при разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь состояние общества. Поскольку стратегическое планирование нацелено на максимальную концентрацию местных ресурсов и определение будущего для местного сообщества, соответственно, требуется активное участие в его разработке самого населения муниципального образования. Отсутствие общественно одобренной, принятой властями стратегии развития муниципального образования снижает качество муниципального управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу муниципалитета.
При сиратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики:
В основу стратегического плана должны быть положены принципы целевой направленности и взаимоувязанности с инвестиционными проектами, реализуемыми в прогнозируемом периоде. Стратегический план реализуется на основе взаимосвязанных мероприятий, в рамках которых проводятся институциональные и правовые преобразования, осуществляются конкретные инвестиционные проекты и принимаются управленческие решения.
В процессе разработки стратегического плана развития муниципального образования выполняются следующие этапы стратегического планирования:
SWOT-анализ как метод определения стратегического развития муниципального образования
Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов стратегического анализа является SWOT-анализ. На примере муниципального образования он может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков муниципального образования.
На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.
Среди возможных сильных сторон муниципального образования следует обратить внимание на такие факторы, как:
Среди возможных слабых сторон муниципального образования необходимо особо обратить внимание на следующие:
Будущее муниципального образования в значительной степени зависит от развития его отношений с соседними муниципальными образованиями как внутри страны, так и в международном контексте, от общей ситуации в экономике. Как правило, надо ориентироваться на развитие интеграционных процессов, расширение международных контактов. Очень серьезно влияет на развитие муниципального образования изменение транспортной сети, поэтому все возможности должны быть тщательно выявлены и проанализированы.
Инвестиционные перспективы также должны стать объектом анализа. Привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального образования и региона в целом.
Кроме того, на будущее муниципальных образований оказывает влияние развитие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых мощных источников энергии и газораспределительных систем означает изменение в перспективах экономики муниципального образования. Общеполитические тенденции, особенно касающиеся децентрализации, также крайне важны. Если сфера компетенции местного самоуправления будет расширяться, его финансовая база укрепится, что положительно скажется на перспективах муниципального образования. В противном случае это приведет к отрицательным последствиям.
Потенциальными внешними возможностями могут выступать:
Угрозы (опасности)-это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них могут вызвать потери.Угрозами и общими источниками стратегических проблем муниципальных образований, в особенности если речь идет о крупных российских городах, являются общемировые процессы геоэкономического и экологического характера, связанные с глобализацией, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических процессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением ресурсов планеты. В муниципальных образованиях регионов России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массовой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низкой совокупной покупательной способности населения, а следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.
Потенциальными внешними угрозами могут быть:
Таким образом, оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у муниципального образования стратегических перспектив и возможности их реализации. Обобщение результатов SWOT-анализа демонстрирует основные проблемы, стоящие перед экономикой и населением муниципального образования, и стратегические риски его развития в средне-идолгосрочной перспективе.
Практика использования методов SWOT-анализа (на примере г. Нягань)
В таблице (в приложении) представлены извлечения из SWOT-анализа конкурентных возможностей внутренней среды муниципального образования «Город Нягань».
Стратегические цели
Этап целеполагания наиболее важен в разработке стратегического плана развития муниципального образования. На данном этапе должны быть определены главная цель, основные стратегические цели и направления развития, а также миссия муниципального образования.
ПРИМЕР: Решением Думы Любытинского муниципального района от 25.10.2012 № 136 утвержден Стратегический план социально-экономического развития Любытинского муниципального района Новгородской области до 2030 года. В разделе 3 «Стратегическое направление развития Любытинского муниципального района» определена миссия и стратегические цели Любытинского района.
Миссия Любытинского района сформулирована на перспективу до 2030 г.: «Откроем глубину Любытинского района, используя его преимущества, сохраним лесозаготовительное производство в качестве ведущего кластера, а также обеспечим высокий уровень жизни населения за счет роста экономического потенциала района, модернизируем агропромышленный комплекс и привлечем инвесторов».
Формулируя цели, необходимо выделить наиболее перспективные из них, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тенденций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный позитивный социально-экономический эффект и способствовать дальнейшему развитию. Стратегические цели могут быть привязаны к стратегическим направлениям.
ПРИМЕР: Стратегические цели Любытинского района разработаны на основе текущей ситуации, с учетом анализа возможных направлений развития (см. рисунок). Стратегическое направление «Развитие агропромышленного комплекса» Девиз стратегического направления: «Повысим качество сельскохозяйственной продукции в нашем районе!».
Стратегическое направление «Повышение инвестиционной привлекательности» Девиз стратегического направления: «Любытинский район будет развиваться и процветать!».
Особое внимание необходимо уделять реализации планов и программ стратегического развития муниципального образования. В частности, должны быть определены ответственные исполнители и координаторы реализации стратегических документов.
Стратегические направления развития
Люблинского муниципального района до 2030 г.
Повышение качества жизни
ПРИМЕР: Механизм реализации программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. предполагает, что ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. являются органы управления администрации, учреждения и организации городского округа. Координатором реализации мероприятий программы выступает комитет экономики администрации городского округа «Город Чита». К функциям координатора относятся:
В целом большинство муниципальных образований признали высокую значимость документов стратегического планирования в муниципальном управлении. В частности, как показывает практика, в последнее время муниципальные образования стали активно разрабатывать документы стратегического планирования. Стратегический план позволяет им выделить приоритеты среди возможных регулирующих мер для осуществления инвестиционной, социальной, экономической, экологической политики, муниципальных программ в сфере градостроительства и др. Ктому же его разработка является одним из способов внедрения новых, эффективных методов и инструментов.
По материалам журнала «Практика муниципального управления»
Автор: Г.М. Шамарова, д- р экон. наук, чл.-корр. РАЕ, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
Стратегия социально-экономического развития региона
Вы будете перенаправлены на Автор24
Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного социально-экономического развития региональных территорий и территории государства в целом в долгосрочной перспективе на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие региональной территории, и планируемых показателей социально-экономического развития в соответствии с установленной ресурсной базой.
Основные тенденции современного социально-экономического развития регионов
Социально-экономическое состояние современных регионов страны характеризуется противоречивыми тенденциями:
Названные процессы тесно взаимосвязаны: политическое, социальное и экономическое устройство страны в целом и положение страны на международной арене ведет к невозможности эффективной организации перерабатывающих производств и развитию нематериальной сферы и по-прежнему ориентируют всю экономику страны от государственного до муниципального уровня на развитие и поддержку добывающего производства как единственного ресурса, востребованного от России на международной арене. При этом такой путь в долгосрочной перспективе роста благосостояния населения региона и государства в целом обеспечить не способен.
Фактически рассмотренная модель организации отечественной экономики и хозяйства позволяет говорить о ее доиндустриальном характере и тенденциях регресса.
Значение стратегии социально-экономического развития региона
Последние десятилетия преобразований политического, социального и экономического развития страны обусловили повышение самостоятельности региональных территорий в решении задач собственного социально-экономического развития. Указанным обусловлено и возложение на органы публичного управления региональными территориями большей ответственности в отношении обеспечения показателей социально-экономического роста благосостояния регионов.
Готовые работы на аналогичную тему
На процессы социально-экономического развития региональной территории оказывают влияние факторы, как ограничительного, так и позитивного характера:
Объективные факторы – это:
Необходимо подчеркнуть, что эффективность стратегии социально-экономического развития региона должна учитывать концепцию этапов социально-экономического роста всякой территории. Такое развитие стандартно проходит стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важно понимать, что когда речь идет о первой стадии, развитие территории обеспечивается посредством эксплуатации добывающих отраслей, сельского хозяйства, промышленности горнодобывающего, лесного и рыбного комплекса, на второй стадии развитие обеспечивается посредством использования перерабатывающих отраслей – химической, легкой промышленности, машиностроения и пр., на последней стадии развитие обеспечивается посредством достижений нематериального производства – инновационных разработок, информационных технологий, посреднических услуг в сфере торговли, финансов и пр.
Правильное понимание перспективных в долгосрочном периоде рычагов развития региональной территории обеспечивает эффективную управленческую деятельность и благосостояние населения региона.
Содержание стратегии социально-экономического развития региона
Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, такая стратегия должна внедрять новые управленческие методы и приемы, эффективность которых была подтверждена частной сферой.
Так, к числу наиболее перспективных инструментов, методов и приемов с точки зрения обеспечения социально-экономического развития региональной территории опыт публично правового управления и опыт сферы частного бизнеса позволяет отнести:
Внедрение новых технологий в управление региональной территорией требует и привлечения профессионалов «нового формата» в органы публичного управления региональной территории. Это требует аккумуляции и направления ресурсов в человеческий капитал региональной территории.
Свой план
Александр Высокинский: Чем больше размер системы, тем дольше должен быть горизонт планирования, потому что у любой системы есть свои сроки инерции и разворачивания. И, безусловно, без стратегических планов развитие городов сегодня невозможно. Но я не скажу, что важнее: сам план или правильно организованный процесс его разработки. С учетом того что наличие стратегии стало обязательным, появились консалтинговые фирмы, которые в состоянии сделать красивый документ. Но он будет неродным для города, а значит, весьма спорно, что станет эффективно работать, потому что в разработке должен участвовать не только экспертный совет администрации, но еще экспертные советы общественников и ученых, а также представителей бизнеса.
РГ: Можно ли при разработке стратегии сделать партнерами субъекты Федерации?
Инициатива должна исходить от города, но, когда вы приходите за финансированием к региональной и к федеральной власти, вы должны понимать, чего хотите и почему совместный проект может быть интересен коллегам: он должен быть встроен в их цели и задачи.
Стратегический план, как таблица Менделеева: там есть клетки, на которые пока денег может и не быть, но мы точно знаем: элемент есть, им нужно заниматься. И результат придет. В 2003 году мало кто верил, что в Екатеринбурге пройдут саммиты ШОС и БРИКС, что здесь будет лучший региональный аэропорт. Когда мы убеждали, что нужно строить миллион квадратных метров жилья в год, неопытные строители говорили: «Мы строим 300 тысяч. Советский рекорд был 830 тысяч метров. Какой миллион?!» Но в прошлом году построили миллион триста, а на миллион вышли еще в 2007-м. И это было итогом решений, которые принимались в 90-е годы.
РГ: Насколько мы поняли, сейчас в Екатеринбурге стратегическое планирование доводится до уровня района. Это зачем?
АВ: Сегодня все госуправление работает по отраслевому принципу. Бюджет от федерального до городского планируется по отраслям: образование, культура, физкультура, здравоохранение, транспорт… Но проблема в том, что люди живут не в отраслях, а на территориях. Человеку, конечно, любопытно послушать про триллионы, которые выделяются, предположим, на онкологию. Но больше его интересует, как работает поликлиника за углом, насколько доступна медицинская помощь в его районе. Точно так же с образованием, культурой, дорожной сетью…
РГ: Что недооценивают или переоценивают города, когда вырабатывают стратегии?
РГ: Какие идеи ассоциация отстаивает сегодня?
Ассоциация предлагает ввести минимальный показатель бюджетной обеспеченности, который гарантирует государство. Это поможет городам самостоятельно решать многие проблемы. Например, если в Екатеринбурге бюджетная обеспеченность будет в размере 50 тысяч рублей на человека, мы сами построим вторую ветку метро, школы.
Александр Высокинский, глава Екатеринбурга.
родился в городе Свердловске.
1992-1996
учеба в Уральской академии государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Кандидат экономических наук (1999).
1993-2000
работа на разных должностях в Центре содействия предпринимательству администрации Свердловской области.
2000-2008
заместитель главы Екатеринбурга, заместитель главы администрации города Екатеринбурга.
заместитель губернатора Свердловской области.