Что такое стресс пдд
Что такое стресс пдд
Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Кто боится больше?
Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.
Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.
Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.
Чего чаще всего боятся
Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.
Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.
Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.
Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.
Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.
Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.
Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.
Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.
Стресс новичков за рулем
Стрессом называют пребывание в напряженном психологическом состоянии, вызванное внешней обстановкой или психологическими проявлениями. В случае стресса идет нарушение нервной структуры и саморегулирования организма.
Управляя автомобилем в больших городах или на оживленной трассе водитель может впасть в стресс, особенно это касается начинающих водителей за рулем.
Основные проявления стресса
Дорожное движение требует сосредоточения. Стрессовое напряжение вызывают загруженность трасс, хамское поведение водителей, новые дороги. В подобных ситуациях повышается психологическое напряжение у автомобилистов и в частности у новичков.
Как утверждают психологи три главных фактора стресса, это: неожиданность, неопределенность, ответственность.
Автолюбители не защищены от этих факторов, независимо от опыта езды на дорогах, и неважно мужского пола водитель или женского.
Неожиданности на дороге
Передвигаясь по дорогам в любое время можно столкнуться на непредвиденные события. Ремонт дорог, пробки, заторы, перебегающие дорогу пешеходы, животные и подобные неожиданности вызывают сильные эмоциональные всплески.
Неопределенности на дороге
Порядком на наших дорогах особо не похвастаешься. Порой можно встретить противоречивые друг другу знаки дорожного движения, стертые полосы разметки, в которых даже опытному водителю не так уж и легко разобраться, не говоря о новичков за рулем. Все новые ПДД и штрафы за пренебрежение ими, способствует появлению фактора неопределенности у автолюбителей.
Ответственность на дороге
Автомобиль сам по себе является опасным устройством. Управляя транспортным средством, человек должен помнить к чему приводят нарушения установленных правил на дорогах. Водитель должен строго соблюдать ПДД и в случае чего оставаться хладнокровным.
Как избежать стресса
Гарантированных советов по избеганию стресса дать практически нереально. У любого водителя есть фактор, который, в конце концов, приводит к стрессовому состоянию, его слабость.
Нужно отследить те причины, подстрекающие стресс за рулем и не допускать их запуска, думать о чем-нибудь хорошем.
Рассмотрим несколько простых способов борьбы со стрессом:
Следует знать, что стресс всегда будет сопровождать нас на дорогах. Выработайте свою индивидуальную тактику по борьбе со стрессом.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Стресс и другие эмоциональные нарушения при управлении транспортным средством
Стрессом называется состояние повышенной напряжённости человеческого организма, вызванное различными неблагоприятными факторами окружающей среды или психологическими факторами. В результате стресса происходит нарушение саморегулирования человеческого организма и его нервной системы.
Вождение автомобиля, особенно в мегаполисах или на оживлённых магистралях, при ряде факторов может вызвать стресс, агрессию, напряжение, волнение у водителя. Начинающие автомобилисты особенно подвержены воздействию стресса, после очередной поездки многие не могут прийти в себя длительное время.
Основные факторы стресса у водителя
Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения. Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей и особенно у новичков. Существуют наиболее доминирующие три стрессовых фактора: фактор ответственности, фактор неожиданности, фактор неопределённости.
Ответственность
Автомобиль является устройством повышенной опасности, и при его управлении каждый должен осознавать к чему приводят последствия нарушений на дороге. Учитывая, что водитель имеет слабую социальную защищённость, и в случае чего может рассчитывать только на самого себя.
Всем этим факторам подвержены автолюбители вне зависимости от опыта вождения автомобиля, пола и темперамента. Культура вождения определяется личностью водителя и его поведением. Следует признать, что культура на наших дорогах находится на достаточно низком уровне. Хамство на дороге стало обычным явлением. Вам могут запросто нахамить в самой обычной ситуации, прекрасно осознавая, что сами не правы. В некоторых случаях дело может дойти до серьёзных ссор и массовых драк, причиной которых могут стать просто пустяки: не пропустил вперёд, не так припарковался или просто не так ехал.
Неожиданность
При передвижении по нашим дорогам в любой момент может произойти любое непредвиденное событие. Ремонтные дороги без соответствующих предупреждающих знаков, или знаки, предупреждающие о ремонте, который закончен несколько месяцев назад. Выскакивающие на красный сигнал светофора или обгоняющие через две сплошные полосы вам навстречу автомобили. Гул и рёв тюнинговых автомобилей, зачастую оснащённых непонятной светомузыкой. Пробки, заторы в неожиданных местах, выскакивающие перед автомобилем пешеходы, животные и другие неожиданности вызывают мощнейшие эмоции.
Неопределённость
Противоречащие друг другу дорожные знаки и разметка, в которых довольно сложно разобраться и опытному водителю, что же говорить о новичках за рулём. Загруженность перекрёстков и развязок, не указывающие повороты автомобилисты могут привести к замешательству и потере ориентации. Постоянно меняющиеся правила дорожного движения и наказания за их нарушения так же способствуют появления фактора неопределённости у водителей.
Пассажиры
От личности пассажира во многом зависит стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние. С некоторыми пассажирами легко и приятно путешествовать, за приятными разговорами дорога обычно пролетает незаметно. Но если пассажир затрагивает неприятные темы или начинает рассказывать, как правильно управлять автомобилем, комментирует все ваши ошибки на дороге, то это может вызвать раздражение и стресс. Если поведение пассажира начало надоедать, то есть несколько способов прекратить его надоедливую болтовню. Можно включить радио по громче и предложить послушать музыку, через раз отвечать или игнорировать его вопросы или просто сказать, что его разговор отвлекает вас от дороги, а это
не безопасно. В некоторых случаях можно просто прекратить совместную поездку досрочно.
Пешеходы
В отличие от пассажиров, пешеход полноценный участник дорожного движения и игнорировать его действия не получится. У большинства этой категории участников дорожного движения нет чёткого представления, какую опасность представляет собой автомобильный транспорт. Зачастую им кажется, что автомобиль может мгновенно остановиться, в темноте они хорошо видимы, и водители ни на что не отвлекаются от дороги. Особенно беспечны подростки, они переходят дорогу с наушниками и в тёмных очках. От нетрезвых пешеходов можно ожидать любых неожиданностей. Игнорирование автомобиля как источника опасности зачастую приводит к аварийной ситуации и мощному стрессу у водителя. Есть пешеходы, которые специально провоцируют водителей – умышленно задерживают дорожное движение, переходя по нерегулируемым переходам, просто перебегают дорогу, показывают неприличные жесты и т.д.
Чтобы избежать стресса и раздражения следует помнить, что от пешехода можно ожидать любых неадекватных поступков и при обнаружении их у края проезжей части быть готовым к непредсказуемым действиям с их стороны. Не стоит вступать с ними в перепалки, а действовать так, как и в случаях с автохамами.
В плане профилактики стресса и повышения вашей стрессоустойчивости – позаботьтесь об этом ДО поездки. Особенно если вам предстоит: путь в плохих дорожных условиях, при не самой лучшей видимости, по дорогам с вероятными «пробками», в темное время суток и т.д.
Важно помнить, что вы не сможете каким-либо образом вести контроль над окружающими вас водителями и пешеходами, но управлять своим внутренним состоянием возможно вполне.
Здоровья вам и успеха на дорогах!
врач-психиатр ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ»
Как справиться со стрессом за рулем
Стрессом называется состояние повышенной напряжённости человеческого организма, вызванное различными неблагоприятными факторами окружающей среды или психологическими факторами. В результате стресса происходит нарушение саморегулирования человеческого организма и его нервной системы.
Вождение автомобиля особенно в мегаполисах или оживлённых магистралях при ряде факторов может вызвать стресс у водителя. Начинающие автомобилисты особенно подвержены воздействию стресса, после очередной поездки многие не могут прийти в себя длительное время.
Основные факторы стресса у водителя
Дорожная обстановка и так требует постоянной концентрации, повышенного внимания, но особое напряжение вызывают загруженность и необустроенность дорог, хамство участников дорожного движения. Всё это вызывает повышенное нервное напряжение у водителей и особенно у новичков. По мнению психологов наиболее доминирующими являются три стрессовых фактора:
Всем этим факторам подвержены автолюбители вне зависимости от опыта вождения автомобиля, пола и темперамента.
Неожиданность
При передвижении по нашим дорогам в любой момент может произойти любое непредвиденное событие. Ремонтные дороги без соответствующих предупреждающих знаков, или знаки, предупреждающие о ремонте, который закончен несколько месяцев назад. Выскакивающие на красный сигнал светофора или обгоняющие через две сплошные полосы вам навстречу автомобили. Гул и рёв тюнинговых автомобилей, зачастую оснащённых непонятной светомузыкой. Пробки, заторы в неожиданных местах, выскакивающие перед автомобилем пешеходы, животные и другие неожиданности вызывают мощнейшие эмоции.
Неопределённость
Организация дорожного движения на наших дорогах оставляет желать лучшего. Противоречащие друг другу дорожные знаки и разметка, в которых довольно сложно разобраться и опытному водителю, что же говорить о новичках за рулём. Загруженность перекрёстков и развязок, не указывающие повороты автомобилисты могут привести к замешательству и потере ориентации. Постоянно меняющиеся правила дорожного движения и наказания за их нарушения так же способствуют появления фактора неопределённости у водителей.
Ответственность
Автомобиль является устройством повышенной опасности, и при его управлении каждый должен осознавать к чему приводят последствия нарушений на дороге. Учитывая, что водитель имеет слабую социальную защищённость, и в случае чего может рассчитывать только на самого себя.
