Что такое великое чудо

Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудо

Ольга родилась в большой крестьянской семье в селе Ильинцы в 30 километрах к западу от Чернобыля. Во время наступления немецко-фашистских войск в 1941 году она осталась одна со слепой матерью. Поставленный немцами староста покрывал ее и говорил, что она одна у своей мамы, за которой вынуждена присматривать. Из жалости к ним немцы не увели ее в Германию. А на самом деле у Ольги было еще три брата и две сестры, которые все воевали. Одна сестра была летчицей, а одна – медсестрой.

В 1943 году немцы отступали, на этот раз отношение их к местным жителям оказалось более жестоким. Фашисты рыскали по дворам в поисках прячущихся людей. Ольга в страхе забежала в маленький чуланчик с дровами возле дома, прижалась к стене, скрестила трясущиеся руки на груди и всем сердцем взмолилась: «Господи, если Ты есть, спаси меня, пожалуйста. Я всю жизнь в Тебя верить буду». Дверь открылась, в проеме показался фашист с автоматом. Посмотрев на Ольгу, а точнее – сквозь нее, он без единой эмоции повернулся и закрыл дверь. Многих в том селе расстреляли или сожгли, всех остальных увели в Германию. Из всего села спаслись только двое – Ольга и еще один мальчик, который ушел к партизанам. Из комсомола Ольга вскоре вышла и на всю жизнь стала глубоко верующим человеком.

Прошло много лет, сын Ольги Сергей перевез ее в Благовещенск-на-Амуре, но на протяжении всех этих лет Ольга постоянно пересказывала свою историю и так до конца не могла своим рассудком понять, почему тот фашист, посмотрев на нее, сразу повернул обратно.

Итак, что же такое чудо, и как мы должны относиться к нему? Участвует ли в нашей жизни заботливая Божия рука, или мы наблюдаем лишь холодное стечение обстоятельств? Нужно ли нам вообще говорить о чем-либо сверхъестественном, когда современный человек ищет, прежде всего, разумного, рассудочного обоснования?

Постараемся быть беспристрастными. Если из Евангелия убрать чудо, то от Евангелия ничего не останется. Чудом является само рождение Христа от Девы, чудо наполняет жизнь Спасителя и многократно проявляется в делах, совершенных Им на земле. Хождение по водам, исцеление одним словом безнадежно больных, воскрешение умерших, в том числе четверодневного Лазаря, просияние Божественным светом на горе Фавор, Воскресение в третий день после смерти, Вознесение и ниспослание Святого Духа людям – всё это вехи в истории спасения людей Иисусом Христом, и эти вехи наполнены Божественным чудом

Чудо в принципе не может быть объяснено наукой, как бы ни усовершенствовался ее инструментарий

Дело в том, что, где действует Бог, там всегда есть какое-то чудо. А чудо – это то, что не может быть объяснимо научно. И не только с точки зрения современной науки, а вообще никогда не может быть объяснимо с позиций науки. Потому что наука, сколько бы ни усовершенствовались микроскопы и телескопы, есть всегда взгляд земной, обращенный к земному и объясняющий всё с позиций земного, а чудо, подаваемое Богом, – это милостивый дар, ниспосланный свыше, из мира, превышающего наш материальный тварный мир, и потому чудо не подвластно земным объяснениям.

Атеисты спешат отрицать чудеса. «Раз Бога нет, – рассуждают они, – то и чудес быть не может». И люди, привыкшие полагаться лишь на себя, считают, что Бог не может вмешиваться в нашу жизнь. Так, Лев Николаевич Толстой, величайший писатель с крайне трагичным мировоззрением, составил свое «евангелие», из которого устранял всё чудесное, объяснял чудеса Христа лишь как обычные естественные ситуации. Например, исцеление больного, лежавшего 38 лет у Овечьей купальни (см.: Ин. 5: 1–9), он объяснял так, что был слабый человек, который, как и другие, суеверно верил в ежегодное схождение ангела в воду, но не поспевал первым броситься в купальню. Вот как пишет сам Лев Толстой: «Больной ждет 20 лет чуда, а Иисус говорит ему: ничего не жди, что в тебе есть, то и будет. Проснись. Есть сила встать и идти, и иди. Тот попробовал, встал и пошел. Всё это место, принятое за чудо, есть указание на то, что чудес не может быть и что болен тот человек, который ждет чудес, что самое большое чудо есть сама жизнь. Самое же событие совершенно просто, оно повторяется беспрестанно среди нас. Я знаю барыню, которая 20 лет лежала и поднималась только тогда, когда ей делали впрыскивание морфина; через 20 лет доктор, делавший ей впрыскивание, признался, что он делал впрыскивание водою, и, узнав это, барыня взяла свою постель и пошла» (Толстой Л. Соединение и перевод четырех Евангелий). Но если бы всё было так просто и каждый бы подымался, только лишь захотел, то скоро исчезла бы медицина. Сколько в больницах людей, которые желали бы так же быстро подняться, обходиться без операций и дорогих медицинских средств, но болезнь зачастую бывает сильней человека, полагаться лишь на свои силы наивно.

Попытку «естественного» прочтения Евангелия в свое время предпринимал и философ Гегель: в своей книге «Жизнь Иисуса» он изображал Христа просто как великого учителя, но устранял всё чудесное как что-то недействительное. В итоге с перечеркиванием чудес устраняется присутствие Божие в жизни людей: Бог не действует, для Него это невозможно, Он где-то там, за пределами Вселенной, а может быть, Его и вовсе нет. Православная же вера гласит: Господь Бог рядом с нами, Он видит и слышит, Он действует и помогает тогда, когда помощи ждать уже неоткуда.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудо

Вот какая история случилась с близкими мне людьми. Они, еще будучи студентами Московской духовной академии, отправились в Архангельскую область. То была миссионерская экспедиция, участники которой беседовали с местными жителями о вере, отвечали на вопросы, крестили тех, кто еще не был крещен, совершали молебны (среди участников были священнослужители). В планы экспедиции входило посетить место древнего монастыря преподобного Кирилла Челмогорского.

На пути к древней обители находилось большое озеро. По эту сторону озера располагалось село, в храме которого уже 70 лет не служилась Литургия. И вот священники после стольких лет запустения храма совершили богослужение, а затем все решили переправиться к монастырю. День был солнечный, небо ясное, но местные жители по каким-то только им известным признакам предвещали бурю. И всё же наши миссионеры решили идти вперед, наняв четыре моторных лодки с водителями. Сначала всё было спокойно.

Увы, наблюдения местных жителей оказались пророческими. Пошел дождь, сначала мелкий, потом больше, небо в считанные минуты затянулось серым покровом. Потом поднялись волны и стали захлестывать лодки. Их разбросало друг от друга в разные стороны, приходилось уже вычерпывать воду, и один из участников экспедиции, близкий автору этих строк, подумал, что, видимо, придется остаться без всего снаряжения, фотоаппарата, обуви и плыть самостоятельно. Они боролись со стихией как могли. И вот тут все увидели самое страшное: впереди к лодкам приближалась темно-синяя туча, сверкали молнии, ливень приближался мрачной стеной, а ветер гнал мощный вал волн прямо на лодки.

Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией. И вдруг… все четыре лодки одновременно исчезли

Не раз рыбаки погибали здесь от волн и грозы. Сложившиеся природные условия не щадили задержавшихся на озере. И надо представить огорчение местных жителей, видевших смелый, казалось, необдуманный шаг наших миссионеров. Теперь, увидев эту полыхающую огненными вспышками темную стену ливня, на лодках молились все, даже неверующие водители. Стена приближалась всё ближе, сейчас она захлестнет лодки. Вот в этот-то момент и произошло невероятное. Люди на берегу наблюдали за разворачивавшейся трагедией, видели на фоне темной тучи четыре точки – лодки. И вдруг все четыре лодки одновременно исчезли из вида. Кстати, эта темная туча дошла до берега, ураган повредил деревья и постройки. А что же наши миссионеры? Они и сами не поняли, что произошло: вот только что они всем сердцем молились и видели темно-синюю стену с молниями перед собой, как вдруг она оказалась позади них! Один вспоминал: как будто она перешагнула через нас, совершенно не захлестнув и не причинив ни малейшего вреда. Так Господь Бог, Которому от всего сердца молились люди, чудесно избавил от разыгравшейся природной стихии. На месте останков монастыря миссионеры освятили крест, а когда плыли обратно, вода была гладкой, как зеркало.

Так что же такое чудо?

Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы – оно превышает их

Иногда можно услышать, что чудо есть нарушение законов природы. Но ведь сами законы природы – такие точные и целесообразные – тоже есть чудо Божие. И если бы мне кто сказал, что законы природы появились сами собой, из хаоса и пустоты, то я бы ни за что не поверил. Из хаоса происходит хаос, а четкие законы – от Законодателя. Законы природы установлены Богом (и потому они – тоже чудо), а Бог не нарушает Своих же Собственных установлений. Поэтому чудо не нарушает законы природы, а оно, скажем так, превышает их.

Чудо есть особое действие Божие, которое выходит за рамки повседневного течения событий. Это такое действие Божие, которое превышает тварную ограниченность мира. Приведем сравнение. Если взять кусок глины и предоставить его естественному ходу природных процессов, то ничего особого не произойдет, эта глина будет разве что усыхать и трескаться. А если дать глину талантливому мастеру, то он сможет вылепить сосуд, вазу, декоративный предмет, то есть сделает с глиной то, что с ней не стало бы по естественному ходу вещей. Но ведь талантливый мастер не нарушал законов природы, он лишь активно воздействовал на материал своего творчества. Так и чудо есть активное воздействие Божие на наш тварный мир, изменяющее его так, как угодно Богу.

Вот еще пример. Самолет состоит из элементов, которые все находятся в окружающей нас природе, но сам собой самолет из природы никогда не появится, для этого нужно вмешательство разума, творческого действия. Так на всех нас и на окружающий мир может воздействовать Бог, Который Всесилен, Премудр, Он создал этот мир и может возвратить здоровье, спасти в безвыходной ситуации, умиротворить разыгравшиеся катаклизмы, подобно тому, как разумный мастер преображает усыхающую глину.

Помимо законов нашего видимого мира существуют еще законы мира духовного, превышающего наш ограниченный мир. Это как две геометрии: Евклидова и Лобачевского. В Евклидовой геометрии, если в одной плоскости лежат прямая и точка, то через эту точку можно провести лишь одну прямую, не пересекающуюся с первой прямой. А в геометрии Лобачевского через эту точку можно провести хотя бы две прямые, не пересекающиеся с первой прямой. Геометрия Лобачевского оперирует гиперболическим пространством, и это оказывается востребовано в космологии. Так более совершенная наука опирается на законы, не понятные на уровне низшем. Божие чудо есть явление законов мира высшего, мы называем его сверхъестественным, он превышает нашу ограниченность, и законы этого мира Господь по Своей милости иногда являет здесь.

Один очень близкий мне человек, Елена Александровна Смирнова (она литературный редактор и готовила к изданию одну из моих книг), рассказала следующую историю – мне хочется привести ее дословно:

«Вот какое чудо произошло в нашей семье. Моя мама болела болезнью Паркинсона уже несколько лет. Эта болезнь затрепала ее до такой степени, что она от трясения даже подпрыгивала на постели. Она была уже лежачая больная, и я ухаживала за ней. До этого, когда я возила ее в храм, то в метро буквально все вставали, когда моя мама, вся трясясь, входила в вагон. Наступило Рождество 1996 года, у мамы случился приступ с сердцем. Вызвали врачей, которые диагностировали инфаркт и микроинсульт, сказали, что жить ей осталось самое больше дня два-три и чтобы мы готовились к этому. Я сказала маме, что нужно срочно вызвать священника для того, чтобы она поисповедовалась за всю свою жизнь с семилетнего возраста. Хотя она и до этого ходила на Исповедь и Причастие, но ведь каждый человек может что-то забыть. И она могла что-то забыть, из-за чего была попущена эта болезнь.

Как мы знаем, батюшки всегда очень заняты в дни Рождественского поста, в дни самого Рождества и последующие дни. Но все же, когда закончилось Рождественское богослужение, я вызвала батюшку. Это был отец Владимир Сахаров, тогда он еще служил в храме святителя Николая в Пыжах. Батюшка был предупрежден, что моя мама умирает и что мы вызвали его пособоровать именно умирающую. Невзирая на занятость, он приехал и пособоровал мою маму. Мама ему долго исповедовалась перед Соборованием, я сидела в другой комнате и слышала, как она плачет. Мне казалось, что прошло чуть ли не два часа, как она исповедуется: она рассказывала долго и эмоционально. Потом батюшка вышел и сказал, что моя мама очень чисто исповедовалась, что каждому бы человеку так исповедоваться перед кончиной. После Исповеди и Соборования он ее причастил, и мы вместе поехали на вечернюю службу, а мама после Причастия крепко заснула. Служба была посвящена Собору Божией Матери – это первая служба после Рождества, и мы с батюшкой там крепко молились. Народу в храме было мало.

Я не могла оторваться от сна, только услышала, как моя умирающая мама встает и идет открывать дверь

Я приехала домой, мама всё спала, я то и дело подходила к ней, всё боялась, как бы она не умерла без меня, и так я не спала всю ночь. Утром я вдруг заснула, затем меня стал будить звонок в дверь, но я никак не могла понять, в чем дело, сидела в кресле и не могла оторваться от сна, только услышала, что моя мама встает и идет открывать дверь, а дело в том, что она давно не вставала, я ухаживала за ней за лежачей. Потом я услышала чьи-то крики и тут окончательно проснулась и бросилась к двери. Увидела, что в дверях стоит врач, участковая, которая кричит: «Пелагия Ионовна, что с вами?» А мама ей говорит: «Как что? А что со мной должно быть?» «Так вы же не трясетесь!» – с удивлением произносит врач. А мама моя ей отвечает – она такая была остроумная: «Я вас не боюсь. Почему я должна дрожать, видя вас?» И тут до нас дошло, что мама стоит совершенно прямо, у нее не дрожат ни руки, ни губы, ни подбородок, она не трясется, то есть перед нами стоял совершенно здоровый человек. Мы были страшно изумлены, врач стала расспрашивать, что же произошло. Дело в том, что ей позвонили из “Скорой помощи”, сказали, что сегодня должна умереть моя мама, и вот она пришла. Мы поняли, что совершилось чудо Божие, что Матерь Божия смилостивилась и умолила Своего Сына о спасении и исцелении моей мамы. Мама потом прожила до 2011 года, болезнь Паркинсона абсолютно прошла, причем ведь известно, что эта болезнь неисцелима, можно об этом прочитать в любой энциклопедии, она затрепывает человека до смерти, до сих пор не найдено от нее лекарство. Однако Соборование, горячая, искренняя Исповедь, Причастие и молитвы близких спасли человека от этой смертельной болезни.

Много раз ее потом вызывали на консилиумы разных врачей, профессоров, и каждый раз моя мама выступала на этих консилиумах как исповедница Христова, каждый раз она начинала свой рассказ: “Моя дочь вызвала батюшку…” Все страшно изумлялись, слушая этот рассказ, но сначала никто не верил, пытались узнать, какими лекарствами ее лечили, думали, что наконец-то найдено лекарство, но выяснилось, что последний год ей давали только очень сильные витамины, то есть практически бросили ее, и исцелил мою маму лишь Господь Бог. Когда ее соборовали, то думали, что она умрет, хотя молитвы шли об исцелении, однако Господь и такую молитву услышал. После этого моя мама рассадила вокруг нашего дома целый сад, она сама привозила кусты, деревья, цветы, и сейчас этот сад служит напоминанием о ней для всех жильцов нашего дома и для окрестных домов, а на самом деле этот сад служит напоминанием о чуде Божием и, может быть, о Райском саде, в который мы стремимся».

Для человека имеет большое значение зримое, ощутимое. Мы ведь не только душа, мы живем в теле, находимся в мире чувственном, и чудо – это такое действие Божие, которое становится очевидным и зримым в вещественном мире свидетельством о Божием присутствии.

Всякое чудо – это особая милость Божия, которая подтверждает, что Бог действительно заботится о нас и не забывает про нас в наших страданиях. Чудо показывает, что Господь Бог не равнодушен к нам, Он любит нас, и еще Он настолько близок к нам, что не обращаться к Нему в страданиях и бедах очень наивно и странно. Ну а исполнение просьбы мы вверяем в руки Божии, ведь Небесный Отец знает лучше нас, что нам на самом деле полезно.

Источник

Чудеса света: список 7 чудес Древнего Мира. Как они выглядели?

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудо

1. Пирамида Хеопса

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоИсточник: Википедия

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоГранитная пробка. Фото 1910 года. Источник: Википедия

Одной из загадок пирамиды является восходящий проход с тремя гранитными «пробками», которые невозможно сдвинуть, а их назначение остается неизвестным.

В 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун, не сумевший сдвинуть эти пробки, сделал пролом в стене, через которые в настоящее время туристы попадают в пирамиду. Халиф рассчитывал найти внутри богатства фараона, но обнаружил лишь толстенный слой пыли.

2. Висячие сады Семирамиды

Каскад многоуровневых садов с деревьями, кустарниками и виноградными лозами. Единственное чудо света, расположение которого точно неизвестно по сей день.

Сады располагались в Вавилоне на севере современного Ирака.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоВисячие сады Семирамиды. Гравюра. Источник: Getty Images

По легенде, сады были построены вавилонским царем Навуходоносором для своей жены Амитис. По другой версии, их соорудили благодаря царице Семирамиде, правившей в Вавилоне, как предполагают, в IX веке до нашей эры.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоИсточник: Википедия

Некоторые версии ставят под сомнение существование садов, поскольку никаких вавилонских текстов, где бы они упоминались, не сохранилось. Их описания встречаются лишь у поздних древнегреческих и римских авторов. Археологических подтверждений существования садов Семирамиды тоже обнаружено не было.

3. Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса была возведена в V веке до нашей эры в одноименном храме города Олимпия. Ни статуя, ни храм до наших дней не дошли, но по сохранившимся описаниям известно, что статуя изображала бога-громовержца, сидящего на троне со скипетром и фигурой богини победы Ники. Его ноги покоились на скамейке, поддерживаемой львами, а голову украшал позолоченный венец.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоСтатуя Зевса в Олимпии. Цветная реконструкция Антуана-Кризоста Картмера де Кенси. Источник: Википедия

Последнее документальное упоминание статуи датируется V веком нашей эры. Имеются сведения, что после она была отправлена в Константинополь, где сгорела при пожаре.

4. Храм Артемиды в Эфесе

Храм пережил несколько разрушений и реконструкций, наводнений и пожаров, а затем отстраивался заново.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоХрам Артемиды. Иллюстрация. Источник: Getty Images

Храм был закрыт и разрушен в IV веке нашей эры в связи с провозглашением в Римской империи христианства и запретом культа языческих богов.

Некоторые элементы оставшиеся от храма были использованы при строительстве других сооружений. В настоящее время остались только руины.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоРуины храма в настоящее время

5. Мавзолей в Галикарнасе

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоМавзолей в Галикарнасе. Иллюстрация. Источник: Getty Images

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоСтатуя Мавсола в ГМИИ имени Пушкина, Москва. Источник: Википедия

Здание попало в список семи чудес, благодаря Антипатру Сидонскому, который был очарован его великолепием.

Согласно сохранившимся сведениям, мавзолей был 45 метров в высоту, а четыре его стороны были украшены скульптурами. Большинство из них не сохранилось, от других уцелели только фрагменты, хранящиеся в Британском музее Лондона.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоСкульптура льва из мавзолея в Галикарнасе. Британский музей. Источник: Википедия

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоРуины мавзолея в наши дни. Источник: Getty Images

Именно благодаря усыпальнице Мавсола слово «мавзолей» стало нарицательным в разных языках мира, в том числе и в русском (например, мавзолей Ленина ).

Усыпальница была разрушена в результате землетрясения

6. Колосс Родосский

Гигантская статуя бога Солнца Гелиоса была построена в III веке до нашей эры в греческом городе Родос и простояла чуть дольше 50 лет.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоПредполагаемый внешний вид статуи. Гравюра XIX века. Источник: Википедия

Скульптор Харес работал над Колоссом около 12 лет. Статуя изображала стройного высокого юношу на мраморном постаменте и с венцом из лучей на голове.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоМесто, где предположительно стоял Колосс Родосский. Источник: Depositphotos

7. Александрийский маяк

Маяк на египетском острове Фарос неподалеку от Александрии, построенный во II веке до нашей эры.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоАлександрийский маяк. Гравюра XIX века. Источник: Getty Images

Маяк был единственным из чудес света, которое имело практическое применение. Он освещал кораблям путь в александрийский порт и служил наблюдательным пунктом.

Маяк был поврежден в результате череды землетрясений. В некоторых источниках указано, что сначала обвалился верх, затем упала статуя.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоРуины маяка в Средиземном море. Источник: Википедия

Известно, что после этого на маяке установили купол в стиле исламской архитектуры. Самый сильный ущерб маяку нанесло землетрясение 1303 года. Последние части исчезли после 1408 года, когда султан Кайт-бей построил на месте руин маяка крепость.

Что такое великое чудо. Смотреть фото Что такое великое чудо. Смотреть картинку Что такое великое чудо. Картинка про Что такое великое чудо. Фото Что такое великое чудоКрепость на месте маяка. Источник: Getty Images

Крепость на месте маяка. Источник: Getty Images

Источник

Почему сегодня мы не видим чудес, подобных тем, что описаны в Библии?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

Библейские книги полны разных чудес. То Бог беседует с Моисеем из куста терновника, который горит, но не сгорает. То разводит в стороны море, чтобы спасти еврейский народ от настигающих его египтян. А чудесные исцеления и даже воскрешения умерших! Если все это правда было, то почему же сегодня мы не видим ничего подобного? Куда исчезли все те чудеса, которые происходили на глазах большого числа людей? Давайте разбираться.

Тезис первый.

Ветхозаветные знамения и евангельские чудеса — совсем не одно и то же

Чудом обычно называют нечто, не укладывающееся в наш повседневный опыт, то, что по всем житейским выкладкам не должно было бы произойти, но произошло — вопреки всему. И все-таки чудеса чудесам рознь.

В книгах Ветхого Завета (описывающих историю человечества до прихода в мир Иисуса Христа) чудеса обычно масштабные, яркие и «зрелищные», часто они происходят при стечении многих людей. Это и череда бедствий, постигших Египет за отказ фараона отпустить евреев из рабства (Исх 7–12). И разделение морских вод перед евреями, спасающимися от египтян, так что евреи перешли на ту сторону моря прямо по дну, а войска фараона погибли под обрушившимися на них волнами (Исх 14:21—29). И внезапное обмеление русла реки Иордан при переходе через нее израильтян (Нав 3:15, 16). И остановка солнца на небосводе во время битвы израильтян с царями Аморрейскими при Гаваоне — до тех пор, пока евреи не одержали окончательную победу (Нав 10:12, 13). И схождение огня на щедро политые водой дрова и жертвенного тельца — по молитве пророка Илии (3 Цар 18:31—38).

Иного свойства чудеса творит Господь Иисус Христос в Евангелии. Это почти исключительно дела милосердия: исцеления, воскрешения умерших, кормление голодных, изгнание злых духов из бесноватых. На первый взгляд кажется, что Евангелие полно явных чудес. Но в действительности далеко не всё, что творил Господь Иисус, было предназначено для «широкой аудитории». Нередко Он вообще запрещал людям разглашать о чуде, повелевал хранить случившееся в тайне.

Как Он ходил по воде, не видел никто, кроме апостолов. Только ученики были свидетелями чудесного улова рыбы, когда, отчаявшись поймать хоть что-нибудь за целую ночь, утром они всё же закинули сети по слову Иисуса и были щедро вознаграждены (Лк 5:1—10). Преображение Христа на горе Фавор видели и вовсе только трое избранных апостолов — Петр, Иоанн и Иаков (Мф 17:1—8).

Пророк Илия сводил с неба огонь и поражал им своих недругов (4 Цар 1:9—15), Христос же принципиально не делал этого Сам и ученикам запрещал (Лк 9:54—56). Он вообще никогда не творил чудес напоказ, ради того, чтобы произвести эффект, устроить некое «шоу», всех поразить. И даже то, что Он совершал прилюдно, не обязательно воспринималось как чудеса. Принесли, например, гостям, пришедшим на свадьбу в Кане Галилейской, отличное вино (Ин 2:1—11) — кто из них (кроме Богородицы и учеников Иисуса) мог знать, что это Христос превратил в вино обычную воду. Или случай с умножением хлебов, когда Христос накормил несколько тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами (Мф 14:15—21 и др.): кто из этих людей видел, как именно Он это сделал (тем более что пищу им раздавали апостолы). Даже случаи воскрешения Христом умерших современники могли списать на «удачное стечение обстоятельств»: ведь о таких явлениях, как выход из комы и пробуждение от летаргического сна, в то время были уже осведомлены.

Казалось бы, Сам Бог пришел на землю! Можно было бы ожидать, что уж теперь-то чудесам не будет конца и края, теперь их увидят все! А все произошло ровным счетом наоборот: чудеса стали не более масштабными, а наоборот, гораздо более «адресными» и «личными», и даже не всегда заметными. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сперва разберемся: а почему ветхозаветные чудеса были такие эффектные?

Тезис второй.

В дохристианскую эпоху Бог обращался к народу в целом. Теперь Он открывается каждому человеку лично

Обратите внимание: эти «эффектные», «внешние», «яркие» чудеса начинаются с вполне определенного момента библейской истории — с момента исхода евреев из Египта. Тогда еврейский народ впервые проявил единство в вере: люди, которые провели около двухсот лет в рабстве у египтян, захотели свободы и пошли за Моисеем, через которого Сам Бог обещал им поддержку и покровительство. Эти события так сплотили евреев, что они действительно стали единым народом. И с этого момента Бог обращается уже не к отдельным людям, а ко всему израильскому народу.

Бог не случайно собрал всех этих людей в единую общность. Он поставил цель: создать на земле такой народ, который сохранил бы истинную веру, не впал бы в идолослужение (как большинство народов того времени) и со временем принес бы плод, спасительный для всего человечества, — дал миру Деву Богородицу. И если посмотреть на историю богообщения под таким углом, то мы уже не удивимся, что в древности Господь являл чудеса «для многих». Бог вообще часто говорит с людьми на языке различных жизненных событий и обстоятельств. И самые яркие из ветхозаветных чудес призывали Израильский народ уверовать в Единого Бога. Это были знамения — чудеса в удостоверение, в доказательство того, что Бог, о Котором говорил израильтянам Моисей, действительно Владыка всего мира, что следовать нужно только за Ним и поклоняться только Ему.

Нечто подобное повторилось потом и в истории ранней христианской Церкви, когда руками. апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса (Деян 5:12). Их проповедь о Христе достигала самых дальних окраин Римской империи и звучала на разных языках, которыми в одночасье овладели вчерашние галилейские рыбаки. А по молитвам христианских мучеников первых веков, которых казнили на глазах у множества зрителей, Бог творил такие изумительные чудеса, в которые нам сегодня и поверить трудно. Эти чудеса — явные, совершавшиеся прилюдно — имели целью обратить к вере (теперь уже христианской) как можно больше язычников, то есть приверженцев местных, локальных культов с искаженными представлениями о Боге.

Но уже со II–III века Церковь (несмотря на жестокие гонения) достаточно прочно утверждается на территории Римской империи. А в IV веке благодаря императору Константину Великому (306–337) христианство становится не просто легальной, но по сути и главенствующей верой на всей территории от восточной Сирии до Испании, от Египта до Британских островов. И с этих пор Господь всё чаще говорит уже не с народами, а с конкретными людьми.

Христос обращался к каждому встреченному Им человеку лично, и к каждому — по-своему. Кому-то Он говорил: Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя (Мк 5:19). А другим, наоборот, строго запрещал распространяться о случившемся. Это принципиально важно: Христос — Бог, ставший Человеком, — открывается каждому человеку лично. Чудеса, которые Он творит, — это уже не знамения, а личные откровения Бога людям. И каждый отныне заключает личный завет со Христом в таинстве Крещения. Входя в купель и погружаясь в воду, каждый лично приобщается к смерти Христа, чтобы и воскреснуть вместе с Ним в день общего воскресения.

Этот переход к личным взаимоотношениям оказался неизбежным, потому что главное, чего ждет от нас воплотившийся Бог, — это доверие и личная верность. Древним израильтянам было достаточно просто сохранить веру в Единого Бога. Христианин, которому открыто, что Бог есть любовь (1 Ин 4:8), призван научиться гораздо большему — не просто исполнять заповеди, данные ему откуда-то извне, а полюбить Бога, доверить Ему себя и всю свою жизнь.

Вот поэтому и чудеса тоже стали «личными». Изменился сам их смысл.

Тезис третий.

Чудеса рождают веру не во всех. Но и родившуюся веру надо еще суметь сохранить

Но почему бы Христу не явить Свою Божественную мощь перед всеми людьми сразу? Ведь тогда в Него сразу все поверили бы? Может, и не распяли бы?

Действительно, кое-кто ожидал от Христа явных знамений и «доказательств». Кто же именно?

В Евангелии мы читаем, как сразу после Крещения Христос удалился в пустыню, и там к Нему приступил сатана. Злой дух пытался соблазнить Христа тремя искушениями. Сначала предложил превратить камни в хлеб и утолить ими голод. Потом — броситься вниз с крыла Иерусалимского храма, чтобы «проверить» Бога: спасет или нет? И наконец, поклониться ему, сатане, в надежде завладеть всеми царствами мира, которые якобы преданы падшему духу (Мф 4:1—11). Первые два искушения были не чем иным, как требованиями явить знамение. В первом случае — сотворить его Самому, во втором — «вынудить» Бога явить чудо, «доказывающее», что Христос действительно Сын Божий и что это к Нему относятся слова Писания: Ангелам Своим заповедает о Тебе. на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Пс 90:11—12). Христос не поддался ни на одно из дьявольских искушений. Не поддался по многим причинам, в том числе и потому, что Он вовсе не собирался ставить сатану в известность, Кто Он на самом деле.

Очень похожие требования предъявляли Христу чуть позже иудеи, видевшие, как Он исцеляет людей, и желавшие убедить себя, что не от Бога Этот Человек (Ин 9:16) и что чудеса Он совершает силою веельзевула, князя бесовского (Лк 11:15). «Покажи нам знамение с неба!» — твердили они, а Христос отвечал: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 12:39). Он прекрасно видел: какие чудеса этим людям ни показывай, они все равно не поверят, потому что сердце у них лукавое и они уже всё решили насчет Христа.

А когда Христос уже висел на Кресте, Его враги — первосвященники, фарисеи, книжники — шли мимо Голгофы и ухмылялись: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф 27:42). Что же это было, как не требование знамения, на сей раз — уже с откровенной издевательской гримасой, за которой так легко узнать того, кто искушал Христа в пустыне!

В Евангелии от Иоанна мы читаем, что многие люди ходили за Христом, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными (Ин 6:2). Но ведь не меньше было и тех, чье сердце было окаменено (ср. Мк 6:52), кто упорно не верил Иисусу и чудеса Его, что называется, в упор не замечал. Тот же апостол и евангелист Иоанн Богослов восклицает: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? (Ин 12:37—38).

Немало было и таких, которые были свидетелями совершавшихся чудес, но ходили за Спасителем по соображениям предельно прагматическим: не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин 6:26). Христос бесплатно кормил тысячи людей — и для многих это было самым главным. Неважно, кто этот Иисус и о чем Он проповедует, главное — с Ним всегда будешь сыт!

В общем, не во всех людях, окружавших Христа, чудеса рождали веру. Зачем же тогда Он вообще творил чудеса?

В одних случаях — для апостолов, чтобы они не отчаялись, когда увидят Его униженным и распятым. В других — просто жалел страждущих. У гроба умершего Лазаря Христос даже по-человечески прослезился (Ин 11:35) — при том, что несколько мгновений спустя Сам же воскресил его. А иногда Господь видел, что чудо может сподвигнуть человека к изменению, поставить или вернуть его на путь спасения.

Во всех этих случаях Спаситель исходил не из желания утвердить Себя в глазах людей как некоего всесильного «сверхчеловека», поразительные способности Которого должны внушать людям страх и заставлять их повиноваться Ему, а из любви к конкретным людям, из заботы об их спасении. Но, творя чудеса, Христос не подчинял Себе волю человека: Он лишь показывал ему, Кто перед ним, и предлагал следовать Его слову. А решение оставалось за человеком.

Ведь даже когда Господь творил явные и неоспоримые чудеса, «срок их действия» чаще всего оказывался недолгим. Да, после множества знамений, явленных Господом израильтянам при исходе из Египта, те поверили Ему и подчинились Моисею. Но очень скоро они начали роптать и жаловаться на разные неудобства. Им наскучила манна, которую Бог чудесным образом посылал для их пропитания (Исх 16:13—31), они стали требовать мяса. Люди, которых Христос чудесным образом накормил пятью хлебами, едва ли не на следующий день стали настаивать: дай нам новые знамения в подтверждение истинности Твоих слов, что Ты Сын Божий. И так до бесконечности.

Чего не хватало всем этим людям? Это прекрасно выразил в одной из своих бесед митрополит Сурожский Антоний (1914–2003). «Представьте себе, — говорил он, — что вы лежите в лодке, которую качает море. В это время у вас есть живой опыт моря, которое вас несет, волн, которые вас качают, неба, которое широко расстилается над вашей головой, звезд. Вы лежите и все это опытно знаете. Но потом начинается отлив, и вдруг лодка оказывается на песке. У вас больше нет живого непосредственного опыта того, что вы пережили, но никто у вас не может отнять уверенность, то есть опытное знание, того, что с вами произошло. Вы знаете, что такое море, вы знаете, что такое колебание волн, вы знаете, что такое высокое бездонное небо и звезды, — все это вы знаете. Это уверенность в том, что перестало быть предметом вашего чувственного опыта. Вера. в том, чтобы хоть частично, хоть сколько-то, пережив нечто, сохранить это в нашем опыте как уверенность». В приведенных нами примерах люди поступили ровно наоборот. Они слишком легко разрешили себе забыть о виденных чудесах, не сохранили верность тому откровению истины, свидетелями которому были еще совсем недавно.

Явное чудо ставит нас перед выбором: что мы скажем Богу: «да» или «нет»? Признаем Его вхождение в нашу жизнь — или закроем глаза и сделаем вид, что ничего не было? Если мы совершим выбор в пользу веры, то с этого момента уже будем ответственны за верность Богу. За хранение живой памяти о том прикосновении к чуду, которое случилось однажды в нашей жизни. А нести ответственность хочется не всегда. Поэтому чудеса бывает «выгоднее» не замечать.

Тезис четвертый.

Весь мир уже две тысячи лет живет в реальности чуда Воскресения Христова

Самым «громким» чудом Христа, совершенным прилюдно, было воскрешение Лазаря, уже четыре дня как умершего и даже начавшего «смердеть» (Ин 11:1—46). Это чудо воскрешения стало несомненным и явным для всех, кто оказался в тот день в доме усопшего и его сестер Марфы и Марии. А оказались там многие: ведь дело происходило в Вифании, всего в нескольких километрах от Иерусалима.

Почему же в этом случае Господь сделал чудо явным?

Воскресение Христово — центральное событие и смысловой стержень всего евангельского благовестия, а можно сказать, и всей христианской веры вообще. Лучше всех это сформулировал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор 15:17). После Воскресения Иисуса Христа все человечество (зачастую даже не замечая этого) живет в новой реальности, по сути — в реальности чуда.

Весь мир сегодня ведет летоисчисление от Рождества Христова. В России (и не только в ней) за субботой следует воскресенье — и так было даже в самые мрачные атеистические времена. Даже эти простые факты, не говоря уже о множестве других, наводят на размышления о том, что наш мир после Воскресения Христа действительно поменялся.

Но вера в Воскресение все равно остается верой, которая не может быть обязательной для всех. Верить в то, что Христос воскрес из мертвых, или не верить — это свободный выбор человека. Апостолу Фоме, боявшемуся поверить в это с чужих слов, Воскресший Спаситель явился лично и показал Свои руки и ноги, пробитые гвоздями. А потом сказал: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29).

Блаженны те, кто не видел чудес, но все равно уверовал. Это очень важно.

Тезис пятый.

Чудеса происходят и сегодня. Но не они приводят человека к спасению

Самое невероятное в чудесах — это то, что они действительно случаются, сказал однажды известный христианский писатель и журналист Гилберт Кит Честертон. Чудес вокруг нас совсем немало, просто мы склонны «не придавать им значения», списывать все на удачные совпадения или подыскивать случившемуся разные «естественные» объяснения. А между тем это те же самые чудеса, которые творит Христос в Евангелии.

Бывают ли сегодня, к примеру, чудесные исцеления? Вовсе не так уж редко, «Фома» неоднократно писал о таких случаях. В том числе и о внезапном «пробуждении» в реанимационных отделениях людей, которых все уже считали потерянными для этого мира. Есть множество верующих людей, которые живут внимательной духовной жизнью и даже незначительные события, случающиеся с ними, распознают как чудеса. Опоздал человек на поезд — и не попал в аварию; врач назначил обследование, которое вовсе не обязан был предлагать, — и удалось вовремя обнаружить и вылечить опасную болезнь. «Случайности» или Божий Промысл? Очень многое зависит от веры.

Другое дело, что Господь не навязывает нам чудеса и даже, как правило, не делает их явными. Повторим еще раз: для Него важно не показать нам поразительный «трюк» и не «доказать» Свое всемогущество, а привести нас к спасению. К спасению же приводят вовсе не чудеса. В любой религии, всюду, где человек вступает в контакт с духовной реальностью, он может столкнуться с той или иной мистикой. Вот только мистика эта часто «дурная», а чудеса нередко — «злые», направленные против людей.

Наш мир еще будет свидетелем таких чудес, которые сотворит тот, кто, в отличие от Христа, легко соблазнится возможностью установить власть над всеми царствами мира. Тот, кого Иоанн Богослов назвал антихристом, или «зверем». Вот он-то со своими приспешниками будет «чудотворить» по полной программе. В книге Откровение Иоанна Богослова описывается, как предтеча антихриста творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле (Откр 13:13—14).

Но смотрите, какие трезвые и ясные строки написал апостол Павел: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор 13:2). Без любви к Богу и к ближним, любви деятельной, сострадательной, чудеса не то что не приведут человека к спасению, а, наоборот, могут увести в ровно противоположную сторону. Это очень хорошо осознавали христианские отцы-подвижники, предостерегавшие своих духовных чад от погони за яркими впечатлениями, от прельщения разными необычными явлениями. А если в сердце есть любовь — главный залог спасения, то и чудеса не так уж необходимы. Человек может с ними даже не столкнуться!

Хотя — повторим это еще раз — в жизни каждого христианина есть множество «мелких», со стороны мало или ничего не значащих событий, в которых Бог являет Себя человеку. Такие чудеса бывали и в Ветхом Завете: вспомним хотя бы эпизод с пророком Илией, который услышал Господа не в вое урагана, не в шуме землетрясения и не в треске пожара, а в легком, едва ощутимом веянии тихого ветра (3 Цар 19:11—12). А вот свидетельство всего лишь столетней давности из жизни игумена Никона (Воробьева). В то время он еще не служил в Церкви и звали его не Никоном, а Николаем. Не открыв смысла жизни в занятиях точными науками, не «вычитав» его ни в художественной литературе, ни в философских трактатах, не отыскав его в медицине, молодой человек однажды воскликнул почти в отчаянии: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?» И Господь каким-то образом открылся ему — да так, что сомневаться было уже нельзя. «Невозможно передать, — вспоминал потом батюшка, — то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: „Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!“»

Вот такие личные и незаметные внешнему миру чудеса — самые дорогие и ценные. Ведь именно они меняют душу человека. А чудо изменения души, наверное, самое чудесное из всех чудесных событий.

Так почему же мы сегодня не видим грандиозных чудес под стать библейским? Их источник иссяк? Или может, все это выдумки? Ни то, ни другое. Просто, чтобы заметить чудеса, мы должны быть готовы поверить Богу, готовы исполнить Его волю, открывшуюся нам.

Ведь чудеса — это просто знаки реального присутствия Божия в нашем мире, свидетельства того, что Он жив и пребывает с нами, как и обещал, во все дни до скончания века (Мф 28:20). Да, в ком-то чудо рождает веру — но только если сам человек уже ищет истину, уже расположен услышать Христа. Как говорит Господь: Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и тó, чтó он думает иметь (Лк 8:18). Увидеть чудеса не так сложно. Нужно только выбрать правильный угол зрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *