Что такое восточная культура

Восточная культура

Восток, восточная культура — обобщённое этнографическое и культурологическое понятие и представление (в литературоведении, искусствоведении и др. дисциплинах), подразумевающее ряд характерных признаков, позволяющих соотносить его с социоэтнокультурным аспектом, имеющим принадлежность к данной части света (макрорегиону), что и даёт такого рода детерминацию. Однако к ориентализму относят, как известно, также проявления культуры, имеющей принадлежность ко всему обширному региону Северной Африки, в частности — к Магрибу.

Изучает восточную культуру востоковедение, именуемое также ориенталистикой, однако последнее в большей степени традиционно ассоциируют с тенденциями, стилями и др. особенностями в архитектуре, музыке, и искусстве, — собственно ориентализмом как искусствоведческой дисциплиной.

Литература

Ссылки

Что такое восточная культура. Смотреть фото Что такое восточная культура. Смотреть картинку Что такое восточная культура. Картинка про Что такое восточная культура. Фото Что такое восточная культура

Полезное

Смотреть что такое «Восточная культура» в других словарях:

Восток (восточная культура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Восток, восточная культура обобщённое этнографическое и культурологическое понятие и представление (в литературоведении, искусствоведении и др. дисциплинах),… … Википедия

Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

Восточная Индия — Статус Административное деление Индии Административный центр Калькутта Крупнейший город Калькутта Др. крупные г … Википедия

Культура Кастеллуччо — Зарисовка входа в одну из гробниц культуры Кастеллуччо Культура Кастеллуччо археологическая культура на Сицилии, которую выделил итальянский археолог Паоло Орси по своеобразной керамике. Орси отождествлял культуру с сикулами … Википедия

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

Культура Финляндии — вобрала в себя как наследие тех языческих времён, когда почитались «духи природы» и «силы земли», так и возникшие позже христианские обычаи и праздники … Википедия

Культура Мотильяс — (в испаноязычной литературе используется иной термин, «ламанчская бронза», исп. Bronce Manchego цивилизация оседлых земледельцев и скотоводов, существовая на территории исторической области Ла Манча (занимавшей часть провинции Сьюдад… … Википедия

Культура Деверел-Римбери — Культура Деверел Римбери название археологической культуры, существовавшей на территории Великобритании в середине бронзового века. Названа по двум курганам в графстве Дорсет, относится к периоду 1600 1100 гг. до н. э. В настоящее … Википедия

Культура Лонгве — Культура Лонгве слабо изученная археологическая культура, существовавшая на территории Малави (юго восточная Африка). Существовала около 1000 г. н. э., примерно одновременно с культурой Капени, однако представлена меньшим числом… … Википедия

Культура археологическая — Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Источник

Лекция 17. Культуры Востока

Лекция 17. Культуры Востока

1. Культура Арабского халифата

Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением Халифата зародилась арабская культура. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам предопределил культуру ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истинностью, вечностью. Они пригодны «для всех времен и народов».

Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от народных, культурных и религиозных предшествующих традиций.

Для самосознания мусульман государственно-национальная принадлежность играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, т. к. для него все, что «дано», является атрибутом Аллаха.

Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию художественной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове. Арабский язык неразрывно связан с Кораном и является существенным элементом арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык превратился в официальный язык ученых и философов в течение неполного века.

Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода.

Мечети – своеобразные университеты. В них обучали всем религиозным и светским наукам. В соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечети, школы, госпитали.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета была воспринята и распространена в Европе. Высокого уровня развития у арабов достигли науки химия, медицина, которые также находили признание в Европе.

Тенденция к синтезу разной области знаний представлена в сборнике арабских сказок – «Тысяча и одна ночь», отразившем тему ценностей светской арабской культуры IX–X вв. Поэзия VII–VIII вв. воспевала воинские подвиги, веселье, вино, любовь. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, т. к. ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству.

В исламской живописи присутствует орнамент и абстракция. Каллиграфия – наиболее благородное визуальное искусство ислама.

Для мусульманского искусства характерны:

1) повторение выразительных геометрических мотивов;

2) смена ритма и диагональная симметрия. Арабеска – специфический мусульманский орнамент, типичный пример арабо-мусульманской художественной культуры. Арабы усвоили достижения иранского, римского зодчества. Развивалось искусство миниатюры. Миниатюры украшали рукописные, медицинские труды, сборники сказок, литературные сочинения.

2. Культура Древней Индии

Культура Древней Индии имеет свои истоки в глубокой древности, охватывая период с III тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Специфика древнеиндийской культуры была определена особенностями мифологии и религии. Священными и сегодня в Индии являются гимны Вед.

Мифология брахманизма распространилась в начале I в. до н. э. Сборниками этих мифов являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». В дальнейшем на смену брахманизму приходит буддизм, определяемый как философско-религиозная культура «без души и без Бога».

Постулатами буддизма являются необходимое движение души к нирване и совершенствование человека посредством ряда перерождений.

Большого успеха в Древней Индии достигают такие отрасли науки, как медицина, астрономия, лингвистика, философия, математика.

Древнеиндийские ученые первыми определили значение числа пи, нашли эффективный способ решения линейных уравнений, разработали теоремы алгебры и геометрии, десятичную систему исчисления.

Уже в то время медики в Индии могли делать сложные хирургические операции.

В первых веках нашей эры в Индии начинает развиваться каменная культовая архитектура.

В период правления Гуптов создаются разработки теории искусства. Теоретики считали необходимым изображение духовных переживаний и чувств, а также отмечали значение красоты в искусстве и жизни.

В трактатах о театральном искусстве были поставлены и проанализированы задачи театра, театральных представлений, игры актеров.

В период раздробленности, последовавший после упадка Гуптской империи, усиливается влияние на искусство и культуру религии. Господствующее положение занимает индуизм. Затем, после установления власти Делийского султаната, в Индию проникли идеи ислама, оказавшие определенное влияние на развитие культуры. Во время возникновения империи Великих Моголов начинается процесс взаимопроникновения мусульманской и индусской культур. Новые архитектурные тенденции стали заметны при строительстве мавзолеев (Тадж-Махал). Достигла высокого уровня развития монгольская школа миниатюры и стенной живописи.

В то же время в этот период обостряются межрелигиозные отношения, что привело к необходимости поиска новых религиозных воззрений, которые могли бы примирить индуизм и ислам.

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки:

1) монгольское нашествие конца XIII в.;

2) феодализм на его поздних этапах существования;

3) колониальная политика западноевропейских стран. Несмотря на все это, вклад Китая в развитие мировой культуры остается непереоценимым.

1. Особенности культуры Японии определяются ее изолированным островным положением. Оно обусловило:

1) черты национального менталитета;

2) специфику отношений с природой и обществом;

3) специфику религии и искусства.

Культура Японии возникла и сформировалась в период Средневековья.

Поведенческие формы закрепились традициями и законами, во многом заимствованными из конфуцианства и легизма. В VII в. были созданы «Табель о 12 рангах», «Закон из 17 статей», содержавшие принципы власти и государства.

Государь отождествлялся с небом, все остальные (слуги) – с землей. Японское общество включало в себя свободных земледельцев, полусвободных ремесленников и рабов.

Над ними стояла знать, происходившая из родовой аристократии.

2. В японской культуре нет антагонизма «природа – культура», поскольку окружающий мир не противостоит человеку, а сливается с ним.

Японцы постоянно ищут точки соприкосновения с ней, способы гармонии. Это определило присущее японской культуре чувство прекрасного.

Древнейшая религия Японии синто отразила эти представления.

Синто объясняет божественное происхождение власти от богини солнца Аматэрасу и остальных японцев от других божеств (ками).

1) мир совершенен сам по себе;

2) понимание естественной силы жизни, отсутствие разделения на чистое и нечистое;

3) единство природы и истории, природы и культуры;

4) признание многобожия;

5) синто – религия только японцев, т. к. только японцы являются потомками богини солнца.

Синтоизм воспринял религиозные китайские учения, растворив их в себе. В VI в. в Японию попадают даосизм и буддизм. Результатом ассимиляции буддизма стал дзен-буддизм.

Его суть – в самоуглублении, в результате которого приходит озарение. Наиболее сильным оказалось влияние конфуцианства, которое распространилось на всю систему поведения людей в обществе.

Художественные традиции Японии не восприняли влияния других культур.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Лекция 9. Модели культуры

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Лекция 11. Локальные культуры

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

Источник

Что такое восточная культура

Одним из самых уникальных, богатых природными ресурсами, разнообразными этнокультурными традициями, крупным центром древнейшей цивилизации является Восток, постоянно привлекавшая внимание великих правителей, выдающихся умов всего мира. Особый интерес вызывает ее этнический состав, который представляет собой весьма сложную картину. История его формирования охватывает длительный исторический период. Создавшие в античную эпоху высокую культуру талантливые и трудолюбивые предки народов Средней Азии переживали в период Восточного Ренессанса и в позднее средневековье новые подъем культуры. Следует особо отметить, что начавшийся в этот период процесс формирования народов Средней Азии во времена правления великих хорезмшахов и темуридов завершается, и эти народы приобретают нынешний этнический облик. В результате этого сложного процесса создается своеобразная материальная и духовная культура каждого среднеазиатского этноса. Несомненно, к этому времени вполне сформировался не только физический тип среднеазиатов, но и окончательно сложился литературный язык, составляющий главный компонент духовной культуры народов.

Все этносы, в том числе и узбеки, формируются из отдельных племен и родов, родственных и общинных социальных групп. По мнению большинства ученых, важнейшим фактором объединения и укрепления исторической общности этнических групп является язык. Язык служит главным средством свободного общения, выражения человеческих чувств и установления контактов между различными общностями, способствует укреплению социально-экономических и культурно-духовных взаимоотношений между этническими группами, обогащению этнокультурных традиций. Обычно большинство этносов само название получает по языку. Однако в течение многовекового исторического развития отдельные этносы могут овладеть несколькими языками, но, в конце концов, они вырабатывают собственные единые национальные языки и этнонимы.

Известно, что народы формируются и развиваются на определенной территории. Они могут переселяться из одного региона в другой, территория их размещения может расширяться или уменьшаться, отдельные этнические группы или личности могут отделяться или ассимилироваться. Однако этносы, имеющие историческую языковую общность, в основном располагаются на одной или ближайших территориях. С другой стороны, длительное время формировавшиеся отдельные этносы по различным причинам могут оставлять родную землю, переселяясь в другие страны, некоторые группы даже могут рассеиваться по всему миру, неоднократно менять свое место жительства, проживая в совершенно иноэтнической среде. Так, например, венгры за последнее тысячелетие трижды меняли место своего проживания. Население Тюркского каганата после создания своего государства (VI в. н.э.) в течение нескольких веков, разделившись на крупные группы, расселялось по разным странам. Арабы, жившие на маленьком клочке земли Аравийского полуострова, за короткое время расселившись на огромной территории Передней Азии и Северной Африки, совместно с аборигенами создали своеобразный мир исламской культуры. Поэтому в мире существует множество народов, говорящих на одном языке, но отличающихся как по этнониму, так и по этническим особенностям. Таковыми являются народы, говорящие на английском, испанском, португальском, арабском, тюркском, иранском языках, расселившиеся по всему миру.

Отдельные исследователи различают народы и народности по образу жизни, быту и культуре. Несомненно, некоторые этносы могут иметь одинаковый или весьма близкий образ жизни. Такие этносы встречаются в Средней Азии и Поволжье, в Сибири и Северной Америке. И наоборот, на одной территории могут расселяться разноязычные этносы, но принадлежащие к одному хозяйственно-культурному типу.

Необходимо особо отметить, что народы Средней Азии не только являются продуктом длительного и сложного исторического процесса, но и представляют своеобразный синтез многовековой духовной культуры и психического образа, сложившегося на единой природно-географической территории. Для того чтобы определить этнические особенности и общие черты среднеазиатов, необходимо сделать небольшой экскурс в историческое прошлое.

По историческим данным, три-четыре тысячелетия тому назад по плодородным землям Средней Азии с запада на восток в направлении Алтая и Монголии прошли разноплеменные орды, говорившие на индоевропейских языках. С конца 1-го тысячелетия до н.э. с востока на запад через великие пустыни Центральной Азии происходит переселение разнородных племен. Перекочевавшие до середины 1-го тысячелетия древние племенные объединения, говорившие на тюркских языках, оставили ощутимые следы в местах своего пребывания. Во время этого кочевания тюркских племен, длившегося на протяжении пяти-шести веков, происходила миграция монгольских племен. Как сообщают источники, в то время в самой Средней Азии находились некоторые ранее осевшие тюркские и монгольские группы племен. Арабы, завоевавшие в VII веке Среднюю Азию, хотя и не оказали какого-либо влияния на этнические процессы, но смогли насадить свою религию – ислам.

Также следует отметить, что пришедшие сюда в далеком прошлом скифы-сарматы и саки, турки и монголы смешались с еще ранее освоившими эти земли и культуру местными народностями и этническими группами. Интересно и то, что римляне называли этих древних аборигенов скифами, сартанами, саами, а некоторых – массагетами. В доказательство их схожести с индоевропейцами ученые указывают на общие черты и сходство с ныне проживающими в Болгарии и Румынии кетами. По мнению отдельных историков, родственные группы саков по родословию, несомненно, связаны с проживавшими в безграничных степях Балкан и Северного Причерноморья праскифами. Известно, что в античную эпоху крупные воинские соединения иранских шахов подвергались нападению и несли большие потери от кочевников, проживавших в этих степях.

В течение длительного времени перекочевывавшие в Среднюю Азию племена и народности создали на сако-массагетской почве своеобразную культуру.

Здесь в середине 1-го тысячелетия в результате переселения таких крупных племен, как скифы, хиониты, белые гунны, эфталиты, печенеги и другие, происходила активная тюркизация местных этносов. Однако и в среде аборигенов были такие древние тюркские народности, как апасиаки, аугасийцы и др. Существует мнение, что эти народности в русских летописях выступают под названием «печенеги». По предположению отдельных исследователей, аугасийцы якобы впоследствии стали известной тюркской народностью под названием «огузы».

В Х в. в Среднюю Азию хлыули орды кипчаков, близких по языку к печенегам и огузам, которые завоевали и разграбили значительную территорию. Часть печенегов вынуждена была отступить на северо-запад, а большая группа огузов – переселиться на юго-запад. Последняя группа, впоследствии заняв территорию нынешнего Туркменистана, составила основу туркменского народа, а другая часть, вторгшись в Азербайджан, смешалась с азарами. Еще одна группа огузов, перекочевавших на запад и юг – в Турцию и Иран, смешалась с местными аборигенами и образовала новые этнические пласты.

Узбекский народ, создав развитую цивилизацию на древнейшей земле Согда и Хорезма и смешавшись с различными аборигенными и пришлыми этносами, становится фактически кровнородственным с формировавшимися впоследствии другими среднеазиатскими народами. Особенно близки к узбекам тюркские предки казахов: в них есть кровь общих этнических племен и родов, что находит выражение в их фольклоре. Так, по данным антропологов, в расовых типах казахов за семь столетий до нашествия монголов наблюдаются монголоидные черты, и поэтому у них значительно больше этих черт, чем у родственно близких узбеков. Примечательно, что первое казахское государство, появившееся в долине реки Чу, называлось узбекско-казахским.

Исследователи также отмечают, что тюркский язык был родным для киргизов еще до их переселения в Тянь-Шанские горы и предгорья, где жили древние сакские племена, с которыми они смешались. По определению антропологов, в 1-м тыс. до н.э. древние предки современных киргизов были европеоидными, лишь впоследствии, под влиянием монголов, они стали монголоидными.

Имеющий общие этнические корни таджикский народ благодаря высоким горам, в отличие от западных, северных и восточных соседей, ни в лингвистическом, ни в антропологическом отношении не был тюркизирован, сохранив европеоидный облик и свой древний язык.

Следовательно, почти вся Средняя Азия образует определенный историко-этнографический регион, имеющий общие этнические истоки и земли, общих древних предков. Основу его единства составляют не только одинаковые природно-географические условия, но и идентичные хозяйственно-культурные типы, определенные черты традиционной материальной и духовной культуры, религиозные верования и некоторые элементы быта.

Как один из очагов древнейшей цивилизации, Средняя Азия представляет собой уникальный уголок земного шара, где живут трудолюбивые народы, сложившиеся из различных этнических компонентов, но сохранившие по сей день своеобразные этнические особенности. Находясь на пересечении дорог Великого Шелкового пути, Средняя Азия являлась своеобразным мостом, связывавшим восточные страны с западными, через нее проходили торговые караваны, дипломатические миссии и устанавливались тесные экономические и культурные связи.

Этнический облик народов Средней Азии в основном начинает формироваться еще в первобытную эпоху, особенно с эпохи неолита. Население региона в эпоху бронзы переходит к земледелию и отдельным видам ремесла, охоте и скотоводству. Так, в V-IV веках до н.э. здесь появились ранние земледельческие культуры, известные в науке под названиями Джейтунская, Чопонота, Зарафшанская, Ферганская и т.д. в низовьях Амударьи и Сырдарьи, на берегах Мургаба и Теджена во II-I веках до н.э. начинает складываться городская культура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *