Что такое ведута в искусстве
Что особенного в пейзажах, которые называют самыми итальянскими: Ведута и каприччио
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ведута
В переводе с итальянского « ведута » означает – «вид». Это картина, рисунок или гравюра, где в подробностях изображен городской пейзаж. По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
С развитием техники живописи, с оттачиванием навыков перспективы художники стали все чаще обращаться к изображению природы и вообще какой-либо местности, так возник новый самостоятельный жанр – пейзаж, а с ним и одна из его вариаций – городской пейзаж, или ведута. Последний стал основным направлением творчества для многих талантливых художников XVII века – таких, как Джованни Антонио Каналь, или Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Паоло Панини. Все они были мастерами, работавшими в XVIII веке в Италии – именно тогда и там ведута достигла небывалого расцвета как жанр изобразительного искусства.
Само собой, одним из самых живописных итальянских городов в те времена, как, впрочем, и сейчас, была Венеция, поэтому неудивительно, что на ее улицах и набережных чаще, чем в других уголках страны, можно было встретить пишущего пейзаж художника-ведутиста. Каналетто, считающийся величайшим мастером ведуты, был новатором и в технике создания пейзажа – вначале он имел обыкновение делать наброски карандашом.
Работа художников на пленэре стала проще и удобнее после появления в 1841 году оловянного тюбика для масляных красок, изобретателем стал американский художник Джон Ренд. Но в XIX веке интерес к жанру стал угасать – это было связано и с разгоравшимися на Апеннинском полуострове вооруженными и военными конфликтами, и с новыми веяниями в живописи и искусстве вообще, где на первый план постепенно выходил модерн.
Каприччио
Схожий с ведутой, но все же иной жанр пейзажа – каприччио – появился как художественный способ выражения фантазий художника – собственно, это понятно и из названия, « каприччио » в переводе с итальянского – «каприз, причуда». Так в 1617 году – «Каприччи» – назвал свою серию офортов французский художник Жак Калло. И Франсиско Гойя выпустил в 1799 году свои «Капричос». Но в истории искусства за этим термином все же стоит совсем другое.
Произведения, выполненные в этом жанре, оказались удивительно востребованными, да и художникам было куда проще получить заказ у любящего старину состоятельного туриста, чем искать покупателей на жанровые и исторические полотна. В картинах-каприччио воплощалось стремление мастера к совершенству – не имело значения, насколько достоверно изображенное на холсте. Для большего эффекта добавляли стаффаж – маленькие фигурки людей и животных; случалось, их изображали не сами пейзажисты, а другие художники.
Каприччио отличались беззаботностью, легкостью, романтическим настроением. Мастерами этого жанра были все тот же Каналетто, Марко Риччи, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини.
Ведута и каприччио в России
В Российской империи в жанре ведуты работали Федор Яковлевич Алексеев, которого называли «русским Каналетто», Михаил Иванович Махаев, Василий Семенович Садовников, а также некоторые выходцы из Италии, нашедшие свое призвание на российской земле – Джакомо Кваренги, Луиджи Премацци. Они создавали детальные изображения русских городов, прежде всего, старой и новой столиц, ездили «для снятия видов» в дальние губернии. Ведуты русских художников увековечивали красоту повседневной жизни, а спустя годы стали и важным историческим материалом благодаря точности в изображении деталей.
В отечественном искусстве в XIX – XX веках городскому пейзажу все больше отводилась роль вспомогательная, позволяющая художнику точнее выразить свой замысел – лирического произведения, картины на сказочную тему или романтического сюжета. В советский период куда более востребованным видом пейзажа становится пейзаж индустриальный.
Произведения, написанные в жанрах ведуты и каприччио, способны помочь зрителю совершить мысленное путешествие не только в другую страну, но и в другое время, а еще – заглянуть в мир художника, создавшего картину. Возможно, в этом один из секретов особой притягательности этих пейзажей, которую можно ощутить, например, в Третьяковской галерее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ведута
(итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Канале, известный под прозвищем Каналетто. В его пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились исключительная правдивость и поэтичность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника – «Праздник обручения дожа с морем»: будущий правитель в знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики – бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцо.
Ф. Гварди. «Выставка диковин на площади Сан-Марко в Венеции». Вторая пол. 18 в. Частное собрание. Лиссабон
Франческо Гварди часто писал те же самые венецианские пейзажные мотивы, что и Каналетто, но не фиксировал их со старательностью добросовестного наблюдателя, а насыщал свои картины лирической проникновенностью. Венеция в обрамлении вод лагуны и прозрачного неба с высокими облаками словно погружена в зачарованный сон. Картины Гварди отличает лёгкая серебристая красочная гамма, виртуозная передача едва заметного движения воздуха и игры солнечных бликов на зыбкой водной глади, в зеркале которой отражаются фасады дворцов. Он особенно любил писать вид на церковь, построенную знаменитым итальянским архитектором А. Палладио на острове Сан-Джорджо Маджоре в заливе Адриатического моря. Возвращаясь вновь и вновь к её изображению, Гварди постоянно менял точку зрения и варьировал особенности освещения.
Каналетто. «Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей». 1749 г.
В России ведущим мастером ведуты был Ф. Я. Алексеев, обучавшийся в Венеции у художников этого жанра. В ранних пейзажах холодный и мрачный Санкт-Петербург предстаёт сказочной Северной Венецией с лёгкими лодочками, скользящими по голубым водам, и прозрачными облаками на ясном небе. В серии видов Москвы, созданных на рубеже 18–19 вв., художник передаёт неповторимый колорит древней столицы.
Ф. Я. Алексеев. «Площадь внутри Московского Кремля». 1810-е гг. Музей-заповедник «Царское Село»
Полезное
Смотреть что такое «ведута» в других словарях:
ведута — пейзаж Словарь русских синонимов. ведута сущ., кол во синонимов: 1 • пейзаж (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ВЕДУТА — (итал. veduta) в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Большой Энциклопедический словарь
ВЕДУТА — (итал. veduta). Вид местности, пейзаж. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Ведута — (ит. veduta) – в искусстве XVIII – нач. XIX вв. – городской пейзаж (обычно топографически точный). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Ведута — Павел Филиппович [р. 4(17).7.1906, с. Журовка, ныне Николаевского района Одесской области], председатель колхоза им. 22 го съезда КПСС Березовского района Одесской области УССР (с 1954). Дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1958).… … Большая советская энциклопедия
ведута — (итал. veduta), в искусстве XVIII начала XIX вв. городской пейзаж (обычно топографически точный). * * * ВЕДУТА ВЕДУТА (итал. veduta), в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Энциклопедический словарь
Ведута — У этого термина существуют и другие значения, см. Ведута (значения) … Википедия
ведута — вед ута, ы … Русский орфографический словарь
Ведута — (ит. veduta внешний вид) жанр изобразительного искусства, графическое или живописное изображение городских пейзажей либо архитектурных ансамблей. В России этот жанр был очень популярен в XIX в. Хорошо известны работы художников К.П. Бегтрова,… … Архитектурный словарь
ведута — (італ. побачений) Зображення панорами всього міста або його центральної частини із надзвичайно реалістичним відтворенням площ і вулиць, різних будівель у піднесено романтичному забарвленні. Бере початок у Венеції з XVIII ст. працями Каналетто.… … Архітектура і монументальне мистецтво
Ведута
Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века (Беркхейде, Санредам, ван дер Хейден). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель (1653—1736) способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни.
Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Мариески, Панини и Пиранези.
Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев и Ф. Я. Алексеев. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ведута» в других словарях:
ведута — пейзаж Словарь русских синонимов. ведута сущ., кол во синонимов: 1 • пейзаж (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ВЕДУТА — (итал. veduta) в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Большой Энциклопедический словарь
ВЕДУТА — (итал. veduta). Вид местности, пейзаж. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Ведута — (ит. veduta) – в искусстве XVIII – нач. XIX вв. – городской пейзаж (обычно топографически точный). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Ведута — Павел Филиппович [р. 4(17).7.1906, с. Журовка, ныне Николаевского района Одесской области], председатель колхоза им. 22 го съезда КПСС Березовского района Одесской области УССР (с 1954). Дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1958).… … Большая советская энциклопедия
ведута — (итал. veduta), в искусстве XVIII начала XIX вв. городской пейзаж (обычно топографически точный). * * * ВЕДУТА ВЕДУТА (итал. veduta), в искусстве 18 нач. 19 вв. городской пейзаж (обычно топографически точный) … Энциклопедический словарь
ведута — (итал. veduta – увиденная, вид местности), городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 в. Среди зарубежных мастеров… … Художественная энциклопедия
ведута — вед ута, ы … Русский орфографический словарь
Ведута — (ит. veduta внешний вид) жанр изобразительного искусства, графическое или живописное изображение городских пейзажей либо архитектурных ансамблей. В России этот жанр был очень популярен в XIX в. Хорошо известны работы художников К.П. Бегтрова,… … Архитектурный словарь
ведута — (італ. побачений) Зображення панорами всього міста або його центральної частини із надзвичайно реалістичним відтворенням площ і вулиць, різних будівель у піднесено романтичному забарвленні. Бере початок у Венеції з XVIII ст. працями Каналетто.… … Архітектура і монументальне мистецтво
Ведута
Из Википедии — свободной энциклопедии
Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Еще один предшественник ведутистов — немецкий художник Йозеф Хайнц Младший (ок. 1600—1678).
Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых наиболее известны Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.
Своего расцвета ведута достигла в XVIII веке в венецианской школе. Выдающимся ведутистом считается итальянец Каналетто. Живописные ведуты повторяли в офортах. Английский издатель гравюр и коллекционер Джозеф Смит по прозванию «Консул Смит», с 1744 года был британским консулом в Венеции. Именно он подсказал Каналетто и другим художникам-ведутистам идею переводить живописные пейзажи в офорты для продажи туристам и коллекционерам. Венецианские виды работы Каналетто и Франческо Гварди в офортах любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые английские аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных архитектурных руин, созданные воображением таких мастеров, как Антонио Джо́ли, Микеле Мариески, Джованни Паоло Панини и Джованни Баттиста Пиранези. Многие живописцы-ведутисты прибегали к помощи мастеров архитектурной перспективы, которые вычерчивали подготовительный рисунок согласно правилам архитектурных проекций, в отдельных случаях прибегали к использованию камеры-обскуры.
Классическая итальянская ведута стала одним из источников искусства панорамы.
Ведута
Пауль Бриль из Антверпена писал прото-ведуты ещё в XVI веке. Городской пейзаж — один из излюбленных жанров «малых голландцев» XVII века, в числе которых Питер Санредам (1597—1665), Ян ван дер Хейден (1637—1712), братья Иов Беркхейде (1630—1693) и Геррит Беркхейде (1638—1698). Мировую известность получил «Вид Дельфта», написанный в 1660 году Вермеером с использованием камеры-обскуры. Перебравшийся из Голландии в Рим ведутист Гаспар ван Виттель способствовал распространению в Италии моды на крупные по размерам, детально выписанные панорамы будничной городской жизни. Также в Риме работал американец Дуайт Бентон.
Величайшим ведутистом считается итальянец Каналетто. Венецианские виды в исполнении его и Франческо Гварди любили привозить с собой из гран-тура как напоминание об итальянских впечатлениях молодые аристократы. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио — вымышленные пейзажи грандиозных развалин, созданные воображением таких мастеров, как Джо́ли, Мариески, Панини и Пиранези.
Мастера ведуты были востребованы во многих странах Европы, в том числе в России, где в этом жанре работали, среди прочих, М. И. Махаев, Ф. Я. Алексеев, И. И. Шарлемань и Л. Премацци. Целый ряд ведут с русскими видами исполнил Джакомо Кваренги. В Саксонии и Польше популярность снискал племянник Каналетто, Бернардо Беллотто. Отдельные итальянские пейзажисты жили и работали по заказам лордов в Англии.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Алта́рная (заалтарная) карти́на (запрестольный образ; англ. altarpiece, фр. retable) — художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.