Что такое возраст обществознание

Презентация по обществознанию на тему » Возрастные периоды жизни человека»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Описание презентации по отдельным слайдам:

Возрастные периоды жизни человека.

Человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми.

Задача урока Уметь объяснять понятия: возраст человека, возрастные периоды.

Работа с учебником на стр. 28 Прочитайте отрывок из « Сказки о потерянном времени» и ответьте на вопрос: Почему Петя Зубков превратился в старичка? Какова мораль сказки?

Человек, напрасно теряющий время, не замечает, как он стареет.

Возраст человека – это ступень в развитии и росте человека.

Каждый человек проходит периоды жизни: Рождение, взросление, развитие, старость, которые и составят весь земной путь.

Возрастные периоды: Детство ( с 3- 10 лет) Подростковый ( с 11- 16 лет) Юношеский ( с 16-22 лет) Молодость ( с 22 – 35 лет) Зрелость ( с 35 – 60 лет) Преклонный возраст (60 – 80 лет) Старость (от 80 лет и старше)

Каждый возраст имеет свои особенности.

Таблица средней продолжительности жизни по странам мира в 2015 – 2016 году

Основные причины смертности в России 1. Высокое артериальное давление – 36% 2. Высокое содержание холестерина – 23% 3. Курение – 17% 4. Недостаточное потребление фруктов и овощей – 13% 5. Ожирение – 12% 6. Алкоголь – 12% 7. Низкая физическая активность – 9% 8. Загрязненность воздуха в городах – 1% 9. Запрещенные наркотики – 1%

Закончите рассказ Пятикласснику Пете приснился сон. Как будто ему уже 17 лет. Школа окончена. Началось лето, но школьных каникул у него больше не будет. И Петя впервые задумался о том, что делать дальше. Во – первых….

Итог урока: Сколько возрастных периодов? В каком периоде ты не ребёнок, но и не взрослый? Чем отличаются разные возрасты человека?

Домашнее задание: Прочитать параграф 5 Вопрос 4, стр. 33

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Номер материала: ДБ-291483

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 4. Отрочество – особая пора

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Подростковый возраст – период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (ранее назывался отрочеством).

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Возрастной статус – совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту.

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Возраст – продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Основных возрастных ступеней шесть:

Новорожденные – до 4х недель;

Грудной период – от 4 недель до 1 года;

Раннее детство – 1–3 года;

Дошкольный возраст – 3 года – 6–7 лет;

Младший школьный возраст – 6–7 – 10–12 лет.

Также отдельно выделяют категорию Долгожители (от 90 и старше).

В разные исторические эпохи продолжительность жизни людей была различна. По мнению ученых продолжительность жизни первобытных людей составляла приблизительно 25 – 30 лет. Приблизительно такой же была она и в Эпоху Средневековья.

Связано это с плохим развитием медицины, огромным количеством войн и высоким уровнем детской смертности. Соответственно в Новое время продолжительность жизни постепенно начала увеличиваться до 40 – 45 лет. В Новейшее время, эпоху инновационных технологий и развития медицины, продолжительность жизни значительно выросла – до 60 – 70 лет.

Конечно, продолжительность жизни в разных государствах значительно разнится. Обратимся к таблице:

1 Место по праву принадлежит Японии, тут люди в среднем живут до 83 х лет;

2 Место принадлежит Китаю.

Такие страны, как Швейцария, Австралия, Италия и Исландия по продолжительности жизни населения находятся приблизительно на одинаковом уровне, приблизительно 82 года.

К сожалению, в странах Центральной Африки ситуация до сих пор остается плачевной. Средняя продолжительность жизни там составляет приблизительно 45 лет.

В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72 года.

Люди разных возрастов различаются между собой, им характерны разные привычки и вкусы. Чаще всего люди объясняют это фразой «мы из разных поколений».

Поколение – общность членов некоторого общества по времени рождения.

Вы находитесь сейчас в подростковом возрасте, который считается самым сложным на этапе формирования и становления личности.

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями.

Психологические особенности: невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учебе, эмоциональность, чувство «Взрослости».

Условно возраст принято делить на биологический и психологический.

Если биологический возраст указывает на степень молодости или старости тела, которая зависит напрямую от генов и образа жизни человека, то психологический возраст – это показатель степени развития человека. Отсюда часто слышимое выражение – «развит не по годам».

Примечателен восточноазиатский счет возраста. Он возник в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме.

Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года, независимо от даты рождения, добавляют один год к возрасту человека. Таким образом, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения считается двулетним.

Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Например, для подросткового периода характерны невнимательность, рассеянность, снижение интереса к учёбе, эмоциональность, чувство «Взрослости».

Для зрелого же возраста в приоритете стоит профессиональная деятельность и семейные отношения, отсутствует максимализм.

Помимо этого, каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности, виды трудовой деятельности и роли.

В 7 лет – дети идут школу;

14 лет – получают паспорт;

18 лет – призывают в армию.

Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Как только ты появился на свет, ты имеешь право:

К тому времени, как тебя стали называть подростком (отроком) ряд твоих прав значительно расширился и к ним прибавились обязанности, о которых ты должен знать!

Подросток имеет право:

С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления:

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Определите возрастные границы для каждой возрастной ступени.

Источник

Периоды жизни. Характеристика

Просмотр содержимого документа
«Периоды жизни. Характеристика»

Тема: Возрасты нашей жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Цель: сформировать представление о возрастных этапах жизни человека.

1.Обучающая – познакомить с понятиями возрастной статус, возрастная роль; определить особенности каждой возрастной группы, выяснить причины старения человечества.

2.Развивающая – развивать логику мышления, навыки работы в группах, познавательный интерес к изучаемой теме урока.

3.Воспитательная – воспитывать уважение к каждому возрастному этапу жизни человека.

Личностные: осознание важности каждого возрастного этапа в жизни человека; воспитание нравственных качеств.

Предметные: знать основные возрастные ступени жизни человека, называть возможности и ограничения каждого возраста, понимать связь возраста с возрастной ролью и статусом.

уметь работать в группе

находить необходимую информацию из разных источников

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Основные понятия: возрастные ступени, возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Оборудование: учебник для 5 класса Кравченко А. И. Обществознание, карточки с заданиями, презентация.

Опережающее задание: подготовить сообщения «Продолжительность жизни человека в разные исторические эпохи», «Долгожители».

2.Этапы жизни человека

3.Возраст и социальные отношения

I. Организационный момент

II. Мотивация и целеполагание.

Слово учителя. Жизнь человека сложная и интересная. Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует. В своём жизненном пути человек проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Чем дольше живёт человек, тем больше успевает сделать.

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель объявляет тему и цель урока.

III. Введение в новый материал:

1. Человечество стареет.

Слово учителя. Важным показателем, характеризующим жизнь человека, является ее продолжительность. Статистика показывает, что в разные исторические эпохи продолжительность жизни была различна.

Так, например, средняя продолжительность жизни в Древности около 20-30 лет, а к началу XX столетия – 50 лет.

Задание: выяснить причины продолжительности жизни в разные эпохи?

Заслушиваются сообщения учащихся.

Первый учащийся делает сообщение о продолжительности жизни в разные исторические эпохи.

Второй учащийся делает сообщение о долгожителях.

Далее организуется беседа по вопросам.

1. Какова средняя продолжительность жизни в разные эпохи?

2. Сколько в среднем живёт человек в современном обществе?

3 Кто такие долгожители?

4. Почему в наше время продолжительность жизни увеличилась? Назовите причины?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Этапы жизни человека.

Слово учителя. Человек в своей жизни проходит несколько возрастных ступеней, каждая из которых имеет свои границы:

Детство ( до 11-12 лет)

Подростковый возраст ( 11-15 лет)

Зрелость ( 30-60 лет)

Пожилой возраст ( 60-80 лет)

Старость ( 80 – лет и старше)

Задание: рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 79. Назовите представители каких возрастов жизни человека изображены.

Учащиеся отвечают на вопросы

Слово учителя. Отличительной чертой всего человечества является уважение к возрасту.

Задание: подумайте, за что уважают следующие возрастные состояния.

Учащимся предлагается схема на доске, которую необходимо завершить.

Уважение к возрасту

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

Дети Взрослые Старики

Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание Что такое возраст обществознание. Смотреть фото Что такое возраст обществознание. Смотреть картинку Что такое возраст обществознание. Картинка про Что такое возраст обществознание. Фото Что такое возраст обществознание

_________ __________ _________

2. Возраст и социальные отношения.

Слово учителя. Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе оно открывает человеку новые возможности, виды труда, деятельности и роли.

Задание: определить в каком возрасте человеку доступны перечисленные возможности.

Раздаются карточки с заданиями ( приложение 1 )

Используя собственные знания, и текст учебника учащиеся выполняют задание.

Слово учителя. Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Вы, ваши бабушки и дедушки, родители – это люди разных поколений.

Вопрос: как вы считаете, чем отличаются люди разных поколений?

Задание: Работа с рубрикой «Советуем запомнить». Познакомится с понятиями «возрастной статус» и «возрастная роль».

Обсуждают и составляют логические цепочки.

Возраст ── права и обязанности ── возрастной статус

Возраст ── определённая модель поведения ── возрастная роль

Рассматривают на конкретных примерах.

Вопрос: как вы считаете, в каком возрасте человеку доступно большее число занятий?

Слово учителя. Каждый возраст по- своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть более зрелый возраст.

IV. Подведение итогов урока.

В каждом возрасте у человека свой возрастной статус и роли.

1.В жизни человека выделяют возрастных этапов …. ( 6 )

2.Возраст пятиклассника относится к ……..( младшему подростковому периоду)

3. Каждый возраст по-своему …… (хорош)

Задание по группам. Каждая группа изучает определённый возрастной этап жизни человека.

Группа первая. Изучить возможности и ограничения детства.

Группа четвёртая: Изучить возможности и ограничения зрелости

Группа пятая: Изучить возможности и ограничения пожилого возраста.

Группа шестая: Изучить возможности и ограничения старости.

Каждая группа представляет отчёт об изучении определённого возрастного этапа.

Задание на соответствие.

Соотнесите возраст человека и доступные возможности.

Продолжительность жизни в разные исторические эпохи

Неандертальцы — 20 лет
Верхний палеолит — 30 лет
Неолит — 20 лет
Бронзовый век — 18 лет
Классический период в Греции — 20-30 лет
Классический период в Риме — 20-30 лет
Америка до Колумба — 25-35 лет
Средневековая Англия — 20-30 лет
Начало XX века — 30-40 лет
Средняя продолжительность жизни сейчас, в мире — 67 лет

ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО — социально-биологическое явление, характеризующееся доживаемостью человека до высоких возрастных рубежей, значительно превышающих среднюю продолжительность жизни (в развитых странах — 72—75 лет, в России — 62—65 лет). Долгожителями считаются люди, перешагнувшие рубеж 90—95 лет. Многие исследователи, ориентируясь преимущественно на имеющиеся примеры долголетия, считают, что предельные сроки жизни человека колеблются между 100 и 150 годами. Чаще всего долгожители встречаются на Кавказе, в лесных районах Сибири, в горных районах Средней Азии, Балкан, Латинской Америки, вдали от мегаполисов и промышленных центров.

Выявлена след. закономерность: у долгожителей обыкновенно сильный, уравновешенный тип высшей нервной системы, они имеют прочный жизненный стереотип поведения, рационально чередуют труд и отдых, умеренны в еде, не подвержены влиянию вредных привычек, живут спокойной, размеренной, неторопливой семейной жизнью и преимущественно в сельской местности. Многие долгожители продолжают трудиться и в преклонном возрасте благодаря положительному физическому и психическому настрою на работу, до глубокой старости сохраняют хорошую память и умственные способности. Несомненно, высокая жизнеспособность долгожителей обуславливается не только внешними природными условиями и здоровым образом жизни, но и наследственностью.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 90.

Источник

ВОЗРАСТ

Смотреть что такое ВОЗРАСТ в других словарях:

ВОЗРАСТ

человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и о. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ

возраст м. 1) Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2) а) Период в развитии человека, животного, растения. б) Зрелый период в развитии человека, животного, растения.

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ человека, этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно. смотреть

ВОЗРАСТ

IВо́зрастРазличают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биол. смотреть

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТЧетыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожден. смотреть

ВОЗРАСТ

период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к-рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Пед. опыт, психол. наблюдения, мед. практика на эмпирич. основаниях выделяют разл. возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития (см. табл.) условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психол. характеристики В. определяются конкретно-ист. условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в разл. социально-экон. условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. Совокупность этих внеш. и внутр. условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам. Концепция В. претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количеств, изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Ещё более механистич. характер отрицание качеств, изменений в ходе психич. развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистич. представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно к-рой психика ребёнка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в дет. мышлении обнаруживается ряд специфич. особенностей. Эта концепция носит интеллекту-алистич. характер и строится лишь на учёте возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребёнка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всём различии подобных подходов их сближает натуралистич. понимание ребёнка как индивида, для к-рого общество представляет лишь особую среду обитания. Решающую роль в преодолении натуралистич. и дуалистич. взглядов сыграли исследования отеч. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребёнок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравств. норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребёнка, содержание и структура к-рой изменяются на протяжении детства. Для каждого В. существует своя специфическая — «социальная ситуация развития» (Выготский), определённое соотношение условий социальной среды и внутр. условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного В. по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психол. свойства они преломляются. В отеч. психологии складываются разл. трактовки возрастного развития ребёнка, психол. детерминант и особенностей В. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психич. новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практич. деятельностью, формирование речи, усвоение науч. понятий и др.). Соответственно им выделены т. н. стабильные и критич. В. (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны пед. затруднения в общении с ребёнком, не они составляют суть критич. В. В стабильном В. развитие совершается гл. обр. за счет малозаметных изменений личности ребёнка, к-рые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде к.-л. психич. новообразования. В относительно короткий отрезок времени происходят Значит. сдвиги в развитии личности ребёнка. Это — поворотные пункты в дет. развитии, критический В. Т. о., по Выготскому, возрастное развитие ребёнка — диалект ич. процесс, в к-ром переход от одного В. к другому совершается не эволюционным, а революционным путём. Согласно концепции Эль-конина, каждая стадия психич. развития ребёнка характеризуется определённым типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребёнка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредствованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в к-рых происходит перестройка структуры личности. Паспортный (хронологич.) В. ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение к-рого требует анализа психич. состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в т. н. зоне ближайшего развития. Созревание организма вообще и нервной системы в частности, к-рое носит стадиальный характер, не порождая новых психич. образований, создаёт на каждой возрастной ступени специфич. предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психич. процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребёнка усиленное функционирование определённых систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры. Установлено, что дети обладают большими психофизиол. возможностями. На каждой ступени обнаруживается избират. восприимчивость к внеш. воздействиям; дети наиб. эффективно овладевают не любыми, а лишь определёнными способами деятельности. Эта особенность, наз. возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определённых психич. свойств и процессов на нек-ром возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный В.). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учёта возрастных психофизиол. особенностей ребёнка и того значения, к-рое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психич. новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, к-рые могут существенно различаться у детей одного В. Лит.: Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Эльконин Д. Б., К проблеме периодизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, №4; Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., Проблема периодизации развития личности в психологии, М., 1981; Выготский Л. С., Проблема возраста, Собр. соч., т. 4, М., 1984; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987; Birren J. E., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (№. J.), 1964; B r o-mley D. B., The psychology of human ageing. L., 1966; см. также лит. при ст. Возрастная психология. смотреть

ВОЗРАСТ

BОЗPACT человека, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический В., к-рый определяется состоя. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *