Что такое вавилонская блудница
Кто такая Вавилонская блудница в Библии?
Символический образ, который употребляется в Апокалипсисе – книге, связанной с последними временами и концом Света. Это понятие имеет несколько значений, которые могут быть как библейскими, так и бытовыми. В современном понятии Вавилонская блудника – женщина лёгкого поведения, имеющая деятельность небывалой масштабности. Она очень развратна, похотлива, соблазнительна для многих мужчин. Такая женщина разрушает семьи или внушает разврат практически всем, кто на неё смотрит. В Библии расширяется это понятие. Вот что пишут о Вавилонской блуднице святые отцы.
Упоминание в Библии
Впервые этот образ встречался у Иоанна Богослова, который описал особое явление. Ангел в первом веке показал ему великую блудницу, которая сидела на водах и на необычном чудовище с 7 головами и 10 рогами. При этом в руках у женщины была чаша, она чувствовала едва ли не полную власть над всем миром. В чаше была кровь убитых христиан за веру, которую женщина пила, словно вино. При этом считалось, что она даст огромное поколение таких же, как и она блудниц и многих приведёт в погибель. Причём на челе было написано её имя.
Конечно же, явление отражало не реальный, а символический образ. Вавилон отражал не город, который существует в реальности, а гордость человека. Вспомните Библию. «Яко вавилонская башня рушится счастье земное».
Однако женщина, ставшая прообразом последних времён, не будет счастливой. Она погибнет от огня, как и всё человечество, поддавшееся её грехам. Вопрос только в том, что именно символизировала блудница – конкретного человека или торжество плоти без Бога, которое захватит все мировые масштабы? Об этом трудно сказать. Однако у Вавилонской блудницы мог быть и реальный прообраз.
Образ или реальность
Существует несколько версий, реальной ли была такая женщина или нет. В Вифлееме существовала храмовая проституция, когда малазийки в языческом храме Афродиты ждали мужчин. В приоритете были иностранцы. Мужчина совокуплялся с женщиной за пределами храмов, затем бросал ей в подол монеты. После этого она могла уйти домой. В дальнейшем она уже не имела права продаваться за деньги. Но, скорее всего, дело было не в этом. Ведь, если женщина однажды впала в грех, вряд ли она и дальше будет делать то же самое.
По другой версии образ мог быть взят с императрицы Мессалины. Эта женщина славилась своими любовными подвигами. О её распутстве упоминали очень многие известные люди. Однако и её развратные действия не достигали такого масштаба, какой был описан в событии.
Иносказательное толкование
В Библии слово «блудница» упоминается и не раз. Однако оно имело не прямое, а переносное значение. Так называли не только женщин лёгкого поведения, но и всех, кто жил без покаяния, забывая о духовной жизни. «Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2. Именно так описывается суд над блудницею, но не над конкретным человеком, а над жаром страстей, в которые оказались повергнуты те, кто забыл о Боге и духовной жизни вообще.
Вавилон воспринимается не только как город греха, но и как мир в целом, отвергнувший Создателя. Блудница – народ, который отказался от Бога и стал жить своими желаниями, удовольствиями и целями земными. Однако точно никто не может назвать конкретного толкования этого понятия, насколько масштабным будет грех и то, что происходит вокруг:
Интересна и другая трактовка символов, которые не бросаются в глаза. Зверь багряного цвета – антихрист. Его цвет символизирует власть, которая оказалась связана с большим количеством крови. Кроме того, такая женщина может оказаться просто матерью антихриста, которая в реальности окажется невинной, а антихрист будет зачат неестественным способом. Порфира означает царство, масштабность события, а золотая чаша – ложное учение, которому поверят в то время очень многие. На одной из фресок Вавилонская блудница изображается в виде женщины в багряной одежде с папской тиарой. В руках её чаша, символизирующая священные дары, то есть то, что подразумевалось под ними.
Сегодня исследователи склонны считать, что образ не имеет реального прототипа, а просто показывает власть над умами и сердцами, которая будет актуальной в последние времена.
Насколько это связано с нашим временем
Если не смотреть на то, что происходит, с точки зрения политики или власти, то Вавилонская блудница может стать прародительницей современной массовой культуры, захватившей страны и континенты, так называемого мирового правительства. Она символизирует ложные ценности, далёкие от христианства, мировую популярность звёзд, причём весьма откровенных и развратных, духовную революцию в умах и сердцах большинства людей.
Под зверем могут упоминаться страсти, злость, ненависть и агрессивность, звериные мотивы или дьявольская суть её намерений, под водами – мир, континенты и страны. Красный цвет мантии говорит о мировой власти, искажении ценностей, а чаша – то, на что заменят христианские ценности обычные люди в своих душах и сердцах. Поэтому во власти каждого верующего человека сделать выбор, чему открыть сердце – животной страсти или Христу.
Вавилонская блудница
Библия — это священная книга каждого христианина, но читать ее иногда бывает достаточно сложно, поскольку она наполнена метафорическими высказываниями, аллегориями и образами. Книга Откровения почти полностью состоит из подобных художественных приемов, особенно часто там встречается выражение «вавилонская блудница». Кого подразумевал апостол Иоанн под этим выражением и что оно означает?
Кто такая вавилонская блудница
Само слово «блудница» в Писании встречается достаточно часто, причем в большинстве случаев в переносном значение — именно так неоднократно Господь именует свой отделенный еврейский народ, за многочисленные нарушения данных Им заповедей.
Так именуется не только женщина, но и народ Божий, который предпочел чистой Божьей любви манящее греховное естество.
Происхождение выражения
Выражение встречается в последней книге Библии, в Новом Завете. Откровения — это послание, написанное апостолом Иоанном на острове Патмос, во время его ссылки. Он видит несколько видений, которые показывают ему будущее.
В частности, в 17 главе апостол описывает явление ему ангела, который зовет его посмотреть на великий суд, который скоро состоится («Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2).
Далее Иоанн называет женщину, которую судят просто «Вавилон великий», отсылая читателя к ветхозаветным временам, когда столица Персии была городом разврата и порока. Ниже в тексте, женщину именуют просто «блудница», что впоследствии и привело к происхождению выражения «вавилонская блудница», несмотря на то, что дословно такое словосочетание в Откровении не встречается.
Значение слова
«Вавилонская блудница» — это апокалиптическая аллегория в христианстве, точное значение которой пытались узнать многие богословы и философы. Данное словосочетание складывается из двух слов: Вавилон и блудница. При этом следует понимать, что апостол Иоанн не использовал именно выражение, оно появилось уже при толковании его книги.
Блудница в Библии означает падшую женщину, которая живет по греховным принципам и либо изменяет мужу, либо вовсе его не имеет и проводит ночи в компании разных мужчин. Сегодня так называют женщин, чья порочность достигла небывалых масштабов, хотя слово и считается устаревшим.
Вавилон во времена Израильского царства выступал символом разврата и греха. Этот город был столицей Месопотамии, его населяли персы, шумеры, аммореи, халдеи, арабы и другие национальности. Во времена своего расцвета был могущественным городом, куда стекались все люди, особенно нечестивые и развратные.
В Ветхом Завете описаны случаи завоевания Израиля Вавилоном и греховное запустение, последовавшее после этого. Господь часто обличает Израиль через пророков, упрекая евреев за то, что они заигрывают со грехом и жаждут погружения в греховную жизнь, точно так же как и вавилоняне. Поэтому Вавилон часто употребляется в метафорах и аллегориях как совокупность разврата и порока.
Образ из Откровения Иоанна
В 17 главе Откровения апостол Иоанн подробно описывает увиденное им на суде, на который пригласил его ангел. Он же и объясняет апостолу увиденное, толкуя символику показанного. Иоанн видит женщину, которая сидит верхом на некоем звере с 7 головами (Откр. 17:8).
Она одета в дорогую одежду, покрыта драгоценностями, а в руке держит чашу, которая наполнена мерзостями. Ангел говорит, что женщина эта утоляет жажду кровью святых и мучеников, указывая на печать Вавилона на ее лице. Посланник Бога также объясняет апостолу символическое значение некоторых деталей данного собирательного образа:
До сих пор неизвестно, относилось ли видение к периоду первых веков, когда смена царей происходила очень быстро, а разврат царил повсеместно или речь о будущем, т.е. времени перед пришествием Христа.
Исторические прототипы
Книга Откровения до сих пор вызывает неоднозначные толкования, поскольку до конца непонятно, описывал апостол события своего времени, т.е. уже прошедшие или говорил о грядущих, т.е. времени перед пришествием Христа.
Касательно видения, существует несколько версий богословов и толкователей о реальных прототипах. Наиболее распространенные из них следующие:
С уверенностью утверждать, какая именно версия точна невозможно, поскольку книга Откровения — это произведение метафорическое и истинные прообразы были известны лишь автору.
Толкование
За все время существования последней книги апостола Иоанна, были выдвинуты множества толкований, в том числе богословы пытались расшифровать и значения данного образа. Многие говорили, что под ним скрывается лицо Римской империи, кто-то утверждал, что речь о Израиле, а некоторые вообще склонны верить, что это собирательное воодушевление грядущего разврата, в который погрузится мир. Однако за первые две версии говорит 18 глава Откровения, где автор рассказывает про падение Вавилона.
Одним из самых противоречивых, но любопытных толкований, является версия церковных реформаторов-протестантов, включая Мартина Лютера, которые утверждали, что речь идет о Католической Церкви, которая погрузилась в разврат. А Папу Римского при этом считали воплощением Антихриста.
В богословии
Толкователи и богословы склонны рассматривать женщину верхом на звере как олицетворение греха, бушующего в мире. Она является спутницей Апокалипсиса, а помня слова Христа, что в последнее время грех приумножиться, можно предположить, что распутная дева является символом безумия и зла, что будет твориться в мире.
Многие богословы также считают, что этот персонаж был отнесен к Римской империи, которая была наполнена развратом и блудом. А цари, о которых упоминает Иоанн, сменилось достаточно много перед ее падением.
В современном мире
Данное выражение в настоящее время утратило свою актуальность, даже слово «блудница» почти не употребляется в простой речи и заменяется современными определениями. Словосочетание это сегодня встречается в переносном значении в ситуации, когда речь идет о нарицательном персонаже, отличающимся распутством и развратностью.
В религии
Библия является священной книгой для многих направлений и деноминаций, а книга Откровения толкуется по-разному, в зависимости от учения Церкви и времени. Так, вавилонская блудница была истолкована разными представителями совсем иначе:
Неточность Откровения и ее полная метафоричность привела к тому, что толкуют ее в целом и данное выражение совершенно по-разному. При этом используя видение Иоанна по своему усмотрению как доказательство собственных взглядов.
Как образ города
В богословии существует две главные теории, кто скрывается под прообразом женщины на звере. Первая и главная версия утверждает, что таким образом Иоанн именует Римскую империю, которая в те годы пребывала на пике силы и власти, что, как и во все времена, сопровождалось развратом и блудом, а также размещалась на 7 холмах («сидит на 7 горах).
При этом, слова ангела «упоена была кровью святых» можно отнести к гонениям, которые переживали христиане первых веков от императоров Рима.
Интересно! На римских монетах 70 года н.э. (Откровение написано около 80-го г. н.э.) империя была изображена как женщина, восседающая на 7 горах. Вавилон в данном тексте является зашифрованным названием Рима, а блудница — собирательный образ всех грехов и мерзостей, происходивших в столице.
Альтернативная версия богословов говорит о том, что Вавилон в данном тексте — это Иерусалим. В пользу этой теории также говорит утверждение о 7 горах — Иерусалим стоит именно на таком количестве холмов. Кроме этого, во времена Иоанна город был наполнен развратными делами, тут убили Христа, а религиозные фанатики активно преследовали христиан. Город был уничтожен в 70 году н.э., что тоже подходит под описание 18 главы Откровения — падения Вавилона.
Образ блудницы в культуре и искусстве
Библейское выражение нашло отображение в культуре множества народов, оно часто встречается во множестве произведений искусства. В средние века персонаж Откровения рисовали на фресках и картинах, а в современном мире используют как персонажа в фильмах и музыкальных произведениях. Среди наиболее известных:
Вавилонская блудница — это образ из Откровения, который до конца так и остался непонятным. Однако задача истинного христианина быть всегда готовым предстать перед Господом и дать ответ за свои дела, поэтому толкование данной аллегории не столь важна, главное не дать греху распространиться в сердце и в жизни.
Вавилонская блудница: прототипы и толкования образа
Библейские тексты богаты сказаниями, притчами и метафорическими образами. Многие из них стали нарицательными и вошли в современный язык, став частью устойчивых выражений и поговорок. Одни понятны и ясны, другие менее конкретны, но все же могут быть вполне истолкованы при обращении к первоисточнику. Вавилонская блудница из тех персонажей, чей образ для многих людей до сих пор остается предметом споров и дискуссий.
Кто такая вавилонская блудница
Под этим термином обычно понимается многозначное понятие, получившее распространение в искусстве, литературе, живописи, кинематографии, а также многочисленных конспирологических теориях. Однако изначально выражение берет свое начало из текста Библии.
Происхождение выражения
Впервые этот персонаж упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова, что входит в состав Нового Завета. Это произведение повествует о конце света и наполнено символами, которые трактовать весьма непросто. В их числе упомянутая и блудница.
Значение слова
Дословное понимание этого термина исходит из текста Откровения и означает его персонажа — женский образ, воплощающий греховные деяния. Впрочем, более конкретные толкования в богословии и библеистике весьма многочисленны и разнообразны. Есть и нарицательное понимание — падшая женщина, достигшая предела в своей порочности и блуде.
Образ из Откровения Иоанна
Внешний вид блудницы описан автором ярко и красочно. Это женщина, облаченная в роскошные одежды и драгоценности. Она держит в руке чашу, «наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее», лицо отмечено знаком тайны «Вавилона великого», а также именуется матерью блудницам. Говорится, что эта женщина «упоена кровью святых и свидетелей Иисусовых», что шокировало Иоанна.
Блудница восседает верхом на «звере багряном» демонического вида. Существо имеет 7 голов и 10 рогов, а тело покрыто «именами богохульными». В произведении есть и другие похожие создания, но чаще всего именно он именуется зверем Апокалипсиса.
В конечном итоге «жена, сидящая на звере багряном» окончательно идентифицируется с Вавилоном. Ее гибель в огне описывается Иоанном именно как крах и разрушение города — это слово на греческом также имеет женский род.
Исторические прототипы
Исследователи высказывают мнение, что типаж имел реальные прообразы. Различные мистерии и фестивали древности часто сопровождались оргиями, также существовал институт храмовой или ритуальной проституции. Да и сама древнейшая профессия была вполне развита — ее появление связывают с развитием городской жизни, а первые упоминания есть уже в книгах Ветхого Завета.
Жрицы малоазийских храмов
Действительно, храмовая проституция имела место в том самом Вавилоне — ее описания находят в сочинениях знаменитого древнегреческого историка Геродота. Так, он утверждает, что всякая женщина в этом городе должна была один раз в жизни пройти через обряд — прийти в храм богини Милитты и отдаться за деньги чужеземцу. Библейская Книга Царств повествует о разрушении евреями «домов блудилищных», имевших некую связь с культом языческой семитской богини Астарты.
Императрица Мессалина
Супруга римского императора Клавдия прославилась своим распутством настолько, что подробности ее биографии нашли отражение не только в сатирических стихах поэта Ювенала, но даже в трудах историков Тацита и Светония. Откровение написано Иоанном уже после ее смерти. Весьма вероятно, что евангелист хорошо знал о ее похождениях, и сей образ нашел отражение в типаже блудницы Апокалипсиса.
Толкование
Великая блудница — весьма сложный персонаж, один только внешний вид которого уже может рождать множество трактовок. Однако есть единство во мнении, что типаж не связан с какой-либо конкретной женщиной и скорее является собирательным.
В богословии
С одной стороны, женская фигура грешницы верхом на звере вроде бы символизирует грех блуда и может истолковываться как общество, окончательно утратившее понятие стыда и приличий, уподобившись ветхозаветным Содому и Гоморре. Однако с ней также «блудодействовали цари земные», что звучит уже более абстрактно.
Данный фрагмент можно осмыслить как отсылку к личностям древних царей и особенно римских императоров, погрязших в разврате и за это обреченных на гибель после Страшного суда. Но есть более общее и вместе с тем исчерпывающее толкование. «Жена на звере» есть символ греха как такового в его абсолютном, персонифицированном виде. Цари же оказываются нечестивцами в целом — не просто блудниками, но потворствующими злу вообще и сделавшими грех нормой в подвластных им городах и империях.
В современном мире
Сейчас этот термин редко употребляется в своем исходном религиозном смысле, а обрел переносный смысл и в основном употребляется нарицательно. Данным эпитетом иронично либо в качестве художественного средства награждают чрезмерно распутных женщин прошлого и настоящего или вымышленных персонажей с такими чертами.
Вавилонская блудница в религии
Выше даны общепринятые толкования для этой фигуры, имеющие место в основных направлениях христианства. Однако в прошлом сей термин широко применялся в идейной борьбе между различными церквями — и обозвать блудницей противоборствующую конфессию не было чем-то из ряда вон выходящим.
Протестантизм
Деятели Реформации клеймили данным эпитетом как католическую церковь, так и друг друга. Мартин Лютер не раз сравнивал папскую курию с «блудной женой», однако и сам удостоился подобного наименования от Томаса Мюнцера, который критиковал его за излишний либерализм. Впрочем, протестанты не были здесь первыми — как сатирический прием для обличения римской церкви фигура встречается уже в «Божественной комедии» Данте.
Старообрядческая церковь
Раскольники по понятным причинам именовали блудницей Русскую православную церковь и лично патриарха Никона, что отражено в письмах знаменитого протопопа Аввакума. Апокалиптический Вавилон у старообрядцев ассоциировался с Москвой — ее 7 холмов соотносили с числом голов «зверя багряного». Впрочем, староверы не жаловали и римско-католическую церковь, иногда также награждая этим эпитетом.
Свидетели Иеговы
Иеговисты пошли дальше остальных конфессий и блудным Вавилоном стали именовать все прочие религии, кроме собственной. Так, их доктрина прямо обвиняет католиков и протестантов во лжи, организации массовых расправ, братоубийства и кровопролитных войн, включая две мировые.
Блудница как образ города
Из-за связи с именем Вавилона фигура блудницы часто аллегорически привязывалась и к другим городам либо империям. Это не есть случайность, ибо еще в глубокой древности в массовом сознании сложилось противопоставление не тронутой пороками сельской жизни и исчадия греха и блуда, сокрытого за городскими стенами. Сей момент нашел отражение уже в Ветхом Завете.
Иерусалима
По утверждению некоторых библеистов, созданный в Откровении женский персонаж берет свои корни еще в Книге пророка Исайи, где тот именует «блудницею» Иерусалим и его пороки. Падение же Вавилона в тексте Иоанна очень часто осмысляется именно как разрушение римлянами столицы бывшего Израильского царства в 70 году н. э.
Однако есть и другое, более метафорическое понимание. Так, богослов и священник Александр Колесников видит в Откровении все же Иерусалим будущего, что должен стать столицей Антихриста после его воцарения в конце времен.
Лондона
Святой Иоанн Кронштадтский высказал оригинальную мысль, что речь здесь идет о Лондоне — столице империи, претендовавшей в то время на мировое господство и не гнушавшейся использовать для этого подлые методы и провокации. Концепция прижилась и выросла в целую «теорию английского заговора», согласно которой Туманный Альбион есть родина масонства, главный виновник революции 1917 года и последующих бед России. Православный философ Сергей Нилус развивает эту мысль, именуя блудницей все масонское движение вообще.
Однако чаще всего под Вавилоном здесь понимают город Рим, как и империю в целом. Такая трактовка вполне соотносится с текстом Откровения, где присутствует «великий город, царствующий над земными царями».
В дальнейшем многие из отцов церкви озвучивали данную концепцию:
Шотландец Уильям Баркли уже в ХХ столетии подробно разобрал образ «жены на звере багряном» и также доказывал, что речь идет именно о Риме. Атмосфера кризиса поздней античности, подавления восстания в Иудее и преследования христиан порождали соответствующее отношение к империи, что также свидетельствует в пользу данной версии.
Безымянного города
Однако некоторые толкователи Писания уже позднее высказывались против понимания Вавилона как конкретного города. Андрей Кесарийский видел в звериных главах образы семи императоров, что преследовали христиан, и семи царств, что хотели овладеть всем миром. Это Ассирия, собственно Вавилон, Персия, Македония и, наконец, Рим. Однако богослов отмечает, что тут скорее речь идет о земном царстве или городе вообще. Эта точка зрения прижилась и получила распространение — тем более что после падения Рима конца света и прихода Антихриста так и не произошло.
Связь со зверем
«Жена» и зверь — две фигуры, тесно связанные между собой. Колесников говорит, что последний представляет собой сатану. Богословы отмечают, что после суда над женой Апокалипсиса ее тело будет растерзано рогами зверя — здесь видится отражение природы зла, что разрушает само себя.
Образ блудницы в культуре и искусстве
Фигура нашла богатое отражение в произведениях искусства. Немало примеров светской живописи и иконографии демонстрируют нам апокалиптического многоголового зверя и его всадницу. А уже в наше время этот тандем появляется на страницах художественной литературы и киноэкране.
Живопись
Художники при изображении блудницы обычно следовали описанию из текста Откровения — это богато одетая женщина с чашей в руке, восседающая на семиглавом звере. Сюжет нашел отражение преимущественно в искусстве малых форм — книжных иллюстрациях, гравюре и миниатюрах. Так, в искусстве Запада стоит выделить самую большую из эпохи Средневековья серию из 64 шпалер, хранящихся во французском Анжерском замке.
Также сюжет нашел применение в русском православном искусстве, в том числе старообрядческом. Помимо книжных иллюстраций сохранились образцы фресковой живописи. Тут можно отметить роспись на апокалиптическую тематику в Свято-Троицком Даниловом монастыре XVII века, что находится в Переславле-Залесском.
Из искусства Возрождения известна гравюра немецкого художника Альбрехта Дюрера. Автор показал блудницу Апокалипсиса в виде современной ему куртизанки из Венеции — изображение сделано с натуры. При этом зверь для контраста показан здесь максимально уродливым и отвратительным.
Фигура всадницы зверя встречается и в иконописи. В Успенском соборе Московского Кремля есть соответствующее произведение XV века. Однако здесь образ лишен отталкивающих черт и в известной степени следует античным канонам искусства с его сюжетом похищения Европы быком.
Литература
В художественных произведениях фигура блудницы встречается чаще в виде эпитета, иронического выражения либо непосредственно отсылки к тексту Писания. Ее упоминание можно найти в сонетах Джона Мильтона, классической русской литературе, включая творчество Пушкина, а также фантастике поляка Анджея Сапковского. Анхель де Куатье посвятил блуднице одну из книг своего мистического цикла.
Кинематограф
В фильмах фигура также нашла немало отображений, и здесь уже фантазия авторов и режиссеров не знает границ, причем первые эксперименты по данной библейской теме начались уже на заре кинематографа.
«Метрополис» (1927) режиссера Фрица Ланга. В этом произведении немого кино можно увидеть танец конца света, в роли великой грешницы выступает робот.
«Омен-2» (1978), известный триллер на тему прихода Антихриста. В заброшенной церкви показана статуя блудницы.
«Девятые врата» (1999), мистический фильм по роману Артуро Переса-Реверте, где присутствует гравюра с ее изображением.
«Сверхъестественное» (2005-по н.в.), сериал, где в эпизоде «99 проблем» жена Апокалипсиса выдает себя за пророка, приняв облик дочери пастора.
Музыка
Апокалиптические сюжеты всегда привлекали рок-музыкантов.
Фигуру блудницы использовали следующие артисты в своих текстах, названиях и оформлении альбомов:
Видео
В данном видео образ Вавилона и блудницы разбирается на примере цитат из разных книг и глав Писания.