Что такое ступень классификации
Ступень классификации
Источник:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496-ПП
«О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ И ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ ГОРОДА МОСКВЫ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ», «ПОЛОЖЕНИЕМ О ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ ГОРОДА МОСКВЫ»)
Смотреть что такое «Ступень классификации» в других словарях:
ступень классификации — Этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок или объектов классификации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
первичная ступень классификации — первая ступень классификации (угля в мельнице на ТЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы первая ступень классификации EN primary classification … Справочник технического переводчика
конечная ступень классификации — (угля в мельнице на ТЭС.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN final classification … Справочник технического переводчика
ступень — 3.16 ступень: Простейшее средство доступа, состоящее из ровной плоской поверхности. Источник: ГОСТ Р 53487 2009: Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности. Методы испытаний … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПР 50.1.019-2000: Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации унифицированных систем документации в Российской Федерации — Терминология ПР 50.1.019 2000: Основные положения единой системы классификации и кодирования технико экономической и социальной информации унифицированных систем документации в Российской Федерации: 2.9 алфавит кода: Система знаков (символов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список победителей Тур де Франс в генеральной классификации — Ниже представлен список велогонщиков, побеждавших в генеральной классификации «Тур де Франс». «Тур де Франс» (фр. Le Tour de France) самая престижная[1] многодневная шоссейная велосипедная гонка, ежегодно проходящая по территории Франции и… … Википедия
ПР 50.1.024-2005: Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов — Терминология ПР 50.1.024 2005: Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов: алфавит кода : Система знаков (символов), принятых для образования кода. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ассортимент — (Range) Состав однородной продукции по видам, сортам и маркам Перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям Содержание Содержание 1. Виды ассортимента 2. продукции 3. Формирование ассортимента 4.… … Энциклопедия инвестора
КЛАСС — КЛАСС, в биологии ступень КЛАССИФИКАЦИИ живых организмов, расположенная между ТИПОМ и ОТРЯДОМ. Названия классов пишут по латыни с заглавной буквы, например, Mammalia это класс млекопитающих … Научно-технический энциклопедический словарь
Институт права — Вот одна из классических дефиниций правового института: Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства … Википедия
МЕТОДЫ И ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ
Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).
Признак классификации– свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
В приведенном выше примере в качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков использовано назначение. Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других – сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный.
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный – количественно и качественно. Например, один из признаков классификации молока, сливок, сметаны, творога, сыров на виды – содержание жира (молоко 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 3,6%-; 6%-ной жирности), а для тканей – это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т.п.).
В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.
Иерархический метод классификации– последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на рис. 2.
Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.
Ступень классификации– этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.
Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков – ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результатов основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации.
Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.На рис. 1 показана классификация иерархическим методом, глубина которой равна 3.
Рис. 1. – Иерархический метод классификации.
Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.
Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.
Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette – грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу (см. рис. 2).
Рис. 2. – Фасетный метод классификации.
Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.
Примером фасетного метода классификации может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл. 1), знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.
Таблица 1. – Преимущества и недостатки иерархического
и фасетного методов классификации
Метод | Преимущества | Недостатки |
Иерархический | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения При небольшой глубине: Информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов | Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках |
Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно. Приведенная выше классификация виноградных вин фасетным методом всегда дополняется иерархическим методом классификации вин по технологическому признаку, причем на разных ступенях в качестве классификационных признаков выступают определенные операции, формирующие качество вин и обусловливающие их особенности. Так, тихие вина в зависимости от характера брожения и применяемых добавок подразделяются на столовые и специального назначения. На следующей ступени столовые вина делятся на типы по полноте сбраживания и применяемым операциям (вина сухие, полусухие, полусладкие и др.). В этом случае можно говорить о системе классификациикак совокупности методов и правил классификации, ее результатов.
Правила классификациипредназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.
Назовем правила классификации объектов при иерархическом методе:
1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.
2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.
3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.
4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.
Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т.п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно. Пример совместного использования иерархического и фасетного методов приведен ниже.
ступень классификации
ступень классификации : Этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок или объектов классификации.
2.5 ступень классификации: Этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.
Полезное
Смотреть что такое «ступень классификации» в других словарях:
Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 24.06.2003 N 496 ПП О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И… … Официальная терминология
первичная ступень классификации — первая ступень классификации (угля в мельнице на ТЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы первая ступень классификации EN primary classification … Справочник технического переводчика
конечная ступень классификации — (угля в мельнице на ТЭС.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN final classification … Справочник технического переводчика
ступень — 3.16 ступень: Простейшее средство доступа, состоящее из ровной плоской поверхности. Источник: ГОСТ Р 53487 2009: Безопасность аттракционов. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности. Методы испытаний … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПР 50.1.019-2000: Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации унифицированных систем документации в Российской Федерации — Терминология ПР 50.1.019 2000: Основные положения единой системы классификации и кодирования технико экономической и социальной информации унифицированных систем документации в Российской Федерации: 2.9 алфавит кода: Система знаков (символов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список победителей Тур де Франс в генеральной классификации — Ниже представлен список велогонщиков, побеждавших в генеральной классификации «Тур де Франс». «Тур де Франс» (фр. Le Tour de France) самая престижная[1] многодневная шоссейная велосипедная гонка, ежегодно проходящая по территории Франции и… … Википедия
ПР 50.1.024-2005: Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов — Терминология ПР 50.1.024 2005: Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов: алфавит кода : Система знаков (символов), принятых для образования кода. Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ассортимент — (Range) Состав однородной продукции по видам, сортам и маркам Перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям Содержание Содержание 1. Виды ассортимента 2. продукции 3. Формирование ассортимента 4.… … Энциклопедия инвестора
КЛАСС — КЛАСС, в биологии ступень КЛАССИФИКАЦИИ живых организмов, расположенная между ТИПОМ и ОТРЯДОМ. Названия классов пишут по латыни с заглавной буквы, например, Mammalia это класс млекопитающих … Научно-технический энциклопедический словарь
Институт права — Вот одна из классических дефиниций правового института: Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства … Википедия
Что такое ступень классификации
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИЙ
Для описания процессов классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, а также состава, структуры построения и наполнения общероссийских классификаторов, разработаны и применяются соответствующие основные понятия единой системы классификаций. С целью обеспечения однозначного понимания смыслового содержания основных и вспомогательных понятий и их единой трактовки для каждого из них разработаны и ниже приводятся соответствующие им терминологические определения и уточняющие в необходимых случаях текстовые пояснения.
Кроме того проводятся работы по семантической и терминологической поддержке классификаторов, заключающиеся в создании описаний и словарей терминов и понятий, используемых в классификаторах. Объем стандартизованных и рекомендуемых терминов и определений постоянно расширяется и совершенствуется.
Методы классификации должны обеспечивать систематизацию объектов классификации по определенным выбранным признакам, которыми могут быть: свойства, характеристики или параметры объектов. Количество значений признака определяет число образуемых классификационных группировок по этому признаку. Для классификации продукции используются, например, следующие признаки: отраслевая принадлежность, назначение, область применения, принцип действия, конструктивные особенности, используемый для изготовления способ и материал. В частности, в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) трубы стальные классифицируются по способу изготовления: тянутые, сварные, центробежнолитые, катаные; по назначению:водогазопроводные, нефтепроводные, подшипниковые, для котлов высокого давления, бурильные, насосно-компрессорные; по виду материала: нержавеющие, углеродистые, эмалированные; по размеру: диаметром 1020 мм, 1220 мм, 1420 мм и другие.
Для описания процесса классификации информации используются следующие термины и определения понятий.
Кодирование предназначено для формализованного описания заданного множества объектов, которое позволяет производить эффективную автоматизированную обработку информации. Для описания процесса кодирования информации используются следующие термины и определения понятий.
Для обеспечения организационно-методического единства предусмотрены следующие стадии разработки общероссийских классификаторов:
В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий.
По своему статусу классификаторы приравнены к соответствующим категориям стандартов.
Для описания состава, структуры и требований, предъявляемых к построению классификаторов, используются следующие термины и определения.
Общероссийские классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда классификатор:
обеспечивает сопоставимость данных в различных областях и уровнях хозяйственной деятельности (межотраслевое применение);
обеспечивает гармонизацию с международным классификатором;
информационно связан с действующими общероссийскими классификаторами;
используется в общероссийских унифицированных формах документов.
Отраслевые классификаторы разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных отраслевых формах документов, отсутствующую в общероссийских классификаторах или представляющую собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
Порядок разработки, принятия, учета, ведения, опубликования и применения отраслевых (ведомственных) классификаторов устанавливают министерства, ведомства.
Классификаторы предприятий разрабатываются в тех случаях, когда они включают информацию, содержащуюся в унифицированных формах документов предприятий, отсутствующую в общероссийских и (или) отраслевых классификаторах, в которых допускается дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
Порядок разработки, принятия, учета, ведения, опубликования и применения классификаторов предприятий устанавливают сами предприятия.
Применение международных классификаторов обеспечивается путем полного или частичного включения их содержания в отечественные классификаторы, либо путем разработки переходных ключей.
Гармонизация классификаторов достигается путем группирования экономико-статистических данных при разработке национальных классификаторов в соответствии с международными классификаторами. Отражение национальных особенностей стран осуществляется по установленным международными организациями правилам или рекомендациям.
Для установления взаимного соответствия содержания группировок национальных и международных классификаторов разрабатываются переходные ключи (перекодировочные таблицы).
В переходных ключах содержится информация о том, каким позициям (кодам) национального классификатора соответствуют коды международного классификатора и наоборот. Вследствие использования зачастую в классификаторах разных признаков классификации, увязка кодов не всегда является однозначной. В этих случаях в переходных ключах приводится поясняющая информация, дающая описание » входимости» объектов информации.
Ведение классификатора заключается во внесении в него изменений, касающихся включения, аннулирования или изменения содержащихся в нем кодов, группировок или иной информации, являющейся его частью.
Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, в приложения, в пояснения, раскрывающие содержание группировок, в определения категорий, используемых в классификаторе.
Изменения основываются на законодательных и нормативных актах, разрабатываемых органами государственной власти и управления Российской Федерации, отечественных, зарубежных и международных стандартах, документах директивного характера, межведомственных системах документации.
Изменения по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации разрабатываются министерствами, ведомствами Российской Федерации, ответственными за ведение соответствующих классификаторов. Проекты изменений к общероссийским классификаторам утверждаются по поручению Госстандарта России Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
Информационное обслуживание пользователей изменениями по общероссийским классификаторам осуществляется ВНИИКИ Госстандарта России, Вычислительным центром Госкомстата России и организациями, на которые министерствами и ведомствами возложены эти функции.
Общероссийские классификаторы в зависимости от их состава, содержания и назначения применяются в статистике, финансовой и банковской деятельности, таможенном деле, стандартизации и других сферах экономики.
Применение кодов и наименований группировок общероссийских классификаторов осуществляется в межведомственных формах документов, входящих в следующие унифицированные системы документации: организационно-распорядительную; банковскую; финансовую, учетную и отчетную бухгалтерскую документацию бюджетных учреждений и организаций; отчетно-статистическую; учетную и отчетную бухгалтерскую документацию предприятий; документацию по труду; документацию Пенсионного фонда Российской Федерации; внешнеторговую документацию.
Систематизированные в классификаторах виды объектов технико-экономической и социальной информации используются для организации информационных фондов и баз данных в государственных и негосударственных информационных системах на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне местного самоуправления.
В государственной статистике классификаторы служат метаинформационной основой ЕГРПО, а также используются для разработки данных при проведении федерального государственного статистического наблюдения.
В государственной статистике используется как система нормативно-справочного обеспечения комплексов электронной обработки экономико-статистической информации; для решения задач, связанных с формированием регистров, реестров, кадастров, каталогов, сводно-группировочных таблиц, перечней однородных элементов данных. Обеспечивает актуализацию информации по классификаторам на федеральном уровне и в банках данных региональных органов государственной статистики.
АБК функционирует на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России с применением телекоммуникационных средств связи.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Лекции о МДК «Теоретические основы товароведения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МДК 03.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВАРОВЕДЕНИЯ
У важаемый студент!
Сегодня мы с вами продолжаем изучать междисциплинарный курс «Теоретические основы товароведения». И впереди нас с вами ждет много интересного.
Изучая данный модуль, Вы будете :
методы товароведения, их характеристику, разновидности и назначения;
системы классификации и кодирования товаров;
кодирование товаров: основные понятия, назначение, структура кода;
основные виды классификаторов, их структуру и назначение;
классифицировать потребительские товары иерархическим и фасетным методами классификации;
идентифицировать объекты с помощью штрихового кодирования;
применять в профессиональной деятельности виды классификаторов
познакомитесь со следующими темами:
Товароведная классификация товаров
УЭ 1. Изучите теоретический материал.
Тема 1 «Методы товароведения»
Классификация методов научного познания
Классификация как метод товароведения
1. Классификация методов научного познания
Метод (от греч. methodos ) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности. Классификация методов, применяемых в товароведении, показана на рис. 1. В данной теме рассматриваются только методы научного познания.
Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения – товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы научного познания.
Эмпирические или экспериментальные методы – методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.
В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные — физические, физико-химические, химические, биологические; органолептические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.
Измерительный метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Рис.1. Классификация методов, применяемых в товароведении
Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.
Аналитические методы – методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.
Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами.
В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары. Диагностика причин возникновения различных товарных потерь, распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении.
Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п.
Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.
Методы систематизации – методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке.
Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.
Основополагающие методы систематизации – идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодирование.
Идентификация – метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой.
Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков.
Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам.
Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.
2. Классификация как метод товароведения
Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Общими правилами построения классификации следует считать:
установление цели классификации;
выбор метода классификации;
определение классификационных признаков;
установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
определение числа ступеней классификации (количество фасет).
Объект — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.
Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.
Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.
Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.
Рис. 2. Классификация по иерархическому методу.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.
При иерархической системе классификации товары подразделяют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.
Клеи классифицируют на:
Природные клеи (1) подразделяют на:
В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).
К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т.д.
Подобным образом классифицируются другие виды клеев, например, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термопластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т.д.
Назовем правила классификации объектов при иерархическом методе:
Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.
На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.
Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.
Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней
и глубины.
Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени классификации группируют только по одному классификационному признаку. Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).
При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод классификации. При фасетном методе классификации исходное множество подразделяют на подмножества по независимым (параллельным) признакам, которые можно изменять, дополнять, объединять в соответствии с меняющимся характером решаемых задач.
Термин произошел от французского слова Facette- грань отшлифованного камня. Действительно как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.
При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.
Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.
Вышеуказанная группа «Клеи» может быть, например, с использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 3.
Рис. 3. Фасетный метод классификации
В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов классификации.
Так же примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.
Пример. Давайте с вами построим классификацию ассортимента посуды фасетным методом.
Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл.1).
«Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации»
Последовательное деление множества на подмножества с взаимосвязанным подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации
Малая гибкость. Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров
Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки
Группировки не подчинены друг другу. Трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта
Каждый метод классификации имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации. Таким образом, преимущества одного метода выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга.
3. Кодирование товаров
Код — это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.
Кодирование – это образование и присвоение кодового обозначения объектом классификации, признаком классификации и классификационным группировкам.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
— облегчает обработку технико-экономической информации;
— повышает эффективность функционирования автоматических систем управления;
— способствует упорядочению объектов классификации.
Значимость кодирования возросла в последнее десятилетие в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.
Различают регистрационные и классификационные системы кодирования.
При использовании регистрационной системы кодирования объектам присваиваются порядковые номера (числа натурального ряда). Разновидностями этой системы является порядковые и серийно-порядковое кодирование.
Использование классификационного метода предполагает предварительную классификацию объекта с тем, чтобы каждый знак кода характеризовал определенную классификационную группировку.
При этом используют последовательный и параллельный методы кодирования соответственно методом классификации объектов.
Последовательный метод кодирования применяют для объектов, разделенных по иерархическому методу. При этом кодовое обозначение каждой нижестоящей группировки образуется добавлением соответствующего количества знаков (разрядов) к кодовому обозначению вышестоящей группировки.
Параллельный метод кодирования применяется для обозначения объектов, подразделенных по фасетному методу и при сочетании этого метода классификации с иерархическим методом.
С развитием систем обработки информации одновременно развиваются и способы кодирования.
К числу современных способов кодирования относятся:
— коды на магнитных полосках;
— кодирование методом оптического опознавания знаков;
Коды на магнитных полосках широко используют, например, в кредитных карточках. Преимуществом этого способа является большая плотность информации и ее высокая модифицируемость.
Метод оптического опознавания не нашел широкого применения из-за высокой стоимости, многочисленных технических ограничений. Этот метод чаще используется в бланках, где считывающую головку легко установить именно в нужную точку.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
код должен иметь определенную структуру построения;
код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.
Структура кода состоит из следующих элементов:
основание кода – это число знаков в алфавите кода;
разряд кода – это позиция знака в коде;
длина кода – характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.
Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают: цифровой, буквенный буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.
Цифровой алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам «Молоко сгущенное» Общероссийским классификатором продукции присвоен код 67.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности — Н.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи — С4.
Число знаков в алфавите кода называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом..
Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.
Условное обозначение в структуре кода — это цифра, буква, штрих или пробел,.
Пробел — определенное расстояние между знаками которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В штрих-кодах цифровую информацию несут Ширина штрихов, пробелов и цифры внизу.
Структура кода характеризуется также длиной.
Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например 543121 1211 имеет длину кода 10, а основание — 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп) Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.
При кодировании продукции предпочитают код десятиразрядный цифровой. Применяемый в ОПК код удобен для машинной обработки информации.
Различают регистрационные и классификационные системы кодирования.
Штриховое кодирование товаров.
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений.
Значимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций:
автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;
информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов в табл.
«Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах»
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Контрольное число рассчитывается следующим образом:
-начиная с крайней правой, складываются цифры (исключая само контрольное число), стоящие на четных позициях (этап 1);
-результат первого действия умножается на три (этап 2);
-складывают цифры, стоящие на нечетных позициях (этап 3);
-складываются результаты 2-го и 3-го действия (этап 4);
-определяется контрольная цифра, представляющая собой разность
между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10 (этап 5)
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования.
Для примера штриховой кодировки рассмотрим сигареты Pall Mall, изготавливающиеся под контролем БАТ Россия (Москва).
Код страны 460, что по таблице кодов стран местонахождения банка данных о штриховых кодах соответствует СНГ.
Код изготовителя 0 422, где 0 указывает на то, что товар произведен под товарным знаком Pall Mall (British American Tobacco Brands), а 4 указывает на производителя (БАТ Россия). Цифры 22 говорят о том, что товаром в данном случае являются сигареты с фильтром, класс первый, марка Pall Mall Lights.
Контрольное число предназначено для проверки правильности штриховой кодировки (сначала складываются нечетные цифры, сумма умножается на 3, к ней прибавляются четные цифры (кроме контрольной), от полученного числа отнимаются десятки. Полученное число при отнимании его от 10 должно дать контрольную цифру). В нашем случае в этом легко убедиться:
Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.
Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.
Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость.
Позиция классификатора — наименование и код классификационной группировки или объекта классификации.
Емкость классификатора — наибольшее число позиций, которое может содержать лассификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обозначающая количество свободных позиций в классификаторе. Классификаторы подразделяют на категории.
Категория классификатора — признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной группе в зависимости от уровня его утверждения и сферы применения. Различают классификаторы общероссийские, отраслевые и предприятий.
Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ).
Отраслевой классификатор — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли.
Классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия. Наиболее широко распространены общероссийские классификаторы. В настоящее время в нашей стране применяют следующие виды общероссийских классификаторов ( OK ): OKOHX — ОК отраслей народного хозяйства; ОКПО — ОК предприятий и организаций; ОКП — ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции; ОКСТУ — ОК стандартов и технических условий; ОКУН — ОК услуг населению.
ОКОНХ и ОКПО применяют при представлении статистических данных в заинтересованные государственные органы (Госкомстат и др.) для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т. п. Классификация и кодирование товаров (продукции) осуществляются с помощью ОКП, поэтому остановимся на этом виде ОК более подробно.
Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов), невозможностью ее учета без применения ЭВМ. ОКП служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В ОКП товарная продукция систематизирована в виде классификационных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов.
ОКП состоит из двух частей: классификационной — К-ОКП и ассортиментной — А-ОКП. К-ОКП — свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского
характера. А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента.
Классификационная часть ОКП была издана в 1985 г. и включала около 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При построении ее был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на пять ступеней классификации — класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. Последняя ступень классификации конкретизируется в ассортиментной части ОКП и представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции. Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Например, код 81-90 присвоен продукции легкой промышленности (пряжа, ткани, изделия швейные, трикотажные и кожаные, меха, обувь и т. п.); 91-92 — продукции пищевой промышленности (продукты молочные, мясные, рыбные, хлебные и т. п.); 97-98 — продукции растениеводства и животноводства.
Вторая ступень классификации — подклассы, конкретизирует содержание класса.
Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4-, 5- или 6-м разряде кода. Глубина классификации определяется необходимым и достаточным количеством признаков, позволяющих решить задачи использования классификационных группировок. В ассортиментной части — А-ОКП применяются все последующие 5-, 6- и 7-й разряды кода. Если какую-либо продукцию трудно отнести к одной из классификационных группировок, то ее включают в дополнительную группировку с названиями «прочая» или «различного назначения», например, 21 9000 — «Удобрения прочие».
Для поиска классификационных группировок ОКГ по наименованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Высшим классификационным группировкам Общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ВКГ ОКП)», который представляет собой перечень наименований продукции, рас- положенных в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок. Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду. В А-ОКП применяют все разновидности метода кодирования, но наиболее часто — порядковый и серийно-порядковый. Последовательный и параллельный методы кодирования практически продолжают классификацию продукции в ассортиментной части, поэтому их применение допускается при сравнительно небольшой номенклатуре кодируемой продукции.
Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наименования изделия по нормативному документу (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ).
Тема 2 « Товароведная классификация товаров»
Классификационные группировки товаров их виды и признаки.
Общая классификация продовольственных товаров.
Общая классификация непродовольственных товаров.