Что такое стратегия развития района

Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика

Роль стратегического планирования в муниципальном управлении

При стратегическом планировании решаются следующие задачи:

Роль стратегического планирования в муниципальном управлении трудно пере­оценить. Так, стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населе­ния муниципального образования, и, учитывая существующие повседневные задачи территории, позволяет реализовывать долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. Стратегический план развития муниципального образования является важным инструментом в управ­лении его развитием, который помогает четко представить направление движения муниципального образования, его цели и сроки их достижения.

Разработка стратегического плана развития муниципального образования

Практически в каждом муниципальном образовании создана своя собственная, оригинальная методика разработки и реализации стратегического плана развития. В то же время существуют общие принципы и рекомендации, которыми следует ру­ководствоваться всем муниципальным образованиям.

В частности, при разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать ряд факторов. В первую очередь состояние общества. По­скольку стратегическое планирование нацелено на максимальную концентрацию местных ресурсов и определение будущего для местного сообщества, соответствен­но, требуется активное участие в его разработке самого населения муниципального образования. Отсутствие общественно одобренной, принятой властями стратегии развития муниципального образования снижает качество муниципального управ­ления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу муниципалитета.

При сиратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики:

В основу стратегического плана должны быть положены принципы целевой направленности и взаимоувязанности с инвестиционными проектами, реализуемыми в прогнозируемом периоде. Стратегический план реализуется на основе взаимосвязанных мероприятий, в рамках которых проводятся институциональные и правовые преобразования, осуществляются конкретные инвестиционные проекты и принима­ются управленческие решения.

В процессе разработки стратегического плана развития муниципального об­разования выполняются следующие этапы стратегического планирования:

SWOT-анализ как метод определения стратегического развития муниципального образования

Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов стратегиче­ского анализа является SWOT-анализ. На примере муниципального образования он может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относи­тельно сравнительных преимуществ или недостатков муниципального образования.

На основе SWOT-анализа можно ответить на следующие вопросы.

Среди возможных сильных сторон муниципального образования следует об­ратить внимание на такие факторы, как:

Среди возможных слабых сторон муниципального образования необходимо особо обратить внимание на следующие:

Будущее муниципального образования в значительной степени зависит от раз­вития его отношений с соседними муниципальными образованиями как внутри страны, так и в международном контексте, от общей ситуации в экономике. Как правило, надо ориентироваться на развитие интеграционных процессов, расширение международ­ных контактов. Очень серьезно влияет на развитие муниципального образования из­менение транспортной сети, поэтому все возможности должны быть тщательно вы­явлены и проанализированы.

Инвестиционные перспективы также должны стать объектом анализа. Привле­чение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наи­более важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструмен­том повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устой­чивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального обра­зования и региона в целом.

Кроме того, на будущее муниципальных образований оказывает влияние раз­витие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых мощных ис­точников энергии и газораспределительных систем означает изменение в перспек­тивах экономики муниципального образования. Общеполитические тенденции, особенно касающиеся децентрализации, также крайне важны. Если сфера компетен­ции местного самоуправления будет расширяться, его финансовая база укрепится, что положительно скажется на перспективах муниципального образования. В про­тивном случае это приведет к отрицательным последствиям.

Потенциальными внешними возможностями могут выступать:

Угрозы (опасности)-это отрицательные тенденции, которые при отсутствии ре­акции на них могут вызвать потери.Угрозами и общими источниками стратегических проблем муниципальных образований, в особенности если речь идет о крупных рос­сийских городах, являются общемировые процессы геоэкономического и экологи­ческого характера, связанные с глобализацией, общим ростом народонаселения Земли и одновременно пространственной дифференциацией демографических про­цессов, ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загряз­нений, истощением ресурсов планеты. В муниципальных образованиях регионов России эти условия усугубил социально-экономический кризис, приведший к массо­вой бедности и вымиранию, острому социальному расслоению и дезадаптации, низ­кой совокупной покупательной способности населения, а следовательно, малой инвестиционной привлекательности российских городов.

Потенциальными внешними угрозами могут быть:

Таким образом, оценка сильных и слабых сторон по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у муниципального образования стра­тегических перспектив и возможности их реализации. Обобщение результатов SWOT-анализа демонстрирует основные проблемы, стоящие перед экономикой и населе­нием муниципального образования, и стратегические риски его развития в средне-идолгосрочной перспективе.

Практика использования методов SWOT-анализа (на примере г. Нягань)

В таблице (в приложении) представлены извлечения из SWOT-анализа конку­рентных возможностей внутренней среды муниципального образования «Город Нягань».

Стратегические цели

Этап целеполагания наиболее важен в разработке стратегического плана раз­вития муниципального образования. На данном этапе должны быть определены главная цель, основные стратегические цели и направления развития, а также миссия муниципального образования.

ПРИМЕР: Решением Думы Любытинского муниципального района от 25.10.2012 № 136 утвержден Стратегический план социально-экономического развития Любытинского муниципаль­ного района Новгородской области до 2030 года. В разделе 3 «Стратегическое направление развития Любытинского муниципального района» определена миссия и стратегические цели Любытинского района.

Миссия Любытинского района сформулирована на перспективу до 2030 г.: «Откроем глу­бину Любытинского района, используя его преимущества, сохраним лесозаготовительное производство в качестве ведущего кластера, а также обеспечим высокий уровень жизни населения за счет роста экономического потенциала района, модернизируем агропро­мышленный комплекс и привлечем инвесторов».

Формулируя цели, необходимо выделить наиболее перспективные из них, которые могут быть реально осуществимы с учетом сложившейся ситуации, тен­денций и имеющихся или привлеченных ресурсов, дать дополнительный пози­тивный социально-экономический эффект и способствовать дальнейшему раз­витию. Стратегические цели могут быть привязаны к стратегическим направле­ниям.

ПРИМЕР: Стратегические цели Любытинского района разработаны на основе текущей ситуации, с учетом анализа возможных направлений развития (см. рисунок). Стратегическое направление «Развитие агропромышленного комплекса» Девиз стратегического направления: «Повысим качество сельскохозяйственной продукции в нашем районе!».

Стратегическое направление «Повышение инвестиционной привлекательности» Девиз стратегического направления: «Любытинский район будет развиваться и процве­тать!».

Особое внимание необходимо уделять реализации планов и программ страте­гического развития муниципального образования. В частности, должны быть опре­делены ответственные исполнители и координаторы реализации стратегических документов.

Стратегические направления развития

Люблинского муниципального района до 2030 г.

Повышение качества жизни

ПРИМЕР: Механизм реализации программы социально-экономического развития городского окру­га «Город Чита» на 2008-2022 гг. предполагает, что ответственными исполнителями по основным мероприятиям комплексной программы социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на 2008-2022 гг. являются органы управления админи­страции, учреждения и организации городского округа. Координатором реализации ме­роприятий программы выступает комитет экономики администрации городского округа «Город Чита». К функциям координатора относятся:

В целом большинство муниципальных образований признали высокую значимость документов стратегического планирования в муниципальном управлении. В частности, как показывает практика, в последнее время муниципальные образования стали ак­тивно разрабатывать документы стратегического планирования. Стратегический план позволяет им выделить приоритеты среди возможных регулирующих мер для осу­ществления инвестиционной, социальной, экономической, экологической политики, муниципальных программ в сфере градостроительства и др. Ктому же его разработка является одним из способов внедрения новых, эффективных методов и инструментов.

По материалам журнала «Практика муниципального управления»

Автор: Г.М. Шамарова, д- р экон. наук, чл.-корр. РАЕ, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Источник

Стратегия социально-экономического развития региона

Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегия социально-экономического развития региона – это комплекс практически обоснованных и нормативно закрепленных мероприятий, мер и инструментов, которые направлены на решение задач эффективного социально-экономического развития региональных территорий и территории государства в целом в долгосрочной перспективе на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на развитие региональной территории, и планируемых показателей социально-экономического развития в соответствии с установленной ресурсной базой.

Основные тенденции современного социально-экономического развития регионов

Социально-экономическое состояние современных регионов страны характеризуется противоречивыми тенденциями:

Названные процессы тесно взаимосвязаны: политическое, социальное и экономическое устройство страны в целом и положение страны на международной арене ведет к невозможности эффективной организации перерабатывающих производств и развитию нематериальной сферы и по-прежнему ориентируют всю экономику страны от государственного до муниципального уровня на развитие и поддержку добывающего производства как единственного ресурса, востребованного от России на международной арене. При этом такой путь в долгосрочной перспективе роста благосостояния населения региона и государства в целом обеспечить не способен.

Фактически рассмотренная модель организации отечественной экономики и хозяйства позволяет говорить о ее доиндустриальном характере и тенденциях регресса.

Значение стратегии социально-экономического развития региона

Последние десятилетия преобразований политического, социального и экономического развития страны обусловили повышение самостоятельности региональных территорий в решении задач собственного социально-экономического развития. Указанным обусловлено и возложение на органы публичного управления региональными территориями большей ответственности в отношении обеспечения показателей социально-экономического роста благосостояния регионов.