Культура вождения и стресс
Культура вождения определяется личностью водителя и его поведением. Следует признать, что культура на наших дорогах находится на достаточно низком уровне. Хамство на дороге стало обычным явлением. Вам могут запросто нахамить в самой обычной ситуации, прекрасно осознавая, что сами не правы. В некоторых случаях дело может дойти даже до серьёзных ссор и массовых драк, причиной которых могут стать просто пустяки: не пропустил вперёд, не так припарковался или просто не так ехал. Хамство – это реакция на ваше неправильное поведение с точки зрения оппонента. Нервно реагирующих на чужие ошибки за рулём можно разделить на две категории:
Учителя
К этим водителям относятся люди с завышенной самооценкой или стремящимся её повысить. В большинстве случаем они пытаются указать на ошибки других водителей нервными гудками, сигналами фар, необычными перестроениями и изменением скоростного режима. В некоторых случаях такая учёба может перейти в неуправляемую агрессию, в результате которой может пострадать ваше транспортное средство, вы или ваши пассажиры.
Собственники
Данные водители считают что дороги, парковки, дорожная инфраструктура создана только для него одного, а территория вокруг автомобиля неприкасаемая зона безопасности. В большинстве случаев данные водители считают себя неприкосновенными и исключительными, и привыкли отстаивать собственные интересы любыми доступными, по их мнению, способами. Как и учителя, они тоже могут нахамить, по любой незначительной причине, а в некоторых случаях быстро перейти в рукопашную, невзирая на возраст и пол.
Если нет желания заработать нервный срыв, поучаствовать в неприятных разборках или драке то не стоит вступать с этой категорией водителей в словесные перепалки, соревнования, кто знает больше неприличных знаков, или провоцировать иными способами. Всё это может привести к серьёзным судебным разбирательствам. Автохамы с большим удовольствием вступают в словесные перепалки, всё более распаляясь в ходе ссоры, и в какой-то момент теряют контроль над собой, не осознавая свои дальнейшие поступки. Для того что бы не получить стресс и прочие неприятности следует воспринимать таких водителей как нечто неизбежное на дороге, но при этом отгородиться от них глухим забором и отвлечься на что-то другое. Не получая отпор они в большинстве случаев утрачивают интерес к конфликту и переключаются на поиски другой жертвы своего эго.
Влияние пассажиров и пешеходов на стресс у водителя
Немалый стресс могут вызвать поведение пешеходов и пассажиров автомобиля. Если от пассажиров ещё можно как-то отгородиться или просто по возможности не ездить с ними, то пешеход неизбежный участник дорожного движения, причём в некоторых случаях не всегда адекватный.
Пассажиры
От личности пассажира во многом зависит состояние стрессовое состояние водителя, особенно если это поездка на дальнее расстояние. С некоторыми пассажирами легко и приятно путешествовать, за приятными разговорами дорога обычно пролетает незаметно. Но если пассажир затрагивает неприятные темы или начинает рассказывать, как правильно управлять автомобилем, комментирует все ваши ошибки на дороге, то это может вызвать раздражение и стресс. Если поведение пассажира начало надоедать, то есть несколько способов прекратить его надоедливую болтовню. Можно включить радио по громче и предложить послушать музыку, через раз отвечать или игнорировать его вопросы или просто сказать, что его разговор отвлекает вас от дороги, а это не безопасно. В некоторых случаях можно просто прекратить совместную поездку досрочно.
Пешеходы
В отличие от пассажиров, пешеход полноценный участник дорожного движения и игнорировать его действия не получится. У большинства этой категории участников дорожного движения нет чёткого представления, какую опасность представляет собой автомобильный транспорт. Зачастую им кажется, что автомобиль может мгновенно остановиться, в темноте они хорошо видимы, и водители ни на что не отвлекаются от дороги. Особенно беспечны подростки, они переходят дорогу с наушниками и в тёмных очках. От нетрезвых пешеходов можно ожидать любых неожиданностей. Игнорирование автомобиля как источник опасности зачастую приводит к аварийной ситуации и мощному стрессу у водителя. Есть пешеходы, которые специально провоцируют водителей – умышленно задерживают дорожное движение, переходя по нерегулируемым переходам, просто перебегают дорогу, показывают неприличные жесты и т.д. Чтобы избежать стресса следует помнить, что от пешехода можно ожидать любых неадекватных поступков и при обнаружении их у края проезжей части быть готовым к непредсказуемым действиям с их стороны. Не стоит вступать с ними в перепалки, а действовать, так как и в случаях с автохамами.
Движение к стрессу
Как избежать стресса
Гарантированно дать советы как избежать стресса практически не возможно. Для любого водителя существует фактор, который в конечном итоге приводит к стрессу, его слабое место. Для предотвращения стресса причины вызывающие раздражение за рулём следует брать на заметку и проводить работу по снижению нервного напряжения. Для предотвращения стресса имеется несколько простых способов:
Следует никогда не забывать, о том что стресс наш постоянный спутник на дорогах и выработать личную тактику борьбы с ним при проявлении первых признаков.