Что такое светотеневая моделировка
Светотеневая моделировка
Построение предметов: многограники и тела вращения.
Все окружающие предметы можно схематически представить с помощью простых геометрических фигур, таких как куб, цилиндр, шар, конус. Поэтому, нужно понять, как правильно рисовать эти простейшие фигуры, и потом в рисовании более сложных фигур у вас будет гораздо меньше сложностей.
Рассмотрим куб. Чтобы понять, как будут изменяться пропорции куба в перспективе, рассмотрим рисунок, на котором изображен непрозрачный и прозрачный куб. Точка F на рисунке – точка схода. Тут показано фронтальное положение куба в трех возможных случаях: 1) когда линия горизонта пересекает куб – значит, мы смотрим на прямо куб, находящийся на уровне наших глаз; 2) когда куб находится ниже линии горизонта – мы смотрим на куб прямо и немного сверху и 3) когда куб находится над линией горизонта – мы смотрим прямо и снизу. Вот всех этих случаях вся передняя грань куба находится на одинаковом расстоянии от наших глаз, поэтому она не изменится в перспективе. Чтобы построить куб во всех этих положениях, достаточно построить переднюю грань, провести линии из четырех углов в точку схода, отложить на этих линиях верхние и нижние ребра и соединить их между собой.
На рисунке 1 видно, что когда куб расположен на линии горизонта, его передние боковые ребра не подвергаются перспективным изменениям, а задние ребра кажутся короче передних, из-за этого верхние и нижние ребра, уходящие в глубину, кажутся не параллельными, и продлив их до линии горизонта, мы получим точку схода.
Если куб поставить ниже или выше линии горизонта (рис 2 и 3), то ребра, уходящие в глубину, поднимутся вверх или, соответственно, опустятся вниз, сходясь на линии горизонта.
Возможны еще случаи, когда линия горизонта проходит через верхнюю или нижнюю грани куба, такие положения построить тоже достаточно легко
Теперь рассмотрим вариант, если куб развернут к нам одним из своих боковых ребер, так же в трех положениях: на линии горизонта, ниже и выше линии горизонта. В этом случае точек схода будет две.
В первом случае, нам будут видны только две грани, расположенные под углом. Ближе всего к зрителю будет находиться переднее боковое ребро, и только оно не подвергнется перспективным сокращениям. Из углов куба проводим вправо и влево прямые, сходящиеся на линии горизонта, на них будут лежать верхние и нижние ребра куба.
Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то нам будет видна верхняя или нижняя грань.
В этом упражнении мы будем рисовать куб, развернутый к нам одним из боковых ребер, расположенный ниже линии горизонта.
На круглой поверхности ( тела вращения) свет распределяется иначе, чем на плоскости. Если у тела выражены грани (многогранник) — переходы от света к тени будут четкими, если форма сглаженная — плавными. Кроме того, на распределение светотени влияет фактура — бархат и стекло отражают свет по-разному; удаленность источника света, его направленность и интенсивность — представьте, какие тени от костра или свечи, и как выглядят предметы при дневном свете; удаленность самого предмета — вдали тени будут более размытыми, а контраст не таким ярким.
Светотеневая моделировка – это передача объёма предмета с помощью использования элементов светотени.
При моделировке формы куба учитывают характер освещения и источник света, а также линейно-конструктивные особенности соотношения плоскостей формы куба.
Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени, легкой штриховкой. Главное — планомерно и постепенно усиливать тень, заполняя ею всю плоскость формы с градацией рефлексов, при этом отмечая выделение краевого контраста выходящей, ближней к нам формы. После этого переходят к выявлению полутона, учитывая границы освещенных и неосвещенных граней куба. Они должны читаться четко, особенно к верхнему углу теневой поверхности, который находится ближе к источнику света. Теневую грань в нижнем углу куба обычно высветляют, обозначая при этом падающий и отраженный от предметной плоскости свет (рефлекс). Падающую тень намечают после построения ее проекции от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметной плоскости. Она также ясная и чистая у нижнего основания куба, поскольку больше удалена от источника света. Спроецированная падающая тень обычно «воздушнее» собственной тени куба.
