Что такое сжатое изложение 8 класс по русскому языку
Конспект урока русского языка в 8 классе «Сжатое изложение»
Конспект урока русского языка в 8 классе «РР Изложение»
Учитель русского языка и литературы: Гусарова А.В.
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
Актуализация полученных ранее знаний.
Учитель: Запишите в тетрадях дату и тему урока: Сжатое изложение. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.
Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.
( Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)
А что значит сжать текст?
Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. ( Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
Повторим приемы сжатия текста.
Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?
1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение. С начала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
Практическая работа на уроке.
Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?
(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)
Первичное знакомство с текстом.
Учитель вслух читает исходный текст.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.
(По Н.В.Беседину) 161 слово
3. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА»
Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.
(Тема прослушанного текста – о хлебе.
Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку.
В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!
Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический.
Языковой анализ текста.
Деление текста на микротемы.
Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца.
(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
( 1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)
Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).
Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;
«Хлеб – посол мира и дружбы…»
( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем-либо трапезу. Они должны были стать друзьями на всю жизнь.
Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.
Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)
Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)
Учитель: Определите 3 микротему исходного текста.
(Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей.)
Орфографическая и пунктуационная работа с текстом .
Учитель: Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.
Учащиеся записывают слова и объясняют орфограммы, производят морфемный разбор некоторых слов.
(Издавна, преломившие, ценность, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, неразрывная, нравственным, ценность, совестливее, добрее.)
Учитель: Обращаю ваше внимание на пунктуацию в сложных предложениях.
Предлагаю провести пунктуационный разбор предложений из текста.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. (Бессоюзное сложное предложение. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть поясняет содержание 1)
Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ( Сложносочинённое предложение. Между частями ставим запятую перед противительным союзом)
Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. (Сложноподчинённое предложение, соединённое подчинительным союзом.)
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.
Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.
Подведение итогов урока.
— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?
Выставление оценок за работу на уроке.
Произвести сжатие текста, полученного учащимися на карточках.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе
Татьяна Зайцева
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Ход урока
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
Актуализация полученных ранее знаний.
Учитель: Запишите в тетрадях дату и тему урока: Сжатое изложение. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.
Учитель: Ребята,сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.
(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать)
А что значит сжать текст?
Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т. е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения –кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
Повторим приемы сжатия текста.
Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?
1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
II. Практическая работа на уроке.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова В. Штурмина, которая станут эпиграфом к нашему уроку.
Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?
(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)
1. Первичное знакомство с текстом.
Учитель вслух читает исходный текст.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.
Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.
(По Н. В. Беседину) 161 слово
3. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА»
Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.
(Тема прослушанного текста – о хлебе.
Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку.
В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!
Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический.
Языковой анализ текста.
Деление текста на микротемы.
Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца.
(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
(1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)
Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).
Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;
«Хлеб – посол мира и дружбы…»
(«…люди, преломившие хлеб», т. е. разделившие с кем-либо трапезу. Они должны были стать друзьями на всю жизнь.
Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.
Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)
Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)
Учитель: Определите 3 микротему исходного текста.
(Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей.)
Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.
Учитель: Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.
Учащиеся записывают слова и объясняют орфограммы, производят морфемный разбор некоторых слов.
(Издавна, преломившие, ценность, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, неразрывная, нравственным, ценность, совестливее, добрее.)
Учитель: Обращаю ваше внимание на пунктуацию в сложных предложениях.
Предлагаю провести пунктуационный разбор предложений из текста.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. (Бессоюзное сложное предложение. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть поясняет содержание 1)
Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. (Сложносочинённое предложение. Между частями ставим запятую перед противительным союзом)
Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. (Сложноподчинённое предложение, соединённое подчинительным союзом.)
III. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.
Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.
IV. Подведение итогов урока.
— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?
Выставление оценок за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
Произвести сжатие текста, полученного учащимися на карточках.
1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
6. Обдумайте средства связи между частями.
7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
8. Запишите получившийся вариант текста.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
• замена прямой речи косвенной.
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Текст для прослушивания
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.
Хлеб, доставшийся даром,не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.
(ПО Н. В. Беседину) 161 слово
Этапы деятельности по анализу текста
Этапы учебной деятельности
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
• по ключевым словам;
• по ключевым эпизодам;
• по поступкам или размышлениям героев (автора)
• по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста.
Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
4.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.
Конспект урока в 6 классе по русскому языку «Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний» Тема: Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний* (с презентацией) Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели как деятельность.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.
Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе (8 вида) «Изменение имен прилагательных по родам, числам» Разработка урока по русскому языку Класс, дата, предмет: 6 «Г» (коррекционный, 01.03.2017, русский язык Тема урока: закрепительные упражнения.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Учимся писать корни и суффиксы» Цели: повторить изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов. Задачи: предметные УУД: содействовать развитию.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Цель урока (для учителя): Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. Задачи.
Подготовка к сжатому изложению в формате ОГЭ (8 класс)
«Сжатое изложение по тексту «Испытания ждут дружбу всегда» (8 класс)
Форма работы : урок-практикум.
Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.
Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, воспроизводить текст в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
раздаточный материал (текст по Н.П. Крыщуку );
критерии оценивания изложения (таблица);
I. Организационный момент
М.Горький в своё время говорил о роли и назначении языка: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть». (Слайд 1)
– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.
III. Актуализация знаний
– Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)
– В чем особенность сжатого изложения? (текст передается сжато)
– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки) (Слайд 2)
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали).
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали).
– После применения приёмов компрессии, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы ) (Слайд 4)
IV. Практическая работа
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
1)Работа с первым абзацем. (Учащиеся работают непосредственно на листах, подчеркивая цветной ручкой опорные слова, главные предложения)
(Испытания ждут дружбу всегда. Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими).
-Какая информация в данном абзаце главная, а какая второстепенная?
Второе предложение исключить нельзя, но можно сжать. Какие приемы компрессии используем? ( исключение, обобщение) ( Главное из них – перемена в образе жизни. )
В третьем предложении исключаем однородные члены. ( С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени ).
2)Работа со вторым абзацем производится в парах с последующей проверкой и пояснениями учителя.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, везде выбрать уединённое место.
Избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Пользуясь критериями оценивания изложения, цените свою работу.
Какие затруднения она у вас вызвала? Над чем надо поработать?