Что такое волевое усилие
6.9. Характеристики и виды волевого усилия
6.9. Характеристики и виды волевого усилия
Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.
Волевое усилие характеризуется и таким свойством, как лабильност ь (подвижность). Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека когда нужно — напрячь внимание, а когда можно — ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.
Волевое усилие характеризуется также направленностью, в связи с чем различают такие его функции, как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом — сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем — тормозит реакции.
Виды волевых усилий. Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].
Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.
П. А. Рудик [1967] выделял следующие виды волевых усилий:
1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.
2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.
3. Волевые усилия при напряжении внимания.
4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.
5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.
Б. Н. Смирнов [2000] выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий.
Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий — оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.
При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
64. Анализ сложного волевого действия
64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются
§66. Анализ волевого действия
§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,—
63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.
Умственные усилия
Умственные усилия Если вы хотите почувствовать работу Системы 2 на полную мощность, проделайте следующее упражнение, которое за 5 секунд выведет вас на пределы когнитивных возможностей. Для начала придумайте несколько комбинаций из четырех разных цифр и запишите каждую
Напряжение и усилия
Напряжение и усилия Симметрия многих ассоциативных связей стала главной темой при обсуждении ассоциативной связности. Как упоминалось раньше, люди, которые «улыбаются» или «хмурятся», засунув в рот карандаш или зажимая шарик между бровями, склонны испытывать эмоции,
Выполнение волевого акта
Выполнение волевого акта
6.7. Природа волевого усилия
6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, — все это остается пока не выясненным до конца (что дает
6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия
6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил
8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)
8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения
Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину
Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики
Прикладывайте усилия
Прикладывайте усилия Для успеха практики избавления от иллюзий мы советуем следующее:• Осознанно работайте со своим партнером. Если вы состоите в отношениях, скажите ему: «Я собираюсь поработать над этим, и мне нужна твоя поддержка».• Медитируйте.• Работайте с телом
Понятие волевого усилия и волевого качества, их виды
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.
Волевые качества личности.
Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.
Выделяют следующие волевые качества:
Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.
Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.
Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.
Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.
Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.
Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).
В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)
Виды и структура волевого действия
Структура волевого действия.
В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.
Мотив поясняет:
а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,
б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,
в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.
Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».
В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.
2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.
Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.
Виды волевых действий
Волевые действия бывают простые и сложные. Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, то есть побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Сложное волевое действие включает следующие этапы:
осознание цели и стремление ее достичь;
осознание ряда возможностей достижения цели;
появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности;
борьба и выбор мотивов;
принятие одной из возможностей в качестве решения;
осуществление принятого решения;
преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществлении действия, преодолении препятствий. Все перечисленные действия требуют волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.
Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1472 ; Мы поможем в написании вашей работы!
6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции
Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название какой-нибудь птицы, которую я вижу, и оно в конце концов приходит мне на ум, я чувствую его появление как результат моего собственного волевого усилия» [1997, с. 182]. А. Ф. Лазурский рассматривал волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией человека на встречающееся препятствие. Он поставил вопрос: «Существует ли одно волевое усилие, могущее по произволу человека направляться в различные стороны, или же, наоборот, имеется несколько его разновидностей, родственных друг другу, но все-таки не тождественных между собой?» [2001б, с. 17]. К сожалению, на этот вопрос ответ не найден до сих пор, хотя известно, что в повседневной жизни человек сталкивается с проявлением волевых усилий в двух направлениях. С одной стороны, это усилия, задачей которых является подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти усилия имеют большое значение для проявления таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость.
Что же такое представляет собой это волевое усилие? На этот счет в психологии существуют двоякого рода взгляды…
Согласно одному взгляду, волевое усилие есть совокупность двигательных (главным образом, мышечных) ощущений. При совершении каких бы то ни было мышечных движений приходится испытывать чувство напряжения, представляющее собой не что иное, как совокупность мышечных ощущений. Именно это мускульное напряжение и воспринимается нами как чувство усилия.
Но бывают такие волевые акты, при которых нет мышечного сокращения, а есть или задержка этого сокращения, или же другие более сложные психофизиологические обнаружения. Для объяснения этих явлений была выдвинута теория так называемого иннервационного чувства. Предполагали, что всякого рода нервный импульс, хотя бы он и не повел за собой мышечного сокращения, но остался бы чисто центральным мозговым процессом, все-таки сопровождается известным субъективным переживанием, напоминающим волевое усилие. В качестве доказательства приводились случаи, когда двигательное усилие испытывается нами, несмотря на то, что сами мышцы, на сокращение которых это двигательное усилие направлено, отсутствуют совершенно. Это бывает после ампутации, когда человек пытается двигать, например, пальцами отрезанной ноги, то, несмотря на отсутствие мышц, которые у него должны были бы сокращаться, он все-таки испытывает известное волевое напряжение. Однако более тщательные исследования Джемса показали, что в этих случаях обыкновенно человек сокращает попутно также и некоторые другие сохранившиеся у него мышцы, все равно как, например, при очень сильном напряжении рук мы невольно напрягаем также и некоторые другие мышцы тела. И вот мышечные ощущения, возникшие благодаря сокращению побочных мускулов, и принимались ошибочно за иннервационное чувство.