1 — собственная тень; 2 — полутон; 3 — рефлекс; 4 — свет; 5 — падающая тень
Распределение элементов светотени на конусе несколько сложнее подобного распределения на кубе. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника, а соотношение света и тени, характер направленности линий и построение собственной тени предмета зависят от направления лучей света, падающих на предмет, и формы самого предмета. Контраст между светом и тенью определен на вершине конуса, его уменьшение предопределено все увеличивающимся радиусом конической поверхности.
1 — собственная тень; 2 — полутон; 3 — рефлекс; конуса 4 — свет; 5 — падающая тень
Моделировка шара зависит от умения строить правильный круг.
После того как намечена линия собственной тени, проходящая по окружности шара, начинают лепку его объема штрихом. При этом учитывают расположение самого освещенного места и границ теневого контраста. Степень освещенности по мере продвижения к ним будет постоянно уменьшаться и со временем перейдет в собственную тень. Падающая тень от шара — это всегда тень от круга, образуемая
пересечением лучей света, идущих по касательной к поверхности предмета, на которую падает тень. При удалении поверхности шара от глаз контраст между светом и тенью последовательно снимается, «гаснет», поскольку уменьшается естественная интенсивность света, собственная и падающая тени последовательно высветляются. Выявлению объема шара светотенью способствует фон, на котором решена форма шара.
При тональном решении рисунка с фоном необходимо для себя четко определить: что является более темным — собственная тень предмета или фон, на котором он расположен. Лучшей, выразительной тональной трактовке форм способствует знание тональной гаммы рисунка и техники штриха, определяющей плотность гона (при сближении штрихов друг с другом) и выразительность всего рисунка.
1 — собственная тень; 2 — полутон; 3 — рефлекс; 4 — свет; 5 — падающая тень.
Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
Светотеневая моделировка предметов
Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй.
Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в пространстве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живописи – цветом, красками.
Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.
Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется.
Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от света к тени.
Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.
Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.
Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.
При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Светотеневая моделировка предметов
Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй.
Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в пространстве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живописи – цветом, красками.
^ Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом.
Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется.
Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от света к тени.
^ Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете.
Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела.
^ Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени.
При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными.
8. Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.
Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.
^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.
Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.
Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света через трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цветов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.
^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.
^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоциируется в нашем представлении с холодом, прохладой.
Цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.
Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.
Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:
Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.
Основные характеристики цвета
У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, желтый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.
Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую природу, а краска – химическую.
^ Существует три способа работы акварельными красками.
Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется накладывать не более трех слоев.
Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета.
В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, накладывая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе.
Невозможно правдиво изобразить предмет или тематическую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы.
Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
При выполнении работы нужно учитывать следующие законы воздушной перспективы.
1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими деталями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей.
2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных – мягко.
3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – плоскими.
4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – одноцветны.
5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.
При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.
Лекция №3. Школьная программа по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы.
План.
1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.
2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.
а) возрастные особенности в рисунках детей,
б) содержание занятий.
3.Особенности рисования на темы:
а) рисование фигуры человека,
б) рисование портрета,
в) рисование деревьев.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1967.
2. Кузин В.С. Психология.- М.: 1982, 1997.
3. Курочкина Н.Н. Детям о книжной графике.- СПб.: 1997.
4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: 1998.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 1996.
1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.
В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы.
Для достижения успехов в работе, учителю необходимо знать какой объем знаний, умений и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте.
В основном эта задача уже решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.
Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности.
Большинство школ работают по программе Владимира Сергеевича Кузина, Бориса Михайловича Неменского и Татьяны Яковлевны Шликаловой. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий:
1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе;
рисование с натуры со 2 класса; включает в себя
-рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.),
-живопись акварелью, гуашью. Программа 2006 г. с-2.
2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная. С-4.
3.Декоративное рисование. С-6.
4.Лепка из пластилина и глины. С-7.
5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций). С-7.
6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. С-7.
Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе.
Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка.
Что нужно усвоить ребенку в 1,2,3,4 классах?
Проработать самостоятельно по программе В.С.Кузина: 1 класс с.-23, 2 класс с-39,3 класс с-57, 4 класс с-71.
В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры.
Изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.
В настоящее время, когда многие школы работают по вариативным программам, не возможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, поэтому к этому процессу надо относиться творчески. Даже действующие государственные программы существенно отличаются друг от друга. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (Кузин В.С.). В программе Неменского Б.М. акцент ставится на эмоциональном развития школьника. В программе Шпикаловой Т.Я. занятия построены на углубленном изучении народного искусства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет