Что такое воображение в философии

ВООБРАЖЕНИЕ

Смотреть что такое ВООБРАЖЕНИЕ в других словарях:

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в де. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

воображение ср. 1) а) Способность мыслить образами, воображать (1). б) разг. Домысел, плод фантазии, нечто нереальное, призрачное. 2) устар. Представление, понятие о чем-л.

ВООБРАЖЕНИЕ

воображение с.imagination способность воображения — imaginativeness иметь (большую) силу воображения — be (highly) imaginative; have a great power of i. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человек. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др.; можно сказать: образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от В. построительного (см. ниже). По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно больше развито у детей, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, следовательно, зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и проч. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит больше других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры также ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во-первых, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во-вторых, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой с ним сходный (например, портрет вызывает образ оригинала). В-третьих, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой противоположный (богатство — бедность). В. называется построительным, когда мы не просто воспроизводим образы в таком порядке, как мы их встречали в действительности, а в новой комбинации. Обыкновенно думают, что построительная способность или творчество присущи только художникам, поэтам; в действительности же это не так. Процесс, составляющий сущность воображения, входит в очень многие душевные процессы, а следовательно, присущ всем людям. Процессы построения могут быть подразделены на три главных отдела: во-первых, построение, способствующее познанию окружающих предметов (интеллектуальное воображение); во-вторых, практическое построение или изобретательность; в-третьих, построение, удовлетворяющее известным чувствам — эстетическое или художественное воображение. Процесс построения может быть подразделен на две стадии; первая из этих стадий состоит в воспроизведении образов прошлых впечатлений согласно законам ассоциации; затем образы употребляются в качестве материала для построения. Этот процесс напоминает процесс создания нового строения из старого материала. Старое строение разбивается, все бесполезное отбрасывается, выбирается полезное и подходящее, складывается в систематическом порядке и созидается новое строение. Построительная деятельность воображения ограничена опытом; она может только комбинировать то, что дано опытом; не существует абсолютно нового построения; величайший построительный гений не был бы в состоянии создать совершенно новый цвет. Эстетическое или художественное воображение отличается от других форм воображения только тем, что оно служит удовлетворению какого-нибудь чувства. Если в душе художника рождается известный художественный образ, то он должен соответствовать известному чувству. Если такого соответствия не оказывается, то образ должен быть видоизменяем до тех пор, пока художник не почувствует такого соответствия. Художественное построение сходно с обыкновенным построением в области мысли, с той только разницей, что оно контролируется чувством. Следует делать различие между силой построительного воображения и живостью его. Первая является признаком гения, вторая указывает только на способность построений, не отвечающих действительности, присуща детям и дикарям; смелость их построения зависит от неведения того, что возможно и что невозможно. Ср. Селли, «Основные начала психологии», гл. XI; Бэн, «Психология» (СПб., 1887, стр. 184 и сл.); Спенсер, «Основания психологии» (т. IV, стр. 231 и сл.); Вундт, «Физическая психология» (М., 1880, стр. 868—874). E. Челпанов.

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination — воображение, фантазия) — важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании об. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. — основа творч. деятель. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психич. процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью, в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют, симулируют деятельность; в создании образов объекта. Как и др. психич. процессы (мышление, память, восприятие), В. имеет аналити-ко-синтетич. характер. Осн. тенденция памяти — максимально точное возобновление образов ранее воспринятых и осознанных ситуаций, объектов. Осн. тенденции В. — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счёте создание мыслит, ситуации, ранее не-возникавшей. В. — это отражение действительности в новых сочетаниях и связях. Важнейшее назначение В. в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует их предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью В. коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. В процессе деятельности В. выступает в единстве с мышлением. Включение В. или мышления в процесс деятельности определяется большей или меньшей степенью неопределённости проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задач. Если исходные данные задачи (науч. проблемы) известны, то ход её решения подчиняется преим. законам мышления. Если данные задачи с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы В. В зависимости от обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одна и та же задача может решаться как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. в том, что оно позволяет принять решение даже при отсутствии полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность В.: намеченные с его помощью пут решения проблемы нередко недостаточно точны. Синтез представлений в В. осуществляется в след, формах: агглютинации — соединении различных, в реальности не соединяемых качеств, свойств, частей предметов (напр., русалка — женщина и рыба); гиперболизации — преувеличении предмета, изменении кол-ва его частей (многорукие богини в инд. мифологии); заострении — подчёркивании к.-л. признаков (напр., в шарже, карикатуре); схематизации — сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними (растит, орнамент); типизации — выделении существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощении их в конкретном образе (худож. образ). Различают пассивное и активное В. Пассивное В. лишено действенности, для него характерно создание образов, к-рые не воплощаются в жизнь, программ, к-рые не осуществляются и даже не могут быть осуществлены. Непреднамеренное пассивное В. наблюдается при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии, во сне, при патологич. расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. продуцирует образы?грезыЗ? не связанные с волей, к-рая могла ОьТспо-собствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. грёз свидетельствует об определённых дефектах развития личности. Активное В. может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. предполагает самостоят. создание образов, к-рые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде В. — неотъемлемая часть любого творчества. В. не всегда немедленно реализуется в практич. действиях. Нередко оно принимает форму особой внутр. деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т.е. в возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования деятельности, побудительная причина, мотив деятельности, окончат, завершение к-рой по к.-л. причинам оказалось отсроченным. Воссоздающее В, имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Пространств. В. необходимо при изучении чертежей и натуральных объёмных тел в разл. ракурсах. Уровень развития личности во многом зависит от того, какие виды В. преобладают в её структуре. Если у подростка и юноши творческое В., реализуемое в конкретной социально значимой деятельности (уч., общественно полезной и др.), преобладает над пустой пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о более высоком уровне развития личности. В. ребёнка формируется в разл. видах его деятельности. На протяжении дошк. детства происходит постепенное превращение В. ребёнка из деятельности, к-рая нуждается во внеш. опоре (прежде всего игрушке), в самостоят. внутр. деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение историй, сказок, стихов) и изобразительное (рисунки) творчество. В. развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми. Речь позволяет детям представлять предметы, к-рых они никогда не имели в своём опыте. Задержки в речевом развитии сказываются на развитии В., обедняют его. В дошк. возрасте В. выступает как одно из важнейших условий усвоения обществ. опыта. В. даёт возможность ребёнку осваивать окружающий мир в игре, подобно тому, как взрослый человек с помощью В. преобразует его в активной творческой деятельности. Лит.: Выготский Л. С., Воображение и творчество в дет. возрасте. M. ; Ковалев А. Г., Психология лит. творчества, Л., 1960; Чуковский К. И., От двух до пяти. M.; Беркинблит М., Петровский АФантазия и реальность, М., 1968; P о д а р и Дж., Грамматика фантазии, пер. с итал., М. 1978. А. В. Петровский. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.

В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕВоображение правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают. смотреть

Источник

ВООБРАЖЕНИЕ

Смотреть что такое ВООБРАЖЕНИЕ в других словарях:

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в де. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

воображение ср. 1) а) Способность мыслить образами, воображать (1). б) разг. Домысел, плод фантазии, нечто нереальное, призрачное. 2) устар. Представление, понятие о чем-л.

ВООБРАЖЕНИЕ

воображение с.imagination способность воображения — imaginativeness иметь (большую) силу воображения — be (highly) imaginative; have a great power of i. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человек. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др.; можно сказать: образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от В. построительного (см. ниже). По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно больше развито у детей, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, следовательно, зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и проч. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит больше других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры также ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во-первых, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во-вторых, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой с ним сходный (например, портрет вызывает образ оригинала). В-третьих, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой противоположный (богатство — бедность). В. называется построительным, когда мы не просто воспроизводим образы в таком порядке, как мы их встречали в действительности, а в новой комбинации. Обыкновенно думают, что построительная способность или творчество присущи только художникам, поэтам; в действительности же это не так. Процесс, составляющий сущность воображения, входит в очень многие душевные процессы, а следовательно, присущ всем людям. Процессы построения могут быть подразделены на три главных отдела: во-первых, построение, способствующее познанию окружающих предметов (интеллектуальное воображение); во-вторых, практическое построение или изобретательность; в-третьих, построение, удовлетворяющее известным чувствам — эстетическое или художественное воображение. Процесс построения может быть подразделен на две стадии; первая из этих стадий состоит в воспроизведении образов прошлых впечатлений согласно законам ассоциации; затем образы употребляются в качестве материала для построения. Этот процесс напоминает процесс создания нового строения из старого материала. Старое строение разбивается, все бесполезное отбрасывается, выбирается полезное и подходящее, складывается в систематическом порядке и созидается новое строение. Построительная деятельность воображения ограничена опытом; она может только комбинировать то, что дано опытом; не существует абсолютно нового построения; величайший построительный гений не был бы в состоянии создать совершенно новый цвет. Эстетическое или художественное воображение отличается от других форм воображения только тем, что оно служит удовлетворению какого-нибудь чувства. Если в душе художника рождается известный художественный образ, то он должен соответствовать известному чувству. Если такого соответствия не оказывается, то образ должен быть видоизменяем до тех пор, пока художник не почувствует такого соответствия. Художественное построение сходно с обыкновенным построением в области мысли, с той только разницей, что оно контролируется чувством. Следует делать различие между силой построительного воображения и живостью его. Первая является признаком гения, вторая указывает только на способность построений, не отвечающих действительности, присуща детям и дикарям; смелость их построения зависит от неведения того, что возможно и что невозможно. Ср. Селли, «Основные начала психологии», гл. XI; Бэн, «Психология» (СПб., 1887, стр. 184 и сл.); Спенсер, «Основания психологии» (т. IV, стр. 231 и сл.); Вундт, «Физическая психология» (М., 1880, стр. 868—874). E. Челпанов.

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ фантазия — способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изуч. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. — основа творч. деятель. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психич. процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью, в продуцировании образов, к-рые не программируют, а заменяют, симулируют деятельность; в создании образов объекта. Как и др. психич. процессы (мышление, память, восприятие), В. имеет аналити-ко-синтетич. характер. Осн. тенденция памяти — максимально точное возобновление образов ранее воспринятых и осознанных ситуаций, объектов. Осн. тенденции В. — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счёте создание мыслит, ситуации, ранее не-возникавшей. В. — это отражение действительности в новых сочетаниях и связях. Важнейшее назначение В. в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, ориентируя тем самым человека в процессе деятельности. Создание с помощью В. модели конечного или промежуточного продукта труда способствует их предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью В. коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. В процессе деятельности В. выступает в единстве с мышлением. Включение В. или мышления в процесс деятельности определяется большей или меньшей степенью неопределённости проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задач. Если исходные данные задачи (науч. проблемы) известны, то ход её решения подчиняется преим. законам мышления. Если данные задачи с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы В. В зависимости от обстоятельств, характеризующих проблемную ситуацию, одна и та же задача может решаться как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. в том, что оно позволяет принять решение даже при отсутствии полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность В.: намеченные с его помощью пут решения проблемы нередко недостаточно точны. Синтез представлений в В. осуществляется в след, формах: агглютинации — соединении различных, в реальности не соединяемых качеств, свойств, частей предметов (напр., русалка — женщина и рыба); гиперболизации — преувеличении предмета, изменении кол-ва его частей (многорукие богини в инд. мифологии); заострении — подчёркивании к.-л. признаков (напр., в шарже, карикатуре); схематизации — сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними (растит, орнамент); типизации — выделении существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощении их в конкретном образе (худож. образ). Различают пассивное и активное В. Пассивное В. лишено действенности, для него характерно создание образов, к-рые не воплощаются в жизнь, программ, к-рые не осуществляются и даже не могут быть осуществлены. Непреднамеренное пассивное В. наблюдается при ослаблении деятельности сознания, в полудремотном состоянии, во сне, при патологич. расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. продуцирует образы?грезыЗ? не связанные с волей, к-рая могла ОьТспо-собствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. грёз свидетельствует об определённых дефектах развития личности. Активное В. может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. предполагает самостоят. создание образов, к-рые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде В. — неотъемлемая часть любого творчества. В. не всегда немедленно реализуется в практич. действиях. Нередко оно принимает форму особой внутр. деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, т.е. в возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования деятельности, побудительная причина, мотив деятельности, окончат, завершение к-рой по к.-л. причинам оказалось отсроченным. Воссоздающее В, имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию. Пространств. В. необходимо при изучении чертежей и натуральных объёмных тел в разл. ракурсах. Уровень развития личности во многом зависит от того, какие виды В. преобладают в её структуре. Если у подростка и юноши творческое В., реализуемое в конкретной социально значимой деятельности (уч., общественно полезной и др.), преобладает над пустой пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о более высоком уровне развития личности. В. ребёнка формируется в разл. видах его деятельности. На протяжении дошк. детства происходит постепенное превращение В. ребёнка из деятельности, к-рая нуждается во внеш. опоре (прежде всего игрушке), в самостоят. внутр. деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение историй, сказок, стихов) и изобразительное (рисунки) творчество. В. развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми. Речь позволяет детям представлять предметы, к-рых они никогда не имели в своём опыте. Задержки в речевом развитии сказываются на развитии В., обедняют его. В дошк. возрасте В. выступает как одно из важнейших условий усвоения обществ. опыта. В. даёт возможность ребёнку осваивать окружающий мир в игре, подобно тому, как взрослый человек с помощью В. преобразует его в активной творческой деятельности. Лит.: Выготский Л. С., Воображение и творчество в дет. возрасте. M. ; Ковалев А. Г., Психология лит. творчества, Л., 1960; Чуковский К. И., От двух до пяти. M.; Беркинблит М., Петровский АФантазия и реальность, М., 1968; P о д а р и Дж., Грамматика фантазии, пер. с итал., М. 1978. А. В. Петровский. смотреть

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) (англ. imagination) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн) и т. д.

В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е — в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕВоображение правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *