Что такое вайшьи в истории
Кто такие вайшьи в Индии?
Вайшьи были земледельцами и пастухами. Они относились к средней касте в Индии, тем не менее, пользовались уважением. Они много работали, не располагали временем для учёбы и саморазвития, хотя имели на это право. Пока кшатрии воевали на поле боя, вайшьи трудились под палящим солнцем на благо своей семьи и окружения.
История и интересные факты
Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже античные арийские племена, проживающие на территории нынешней Индии приблизительно за 15000 лет до нашей эры, уже имели общество, с иерархией, разделением на касты.
В Индии такие касты назывались «варны» (в переводе с санскрита это означает «цвет»). Всего их было четыре:
Брахманы — священнослужители, высшая каста;
Кшатрии — воины, защитники, полководцы;
Вайшья — рабочие люди;
Шудры — низшая каста – прислуга и рабы.
Вайшьи – третья по уровню каста. Сюда входят мастера, торговцы, творческие личности.
желание работать, самостоятельно выбирать вид деятельность, опираясь на свои таланты и наклонности;
стремление к росту, развитию личности, постройке карьеры;
фантазия, предприимчивость, креативность;
любовь вайшьи воспринимают как сексуальное влечение, ревность, романтические переживания(в отличие от шудр, которые видели любовь как материальную заботу);
жадность и расточительность одновременно. Общая полярность эмоций;
статусность, культ денег, навешивание ярлыков и ценников;
адаптация, быстрая смена мнения, переоценка ценностей, гибкая структура принципиальных устоев;
корыстное отношение, поиск выгоды из окружения, в том числе из близких и родных.
Статус, престиж, гедонизм, поиски удовольствия – это всё Вайшьи.
Из сильных сторон можно выделить упорство и стремление на пути к цели. Будь то освоение навыка или продажа товара – вайшьи ничего не оставляли на пол пути. Для них очень важно комфортно, с размахом отдыхать после проделанной работы, даже если придётся работать две недели ради одного дня отдыха.
Внутри касты так же есть несколько этапов развития личности и характера:
Земледельцы, работающие с одной из самых мощных стихий – с матерью Землёй.
Торговец, чья радость и награда – звонкая монета.
Адепт языка, управляющий словами и символами.
Владыка материи, который изменяет форму неживой материи.
Три главных условия для обретения жизненного успеха:
Развитие своего дела;
Умение трудиться как умом, так и руками;
Умение принимать и дарить подарки близкому окружению и тем, кто только стал на путь истинный.
Развитие и самовыражение
Земледелец может проявить свой навык, ухаживая за животными и своей плантацией. Если хозяйство в порядке, а урожай богат, то человек всё делает правильно, а значит, готов к переходу на следующий этап развития.
Торговец должен получать не только материальную и моральную выгоду, а к тому же иметь хорошие доверительные отношения с клиентами, чтобы они хотели возвращаться снова и снова. Продажа обманом и навязывание ненужных товаров не приветствуется, а порицается обществом.
Для творческих личностей — это написание книг, научные труды, музицирование, живопись. Развитие нематериального и духовного является высшей потребностью в пирамиде ценностей по версии Маслоу, а для вайшьи с творческими наклонностями – смысл жизни.
Для ремесленников-мастеров важно умение обрабатывать, чувствовать материал, чтобы передавать частичку души в неодушевлённые предметы. Выпуск товаров по принципу конвейера в ущерб душе и положительной энергии так же не одобряется. Главное – жить по совести и найти гармонию с окружающим миром.
Любой уровень развития позволяет стать новатором или первопроходцем, изобрести что-то новое, в совершенстве овладеть навыком, показывать своё мастерство окружающим. Скромность – это хорошо, но если есть, чем похвастаться, это нужно сделать. Сам человек почувствует славу и признание, а окружающие получат мотивацию, а так же желание развиваться в любимом деле.
Вайшьи, получившие власть не используют его для получения корыстной выгоды или для давления на врагов. Власть это большая ответственность, а значит относиться к ней нужно с осторожностью.
Карма видит всё. Она не бьёт, не режет, она ждёт, пока настанет время Суда, где она сможет сказать весомое слово.
Настойчивые, но в то же время, компромиссные торговцы и предприниматели. Новаторы, которые не забывают корни и не предают каноны истоков творчества, мастера своего дела, не отвергающие ни физический, ни умственный, ни моральный труд.
Видео
Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Торсунов приглашает БОЛЬШОЙ ВЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Каста вайшьи в Индии: варна торговцев раскрывает секреты
Происхождение варны вайшьев
Чем отличаются от других варн
Как живут вайшьи сегодня
Селебрити из варны вайшьев
На системе четырех варн (правильно говорить не каста, а варна) с древних времен держится все индийское общество. Если уж ты родился менялой, то им и останешься. Пока не переродишься рангом повыше в следующей жизни. И то не факт. По Ведам, перерождение в высшей варне возможно при одном условии: если соблюдать правила, исполняя свою дхарму (то, что поддерживает порядок). Дхарма у каждой варны и джати своя.
Деньги, золото, сделки, прибыль — об этом вайшьи знают лучше остальных каст
Происхождение варны вайшьев
В религиозных источниках значится, что вайшьи произошли из бедер бога Брамы. Их дхарма заключается в создании материальных ценностей и прибыли, раздача милости. Вайшьи обязаны знать всё о своем деле. Должны быть знатоками математики и знать всему цену, разбираться в перевозке товаров и способах их хранения. Сюда же относятся обязательные познания в уходе за животными. Говоря современным языком, представители варны вайшьев — это владельцы земли, плательщики налогов и настоящие предприниматели Древней Индии. Это варна, создающая своими руками благосостояние общества.
Чем отличаются от других варн
В отличие от шудр, вайшьи считаются «дваждырожденными», пройдя обязательный ритуал упанаямы. Они могут посещать храмы и изучать веды. Менталитет вайшьев отличается от шудр. Они также тяжело трудятся, но это не тяжелая физическая работа. Как правило, это торговля и банковская сфера. Они заботятся о благосостоянии своей семьи, считая, что остальные должны сами определить свое место под солнцем. Традиционно дети вайшьев не учились в школах, но с ранних лет их привлекали к семейному делу. Это благотворно сказывалось на экономике, ведь дети продолжали бизнес родителей.
Семьи вайшьев веками занимаются одним делом
В древней Индии богатые семьи из варны вайшьев образовывали мощные кланы. Порой у них было больше влияния, чем у кшатриев. Они преподносили дары не только царям, но и религиозным учреждениям. Но в тоже время если вайшья совершал преступление, его наказывали более строго, чем представителей высших варн. Например, за публичное оскорбление брахмана вайшью штрафовали на сумму в два раза большую, чем кшатрия. Характер вайшьи:
Оптовая торговля в руках успешных каст
Вайшьи в 21 веке
В течение последнего столетия происходил постепенный слом варно-кастовой системы. Благодаря статьям Конституции и борьбе далитов (неприкасаемых) за свои права, при приеме на работу уже не просят показать кастовый сертификат. Смотрят больше на поведение человека и его фамилию. В Индии фамилии «говорящие». Например, фамилии варны вайшья — это Гупта, Ганди, Агарвал, Лала, Сахукар. Чтобы перейти в варну повыше, можно сменить фамилию и переехать в город. Ведь кастовый уклад по-прежнему силен только в селах. По мнению исследователей, на современном этапе наблюдается острая нехватка представителей варны вайшьев.
Самые знаменитые ювелиры Индии, конечно же, вайшьи
Кстати, индусы стремятся не только к повышению, но и к понижению своего статуса. Принадлежность к далитам дает льготное поступление в школу, в вуз, получение должности в госструктурах и даже в парламенте. В современной Индии существует негласное соперничество между торгово-финансовыми кастами — банья (север страны) и четтиар (юг). Известны своим влиянием подкасты виджайваргия, асати, омар, кхадаята, рониур, аграхари, магахи саху, кесарвани, марвари. Многие семьи из этих каст владеют крупными корпорациями.
Вайшьи также занимаются земледелием
Селебрити из варны вайшьев
В Индии 56 миллиардеров из списка Forbes и половина принадлежит к касте бания. Хотя по статистике к ней относится всего 1% населения. Зато общая доля бания в национальном доходе — целых 24%! Среди миллиардеров есть представители торговой касты парсов. Интересно, что состоятельных людей с состоянием от 1 до 5 млн мизерное — 154 тыс.: меньше, чем в Австрии.
Хотите встретить представителя этой касты? Вам к храму
Один из самых известных миллиардеров Индии Лакшми Миттал (пятый по величине капитал в мире) из марвари. К этой же подкасте относится бизнес-клан Бирла, владеющий крупнейшим концерном Aditya Birla Group (7,6 млрд долларов активов). К варне вайшья относился знаменитый политический деятель Махатма Ганди. Родом из вайшьев происходят также деятели искусства, например, певица Шобха Мудгал и актриса Нина Гупта.
В производстве одежды в Индии задействованы преимущественно мужчины
Да, социальные лифты в современной Индии по-прежнему практически отсутствуют. Но природный ум, стремление к развитию, гибкость мышления и предприимчивость представителей варны вайшьев позволяют им добиваться значительных успехов как в финансовой, так и в творческой сфере.
Вайшьи
Ва́йшьи (санскр. वैश्य Vaiśya IAST — «преданность, зависимость») — представитель третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Члены каст этой варны признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вайшьи» в других словарях:
ВАЙШЬИ — (от виш народ) члены третьей из четырех варн в древней Индии. К ней принадлежало большинство населения. Занятиями В. считались земледелие, скотоводство и торговля. В социальном отношении В. стояли ниже брахманов и кшатриев, но относились… … Словарь индуизма
Вайшьи, вайшья, вашими — члены третьей, низшей, варны «дважды рожденных» в Древней Индии. К ней относилась основная масса трудового люда: торговцы, земледельцы, ремесленники. По преданию, они произошли из бедер бога Кришны. При совершении правонарушений В. подвергались… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Варны — У этого термина существуют и другие значения, см. Варны (значения). Варна (санскр. वर्ण, varṇ IAST, «качество, цвет, категория») термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.[1] брахманы жрецы, учёные,… … Википедия
Шудры — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
Варна (сословие) — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
Шудра — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
ВАРМА-АВА — (морд. варма, «ветер»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня тол авой, повалить созревший хлеб и т. п. В. а. считалась… … Энциклопедия мифологии
Древняя индия в XV—VI вв. до н. э. — В Индии во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго запада. Рассматриваемый период… … Всемирная история. Энциклопедия
КАСТЫ — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Энциклопедия Кольера
ВАЙШЬИ
Смотреть что такое «ВАЙШЬИ» в других словарях:
Вайшьи — (санскр. वैश्य Vaiśya IAST «преданность, зависимость») представитель третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. Члены каст этой варны признают превосходство… … Википедия
Вайшьи, вайшья, вашими — члены третьей, низшей, варны «дважды рожденных» в Древней Индии. К ней относилась основная масса трудового люда: торговцы, земледельцы, ремесленники. По преданию, они произошли из бедер бога Кришны. При совершении правонарушений В. подвергались… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Варны — У этого термина существуют и другие значения, см. Варны (значения). Варна (санскр. वर्ण, varṇ IAST, «качество, цвет, категория») термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.[1] брахманы жрецы, учёные,… … Википедия
Шудры — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
Варна (сословие) — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
Шудра — Варна (санскр. वर्ण, varṇa?, «качество, цвет, категория») одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества: брахманы жрецы, учёные, подвижники кшатрии воины, правители вайшьи земледельцы, ремесленники, торговцы шудры слуги,… … Википедия
ВАРМА-АВА — (морд. варма, «ветер»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня тол авой, повалить созревший хлеб и т. п. В. а. считалась… … Энциклопедия мифологии
Древняя индия в XV—VI вв. до н. э. — В Индии во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго запада. Рассматриваемый период… … Всемирная история. Энциклопедия
КАСТЫ — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Энциклопедия Кольера
Касты в Индии
Г оворя о ведическом обществе, нельзя не упомянуть о кастах, точнее, варнах. Существует четыре варны: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Насколько оправдано разделение людей на касты и актуально ли это сейчас? Действительно ли все люди разделяются по неким признакам и возможно ли в течение жизни перейти из одной касты в другую? В этих и других вопросах попробуем разобраться.
Существование кастовой системы
Что такое «индийские касты»? Какие касты существовали в Индии? Чем отличаются между собой представители различных каст? В XVIII главе «Бхагавад-гиты» даётся такое пояснение отличий между кастами: «Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трём гунам материальной природы». Три гуны материальной природы — это три качества, или три вида, энергии, которые обуславливают материальный мир: невежество, страсть и благость. И, как верно подмечено, именно преобладание той или иной гуны определяет представителя той или иной касты.
Касты древней Индии — это не просто какие-то ступени социальной лестницы. Считается, что в древности мудрец определял касту рождённого ребёнка уже в детстве. И в идеале эта каста определялась не по происхождению, то есть у брахманов далеко не всегда рождался брахман, а у шудры не всегда рождался шудра. Потом, конечно, эта система претерпела искажения — и касту стали определять именно по факту рождения в той или иной семье, но об этом поговорим позже.
Что можно сказать об актуальности кастовой системы? Наверняка вы в повседневной жизни замечали, что у каждого свои наклонности. Кто-то с детства тяготеет к боевым искусствам, а кого-то нельзя оторвать от книг. И если в первом случае человеку навязывать чтение книг, а во втором — тренировки в спортзале, ничего хорошего из этого не выйдет. У каждого в этом мире свой путь: тигра нельзя заставить питаться бананами, а человек не должен есть мясо, хотя последнее для кого-то может быть большим открытием. Одним словом, каждый должен следовать своей природе.
Касты в Индии
Попробуем выяснить, какие качества отличают представителей каст между собой. Какие касты существовали в Индии? Там же, в XVIII главе «Бхагавад-гиты» перечислены отличительные способности всех четырёх каст. Каста брахманов отличается такими качествами: «Умиротворённость, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности».
Таким образом, брахманы — это йоги, учителя, аскеты, мистики и так далее. Нет, это немного не те йоги, которые сегодня ходят в фитнес-зал и делают асаны для здорового позвоночника. К касте брахманов относились духовные учителя очень высокого уровня. И в их жизни преобладала гуна благости: чаще всего они были свободны от мирских привязанностей, не отождествляли себя с материальным телом, и их деятельность была направлена на распространение знаний. В этом была их Дхарма. У каждой касты есть своя Дхарма, то есть предназначение. В славянской культуре касте брахманов соответствовала каста волхвов.
Следующая каста — кшатрии. Это каста воинов в Индии. В славянской культуре их называли витязями. В «Бхагавад-гите» про воинов сказано следующее: «Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — всё это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга».
Чуть ранее, в этом же тексте, говорится, что «для кшатрия нет ничего лучше, чем сражаться за устои религии». Тут важно отметить, что речь идёт не о современном понимании религий, которые отстаивают не закон, порядок и духовность, а просто борются за сферы влияния. В данном контексте под религией следует понимать именно духовность, справедливость и закон. И в этом Дхарма кшатрия — бороться с любым проявлением несправедливости.
Важно понимать, что, конечно, понимание справедливости у каждого своё. Но в древней Индии пониманию справедливости общество учили именно брахманы, основываясь на своём опыте и писаниях.
Следующая каста — это вайшьи. В «Бхагавад-гите» про них сказано следующее: «Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев». Важный момент относительно защиты коров: в ведическом обществе коровы считались священными животными, поэтому данные слова следует понимать как метафору. Скорее, речь идёт о том, что вайшьи должны вести бизнес, который не вредит окружающей среде: ни животным, ни растениям, ни экологии. То есть если представитель касты вайшьев продаёт колбасу, то он нарушает свою Дхарму.
Далее — шудры. Сейчас широко распространено некое снисходительно-пренебрежительное отношение к шудрам: считается, что они недалеко ушли в своём развитии от животных. Но это искажённое представление. Точнее, речь идёт об эпохе Кали-юги, в которую в общем-то все касты так или иначе нарушают Дхарму: брахманы делают бизнес на религии, кшатрии защищают не справедливость, а свои интересы, вайшьи любой ценой готовы зарабатывать деньги, даже в ущерб другим, а шудры чаще всего просто деградируют. Но изначально смысл кастового разделения был в том, что каждая каста выполняет ту форму служения обществу, которая максимально соответствует сильным сторонам представителей этой касты.
Итак, о шудрах в «Бхагавад-гите» сказано следующее: «предназначение шудр — заниматься физическим трудом и служить другим», а не деградировать и заниматься саморазрушением, как это проявляется в эпоху Кали-юги. К примеру, в писаниях говорится, что шудры в благостные времена умели строить хрустальные мосты. Вот такой был уровень развития у так называемой низшей касты.
Касты в древней Индии
Мы рассмотрели четыре индийские касты, точнее, как уже было сказано, варны. Рассмотрим варны в Индии кратко в виде таблицы.
Брахманы | Распространение духовных знаний, образование, совершение религиозных ритуалов |
Кшатрии | Управление, защита закона и порядка, ведение войн |
Вайшьи | Торговля |
Шудры | Физический труд |
И разделение на высшие и низшие касты весьма условное. В писаниях говорится, что шудры произошли из ног Брахмы, вайшьи — из живота, кшатрии — из плеч, а брахманы — из головы. И разве можно сказать, что какая-то из частей тела менее важна, чем другие? Поэтому в идеале смысл кастовой системы был в том, чтобы каждый мог служить обществу в силу своих способностей.
Высшая каста в Индии
Индийские касты — это реализация принципа «от каждого по способностям и каждому по потребностям. Поэтому нельзя сказать, что есть какая-то высшая каста и какие-то низшие. Чтобы брахманы могли читать лекции, кшатрии должны обеспечить безопасность, вайшьи — обеспечить продовольствием, а шудры — построить помещение, в котором эти лекции можно читать. И все 4 основные касты Индии призваны гармонично сосуществовать.
Конечно, в Кали-югу имеют место искажения. И сегодня касты древней Индии превратились в разделение людей на высших и низших. Причём высшие и низшие касты определяются не по способностям, а по рождению, то есть в семье брахманов всегда рождается брахман, а в семье шудр — шудра, и не важно, что чаще всего всё обстоит наоборот. И ребёнок из семьи брахманов может просто не обладать нужными для брахмана качествами, а ребёнок из семьи шудр может быть очень духовно развит уже с детства.
Но такова реальность, что сегодня касты в Индии — это метод дискриминации по происхождению и социальному статусу. Появились так называемые неприкасаемые и, наоборот, те, кто считают себя чуть ли не богами, а смысл — служение обществу, исходя из своих особенностей, — утерян безвозвратно. Но, в принципе, для Кали-юги это нормально.
Если почитать «Махабхарату», то можно сделать вывод, что истинный кшатрий никогда не стал бы мириться с таким упадком духовности, закона и порядка, который мы можем наблюдать сейчас. И если бы на земле остался хотя бы один такой кшатрий, он бы смог изменить ситуацию, потому что в более благостные времена на земле были поистине великие воины, каждый из которых стоил целой армии.
Это были не просто люди, которые могут держать меч, они в том числе были духовно развиты и обладали максимально гармоничным мировоззрением. А сегодня даже те, кто в Индии называет себя брахманами, часто не дотягивают и до уровня шудр, которые жили в более благостные времена. К примеру, говорится, что шудра обусловлен четырьмя мотивациями: еда, сон, размножение и безопасность.
В славянской культуре также существовала кастовая система. А именно: волхвы, витязи, веси и смерды. И тоже смысл изначально был в том, что каждая каста служит обществу в силу своих возможностей. А сегодня всё исказилось. Упрощённо говоря, касты отличаются между собой уровнем альтруизма. У брахманов он близок к 100 %, у кшатриев — процентов на 75, ну и далее в такой же пропорции. Поэтому принадлежность к той или иной касте должна определяться не происхождением, а уровнем альтруизма. И это то, чего не хватает в современной кастовой системе Индии.
Поэтому высшая каста — это не те, кто называет себя брахманами или какими-то иными титулами. Как писал Роберт Бёрнс: «Бревно останется бревном и в орденах, и в лентах». А высшей кастой можно считать альтруистов. И самое главное, чтобы попасть в эту касту, не нужно обладать «правильным рождением», связями, социальным положением или ещё чем. Чтобы стать альтруистом, надо, собственно, просто им стать.
И если разделение на касты будет исходить из уровня альтруизма, мы сможем вернуться к изначальному смыслу кастовой системы. И снова настанет Сатья-юга — период развития, расцвета и благости. Ведь Сатья-юга, как и Кали-юга, существуют лишь в нашем коллективном сознании. Больше, собственно, им просто негде существовать.