Что такое византийская литература
Византийская литература: основные произведения / Дигенис Акрит
Византийская литература
Литература Византийской империи со столицей в Византии (Константинополе) существовала на древнегреческом и среднегреческом языках; в ранний период создавалась в тесной связи с коптской и сирийской литературой (на сирийском языке). Особенность византийской литературы — взаимодействие в ней древнегреческих традиций и форм со средневековым, опирающимся на религиозное начало (христианство) миросозерцанием. Она носила в сильной степени религиозный характер, хотя соотношение в ней религиозных и светских форм и жанров менялось на разных этапах ее бытования. Протовизантийский период (IV — середина VII в.) — эпоха становления византийской литературы: освоение наследованных от древнегреческой литературы форм — басни, эпиграммы, исторического повествования; полный отказ от драмы; развитие собственных форм — литургической поэзии, житийного повествования, проповеди. Место традиционного литературного героя, наделенного телесной красотой и воинскими доблестями, постепенно занимает святой, мученик, страстотерпец, воитель за христианскую веру. В историографии античный принцип изложения истории как драмы человеческих страстей и интересов замещается установкой на телеологическое истолкование истории как извечного противоборства добра со злом или на ее дидактическое изложение, как в «Истории» Феофилакта Симокатты (первая половина VII в.). Риторика представлена проповедями, речами, беседами Иоанна Златоуста (между 344 и 354—407); поэтический эпос — Нонном Панополитанским (V в.), автором поэмы в 48 песнях «О Дионисе» и переложения в гекзаметрах «Евангелия от Иоанна», и Георгием Писидой (конец VI—VII вв.), создавшим цикл поэм о войнах империи с аварцами и персами, религиозно-дидактическую поэму «Шестоднев», эпиграммы на библейские темы. Гимнография достигла расцвета в творчестве Романа Сладкопевца (конец V в.— около 560), в совершенстве разработавшего жанр кондака, своеобразной и сложной по форме поэмы на религиозный сюжет, автора знаменитого «Акафиста Богородице». Во вторую половину VII—IX вв. византийская литература переживает период упадка; религиозное начало почти полностью вытесняет в ней античные традиции, в роли авторов выступают преимущественно религиозные деятели. Наиболее значительным в их ряду является богослов и философ Иоанн Дамаскин (около 675 — до 753), автор текстов церковных песнопений (канонов) и философско-теологического компендиума «Источник знаний». Кондак вытесняется каноном — религиозным гимном из 9 «песней», каждая из которых соотносится с ветхозаветным сюжетом, который, однако, воспринимается как прообраз события из Нового Завета. Создателем нового жанра и его классиком был Андрей Критский (около 660—740), автор «Великого канона». С середины IX в. византийская литература вновь обращается к наследию античности и раннего христианства. Культурному освоению этого наследия способствует просветительская деятельность императора Константина VII Багрянородного (912—959), под чьим руководством было предпринято составление сводов («энциклопедий») по отраслям знаний. Итогом развития агиографической литературы становится фундаментальный свод житий святых, собранный и обработанный Симеоном Метафрастом (X в.). Лишь небольшая часть житий может быть соотнесена с реально существовавшими лицами, большинство сочинений такого рода представляют собой взятые из древней литературы и устного фольклора сюжеты, перенесенные в более близкие времена и переработанные в духе христианской дидактики. XI—XII вв. иногда называют Византийским Возрождением. Появляется литература на народном языке, светские жанры теснят религиозные; литургическая поэзия и агиография приходят в упадок. Усложняется мир литературного героя. Характерной и яркой фигурой этого периода выступает Михаил Пселл (1018 — около 1078 или около 1096) — писатель, царедворец, философ, ученый, автор многочисленных речей, панегириков, трактатов, энциклопедии «О всяческой науке», писем, знаменитых политических мемуаров «Хронография». В этот период литературно оформляется древнейший из дошедших до нас памятников устного творчества — героические песни о Дигенисе Акрите; возникает новый жанр — эротический роман в прозаической и стихотворной формах: «Повесть об Исминии и Исмине» Евматия Макремволита, «Роданфа и Досикл» Феодора Продрома, «Повесть о Дросилле и Хаоикле» Никиты Евгениана. В XIII в. в прозе большую известность получил диалог «Тимарион», приписываемый Николаю Калликлу, автору пространных эпиграмм-панегириков умершим представителям влиятельного семейства Палеологов. Конец Византийскому Возрождению положил захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. Богословская полемика занимает в литературе господствующее положение. В то же время получают развитие такие светские жанры, как мему-пистяка и автобиография; начало последней положил своей «Автобиографией» (1264—1265) Никифор Влеммид (1197—1272). Получают распространение и византийские подражания средневековому европейскому рыцарскому роману в стихах: «Бельтандр и Хризанца», «флорий и Плацафлора», «Ливистр и Родамна», «Империй и Маргарона» и др. С завоеванием Византийской империи турками (падение Константинополя в 1453 г.) история византийской литературы практически завершается, оставив в качестве поздних своих явлений ряд исторических сочинений — высокой литературе, образцы животного сказочного эпоса и плачей о погибших — в народной.
Византийская литература в переводах оказала воздействие на становление литературы Армении и Грузии, западноевропейской религиозной литературы, но в первую очередь — на становление средневековых литератур Болгарии, Сербии и древнерусской. «Шестоднев» Георгия Писиды был переведен на старославянский еще в XIV в. К сюжетам из византийской агиографии обращались русские писатели, начиная с А. Н. Радищева, — И. С. Аксаков, А. И. Герцен, Н. С. Лесков, В. М. Гар-щин, А. М. Ремизов и др.
Дигенис Акрит (Διγεης Ακριτος)
— народный эпос был записан в XI—XII вв.; греческий оригинал повести не сохранился, известны лишь позднейшие (XII—XIII вв.) стихотворные обработки. Герой, нареченный при рождении Василием, именуется Дигенисом Акритом. Дигенис значит «двоеродный», поскольку он сын сирийского эмира Мусура, принявшего ради жены христианство, и дочери каппадокийского стратига Ирины; Акрит — «охранитель границ». Поэма состоит из восьми книг (песен). Три первые — подробный рассказ о сватовстве эмира и обращении в христианство его самого и всех его родственников. В остальных песнях повествуется о подвигах героя, его женитьбе на похищенной дочери дукского стратига Елене, о сказочных красотах его дворца, его военных победах над врагами Византии, встрече с императором, внезапной смерти в 33 года (возраст Христа) и пышном погребении вместе с женой, которая не смогла пережить его смерти. Дигенис Акрит наделен всеми типовыми достоинствами сказочного героя: прекрасен обликом, строен, обладает непомерной силой, неустрашимостью, мудростью не по годам и высокими моральными качествами. Он опора престола и защитник слабых. В описании его подвигов существенны гиперболизм и фантастический элемент. Так, мальчик растет со сказочной быстротой. Отроком он голыми руками убивает медведицу и медведя, юношей — могучего льва. Он поражает трехглавого дракона, побеждает в единоборстве деву-воительницу Максиме. При общей христианской тенденциозности поэмы библейские элементы прихотливо сочетаются в ней с античными и даже языческими. Например, воплощением мужества выступают в одном ряду Самсон и Ахилл, Давид и Агамемнон, Голиаф и Александр Македонский; мудрости — Моисей и Одиссей. Перевод «Дигениса Акрита» на старославянский язык (XI—XII вв.) под названием Рубрики Литература, Публикации Метки Византийская литература, основные произведения Оставьте комментарий
Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.
Византийская литература
Указанными родами исчерпывается тот круг литературных произведений, который обнимал собой в Византии область, соответствующую нашему понятию изящной словесности. Ни хронологическая последовательность, ни степень и характер развития отдельных родов византийской литературы не совпадают между собой. Литература, стоявшая в более тесной связи со школой, как, например, историография или филология, проявляет, вообще, очень слабое движение и, благодаря искусственному возрождению эллинизма, отрывается вовсе от жизни как раз в тот момент, когда последняя становится особенно разнообразной и интересной. Рано замирает и церковная литература; ее свободное развитие, достигшее таких поразительных результатов в гимнографии V-VII веков, прерывается с окончательным установлением православной догмы и чина литургии, и только апологетическая философия обнаруживает признаки внутренней жизни значительно позднее этого перелома. Область народной литературы, с точки зрения истории Византии наиболее интересная, развивается и всего богаче и разнообразнее. Ее расцвет начинается много позднее, приблизительно с эпохи Комненов, но благодаря перекрещивающимся влияниям Востока и Запада, а также жизненности языка, он успел дать в высшей степени счастливые и плодотворные результаты. 1453-й год, положивший конец политическому существованию Византии, круто оборвал и ее духовную, в частности, литературную жизнь. См. Schoell, «Gesch. d. Griechisch. Lit.»; Krumbacher, «Gesch. d. Byz. Lit.»; Hirsch, «Byzant. Studien»; Neumann, «Griech. Geschichtsschreiber im XII Jahrh.»; статьи Ф. Успенского в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (1891 и 92 гг.) и др.
Византийская литература
Культура Византии |
---|
Искусство |
Аристократия и бюрократия |
Военное дело |
Архитектура |
Танцы |
Кулинария |
Одежда |
Экономика |
Историография |
Быт |
Византийский язык |
Садоводство |
Дипломатия |
Монеты |
Право |
Литература |
Музыка |
Медицина |
Образование |
Философия |
Наука |
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через югославянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.
Наличие византийской книжности определяется, таким образом, не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале.
Содержание
Ранний период
Начало византийской литературы относится к VI—VII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии. История византийской литературы представляет собой одну из мало разработанных областей в мировой литературе. Причину этого приходится искать главным образом в том, что до сих пор остаются ещё неисследованными весьма сложные социально-экономические факторы, которыми характеризуется история Византии, образовавшейся из восточных провинций и областей Римской империи, после того как западная часть последней была в течение IV—V веков захвачена германскими племенами. Памятники народного творчества Византии и вовсе до нас не дошли.
Сохранилась главным образом литература, созданная церковью, игравшей очень крупную экономическую и политическую роль в государственной жизни Византии (церковные соборы ограничивали власть императора, а к VIII веку одна треть всех земель была сосредоточена в монастырях).
Современным исследователям приходится учитывать, что учёные Запада — враги восточной церкви — подходили с большим пристрастием к византийской литературе. Они не признавали её самобытного характера, считали её «архивом эллинизма» (Фойгт) или отождествляли её историю с периодом упадка античной литературы. В V-IX веках Византия представляла собой могущественную централизованную монархию, опирающуюся на крупное светское и церковное землевладение и в известной мере на ссудный, торговый и отчасти промышленный капитал.
Она создала свою самобытную культуру и литературу. И если приходится говорить об эллинизме в византийская литературе, то лишь как о литературном влиянии, которое надо ставить рядом с влияниями древнееврейской, арабской, сирийской и других литератур, с которыми Византия тесно соприкасалась. Эллинское влияние было, правда, одним из сильнейших.
Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями её являются: Роман Сладкопевец (VI век), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527—565), Сергий, патриарх Константинопольский, которому принадлежит акафист богородице по случаю победы над аварами в 626, Софроний, патриарх Иерусалимский и другие.
Гимны Романа отличаются аскетическим характером, наивной искренностью и глубиною чувства. Они написаны в свободной форме, средней между метрической и прозаической речью, и ближе всего к псалмам.
От эллинистической прозы Византия унаследовала много. Сюда надо отнести например египетскую повесть об Александре Македонском, полную сказочных эпизодов, которую Византия христианизировала и обработала в разных редакциях. Манеру эллинизма повторяют и многие другие произведения: любовные романы приключений Гелиодора («Эфиопики» о Теогене и Хариклее) IV века, Ахилла Татия (о Клитофоне и Левкиппе) V века, Харитона (о Хереасе и Каллироэ), Лонга (о Дафнисе и Хлое) и др.
Из прозаических видов в первый период византийская литература особенно процветает история, авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Полибия и их эпигонов, например в VI веке — Прокопий Кесарийский, Пётр Патрикий, Агафия (историк и поэт), Менандр Протектор, Феофилакт Симокатта; к тому же времени относится Иоанн Малала, монах из Антиохии Сирийской, составивший всемирную хронику, вульгарную по содержанию, а в плане языка близкую к живой речи. Раннее творчество Византии особенно обнаруживалось в церковном красноречии и догматике.
Лучшими церковными писателями, воспитанными в языческих школах на античности, в IV веке являются: Афанасий, патриарх Александрийский (писал против язычества и арианства, составил житие Антония Египетского), Василий, епископ Кесарийский, прозванный «Великим» (защитник форм «светской», то есть языческой, литературы, подражатель Плутарха, писал против монахов, об аскетизме, составил литургию), Григорий Назианзин, епископ, прозванный «Богословом» (церковный оратор и поэт, наполнявший формы античной лирики христианским содержанием), Иоанн, патриарх Константинопольский, прозванный «Златоустом» (церковный оратор, составил литургию).
Колониальный, преимущественно восточный, элемент нашёл яркое выражение в многочисленных сборниках рассказов V-VI веков о пустынниках-аскетах византийских окраин (так называемые «патерики»).
Этот вид монашества развился сначала в Египте, потом в Палестине и Сирии, откуда распространился и по внутренним областям. Соответствовавшие дохристианской культуре тех или других окраин, их верования отражались на исповедании этих монахов, а следовательно и на рассказах патериков.
Чары и мистерии Египта сказались в демонологии египетского патерика «Лавсаика» Палладия, епископа Еленопольского; древнеизраильский культ — в «Боголюбивой истории» об аскетах евфратской страны Феодорита Кипрского; арабский и еврейский элементы — в палестинском патерике «Луге духовном» (Лимонарь) Иоанна Мосха; наконец верования готов — в италийских «Диалогах» Григория Двоеслова (VI-VII века), переведённых в VIII веке с латинского на греческий, и т. д. С самого начала византийской литературе известны в ней не признававшиеся официальной церковью книги с легендарными сюжетами и мотивами, прикреплёнными к лицам и событиям Ветхого и Нового Завета и христианского культа вообще. Эти книги частью ложно приписаны известным авторам и называются обычно апокрифами.
В VII и VIII веках Византия пережила тяжёлые неудачи военного характера (авары, славяне, арабы), социально-политические и религиозные движения (иконоборчество); расцветает агиографическая литература (жития святых были собраны в огромные двенадцатимесячные сборники — Минеи (четьи)). Из писателей VII-VIII веков необходимо отметить: Анастасия Синаита, диспутанта с иудеями и монофизитами в Сирии и Египте; Косму, епископа Майюмского, гимнографа; Андрея, епископа Критского, проповедника и поэта, написавшего «великий канон»; Иоанна Дамаскина, полемиста с иконоборчеством и исламом, проповедника и автора 55 канонов, богослова, построившего свою «Диалектику» по Аристотелю.
Средний период
С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкелл, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол).
Для русской древности интереснее всего хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обобщающая историю «мира» от Адама до 842 (а если считать и её продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонского, библейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и византийская история.
Язык монашеских хроник IX века близок к языку греческой Библии и не чужд элементов живой речи. В этом столетии было написано около 500 канонов в честь святых (Феофан и Иосиф песнописцы), то есть почти половина всех византийских канонов. Вместе с восстановлением иконопочитания монашество энергично принялось за составление житий защитников православия. В Константинополе создаётся даже особая школа, где преподавались агиографические приёмы и шаблоны, основанные на образцах классических биографов. Исторический элемент в этих житиях весьма скуден, искажён и скрыт введением обязательных тем смиренномудрия и растроганности. Все жития составлены по одной программе прославления.
Вторую половину IX века византийской литературы называют веком учёных энциклопедий; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX-X веков следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного.
Происходя из патрицианской семьи, Фотий отличался исключительной образованностью в типичной для Византии форме. Блестящий филолог не без педантизма, знаток греческого языка и литературы всех периодов, почитатель Аристотеля, философ с богословским оттенком, обычным для Византии, и страстный педагог, Фотий собрал вокруг себя массу учеников, обратив своей дом в своеобразную академию, в учёный салон, где читались и обсуждались книги, начиная от классической древности до последних новинок.
Он заставил своих учеников составить огромный лексикон на основании как предшествующих словарей, так и выдающихся произведений античности и византийской литературы. Самое выдающееся произведение Фотия — это его «Библиотека» или «Многокнижие» (Мириобиблон), состоящая из 280 глав. Она заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), историках, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях и т. д. Из «Библиотеки» Фотия становится понятно, как много не дошло до нас выдающихся произведений; только отсюда они и становятся известными.
Внук Василия I, Константин VII Багрянородный, император номинально с 912, в действительности с 945 по 959, распорядился составлять за свой счёт обширные сборники, энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью; пользуясь простой византийской речью, писал сам и в соучастии. Из произведений Константина известны: история царствования его деда Василия; сочинение об управлении государством, написанное для сына, Романа (главным образом об отношениях с соседями Византии, быт которых описывается в этих сочинениях); о военном и административном делении империи (обстоятельная география, как и в предыдущем сочинении, с фантастическими рассказами о происхождении городов и колкими эпиграммами на их жителей); о церемониях византийского двора (среди описаний придворного этикета, поражавшего варваров, в литературном отношении интересны стихотворные клики, оды и тропари в честь императора, — в особенности весенняя песня в народном стиле и гимн готской рождественской игры).
По приказанию Константина составлена историческая энциклопедия. Сюда вошла в извлечениях почти вся историческая литература греков всех периодов; есть извлечения и из литературных произведений (например, романов). Из числа учёных, окружавших Константина, следует назвать историка Византии IX века Генесия, любителя народных преданий и почитателя классической литературы, которую он однако безвкусно использовал.
Позднее византийскую историю третьей четверти X века описал Лев Азиец, прозванный ещё Дьяконом, плохой стилист, пользовавшийся и высокопарной риторикой и словарём церковных произведений. Всемирную хронику составил в это время Симеон Магистр, или Метафраст, прозванный так, потому что он риторически переработал массу прежних житий святых, ослабив в них фантастический элемент.
Также к X веку или несколько позднее относятся объёмистые сборники изречений (например «Мелисса», то есть «Пчела», «Антония»). В первой половине XI века расширилась высшая школа в Константинополе, распавшись на две — философскую (то есть общеобразовательную) и юридическую. Сюда стали ездить учиться и из Западной Европы и из Багдадского и Египетского халифатов. Талантливейшим и влиятельнейшим руководителем школы был Михаил Пселл, философ (платоник) и ритор, учитель нескольких императоров, которые сами стали литераторами, впоследствии первый министр.
Литературная деятельность его была весьма обширна. Он оставил много сочинений по философии, богословию и естественным наукам, филологии, истории, был поэтом и оратором. Находясь под сильным влиянием эллинизма, он писал стихами и медицинские трактаты и христианские гимны; исследовал также стилистику Гомера, пересказал «Илиаду», дал комментарии к комедиям Менандра и т. д.
В XII веке наблюдается расцвет литературной деятельности и у церковников, писавших по богословию и философии, грамматике и риторике — и не только в столичном центре, но и на территории древней Эллады, где, например, Николай, епископ Мифонский (середина XII века), спорил с неоплатонизмом, грамматизировал Коринфский митрополит Григорий; следует ещё назвать комментатора Гомера Евстафия, архиепископа Солунского, и его ученика, архиепископа Афона, Михаила Акомината, изучившего Гомера, Пиндара, Демосфена, Фукидида и многих других, писавшего ямбом и гекзаметром. Характерными для этой эпохи являются следующие фигуры: Цец, Продром, Глика, Константин Манассия, Анна Комнина, Никита Евгениан.
Иоанн Цец был одно время педагогом, потом нуждающимся профессионалом-литератором, зависевшим от милостей вельмож и принцев, которым он посвящал свои произведения. Он отличался знанием в античных поэтов, ораторов, историков, хотя не всегда пользовался ими из первых рук и допускал их неточную интерпретацию. Цец собрал и издал свои письма к действительным адресатам — вельможам и друзьям, а также фиктивные эпистолы, полные мифологии и литературно-исторической мудрости, окрашенные своенравным самовосхвалением. К этим письмам он составил громадный версифицированный комментарий.
Известны также его комментарии к Гомеру (например «аллегории к «Илиаде» и «Одиссее» занимают около 10 000 стихов), Гесиоду и Аристофану, трактаты о поэзии, метрике и грамматике, грамматические ямбы, где крестьянин, хор и музы прославляют жизнь учёного как счастливую, а мудрец жалуется на печальное положение мудрого, которому счастье отказывает в милости, наделяя ею невежд.
Важнейшим произведением Глика считают «Всемирную хронику» (до смерти Алексея Комнина). Ранее Глика в XII века писали также хроники: Кедрин, Зонара, Скилица и Манассия, которые Глика и использовал. Константин Манассия написал много произведений, как в прозе, так и стихами. Его хроника состоит из 6 733 стихов. Манассия — собственно историк-романист; он пробует сообщить своей хронике поэтический подъем цветами красноречия, мифологическими намёками и метафорами. Стиль его рассказа отдалённо напоминает некоторые черты «Слова о полку Игореве».
Анна Комнина, дочь императора Алексея, отличалась исключительной образованностью, — читала Гомера, Фукидида и Аристофана, Платона и Аристотеля, была сведуща и в церковной литературе.
Вскоре после смерти отца (1118) она удалилась в монастырь «Обрадованной», где и написала к 1148 историю царствования отца — «Алексиаду». Идеал формы для Анны — аттицизм.
Кроме стихотворного романа Продрома, известны ещё два романа XII века. Лучшим является стихотворный роман Никиты Евгениана («8 книг о любви Дросиллы и Харикиса»), который многое заимствовал у Продрома. Евгениан отличается изнеженной эротикой в любовных письмах, чувствительностью излияний и живописностью описаний. Местами роман порнографичен.
Сюжет не носит черт современности, будучи отдалён в довольно неопределённое прошлое эллинского язычества. Цветы своего красноречия Евгениан заимствовал у буколических поэтов, из антологии и из романов IV-V веков. Другой роман XII века, «Об Исмине и Исминии», написан Евмафием прозой; он также подражает языческой старине.
Поздний период
С XII до середины XV века (1453) в Византии наступает эпоха феодализма, господства так называемые «властелей» — светских феодалов и духовных сеньоров, — тревожное время, когда в борьбе с турками Византия искала поддержки у западного рыцарства, которое временно даже захватило власть в Византии; не имея достаточных внутренних сил для борьбы, империя после краткого периода успехов в XII века постепенно становится добычею турок и в 1453, с падением Константинополя, прекращает своё существование.