…До сих пор речь шла, главным образом, о тех волевых усилиях, которые направлены на совершение известных двигательных актов или на их задержку… Однако наряду с этим существует целый ряд волевых актов, направленных на течение представлений, чувствований и т. п. Здесь уже зачастую не бывает почти никаких движений или двигательных задержек, и тем не менее волевое напряжение может достигать больших размеров. Вот такого рода процессы и заставляют обратить внимание на другую теорию, до некоторой степени противоположную только что изложенной. Согласно этой второй теории, волевое усилие не сводится к каким бы то ни было двигательным актам, а, наоборот, является самостоятельным, совершенно своеобразным психофизиологическим процессом. В то время как первое объяснение ссылается главным образом на данные физиологии и биологии, второе объяснение основывается преимущественно на данных самонаблюдения — нисколько, впрочем, не исключая возможности того, что в основе непосредственно воспринимаемого нами чувства волевого усилия лежит какой-нибудь определенный мозговой процесс или совокупность таких процессов.
Обращаясь к данным самонаблюдения, приходится прежде всего отметить, что волевое усилие является чрезвычайно характерным элементом всякого вообще сознательного волевого акта. Кроме того, оно представляет собой нечто всегда однородное, на что бы ни было направлено это усилие, оно всегда нами переживается более или менее одинаково. Наконец, для нашего сознания оно является чем-то элементарным, неразложимым на дальнейшие, более простые элементы.
…Мне представляется, что как та, так и другая теория не могут быть приняты во всей их полноте. С одной стороны, мы видели, что было бы слишком односторонне сводить все волевые процессы только к движениям или их задержке, так как существует целый ряд волевых и притом очень напряженных актов, в которых психомоторные элементы крайне незначительны. С другой стороны, было бы неправильно, на мой взгляд, волевое усилие переоценивать, распространяя его на все наши психические переживания. По-моему, следует резко отличать волевой процесс с его центральным фактором, волевым усилием, от более общего понятия психической активности. Волевое усилие представляет собой одну из основных психических функций, занимающую в нашей душевной жизни свое определенное место наряду с чувствованиями и интеллектуальными процессами.
Лазурский А. Ф. 2001. С. 235–237, 238
М. Я. Басов [1922] рассматривал волевое усилие как субъективное выражение регулятивной функции воли, которую он отождествлял с вниманием. Он считал, что внимание и волевое усилие — это одно и то же, только обозначаемое разными терминами. Таким образом, М. Я. Басов косвенно присоединялся к первому из предположений А. Ф. Лазурского: механизм волевого усилия для всех случаев един.
К. Н. Корнилов считал волевое усилие основным признаком воли, поэтому дал следующее определение воли: это «психический процесс, который характеризуется своеобразным усилием и получает свое выражение в сознательных действиях и поступках человека, направленных на достижение поставленных целей» [1941, с. 266]. Признание центрального положения вопроса о волевом усилии в проблеме воли имеется в работах В. И. Селиванова, В. К. Калина и других. Однако встречается и другая точка зрения.
Ш. Н. Чхартишвили не считал волевое усилие признаком волевого поведения. По этому поводу он писал: «Многие исследователи понимают, что определение воли через признаки интеллекта является недоразумением и находят выход в привнесении в определение воли другой стороны поведения, а именно — момента усилия. Протекание волевых актов зачастую наталкивается на некоторое препятствие, преодоление которого требует внутреннего усилия, своего рода внутреннего напряжения. Этот момент усилия, или способность преодолевать препятствия, объявляется вторым признаком воли.
Однако внутреннее напряжение, — продолжал Ш. Н. Чхартишвили, — и способность преодолевать препятствия не чуждо и животному. Птицам требуется исключительное усилие, чтобы преодолеть бурю, свирепствующую в открытом море, и достичь конечной цели своего полета. Зверь, попавший в капкан, совершает колоссальное усилие для того, чтобы вырваться на свободу. Словом, способность совершать усилие, необходимое для преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, присуща всем живым существам, и нет ничего удивительного в том, что человек, приобретя способность сознания, сохранил и это свойство. Однако животное, несмотря на то, что оно в не меньшей мере обладает способностью совершать усилие и бороться с препятствиями, никто не считает существом, обладающим волей» [1967, с. 73]. По поводу последнего утверждения могу заметить — и напрасно. У животных безусловно есть зачатки волевого поведения, и одним из них является проявление ими волевого усилия, о чем писал и П. В. Симонов. Ошибка Ш. Н. Чхартишвили, мне представляется, состоит в том, что вместо отрицания волевого усилия как признака воли ему нужно было признать наличие зачатков воли и у животных.
Устранение волевого усилия из воли приводит Ш. Н. Чхартишвили к странным заключениям и в отношении поведения человека. Так, он писал: «Алкоголик или наркоман, находящийся в плену укоренившейся потребности в алкоголе или морфии, осознает эту потребность, осознает пути и средства, необходимые для приобретения крепкого напитка или морфия, и зачастую прибегает к максимальному усилию для преодоления препятствий, возникших на его пути к удовлетворению своей потребности. Однако было бы ошибкой считать проявляющиеся в подобных актах поведения осознанность потребности и напряженные усилия производными от воли явлениями и полагать, что чем сильнее и упорнее стремление к удовлетворению подобных неукротимых потребностей, тем сильнее воля. Потребность может активизировать работу сознания в определенном направлении и мобилизовать все силы, необходимые для преодоления препятствия. Но это может не быть действием воли. Поэтому нельзя считать, что в указанных признаках поведения проявляется специфическая особенность воли» [там же, с. 73–74].
Нельзя не видеть в этом утверждении отголосков идеологизированного подхода к оценке волевого поведения. Алкоголизм и наркомания считаются в обществе отрицательными наклонностями, поэтому кто эти наклонности не может перебороть, тот безвольный. Но, во-первых, надо спросить у самого алкоголика или наркомана, а хочет ли он их перебороть, а во-вторых, какая разница в проявлении усилия при решении школьником задачи и добывании алкоголиком спиртного? И в том и в другом случае поведение мотивировано, и в том и в другом случае мы наблюдаем произвольное управление усилием (ведь нельзя же полагать, что усилие это проявляется алкоголиком непроизвольно). Поэтому с точки зрения механизмов управления поведением разницы в этих случаях нет. Следовательно, и тот и другой проявляют силу воли при достижении намеченной цели.
В. А. Иванников пишет: «Признание усиления мотивации главной функцией воли отмечалось еще в работах прошлого века и сегодня содержится в работах самых разных авторов. Для объяснения этого феномена воли предлагались различные решения, но наибольшее распространение получила гипотеза о волевом усилии, исходящем от личности». И далее В. А. Иванников ставит вопрос: «Не является ли понятие волевого усилия остатком от постепенного наступления экспериментальных исследований на выяснение природы и механизмов побуждения личностной активности, остатком, не нашедшим пока еще своего объяснения и экспериментальных приемов исследования?… Попытки оправдать введение понятия волевого усилия, исходящего от личности, необходимостью признания собственной активности личности, не вытекающей из наличной ситуации, вряд ли являются состоятельными… Задача заключается не в том, чтобы ввести еще одно побуждающее начало, а в том, чтобы через имеющиеся механизмы найти возможность объяснения свободной самостоятельной активности личности» [1985, с. 50].
Развивая свои сомнения, В. А. Иванников пишет, что «наряду со сферой мотивации личность становится вторым источником побуждения к активности, причем в отличие от мотивов личность не только побуждает, но и тормозит активность. Возникающая при этом теоретическая неловкость, видимо, мало кого смущает, и в итоге получается, что побуждает и мотивационная сфера личности, и сама личность, произвольно создавая волевое усилие» [там же].
Мне представляется, что никакой неловкости, о которой говорит В. А. Иванников, в действительности нет и быть не может. Ведь возникшая у него неловкость основана на некорректном противопоставлении личности мотиву. Такое противопоставление появилось у автора, очевидно, потому, что за мотив он принял, вслед за А. Н. Леонтьевым, предмет удовлетворения потребности, который находится как бы за пределами личности. В действительности мотив есть личностное образование и одна из составляющих произвольного управления, т. е. воли в широком понимании, и поэтому противопоставлять мотив личности — это все равно, что противопоставлять часть целому. Личность управляет своим поведением как с помощью мотива, так и с помощью волевого усилия, между которыми, как отмечал В. И. Селиванов, действительно имеется качественное различие. Если мотив — это то, ради чего совершается действие, то волевое усилие — это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях. Никто не действует, писал В. И. Селиванов (1974), ради волевого напряжения. Волевое усилие — лишь одно из необходимых средств реализации мотива.
Поэтому В. К. Калин справедливо подчеркивает, что если неверно отрывать мотив от воли или заменять волю мотивом, то столь же неверно и мотив подменять понятием «воля».
Вспомним, как вела себя Людмила в саду у Черномора в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: