Что такое образовательный блок
Что такое образовательный блок
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Минусы:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
УЧЕБНЫЙ БЛОК
Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ БЛОК» в других словарях:
Учебный театр «На Моховой» — Учебный театр На Моховой … Википедия
Учебный театр «На Моховой» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Санкт Петербургской государственной академии… … Википедия
Учебный Театр «На Моховой» — Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. Содержание 1 История театра 2 Сегодняшний день театра.… … Википедия
Учебный театр «На Моховой» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. История театра… … Википедия
БЛОК УРОКОВ — множество уроков, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса; основной учебный период в рамках учебного процесса (В. В. Гузеев) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
На Моховой (учебный театр) — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. Содержание 1 История театра… … Википедия
КОРПУС УЧЕБНЫЙ — корпус, входящий в состав учебного комбината или учебно курсового пункта при промышленном предприятии, предназначенный для организации учебного процесса (Болгарский язык; Български) учебен блок (Чешский язык; Čeština) učebnový objekt; učebnový… … Строительный словарь
SCORM — (англ. Sharable Content Object Reference Model, «образцовая модель объекта содержимого для совместного использования») сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к… … Википедия
Scorm — Sharable Content Object Reference Model (SCORM) стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить… … Википедия
Тематическая единица (образование) характеристика, планирование, примеры
тематический блок, в образовании они представляют собой систему координат, которая служит основой для планирования и организации учебного процесса и учитывает объединяющие темы..
Стоит отметить, что для некоторых авторов этот элемент является частью тематического обучения и обучения на основе проектов (или ABP), которое рассматривается как методология обучения, ориентированная на процесс, где студент развивает когнитивные и двигательные навыки в процессе обучения. приобретения знаний.
черты
Некоторые характеристики тематического блока:
-Метод фокусируется на единичной или объединяющей теме, охватывающей несколько областей знаний..
-Поиск, что доступ к информации сломан и легко доступен для всех студентов.
-Это представляет собой иерархический и организованный способ представления содержания, чтобы генерировать значительный опыт у студентов.
-Для некоторых авторов тематический блок является частью тематической инструкции, которая, в свою очередь, называется Project Approach или Project Based Learning..
-Он затрагивает такие области обучения, как математика, естествознание, искусство, моторные навыки (грубые и грубые), а также словесное и корпоративное языковое развитие..
-Темы рассматриваются в течение нескольких дней или даже недель и / или месяцев.
-Поскольку он основан на различных компетенциях в области знаний, результатом является комплексное образование, в котором у человека будут необходимые инструменты для решения проблем в будущем..
-Тематические блоки не могут быть предметом объективных оценок (например, экзаменов), так как полученные навыки должны быть изучены. Поэтому рекомендуются динамические и мотивирующие формы оценки..
-Этот элемент является частью новой образовательной тенденции, которая пытается побудить студента к тому, чтобы он брал контент, чтобы обрабатывать его и трансформировать сам..
планирование
При реализации тематического блока некоторые эксперты рекомендуют следующее:
-Пригласите семьи и других представителей выбрать темы в зависимости от склонностей и опыта детей.
-Используйте элементы, которые вокруг, чтобы повысить мотивацию ученика. Это означает, что учитель или инструктор могут использовать события, которые близки к предложению темы.
-Учитывая склонности и интересы детей также имеет первостепенное значение для этого процесса.
-Наконец, учитель и преподаватель также должны будут выразить свои вкусы, чтобы передать его учащимся, так как это будет интересный способ представить содержание..
Все эти аспекты должны привести к разработке стратегии, которая позволяет быть доступной для всех студентов, и которая также оказывается полезной в различных областях знаний.
Мероприятия для преподавания тематического блока
-Подготовка танцев, инсценировок или строительство объектов.
-Презентация и общение со специальными гостями во время занятий. Это могут быть эксперты по теме или даже родители и представители студентов.
-Разработка концептуальных или ментальных карт. Эти материалы могут быть использованы для сбора информации о студентах, которые уже ездят, или для иллюстрации контента, который они узнали во время занятий. Следует отметить, что эти материалы также полезны для практического содержания, такого как математика или химия.
-Сделайте наблюдения об определенном явлении.
-Продвигайте обсуждение вокруг темы. Этот инструмент является одним из наиболее используемых, поскольку он служит для изучения уже имеющихся знаний, а также для обмена выводами между учителем и учениками..
Этапы или этапы реализации тематических блоков
-Тема будет представлена в соответствии с проблемами, которые уже были представлены студентами. Это будет через подход проблемы.
-Мозговой штурм, чтобы определить, что студенты знают и что им нужно знать о содержании, которое будет представлено.
-И ученики, и учителя должны использовать исследование, чтобы узнать больше о предмете. В этом случае рекомендуется использование технологий и интерактивных методов..
-После этого этапа учащиеся получат возможность создать продукт в результате изучения. Это будет зависеть от предмета и областей знаний, которые учитель считает удобными для применения.
-Оценка является заключительной частью проекта, однако она не считается термином содержания, поскольку этот же блок можно использовать для изучения другого проекта. Важно подчеркнуть, что каждый приобретенный навык служит для изучения гораздо большего.
примеров
1- Преподаватель или инструктор может представить в качестве тематической единицы изучение морских черепах. Студенты смогут прочитать исторические обзоры об этом виде, а затем объяснить, что они поняли из текста (в этой части усилена устная лингвистическая способность)..
Другим этапом этого содержания может быть подсчет рождений морских черепах в разных географических точках, которые будут отмечены студентами, чтобы окончательно изучить жизненный цикл этих животных. По этому поводу знания о математике, географии и биологии углубляются соответственно.
2- Разговор о строительстве мостов через презентацию модели для последующего строительства прототипа студентами..
Во время этого процесса учитель может дополнить его, включив инструкции по этому вопросу и указав, что учащиеся должны провести исследование по этому предмету, а затем поделиться своими выводами с остальными одноклассниками..
Предмет может быть усилен в математике, способствуя идентификации геометрических фигур, которые видны в этом типе структуры. Наконец, архитекторы или инженеры-строители могут вести переговоры о строительстве мостов.
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Блочно-модульное обучение
В основе блочно-модульной технологии обучения лежит идея о том, что ученик должен проводить работу, направленную на освоение новых знаний и навыков самостоятельно, а роль педагога ограничивается управлением процесса обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, создать у учащихся мотивацию, направлять внимание учащихся, проверять и давать обратную связь.
Эта технология обучения вобрала в себя все то лучшее, что было наработано педагогикой за все время ее существования как науки. Она позволяет выработать у учащихся самостоятельность, навыки работы с информацией с применением наиболее подходящих методов проработки учебного материала.
Модуль – это базовая единица блочно-модульного обучения, целостный блок информации, который состоит из целевой программы мероприятий, направленных на достижение поставленных дидактических целей, а также методического описания процесса.
Программа обучения состоит из отдельных законченных блоков. Каждый из учеников получает от преподавателя письменные рекомендации по поводу того, где найти необходимый учебный материал, как наилучшим образом организовать процесс изучения этого материала. В конце каждого блока проводится контроль усвоения материала.
Модульная система обучения предполагает, что учащийся осваивает программу собственными силами полностью или частично. В своей работе он следует рекомендованной ему учебной программе. Помимо этого ребенок должен самостоятельно осмысливать себя в деле, устанавливать степень изучения материала, находить у себя пробелы в знаниях и устранять их.
Успех в обучении определяется большим количеством факторов:
В то же время программа предполагает работу с индивидуальной скоростью, что позволяет учитывать особенности каждого из детей, их характер, быстроту мышления, исходный уровень знаний по теме.
В этой системе совершенно по новому выстраивается работа педагога на занятиях. Учащиеся могут работать в одной постоянной группе или разделяться преподавателем на подгруппы, которые прорабатывают отдельные вопросы темы. Фактически, это работа по системе консультаций, где учащиеся сами должны давать оценку своим усилиям, а также оценивать важность и полезность работы, которую они провели на занятии.
Организация учебной работы
Выделяют следующие виды блоков:
В каждом из модулей в обязательном порядке имеется блок входа. Он необходим для того, чтобы определить исходный уровень знаний и навыков учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Выявив пробелы в знаниях, преподаватель может оперативно провести их корректировку.
Информационный блок включает в себя:
Учебный материал в информационно модуле излагается очень подробно, с раскрытием основных вопросов темы, фиксацией внимания на узловых понятиях, использованием опорных схем и конспектов.
Методический блок предполагает некоторую вариативность приемов и путей изучения темы, выбор индивидуальных способов и методов работы с информацией. Фактически, это методическая инструкция, которая служит для достижения поставленных дидактических целей.
Методический блок содержит целевой план действий.
Блок контроля и оценки знаний служит для реализации периодического и окончательного контроля знаний. Он обеспечивает циклическое управление процессом обучения на всех его этапах. Контроль позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях, устранять их в процессе изучения темы.
Характеристики блочно-модульного обучения
Контроль знаний может проводиться как преподавателем, так и самим учеником. Самодисциплина позволяет учащимся более активно влиться в активную познавательную работу.
Модуль – это технологическое средство модульного обучения. Он содержит план действий, необходимый для освоения объем информации, методические инструкции по достижению поставленных в модуле целей.
По своим характеристикам модульное обучение значительно отличается от других систем обучения. Разделение всего материала какой-либо дисциплины на отдельные блоки дает возможность учащимся сосредоточиться на определенном объеме информации и степени его усвоения. Основным видом активности становится самостоятельная работа ребенка по получению знаний. Педагог только направляет процесс обучения и дает обратную связь.
Для учащихся такая форма работы является более предпочтительной, так как они учатся планировать свою деятельность, организовывать и дисциплинировать себя, давать объективную оценки своим знаниям и навыкам.
Воздействие преподавателя на ученика в рамках модульной программы более мягкое. Оно предполагает целенаправленное управление вниманием и работой учеников. Наличие печатных пособий позволяет педагогу не тратить время на изложение материала, а переключиться на индивидуальное консультирование и оказание дозированной индивидуальной помощи.
Очевидными преимуществами блочно-модульной технологии являются:
Блочно-модульная технология обучения позволяет совмещать изучение теории и формирование практических навыков. Все это интенсифицирует учебную деятельность на всех ее этапах.