Что такое свип на гитаре
Свип на гитаре
Если Вы освоили переменный штрих и хотите дальше развивать свое мастерство игры на гитаре, то пришло время изучить интересную технику игры на гитаре – свип. Свип (от англ. sweep – смахивать; также свиповый штрих — sweep picking) – одна из техник игры на гитаре, заключающаяся в том, что гитарист «сметающим» движением вверх и вниз извлекает звуки, получая при этом особый ряд нот. Когда ряд нот исполняется быстро вверх и вниз, особенно проявляется классическое звучание, отличное от блюзового.
Для чего нужен свип на гитаре
Свип был изобретен джаз-фьюжн гитаристом Фрэнком Гамбале, преподавателем музыкального института в Лос-Анджелесе в 1980-х. Подражая фортепиано и саксофону, Фрэнк открыл свип, позволяющий повысить скорость игры на гитаре, играть более сложные партии и улучшать свое мастерство. Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) в обучающем видео Monster Licks прекрасно объясняет свой подход. Данное видео 1988 года является обязательным к просмотру для тех, кто интересуется развитием техники свип на гитаре.
Данная техника очень часто используется с арпеджио. В некоторых случаях для извлечения звуков гитаристы используют вместо переменного штриха (hammer-on и pull-off) легато в особенности в нижнем и верхнем участках арпеджио. Любой гитарист может включить свип в существующий репертуар либо использовать его в индивидуальных гитарных соло. Овладев свипом, Вы сможете применять данную технику к практически всем приемам игры на гитаре. Свип на гитаре можно продолжить техникой тэппинга.
Свип и гениальные гитаристы
В своих импровизациях свип на гитаре использовали Барни Кессел, Таль Фарлоу и Лес Пол. Ричи Блэкмор использовал свип на электрогитаре в композициях “April” Deep Purple и Rainbow “To kill a king”. Ингви Мальмстин, очарованный исполнением скрипача Николо Паганини, пытался подражать звучанию скрипки, и усовершенствованная техника позволила Ингви исполнять быстрые партии и сложные композиции. Ингви повлиял на таких гитаристов как Марти Фридман, Вини Мур, Алексии Лайхо, Джефф Лумис, Джейсон Беккер. Chet Atkins, гений кантри-гитары, нередко свою фирменную технику hybrid-picking, когда он играл одновременно медиатором и пальцами, заменял исполнением арпеджио свипом.
Как играть свипом
Перед тем, как играть свипом, помните, что основное правило хорошей игры свипом на гитаре состоит в синхронной игре левой и правой рук, а медиатором ударяют по каждой ноте, плавно снимая пальцы с каждой струны. Свип играется на нескольких струнах: от 2 до 6.
Ниже предлагаем Вам ряд упражнений, при выполнении которых Вы понемногу будете повышать свое мастерство приема свип на электрогитаре. Не забывайте, что свип означает равномерное и непрерывное извлечение звуков. Свип на электрогитаре характеризуется также тем, что при свободном извлечении звуков появляются шумы и помехи. Необходимо глушить струны ребром правой руки. На качество звука это не влияет, но помогает избегать шумов. Каждая струна, не участвующая в игре, должна быть заглушена.
Рекомендуем начинающим гитаристам не хвататься за сложные партии и пытаться исполнять их в быстром темпе. Используйте метроном, отрабатывайте упражнения медленно. Только после успешной игры повышайте темп. Отрабатывайте перекатывание пальцев и держите руки всегда в расслабленном состоянии, иначе тренировки не дадут нужного эффекта.
Примеры упражнений
Упражнение первое. Необходимо скользить медиатором по струнам и избавляться от привычки извлекать каждую ноту отдельно.
Упражнение второе. Теперь во время игры подключаем левую руку и также четко скользим медиатором, стараясь добиться синхронности обеих рук.
Упражнение третье. В нем добавлен пул от 17-ого лада к 12-ому. Довольно популярно добавление различных приемов во время свипа.
Упражнение четвертое.
Упражнение пятое. Его играйте медленно и обязательно под метроном. Уделяйте внимание технике перекатывания пальцев.
Упражнение шестое. Предлагаем Вам четырехструнный свип.
Упражнение седьмое.
Упражнение девятое. Данное упражнение схоже с предыдущим, но построено триолями.
Упражнение десятое. Теперь попробуйте сыграть свип на всех шести струнах.
Упражнение одиннадцатое. Арпеджио аккордов Hbmaj7 и Dm7.
Упражнение двенадцатое. Диатоника Соль мажор.
Упражнение тринадцатое. В нем содержится большое количество пулов и хаммеров, а также всевозможных переходов.
Предлагаем Вам также отдельный блок разных упражнений на тренировку свипа. Их особенностью являются игра на нескольких струнах и исполнение более сложных пассажей.
Не забывайте о том, что каждое упражнение необходимо играть медленно и чисто. Не спешите и только после того, как предыдущее упражнение у Вас получается хорошо, ускоряйте темп, а затем переходите к следующему. Целью, к которой гитаристу необходимо стремиться, является качественная игра свипом в темпе 100 ударов в минуту. Уделяйте ежедневно достаточно времени на развитие данной техники и уже скоро Ваше мастерство заметно возрастет. Желаем удачи!
Скоростная медиаторная техника >Искусство игры медиатором: Свип-пикинг для начинающих
Хватит тратить время попусту! Научитесь играть свипом так же, как Ингви, Вай, Тосин и многие другие.
Свип нередко относят к технике «шреддеров», но сама идея свипа — проведение медиатором поперек струн с целью скоростной игры — существует с момента изобретения самого медиатора.
Джазовые гитаристы 50-х годов двадцатого века, например, Лес Пол (Les Paul), Барни Кессел (Barney Kessel), Таль Фарлоу (Tal Farlow), использовали такой подход в своих импровизациях, а гений кантри-гитары Чет Аткинс (Chet Atkins) время от времени отходил от своей фирменной гибридной техники звукоизвлечения и прибегал к свипу при исполнении арпеджио.
Это только подтверждает тот факт, что техника свипа актуальна для многих жанров и направлений. Что касается свипа в роке, здесь стоит упомянуть Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). Он играл арпеджио свипом в таких композициях, как «April» (Deep Purple) и «Kill the King» (Rainbow).
Маэстро стиля фьюжн Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) известен как гитарист, применяющий технику свипа очень инновативно и разносторонне. Кроме того, он первым сделал свип неотъемлемой деталью своего стиля, играя этим приемом арпеджио, пентатонические и гептатонические (семь ступеней) гаммы и лады и многое другое.
В учебном видео Monster Licks and Speed Picking Гамбале подробно рассказывает о своем подходе. Это видео было впервые выпущено в 1988 году. Оно очень полезно для всех тех, кто интересуется техникой свип-пикинга (sweep-picking).
Однако, гитарист, имя которого чаще всего ассоциируется с этой техникой в контексте рок-музыки, родом из Стокгольма, Швеция. Именно он считается основателем гитарного направления, известного, как неоклассический хеви-метал (neoclassical heavy metal).
Шведского виртуоза гитары Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) вдохновляли такие гитаристы, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и Ули Джон Рот (Uli Jon Roth). Также большое влияние на его стиль оказала игра скрипача-виртуоза Никколо Паганини (Niccolò Paganini), жившего в 19 веке.
Мальмстин много экспериментировал со своим стратокастером, копируя стремительные и захватывающие пассажи, которые Паганини исполнял на скрипке. В ходе этих экспериментов он пришел к выводу о том, что свип-пикинг лучше всего подходит для игры таких пассажей. С помощью этой техники можно переходить от струны к струне очень плавно и гладко, почти как играющий смычком скрипач.
Стиль Мальмстина, в свою очередь, оказал влияние на два поколения гитаристов. Среди них Тони МакАлпайн (Tony MacAlpine), Джейсон Беккер (Jason Becker), Стив Вай (Steve Vai), Маттиас Эклунд (Mattias “IA” Eklundh), Ричи Котцен (Ritchie Kotzen), Марти Фридман (Marty Friedman), Джон Петруччи (John Petrucci), Винни Мур (Vinnie Moore), Джефф Лумис (Jeff Loomis), Синистер Гейтс (Synyster Gates), Алекси Лайхо (Alexi Laiho), Тосин Абаси (Tosin Abasi) и многие другие.
Цель первых пяти упражнений данного урока — систематическая отработка отдельных движений, необходимых для игры свипом, начиная от свипа на двух струнах и заканчивая свипом на шести струнах. Если вы будете тренировать каждое упражнение с метрономом всего лишь по две минуты каждый день, ваша координация значительно улучшится, и вы сможете уверенно пользоваться этой техникой в собственных соло.
Начинайте с упражнений на двух струнах и постепенно двигайтесь дальше. При этом темп метронома должен оставаться неизменным. Это означает, что сначала вы будете играть восьмыми нотами, что покажется вам очень медленным. Но с переходом на другие длительности (восьмые триоли, шестнадцатые ноты, квинтоли и, конечно, шестнадцатые триоли и эквивалентные им секстоли) будет все сложнее.
Сконцентрируйтесь на синхронизации движений рук. Нужно, чтобы правая и левая руки входили в контакт со струной одновременно. Струны нужно зажимать по одной (в этом вся соль свипа!), а свободные струны нужно слегка глушить незадействованными пальцами.
Иначе соседние струны будут звучать вместе, весь эффект пропадет, и арпеджио прозвучит как простой аккорд, взятый боем. Чистая игра особенно важна в технике свипа, и для того, чтобы научиться играть чисто и четко, придется долго и упорно тренироваться.
В рамках второй группы упражнений мы рассмотрим несколько распространенных подходов к технике свипа. При этом мы будем работать с одной позицией. Каждое упражнение базируется на каком-либо одном типе аккорда. Так вы сможете сконцентрироваться на упражнении, чтобы привыкнуть к новой для себя технике.
Третья, и последняя, группа упражнений поможет вам разобраться с разными аспектами свипа и значительно развить выносливость в игре, ведь большую их часть следует играть без остановки шестнадцатыми нотами, с перерывами только на «вдох-выдох». Разбейте упражнения на секции из четырех тактов и тренируйте каждую из них с метрономом, постепенно увеличивая темп до 100 ударов в минуту (100 bpm). Это и есть темп, к которому надо стремиться.
Как найти нужное звучание
В рок-музыке для этой техники лучше всего подходят гитары типа «стратокастер». При этом лучше переключиться на звукосниматель в нэковой позиции, чтобы тон был теплым и «округлым». Включите гитару в современный ламповый усилитель и поставьте ручку «gain» на средний уровень — так, чтобы ноты звучали ровно и с достаточным сустейном, но чтобы в то же время можно было легко глушить струны.
Толщина и форма медиатора также влияют на звучание при игре свипом. Возьмите медиатор толщиной от одного до двух миллиметров с округлой формой острия, чтобы играть с достаточной атакой и легко скользить по струнам.
РИС. 1: свип на двух струнах
[РИС. 1] Это арпеджио на двух средних струнах, основанное на аккорде Cmaj7, можно с тем же успехом играть на двух верхних или на двух нижних струнах. Слегка проведите медиатором (сначала вниз, затем вверх) по двум струнам, стараясь при этом, чтобы сопротивление было как можно меньше. Так движения руки, в которой вы держите медиатор, станут плавными, и вы уйдете от коротких акцентированных даунстроков и апстроков.
РИС. 2: свип на трех струнах
На РИС. 2 представлено арпеджио аккорда C7, играемое на трех струнах. Стремитесь к тому, чтобы движения медиатора вверх-вниз были такими же плавными, как и в первом упражнении. Сконцентрируйтесь на ударах, приходящихся на сильные доли такта, а промежуточные ноты должны «встать на место» сами. Через каждые три ноты меняйте направление движения медиатора.
РИС. 3: свип на четырех струнах
Теперь перейдем к арпеджио на четырех струнах. В этом нам поможет весьма экзотическая фраза с переменной доминантой, основанная на аккорде С7. Она очень напоминает стиль игры Гамбале. Помните о том, что свип-пикинг хорошо звучит только в том случае, если каждая нота четко отделена от соседних. Поэтому зажимать струны нужно по одной, иначе они сольются в аккорд.
РИС. 4: свип на пяти струнах
Итак, перейдем к арпеджио на пяти струнах. Что-то подобное вы можете услышать в игре Стива Вая и Маттиаса Эклунда. Здесь мы играем шестнадцатыми квинтолями (пять нот на одну четверть). Опять же, если вы сфокусируетесь на высшей и низшей нотах в рамках одной доли, все промежуточные ноты получатся сами по себе. Следите за тем, чтобы скорость движения медиатора не менялась. Это нужно для того, чтобы все ноты звучали равномерно. Периодически произносите что-то вроде «Гип-по-по-та-мы». Так ваше ухо сможет лучше «запомнить» правильный ритмический рисунок квинтолей.
РИС. 5: свип на шести струнах
Арпеджио на шести струнах построено на трезвучии А мажор (A C# E) с третьей ступенью в басу и интервалом в квинту, играемым на 12 ладу шестой струны. Так мы получаем нужное количество нот для шестнадцатых триолей (по шесть нот на каждую долю). Играя восходящую последовательность, мы исполняем шесть нот одну за другой в рамках одного движения медиатора, зажимая каждую ноту последовательно. Играя нисходящую последовательность, мы выполняем пулл-офф на шестой струне. Это лучше, чем еще раз ударить медиатором, несмотря на то, что ход его движения нарушается.
РИС. 6: трезвучия — три верхние струны (фрагменты)
Именно такое арпеджио мажорного трезвучия является важной основой техники свипа Ингви Мальмстина. Уделите особое внимание направлению движения медиатора как в восходящей, так и в нисходящей частях. Смена восьмой триоли на четвертную ноту и обратно позволит вам сконцентрироваться на схеме движения медиатора в рамках небольшого отрезка, а затем передохнуть немного на четвертной доле.
РИС. 7: трезвучия — три верхние струны
В данном примере мы вновь играем восходящие и нисходящие последовательности нот, но уже объединяя их. Сконцентрируйтесь на движении медиатора вверх-вниз в целом, а не на каждом соприкосновении со струнами по отдельности. Как только вы добьетесь уверенного исполнения этой фразы, переходите к минорным арпеджио и арпеджио типа sus и dim7.
РИС. 8: трезвучия — комбинирование трехструнных и шестиструнных арпеджио
Этот пример характерен для стиля игры Джейсона Беккера и Джеффа Лумиса. Начнем с арпеджио на трех струнах из предыдущего примера, затем перейдем к арпеджио на шести струнах (см. РИС. 5). Для звукоизвлекающей руки это довольно сложно, поэтому начинайте в очень медленном темпе и не забывайте о плавных движениях руки.
РИС. 9: пентатоника в размере 4/4
Здесь мы комбинируем свип на двух струнах с пентатоническими фигурами. Зажимайте струны на пятом ладу указательным пальцем, а на седьмом ладу — безымянным пальцем. Ставьте пальцы на обе струны ровно и переходите со струны на струну перекатывающимися движениями, чтобы глушить ненужные струны и избегать одновременного звучания нескольких нот.
РИС. 10: экономичные движения медиатора
Движения медиатора должны быть экономичными, поэтому, переходя от струны к струне, выбирайте кратчайшую траекторию движения. В целом это означает, что при игре гаммы вы переходите к соседней струне с помощью двухструнного мини-свипа. В этом упражнении мы комбинируем тон-полутоновую уменьшенную гамму В из восьми нот (B C# D E F G G# A) с арпеджио аккорда Bdim7 (B D F G#).
РИС. 11: заключительное упражнение на развитие техники игры свипом
Это упражнение играется в тональности А минор. Первая часть базируется на последовательности “V-i” (пять-один), а арпеджио четко обрисовывают смену аккордов. Начинаем с восходящих двухструнных свипов в рамках трезвучий E (E G# B) и Bb (Bb D F). Затем играем несколько трезвучий А минор (А С Е). При этом мы постепенно увеличиваем количество задействованных струн — это отличный способ научиться уверенно играть длинные фразы свипом. Арпеджио Bm7b5 (B D F A) в такте 4 включает в себя серию трехструнных свипов в комбинации с несколькими сложными пропусками струн. Такт 7 представляет пентатоническую гамму А минор (A C D E G), играемую четвертями с использованием двухструнных свипов (экономичных движений медиатора).
Вторая часть упражнения имеет более неоклассический оттенок и начинается с нескольких трезвучий на трех струнах с пулл-оффами в стиле Ингви. Обязательно соблюдайте обозначенное направление движения медиатора. Такт 12 — это самая сложная часть упражнения. Здесь мы играем несколько шестиструнных арпеджио в духе Джейсона Беккера. Если вам сложно глушить струны или исполнять ноты, отделяя их друг от друга, попробуйте слегка глушить извлекаемые ноты приемом палм мьют (palm mute — глушение ладонью). Так можно добиться большей четкости. Последний такт основан на гармонической гамме А минор (A B C E D F G#). Здесь мы пользуемся приемом свипа, переходя с пятой струны на четвертую.
Это бы максимально полный урок свипа, который Вы сможете найти бесплатно. Гитаршкола публикует уроки гитары ежедневно без выходных. Поэтому подписывайтесь на бесплатную рассылку и учитесь играть на гитаре.
Свип на гитаре (Sweep picking). Прием игры
Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.
История
Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».
Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.
Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.
Как играть свип на гитаре
Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.
Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.
Советы и упражнения
Табулатура упражнения
Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.
Заключение
Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!
Скоростная медиаторная техника >Свип-пикинг
Свип-пикинг — один из самых сложных приемов игры на гитаре. Пионерами этой техники можно считать таких именитых гитаристов, как Лес Пол (Les Paul), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Ричи Котцен (Richie Kotzen), Джейсон Беккер (Jason Becker) и Фрэнк Гамбале (Frank Gambale). Они показали, как этот прием может разнообразить гитарное звучание.
Основная идея свип-пикинга в том, что при игре на повышение по всем соседним струнам следует играть даунстроками, а при игре на понижение — апстроками. Свип-пикинг применяется в игре арпеджио, пентатонических, а также мажорных и минорных гамм. Важно перемещать медиатор к следующей струне сразу после удара по предыдущей. Это движение должно быть плавным и одновременно быстрым. Это необходимо, чтобы научиться свип-пикингу.
Свип-пикинг также можно комбинировать с другими приемами. Фрэнк Гамбале — король свип-пикинга — смешивает переменный штрих со свип-пикингом, получая в результате сложные пробежки. Комбинацию этих двух приемов часто называют техникой экономичного звукоизвлечения. Ричи Котцен, в свою очередь, много экспериментировал с объединением свипа и легато при игре расширенных арпеджио.
Упражнения на свип-пикинг. Табы и ноты
Пример 1 — это несложная фраза со свип-пикингом, состоящая из триолей на двух верхних струнах. Первые две ноты каждого арпеджио извлекаются свипом вниз, а последняя нота — апстроком. Следите за тем, чтобы медиатор попадал на первую струну сразу после удара по второй.
В Примере 2 мы имеем дело с рисунком на три струны, сдвигающимся вверх и вниз по грифу, следуя прогрессии Bm-F#m-E-A. Чтобы придать фразе живости, я использую несколько обращений аккордов F#m, E и A.
Легендарный Джейсон Беккер — источник вдохновения для многих. И далеко не только благодаря своей работе на лейбле Shrapnel. Послушайте композицию молодого Беккера “Serrana”.
Пример 5 написан на основе творчества Ричи Котцена. Как уже упоминалось выше, в начале своей карьеры он часто комбинировал легато и свип-пикинг. Аккордовая прогрессия этого примера похожа на “Pachelbel’s Canon”. Здесь вы столкнетесь с несколькими сложными растяжками, поэтому начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость.
Пример 6 напоминает нам как о Котцене, так и о Беккере. Он взят из старой композиции под названием “Ceremony” и включает в себя не только свип и легато, но и тэппинг. Идея этой фразы в игре диатонических арпеджио на фоне статичного аккорда D5. В данном случае мы играем Bm (B-D-F#) и Gmaj7 (G-B-D-F#). Мне очень нравится такой подход к свип-пикингу. Мы просто играем каскадом на фоне ритм-секции, а не стараемся попасть в долю.
Пример 7 — фигура в стиле Фрэнка Гамбале в тональности Е минор. Мы просто играем диатоническое арпеджио на каждую ступень Em (E-G-B). Эта фраза завершается бендом на первой струне и тэппинговой нотой на удерживаемом бенде.
В Примере 8 мы играем в рамках Е-дорийского лада (E-F#-G-A-B-C#-D). Квинтоли в первом такте чередуются между Bm9 (B-D-F#-A-C) и Em9 (E-G-B-D-F#). Интенсивность нарастает во втором такте, с дикой комбинацией тэппинга, пулл-оффов, слайдов и др.
Пример 9 — отличная фраза, основанная на симметричных трезвучиях уменьшенной гаммы G из целых тонов и полутонов (G-Ab-Bb-B-Db-D-E-F). Эту фразу можно играть, например, в четвертом такте блюзовой прогрессии G, перед сменой G7 на C9 (IV ступень). Она подразумевает смену тональности, но хорошо разрешается.
Последний на сегодня пример ( Пример 10 ) представляет собой еще одну идею Фрэнка Гамбале, основанную на D-дорийском ладе (D-E-F-G-A-B-C). Эта современно звучащая фраза поражает несколькими арпеджио sus2, исполненными в форме квинтолей. Следующая фраза предлагает идею перекрестного ритма: три группы шестнадцатых нот играются на фоне четвертных триолей. На этом примере можно хорошо потренироваться в игре ритмических наложений. И в завершение играем каскад четырехнотных арпеджио.