Что такое водоизмещающая яхта
Типы яхт по корпусам и водоизмещению
Чтобы понять, какой тип яхты вам подойдет наилучшим образом, лучше посоветоваться с яхт-брокером. Брокеры компании YACHTS INVEST предложат вам лучшие варианты новых и б/у яхт, предлагаемых на рынке на данный момент. А пока вы можете ознакомиться с общими рекомендациями относительно разных категорий моторных яхт в зависимости от типа корпуса и водоизмещения, и как их классифицируют на Средиземноморье.
МОТОРНЫЕ ЯХТЫ ПО ТИПУ КОРПУСА
ЯХТА С ГЛИССИРУЮЩИМ КОРПУСОМ
Корпус яхты с глиссирующим корпусом спроектирован так, чтобы в навигации приподниматься и скользить над водой, разрезая верхний край волны, что достигается при оптимальной скорости движения. Обычно это скорость в 25-40 узлов, в зависимости от мощности двигателей. Как правило, их два на борту. При низкой, «водоизмещающей», скорости (в 15 узлов и ниже) яхты с глиссирующим корпусом некомфортны в навигации, особенно в плохих погодных условиях, не позволяющих развивать оптимальную скорость.
Эти яхты хороши, чтобы быстро передвигаться между маринами, где яхты становятся на ночную стоянку. Они наиболее популярны на Средиземноморье, и особенно на Французской Ривьере. Такая лодка хорошо адаптирована для дневных круизов по спокойным бухтам, где можно бросить якорь у пляжа, пообедать и искупаться, или исследовать побережье на тендере.
Днище яхт с глиссирующим корпусом имеет V-образную форму и поэтому яхты способны развивать хорошую скорость, но в относительно спокойных водах. В неспокойном море на таких яхтах не очень комфортно. Корпуса же формы «Deep V», хотя и также менее стабильны, в сильную волну идут более мягко.
ВОДОИЗМЕЩАЮЩИЕ ЯХТЫ
Так называемые «водоизмещающие яхты» спроектированы для навигации при низких скоростях, при которых вода уходит в стороны и вглубь, открывая путь для хода яхты. Эти лодки стабильны на воде и наиболее комфортабельны в навигации в неспокойном море и при сильной волне. Но при этом, их круизная скорость невелика: всего 10-12 узлов, и у них большая осадка. Из-за того, что на водоизмещаюших яхтах двигатель расположен в корпусе, а валы выходят за пределы корпуса, на них нельзя подойти близко к пляжам Лазурного берега.
Такие яхты отличаются традиционным дизайном и низким потреблением топлива. В общем, даже при наличии одного топливного бака, на водоизмещающей яхте можно идти достаточно долго до следующей дозаправки. На такой яхте можно спокойно ночевать или же, практически, жить на ней — в порту или на якоре. Такие яхты идеальны для любителей путешествовать и преодолевать большие дистанции.
Более плоское днище водоизмещающих яхт хотя и не способствует быстрому набору скорости, но обеспечивает большую динамику в волнах и стабильность при качке благодаря килевым закрылкам (или стабилизаторам). Некоторые корпуса также снабжены бульбой на носу, под ватерлинией. Бульба изменяет направление потока воды, разрезаемой корпусом, уменьшая брызги и тем самым способствуя набору скорости и эффективному расходу топлива и стабильности навигации.
ПОЛУВОДОИЗМЕЩАЮЩИЕ ЯХТЫ
Эти яхты совмещают преимущества глиссирующих и водоизмещающих корпусов. Комфортабельные и стабильные, полуводоизмещающие корпуса менее подвержены качке и способны подарить вам наилучшие впечатления от навигации. При оптимальной круизной скорости в 10-12 узлов, яхта может развить максимальную скорость до 18-25 узлов.
Другое преимущество полуводоизмещающих яхт в том, что они могут ходить и по реке, и по морю. Небольшая осадка яхт не дает сильных брызг. Яхта комфортабельна при низких скоростях. Большинство полуводоизмещающих яхт оборудованы стабилизаторами.
На нашем сайте представлены моторные яхты на продажу по типам корпусов и водоизмещения.
Типы корпусов яхт. Водоизмещающие моторные яхты
Современные моторные яхты классифицируются по типам корпусов, всего их три:
Водоизмещающие моторные яхты
Предоставляют своим владельцам максимальный комфорт в передвижении:
Конструктивной особенностью водоизмещающих моторных яхт является наличие большего количества внутреннего полезного пространства по сравнению с аналогичными судами других типов, что позволяет им располагать более габаритными каютами и брать на борт большее количество груза (топлива, воды, провианта и т.д.).
Все это позволяет совершать длительные автономные морские путешествия.
Мечтаете сделать интерьер своей яхты неповторимым? Советуем изучить: Интерьерные работы
Универсальность водоизмещающих яхт позволяет использовать их в режиме «река—море» или «река—океан», а также во внутренних водоемах без ограничений. Путешествовать на небольшой моторной яхте можно даже в акваториях Москвы и Московской области.
К недостаткам можно отнести лишь невысокую максимальную скорость в сравнении с другими типами судов и осадку, не позволяющую ходить в очень мелководных водах.
Именно этот сегмент яхт может похвастаться наличием эксклюзивных суперъяхт итальянских и голландских верфей моделей:
Квинтэссенция богатых традиций кораблестроения и современных технологий — британские верфи. Их можно смело причислить к разряду мировых лидеров. Особо следует заострить внимание на Sunseeker и Fairline: они на сегодняшний день лучшие из лучших в Великобритании.
Fairline онована в 1963 в городе Аундле Восточной Англии. Благодаря сотрудничеству с итальянскими дизайнерами стала обладательницей престижных международных наград на World Yacht Trophies:
Сегодня линейка Fairline состоит из малого открытого катера F//LINE 33 фута и яхт серий Targa 45–65 футов с полузакрытым и закрытым салоном и флайбриджного Squadron 50–68 футов.
Sunseeker — еще один образец британского стиля и качества — отсчитывает свою историю с 1969 года. В отличие от изделий предыдущего производителя, модельный ряд более широкий, смещенный в сторону габаритных яхт и суперъяхт. Изделия данной компании удостоены множества престижных наград; так на MOTOR BOAT AWARD признавали лучшими в своем классе модели: Predator 50 в 2019 году, 76 Yacht в 2020 году. Яхта 74 SportYacht стала победителем на Asia Boating Awards в 2019 г.
И это только список недавних побед.
Модельный ряд верфи начинается со сверхмощной 800-сильной глиссирующей моторной лодки Hawk 38. Далее следуют среднеразмерные яхты типа Predator (50–74 футов) и флайбриджные Manhattan (52–66 футов). Сегмент суперъяхт представлен моделями серий Yacht (76–100 футов), SportYacht (65–74 футов) и SuperYacht (116–161 футов).
Яхты с глиссирующим корпусом
Глиссирующий корпус имеет более вытянутую в длину и более узкую в ширину форму в сравнении с водоизмещающими собратьями.
Днище уплощенной формы с плоской кормовой частью; ватерлиния идет под небольшим углом к килевой линии.
Суда такой формы имеют небольшую осадку. Для выхода в глиссирующий режим яхте данного типа необходимо преодолеть пороговую скорость, для достижения которой нужны более мощные и, соответственно, прожорливые двигатели.
В отличие от водоизмещающих, которые при наборе скорости начинают зарываться носом, глиссирующие процессе достижения нужной скорости приподнимают носовую часть судна; на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности.
При высокой волне такой тип движения вызывает повышенную ударную нагрузку и раскачку, судно «прыгает» по волнам.
К несомненным преимуществам кораблей данной конструкции можно отнести высокую максимальную скорость движения.
Глиссирующая яхта подойдет, тем, кто любит в хорошую погоду прокатиться с ветерком в соседний город.
Существуют законодательные ограничения по использованию глиссирующих судов на территории Российской Федерации.
Яхты с полуглиссирующим корпусом
Полуводоизмещающий тип является комбинацией первых двух. Дно корпуса сконструировано таким образом, что на малом и среднем ходу судно идет по водоизмещающему типу, а на максимальных скоростях переходит в глиссирующий тип движения.
Любая яхта нуждается в тщательном и грамотном обслуживании, ремонте, решении вопросов управления судном. Чтобы обладание яхтой приносило только позитивные эмоции, доверьте яхт-менеджмент специалистам.
Водоизмещающие яхты: pro и contra //27.11.2004
Порой человек морально и материально созревший для покупки собственного судна, очень смутно представляет себе, а что, собственно, ему необходимо. Кончается все тем, что либо яхта покупается «такая же, как у Пети (Саши, Ромы, Билла)», либо умелый дилер убеждает в превосходстве моделей «своего» бренда. Неоднократно случается, что люди собираются купить судно, диаметрально противоположное тому, что им действительно нужно.
Порой человек морально и материально созревший для покупки собственного судна, очень смутно представляет себе, а что, собственно, ему необходимо. Кончается все тем, что либо яхта покупается «такая же, как у Пети (Саши, Ромы, Билла)», либо умелый дилер убеждает в превосходстве моделей «своего» бренда. Неоднократно случается, что люди собираются купить судно, диаметрально противоположное тому, что им действительно нужно. Первый вопрос, который должен задать себе будущий судовладелец – какой тип моторной яхты ему более по душе. Водоизмещающий или глиссирующий? А может быть полуглиссер?
Водоизмещающие яхты имеют давнюю историю. Ведь все парусные яхты, не говоря уже о торговом и пассажирском флоте, относятся именно к этому классу. Их строили и строят на верфях по всему миру. Историческим лидером в строительстве водоизмещающих судов считаются голландские производители, в качестве материала корпуса здесь предпочитают сталь. Такие верфи Нидерландов, как Moonen, Oceanco, Heesen Yachts, Feadship, Amels – сегодня входят в мировую элиту судостроения. В каждой стране можно назвать несколько знаменитых верфей, специализирующихся на строительстве роскошных, надежных, и не очень быстроходных судов, например, Lurssen в Германии. Хотя в последнее время всеобщее увлечение скоростью привело к созданию некого компромиссного варианта – полуглиссера, или полуводоизмещающего судна. По обводам этот переходный тип яхт близок к водоизмещающим, а вот мощность двигателей и, соответственно, скорость у них выше. При этом полуглиссеры медленнее, но мореходнее своих глиссирующих собратьев.
Немного физики
Чтобы разобраться в принципиальных отличиях вариантов моторных яхт, пожалуй, будет уместно в нескольких словах напомнить читателям теоретические основы. Как известно, львиную долю в сопротивлении движению судна составляет волновое сопротивление. Разрезая воду при движении форштевень, нос судна, образует хорошо всем известную носовую волну. Струи воды, обтекающие судно по бортам, сталкиваясь за кормой, образуют кормовую волну. Наконец поток, обтекающий днище, образует поперечную волну, обуславливающую подъем воды за кормой. После своего появления волны эти живут своей жизнью, совершенно не считаясь с интересами яхты и ее владельца и не делая никаких исключений даже для королевских яхт.
Волны разбегаются от яхты, унося с собой энергию, затраченную на их образование. Яхта старается уйти от них, волны немного отстают, но оторваться от них еще никому не удавалось. Когда скорость яхты увеличивается, волне приходится пошевеливаться, чтобы угнаться за ней. При этом она растет в длину, а заодно и в высоту. Поскольку волны увеличиваются в длину, а яхты, при всем желании, не могут, меняется соотношение длины волны и длины корпуса судна.
То есть, если сравнить два способа передвижения человека по воде – например, на гребной лодке и на водных лыжах, – то они принципиально различны. В одном случае поддержание на поверхности воды происходит исключительно за счет архимедовой силы плавучести (лодка), во втором – только за счет гидродинамической силы поддержания (водные лыжи). Стоит буксировщику остановиться, и лыжи перестанут удерживать человека на поверхности, ибо их плавучести недостаточно.
В теории корабля первый способ поддержания на воде называют плаванием, второй – глиссированием. Суда, которые при движении по воде поддерживаются силами плавучести, называются водоизмещающими, а суда, которые могут держаться на воде за счет гидродинамической силы, – глиссирующими. Конечно, в отличие от водных лыж, глиссирующие суда не тонут. Просто если их скорость меньше необходимой для выхода на глиссирование, они переходят в водоизмещающий режим.
Так как сопротивление воды при глиссировании растет значительно медленнее, чем при плавании, то с появлением глиссеров стало возможно достигать скорости на воде 100 узлов и более.
Рассмотрим те условия, которые способствуют глиссированию моторных судов. Их три:
– наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна;
– особые формы корпуса с большими плоскими поверхностями днища, создающими достаточно большую гидродинамическую силу поддержания.
– малый вес судна.
Существует большой класс яхт так называемого переходного режима. Эти суда могут развивать скорость 15–25 узлов при средних энергозатратах. Обводы корпуса «переходных» моделей отличаются от классических водоизмещающих судов более широкой кормой.
Apreamare
Возможно, один из наиболее известных и популярных брендов неоклассических лодок. Итальянская верфь Apreamare – часть холдинга Ferretti Group. В основе всех моделей Apreamare лежит традиционная итальянская рыбацкая лодка Sorentino. Ее обводы – результат более сотни лет эволюции. Рыбаки на этих лодках порой проводили по нескольку недель в море, совершали дальние переходы, боролись со штормами. Поэтому мореходные качества Apreamare великолепны. Верфь выпускает несколько моделей длиной от 7 до 16 м, как открытые, так и с закрытой рубкой. В основном это яхты переходного, полуглиссирующего класса. Но некоторые модели развивают скорость до 38 узлов, способную вывести яхту в режим парения над волнами.
Сам факт, что известнейший производитель именно глиссирующих яхт Ferretti включил в свой холдинг Apreamare, свидетельствует о той популярности, какой эти элегантные классические лодки пользуются на рынке.
Menorquin
В 1978 испанец Хуан Састре разглядел огромный потенциал в традиционных болеарских лодках, которые назывались «menorquina», и основал яхтостроительную компанию, которая со временем стала называться Menorquin Yachts. Сохраняя традиционные линии и своеобразный характер этих проверенных историей лодок, его верфь начала производить комфортабельные и надежные моторные крейсеры нового поколения, сочетающие классический стиль с современными технологиями. Легкие в управлении и надежные эти лодки отличаются превосходной обитаемостью и комфортом. На первый взгляд эти яхты кажутся тяжелыми и тихоходными. Однако это обманчивое впечатление. Скорость Menorquin достигает 22 узлов, то есть это тоже полуглиссеры. Благодаря тяжелой носовой части они отличаются феноменальной устойчивостью. Интерьеры выполнены в классическом стиле. Одна из интересных особенностей – в спальнях часто расположены двухэтажные складывающиеся кровати.
Pedro
И петербуржцы и москвичи уже встречали на воде стальные голландские яхты Pedro. Узнаваемый силуэт этих корабликов сделал название Pedro чуть ли не нарицательным. Верфь в Зюйдбреке выпускает четыре серии яхт Pedro: Marine, Solano, Bora и Skiron длиной от 30 до 43 футов. Фамильная особенность всех Pedro – надстройка в корме, вместо привычного самоотливного кокпита. Надстройка позволяет разместить в корме просторную, комфортабельную, хорошей высоты каюту владельца. Крыша надстройки служит аналогом флайбриджа, защищенного спереди выступом рулевой рубки.
Если подытожить все выше сказанное, то окажется, что сравнительно тихоходная водоизмещающая яхта имеет перед яхтой глиссирующий ряд преимуществ, проигрывая в скорости. «Тихоходы» кроме всего прочего дешевле в эксплуатации. Но на американском и российском рынках сегодня явно лидируют глиссера. По крайней мере, в этом мы оказались ближе к Новому Свету. Впрочем, поклонников быстрой езды хватает и в Европе. На чем же остановить свой выбор? Ответ на это только один: все зависит от поставленных целей и конкретных условий эксплуатации.
Лучшие водоизмещающие лодки 2019 года
Рассказываем о водоизмещающих яхтах, попавших в шорт-лист премии European Powerboat of the Year 2019. Эта премия, присуждаемая на боут-шоу в Дюссельдорфе, основана самыми влиятельными яхтенными журналами мира. Именно журналисты по результатам тест-драйвов определяли номинантов на премию. В категории водоизмещающих яхт они в первую очередь обращали внимание на уровень комфорта и безопасности на борту, эффективность двигателей и дальность хода. На предстоящей выставке, которая стартует уже 19 января, можно будет вживую оценить качества номинантов. Ищите лодки с круглой красной наклейкой на корпусе.
Steeler NG 65 S
Уже пятый год подряд лодки голландской верфи Steeler становятся номинантами премии «Европейская лодка года». В этом году компания не разочаровала своих поклонников и презентовала новую стальную модель NG 65 S, выполненную в традиционном североевропейском стиле.
Пост управления в салоне NG 65 S гармонично объединен с гостиной, поэтому можно без проблем одновременно управлять лодкой и общаться с гостями. Камбуз и находятся под палубой, здесь же размещаются три пассажирских каюты, а также четырехместная каюта для экипажа.
Steeler предлагает лодку с полностью кастомными интерьерами, при этом судно можно заказать в трех вариациях — с закрытым салоном, в двухпалубном варианте и с флайбриджем.
На Boot Dusseldorf: зал 6, стенд A77
Linssen 45 Sedan
45 Sedan получила новую запатентованную форму корпуса Softchine Prestressed Hull (SPH ® ), поэтому во время плавания лодка испытывает меньшее сопротивление, создает меньше шума и отличается экономичным расходом топлива.
Каждая деталь на судне продумана до мелочей. Для комфортной швартовки рядом с водителем установлена раздвижная дверь, позволяющая быстро добраться до утки. Просторный салон оснащен камбузом, обеденной зоной и множеством шкафчиков для хранения припасов и кухонной утвари. Для большей экономичности на крыше салона установлены две солнечные батареи.
Под палубой лодки скрываются два санузла и две двухместные каюты.
На Boot Dusseldorf: зал 17, стенд A24
Holterman 53 Commander
Презентованная в середине 2017 года 53 Commander от голландской верфи Holterman получила просторный закрытый салон с панорамным остеклением. При этом габариты лодки позволяют владельцу свободно путешествовать и по узким каналам Европы с низкими мостами, и по океанским просторам.
Судно оборудовано парой экономичных двигателей Volvo Penta D4, отличающихся пониженным выбросом вредных веществ.
Silent 55
Многокорпусник Silent 55 заслуживает внимания благодаря неограниченной дальности хода. На лодке установлено два электрических двигателя, которые питаются от солнечных батарей. Владельцу не нужно тратить баснословные суммы на топливо и досконально рассчитывать маршрут, путешествие ограничивается только его фантазией.
Если добавить к этому элегантный продуманный дизайн, просторный салон, комфортные каюты и отсутствие шума от двигателей, то получится действительно привлекательный вариант. А те, кто пока еще до конца не привык к альтернативным источникам энергии, могут заказать катамаран с силовой установкой.
На Boot Dusseldorf: зал 15, стенд А60
Для подтвержения подписки перейдите по ссылке в письме, которое мы вам только что отправили.
Выделите нужный фрагмент
и нажмите ctrl+enter,
либо нажмите здесь.
Читайте также
Maori 80 Mama-G: уникальные кадры в море
Тест-драйв первой суперяхты Maori с трагичной судьбой
Выставка MYS открылась в Москве
Новинки яхтенного рынка ждут гостей в Royal Yacht Club до 30 мая
Более 1000 человек стали гостями ярмарки яхт и катеров «Водный мир-2021»
Выставка на воде прошла в подмосковном Долгопрудном 21-23 мая
Ярмарка яхт и катеров «Водный Мир» пройдёт в мае в Подмосковье
Участники и гости соберутся в Долгопрудном уже в одиннадцатый раз
Лучшие суперяхты года по версии Boat International
Пятнадцать победителей премии World Superyacht Awards 2020
Претенденты на титул «Парусное видео века»
Десятка интересных номинантов Mirabaud Sailing Video Award
Александр Божко, Сергей Комиссаров и Денис Грибанов о парусном спорте и о себе
Правила жизни номинантов на премию ВФПС «Яхтсмен России 2019»
Анна Басалкина, Мария Кислухина и Яна Резникова о парусном спорте и о себе
Правила жизни номинанток на премию ВФПС «Яхтсмен России 2019»
Как выбрать яхту по типу двигателя
В отличие от катеров, на которых распространены подвесные моторы, моторные яхты оснащаются исключительно стационарными силовыми установками. С развитием технологии, правда, «подвесники» научились ставить даже на достаточно большие ( длиной 10-12 метров) и обитаемые лодки, однако их все же нельзя назвать в полном смысле моторными яхтами — скорее, это каютные катера, эдакое переходное звено в цепочке эволюции пауэрбота в яхту.
Про подвесные двигатели мы подробно поговорим в статье, посвященной катерам. Здесь же речь пойдет о разных типах стационарных (размещённых внутри корпуса) силовых установок. Они различаются по двум основным параметрам: по типу топлива и по конструкции привода, с помощью которого энергия от мотора передаётся на гребной винт.
Бензин, дизель, электричество
Большинство катеров заправляют бензином либо приводят в движение за счёт электрического двигателя, работающего от аккумулятора. Дизельные двигатели на самых маленьких лодках — скорее исключение.
Когда же длина корпуса преодолевает границу в 10,6 метра (35 футов), вариантов двигателей с точки зрения используемого топлива резко становится больше.
Более того, именно в сегменте 10,6–13,7-метровых (35-45-футовых) лодок владельцы получают наиболее богатый выбор двигателей.
Хочешь, ставь дизельный вал. Хочешь — бензиновую поворотно-откидную колонку.
Затем разнообразие снова снижается. На яхтах длиной от 14 метров начинают доминировать дизельные моторы. С ростом длины корпуса растут и требования к мощности двигателя, и бензиновые моторы показывают себя менее эффективными.
Плюсы и минусы бензиновых лодочных моторов
Главное преимущество бензинового двигателя внутреннего сгорания — компактность и небольшой вес, по сравнению с дизельными двигателями той же мощности. Кроме того, бензиновые двигатели тише и производят меньше вибраций.
Однако бензин огнеопасен, взрывоопасен и стоит дороже дизеля. Кроме того, бензиновый двигатель расходует в среднем на 40% больше топлива.
Преимущества дизельных моторов для яхт
Дизельные двигатели внутреннего сгорания более экономично расходуют топливо и менее пожароопасны. Сам дизель дешевле бензина, а выхлоп от него содержит более низкий процент угарного газа, то есть менее вреден для здоровья.
При должном обслуживании дизельный двигатель способен прожить в два раза дольше бензинового.
Но вес дизельного двигателя в среднем в два раза превышает вес аналогичного бензинового. Как раз в том числе из-за больших габаритов их крайне редко используют на небольших катерах. Да и стоят дизельные двигатели заметно дороже бензиновых аналогов.
Подробно о том, как выбрать между бензином и дизелем, мы уже рассказывали в этой статье.
Электрические моторы: для любителей природы и тишины
Как следует из названия, в случае электродвигателя энергию для вращения винта привод получает не от теплового расширения газа, как в двигателе внутреннего сгорания, а от электричества, накопленного в аккумуляторе.
На стоянке зарядить батареи на борту можно от береговой сети. А во время плавания запас обычно восполняют за счёт солнечных батарей. Реже можно встретить гидрогенераторы: пока яхта движется, вода, проходя под днищем, вращает винт, соединённый с динамо-машиной, которая и вырабатывает электричество. К совсем уж экзотическим вариантам относятся ветрогенераторы и водородные двигатели на топливных элементах.
Основные преимущества электродвигателей — отсутствие вредных выбросов в воду и атмосферу и бесшумность. Имея электродвигатель на борту, экипаж может без опасений зайти даже в заповедные акватории. Работа двигателя не нанесёт вреда местной флоре и фауне. По поверхности воды за лодкой не будет тянуться шлейфом плёнка из нефтепродуктов.
Однако мощность электродвигателей невелика, поэтому хорошо разогнать большую яхту им оказывается не под силу.
Яхты, работающие только на электричестве, можно встретить довольно редко. Бренды Greenline (Словения) и Silent Yachts (Австрия) предлагают чисто электрические варианты своих моделей, однако гораздо более популярны гибридные силовые установки. О них и пойдет речь далее.
Гибриды: преимущества электричества и дизеля в одном флаконе
На борту гибридной яхты устанавливается одновременно и традиционный двигатель внутреннего сгорания, и электродвигатель. Основное время такое судно идет на дизеле или в «смешанном» режиме, но при необходимости может перейти и только на электричество.
Обычно электрический режим используется во время стоянок. Аккумуляторы питают все системы жизнеобеспечения на борту, так что можно стоять на якоре в тишине и комфорте. Так, владельцы яхт Greenline могут забыть о генераторе на время стоянки продолжительностью до трёх суток.
Тип привода: «вал», «колонка», «под»
Приводы стационарных двигателей отличаются большим разнообразием конструкций, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками.
Вал (Shaft)
Двигатель с валовым приводом — простейший вид судового стационарного двигателя. Мотор устанавливается на миделе (direct drive) или в кормовой части яхты (V-drive). Это вопрос не только планировки, но и конструкции вала. Как бы то ни было, в обоих случаях в сторону транца от вала отходит вращающаяся вокруг своей оси «палка» (собственно вал). На конце вала, выходящем из корпуса яхты, и закреплён гребной винт.
Перо руля никак не связано с винтом и расположено за ним, ближе к транцу.
Валы относительно дёшевы и надежны. Их используют даже с очень мощными двигателями. К тому же обслуживать их во время стоянки проще, чем поворотно-откидные колонки (о которых речь пойдет ниже), а служат они дольше.
У вала, устанавливающегося на миделе, более простая конструкция и он экономичнее потребляет топливо. Но расположение машинного отделения на миделе может быть неудобным. Это лишает владельца мастер-каюты в самом комфортном месте на нижней палубе.
У кормовых валов типа V-drive в соответствии с названием вал разделён на два элемента, расположенных под углом друг к другу, как символ
Вал — отличный вариант для крупных яхт, которые постоянно находятся в воде и со временем могут обрастать полипами. Кроме самого винта им практически негде поселиться.
Так как вал не участвует в маневрировании лодки, а только толкает её вперед, у него в отличие от поворотно-откидной колонки нет никаких подвижных резиновых гофрированных оболочек (сильфонов), которые необходимо периодически менять. На вал ставят сальниковое уплотнение, которое может со временем начать протекать, но его обслуживание обходится недорого.
К минусам вала можно отнести то, что винт и перо руля уходят глубоко в воду. С валом лодка вряд ли сможет ходить по мелководью и подходить вплотную к берегу. Хотя с точки зрения безопасности при спасении утопающего такое положение винта — преимущество, а не недостаток.
Чтобы сгладить этот недостаток, на некоторых современных моделях валы «утапливают» в корпус, размещая в полутуннелях.
Так поступает, например, шведская верфь Nimbus.
Еще один минус валов — на глиссирующих яхтах двигатель с таким приводом по сравнению с поворотно-откидной колонкой менее экономично расходует топливо. Максимальная доступная скорость в этом случае тоже будет ниже.
Но поддерживать скорость, разогнавшись, валу проще. А стабильность обеспечивается не триммерами двигателя, а за счёт смещения центра тяжести к миделю.
Кроме того, на валах требуется использовать так называемую электрохимическую «катодную защиту» для предотвращения коррозии. Для этого на вал устанавливают металлический анодный протектор, который деградирует вместо вала. Менять протектор необходимо ежегодно. Но то же требуется и для поворотно-откидной колонки.
Валы очень требовательны к качеству корпуса и расположению центра тяжести лодки. Поворотно-откидные колонки более лояльны к огрехам дизайна.
Но если всё сделано правильно, то с валами яхта более манёвренна. Два вала можно запустить в противоход, чтобы один винт толкал корпус вперёд, а второй — назад. Так лодка будет крутиться вокруг своей оси практически на месте. С поворотно-откидными колонками, конечно, тоже можно проделать подобный фокус. Но эффективность такого манёвра будет ниже.
Стоит помнить, что управление любой лодкой с валами в любом случае требует определённой сноровки.
Это особенно ощутимо, если на борту не установлено дополнительное подруливающее устройство. При этом даже при наличии необходимых навыков лодкой с одним валом управлять намного сложнее, чем лодкой с одной поворотно-откидной колонкой. Но с двумя валами (что, к счастью, встречается чаще) разница заметно сглаживается.
Основные производители судовых двигателей с валовым приводом — MAN, Caterpillar, MTU (Rolls-Royce), Volvo Penta, Cummins.
Поворотно-откидная колонка (Sterndrive)
Поворотно-откидная колонка — это гибрид стационарного и подвесного двигателя, который взял лучшее из обоих миров. Впервые такой тип привода появился в начале 1960-х годов и быстро стал очень популярным. С тех пор они являются главными конкурентами валов.
По сравнению с валами поворотно-откидные колонки дешевле, тише и экономичнее расходуют топливо.
Мотор с таким приводом всегда устанавливается внутри лодки максимально близко к транцу и присоединяется к внешней двигательной установке — по сути, нижней половине подвесного двигателя. Мотор вращает небольшой приводной вал, на конце которого закреплён гребной винт.
Расположение колонки и её компактность (по сравнению с валовым приводом) позволяют сделать машинное отделение меньше и освободить пространство для жилых кают.
Как и в случае с обычным подвесным мотором, внешнюю часть установки можно наклонять и поворачивать, чтобы изменять направление, в котором двигатель толкает корпус.
Благодаря этому лодке с поворотно-откидной колонкой не нужно дополнительное отдельное перо руля, как яхте с валом.
Благодаря положению двигателя корпус с поворотно-откидной колонкой обладает улучшенными гидродинамическими качествами, ведь винт на транце не создаёт дополнительного сопротивления воды под днищем и не тормозит судно. За счёт этого лодка, на которой установлены двигатели с таким приводом, способна развивать более высокую скорость, чем яхта с валами той же мощности.
Положение колонки и её подвижность также позволяют ходить на мелководье и подходить ближе к берегу, не боясь зацепить винтом дно. К тому же, как и подвесной мотор, колонку можно приподнять (хотя амплитуда этого движения у колонок и меньше, чем у подвесников, а осадка — больше). Во время глиссирования триммер повышает стабильность яхты.
Однако из-за наличия дополнительных подвижных элементов и затруднённого доступа обслуживание поворотно-откидной колонки (особенно у морских яхт) обходится намного дороже, чем обслуживание вала или подвесного двигателя.
Стоит учитывать, что во время ремонта такой двигатель придётся полностью снимать.
В зависимости от модели, чтобы получить в этот момент полноценный доступ к двигателю, может потребоваться освободить кокпит от мебели и даже разобрать кормовую палубу.
Кроме того, если поворотно-откидная колонка установлена на яхте, которая постоянно находится в воде, а не вывозится для хранения на берег, внешняя часть двигателя станет отличным плацдармом для атаки полипов. В этом случае возникает необходимость регулярной очистки и покрытия колонки средством-антифоулингом.
Обрастание особенно нежелательно из-за сильфонов. Эти детали и сами по себе имеют тенденцию трескаться со временем, а острые ракушки могут продырявить их еще быстрее. Результат — течь и, в худшем случае, затопление лодки.
Ещё одно уязвимое место — водозаборы, которые являются частью системы охлаждения двигателя. Если размножившиеся полипы забьют водозаборы, двигатель неминуемо перегреется.
Для занятий вейкбордингом лодка с поворотно-откидной колонкой — хороший выбор. А вот для водных лыж лучше подойдут более плоские волны, которые оставляет яхта с валом.
Наиболее известные производители двигателей с поворотно-откидной колонкой — Konrad, Mercury Marine и Volvo Penta. Среди б/у двигателей также много моделей Outboard Marine Corporation, которые больше не производятся.
Под (Pod drive)
Поды — относительно новое явление на рынке судовых двигателей. Они появились только в 2005–2006 году. Из-за их конструкции их также называют «днищевыми колонками».
Поды представляют собой самостоятельные установки для каждого винта, которые крепятся прямо на днище в районе кормы. И этих винтов всегда не меньше двух.
Конфигурация подов уменьшает количество места, которое требуется выделить под машинное отделение. А при глиссировании винтам подов не грозит захват воздуха и, как следствие, кавитация, вызывающая эрозию.
Но вот возможностью заходить на мелководье для этого придётся пожертвовать. Да и обслуживать такую систему не очень удобно, ведь механикам требуется доступ к днищу.
В то время как валы можно встретить на любом корпусе, поды подходят только для глиссирующих или хотя бы полуводоизмещающих яхт.
По сравнению с валами поды на 10–30% более экономично расходуют топливо.
Поды Cummins Zeus обычно оборудуют встроенными интерцепторами. Но винты у них смотрят в сторону кормы и толкают лодку, как и у других приводов.
Поды Volvo Penta IPS (Inboard Performance System) лишены интерцепторов. Но зато с 2015 года они имеют «передний привод» (Forward Drive) — оригинальные сдвоенные винты, направленные к носу. За счёт этого в отличие от других приводов такой под тянет лодку, а не толкает. Хотя такая система и не лишена минусов.
Максимальная скорость лодки с подами на 15–20% выше, чем с валами. Volvo Penta также обещает увеличение дальности хода на 40%.
Поды бывают только дизельными и всегда идут в паре с системой управления джойстиком, благодаря которому отпадает необходимость в ручном переключении передач.
За счёт простоты управления и повышенной маневренности новичкам намного легче швартовать такую лодку.
Обслуживание подов обходится дороже обслуживания валов. Для них не нужны сальники, но регулярная замена дорогостоящего синтетического машинного масла и анодных протекторов с лихвой это компенсирует. Кроме того, поды очень чувствительны к попаданию воды, а чинить их умеют меньше механиков. В случае поломки во время длительного путешествия это может стать проблемой.
Также стоит учесть, что просто так взять и заменить валы на поды на уже построенной яхте, скорее всего, не получится. Для них требуется определённый тип днища.
Когда поды только появились, верфям пришлось заняться модификацией некоторых существующих моделей, чтобы дать клиентам возможность использовать двигатели с подами.
Помимо уже упомянутых Cummins и Volvo Penta поды также выпускает Reintjes (Fortjes, у которых два винта смотрят в разные стороны).
Азипод (Azipod)
Для электродвигателей придуманы свои, особые поды. Азипод (или «азимутальный под») — система, при которой электродвигатель расположен во вращающейся на 360⁰ гондоле вне корпуса вокруг вертикальной оси. Поэтому отдельный руль лодке с азиподом не нужен.
Эти поды не снабжены редуктором, который обычно отвечает за уменьшение частоты вращения двигателя и увеличение крутящего момента на выходном валу. Азиподам он просто ни к чему, потому что гребной винт устанавливается непосредственно на вал электродвигателя и вращающий момент передаётся напрямую, без потерь.
Разработали такие поды в швейцарской корпорации ABB. Первую в мире установку в 1990 году получил буксир Seilin.
Стоит отметить, что азиподы пользуются особой популярностью в российском судостроении. Такие двигатели стоят, например, на ледоколах «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий».
Всего в мире более 80 ледоколов и судов ледового класса с азиподами.
ABB также заявила об установке в будущем своих подов как минимум на две суперяхты Oceanco. Ими оснастят 115-метровую Tuhura, проект которой был представлен в 2018 году, и безымянный проект в рамках экологической программы верфи Oceanco NXT, анонсированной осенью 2020 года.
Вынос двигателя в гондолу, естественно, освобождает много полезного пространства на борту. Кроме того, на корпус не передается вибрация от винта. Пассажиры лодки с азиподами также оценят и низкий уровень шума.
Еще одно важное преимущество — экономичность.
Согласно ABB, по сравнению с валами азиподы потребляют на 20% меньше топлива.
Кроме того, лодки с азиподами отличаются манёвренностью и хорошей управляемостью.
Недостатки у азиподов, в целом, те же, что и у других подов: особые требования к конструкции корпуса, высокая цена и сложность установки и обслуживания, большая осадка из-за свисающей гондолы.
Привод Арнесона (Surface drive)
Одним из наиболее экономичных приводов считаются сдвоенные полупогружные диски Арнесона (Arneson @ Twin Disc Surface Drives). Согласно Arneson Industries, конструкция привода позволяет снизить сопротивление воды на 50% по сравнению с более традиционными приводами с погруженными винтами.
В случае с приводом Арнесона воды касаются только лопасти винта и скег — защитный кормовой выступ киля.
Конструктор Говард Арнесон (Howard Arneson) разработал эти винты преимущественно для катамаранов и глиссирующих корпусов типа «Глубокое V».
Такой привод можно встретить на спортивных яхтах типа Pershing и Mangusta.
В зависимости от модели, винты Арнесона могут как сами «рулить» лодкой, так и использоваться совместно с отдельным пером руля.
За счёт снижения сопротивления воды скорость лодки возрастает на 15–30%, а расход топлива настолько же снижается.
По экономичности и привод Арнесона превосходит поворотно-откидную колонку. А по уровню вибрации — и валы.
Минимум контакта с водой означает и минимум коррозии. Винты также не подвержены кавитации. А это позволит заметно сэкономить на техобслуживании.
Хотя в то же время из-за большого количества подвижных деталей такой привод требует повышенного внимания.
Расположение винта высоко на транце позволяет подходить лодке с приводом Арнесона максимально близко к берегу. При этом на ходу погруженность винта можно регулировать.
Обратная сторона такой конструкции — проблемы со швартовкой кормой. Винты сильно выступают назад и как бы удлиняют корпус.
К преимуществам привода Арнесона можно отнести и то, что в отличие от подов для его использования не требуется особая конструкция корпуса.
Обслуживать такой привод также очень удобно.
Кроме непосредственно Arneson Industries приводы похожего типа можно найти ZF (SeaRex) и France Helices (SDS). Близки к приводу Арнесона поворотно-откидные колонки Mercury M8 и Mercury Bravo One XR Sport Master.
Водомёт (Water jet engine, pump-jet, hydrojet)
От прочих приводов водомёты отличает прежде всего то, что винт находится не в открытой воде, а внутри двигательной установки. Такая конструкция, которая называется «импеллер», позволяет существенно снизить перетекание воды на концах лопастей винта и за счёт этого снизить потери мощности. Импеллер с силой выталкивает воду из «сопла» водомёта и за счёт этого толкает лодку вперёд. Управление осуществляется за счёт изменения направления «сопла».
Впервые использовать для движения направленную струю воды люди придумали еще в середине XVII века. На современной водной технике водомёты долгое время были прерогативой гидроциклов и водных игрушек. Но сегодня их устанавливают даже на среднеразмерные яхты (включая 30-метровые, вроде Overmarine Mangusta 108). В будущем, возможно, развитие технологий позволит по разумным ценам конструировать водомёты и для самых больших лодок.
Так как винт водомёта закрыт, лодка с таким приводом может безопасно приближаться к людям и животным в воде.
Водомёт также не производит излишнего шума под водой и не передаёт вибрацию на корпус.
Расположение водомёта на транце на уровне ватерлинии также позволяет подходить близко к берегу и ходить по мелководью. При этом водомёт компактнее поворотно-откидной колонки и освобождает пространство на корме.
Так как число подвижных деталей у такого привода невелико, он достаточно надёжен. Основная часть двигателя спрятана внутри корпуса и не контактирует с водой, а значит и не подвержена коррозии и не может пострадать от случайного столкновения. Кроме того, заключенный в короб винт меньше подвержен кавитации и коррозии из-за неё.
Еще один очевидный плюс водомёта — скоростные характеристики.
Даже в неспокойную погоду лодки с таким приводом способны разгоняться до 40 узлов. При этом они способны разворачиваться на 360⁰, оставаясь на месте.
Главный недостаток такого привода — низкая манёвренность на малых скоростях из-за недостаточного давления потока воды, выходящего из водомёта. Кроме того, водомёты довольно шумные и неэкономичные (хотя со временем производители улучшают эти характеристики).
Начальная цена водомётов, по сравнению с другими приводами, «кусается». Их обслуживание тоже имеет свои специфические особенности и потребует от владельца лодки дополнительных вложений.
Основные производители водомётов — Castoldy, HamiltonJet, Alamarin-Jet Oy, Scott Water Jet, Marine Jet Power (MJP).