Готовые работы на аналогичную тему

На процессы социально-экономического развития региональной территории оказывают влияние факторы, как ограничительного, так и позитивного характера:

Объективные факторы – это:

Необходимо подчеркнуть, что эффективность стратегии социально-экономического развития региона должна учитывать концепцию этапов социально-экономического роста всякой территории. Такое развитие стандартно проходит стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Важно понимать, что когда речь идет о первой стадии, развитие территории обеспечивается посредством эксплуатации добывающих отраслей, сельского хозяйства, промышленности горнодобывающего, лесного и рыбного комплекса, на второй стадии развитие обеспечивается посредством использования перерабатывающих отраслей – химической, легкой промышленности, машиностроения и пр., на последней стадии развитие обеспечивается посредством достижений нематериального производства – инновационных разработок, информационных технологий, посреднических услуг в сфере торговли, финансов и пр.

Правильное понимание перспективных в долгосрочном периоде рычагов развития региональной территории обеспечивает эффективную управленческую деятельность и благосостояние населения региона.

Содержание стратегии социально-экономического развития региона

Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать не просто перечень мероприятий, которые точечно воздействуют на отдельные экономические сферы региональный территории, такая стратегия должна внедрять новые управленческие методы и приемы, эффективность которых была подтверждена частной сферой.

Так, к числу наиболее перспективных инструментов, методов и приемов с точки зрения обеспечения социально-экономического развития региональной территории опыт публично правового управления и опыт сферы частного бизнеса позволяет отнести:

Внедрение новых технологий в управление региональной территорией требует и привлечения профессионалов «нового формата» в органы публичного управления региональной территории. Это требует аккумуляции и направления ресурсов в человеческий капитал региональной территории.

Источник

Свой план

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

Александр Высокинский: Чем больше размер системы, тем дольше должен быть горизонт планирования, потому что у любой сис­темы есть свои сроки инерции и разворачивания. И, безусловно, без стратегических планов развитие городов сегодня невозможно. Но я не скажу, что важнее: сам план или правильно организованный процесс его разработки. С учетом того что наличие стратегии стало обязательным, появились консалтинговые фирмы, которые в состоянии сделать красивый документ. Но он будет неродным для города, а значит, весьма спорно, что станет эффективно работать, потому что в разработке должен участвовать не только экспертный совет администрации, но еще экспертные советы общественников и ученых, а также представителей бизнеса.

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

РГ: Можно ли при разработке стратегии сделать партнерами субъекты Федерации?

Инициатива должна исходить от города, но, когда вы приходите за финансированием к региональной и к федеральной власти, вы должны понимать, чего хотите и почему совместный проект может быть интересен коллегам: он должен быть встроен в их цели и задачи.

Стратегический план, как таблица Менделеева: там есть клетки, на которые пока денег может и не быть, но мы точно знаем: элемент есть, им нужно заниматься. И результат придет. В 2003 году мало кто верил, что в Екатеринбурге пройдут саммиты ШОС и БРИКС, что здесь будет лучший региональный аэропорт. Когда мы убеждали, что нужно строить миллион квадратных метров жилья в год, неопытные строители говорили: «Мы строим 300 тысяч. Советский рекорд был 830 тысяч метров. Какой миллион?!» Но в прошлом году построили миллион триста, а на миллион вышли еще в 2007-м. И это было итогом решений, которые принимались в 90-е годы.

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

Что такое стратегия развития района. Смотреть фото Что такое стратегия развития района. Смотреть картинку Что такое стратегия развития района. Картинка про Что такое стратегия развития района. Фото Что такое стратегия развития района

РГ: Насколько мы поняли, сейчас в Екатеринбурге стратегическое планирование доводится до уровня района. Это зачем?

АВ: Сегодня все госуправление работает по отраслевому принципу. Бюджет от федерального до городского планируется по отраслям: образование, культура, физкультура, здравоохранение, транспорт… Но проблема в том, что люди живут не в отраслях, а на территориях. Человеку, конечно, любопытно послушать про триллионы, которые выделяются, предположим, на онкологию. Но больше его интересует, как работает поликлиника за углом, насколько доступна медицинская помощь в его районе. Точно так же с образованием, культурой, дорожной сетью…

РГ: Что недооценивают или переоценивают города, когда вырабатывают стратегии?

РГ: Какие идеи ассоциация отстаивает сегодня?

Ассоциация предлагает ввести минимальный показатель бюджетной обеспеченности, который гарантирует государство. Это поможет городам самостоятельно решать многие проблемы. Например, если в Екатеринбурге бюджетная обеспеченность будет в размере 50 тысяч рублей на человека, мы сами построим вторую ветку метро, школы.

Александр Высокинский, глава Екатеринбурга.

родился в городе Свердловске.

1992-1996

учеба в Уральской академии государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Кандидат экономичес­ких наук (1999).

1993-2000

работа на разных должностях в Цент­ре содействия предпринимательству администрации Свердловской области.

2000-2008

заместитель главы Екатеринбурга, заместитель главы администрации города Екатеринбурга.

заместитель губернатора Свердловской области.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *