Что такое водная депривация
Немного о депривации
Если кто вдруг не знает, камера сенсорной депривации, FloatingCam, это закрытый звуко- и светоизолированный танк с плотным солевым раствором температуры 36,6, лежа в котором сначала перестаешь чувствовать что бы то ни было, а потом начинаешь чувствовать что-то удивительное. Изобретатель флоатинга, пионер-герой мировой психонавтики нейрофизиолог Джон Лилли, уходил в своем танке в состояния, доступные только после длительных медитаций или значительных употреблений. А уж в какие состояния он уходил в своем танке после употреблений, он и сам отвечал довольно расплывчато. Потому что КСД это шлюз во внутренний космос.
Мне достался шлюз системы Samadhi. Выглядит он как что-то среднее между барокамерой и аквариумом, в котором плавают навигаторы третьего уровня в фильме Дюна. Внутри теплый раствор магнезии. Очень плотный, почти маслянистый. Вытираешься после душа, залезаешь в танк, закрываешь дверцу и ложишься в позу трупа шавасану на воду как на матрас. Внутри полная светоизоляция, но есть кнопка, включающая чуть заметную синюю подсветку. Я как плод, на стадии второй перинатальной матрицы получивший от мира крепких дюлей, боюсь темноты в закрытых пространствах и свет включила, а то мало ли.
Вообще, сначала было боязно. Кто знает, что у меня там внутри сейчас как прыгнет. Но первые полчаса прыгали только мышечные напряжения, особенно в плечах. Очень чувствовалось, как их, бедных, зажало и не отпускает. Ну и по мелочи. Идеальную шавасану держать не так просто, особенно когда каждое микродвижение отправляет тебя в дрейф до стенки. А ничего касаться нельзя. Ну то есть можно, но незачем. Но постепенно все расслабилось и я стала ежик, который упал в реку, и пусть река сама несет меня. Где-то тут я заснула. А когда проснулась, то обнаружила, что ни рук, ни ног у меня уже нет, и вообще ничего нет, только тепло и очень спокойно. И свет уже не нужен, но выключать лень. Опять же, движение, снова куда-нибудь снесет.
Лежишь и слушаешь ощущения и их отсутствие. Если напрячь челюсти, слышно шум крови. Если запрокинуть голову, становится легче дышать и еще немножко отпускает плечи. Воздух тоже интересный. Влажный, теплый, пахнет ночным тропическим океаном, как в Индии или в Тае. Странный такой запах, тут же узнается.
Кожа над водой покрылась соляной коркой, как риф в отлив. Это тоже почему-то очень приятно. Свет стал мешать, нашла кнопку, выключила. Оказывается, движения стали плавными, и от них уже никуда не сносит. И вот тут в темноте меня растворило окончательно. Схема тела пропала, границы исчезли, я стала вода и всё. Be water, my friend.
И вдруг стало казаться, что играет какая-то тихая-тихая музыка. А потом оказалось, что действительно играет. Два часа закончились, и пора из космоса вылезать. Вылезаешь оттуда, кстати, натурально как проснувшийся Нео. Вязкая вода стекает, и только что трипофобных дырок на позвоночнике нет.
И потом оставшийся день ходишь тихо-тихо, чтобы ничего этого не расплескать.
Что такое водная депривация
М.З.Федорова, В.Н. Левин
Реакции лимфоцитов на механические и осмотические воздействия при водной депривации
Целью проведенного исследования было изучение реакций лейкоцитов на механические и осмотические воздействия в условиях дегидратации организма.
Все полученные данные обработаны статистически. Достоверность различий опрделялась по критерию t Стьюдента.
Проведенное исследование показало, что к 3-м суткам дегидратации происходило существенное уменьшение размеров лейкоцитов крови. В дальнейшем (6-10 сутки) за счет включения регуляторных механизмов клеточный объем восстанавливался до уровня интактных животных (табл. 1).
Размеры лимфоцитов, инкубированных в растворах хлорида натрия разной осмолярности
Концентрация раствора, время инкубации | ||||
Группа | 0,9% | 0,45%, 60 с | 0,45%, 1 ч | 0,2%, 60 с |
Контроль | 5,2 ± 0,05 (74) | 5,7 ± 0,07 ° (97) | 5,3 ± 0,07 (78) | 6,0 ± 0,1 ° (113) |
3 сутки дегидратации | 5,0 ± 0,06 * (65) | 5,2 ± 0,1 * (74) | 4,9 ± 0,05 * (62) | 5,3 ± 0,07 * ° (78) |
6 сутки дегидратации | 5,3 ± 0,07 (78) | 5,6 ± 0,07 ° (92) | 5,3 ± 0,06 (78) | 5,8 ± 0,06 ° (102) |
10 сутки дегидратации | 5,2 ± 0,06 (74) | 5,5 ± 0,06 * ° (87) | 5,2 ± 0,08 (74) | 5,7 ± 0,07 * ° (97) |
Кинетика объема клеток при увеличении времени инкубации в 0,45% растворе хлорида натрия до 1 ч была примерно одинаковой у животных всех групп (табл. 1). Диаметр лимфоцитов уменьшался на 8,4% (р 0,01) у интактных животных и 6,0 ¸ 6,5% (р 0,01) у животных экспериментальных групп. Реакции регуляторного уменьшения объема приводили к восстановлению исходных параметров клеток.
Деформационные изменения и время восстановления исходной формы лейкоцитов на разных стадиях обезвоживания организма
Группа | Р 1 мкм 2 | Р 2 мкм 2 | V 1 мкм 3 | V 2 мкм 3 | Т с |
Контроль | 172 ± 5,6 | 232 ± 10,9 ° | 224 ± 11,7 | 222 ± 11,5 | 70 ± 3,9 |
3 сутки дегидратации | 165 ± 5,3 | 220 ± 10,3 ° | 211 ± 10,8 | 210 ± 10,7 | 71 ± 4,5 |
6 сутки дегидратации | 162 ± 4,2 | 217 ± 8,3 ° | 202 ± 8,4 | 200 ± 8,3 | 92 ± 4,1 * |
10 сутки дегидратации | 165 ± 4,3 | 217 ± 8,6 ° | 207 ± 9,2 | 204 ± 8,9 | 94 ± 3,7 * |
Деформация клеток при прохождении через микрокапилляр за счет приложения внешних сил осуществлялась при постоянном объеме и увеличении площади поверхности (табл. 2). Используемый при этом «мембранный резерв» был фактически одинаковым у животных всех групп и составлял 32-35%. Отмеченного выше уменьшения объема циркулирующих клеток на 3 сутки дегидратации этой методикой не выявлено. Важным показателем, позволяющим судить о функциональном состоянии клеток является время восстановления исходной формы после деформации. Динамика этой характеристики отражена в табл. 2. Сравнительная оценка использования «мембранного резерва» при деформации лейкоцитов и при набухании в средах с низкой осмолярностью показала, что в контрольной группе он используется примерно в том же «количестве» (35% и 33%). У животных экспериментальных групп превращение клеток из сферических в цилиндрические идет за счет такого же «резерва» мембраны, что и у интактных животных, а объемные изменения в гипотонических растворах выражены значительно слабее.
[ 1 ] Александров В.Я. Реактивность клеток и белки. Наука. Л. 1985.
[ 2 ] Браун А.Д., Моженок Т.П. Неспецифический адаптационный синдром клеточной системы. Наука. Л. 1987.
[ 3 ] Дуглас С.Д., Куи П.Г. Исследование фагоцитоза в клинической практике. Медицина. М. 1983.
[ 4 ] Куприянов В.В., Магомедов М.А., Тихомиров А.Н. Состояние микроциркуляторного русла брыжейки при экспериментальной дегидратации. Арх. анат. 77 (8): 5-13. 1979.
[ 6 ] Федорова М.З., Левин В.Н. Метод комплексного исследования геометрии, площади поверхности, резервных возможностей мембраны и осморегуляции лейкоцитов крови. Клинич. лабор. диагн. (11): 44-46. 1997.
Флоатинг: Инструкция к процедуре
Перед сеансом флоатинга
Вы пришли в Центр
Процедура принимается в обнаженном виде. Не используйте купальные шапочки, так как вы не сможете полностью расслабиться. К тому же раствор очень полезен для волос.
Во время сеанса флоатинга
Используйте предоставленные беруши. Они обеспечат звуко- и водоизоляцию, не доставляя дискомфорта.
Кнопки управления
На панели внутри бассейна расположены кнопки управления и тревожная кнопка для вызова персонала. Вы можете регулировать громкость музыки и подсветку.
Для эффекта сенсорной депривации вы можете выключить подсветку и музыку и закрыть светящиеся кнопки специальной шторкой.
Находясь во флоат-бассейне
После сеанса
Примите душ. В раздевалке вы можете воспользоваться феном и другими принадлежностями.
Если есть возможность, после процедуры посидите в лаунж-зоне, выпейте чай или воду. Не спешите выбегать на улицу, дайте себе время насладиться чувством глубинного расслабления.
«Нет счастья, равного спокойствию».
— Будда
Безопасность и гигиена воды
Флоатинг безопасен и не несет рисков распространения коронавируса.
После каждого сеанса флоатинга в наших центрах раствор автоматически сливается. Специальное оборудование немецкой фирмы Ospa® готовит для каждого посетителя новый гигиенически чистый раствор.
Автоматические системы управления Ospa-BlueControl® контролируют не только очистку воды, но и ее состав, поддерживая оптимальный уровень pH и окислительно-восстановительный потенциал.
Сама ванна также моется и дезинфицируется перед каждым сеансом флоатинга.
Рекомендуем
Основной эффект флоатинга в том, что процедура всего за 1 час снимает большинство признаков стресса, восстанавливает силы и способствует повышению иммунитета.
Все началось в 1954 году с исследования американского нейробиолога и психолога Джона Лилли, который исследовал реакцию человеческого мозга на депривацию сенсорных воздействий (то есть ограничение влияния внешней среды и физических раздражителей). Он доказал, что подобные временные отключения крайне благотворно сказываются и на мозговой деятельности, и на физиологии пациентов.
Действие флоатинга основано на феномене сенсорной депривации, благодаря которой мозг и нервная система избавляются от перегрузок.
Все, что вы хотели знать о флоатинге. Мы выбрали самые популярные вопросы наших гостей.
Что такое депривация?
Психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер о том, что такое депривация, какие бывают виды депривации и каковы её последствия для ребенка.
Терминология
Депривация — термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришёл из английского deprivation и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Термин «депривация» стал широко известен благодаря английскому психологу Дж. Боулби.
Вот два определения, которые на мой взгляд дают наиболее полное понимание того, что такое депривация:
Привация и депривация
Важным уточнением в определении значения понятия депривации является также различение исследователями ситуаций, когда человек был лишён определенных стимулов (раздражителей, импульсов, «предмета потребности». Первый вариант – когда в результате некоторые значимые потребности вообще не возникают, второй – когда потребность возникла, а затем предмет потребности стал недоступен. Первую ситуацию иногда называют привацией, т.е. отделением, а вторую – собственно депривацией.
Парциальная и тотальная
Различают парциальную депривацию (partial deprivation), то есть, когда не удовлетворена какая-либо одна потребность, и полную (тотальную), когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером последней является лишение ребенка материнской любви или материнская депривация.
Двигательная депривация
С двигательной депривацией мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.
Сегодня широко признанно, что тугое пеленание грудных младенцев имеет отрицательные последствия не только медицинского или физиологического характера, но и сугубо психологические.
Установлено также, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми. У них наблюдается психический регресс, когда, скажем, ребенок, который уже просился на горшок, начинает опять мочиться в штанишки и т. п.
Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может «прорываться» взрывами ярости и агрессивности (Дж. Прескотт).
Специалистами наблюдалось следующие проявление у детей по той или иной причине лишенных естественной двигательной активности – эмоциональная вялость и возникновение компенсаторной двигательной активности — раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т. п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы (а движения, как известно, развивают мозг, значит, страдает и интеллектуальное развитие).
Стереотипное раскачивание как последствие двигательной депривации
Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться часами – типичная картина ребёнка, воспитывающегося в сиротском учреждении. Эти движения доставляют ребенку определенные проприоцептивные (идущие от двигательной системы организма) раздражения, которые дают хоть какое-то разнообразие его ощущениям. Мир ребёнка-сироты довольно статичен, он как бы «не движется вокруг него» и именно поэтому ребенок может начать двигаться относительно этого мира.
К тому же такие движения могут служить средством успокоения, вследствие чего некоторые исследователи относят их, а также такие повторяющиеся движения, как сосание пальца, постукивание, покачивание ногой к числу так называемых «успокоительных привычек», объясняя известную их полезность аутостимуляцией.
Однако, этот способ крайне беден, стереотипен, имеет ярко выраженный компенсаторный характер и поэтому не ведет к развитию.
Если не организуется специальная педагогическая работа, то интеллектуальное развитие «покачивающихся» детей, совершенно нормальных с физиологической точки зрения, становится близким к интеллектуальному развитию детей, имеющих органические дефекты мозга.
Таким образом, синдром раскачивания можно рассматривать двояко.
Вот почему, если в двигательном поведении ребенка раскачивание достаточно ярко выражено, на это следует обратить особое внимание.
Продолжение материала – о сенсорной и материнской депривациях – будет опубликовано в следующих колонках…
ДЕПРИВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Что такое депривация?
Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.
Виды депривации:
Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.
Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.
Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.
В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.
Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.
В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.
Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.
Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.
Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.
Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.
Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.
Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).
В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.
Признаки эмоциональной депривации:
– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
– Ребенок страдает от стресса.
– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:
У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.
В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.
3. Чувство незащищенности
Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.
Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое по мере взросления будет только усиливаться.
5. Плохая успеваемость
Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.
Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
6. Зависимость от гаджетов
Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Что такое материнская депривация?
Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.
Последствия материнской депривации:
– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность.
– чрезмерная зависимость от других людей.
– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия).
– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности.
– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний).
– высокий уровень тревожности, страхи.
– задержка психоречевого развития.
Лишение ребенка опыта заботы от постоянного взрослого ведет к тому, что ребенок становится неспособен принимать любовь и любить сам, его жизненные сценарии подчиняются принципу «добрать» любовь любой ценой (например, у разных взрослых, которые для него все «мамы»). Такой ребенок может смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды и агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования и обесценивания». Он может быть завистливым, чрезмерно критичным к другим, проявлять неблагодарность. Депривация также проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», негативизме, так как угол зрения ребенка смещен в сторону негативных оценок реальности. Желание только материальных удовольствий является «заместительным удовлетворением», как и вредные привычки, алкоголь и пр., все это попытки заполнить пустоту внутри себя. Импульсивность и непереносимость лишений детей-сирот связана с огромным багажом неудовлетворенных потребностей, так что банальный отказ в покупке шоколадки может стать последней каплей и вызвать сильнейший поток негодования.
Современные исследования детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, показывают, что хотя воспитателям удается не допустить глубоких задержек развития, и на первый взгляд дети производят хорошее впечатление, все же полностью компенсировать проявления материнской депривации в условиях учреждения оказывается невозможно. Воспитанники домов ребенка заметно отличаются от домашних детей отсутствием волевых проявлений и инициативы. Они выглядят как пассивные куклы в руках взрослого, действуют только по определенному указанию. Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы. Кроме того, они проявляют безличностное отношение к взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. Попадая на руки, ребенок не смотрит в глаза взрослому, он просто радуется, что попал в объятия, не важно к кому. И хотя на первый взгляд такой ребенок «удобен» и «послушен», в будущем отсутствие воли и пассивность приводят к неумению преодолевать трудности, решать любые, даже простые бытовые задачи, усваивать ценностные нормы и противостоять зависимостям.
Помимо явной материнской депривации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), или в ситуациях смерти матери, существует скрытая форма. По сути для детей младенческого и раннего возраста (0-3 года) любое продолжительное отсутствие матери (в том числе эмоциональное отсутствие, когда мать в депрессии или пьет) может оказать сильнейшее депривационное действие. Скрытая материнская депривация — это ситуации, в которых нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть очевидная недостаточность их отношений. Дэвид П. Селани в своей книге «Иллюзия любви» писал о том, что «подобно тому, как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке, ребенок, не имеющий опыта заботы и поддержки, вынужден держаться рядом со своими источниками питания — неполноценными родителями».
Дети, не получившие достаточной заботы в детстве, вынуждены тратить всю свою энергию на «добывание» материнской ласки от своих ли родителей или от других людей, которые для них символизируют родителей. Парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Дилемма, с которой приходится сталкиваться обделенному ребенку: чем меньше родительской любви он получает, тем больше в ней нуждается, и эта потребность с годами только возрастает. «Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире». Ребенок расщепляет образ кровных родителей на хороший и плохой. То же он проделывает и с собой, и с окружающими, сознание становится категоричным, объект либо прекрасен, либо отвергается тотально. Так в ситуации ссоры может казаться, что все то хорошее, что было сделано для ребенка, он не принимает в расчет. Недополученный опыт принятия и удовлетворения потребностей ребенка оставляет его без ресурса интеграции хорошего и плохого в одном человеке. Это станет возможным только после накопления достаточного позитивного опыта, поэтому так важно вкладываться именно в отношения с ребенком.
Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.
Что делать родителям при обнаружении у ребенка депривационного синдрома?
Использованы материалы книги Нильса П. Рюгаарда «Дети с нарушением привязанности».