Что такое вежливость 4 класс
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
Урок классный час на тему «ВЕЖЛИВОСТЬ» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час «Вежливость»
Цель: развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими людьми.
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости.
— Как вы понимаете, что такое вежливость?
Сейчас прослушайте сказку Э.Мошковской «Вежливое слово».
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой:.
Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:
— Касса, выдай мне бил
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
— Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь : Позволь :
Их давно уж съела моль!
Но Пожалуйста : Прости :
Я могла бы их спасти!
Живо-живо положила
Две заплатки..Все в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-Здравствуйте, Медведица!
Знаете Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!
Почему Медвежонку сначала не давали билет?
Если мест в трамвае нет,
Не стоит покупать билет.
Все равно ты едешь стоя,
Лучше деньги сэкономь.
Если стали вам грубить,
Нужно вслед им нахамить.
Если вам подарят книгу,
Вы ответите: «Спасибо!»
Нужно громко прокричать
«Кто посмел без нас начать?»
Если вы зашли в кино,
А оно идет давно,
Вежливый человек употребляет слова, которые называются «волшебными».
— Почему их так назвали?
Послушайте советы автора
Я попрошу выполнять движения. Если я не говорю волшебное слово, то движение не выполняется.
Растает ледяная глыба
От слова теплого : (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь :(здравствуйте).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :(спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят:(до свидания).
— Какие волшебные слова вы запомнили?
Классный час на тему «Да здравствует вежливость» 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 15» п Яблоновский Тахтамукайского района
Классный час в 4 классе.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Классный час в 4 классе. Да здравствует вежливость!
Цели : формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворений по теме.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошел. Пока! Всего!»
— Каких слов не знает этот мальчик?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
И ежели вы вежливы,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
И помощь ей предложите
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
— Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?
— Какие «вежливые» слова знаете?
Что такое «здравствуй»?
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
— Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
— Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
— Какую ошибку допустил Максим?
— Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
3. Инсценировка и анализ стихотворения.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
«Извините, я немного опоздал».
Покажите нам на карте город Псков.
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
— Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
-Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
— С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?
— Что говорите перед сном родным?
— Почему мы говорим именно эти слова?
Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
— Каким тоном надо произносить приветствие?
— Когда говорим слова «простите», «извините»?
Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
— И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».
Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.
У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
5. Заключительная часть.
— Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни)
— Напомним друг другу оправилах ведения беседы:
— Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
— Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
— Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
— Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Классный час «Уроки вежливости»(4 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час «Уроки вежливости»
Цель занятия: пробудить в детях желание быть вежливыми всегда и везде.
Формировать положительные моральные качества.
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах, в кругу близких людей. Развитие речи, расширение кругозора.
Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать своё мнение по теме.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, плакаты с пословицами и поговорками о добре и вежливости, портрет В.А.Осеевой.
1. Установление психологического комфорта. Звучит песня «Улыбка»
— Ребята, что же такое вежливость? Кого мы называем вежливым? (ответы детей)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
— Вам понравилась Любочка? (Вначале понравилась, а потом нет)
— Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке? (быть вежливой всегда и везде)
4.-А теперь давайте проверим, что же вы знаете о вежливом поведении, для этого мы сыграем в игру «Хлопай, топай».
Если моё предложение говорит о вежливом поведении, то вы хлопаете в ладоши. А если нет, то тихонько топаете ногами.
Благодарить маму за вкусный обед
Приходить в школу неопрятным
Помогать взрослым и малышам
Не обращать внимания, когда тебя зовут
С друзьями не обязательно быть вежливым
Уступать место в автобусе пожилым людям
Опаздывать на урок
Здороваться и прощаться
Выражать близким людям свою любовь и восхищение
5.-А теперь посмотрим сценку про отважного пса Трезора.
Действующие лица: Трезор, Танечка, Прохожие, Мальчик, Мама мальчика.
Посредине сцены стоит Трезор. Прохожие пытаются пройти мимо него.
Убегают. Появляется Танечка.
Вновь появляются Прохожие. Идут так же, как и в начале, стараясь обойти Трезора.
Вбегает Мама мальчика.
Трезор спешит на помощь (выбегает на мгновение за кулисы). Появляется вновь, ведя за руку Мальчика.
— Как вы считаете, почему пёс стал добрым? Кто ему в этом помог? (ответы детей)
6.-Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Я вас прошу, выполните 10 приседаний!
Бег на месте начали.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Будьте добры, улыбнитесь!
Слушайте внимательно, вам нужно будет сказать хором последнее слово.
7. Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой.
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
6. Итак, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего? Что вы нового узнали?
А сейчас, мы с вами ответим на вопросы теста на вежливость. Просмотр презентации по теме «Уроки вежливости».
Я надеюсь, что вас никогда не будут называть невежами. А вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами.
Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
План-конспект тематического классного часа в 4 классе: «О вежливости»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час: «Чтобы радость людям дарить,
нужно добрым и вежливым быть!»
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека.Тема нашего классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
1. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнул ся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
— Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
2. Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
— Каким будет настроение у Игоря? Почему?
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас ча сов?»
— Как нужно было правильно обратиться к прохожему?
4. Одна девочка жаловалась маме:
— Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.
— Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Вежливыми должны быть не только слова, но и по ступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зацветёт старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Если солнышко садиться,
По деревьям золотится,
Говорим при встречи
Всем знакомым (добрый вечер)
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
5. Дети вежливые и развитые
Говорят, встречаясь, (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости (пожалуйста).
7. Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слова (извините)
8. И в России, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
9. Будет легче нам ехать и идти,
Когда пожелают (счастливого пути)
А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость может помочь спасти от опасности.
Вежливый Кролик (мексиканская сказка)
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не сразу вошел в пещеру. Он вежливо спросил:
— Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
— Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить», и со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
— Ох, уж эти мне вежливые кролики.
— Понравилась сказка? Что помогло кролику спастись от змеи? Какие вежливые слова встретились в сказке? А вас когда-нибудь выручала вежливость? (Ответы и случаи из жизни детей).
А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отно шением друг к другу, к окружающей среде.
Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тай ник человеческой души открывается этим ключом?
Добро начинается с любви ко всему живому.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень убедительно рассказал о добре и зле.
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».
— Какова главная мысль произведения? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)
Результаты работы «Творческих мастерских»
Сочинения уч-ся на тему: «Что такое вежливость и доброта».
Рисунки на темы: «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно».
Пословицы и поговорки о вежливости и доброте.
Ссора до добра не доведёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе семя – добрый и всход.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт.
Добро побеждает зло.
На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло добром – дело отважного.
При солнышке тепло, при матери добро.
Зло помнится, а добро век не забудешь.
Делать людям хорошо – хорошеть самому.
Ничто не ценится так дорого, как вежливость и доброта.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Добрые умирают, да дела их живут.
1. Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она нас дарит хлебом,
живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
3. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и со всем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.
Заканчивая наш классный час, я уверена, что в ваших сердечках доб ра стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете более бережно относиться ко всему живому.