Что такое субъективное знание

Субъективное знание

Смотреть что такое «Субъективное знание» в других словарях:

СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое внутреннее достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С.… … Философская энциклопедия

СУБЪЕКТИВНОЕ — СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект … Современная энциклопедия

СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект … Большой Энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВНОЕ — СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект … Энциклопедический словарь

Субъективное — СУБЪЕКТИВНОЕ, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ — подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Знание характеризует относительно верное отражение реальности в мышлении человека. Оно демонстрирует обладание опытом и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

САМОСОЗНАНИЕ (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности Я как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само по… … Социология: Энциклопедия

subjective knowledge — Субъективное знание … Вестминстерский словарь теологических терминов

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

Гегель Георг — Жизненный путь Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… … Западная философия от истоков до наших дней

Источник

Субъективные знания: характеристики и примеры

Содержание:

В субъективное знание Это то, что рождается из содержания индивидуального разума людей. Он основан на концепции субъективности и связан с концепцией реальности, которая исходит из конкретного восприятия каждого человека.

Например, «вера в существование Бога» является субъективным знанием, поскольку это утверждение не может быть подтверждено данными, подтверждающими его. Для гуманитарных и социальных наук субъективное знание является частью исследования, однако иногда его можно заменить объективным знанием.

Приоритет одного над другим также связан с типом проводимых исследований. Например, если вы хотите провести исследование, чтобы узнать поведение покупателя в отношении продукта, вы обнаружите, что восприятие покупателя варьируется от человека к человеку.

Это связано с тем, что это мнение основывается на личном опыте каждого из них с продуктом, то есть субъективных знаниях, которые каждый человек имеет о предмете.

Характеристики субъективного знания

Поскольку этот элемент исходит из субъективности, важно подчеркнуть, что с философской точки зрения он связывает сознание, влияние, личность, реальность и истину.

Субъективность связана с такими процессами, как сознательный опыт, чувства, убеждения и желания, которые позволяют генерировать точки зрения.

Также часть силы действия, которое может иметь место над какой-либо сущностью или объектом. Он также включает идеи, ситуации или вещи, которые человек считает истинными.

Среди характеристик субъективного знания можно отметить:

— Субъективное знание связано с ожиданиями, восприятием и пониманием культуры и убеждений, которые генерируются человеком или под влиянием которого он исследует внешнее явление.

— Это происходит из личных мысленных событий, которые принадлежат каждому человеку в отдельности и который действительно может их пережить. Включает такие области, как чувства или ощущения.

Например, восприятие насекомых может варьироваться в зависимости от типа человека, который с ними взаимодействует: арахнофоб будет иметь определенный опыт взаимодействия с пауками, который сильно отличается от человека, который не страдает какой-либо фобией по отношению к ним.

— Это не требует доказательств, поскольку то, что фиксируется или воспринимается человеком, является частью его собственных знаний, порожденных их ментальным содержанием, и не допускает внешней проверки.

— Это связано с тем, насколько человек думает, что он что-то знает. Умберто Матурана, современный философ, утверждает, что в отношении «знания» люди «думают, что знают», потому что нет сознания, что они на самом деле «верят, что знают» что-то.

— Субъективность связана с идеями как с особым способом понимания реальности каждым человеком.

— Он рождается из индивидуального опыта, который превращает субъективное знание в личный и личный аспект.

— Это не тот опыт, которым могут поделиться разные люди. Например, ощущение тепла человеком в комнате, где температура не изменилась, не является восприятием, которое могут разделять все люди в этом месте, и становится независимым переживанием в рамках объективной реальности.

Различия между субъективным и объективным знанием

— В мире науки объективное знание преобладает над субъективным, потому что в каком-то смысле субъективное понимается как ненастоящее знание.

— В рамках исследований в области гуманитарных и социальных наук субъективный элемент обычно объединяется, чтобы иметь возможность собрать ценную информацию о явлении или объекте исследования. Таким образом, субъективное знание признается заявленным, а цель проверяется.

— На объективные знания не влияют личные чувства, вкусы или предпочтения. Субъективное знание включает в себя личный опыт, чувственное и культурное восприятие, а также все, что возникает в результате умственных процессов людей.

— Объективные знания поддаются проверке и могут быть признаны истинными в обобщенном виде. Это контрастирует с субъективным знанием, которое не ориентировано на проверку и которым нельзя делиться в общих чертах, поскольку оно производится на основе личного и индивидуального опыта или восприятия.

Примеры субъективного знания

Субъективное знание, генерируемое человеком, исходит из того, что, по его мнению, он знает о чем-то, в отличие от объективного, основанного на том, что известно доказанным и доказанным образом.

Некоторые примеры субъективного знания могут быть

-Мнения. Человек может утверждать, что фильм скучный или медленный, однако это личное мнение, которое может варьироваться в зависимости от того, кто смотрит фильм.

Напротив, продолжительность фильма, например, будет типом объективного знания, поскольку это доказанный факт, который можно подтвердить.

-Убеждения. В культуре, религиях и некоторых увлечениях также существует множество субъективных знаний.

Например, в случае с суевериями утверждение, что спуск по лестнице или просмотр разбитого зеркала может вызвать неудачу, является типом субъективного знания, которое исходит из убеждений.

Невозможно доказать, что неудачи действительно случаются таким образом, и это основано только на том, что человек думает, что он знает. Суеверия часто используются как способ объяснения явления, когда не найдено логических оснований.

Интересные темы

Ссылки

Греческий театр: история, элементы, костюмы и маски

Могут ли существовать зомби? Наука дает нам ответ

Источник

Субъективное и объективное знание в теориях познания

Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание

Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание

Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание

/Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. С._Пб., Питер, 2006, с.35-40/.

Раскрытие законов развития научного знания и выработка критериев различения объективного и субъективного в результатах познания — важнейшие направления методологии науки в XX столетии. Научное знание — как объективно установленные факты или надындивидуаль­ные схемы познания и теоретизирования, стоящие за их получением, — является опосредствованным.

Субъективное знание— это система представлений субъекта о не­посредственно знаемом, т. е. получаемом в результате непосредствен­ного наблюдения за внешним миром или во внутреннем плане движе­ния мысли.

Хотя объективное знание невозможно вне или безотносительно к субъективному, логика и рост его не могут описываться психологи­ческими концепциями.

Психологизм— это введение в теорию познания таких представле­ний о роли субъективного знания, которые оправдывают смешение субъективного и объективного в знании. На этапе, когда психология еще не выделилась из философии, это было также путем преодоления схоластики и метафизического взгляда на мир.

С «психологизмом» Д. Юма (1711-1776) боролся И. Кант (1724-1804), а в новейшее время его критиковал К. Поппер, отстаивавший возмож­ность построения объективного знания. Опираясь на идеи Дж. Локка и Дж. Беркли, Юм пытался встать над борьбой материализма и идеа­лизма. Позже (в главе 3) он будет представлен как сторонник ассоцианизма, потому что в отличие от Локка считал ассоциацию преобладаю­щим механизмом работы сознания. Будучи сенсуалистом и агностиком, он отдавал первенство опыту и с презрением говорил о гипотезах (о нем мы будем говорить в главе 8, когда речь пойдет об описатель­ной психологии В. Дильтея).

В теории познания Д. Юма была заложена двойственность в отно­шении к процессу и результатам научного знания. С одной стороны, все, что потом представлено в научном знании, первоначально пред­ставлено как знание субъективное. С другой стороны, законы индук­ции позволяют строить человеку обобщение, предвосхищая то, что будет происходить при тех же условиях в будущем, т. е. в качестве ло­гических законов они позволяют человеку раскрывать объективное знание.

Позже Кант ввел понятие антиномий, учитывая неразрешимость проблемы переноса субъективно воспроизводимого знания на объек­тивное положение вещей в мире.

Антиномии — это противоречащие друг другу, но одинаково дока­зуемые суждения, выступающие возможными ответами на вопросы, которые ставила рациональная космология, в частности:

• о конечности или бесконечности мира во времени и пространстве;

• о законе причинности или свободе причинности.

М. К. Мамардащвили (1930-1990) считал, что на самом деле пробле­му причинной детерминации поставил еще Декарт, а Кант, который не­посредственно не опирался на Декарта, «воспроизвел картезианскую революцию в самоопределении мысли», переформулировав проблему следующим образом: «. существует ли причинная связь между А и Б

в общем виде?» [Мамардашвили, 1992, с. 100-101 ]. Это возвращало к по­ставленной Декартом проблеме: если временные моменты дискретны, то из предыдущего не может ничего вытекать в последующем. То, что имеет место сегодня (будь то восход солнца или состояние добродушия на данный момент), не может быть причиной того, что будет завтра, а то, что есть сегодня, не является следствием того, что было вчера.

Обоснование Декартом теории непрерывного творения мира стави­ло под вопрос само понимание причинности и возможности познания этого мира.

Кант вписал в нее недостающее звено — «врожденные идеи».

К. Поппер (1902-1994), прошедший путь от психолога (с защитой работы по творческому мышлению у К. Бюлера) до крупнейшего ме­тодолога науки и эпистемиолога, наиболее четко выразил позицию, согласно которой нельзя смешивать законы индивидуального позна­ния и законы развития науки как познания, ведущего к объективному знанию. Он, рассматривая основные этапы становления проблемы воз­можности объективного знания, показал следующее. Необходимо четко различать логическую и психологическую трактовки законов индук­ции. Д. Юм считал именно логическую постановку проблемы индук­ции неразрешимой. Действительно, каким образом можно оправдать прорыв в обобщении, который делает человек, выводя общее при ана­лизе последовательности частных явлений? Логически именно сам этот прорыв не поддается доказательству как схема правильного, или до­стоверного вывода в мышления. Многократное эмпирическое подтверж­дение того или иного факта (или многократное наступление одного и того же события) позволяет выводить лишь эмпирические, т. е. наблю­даемые, закономерности.

Что такое субъективное знание. Смотреть фото Что такое субъективное знание. Смотреть картинку Что такое субъективное знание. Картинка про Что такое субъективное знание. Фото Что такое субъективное знание

Законосообразность — это уже другой аспект рассмотрения повторя­емых событий: интерпретация их с точки зрения какого-либо закона. Законы же в науке представляют собой дедуктивные конструкции (к этому мы вернемся в главе 4). И объяснение эмпирических законо­мерностей строилось в науке всегда иным путем — от общего к частному.

Индуктивно законы не выводятся, потому что никакая повторяемость сама по себе не делает событие необходимым. Эта необходимость рас­крывается в ином контексте — представленности сущностного в единич­ном. Индукция— обобщение от частного к общему — ничего не говорит о сущностном, т. е. не может раскрывать закон. Другой вопрос, что ин­дуктивно выявленные закономерности могут учитываться в процессе построения научных гипотез. Сама же гипотеза будет означать наступ­ление догадки о том сущностном, что лежит в основе повторяемости. Психологическая трактовка законов индукции означает следующее. Чувство уверенности, или вера, — вот то основание, согласно которо­му человек делает индуктивные выводы. Он верит, что если событие многократно наступало, то при тех же обстоятельствах следует ожи­дать его наступления и в дальнейшем. Потребность человека в законо­мерностях, их ожидание — другая предпосылка, толкающая человека в направлении индуктивного построения научного знания. Таким об­разом, проблему индукции можно трактовать как психологическую проблему возникновения прагматической веры в нечто, тесно связан­ное с действием и с выбором между возможными альтернативами.

В логическую постановку проблемы индукции критерий веры не входит. И то событие, в наступление которого человек не верит, т. е. не рассматривает в качестве серьезной альтернативы, не включается им в схему вывода (как не соответствующее прагматической вере). К. Поппер демонстрирует это на примере известного индуктивного вывода, связанного с ожиданием любого человека, что завтра вновь взойдет солнце. Солнце может завтра все-таки не взойти. например, потому что солнце может взорваться, так что никакого завтра не будет. Конеч­но, такую возможность не следует рассматривать «серьезно», т. е. праг­матически, потому что она не предполагает никаких действий с нашей стороны: мы просто ничего не можем тут поделать [Поппер, 2002].

Итак, остановимся на том, что объективное знаниене сводится к эмпирически выверенным закономерностям. При этом возникают две проблемы. Первая — проблема объективного наблюдателя. В неклас­сический период развития науки она стала обсуждаться как проблема искажения знания в процессе познания его субъектом, как зависимость научного знания от используемого метода. Вторая — проблема истин­ности научного знания. И здесь в методологии обсуждению подлежа-. ли разные аспекты проблемы истинности.

С одной стороны, это проблема существования законов (в кото­рых и представлено объективное знание) именно как субъективно формулируемых, т. е. не существующих вне зависимости от познаю­щего субъекта. Законы устанавливаются человеком вне акта позна­ния, т. е. «в природе» они не существуют («объективно» означает здесь — вне акта их установления). С другой стороны, это проблема включенности критериев объективного (как надындивидуального и сущностного знания) уже в процесс субъективного, или психологи­ческого, познания.

В связи с последней постановкой проблемы вернемся к классиче­ской стадии представления научного знания. При этом мы увидим, что проблема объективного знания так или иначе оказывается связанной с пониманием того, что такое рациональность (в познании).

В истории Нового времени декартовское kogito («мыслю» из мыс­ли-бытия — «мыслю, значит, существую») превратилось в идею гармо­нии, названной рациональностью. Латинское ratio означает «пропор­ция», «мера». Именно духовное усилие претворяет неопределенность в некую гармонию, т. е. мысль вырывает человека из хаоса — хаоса не­знания. М. Мамардашвили обсуждает первый из выделенных аспек­тов — возможность осмысления устройства мира («интеллигибельность», или умопостигаемость), вводя далее представление о роли культуры и науки как механизмов воспроизводства надындивидуаль­ного знания. Такое современное понимание рационализма выводит его за рамки отдельного философского направления.

Рационализм— философское направление, признающее разум ос­новой познания. В этом аспекте рационализм противопоставляется эмпиризму как сенсуализму с его признанием только чувственной дан­ности знания. Но в более широком смысле эмпиризм также выступает как объединительное начало для ряда теорий познания.

Эмпиризмкак направление в теории познания признает чувствен­ный опыт источником всякого знания. От такого понимания эмпириз­ма идет представление об эмпирическом исследовании как дающем фактическую основу для научных обобщений и высказываний.

Эмпирическое и теоретическое знание различным образом соотно­сились в ходе развития науки. Уже на классическом этапе научное по­знание опирается на эмпирический базис, позволяющий оценивать пра­вомерность теоретико-понятийного состава научного знания.

От рационализма следует отличать априоризм,который выводит критерий истинности знания за пределы разума и опыта.

Априоризм предполагает знание предшествующим опыту и незави­симым от него.

Однако сначала рассмотрим те существенные шаги в выработке критериев объективного, не сводимого к субъективному (эмпириче­скому) знания, которые сделала немецкая классическая философия. И. Кант вложил критерии объективности в сами схемы познания че­ловеком окружающего мира. В его идеалистической теории позна­ния измерения (категории) пространства и времени даны человеку априорно. И рациональность познания заключена уже в самом про­цессе получения эмпирических данных. Действовать же с рациональ­но принятыми законами можно и вне контекста индуктивных дока­зательств.

Кант понимал, что отрицательное решение Юмом проблемы индук­ции уничтожает рациональность оснований ньютоновской динамики — основополагающей теории классической науки. И он придал юмовскому закону индукции статус априорно действующего закона. Кант разделил все предложения, в том числе и научные высказывания, во-первых, по критерию их простоты. Далее неразложимые высказывания он назвал аналитическими, а составленные из них — синтетическими. Для оценки истинности высказываний важно, что истинность или ложность про­стых высказываний можно установить в рамках логики, или исчисле­ния высказываний. Во-вторых, он предложил рассматривать любое пред­ложение или высказывание по критерию их притязаний на истинность, или верность, как априорные и апостериорные.

Априорные высказывания — это высказывания, не нуждающиеся в эмпирической проверке, поскольку они изначально принимаются как верные.

Апостериорные высказывания — это эмпирически поддержанные, эмпирически верные высказывания.

Априорные аналитические высказывания являются верными по оп­ределению. Однако неясно, могут ли быть синтетические высказыва­ния верными априорно? Кант ответил, что да, могут. Синтетическими и верными априорно он считал арифметику, геометрию и принцип при­чинности (т. е. значительную часть ньютоновской физики).

При этом он исходил из того, что человеческий интеллект изобре­тает и накладывает свои законы на «чувственную трясину», наводя тем самым порядок в природе. Рациональность задана, таким образом, в априорных структурах познания человека. К. Поппер указывает, что эта дерзкая теория рухнула в тот момент, когда стало ясным, что в но­вой картине мира ньютоновская теория, в свою очередь, оказалась лишь одной из гипотез, а не априорным знанием.

Если согласно теории познания Канта объективное дано в субъек­тивном (посредством априорного знания), то в неклассических пара­дигмах субъективное оказалось включенным в процесс создания объек­тивного.

Источник

Объективное и субъективное знание

Чтобы квалифицировать знание как истину, оно должно быть принято всеми людьми во все времена. Объективный подход пытается достичь этого, устраняя по возможности все изменения, вносимые внутренним состоянием наблюдателя. Это есть принцип объективности и основа западной науки. Субъективный же подход пытается достичь постоянства и последовательности, создавая такое состояние сознания, которое одинаково для всех и устойчиво к изменениям во внешнем мире. Это требует развития полного сознания, сохраняемого во всем восприятии, т.е. развития Самореализации.

Объективный и субъективный подходы к знанию могут выглядеть очень разными при поверхностном рассмотрении, но при углублении видно, что они являются подобными. Чем больше западная наука углубляется в тонкие уровни мироздания, тем больше схожи утверждения учёных и утверждения мистиков, достигших того же уровня знания путем субъективного исследования реальности.

Он верит, что естественный результат пережитого испытания до полного образования есть развитие постоянно расширяющегося сознания и установление сознания, выражающего идеалы человеческой силы, сострадания, стабильности, созидания и реализации.

ТМ, давая глубокий отдых всему организму, растворяет глубоко укоренившиеся стрессы, оздоравливая тело, очищая и организуя разум. С более ясным умом, человек открывает чистое «Я», лежащее в основе всей умственной деятельности. Это дает основу нескольким высшим уровням сознания. В трансцендентальном сознании, достигаемом во время медитации, ум полностью спокоен, человек осознает одно чистое «Я». Путем регулярного чередования медитации и обычной деятельности достигается состояние, в котором осознание чистого «Я» сохраняется и без медитации. Это есть пятое состояние сознания. Дальнейшее развитие влечет постепенное очищение восприятия внешнего мира, прежде чем окончательно в седьмом состоянии сознания человек осознает «Я» не только внутри себя, но и во всем окружающем.

ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО

Если уж внутреннее создание вошло во внутреннюю тишину, то «все становится возможным». На Западе стремятся «опустить» все на наш собственный уровень понимания того, что может быть возможным. Следовательно, мы могли бы согласиться, что просветленный человек есть вечно исполненный в единстве со всем мирозданием, он не способен ни кому причинять страданий. Но то, что посвященный человек может идти по воде, становиться невидимым или летать, противоречит законам физики и, следовательно, рассматривается как невозможное.

На протяжении веков йоги и просветленные мудрецы утверждали, что человек достигает высокой ясности сознания и, кажущиеся невозможными способности, действительно развиваются. Такие способности, как интуиция, телепатия, ясновидение, предвидение, владение собственным телом могут развиться так же как и хождение по воде и левитация.

Многие христианские святые демонстрировали столь потрясающие способности. Ведь Римская Католическая Церковь выдвигает чудотворство как один из критериев для официальной канонизации святого. Святой в течение жизни должен прилюдно творить чудеса. Святая Тереза из Авилы была настолько способна к самопроизвольной левитации, что ей требовались несколько монахинь, удерживающих ее за одежду во время молитвы, чтобы не дать ей подняться в воздух. Однажды, во время ее беседы с Сан Хуаном де ла Крус через решетку монастыря, оба святых были в таком духовном блаженстве, что поднялись в воздух в экстазе. Сан Хуан, держась за стул, безуспешно сопротивлялся поднимающей его силе, св. Тереза все еще на коленях, каким-то чудом висела в воздухе над землей.

Такой же случай самопроизвольной левитации произошел с одним итальянским священником. Он также входил в экстаз во время службы и как бы парил в воздухе, часто приземляясь на галерею внутри церкви. Считается, что Будда обладал даром не только подниматься в воздух, сидя со скрещенными ногами, но и появляться одновременно в нескольких местах, растворяясь в воздухе, ходить по воде. Многие буддийские монахи были наделены такими силами, называемыми на Востоке Сиддхами (силами). Буддийские тексты традиционно содержат восемь великих Сиддх:
— Сжиматься до размеров атома.
— Становиться достаточно легким, чтобы парить в воздухе.
— Становиться очень тяжелым.
— Доставать удаленные предметы.
— Обладать несгибаемой волей.
— Владеть телом и умом.
— Господствовать над элементами.
— Мгновенное исполнение любого желания

Считалось, что есть восемьдесят четыре Махасиддхи, т.е. канонизированных святых и неканонизированных в различных культурах, великолепно владевших всеми восемью великими Сиддхами.

В древней Индии такие явления, хотя они встречались нечасто, всегда воспринимались как допустимые. Упанишады и Веды никогда не подвергали сомнению выходящие за норму способности просветленных мудрецов, они принимались как естественное следствие интегрированного состояния сознания. В исламе также многие суфии умели лечить больных, знать чувства и мысли другого человека, появляться одновременно в нескольких местах, ходить по воде и т.д.

Йога-Сутры Патанджали

Наиболее полное описание таких возможностей можно найти в Йога-Сутрах Патанджали. Патанджали жил в Индии около 2000 лет назад и его Йога-Сутры принимаются за стандарт при трактовке философии Йоги. В третьей главе «Способности», Патанджали называет пятьдесят две Сиддхи, приходящие с просветлением, и описывает особые техники, с помощью которых они развиваются. Кроме тех, о которых уже упоминалось, Пантанджали называет следующие:
— Знание предыдущих рождений.
— Развитие дружеских чувств, сострадания и т.п.
— Подавление голода и жажды.
— Интуиция.
— Выход из тела по собственной воле.
— Излучение яркого света.
— Знание устройства и движения звезд.
— Сила слона.
— Понимание звуков всех существ.

И хотя множество людей читали его инструкции и многие пытались следовать им, очень немногим удалось достичь таких способностей. Есть, по-видимому, две причины этих неудач: нужно правильно понять его инструкции и быть в особом состоянии сознания.

Идея синтезирования этих трех способностей может показаться на первый взгляд противоречивой. Если ум находится в Самадхи, то воцаряется полная ментальная тишина, внимание не удерживается ни на каком предмете, и вроде бы нет никакой возможности, чтобы ум плыл по заданной идее. В результате многие попытки следовать инструкциям Патанджали соединяя три вместе, у многих людей приводили к тому, что сама попытка полностью разрушала возможность Самадхи. Многие переводы Йога-Сутры определяет слово Самиама как «концентрация», но концентрация на усилии приведет лишь к новым усилиям. Поэтому многие из тех, кто пытался следовать инструкциям Патанджали, терпели неудачу в достижении желаемых результатов, и все заканчивалось сомнениями в достоверности техники.

Механизм ТМ-Сидхи

Одна из техник, которую описывает Патанджали, ведет к «знанию тончайших предметов и вещей, скрытых от взора или находящихся на больших расстояниях». ТМ-медитирующие, занимающиеся этой техникой, обнаружили, что могли проверить ее эффективность, называя, что спрятано в коробке, или видели «месторасположение» утерянных предметов. Один бизнесмен сообщил, что с помощью этой техники он «знает», происходящее на рынке ценных бумаг и может точно предсказать рыночный курс ценных бумаг. В другом случае человек мог «увидеть» подругу в другой стране и сказать, где сидит она, что на ней одето и обстановку комнаты.

Другая техника Патанджали ведет к знанию системы тела, и многие люди сообщали, что видят внутреннее расположение органов, часто могли обнаружить нездоровые места. Один человек обнаружил себя в собственном глазу и был способен наблюдать разнообразные структуры детально со всех сторон. Другие явления, получаемые при ТМ-Сидхи, позволяли видеть будущее и прошлое, подавлять жажду и голод, увеличивать чувствительность восприятия.

После занятий техникой, специально направленной на улучшение слуха, обнаружили повышение остроты слуха в среднем на три децибела, т.е. люди могли различать звуки вполовину тише, по отношению к их первоначальному уровню слуха.

В действительности многие люди, не занимавшиеся техниками ТМ-Сидхи, могли время от времени ощущать проявление таких способностей. Например, человек может внезапно почувствовать что-то о своем друге или родственнике, которых нет рядом, и знать, что происходит с ними в какой-то момент. Или, например, увидеть сон, который предсказывал, что должно произойти. Такие явления не исключительны и могут происходить, если ум находится в спокойном состоянии восприятия. Техники ТМ-Сидхи пробуждают естественный потенциал ума полностью и делают такие ощущения более регулярными.

Настоящий механизм работы техник все еще не очень ясен, и связи между специфическими инструкциями и тем эффектом, который они создают, часто кажутся эфемерными. Безусловно, должно быть больше взаимодействия мыслей на тонких уровнях ума, чем в действительности осознания. Ситуация очень похожа на наблюдавшуюся в ранней Йоге. Сначала мало что было известно о внутреннем функционировании тела. Было обнаружено влияние определенных поз на специфическое улучшение самочувствия. Не было известно, однако, что используемые позы имели физические воздействия на органы, в свою очередь, связанные с этими недугами. Как определенные позы достигали благоприятных результатов, оставалось долгое время тайной. Также и воздействия техник ТМ-Сидхи останутся загадочными и магическими еще долго, если мы не постигнем лежащих в их основе ментальных механизмов.

Сидхи полетов

Хотя движения выглядят как прыжки, трудно произвести такие прыжки в подобной позе. Артур Кестлер однажды наблюдал такие прыжки в буддистском монастыре, где монахи поднимались на метр в воздух, сидя в позе полного лотоса. Однако, он не связал это с развитием техник левитации, он просто принял это за хороший трюк.

Если бы мы не обладали знанием принципов аэродинамики, мы бы сказали, что самолет не может летать. Ведь 80 лет назад, люди не подозревали, что это возможно. Так же пока еще не понятно, как можно левитировать просто направляя сознание. Сознание находится почти полностью вне сферы интересов современной физики, которая в настоящий момент мало что может сказать о непосредственном взаимодействии разума и материи.

Наука в настоящее время претерпевает большие изменения и, хотя медленно, сознание принимается во внимание все больше и больше. Первый признак такого изменения появился с Принципом Неопределенности и открытием того, что сознание наблюдателя играло важную роль в любом физическом наблюдении и не может быть отделено от него. Целый ряд паранормальных явлений, многие из которых теперь общепризнаны, сильно ударили по старой материалистической модели. Сверхнормальные способности, проявляемые при ТМ-Сидхи, становятся все более распространенными и поддающимися проверке, вполне могут быть ключом к более широкому пониманию мира, синтезирующим физику и сознание.

ЭЭГ и Сидхи

Физологи из MERU (Европейский Исследовательский Университет Махариши) наблюдают ряд изменений у людей, занимающихся техниками ТМ-Сидхи. Наиболее интересные открытия сделаны в области волновой активности мозга (ЭЭГ). Глубокая медитация начинает показывать синхронную активность левого и правого полушария мозга, что было определено как «ЭЭГ Согласованность». Исследования, проведенные с людьми, занимающимися ТМ-Сидхи, показали, что явление согласованности нарастает и охватывает не только альфа-диапазон, но распространяется вниз к более низкому тета-диапазону и вверх к бета-диапазону. Согласованность очень сильна во время техники полета. Было обнаружено, что она расширяется по всему спектру активности мозга от нуля до 25Гц и выше 6 (эти измерения были сделаны в условиях лаборатории во время «прыжка», т.к. состояния «полета» еще достаточно редки).

Значимость занятий Сидхи можно сравнить с ценностью физических тренировок. Человек, который каждый день посещает спортзал и упражняется на трамплине, коне, брусьях, поднимает вес и т.д., обнаруживает, что через некоторое время он развивает всё свои мускулы и поддерживает отличную физическую форму, дающую ему возможность реагировать быстро, хорошо и гибко. Так и человек, занимающийся Сидхи регулярно, тренирует различные сферы ментального аппарата, поддерживает ум в более здоровом состоянии, чтобы в повседневной жизни он мог более полно использовать свои ментальные ресурсы. Вот в чем настоящая ценность этих техник.

Сверхнормальные возможности, появляющиеся в результате техник ТМ-Сидхи, следует рассматривать как побочный эффект, а не как цель. Сама Трансцендентальная Медитация способствует появлению интересных побочных эффектов, например, замедлению дыхания и даже полной его задержке. Но люди занимаются ТМ не для того, чтобы значительно снизить частоту и глубину дыхания, ею занимаются ради пользы, наблюдаемой в ежедневной деятельности. Так и ТМ-Сидхи техники не используют для приобретения сверхнормальных возможностей, а для общего развития сознания и гибкости ума.

Этика

Почти все люди, которых я встречал, и которые занимаются ТМ Сидхи, излучают большое чувство теплоты, любви и нежности. С такой любовью в сердце трудно причинить вред другому человеку или существу. И, возможно, наиболее значительный эффект в том, что любовь заразительна. Просто побыть среди этих людей достаточно, чтобы наполнить свое сердце теплом и любовью. А сегодня действительно миру нужна сердечность везде и во всем.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Люби мир как самого себя.
Тогда ты по-настоящему
сможешь волноваться обо всех вещах.

Выдвигаются много обвинений нашему потребительскому обществу, за широкомасштабное злоупотребление окружающей средой. Однако само по себе общество потребления основывается на нуждах и желаниях непросветленных людей. Реклама живет за счет человеческой потребности поддерживать свой искусственный и неадекватный имидж. Мы курим «правильные сигареты», пользуемся «тем, что надо», бензином, покупаем одежду с «правильной» этикеткой не потому, что действительно они иные, а потому что они укрепляют наше растущее чувство идентичности. Это не умаляет и не игнорирует политических факторов.

Таким образом, цикл продолжается. Невозместимые ресурсы отливаются по шаблону в предметы, которые нужны для временного подкрепления Эго, и когда их физиологическая ценность растрачена, они выбрасываются как мусор. Действуя так близоруко, мы настойчиво разрушаем чувствительные и сложные экологические системы, от которых мы так зависим. Если мы поступали бы так же с нашими телами, нас, несомненно, назвали бы сумасшедшими, но когда мы так поступаем с окружающей средой, все это прощается во имя прогресса.

Изменение парадигмы

Сейчас становится все более очевидно, что смена парадигмы нужна в промышленности, технологии, экономике и образовании. Настоящая модель, которая измеряет свой успех в рамках немедленного материального самоокупания становится все более неподходящей в теперешней глобальной ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *