Что такое своп в космическом корабле

«Роскосмос» доставил в космос японского миллиардера с пакетом еды от Uber

В мае 2021 года корпорация «Роскосмос» объявила, что в декабре отправит людей в космический туризм. Это действительно произошло — совместно с компанией Space Adventures она доставила на МКС двух японских туристов в лице миллиардера Юсаку Маэдзавы и его оператора Йозо Хирано. Их сопроводителем стал российский космонавт Александр Мисуркин, который за свою карьеру пробыл на станции 334 дня и четыре раза выходил в открытый космос. Ожидается, что гости МКС пробудут там 12 суток, а потом вернутся на Землю. Туристы прилетели далеко не с пустыми руками — помимо нескольких килограммов полезного груза, японский бизнесмен взял с собой посылку от сервиса доставки готовых обедов Uber Eats. Теперь его можно назвать первым в истории курьером еды, который доставил посылку в космос.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Слева направо: Йозо Хирано, Александр Мисуркин и Юсаку Маэдзава

«Роскосмос» отправила туристов в космос

Подробностями о полете Юсаку Маэдзавы на МКС рассказало издание Travel + Leisure. Полет на космическом корабле «Союз МС-20» состоялся в прошедшую субботу, 11 декабря, но интересные подробности о нем стали известны недавно.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Японские туристы с российским космонавтом

Доставка еды в космос

Судя по всему, компания Uber Eats готова на все, чтобы на ее услуги обратили внимание. Неизвестно каким образом, но она уговорила одного из самых богатых людей Японии надеть форму доставщика еды и доставить готовую еду на расстояние около 400 километров — прямо на космическую станцию. При этом Юсака Маэдзава даже выразил компании благодарность:

Спасибо, что предоставили мне возможность организовать первую доставку еды в космос, — объявил миллиардер после прибытия на станцию.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Юсаку Маэдзава доставил на МКС посылку с едой от Uber Eats

В пакете с доставленными продуктами оказались японский суп мисо, курица, побеги бамбука, тушеная свинина и говядина. Судя по всему, командир МКС Антон Шкаплеров остался доволен доставкой. В свою очередь, глава Uber Eats Дара Хосровшахи переиначил легендарные слова Нила Армстронга о первых шагах человека на Луну:

Это небольшая передача для Юсаку Маэдзавы, но гигантская доставка для Uber Eats. Мы на седьмом небе от счастья, потому что помогли осуществить первую успешную доставку в космос. Наша цель — помочь людям отправиться куда угодно и получить что угодно, поэтому мы гордимся тем, что помогли астронавтам на МКС.

При этом предприниматель отметил, что доставка заняла 8 часов, в то время как обычно это занимает около 30 минут.

Что турист делает в космосе?

Юсаку Маэдзава — один из немногих людей, который на данный момент позволил себе полет в космос. Он занимает 14 место в рейтинге самых богатых людей Японии, поэтому такие полеты явно ему по карману. Он не назвал точную стоимость этого полета, но в ходе интервью с Associated Press поделился, что полет ему обойдется примерно в 80 миллионов долларов. Не исключено, что компания Uber Eats оплатила ему часть полета, но это всего лишь предположение — точных данных нет.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Юсаку Маэдзава дает интервью, будучи на космической станции

По данным «Роскосмоса», у Юсаку Маэдзавы есть список из 100 задач, которые он хочет выполнить в ходе своего 12-дневного космического путешествия. Списка нет в открытом доступе, но одним из самых необычных пунктов в нем является игра в бадминтон. Вместе с миллиардером на станцию прибыл оператор Йозо Хирано, который будет снимать его на видео. Скорее всего, ролик будет доступен на YouTube-канале японского бизнесмена. На данный момент экипаж МКС состоит из 10 человек и все они общаются на английском языке.

Впрочем, на канале бизнесмена уже есть видео, снятые на станции

Помимо двух туристов, сопровождающего их космонавта и посылки Uber Eats, на борт станции был доставлен полезный груз массой 162 килограмма. Он состоит из вещей для проведения экспериментов, средств гигиены, продуктов питания и так далее. Космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубров также получили от родственников поздравительные открытки, подарки и домашние угощения к новогоднему столу.

Прибытие Юсаку Маэдзавы на МКС

Если хотите обсудить новости высоких технологий, вступайте в наш Telegram-чат. Будем вам рады!

Миллиардера Юсаку Маэдзаву можно назвать одним из самых активных космических туристов. В 2023 году он планирует отправиться в космический полет вокруг Луны. Вместе с ним в путешествие отправятся восемь деятелей искусства, имена которых держатся в секрете. Вместе с японским бизнесменом должна была полететь и девушка, которую он хотел найти в рамках шоу «Full Moon Lovers». Однако, спустя некоторое время он отменил этот конкурс. Но полет все равно состоится, причем на космическом корабле SpaceX. Подробнее об этой миссии можно почитать тут.

Источник

«Вояджер»: самый быстрый космический аппарат во Вселенной

19 января 2006 года земляне запустили зонд «Новые горизонты» — автоматическую межпланетную станцию, которая должна будет изучить Плутон, Харон и объект в поясе Койпера. Полная миссия аппарата рассчитана на 15—17 лет. Окрестности Земли «Новые горизонты» покинул с самой большой скоростью среди известных космических аппаратов — 16,26 км/с относительно Земли. Гелиоцентрическая скорость — 45 км/с, что позволило бы аппарату уйти из Солнечной системы без гравитационного маневра. Однако есть в этой Вселенной аппарат, созданный руками человека, который летит еще быстрее и равных ему в скорости пока нет.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Два космических зонда Voyager побили все рекорды по пройденным расстояниям. Они отправили нам фотографии Юпитера, Сатурна и Нептуна и продолжают двигаться прочь из Солнечной системы. 22 февраля 2014 года «Вояджер-1» находился на расстоянии около 19 миллиардов километров от Земли и по-прежнему отсылает нам данные — 10 часов они идут от зонда к нашей планете. Несколько лет назад мы писали, что «Вояджер-1» покинул Солнечную систему. Как зондам удается передавать данные так далеко?

Космический корабль «Вояджер» использует 23-ваттный радиопередатчик. Это больше, чем у обычного мобильного телефона, но в общем порядке вещей этот передатчик достаточно маломощный. Большие радиостанции на Земле передают десятки тысяч ватт, но все равно сигнал достаточно слабый.

Ключом к успеху, благодаря которому сигнал будет доходить вне зависимости от мощности радиопередатчика, стала комбинация трех вещей:

Антенны, которые использует «Вояджер», достаточно велики. Вы наверняка видели спутниковые тарелки у любителей телевидения. Обычно они 2—3 метра в диаметре. У антенны «Вояджера» диаметр 3,7 метра, и она передает данные, которые принимает 34-метровая антенна на Земле. Антенна «Вояджера» и антенна Земли направлены прямо друг на друга. Всенаправленная маленькая антенка вашего телефона и 34-метровый гигант — совершенно разные вещи.

Спутники «Вояджер» передают данные в 8-гигагерцевом диапазоне, на этой частоте мало помех. Антенна на Земле задействует мощный усилитель и получает сигнал. После этого отправляет сообщение обратно на зонд с помощью мощнейшего передатчика, чтобы «Вояджер» наверняка получил сообщение.

На передовой

«Вояджер-1» передает данные на Землю с 1977 года. Но члены команды, контролирующей миссию в Лаборатории реактивного движения NASA, не так давно обрадовали нас интересной новостью. 12 сентября 2013 года NASA подтвердило, что зонд вступил в область гелиопаузы, где солнечный ветер нашего Солнца уже не так силен, чтобы сталкиваться с солнечными ветрами соседних звезд. В этот момент «трехосный магнитометр» зафиксировал изменение магнитного поля, перпендикулярного направлению движения зонда. «Вояджер-1» стал первым объектом техногенного происхождения, покинувшим Солнечную систему.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Золотая Запись на борту «Вояджера»: 117 изображений Земли, приветствие на 54 языках, земные звуки

Циники — как и большинство астрономов, космологов и само NASA — говорят, что граница Солнечной системы определяется как точка, где объект перестает подвергаться воздействию солнечной гравитации. Но гравитация, как вы знаете, определяет Вселенную в огромных масштабах. И эта точка располагается на дистанции в 50 000 раз большей, чем расстояние от Солнца до Земли. «Вояджер-1» проехал 123 расстояния от Земли до Солнца (примерно 18 миллиардов километров). И ему понадобится еще 14 000 лет, чтобы при нынешней его скорости покинуть гравитационный захват Солнца.

Ничто не мешает программе «Вояджер» делать отличные наблюдения. «Вояджер-1» и его двойник, «Вояджер-2», вылетевший на 15 дней раньше, но опоздавший из-за экскурсии к Урану и Нептуну, обнаружили следы четырех газовых гигантов и множество странных астрономических явлений. И хотя «Вояджер-1» некоторое время оставался в пределах Солнечной системы, он вошел в зону, где заряженные частицы солнечного ветра сменятся пылью и другими материалами, заполняющими пространство между звездами.

За годы «Вояджеры» обнаружили ряд астрономических сюрпризов. Один из последних появился летом 2012 года, когда «Вояджер-1» обнаружил ранее неизвестное явление под названием «магнитное шоссе». В этом регионе, как показали инструменты на борту зонда, сталкиваются солнечное и межзвездное магнитные поля. Эдвард Стоун, главный по программе «Вояджера» с 1972 года, объяснил, что это происходит, когда частицы с низкой энергией внутри «гелиосферы» подменяются более высокоэнергетичными частицами из космоса.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Изображение Юпитера, сделанное «Вояджером-1» в апреле 1979 года

Создатели зондов рассчитывали, что те будут достаточно крепкими и прочными, чтобы выдержать все капризы космоса. Особенно во время близкого подлета к Юпитеру и Сатурну, а также экскурсиям к Урану и Нептуну в исполнении «Вояджера-2». Поэтому когда в 1973 году «Пионер-10» измерил радиацию вокруг Урана и Нептуна и обнаружил, что она выше, чем ожидалось, команда Стоуна потратила 9 месяцев на замену и реконструкцию каждого элемента зонда, который может пострадать. Конечно, зонды были спроектированы с избыточным запасом прочности. Например, каждый из зондов несет по две копии трех отдельных компьютерных систем. Но пока что мало какие бортовые системы нуждаются в перезагрузке. Можно с уверенностью сказать, что Стоун по-отцовски гордится своим творением и его подвигами.

Забота, с которой зонды делали здесь, на Земле, тоже сыграла свою роль в успехе миссии. Когда основной и дополнительный приемники на «Вояджере-2» отказали спустя год от начала миссии, земная команда активировала резервную систему, которая работает и по сей день. В 2010 году, получив искаженное сообщение от зонда, команда провела тщательный дамп памяти, используя один из резервных компьютеров, и выяснила, что один бит в программе изменился с 0 на 1. Перезагрузка программы все исправила.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Изображения Урана: «Вояджер-2», июнь 1986 года, и одно из последних

Команда ученых регулярно обновляет систему управления для обеспечения оптимального использования ресурсов зондов во время их активной работы. Только за юпитерианскую фазу «Вояджера-1» это сделали 18 раз. Возьмем, к примеру, передачу данных. Когда «Вояджеры» облетали Юпитер и Сатурн, зонды были достаточно близки к Земле, чтобы послать несжатое изображение и другие данные на относительно высокой скорости передачи: 115 000 и 45 000 бит в секунду соответственно. Но поскольку сила сигнала изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния между передатчиками, во время исследования Урана «Вояджер-2» передавал данные со скоростью 9000 бит/сек. У Нептуна число упало до 3000, тем самым уменьшив количество фотографий и данных, которые можно отправить домой.

Большинство резервных компьютеров включаются в работу, когда основная терпит крушение. Однако одна из вспомогательных систем зондов была активирована и работала совместно с основной. Это позволило отправлять 640-килобайтные изображения Урана с потерей качества после сжатия всего до 256 килобайт.

Как говорится, все гениальное — просто. Команда Стоуна экипировала зонды передовым аппаратным обеспечением под названием дешифратор Рида — Соломона. Устройство значительно снижает уровень погрешности, мешающий корректному прочтению сообщений в случае потерь отдельных битов. Первоначально «Вояджер» использовал старую и хорошо проверенную систему, которая отсылала один бит, «корректирующий ошибки», на каждый бит в сообщении. Дешифратор Рида — Соломона правил одним битом пять других. Забавно то, что в 1977 году способ дешифрации скорректированных данных по методу Рида — Соломона еще не существовал. К счастью, к тому времени, когда «Вояджер-2» достиг Урана в 1986 году, все было готово.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Знаменитый снимок Земли «Pale Blue Dot» 1990 года: последняя миссия «Вояджера-1». 6 миллиардов километров

В настоящее время данные, которые приходят от «Вояджеров» на радиотелескопы по всему земному шару, идут со скоростью всего 160 бит в секунду. Это решение было принято сознательно, чтобы поддерживать постоянную скорость на протяжении всей миссии. Основные камеры были отключены после пролета последней планеты Солнечной системы, активными остались только несколько инструментов. Каждые шесть месяцев на протяжении 30 минут данные с 8-контактной цифровой ленты переносятся в сжатый архив на скорости 1400 бит в секунду.

Радиоизотопные термоэлектрические генераторы на основе плутония-238 будут поддерживать работу инструментов минимум до 2021 года. А к 2025 году после почти полувекового путешествия туда, где нет ничего человеческого, команда отключит зонды и будет сообщаться с ними в немного сентиментальной односторонней манере, чтобы «Вояджеры» верно шли своим курсом. И они будут лететь все дальше и дальше во тьму.

«Вояджер-1» несет достаточно ядерного топлива, чтобы продолжать служить во благо науки до 2025 года, а после смерти плыть по течению. По своей нынешней траектории зонд в конце концов должен оказаться в 1,5 световых годах от нас у звезды Camelopardalis в северном созвездии, которое выглядит чем-то средним между жирафом и верблюдом. Никто не знает, есть ли планеты возле этой звезды и обоснуют ли инопланетяне там резиденцию к моменту прибытия зонда.

Источник

Что такое космический лифт и когда его построят?

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

Аудиоверсия материала:

Материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое космический лифт?

На преодоление земного притяжения во время космических полетов тратится огромное количество энергии и денег. Каждый дополнительный килограмм груза на корабле стоит не одну тысячу долларов. И чем дальше летит космический аппарат — тем больше требуется средств.

Именно поэтому ученые предложили оптимальный, на их взгляд, способ доставки грузов за пределы Земли — космический лифт. Это сверхпрочный трос длиной от 42 тыс. до 100 тыс. км, который тянется от Земли до ее орбиты или орбиты ближайших спутников — например, Луны.

Что такое своп в космическом корабле. Смотреть фото Что такое своп в космическом корабле. Смотреть картинку Что такое своп в космическом корабле. Картинка про Что такое своп в космическом корабле. Фото Что такое своп в космическом корабле

История идеи космического лифта

Впервые идею безракетной доставки грузов на орбиту предложил в 1895 году Константин Циолковский — основоположник теории космонавтики. Он вдохновился Эйфелевой башней в Париже и предложил построить по ее подобию космический лифт. В теории Циолковского лифт представлял собой башню из прочных материалов, которые препятствуют его сжатию, а верхушка его находилась бы на геоцентрической орбите.

В 1959 году российский ученый Юрий Арцутанов предложил идею лифта, который приводится в движение тросами, устойчивыми к растяжению. В 1975 году появились научные работы с соответствующими расчетами, а в 1979-м Артур Кларк описал идею космического лифта в «Фонтанах рая».

Реально ли построить космический лифт?

Чтобы построить космический лифт, нужен сверхпрочный материал, который способен выдержать многотонные грузы и не сломаться под влиянием атмосферного давления. Таким материалом могут быть нанотрубки, но на сегодня их прочности недостаточно: при необходимых 120 ГПа самый лучший результат испытаний — пока что 52 ГПа. Большие надежды возлагают на графен, который в 200 раз прочнее стали.

Вторая проблема — это космический мусор: мелкие астероиды, обломки ракет, вышедшие из строя спутники, всего около 500 тыс. единиц. Все они вращаются по той же орбите и могут повредить лифт. Чтобы справиться с этой проблемой, ученые предлагают различные технологии для сбора мусора, вплоть до совместных проектов с Минобороны США.

Какие проекты есть сейчас?

Самый амбициозный проект космического лифта предложили исследователи Зефир Пеньор из Кембриджского университета и Эмили Сэндфорд из Колумбийского университета. Их лифт представляет собой кабель, который соединяет Землю с Луной. По расчетам исследователей, такой кабель достаточно протянуть от Луны до геосинхронной орбиты (то есть орбиты Луны). Изготовить его можно из углеродных полимеров толщиной с карандаш.

Лифт, согласно проекту, совершает полный оборот раз в месяц. Это позволит распределить центробежную силу так, чтобы она проходила через точку Лагранжа — там, где гравитационные поля Земли и Луны полностью нейтрализуют друг друга. Там же предлагают разместить орбитальные станции (сейчас они вращаются на орбите Земли). В точке Лагранжа значительно меньше изменение скорости силы тяжести, поэтому оброненные предметы остаются рядом, а не улетают в атмосферу.

На реализацию проекта понадобятся миллиарды долларов. Но это позволит на две трети сократить расходы на топливо, которое уходит на запуски ракет. Кроме того, проект откроет возможности для создания колоний-поселений на поверхности Луны.

С 2005 года NASA проводит конкурс на лучшую модель космического лифта — аппарата, который поднимется по тросу на максимальную высоту с максимальной скоростью. Подобные же конкурсы проводят в Германии и Японии. Пока что самый выдающийся результат — 1,2 км. Победители получали гранты на свои исследования, но так и не смогли продвинуться дальше прототипа.

В Канаде разработкой лифта занимается Thoth Technology. Компания получила патент США на свою разработку башни, которая сохраняет жесткость за счет сжатого газа. В концепции канадцев лифт будет доставлять грузы на высоту 20 км, откуда их будут забирать ракеты. Это позволит экономить до 30% топлива.

В Японии создание космического лифта активно поддерживается государством. Местная Obayashi Company обещает построить лифт к 2050 году. Компания работает с частными подрядчиками и университетами, чтобы создать максимально прочные нанотрубки.

В 2018 году на МКС стартовал эксперимент STARS-Me, разработанный физиками из японского университета Сидзуока. Это автономный роботизированный спутник с космическим мини-лифтом, который будет в миниатюре моделировать условия, с которыми могут столкнуться подобные системы. Его камеры будут следить за движением двух крошечных лифтов по десятиметровому тросу в невесомости.

Китайцы намерены опередить Японию и построить космический лифт к 2045 году. Они тоже ведут разработки в области углеродных нанотрубок. В 2018-м исследовательская группа Университета Цинхуа запатентовала технологию создания углеродного волокна, 1,6 г которого выдерживает до 800 тонн.

Что думают эксперты?

В NASA считают, что сама концепция космического лифта очень перспективна. Главную ставку делают на японский и китайский проекты — то есть, запуск лифта к 2050 году.

Митио Каку, профессор физики Городского колледжа Нью-Йорка, популяризатор науки и футуролог, называет космический лифт «Святым Граалем освоения космоса»:

«Представьте, что вы нажимаете кнопку «вверх» и поднимаетесь на лифте в небо. Это могло бы открыть космос для каждого человека».

Питер Суон, президент Международного консорциума по созданию космического лифта ISEC, тоже настроен оптимистично: «Эта технология открывает феноменальные возможности, она обеспечит человечеству доступ к Солнечной системе. Я думаю, что первые лифты будут работать в автоматическом режиме, а спустя 10-15 лет в нашем распоряжении уже будут от шести до восьми таких устройств, достаточно безопасных, чтобы транспортировать людей».

Однако Суон также говорит и о трудностях: «Единственная технологическая проблема, которую предстоит решить — подбор подходящего материала для изготовления троса. Все остальное мы можем построить уже сейчас».

Кевин Фонг, основатель Центра высотной, космической и экстремальной медицины при Университетском колледже Лондона, тоже считает идею амбициозной: «Мне нравится дерзость концепции космического лифта. Я могу понять, почему она кажется людям такой привлекательной. Возможность добираться до низких орбит Земли недорого и безопасно открывает для нас всю внутреннюю область Солнечной системы».

При этом Фонг признает, что строительство космического лифта — достаточно сложный процесс. Он считает, что даже если людям удастся преодолеть технические сложности, получившаяся конструкция будет представлять собой «гигантскую натянутую струну, сводящую космические аппараты с орбит и постоянно подвергающуюся бомбардировке космическим мусором». Кроме того, строительство такого лифта потребует активного использования космических кораблей и большого количества выходов в открытый космос за всю историю человечества.

Илон Маск и вовсе усомнился в реальности этой идеи. Выступая на конференции в Массачусетском технологическом институте, он сказал:

«Это слишком технически сложная задача. Проще соорудить мост между Лос-Анджелесом и Токио, чем построить лифт на орбиту».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *