Что такое структура собственности
Основные элементы и понятия структур собственности
Финансовая организация — юридическое лицо, имеющее право на осуществление деятельности на финансовом рынке, которое обязано раскрывать структуру своей собственности на сайте Банка России. К таким организациям в том числе относятся кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, управляющие компании и микрофинансовые компании.
Владельцы финансовой организации — физические или юридические лица, которые являются акционерами (если организация — акционерное общество и ее уставный капитал состоит из акций) или участниками (если организация действует в форме общества с ограниченной ответственностью и ее уставный капитал складывается из стоимости долей участников) финансовой организации. Крупным владельцем финансовой организации считается физическое или юридическое лицо, владеющее (распоряжающееся) самостоятельно или совместно с иными лицами более 10% акций (долей) финансовой организации.
Конечный собственник — физическое лицо, являющееся непосредственным владельцем акций (долей) финансовой организации либо лицо, находящееся на последнем (конечном) уровне структуры собственности юридического лица — акционера (участника) финансовой организации.
В структуре собственности юридических лиц конечным собственником может быть физическое лицо или юридическое лицо, владеющее неделимым имуществом (уставным капиталом), и у которого нет дальнейших владельцев (собственников) — например, некоммерческие организации (фонды, общественные организации, государственные корпорации, органы государственной власти и другие).
Контролер — лицо, которое имеет право определять все решения относительно значимой (основной) деятельности финансовой организации. Как правило, контролер напрямую либо через контролируемых им юридических лиц распоряжается большинством (более половины) акций (долей) финансовой организации.
Совместный контроль — контроль над организацией двумя и более лицами, каждое из которых не может принимать решения самостоятельно, без согласия других лиц-контролеров.
Лица, под значительным влиянием которых находится финансовая организация — лица, у которых есть право на участие в управлении деятельностью финансовой организации, например, наличие значительного пакета акций (долей) (как правило — 20% и более), входящие в совет директоров финансовой организации.
Номинальный держатель акций — лицо, осуществляющее функции по учету прав собственности на акции (не является владельцем акций юридического лица).
Доверительный управляющий — лицо, осуществляющее по поручению собственника акций (долей) юридического лица доверительное управление акциями (долями).
Виды структур собственности
Самая простая структура собственности — структура в один уровень, в основном, когда акционерами (участниками) финансовой организации являются физические лица.
Сложные и многоуровневые структуры собственности включают в себя структуру собственности владельцев финансовой организации — юридических лиц, которые в свою очередь имеют своих владельцев. В таких структурах до раскрытия конечных собственников акционера (участника) финансовой организации необходимо спуститься на несколько уровней, последовательно определяя конечных собственников и контролера (контролеров) в отношении каждого юридического лица и в конечном итоге — контролера (контролеров) финансовой организации.
При наличии в структуре собственности финансовой организации публичных акционерных обществ сведения о владельцах голосующих акций, находящихся в публичном обращении (такие акции публичных акционерных обществ обращаются на бирже), не указываются. В связи со свободным обращением акций и невозможностью на постоянной основе установить собственников, в списке и схеме приводится суммарный % голосов акций, находящихся в публичном обращении, без указания идентифицирующих сведений их владельцев. При этом информация об акционерах публичных акционерных обществ раскрывается в отчетах, публикуемых на сайтах этих юридических лиц, а также на специально предназначенных для публикации соответствующей информации сайтах.
Возможен вариант многоуровневой структуры, когда одни и те же лица входят в структуру собственности разных акционеров (участников) финансовой организации — юридических лиц. В ситуации, когда конечным собственником нескольких акционеров финансовой организации является одно и то же лицо, даже при отдельном владении каждым из акционеров небольшой долей, конечный собственник через нескольких акционеров (участников) финансовой организации имеет возможность косвенно распоряжаться большинством акций (долей) финансовой организации и контролировать ее деятельность.
В структурах собственности могут быть отражены формы вложения акций (долей) юридических лиц в состав обособленных имущественных комплексов (ПИФ), управляемых имеющими на то лицензии финансовыми организациями — управляющими компаниями. При этом владельцами акций (долей) юридического лица являются одни лица (владельцы паев-пайщики ПИФ), а правомочия собственников по управлению имущественным комплексом, в который вложены эти активы, осуществляют другие лица — как правило, управляющие компании ПИФ.
При раскрытии структуры собственности в таких вариантах приводятся данные о структуре собственности управляющей компании, а также сведения о пайщиках закрытого ПИФ и их структуре собственности. Контролеры юридических лиц, акции (доли) которых включены в имущество ПИФ, определяются с учетом полномочий, вознаграждений, особенностей осуществления прав и обязанностей пайщиков и управляющей компании, указанных в договоре доверительного управления ПИФ.
В структуре собственности также раскрываются данные о наличии взаимосвязей между участниками финансовой организации, указывающие на группы лиц, в состав которых входят ее акционеры (участники) и (или) контролеры и лица, оказывающие значительное влияние на организацию. Такие группы определяются на основании признаков, приведенных в части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № «О защите конкуренции».
Определение групп лиц в структуре собственности финансовой организации демонстрирует наличие взаимосвязи, общих интересов у участников группы при управлении деятельностью юридических лиц, а также помогает выявить контролеров и лиц, оказывающих значительное влияние на деятельность финансовой организации.
Структура собственности в экономике
Сущность и содержание собственности
Выделяют следующее содержание собственности:
Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом — собственником и объектом — собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс — экономические ресурсы, факторы производства.
Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:
1. Присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.
2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.
3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).
Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами — системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.
Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.
Собственность — это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):
§ органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
§ гражданин — физическое лицо.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):
§ интеллектуальную собственность;
§ движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);
§ недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).
Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.
Право собственности включает:
§ право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
§ право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
§ право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.
Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:
§ социалистический, исходящий из того, что вся собственность — общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
§ капиталистический, признающий все три вида права собственности — государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темповэкономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях — социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.
Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.
Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.
Для современной структуры собственности России характерно:
§ преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
§ процесс разгосударствления, т. е.приватизациясобственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;
§ неразвитостьмелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.
5.Издержки производства—это стоимостная оценка использования предприятием (фирмой)ресурсов для создания продукции и ее реализации.
Общая структура издержек производства фирмы включает:
· — затраты на оплату труда;
· — отчисления на социальные нужды;
· — амортизацию основных фондов;
Виды издержек производства =
Постоянные издержки — это та часть издержек, величи
на которых на данный период времени не зависит от изме
нения объема производства и реализации продукции и яв
ляется поэтому фиксированной величиной.
Постоянные издержки характеризуют то, что создан оп
ределенный потенциал, позволяющий достичь оптимального
объема производства и реализации.
Переменные издержки — это та часть издержек, общая
величина которых на данный период времени находится в
зависимости от объема производства и реализации продук
ции, а также их структуры, когда создается несколько ви
дов продукции. Как правило, это затраты на приобретение
сырья и материалов, оплату труда основных работников.
Валовые (общие) издержки — это суммарные затраты
постоянных и переменных факторов производства, обуслов
ленные их ценой и количеством. Они рассчитываются сло
жением постоянных и переменных издержек.
Средние валовые издержки — это затраты в расчете на
единицу продукции; рассчитываются как частное от деления
валовых издержек на объем выпуска продукции. Обычно этот
показатель используется для сравнения с рыночной ценой и
расчета того объема производства, при котором средние из
держки минимальны.
158
Предельные валовые издержки — параметр, характеризу
ющий прирост издержек в расчете на одно изделие. Предель
ные валовые издержки (в отличие от средних издержек) по
казывают, какие дополнительные затраты необходимы для
создания еще одной единицы продукции (этот параметр рас
считывается как разница общих издержек для производства
N изделий и общих издержек на единицу меньшего количе
ства изделий).
Сутьзакона убывающей отдачи в том, что, начиная с некоторого момента, каждая добавочная единица переменного фактора дает меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая единица.
Закон стоимости – важнейший закон товарного производства | |
| Закон стоимости всегда действует там и тогда, где и когда действует товарное производство. Содержание закона оказывается в его трех основных требованиях. 1. Стоимость товара образуется общественно необходимыми расходами труда, капитала, знаний, физической и духовной силы человека, в процессе общественно необходимой деятельности. 2. Расходы на создание товара должны удовлетворять общественно необходимым нормам, превышение которых ведет к убыточной деятельности, а снижение – к получению высшей прибыли. 3. Обмен товаров и услуги происходит на принципах эквивалентности, на основании обмена равновеликой стоимости. Закон стоимости играет большую роль в товарном производстве, выступая его объективным регулятором. Рядом с данным законом регулятивную функцию относительно товарного производства играют закон спроса, закон предложения, закон соотношения спроса и предложения, составляя вместе механизм рыночного ценообразования. Закон спроса заключается в том, что между спросом и ценой устанавливается прямая связь. Иначе говоря, чем выше спрос на данный товар, тем выше его цена, потому что ради приобретения товара покупатели согласны оплатить высшую цену. Закон предложения выражается в противоположной зависимости товара и его цены. Чем больше предложение, чем больше данный товар на рынке, тем ниже его цена. Таким образом, при товарном производстве цена выполняет информационную функцию: если цена товара на рынке выше его стоимости, то это информирует производителей, что товара выработано недостаточно, что его реализация выгодна, и тогда товаропроизводители увеличат его производство. Если же цена товара ниже его стоимости, то это информирует производителей, что этот товар выработан больше, чем нужно для удовлетворения спроса на его. Тогда реализация товара становится убыточной, и производители делают вывод, что необходимо сократить производство. Таким образом, закон стоимости принуждает производителей сокращать или прекращать производство одних товаров и увеличивать, расширять производство других. Регулируя объем и развитие производства, закон стоимости регулирует и оборот товаров. Таким образом, закон стоимости во взаимодействии с другими законами выполняет функцию объективного регулятора производства и оборота товаров и услуг. Регулируя товарное производство, закон стоимости устанавливает и поддерживает его определенную пропорциональность. В рыночной экономике ни один государственный орган не указывает производителю сколько каких товаров нужно производить. Впрочем все необходимые товары есть в продаже. Это преимущество обеспечивает именно закон стоимости с помощью механизма колебания цены товаров вокруг их стоимости. Производители, сокращая или увеличивая производство тех или других товаров, таким образом вносят изменения в структурную пропорциональность товарного производства. Каждый из производителей действует самостоятельно, следовательно достичь стойкой пропорциональности бывает невозможно. Поэтому необходимая пропорциональность оказывается относительной, она достигается через постоянную непропорциональность, как среднее структурное состояние товарного производства в безграничном океане нарушения необходимой пропорции |
7.4.2.1. Понятие эффективности производства
Повышение эффективности производства является одной из актуальнейших проблем, успешное решение ее дает огромные возможности для дальнейшего развития экономики страны и повышения уровня жизни населения.
Формы проявления эффективности можно сгруппировать следующим образом:
Повышение эффективности производства обусловливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества.
С одной стороны, повышение экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, изменением стоимости факторов производства, возрастанием потребности рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции и т.д.
С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения эффективности производства. Накопленный за годы реформ опыт, развитие науки, а также возрастающая заинтересованность в высоких конечных результатах в условиях рыночных отношений позволяют наращивать объемы производства продукции, снижать издержки и повышать прибыльность.
Успешное решение задач, стоящих перед каждым предприятием, во многом зависит от повышения экономической эффективности производства.
Экономическая эффективность производства означает результативность производства, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах и минимальных ресурсах.
Однако как бы не был важен эффект, сам по себе он недостаточно характеризует деятельность предприятия, так как не показывает, ценой каких затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разным уровнем использования ресурсов (затрат) и, наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому необходимо сравнивать достигнутый эффект с теми затратами (ресурсами), с помощью которых он получен.
В наиболее общем виде экономическая эффективность (Э) представляет собой сопоставление двух величин: абсолютной величины эффекта с абсолютными величинами затрат и ресурсов. Общая формула эффективности имеет следующий вид:
Э = Р (результат, эффект),или
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Структура собственности в национальной экономике 1 страница
Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.
Выделяют следующее содержание собственности:
Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства.
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:
1) присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом;
2) использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту;
3) передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).
Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами – системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.
Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):
1) органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
2) юридическое лицо;
3) гражданин – физическое лицо.
Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):
1) интеллектуальную собственность;
2) движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);
3) недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).
Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.
Право собственности включает:
1) право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
2) право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
3) право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.
Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:
1) социалистический, исходящий из того, что вся собственность – общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
2) капиталистический, признающий все три вида права собственности – государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях – социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности – государственная, физических и юридических лиц.
Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности – государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.
Для современной структуры собственности России характерно:
1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей – олигархов;
3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.
6. Структурные изменения в экономике современной России
В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.
Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.
Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.
Особенностью экономических реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.
Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:
1) структурные реформы;
3) макроэкономическое регулирование.
Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.
За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.
Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.
В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.
Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.
Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
1. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.
Потенциал – это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.
Функционирование и развитие национальной и в целом всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы – это то, что необходимо для производства благ – товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.
Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.
Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.
Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:
1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;
2) объем и структура производственного потенциала промышленности;
3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;
4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;
5) научно-технический потенциал страны;
6) степень развития непроизводственной сферы экономики;
7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.
Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.
Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.
Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности.
Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:
1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;
2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.
Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.
Соответственно, совокупный экономический потенциал находится в прямой зависимости от обобщенной качественной и количественной характеристики объемов и степени использования всех экономических ресурсов, находящихся в распоряжении национальной экономики, и направления их применения для обеспечения устойчивого экономического роста.
Тем самым отражаются имеющиеся в наличии ресурсы, которые могут быть мобилизованы, и возможности их эффективного применения. Увеличение и развитие совокупного экономического потенциала в качественном и количественном отношении связаны как с увеличением объемов, вовлеченных в национальную экономику ресурсов, так и с повышением эффективности и рациональности их использования для производства благ – товаров и услуг.
Совокупный экономический потенциал состоит из следующих элементов:
1) вещественных ресурсов, например, объемов добычи полезных ископаемых, конкретных производственных сооружений;
2) степени эффективности использования имеющихся в национальной экономике ресурсов;
3) формы организации хозяйственной деятельности;
4) вклада отдельных отраслей национальной экономики в совокупный экономический потенциал.
Для анализа совокупного экономического потенциала необходима оценка состояния экономических ресурсов по количественным и качественным параметрам, динамики развития национальной экономики, отраслевой структуры экономики, вклада отдельных отраслей.
Совокупный экономический потенциал по своей структуре состоит из системы потенциалов, которые характеризуются различными качественными и количественными параметрами, тенденциями и закономерностями формирования, факторами, оказывающими влияние на них.
Система совокупного экономического потенциала состоит из:
1) природно-ресурсного потенциала;
2) материально-производственного потенциала;
3) научно-технического потенциала;
4) институционального потенциала;
5) человеческого потенциала.
2. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.
Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие.
1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.
Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.
По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.
Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:
1) сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;
2) непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;
3) промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.
В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. Все больше акцент смещается в сторону пользования нецелевыми ресурсами по причине их ограниченности – либо для хозяйственной деятельности, либо для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности населения. Сегодня идет активный поиск равновесия в их использовании.
Обеспеченность ресурсным природным потенциалом России оценивается специалистами как достаточно высокая и достаточная для обеспечения высоких темпов экономического роста. Россия находится на первом месте в мире по запасам сырьевых ресурсов – угля, марганцевой и железных руд, калийных и фосфоритных солей. Сравнительно велика и ее доля в мировых запасах природного газа, химического сырья и цветных металлов, нефти и водных ресурсов.
Особенности размещения ресурсного природного потенциала состоят в:
1) крайней неравномерности его размещения на территории страны;
2) несовпадении структуры географического расположения населения и его размещения;
3) высокой степени концентрации на небольших территориях.
Высокая степень концентрации проявляется, например, в том, что более половины всех запасов природного газа сосредоточено менее чем на шести месторождениях. Концентрация сельскохозяйственного ресурса проявляется в том, что большая часть пригодных для использовании земель находятся менее чем на 20% территории страны. Только на 14% территорий совмещаются необходимые климатические условия для ведения сельского хозяйства.
2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.
Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин – 63 года, у женщин – 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.
Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.
Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г. – 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.
Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является размещение производства. Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.
Население России по своему культурному и национальному составу неоднообразно – на территории страны проживает более чем 100 национальностей. Но большую часть населения составляют русские – 81,5%.
В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.
3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.
Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала.
Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.
Все виды совокупного экономического потенциала – ресурсный природный, человеческий и производственный, – составляют его сущность. Отличительной их особенностью является взаимодействие между собой (например, развитие производственного потенциала невозможно без человеческого).
3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.
Существуют следующие виды экономических ресурсов:
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.
В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» – экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.
Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необходма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо).
Важным видом природных ресурсов является минеральное сырье – уголь, природный газ, нефть, металлические руды, фосфаты, калийные соли. Распределение этого ресурса неравномерно как внутри национальной экономики, так и на мировом уровне. Природные ресурсы разделяют на: