Что такое субкультура при каких условиях она превращается в контркультуру
Субкультура и контркультура как разновидности культуры
Содержание:
↑ Субкультура как разновидность культуры
Участников субкультуры часто можно отличить по внешнему виду, манере поведения и общения. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды, в соответствии с которыми и будет создаваться культурный образ участников.
Учитывая это, можно выделить следующие субкультуры:
Субкультуры могут формироваться во всех сферах жизни общества. Большое распространение в мире получают молодежные субкультуры. Молодежь, как наиболее активная и восприимчивая социальная группа, зачастую первой воспринимает и перенимает новые формы и веяния современного развития, поэтому становятся главными участниками и носителями субкультуры.
Наиболее известные субкультуры (по материалам Психологос. Энциклопедия практической психологии):
↑ Контркультура
В середине ХХ века ряд субкультур стали выражать свои взгляды, которые вошли в конфликт с общепринятой культурой.
Первые подобные молодежные движения получили названия хиппи и панк. Основными особенностями контркультуры хиппи стали длинные волосы, пристрастие к рок-н-роллу, совместное проживание в коммунах, увлечение медитацией и восточной мистикой.
Такая форма субкультуры получила название контркультура.
Ее отличительной чертой является противопоставление и отвержение принятых в обществе норм и ценностей, политических и моральных устоев. Контркультура может привести к большим противоречиям и конфликтам в обществе. К подобному роду субкультур можно отнести преступные группировки, религиозные секты и т д.
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех её параметров.
Знание (картина мира в узком смысле слова), ценности, социальные институты как системы норм, навыки, умения, способы осуществления, методы, потребности и склонности, стиль и образ жизни :социальная роль и статусы.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодёжная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего всё новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодёжь.
Молодёжная культура — это культура демонстративного потребления. Её возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодёжная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Субкультура и контркультура
Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по:
— этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых)
— профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.).
Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол.
Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры.
Особое внимание в культурологии уделяется анализу молодежных субкультур.
Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей порой отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Они могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней.
Современные молодежные субкультуры проанализированы С.А. Сергеевым. К ним относятся:
— романтико-эскапистские (хиппи, индианисты, толкиенисты, с некоторыми оговорками – байкеры и диггеры);
— гедонистическо-развлекательные (мажоры, попперы, метросексуалы, готы, рокеры, музыкальные субкультуры);
— анархо-нигилистические-экстремистские (или радикально-деструктивные) – битники, панки, скинхеды;
— криминальные – преступная субкультура, хакеры.
Содержательный анализ молодежной субкультуры дан в монографии Н.Ю. Токовой «Молодежная субкультура и ее региональные аспекты» в которой субкультура рассматривается как результат процесса исторического развития культуры и ее демократизации в условиях индустриального общества.
Ценности субкультуры не означают противостояния открытого противостояния официальной культуре, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры.
Контркультура – (лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества («новые левые», хиппи, битники, хиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских.
В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения:
— отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре;
— используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).
Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.
Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
В советской истории в качестве контркультурных тенденций могут рассматриваться проявления «запрещенной», «самиздатовской» культуры, которые, критикуя официальную (социалистическую) культуру, привели к ее дискредитации и, в конечном счете, к разрушению. Носителем данных контркультурных тенденций была российская интеллигенция.
Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека. Следовательно, понятие «контркультура» не тождественно понятию «бескультурье» («варварство»), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие «контркультура» не тождественно и понятию «субкультура», поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур.
Субкультура и контркультура
Субкультура (от лат. Sub – под)- это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией
Виды субкультур
Субкультуры бывают различных видов. Одни оп-ределяются особенностями исторического разви-тия, другие — способами и формами культурной идентификации конкретных людей.
Остановимся на основном спектре современных субкультурных вариаций.
Корпоративные субкультуры. Различные социальные группы
различаются не только характером работы в общей системе разде-ления труда, но и «стилями жизни».
Религиозные субкультуры. Ярко выраженным примером суб-
культуры в современном мире могут считаться религиозные сек-ты.
Возрастные субкультуры. В коммунах хиппи, панков, рокеров, скинеров, баба
— «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить заново субкультуру от остальных субкультур, и культуры в целом;
— манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);
Контркультура — при определенных условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. сontra – против) – совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот американским социологом Т. Роззаком.
понятие контркультуры используется по крайней мере в двух смыслах.
Во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господству-ют в конкретной культуре. В этом значении термин «контркульту-ра» употребляется, когда речь идет о замене одного типа культуры другим. Так, раннее христианство может считаться контркультурой по отношению к господствовавшей на тот момент эллинистической культуре. Немирное сосуществование обеих культурных традиций, их продолжавшееся на протяжении нескольких веков противосто-яние закончилось, как известно, тем, что именно христианство в большинстве европейских стран стало официальной и магистраль-ной тенденцией. Таким же противостоянием культуры и контр-культуры может считаться период Ренессанса, когда рационалисти-ческий гуманизм, возникнув как контркультура по отношению к доминировавшему христианству, со временем занял ведущее поло-жение во всех сферах культурной деятельности.
Во втором, более узком значении слово «контркультура» упот-ребляется в контексте молодежных выступлений, вспыхнувших во многих ведущих мировых державах в конце 1960-хгг. Протест, отразивший критическое отношение к современной культуре, от-вержение ее как «культуры отцов», положил начало формирова-нию движения молодежи и интеллигенции, объединенных в особые коммуны. У движения сразу появились как сторонники, так и про-тивники.
Основные элементы контркультуры:
— «сексуально-революционная мистика тела».
4.4. Формы культуры:
Элитарная культура
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.
Составные части элитарной культуры:
— элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры – «Искусство ради искусства»;
— типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.).
Народная культура
В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской ( но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.
Еще одно название народной культуры – фольклор.
— локализован, так как связан с традициями данной местности;
— демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает:
По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:
Статья. «Субкультуры и культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Субкультуры и контркультуры
Григорьева Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска
1. Методы изучения субкультур и контркультур. 5
2. Социологический аспект молодежной культуры. 10
ж) Криминальные молодежные субкультуры. 22
4. Понятие к онтркультуры, ее место в духовно-нравственной сфере. 24
5. Условия перехода субкультуры в контркультуру. 26
Список литературы. 31
Актуальность темы исследования обусловлена состоянием современной социокультурной ситуации, культуры в целом и теми разнообразными тенденциями, которые в ней прослеживаются.
Многообразие и сплетение существующих на сегодня социокультурных элементов создают мозаичность культурного поля, в котором положение и значимость такого явления, как контркультура, не раскрыты. Одной из причин такой ситуации является неопределенность четких граней и отличий контркультуры от различных субкультурных объединений.
В связи с этим возникает необходимость культурологического исследования сферы действия и влияния этого явления в структуре культуры и социокультурного творчества, что позволит выделить характерные черты контркультуры и субкультуры, определить их место и значение в культуре России.
Предметом субкультуры и контркультуры России.
— изучение научной литературы;
— классификация субкультур России;
— анализ методов исследования;
— определение взаимосвязи субкультуры и контркультуры.
В работе нами были исследованы методы анализа, метод обобщения и синтеза. (Методы исследования: теоретико-методологический анализ педагогической и научно-методической литературы по данной теме; исторический анализ; статистическая обработка эмпирических данных).
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы любыми слоями общества с целью ознакомления с культурным фоном нашей страны.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие «контркультура» в настоящее время не имеет однозначности и достаточной четкости. Как со стороны российских, так и со стороны западных ученых оно раскрывается по-разному. Существуют исследования, посвященные этому явлению культуры, в которых непосредственно употребляется термин «контркультура» и обозначаются ее основные черты. Кроме этого, есть множество описаний, высказываний философов, историков, социологов, которые, исследуя ту или иную культурно-историческую ситуацию, обнаруживают в ней элементы контркультуры, но при этом не употребляют именно этот термин.
Итак попробуем разобраться в понятиях субкультура и контркультура, а также дать основные характеристики этих понятий.
1. Методы изучения субкультур и контркультур
Хотелось бы начать работу с теоретического материала и описать методы изучения, применяемые в данной работе.
Сбор эмпирической информации является одним из важнейших этапов изучения субкультуры и контркультуры. Прикладные исследования являются тем базисом, на котором строятся теоретические положения различных концепций. Необходимость постоянного проведения такого рода исследований обусловлена также самим феноменом субкультуры и контркультуры, их изменчивостью, зависимостью от конкретного места и времени, высокой степени субъективности оценок, большим количеством социальных стереотипов, которыми обрастает любая общность, в особенности та, которая проявляет себя девиантным для данного социума способом. Необходимо отметить, что контркультура и субкультуры изучались (и изучаются) рядом различных гуманитарных наук, таких как социальная антропология, социолингвистика, социальная психология, культурология. В последние годы особенностями существования субкультур и контркультур заинтересовались представители таких направлений, как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социальная работа и т.п. Девиантные субкультуры изучаются криминологами. Несмотря на специфичность перечисленных направлений и различные методы изучения и анализа субкультур и контркультур, большая часть крупных и долговременных исследовательских проектов реализуется на базе комплексного междисциплинарного подхода.
Количественные и качественные методы.
Выбор метода исследования начинается с определения исследовательской методологии. Научная методология, которая является базой прикладных методов, разделяется на два вида – это количественная и качественная методология.
Наиболее целесообразным для исследования представляется использование качественных методов, которые, в отличие от количественных, дают возможность более глубокого и полного понимания и объяснения изучаемых явлений.
Такими методами для данного исследования представляются метод «включенного наблюдения», метод «case-study», фокус-группа.
Исследовательская стратегия case-study не является традиционной для отечественной социологической науки. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Ключевым методологическим моментом case-study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Речь пойдет не о специфической качественной методологии, а о некоторых методических проблемах конкретного эмпирического исследования, выполненного в рамках стратегии case-study.
Фокус-группа (фокусированное интервью в группе) – это один из методов сбора и анализа информации в процессе социальных исследований. Он заключается в приглашении небольшой группы избирателей, отобранных по специальным критериям, на неформальную встречу, во время которой ведущим проводится дискуссия (обсуждение) по заранее созданному сценарию фокус-группы. В ходе дискуссии ведущий «фокусирует» участников на вопросах, интересующих исследователей, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы. Оптимальное количество участников этой малой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет невозможно – в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы. Работоспособность метода фокус-группы заключается в эффекте, создаваемой ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может очень сильно повлиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии респондент попадает в ситуацию общения с себе подобными. В подобной группе проще снимаются защитные психологические барьеры, облегчается выражение эмоциональных реакций и быстрее вырабатывается понятный для всех участников язык совместного обсуждения вопросов. Самое важное, что позволяют делать фокус-группы – глубоко исследовать мнение и отношение населения по какому-либо вопросу.
Фокус-группа дает более глубокую и разностороннюю картину явления, на основе которой можно сформировать программу дальнейших действий. Фокус-группы также позволяют глубоко изучить причины поведения людей, что очень важно при формировании имиджа и проведении избирательных кампаний. Для решения многих задач количественные и качественные методы применяются в комплексе. Основных вариантов использования комплексных исследований несколько. Фокус-группы проводятся до опроса с целью выработки рабочих гипотез и языка исследования. Фокус-группы используются на поздних этапах исследования для интерпретации и уточнения данных, полученных в результате опроса. Фокус-группы проводят параллельно с опросом для решения специальных задач. Сначала проводится серия «зондажных» фокус-групп по интересующим исследователей социальным группам. На втором шаге по гипотезам, выработанным на зондажных фокус-группах, проводится количественное исследование (опрос). В конце проводятся фокус-группы на уточнение и углубление полученных на предыдущих шагах результатов.
Таким образом, названные выше методы позволяют наиболее полно изучить объект, учитывая его своеобразие.
2. Социологический аспект молодежной культуры
Молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой – она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом.
Отвечая на вопрос: ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное, важно подчеркнуть особенности молодежной культуры. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами 3 :
1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.
2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.
3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
5. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.
Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.
Сопереживание с одновременным подражанием – знак и сегодняшней молодежной рок-культуры. И как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву, А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп рэпп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.
Известно, что юношеству ближе событийные, динамические сюжеты, действующие, а не рассуждающие герои. многие учителя-словесники отмечают, что в школьные годы «Война и мир» интересует читателей «приключениями» Наташи и князя Андрея, а похищение героини Анатолием Курагиным для них значительно увлекательнее судьбы Платона Каратаева, столь важной для самого Толстого. Лишь с возрастом интерес к сюжету сменяется истинным проникновением в философские глубины этого великого русского романа.
В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров!).
Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.
Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.
Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.
Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур 7 :
1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).
Характеристика отдельных субкультур 8
Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.
В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.
Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч: в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».
Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид: достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».
По внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве – «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.
Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.
В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.
Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.
Субкультура рэппа. Рэпп – это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
4. Понятие к онтркультуры, ее место в духовно-нравственной сфере.
1) она появляется там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени и выступает как отрицание устаревших культурных форм и утверждение новых;
2) она проявляется как потребность в самоутверждении определенной группы лиц.
Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.
Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.
Контркультура выполняет некоторые основные функции, на которых также следует сделать акцент: Разрушительная функция, которая заключается в том, что она постепенно ограничивает официальную культуру в ее правах, пытается выместить ее и ее ценности; Деструктивная функция контркультуры – связана с разрушением общепринятых вечных ценностей, наступлением бескультурья и последующим восстановлением, но уже с учетом новых требований со стороны представителей контркультур; Революционная функция – направлена на обновление общества, его структуры, ценностей. Контркультура ведет в целом к обновлению культуры общества, а вот будет это обновление в лучшую сторону ли в худшую, зависит полностью от того, какую направленность имеет контркультура и какие цели она преследует.
Cовременных культурологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».
Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.
Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.
Контркультура хоть и стоит в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в контркультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.
Однако есть вопрос: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60-х годов и её достижения то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но ели брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д., то мы увидим что эти достижения по истечении какого-то времени стали элитарной культурой.
Таким образом, контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати, так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С., который объединил простую русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь…
5. Условия перехода субкультуры в контркультуру
Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на “раскованность” у некоторой части молодежи западных стран в начале 1970-х гг. имела довольно много контркультурных поворотов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и “выпадали” из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.
Термин «субкультура» по своему значению ближе всего находится к «термину контркультура» и даже родственен ему. Более того, субкультурное объединение также является меньшинством. Формируется на основе сходства мировоззрения в группе и отличия его от общепринятого, активно вырабатывает нормы и ценности и часто использует различные формы выделения из массы. Однако между ними есть существенная разница: ценности субкультуры не означают отказа от культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения, не выходящие за ее рамки. Таким образом, различие состоит в степени отрицания господствующей культуры: если контркультура протестует против нее в целом, то субкультура в лучшем случае борется с отдельными ее явлениями, а в худшем – не борется ни с чем (просто живет по своим принципам). Для субкультуры характерна замкнутость и отрешенность от официальной культуры, она возникает и в первое время существует как «дворовая игра»», куда допускаются только посвященные и которая тщательно оберегается от внешнего мира. В то время, как контркультура настроена на взаимодействие с внешним миром в форме внедрения в него своих идей, изменения его в нужном направлении. От субкультуры до контркультуры один (хоть и большой) шаг. Контркультура как историческое явление сделала то, чего никогда не совершалось субкультурой – она не только стала заметным явлением в истории Западной Европы, Америки и России, но имела огромный общественный резонанс и способствовала изменению системы ценностей официальной культуры.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.
Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Мы проанализировали молодёжную культуру, дали анализ субкультурам и контркультуры, выделили условия перехода от субкультуры к контркультуре. Цель, задачи исследования нами достигнуты и выполнены.
Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.
1. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: «Самарский университет», 1995. с.149-150.
3. Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999. С.46.
4. Карпухин О.И. «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. С.36-37.
5. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 2006. С.167.
6. Социология культуры. Теоретический курс. М. 2013 г. С. 341.
7. См. Там же: С.363-364.
8. Луков В.А. «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6. С.25-31.
9. Маршак. А.Л. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12. С.47-48.
10. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001. С.352.
Васильев В.Г., В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.
Вишневский Ю.Р., Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социологические исследования. 1997 г.
Воторопин. А.С. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г. № 6.
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. 10 класс. М.: Дрофа, 2001; Россия и мир. XX век. 11 класс. 3-е изд. М.: Дрофа, 2004.
Карпухин О.И. «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. 3-е изд. М.: Дрофа, 2003.
Луков В.А. «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6.
Маршак. А.Л. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12
Обществознание. Учебно-методическое пособие для абитуриентов / Отв. ред. М.В. Пашков. СПб: ИД СПбГУ, 2005
Попов В.А., О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001.
Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11
Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990.
Социология культуры. Теоретический курс. М. 2013 г.
Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 2006.
Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара: «Самарский университет», 1995.