Что такое структура университета

Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра

Что такое структура университета. Смотреть фото Что такое структура университета. Смотреть картинку Что такое структура университета. Картинка про Что такое структура университета. Фото Что такое структура университета

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

• Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

• Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

• Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

• Научная – изучение различных дисциплин;

• Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

• Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

• Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

• Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

• Совместная работа с приемной комиссией;

• Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

• Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

• Контроль за успеваемостью студентов;

• Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

Источник

Информационно-аналитический журнал

Образовательная организация высшего образования (вуз) – образовательная организация, учрежденная и действующая на основании законодательства РФ об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая образовательные программы в соответствии с лицензией.

Образовательная организация высшего образования (далее – вуз) – образовательная организация, учрежденная и действующая на основании законодательства РФ об образовании, имеющая статус юридического лица и реализующая образовательные программы в соответствии с лицензией. Это единый комплекс, в состав которого входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие структурные подразделения с различной степенью хозяйственной самостоятельности.

Структура вуза складывается исходя из специфики конкретной образовательной организации, перечня оказываемых образовательных услуг, количества обучающихся, степени участия вуза в международных образовательных проектах и объема собственной научно-исследовательской деятельности и т.д. Однако, любому вузу присущи общие структурные черты, что обусловливается родом их деятельности с одной стороны и регламентируется соответствующими правовыми актами с другой.

Все вузы действуют на основе собственного устава, утвержденного в установленном порядке. Официальным документом определяются структура учебных, научных и других подразделений данного вуза, их права и обязанности, а также схема управления и руководства вузом.

Ректор – возглавляет вуз и руководит его деятельностью. Президент вуза – должность, учреждаемая по решению ученого совета, закрепляется в уставе. Президент участвует в разработке концепции развития вуза, представляет его в отношениях с государственными органами и общественными организациями, участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. Совмещение должностей ректора и президента вуза не допускается.

Совещательным органом при ректоре является ректорат, состав которого формируется из числа проректоров (по учебной, научной, воспитательной и другим видам работы), деканов, заведующих кафедрами, руководителей прочих структурных подразделений. Ректорат периодически собирается на заседания для оперативного решения вопросов.

Общее научно-методическое управление вузом осуществляет ученый совет – постоянно действующий выборный представительный орган, состав которого ежегодно утверждается ректором. Срок полномочий совета не превышает пяти лет.

Проректоры действуют в соответствии с распределенными ректором между ними обязанностями. Ректор может делегировать им часть своих полномочий по управлению структурными подразделениями вуза.

Одной из основных структурных и административных единиц вуза является факультет (институт, школа), где организуется подготовка по одной или нескольким родственным специальностям, переподготовка и повышение квалификации кадров для соответствующей отрасли производства или культуры. Факультет (институт, школа) состоит из кафедр, лабораторий и других структурных подразделений, которые по содержанию своей работы соответствуют его профилю.

Кафедра – учебно-научное подразделение, отвечающее за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, различного вида практик, повышение квалификации работников. В профессорско-преподавательский состав кафедры входят: заведующий кафедрой, профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, преподаватели и преподаватели-стажеры. За кафедрами закрепляются аспиранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал. При наличии на кафедре соответствующих научно-педагогических кадров (докторов наук) решением ректора могут быть созданы аспирантура и докторантура.

На каждом факультете (в институте, школе) может быть несколько различных кафедр. Факультет (институт, школа) обобщает и координирует их работу с помощью научного совета факультета (института, школы), главой которого является декан. Как правило, он обладает ученой степенью доктора наук, званием профессора, административным научным опытом.

Состав деканата – декан, его заместители и методисты, отвечающие за различные направления работы. На каждом факультете (в институте, школе) имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав, решает ректор вуза.

Для каждой группы студентов на факультете (в институте, школе) назначается куратор-преподаватель, который помогает обучающимся адаптироваться, знакомит их с правилами образовательной организации, оказывает помощь в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям вуза.

Канцелярия (отдел документационного обеспечения) является самостоятельным структурным подразделением вуза. Сотрудники канцелярии обеспечивают своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, осуществляют работу по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие подразделения документов, в том числе приказов и распоряжений руководства.

Вузы могут иметь разнообразные структурные подразделения, в том числе филиалы как отечественные, так и зарубежные. Кроме ООП высшего образования, структурные подразделения вузов могут реализовывать образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у вуза соответствующей лицензии.

Филиалы вузов – обособленные структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица. Расположены отдельно от головного вуза и процедуру лицензирования проходят самостоятельно. За организацию учебного процесса в филиале отвечает директор, но ректор вуза ответственен за качество обучения студентов в филиале, так как головной вуз и филиал проходят государственную аккредитацию совместно. Диплом, полученный в филиале вуза, не отличается от диплома головного вуза. Если образовательные программы, реализуемые в филиале успешно прошли процедуру госаккредитации, то выпускники получают дипломы государственного образца, называемые сейчас также «дипломы установленного Минобрнауки РФ образца» (не путать с дипломами собственного образца, ранее – «дипломы установленного образца» – прим. ред.)

В вузах, которым Высшей аттестационной комиссией предоставлено право принимать к защите кандидатские и/или докторские диссертации, действуют советы по присуждению учёных степеней.

При вузе может существовать большое количество организаций, учреждений, предприятий, работа которых связана с профилем вуза и способствует более качественному выполнению основных задач и функций. В структуру вуза также входят библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и другое подобное. Многие вузы имеют собственные типографии, выпускают различные периодические издания.

В настоящее время в рамках формирования системы ведущих вузов появились университеты с различными статусами. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определение «ведущие вузы» не дано. В отдельные категории выделяются федеральные и национальные исследовательские университеты (ФУ и НИУ), но указание на то, что они ведущие, в законе отсутствует. Сам термин «ведущий» в законе употребляется только в отношении двух университетов с особым статусом – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

Федеральные университеты:

К пулу ведущих университетов страны относятся также участники проекта «5-100», целью которого является вхождение не менее пяти ведущих российских вузов в топ-100 мировых рейтингов. Сегодня в проекте участвует 21 вуз, четыре из них не являются ни федеральными, ни национальными исследовательскими университетами.

Вузы-участники проекта «5-100»:

К национальным исследовательским университетам относятся вузы, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику, проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

Национальные исследовательские университеты:

В 2010 году для консолидации усилий ведущих российских образовательных и научно-исследовательских организаций по развитию и повышению конкурентоспособности системы высшего образования и науки и координации их образовательной и научной деятельности была основана Ассоциация федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета (Ассоциация ведущих университетов, АВУ). Сегодня в состав Ассоциации ведущих университетов входит 46 ведущих вузов страны: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 2 старейших университета РФ с особым статусом – СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова, а также крупнейшие университеты, принятые в состав Ассоциации единогласным решением: МГИМО, РАНХиГС, РУДН, ЛЭТИ, Финансовый университет при Правительстве РФ.

В 2015 году начался процесс создания в регионах опорных университетов (ОУ) из числа вузов федерального подчинения. Опорный вуз – это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Такие университеты обеспечивают подготовку высококлассных специалистов и предотвращают отток перспективных студентов в ведущие вузы крупных городов, способствуют развитию всего региона в целом.

В 2016 году принят приоритетный проект «Вузы – центры инноваций». Он объединил идею программы «5-100» с задачей по созданию во всех российских регионах университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Статус «центра инноваций» уже получил 51 вуз (в планах Минобрнауки РФ создать 100 таких центров), при этом часть из них на момент участия в конкурсе имела одновременно статус федерального университета и поддержку в рамках проекта «5-100», а часть вообще не имела никаких особых статусов.

Вузы, получившие статус инновационного и технологического центра региона:

Источник

ОБЗОР ТИПОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УНИВЕРСИТЕТОВ

Влияние рынка сильно сказывается на системе высшего образования России. Получив новые обязанности и свободы, вузы создают новые структуры. Возникающие структуры близки к тем, которые традиционно используют предприниматели. Таковы неизбежные для управления в конкурентной среде функции и подразделения: стратегического менеджмента, маркетинга, управления проектами, попечительские советы.

Рассмотрим наиболее распространенные организационные структуры, первоначально остановившись на принятой типологии. В экономической литературе приводятся классические схемы организационных структур [3]:

1) иерархическая (бюрократическая),

4) дивизионная (дивизиональная),

5) органическая (адаптивная),

6) бригадная (кросс-функциональная),

8) матричная (программно­целевая).

1.Иерархические (бюрократические) типы структур. Доставшаяся российской высшей школе в наследство от советского периода традиционная организация университета может быть охарактеризована как иерархическая департаментализация. [4] Учебную подсистему университета, реализующую основную задачу высшего учебного заведения, можно охарактеризовать как дисциплинарную департаментализацию, поскольку группировка людей и ресурсов осуществляется вокруг учебных дисциплин. Отметим, что дисциплинарная департаментализация приводит к глубокой специализации деятельности, и порождает межфакультетские и межкафедральные организационные барьеры, что характеризует университет исключительно как «иерархическую бюрократию», означающую игнорирование содержательной составляющей его деятельности, отождествление его с производственными организациями или государственными структурами.

Слабые и сильные стороны функциональной структуры организации приведены в табл. 1.

Слабые и сильные стороны иерархической структуры

Сильные стороныСлабые стороны
1. Экономия в масштабах внутри одного функционального подразделения.

2. Позволяет работникам профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки.

3. Способствует выполнению функциональных задач организации.

4. Хорошо работает, когда ведется подготовка по небольшому числу специальностей

1. Замедленная реакция на изменения в окружающей среде.

2. Может привести к тому, что все проблемы начинают отправлять на верхние уровни иерархии, вертикальные связи перегружены.

3. Слабая горизонтальная координация между подразделениями.

4. Затрудняет инновации.

5. Ограниченное видение сотрудниками целей организации

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам и совершенно неприемлемы в существующей системе высшего образования в России и в мире.

Совершенно очевидно, что такой подход может быть, и успешно реализуется в практике российских и зарубежных вузов, применен к управлению НИР вузов. Проблема лишь в эффективной интеграции этого метода в дивизиональной структуре управления вузом, как наиболее целесообразной в условиях подобных функционированию ЮФУ.

Принимая во внимание зарубежный опыт, следует отметить что большинство государственных колледжей и университетов США управляются не одним правлением, но частью матричной системы: группой государственных вузов, в которой каждый имеет свою миссию, академические и др. программы, внутреннюю политику и методики, а также главного операционного директора, которыми управляет единое правление посредством системного директора. Другие вузы с собственными президентами или номинальными главами и ученым советом и т. д. утверждают собственный профессорско-преподавательский состав, зачисляют студентов, разрабатывают (в соответствии с системной политикой) собственные программы, стандарты, учебные планы, увеличивают свои средства за счет пожертвований и контрактов на исследование, распределяют эти средства (наряду со средствами государства и платой за обучение) среди различных конкурирующих отделений и направляют на различные нужды.

Матричная структура университета является оптимальной, когда окружающая среда очень изменчива и цели организации отражают двойные требования, когда одинаково важны и связи с конкретными подразделениями, и функциональные цели.

При матричной структуре горизонтальные команды существуют наравне с традиционной вертикальной иерархией. Матричный университет – это шаг к современному университету. Кафедр становится недостаточно для выполнения функций обучения, появляются исследовательские центры, которые проводят свою деятельность, работу над проектами и где нужны специалисты различного профиля, с различных кафедр и факультетов. Эти центры могут находиться на одном факультете, а могут организовываться как университетские исследовательские центры. На рис. 1 представлена схема матричного университета, который внедряет систему менеджмента качества. [5]

Для матричной структуры организации характерны сильные горизонтальные связи. Сдвиг в сторону более «плоских» структур, горизонтальных, позволяет повысить уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого контакта между подразделениями.

Что такое структура университета. Смотреть фото Что такое структура университета. Смотреть картинку Что такое структура университета. Картинка про Что такое структура университета. Фото Что такое структура университета

Рис. 1. Структура матричного университета

Сильные и слабые стороны матричной структуры организации приведены в табл. 2.

Слабые и сильные стороны матричной структуры организации

Сильные стороныСлабые стороны
1. Помогает достичь координации, необходимой для того, чтобы удовлетворить двойные требования потребителей.

2. Обеспечивает гибкое распределение человеческих ресурсов между видами услуг образовательной и научной деятельности.

3. Дает возможность выполнять сложные задачи в условиях быстро изменяющейся, нестабильной окружающей среды.

4. Позволяет как развивать профессиональные качества, так и улучшать качество оказываемой услуги.

5. Лучше всего подходит организациям, оказывающим несколько видов услуг

1. Сотрудники должны подчиняться двум ветвям власти, что может действовать на них угнетающе.

2. Сотрудникам необходимы исключительные навыки человеческого общения и специальная подготовка.

3. Отнимает много времени: требуются частые встречи и переговоры для устранения конфликтов.

4. Структура не работает, если менеджеры организации не понимают сути этой структуры и вырабатывают коллегиальный, а не иерархический стиль взаимоотношений.

Источник

Как устроен вуз — ликбез для абитуриента

Что такое структура университета. Смотреть фото Что такое структура университета. Смотреть картинку Что такое структура университета. Картинка про Что такое структура университета. Фото Что такое структура университета

Эта статья будет полезна и абитуриентам, и тем, кто решил продолжить свою академическую послевузовскую карьеру. О том, как устроен университет, и из чего он состоит, читайте в нашем материале.

Университет, институт или академия?

Если вы думали, что разница между тремя вузами заключается в статусе полученного выпускником диплома, то это не так. Если и проводить градацию между учебными заведениями, то, действительно – самый высокий статус имеет университет, затем – академия, и только потом – институт. Однако на выходе дипломы всех вузов равноценны. Нужно учитывать, что не всегда институты будут уступать университетам: вряд ли кто-то станет оспаривать престиж ИТМО и МФТИ. Разница между тремя типами вузов заключается лишь в количестве образовательных программ, которые они могут предложить своим студентам.

Например, университет может давать образование по самым разным направлениям подготовки и в разных отраслях. Академия, как правило, предлагает образование в одной области науки или искусства, и это чаще всего отражено в ее названии. В институтах эта профессиональная область сужается еще сильнее, и это также влияет на название. Помните о том, что всегда в любом институте будут присутствовать несколько специальностей из другой сферы – как, например, гуманитарные дисциплины в сельскохозяйственном институте.

Различия между типами высших учебных заведений регламентируются тремя критериями:

Структура вуза

Традиционно, во главе вуза стоит ректор. По каждому крупному направлению работы – будь то учебная или воспитательная работа, международные связи – у ректора есть заместители – проректоры, они курируют работу вуза по своим направлениям.

Университет делится на институты, а те – на отделения (опционально), факультеты и кафедры. Не путайте институт как структурное подразделение вуза и институт как самостоятельное учебное заведение. Отделения объединяют факультеты, а факультеты – кафедры со специальностями одной тематики. Например, Институт биологии и химии Московского педагогического университета состоит из 8 кафедр: кафедры ботаники, общей химии, медицины и БЖД и других. Каждую кафедру возглавляет заведующий.

Тематически образовательная часть делится по образовательным программам, направлениям подготовки, специальностям и специализациям. Например, в университете ИТМО есть программа «Прикладная оптика», внутри нее – направление 551900 «Оптотехника», далее – специальность 190700 «Оптико-электронные приборы и системы», внутри которой есть две специализации – «Оптические приборы» и «Проектирование оптических систем». Выпускники получат квалификацию инженера, ученую степень бакалавра техники и технологий или магистра техники и технологий. Специализация – это сам вид профессиональной деятельности, а квалификация выпускника записана в дипломе и отражает набор приобретенных знаний и умений.

Деканат (он же учебный отдел) – это место, где концентрируется вся работа факультета со студентами. Туда вам нужно будет обращаться по всем интересующим вас вопросам – получить зачетку, студенческий, транспортную карту, социальную стипендию.

Кроме факультетов и кафедр, в университете существуют и другие административные службы, которые могут помочь вам во время обучения в вузе. Это может быть миграционная служба для помощи иностранным студентам, это может быть поликлиника, военный учебный центр, стипендиальный отдел.

При поступлении вам будет назначена учебная группа – это аналог вашего школьного класса. Она тоже будет носить свое название. Каждая специальность предполагает определенное количество бюджетных и платных мест, и чем больше мест, тем больше групп будет в потоке. Ваш курс или поток, возможно, будет делиться на несколько групп: на лекции вы будете ходить все вместе, а на семинары и практические занятия – только своей группой. Расписание у разных групп будет тоже отличаться. Студенты из вашей группы называются одногруппниками, а студенты из другой – однокурсники. На некоторых занятиях вы будете присутствовать вместе с малознакомыми вам студентами из других факультетов – например, на физкультуре, английском, или тем предметам, которые вы изучаете параллельно.

Что такое структура университета. Смотреть фото Что такое структура университета. Смотреть картинку Что такое структура университета. Картинка про Что такое структура университета. Фото Что такое структура университета

Уровни высшего образования и ученые степени

Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя. Магистратура может включать в себя занятия наукой, а может быть практико-ориентированной. Действительно, некоторые вузы допускают отсутствие новизны в магистерской диссертации, если та обладает существенной практической ценностью и является прикладной работой.

Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре. Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии. Очное обучение в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту. Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит ли выходить на защиту кандидатской диссертации.

В чем смысл получения степени кандидата и доктора наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту, когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию с научной новизной. Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе 2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней и званий.

Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.

Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и профессор. Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные советы, имеющие право самостоятельного присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно, требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже в праве изменять в качестве начального порога вхождения.

Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.

Ученые звания и должности

На территории нашей страны присутствуют всего два ученых звания – это доцент и профессор. Их не стоит путать с должностями: преподаватель может иметь звание доцента, но это не помешает ему занимать должность профессора в университете. В звании делается акцент на педагогическую деятельность. Для получения звания вы должны отработать определенное количество лет в рамках 0,25 ставки на должностях доцента и других профессорско-педагогических должностях. Итого, вы отрабатываете пять лет непрерывно в вузе, два года вы непрерывно работаете в должности доцента на 0,25 ставки как минимум, имеете ряд публикаций, имеете ряд учебных и учебно-методических изданий, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном уровне. И тогда через факультет, через ученый совет вуза обратиться в ВАК с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы получили звание доцента, вы можете претендовать на должность доцента или на должность профессора.

Может ли человек претендовать на должность доцента или профессора без ученой степени кандидата или доктора наук? Раньше подобные прецеденты были. Сегодня это практически невозможно. Всегда ли должность ассистента, преподавателя или старшего преподавателя значительно ниже ценится по квалификации, чем должность доцента? Нет. Если вуз приглашает людей из бизнеса, из различных министерств и ведомств, которые обладают большим багажом практических знаний и умений, то, естественно, регалий у них нет, что не делает их плохими специалистами в своей области. Нет ничего зазорного в том, что у директора предприятия в вузе буде должность ассистента.

Раньше звание доцента и профессора выдавалось автоматически при защите кандидатской или докторской диссертации. Сейчас эти процессы разграничены для того, чтобы держать людей в вузе, потому что непрерывный стаж работы здесь имеет особое значение.

Для получения звания профессора, вам необходимо будет опубликовать не менее 50 научных статей, выпустить ряд монографий и учебно-методических пособий, здесь также есть критерий того, сколько должно быть ВАКовских публикаций за последние три года и прочие бюрократические нюансы о том, сколько лекций должно быть прочитано за поределенный промежуток времени, непрерывный срок работы на должности – все это сохраняется.

В советское время ученые степени и звания ценились достаточно высоко. В современной России степени и звания стремительно обесцениваются, что, безусловно, вызывает огорчение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *