Что такое вспомогательный оборот
ПРОХОДЯЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ
Кадансы
Последовательность аккордов: T–S–D–Tобразует полный гармонический оборот, или каданс.Различают три вида каданса по трём видам тоники.
Виды кадансов:
T6 – S 5 3 – T6 – D 6 4 – T6
T6/4 – S6 – T6/4 – D 5 3 – T6/4
ПРОХОДЯЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ
Проходящими называются обороты, основанные на поступенном движении нижнего голоса от I к III ступени и наоборот, и от IV к VIступени и
наоборот, от трезвучия к его секстаккорду.
T 5 3 – D 6 4 – T6 T6 – D 6 4 – T 5 3 S 5 3 – T 6 4 – S6 S6 – T 6 4 – S 5 3
Вспомогательныминазываются обороты, основанные на повторении в басу одного и того же звука, образуются между трезвучием и его же повторением.
T 5 3 – S 6 4 – T 5 3 D 5 3 – T 6 4 – D 5 3
ТАБЛИЦА АККОРДОВ
(АККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ)
I – T 5 3 S 6 4
СЕПТАККОРД
Септаккорд– это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям. Главными называются септаккорды, построенные на V,VII, II ступенях лада.
На V ступени – доминантсептаккорд (D7)
На VII ступени – вводный септаккорд (DVII7)
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД (D7)
Септаккорд, построенный на V ступени мажора и гармонического минора, называется доминантсептаккорд, обозначается D7. В него входят V-VII-IIIV ступени. По своему строению называется малый мажорный септаккорд (мБ7), т.к. крайние звуки образуют интервал м.7, а в основании лежит мажорное трезвучие (Б 5 3): (б.3+м.3+м.3)= м.7
Б 5 3
Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (T3) с утроенной примой.
D7 ИМЕЕТ ТРИ ОБРАЩЕНИЯ
Первое обращение называется квинтсекстаккорд (D 6 5), строится на VII ступени, имеет строение: м.3+м.3+б.2. Разрешается T 5 3 с удвоенной примой.
Второе обращение называется терцквартаккорд (D 4 3), строится на II ступени, имеет строение: м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое T 5 3 с удвоенной примой в октаву.
Третье обращение называется секундаккорд (D2), строится на IV ступени, имеет строение б.2+б.3+м.3. Разрешается в T6 с удвоенной примой вверху.
D7 = б.3 +м.3 + м.3 = Б5/3 + м.3
D 6 5 = м.3 + м.3 + б.2 = Ум.5/3 + б.2
Совокупные знания
Виды гармонических оборотов
Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении.
Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).
Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно. Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов.
И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Кроме того, MDMA действует как стимулятор, хотя и не такой сильный, как амфетамины. Один из друзей Шульгина — психотерапевт Лео Зеф — ещё в 1977 году был поражён терапевтическим потенциалом MDMA и с энтузиазмом начал использовать его в практике.
Виды гармонических оборотов
Начиная с середины 1970-х он начинает всё чаще встречаться в конфискованных образцах наркотиков, и к 1980 начинает преобладать над MDA. Запрет не остановил последующего распространения MDMA, как и в случае с другими психоделиками. Пик распространения экстази в США и Европе пришёлся на начало 2000-х годов, затем его потребление несколько упало и более-менее стабилизировалось:16. Эта борьба вылилась в серию политических решений, затрагивавших в том числе и научные исследования.
Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии
Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).
Что такое вспомогательный оборот?
Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).
Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). На сём, пожалуй, и закончим. Успехов в решении задачек! MDMA как психоактивное вещество действует сразу на несколько нейромедиаторных и нейрогормональных систем и усиливает переживания, как субъективно приятные, так и, в меньшей мере, неприятные:293.
Данные эмоциональные эффекты очень устойчивы, что по мнению некоторых исследователей выделяет MDMA среди других психостимуляторов и психоделиков в отдельную группу эмпатогенов. Однако MDMA может также усиливать депрессию, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния.
Помимо рекреационного использования, до своего запрета MDMA использовался в качестве вспомогательного средства в психотерапии:58. Тем не менее, по состоянию на 2016 год MDMA не имеет утверждённых медицинских применений, и необходимы дополнительные исследования, чтобы определить баланс рисков и пользы препарата. Известность к MDMA пришла в конце 1970-х годов благодаря работам американского химика и исследователя психоактивных веществ Александра Шульгина.
Самые распространённые проходящие обороты
Вскоре Шульгин, имевший хорошие связи в научном мире, знакомит с действием этого вещества более широкий круг учёных. Доктор Зеф способствовал распространению информации об открытии в среде психотерапевтов, особенно холистической и Нью Эйдж-направленности.
18.2. Здания и технические сооружения
Зеф дал MDMA название «Адам», исходя из его «способности возвращать субъекта в состояние невинности, предшествовавшее возникновению чувства вины, стыда и собственной недооценки»:13. С 1980-х начинается распространение MDMA в клубной субкультуре. Особенно популярным и широко используемым он стал в Калифорнии и в Техасе, где MDMA распространялся в барах и ночных клубах Далласа и Форт-Уэрта.
В Европе широкое клубное распространение экстази — рейвовое движение — берет начало с Балеарских островов в 1986 году:17, и быстро охватывает весь мир:291. Параллельно в профильной комиссии ООН MDMA был внесён в Список I 11 февраля 1986 года, хотя заключение комиссии рекомендовало также продолжить изучение этого вещества:14.
К началу 1990-х годов производство MDMA целиком переместилось в нелегальную, преступную сферу. MDMA стал главным «наркотиком вечеринок» (англ.party drug) и прочно влился в субкультуру танцевальных клубов и рейвов:202. Расцвет рейверского движения — Второе лето любви — произошёл в Англии в 1988—1989 годах вместе с музыкой эйсид-хаус, а его символом стал Смайли (англ.Smily) — жёлтый улыбающийся смайл:204.
17.2. Перегонные устройства СЦБ
В дальнейшем появилась тенденция к новому повышению содержания MDMA в таблетках экстази в связи с переходом на новые прекурсоры:115. Исследования образцов волос людей, принимающих экстази, практически всегда показывают присутствие MDMA (2008 и 2011):291, равно как и анализы продающихся в Европе и США таблеток:46—47. Ещё одним аргументом является непредсказуемость смертельных исходов от приёма экстази и применение принципа предосторожности.
Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции. Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное.
1 класс
Правило ЗАТАКТ называется начало мелодии со слабой доли. Чтобы определить как считать затакт, нужно посмотреть и посчитать последний такт, который будет меньше на длительность ноты в затакте ( во второй доле) и потом вместе с показом руки вступить на начало мелодии.
Повторение: Главные ступени –это ТОНИКА (Т- 1 ступень) – субдоминанта (S – Ivступень) – D (доминанта V ступень).
С помощью главных ступеней мы играем аккомпанемент(сопровождение) к мелодии.
Опевание — мелодический оборот. Окружение одного звука соседними сверху и снизу. Опевание состоит из терции и секунды.
Полутон –это самое короткое расстояние между двумя звуками, например: ми-фа, фа-ФА #. Тон = двум полутонам, его всегда можно разделить на 2 полутона: до-ре- это тон.
Новое правило: СЕКВЕНЦИЯ
Поем, играем все элементы: звукоряд, трезвучие, вводные звуки, разрешение неустойчивых ступеней, главные ступени, зарядку.
Правило ЗАТАКТ называется начало мелодии со слабой доли. Чтобы определить как считать затакт, нужно посмотреть и посчитать последний такт, который будет меньше на длительность ноты в затакте ( во второй доле) и потом вместе с показом руки вступить на начало мелодии.
Повторение: Главные ступени –это ТОНИКА (Т- 1 ступень) – субдоминанта (S – Ivступень) – D (доминанта V ступень).
С помощью главных ступеней мы играем аккомпанемент(сопровождение) к мелодии.
Опевание — мелодический оборот. Окружение одного звука соседними сверху и снизу. Опевание состоит из терции и секунды.
Полутон –это самое короткое расстояние между двумя звуками, например: ми-фа, фа-ФА #. Тон = двум полутонам, его всегда можно разделить на 2 полутона: до-ре- это тон.
Новое правило: СЕКВЕНЦИЯ
Поем, играем все элементы: звукоряд, трезвучие, вводные звуки, разрешение неустойчивых ступеней, главные ступени, зарядку.
— поем секвенцию – в тетради написали;
Правило ЗАТАКТ называется начало мелодии со слабой доли. Чтобы определить как считать затакт, нужно посмотреть и посчитать последний такт, который будет меньше на длительность ноты в затакте ( во второй доле) и потом вместе с показом руки вступить на начало мелодии.
Повторение: Главные ступени –это ТОНИКА (Т- 1 ступень) – субдоминанта (S – Ivступень) – D (доминанта V ступень).
С помощью главных ступеней мы играем аккомпанемент(сопровождение) к мелодии.
Опевание — мелодический оборот. Окружение одного звука соседними сверху и снизу. Опевание состоит из терции и секунды.
Полутон –это самое короткое расстояние между двумя звуками, например: ми-фа, фа-ФА #. Тон = двум полутонам, его всегда можно разделить на 2 полутона: до-ре- это тон.
Поем, играем все элементы: звукоряд, трезвучие, вводные звуки, разрешение неустойчивых ступеней, главные ступени, зарядку.
Поем, играем опевания устойчивых ступеней в Ре мажоре.
Правило ЗАТАКТ называется начало мелодии со слабой доли. Чтобы определить как считать затакт, нужно посмотреть и посчитать последний такт, который будет меньше на длительность ноты в затакте ( во второй доле) и потом вместе с показом руки вступить на начало мелодии.
Повторение: Главные ступени –это ТОНИКА (Т- 1 ступень) – субдоминанта (S – Ivступень) – D (доминанта V ступень).
С помощью главных ступеней мы играем аккомпанемент(сопровождение) к мелодии.
Опевание — мелодический оборот. Окружение одного звука соседними сверху и снизу. Опевание состоит из терции и секунды.
Полутон –это самое короткое расстояние между двумя звуками, например: ми-фа, фа-ФА #. Тон = двум полутонам, его всегда можно разделить на 2 полутона: до-ре- это тон.
Поем, играем все элементы: звукоряд, трезвучие, вводные звуки, разрешение неустойчивых ступеней, главные ступени, зарядку.
Поем, играем опевания устойчивых ступеней в Ре мажоре.
1. Правило ЗАТАКТ называется начало мелодии со слабой доли. Чтобы определить как считать затакт, нужно посмотреть и посчитать последний такт, который будет меньше на длительность ноты в затакте ( во второй доле) и потом вместе с показом руки вступить на начало мелодии.
Повторение: Главные ступени –это ТОНИКА (Т- 1 ступень) – субдоминанта (S – IVступень) – D (доминанта V ступень).
С помощью главных ступеней мы играем аккомпанемент (сопровождение) к мелодии.
ПРАВИЛО: Опевание — мелодический оборот. Окружение одного звука соседними сверху и снизу.
Вспомогательный оборот – между нотой и ее повторением на ступень выше или ниже..
Полутон –это самое короткое расстояние между двумя звуками, например: ми-фа, фа-ФА #. Тон = двум полутонам, его всегда можно разделить на 2 полутона: до-ре- это тон.
Поем, играем опевания и вспомогательные обороты от каждой ступени До мажора.
1.№65– поем + играем аккомпанемент главные ступени на каждую долю: Т-Т;T-S; и т.д. – подбери по слуху и подпиши главные ступени; пой мелодию, играй аккомпанемент – левой рукой.
3. Выписать цепочку ступеней: 1-II-III-IV-VI-V-IV-II-III-II-VII-I – ПЕТЬ, ИГРАТЬ в До мажоре.
Правило – переписать в тетрадь
Тоника Субдоминанта Доминанта
Поем гамму До мажор и все элементы: называть- петь, играть все элементы: звукоряд, устойчивые и неустойчивые ступени, тетрахорд, Т53, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней, бусики по Т53
Вспомогательный – это когда после ступени берется другая ступень выше или ниже и опять повторяется первый звук. Например: До-ре-До/ до- си-до. Вспомогательный оборот подчеркиваем волнистой чертой.
Поем, играем опевания сверху и снизу устойчивых ступеней: I-III-V
I ↑ V IV III V VI VII I ↓V III I
1 класс – 15.11
1. Повторяем понятия: метр (шаги в музыке…), ритм, длительности, размер, такт, тактовая черта, музыкальный звук, гамма и ее элементы,
Все проговариваем постоянно – все правила, дети еще медленно отвечают.
2. Гамма До мажор –все элементы нужно петь и играть.
Поем гамму До мажор и все элементы: называть- петь, играть все элементы: звукоряд, устойчивые и неустойчивые ступени, тетрахорд, Т53, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней, бусики по Т53
3. Зарядку дописываем в тетрадь, начали на уроке. Петь, играть зарядку: исполняем два варианта –ступенями и нотами – каждый вариант исполняем по 5 раз –одновременно играем и поем, себя обязательно слушать, чтобы голос сливался с инструментом!
4. Мелодический обороты –
Вспомогательный –это когда после ступени берется другая ступень выше или ниже и опять повторяется первый звук. Например: До-ре-До/ до- си-до. Вспомогательный оборот подчеркиваем волнистой чертой.
Опевание – это когда ступень окружается соседними звуками сверху или снизу. Например: си-ре-ДО. Звук, который мы опеваем, оказывается в серединке. Постой пример опевания- вводные ступени – VII и II окружают тонику, 1 ступень и в нее переходят.
К. с.25,у.6;с. 26,у.10-а; с. 16, у. 24 а-б
Учебник № 5,6. Как учим номер:
2. Проговори ноты и одновременно показывай доли рукой –дирижируй.
3. Проиграй ноты и одновременно пой.
4. Пропой ноты с рукой без игры на ф-но. Каждый пункт нужно делать несколько раз, чтобы не ошибаться.
1 класс – 08.11.
1.Повторяем понятия: метр (шаги в музыке…), ритм, длительности, размер, такт, тактовая черта, музыкальный звук, гамма и ее элементы,
2. Все проговариваем постоянно –все правила, дети еще медленно отвечают.
3.Гамма До мажор –все элементы нужно петь и играть.
Поем гамму До мажор и все элементы: называть- петь, играть все элементы: звукоряд, устойчивые и неустойчивые ступени, тетрахорд, Т53, вводные ступени, разрешение неустойчивых ступеней, бусики по Т53
Петь, играть зарядку: исполняем два варианта –ступенями и нотами – каждый вариант исполняем по 5 раз –одновременно играем и поем, себя обязательно слушать, чтобы голос сливался с инструментом!
4. К. стр.24, у.4, с..25,у.в до мажоре, у.7, 8 – только делаем в До мажоре, № 9б – пишем. Поем, играем.
6. № 6 А –переписать в тетрадь.
1 класс на 01.11.
1. Повторяем понятия: метр (шаги в музыке…), ритм, длительности, размер, такт, тактовая черта, музыкальный звук, гамма и ее элементы,
Все проговариваем постоянно – все правила, дети еще медленно отвечают.
2. Гамма До мажор –все элементы нужно петь и играть.
каждый элемент исполняем по 5 раз –одновременно играем и поем, себя обязательно слушать, чтобы голос сливался с инструментом!
3. К. стр.23, у.1,с. 25, у. 9-А –пишем поем нотами и ступенями.
4. №3,4 –поем, №4А –переписать в тетрадь нотную- поем
Учим элементы гаммы До мажор:
Гамма — звукоряд из 7 ступеней (от тоники до ее октавного повторения)
Тоника — I ступень гаммы, лада.
Вводные звуки ( VII-II )— окружают тонику.
Гамма состоит из двух тетрахордов – это лад из четырех ступенек. Нижний звукоряд –I-II-III-IV ступени, верхний звукоряд – V-VI-VII-I ступени.
Поем и играем гамму ↑ с остановкой на IV и 1 ступенях, ↓ с остановкой на V и 1 ступенях.
Поем разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые – вторая в первую; четвертая в третью; шестая в пятую; седьмая в первую.
Метр – это шаги в музыке, бывает 2-х дольный и 3-х дольный.
С. В. Рахманинов. Итальянская полька.
Чешская песня. Аннушка.
Вводные ступени – 7 и 2 ступени, разрешаются в тонику.
Метр – это шаги в музыке, бывает 2-х дольный и 3-х дольный.
С. В. Рахманинов. Итальянская полька.
П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Домашнее задание на 04.10.
Делаем четко и быстро.
Домашнее задание 27.09.
Делаем четко и быстро.
1. Повтор – читать быстро, четко.
– четверть (она вдвое короче половинной)
– восьмые длительности («восьмушки-подружки». Каждая восьмая вдвое короче четверти).
2. С помощью этих длительностей проговариваем следующие поговорки:
а) Щи да ка-ша – пи-ща на-ша. (На каждый слог приходится половинная)
б) По-сле щей и по-сле ка-ши про-сят де-ти про-сто-ква-ши. (На каждый слог – четверть)
в) Е-ли, е-ли две не- де-ли. Не ху- де-ли, не пол- не-ли. (Каждый слог восьмыми).
2. Задание по Калининой (К.) с.4 – вся
3. Выучить стихотворение:
Едет Зайка на такси.
Птица села на гнездо».
ритм – это длительности – короткие и длинные, мы читаем ритм поговорок.
Звукоряд –ряд звуков выстроенный по порядку, например от до –до ноты до в другой октаве.
Повторяем песенку –поем, играем со словами – «Музыкальный звукоряд, звуки выстроились в ряд».
1. Понятия: звук – это нота ; нотный стан (нотоносец) – это 5 линеек,на которых и между которыми, записываются ноты. Линейки считаются снизу вверх.
2. Стих: Семь всего лишь нот на свете
До, ре, ми, фа,соль, ля, си
Ты запомни ноты эти
и в тетрадку запиши – учим наизусть
3. Пишем 2 строчки скрипичного ключа (риз трех элементов, как в классе).
3. Разучиваем длительности.
– четверть (она вдвое короче половинной)
– восьмые длительности («восьмушки-подружки». Каждая восьмая вдвое короче четверти).
2. С помощью этих длительностей проговариваем следующие поговорки:
а) Щи да ка-ша – пи-ща на-ша. (На каждый слог приходится половинная)
б) По-сле щей и по-сле ка-ши про-сят де-ти про-сто-ква-ши. (На каждый слог – четверть)
в) Е-ли, е-ли две не- де-ли. Не ху- де-ли, не пол- не-ли. (Каждый слог восьмыми).