Что такое структурный конспект
Цель и задачи подготовки структурированного конспекта
Подготовка структурированного конспекта – итог самостоятельной работы по изучению тем курса с помощью основной и дополнительной учебной литературы.
Основная цель подготовки структурированного конспекта – организовать самостоятельную работу студента по изучению одной или двух тем курса.
Задачи подготовки структурированного конспекта:
1. На основе принципиальных положений лекции самостоятельно изучить основные теоретические положения темы.
2. Составить понятийную модель темы.
3. Выявить и обозначить основные теоретические подходы, существующие в исследовании темы.
4. Подобрать фактический эмпирический материал, связанный с обсуждением темы, ее использованием в политической, идеологической, информационной практике, специально в практике связей с общественностью или ИМК.
5. Обозначить связь темы с развитием практики связей с общественностью, на теоретическом или институциональном уровне.
Тема для самостоятельной работы имеет «сквозной» характер, поэтому выполнение работы идет по «накопительному» принципу:
знакомство с основными положениями темы на лекции, → подбор и знакомство с основной и дополнительной литературой по курсу, → определение значимого в профессиональном или исследовательском плане аспекта работы → составление плана работы → подготовка промежуточных сообщений, творческих или исследовательских работ по теме → сбор и структурирование основного материала по теме → оформление работы → представление работы на проверку, → оценка и выводы, подготовка научно-исследовательской работы на основе конспекта и дополнительных исследований.
Тема и содержание структурированного конспекта:
Хозяйственные идеологии и моделирование хозяйственного развития
Основная литература для подготовки конспекта:
Радаев В.В. Экономическая социология (любое издание),
главы «Человек в мире хозяйственных идеологий» и «Человек в мире хозяйства»
Конспект должен включать раскрытие следующих вопросов:
1) определите понятие идеологии и идеологической системы; назовите основные функции идеологии как элемента культуры;
2) назовите и охарактеризуйте основные идеологии хозяйственной жизни, указав в том числе
§ основные ценности хозяйственной жизни;
§ основные цели хозяйственной деятельности;
§ принципы взаимоотношений человека, общества и государства;
§ основные пункты критики и современное развитие идеологий.
3) назовите основные концепции хозяйственного развития, указав автора и время формирования;
4) проведите сравнительный анализ 2-3 моделей, рассмотрев
§ принципы членения мировой истории и ее основные этапы;
§ место хозяйственной жизни в жизни общества;
§ доминирующие хозяйственные функции;
§ трактовку перспектив общества и экономики.
Требования к оформлению творческих эссе и структурированного конспекта
Работы выполняются на стандартных листах А-4, с полями 2-1,5-1,5-1,5-;
Шрифт Times New Roman или Garamond, кегль 14, интервал – 1,5.
Эссе – 2 – 3 стр. ; структурированный конспект – не более 7-9 страниц.
При оформлении работы указать:
План (или тезисы в эссе)
Изложение по плану,
Список литературы, стандартно оформленный, включая электронные источники.
титульный лит делать НЕ НАДО!
При невозможности распечатки допускается рукописный вариант с СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, в т.ч. черная паста и величина букв – 0,5.
Планы семинаров по курсу
«Экономическая социология»
Статья на тему «Структурированный конспект как форма работы с учебной информацией по биологии
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Структурированный конспект как форма работы с учебной информацией
В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны [1]. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию у обучающихся. Осознание обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни. В связи с этим перед школой стоит задача компетентностного обучения.
Информационная компетенция выражается в умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов является умение «структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах» [1]. В процессе предметного изучения биологии данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию информации.
Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются:
Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:
Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
Объем учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения обучающихся.
Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.
Благодаря работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы, которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со структурируемым конспектом будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный материал исходя из индивидуальной способности обучающегося.
Алгоритмы составления структурируемого конспекта
Внимательно прочитайте текст.
Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.
Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.
Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово.
Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.
Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.
Выделите главные и второстепенные факты и явления, выпишите их.
Установите логические связи между явлениями.
Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.
Согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления, разбейте их на группы.
Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
Проверьте, отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.
Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приема организации работы обучающихся с учебной информацией:
Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
Разнообразит формы записи, особенно в старших классах.
Обеспечивает дифференцированный подход.
Удобен для проверки учителем.
Позволяет проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
Удобен для подготовки домашнего задания.
Обеспечивает рациональное распределение учебного времени.
Практика работы показала, что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем, большая часть обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
В преподавательской деятельности всегда важно не только дать знания, но и помочь сохранить их в памяти надолго. Одним из самых полезных видов работ является составление конспекта. Обычно конспект используется в качестве инструмента для записи лекций.
Однако существует несколько видов конспектов, которые предназначены для различных работ и текстов. В нашей сегодняшней статье мы расскажем, как составить конспект. Также выясним, какие самые типичные ошибки допускают студенты.
Что такое конспект?
Какой объем должен иметь конспект?
Основные требования при написании конспекта
Как составить конспект – общие рекомендации
Как составить конспект по различным видам текста
‒ Как правильно сделать конспект по лекциям?
‒ Как правильно конспектировать статьи
‒ Как сделать конспект по книге
‒ Как написать конспект по параграфу
‒ Как составить конспект по учебникам
Главные ошибки при составлении конспекта
Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
Как повысить уникальность конспекта
Что такое конспект?
Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.
Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.
После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.
Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.
Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.
К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему.
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно.
Какой объем должен иметь конспект?
Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.
Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.
Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.
При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.
Основные требования при написании конспекта
Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.
Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.
К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.
Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:
Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.
Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.
Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.
Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.
Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый.
В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.
Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям. К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.
Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.
Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.
Виды конспектов
Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.
Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.
Как составить конспект – общие рекомендации
В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения
Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.
Структурированный конспект как форма работы с учебной информацией (из опыта работы)
Разделы: Биология
«Сегодня образование России стоит перед необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным» [1].
Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются: текст с выделением понятий и их определений, схема, модель, таблица, опорный конспект, структурированный конспект и др.
В формировании умения «структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах» важное место отводится работе учащихся с таблицами. Заполнение таблиц позволяет проконтролировать умения учащихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки. Существует и используется учителями в практике обучения множество вариантов заданий, требующих работы с таблицами.
В отличие от таблиц в структурированном конспекте обозначены логические связи между понятиями, входящими в конспект. Изложение материала в виде схемы, модели чаще охватывает какой-либо вопрос, фрагмент учебного материала и не всегда предполагает раскрытие определения тех понятий, которые составляют схему, модель, а конспект включает краткое изложение сути понятий. СК позволяет увидеть, как та или иная тема логически разбивается на более мелкие элементы, группировать их, устанавливать связи между отдельными элементами темы, представить тему в целом.
В отличие от опорного конспекта, где в основе изложения лежит знаковая система (рисунки, символы, выразительные слова и фразы; предусмотрено использование маркеров разных цветов) основу структурированного конспекта составляет текст, являющийся определением или пояснением каких-либо понятий, законов, закономерностей.
В тоже время, работа со структурированным конспектом опирается на умения осуществлять сворачивание информации в перечисленных выше формах.
Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта, и подходы к организации работы с ним
2. Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
3. Объём учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
4. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения учащихся.
5. Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение всё более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
6. Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
8. Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.
1. Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий).
2. Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.
3. Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия.
4. Соотнесение с системой понятий [4].
Сформированность элементарных умений работы со СК у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений и навыков этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания. Структурированный конспект как методический приём самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой может обеспечить организацию на уроке дифференцированной работы учащихся с учебным материалом (информацией). Он составляется учителем разной степени сложности, в зависимости от класса, уровня обученности учащихся и степени самостоятельности, которую они могут проявить при выполнении работы (дозированная помощь).
Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы со СК обеспечивают
— посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом;
— тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания;
— вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся;
— ознакомление с учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса;
— сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.
Системная работа со структурированным конспектом помимо решения образовательных задач урока по освоению предметного материала позволяет решать целый спектр задач по развитию логических общеучебных умений и навыков
— разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей;
— установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий);
— классификация множества объектов по некоторому основанию;
— подведение объектов под известные понятия;
— выделение в определении понятия рода и видовых признаков;
— определение причинно-следственной зависимости;
— подбор примеров, иллюстрирующих определение (общее правило)
и формировать у учащихся такие элементы информационной компетенции как
— работать с текстом, включая приёмы выделения главного, вспомогательного и второстепенного, анализа и синтеза;
— умение классифицировать материал и устанавливать причинно-следственные связи;
— умение структурировать учебный материал в соответствии с заданными условиями,
а также освоить эффективные приёмы подготовки к экзамену с использованием конспектов и последующего обсуждения структурированного учебного материала.
Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приёма организации работы учащихся с учебной информацией
1. Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
2. Разнообразит формы записи, особенно в старших классах, где часто используются таблицы и у учащихся снижается интерес, нежелание работать.
3. Обеспечивает дифференцированный подход.
4. Удобен для проверки учителем.
5. Позволяет проконтролировать умения учащихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
6. Удобен для подготовки к экзаменам.
7. Обеспечивает экономию учебного времени.
Практика работы показала, что многие учащиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем учащимся 9-11 классов предлагалось составить конспект, а форму записи материала выбрать самим. Большая часть старшеклассников (более половины) выбирают структурированный конспект, многие используют его элементы в сочетании с другими формами
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях [2, с. 23]