Что такое вражда между людьми
Значение слова «вражда»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВРАЖДА’, ы́, мн. нет, ж. Неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения. Питать вражду к кому-н. Жить во вражде с кем-н. Непримиримая в. Возгорелась в.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вражда́
1. недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия ◆ Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. А. С. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. ◆ Звягин первый прираздумался и разгоревался: «Из-за чего наша вражда? За что я сердце на Щеколдина держу? Завидую ему? Нет, кораблей приходит много, живу в достатке». Борис Шергин, «Корабельные вожи», рассказ (1957) // «Поморские были и сказания», сборник, 1957 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова доколь (наречие):
Сочинение: В чем причина вражды между людьми?
В сочинении «В чем причина вражды между людьми?» показаны причины того, почему люди враждуют друг с другом, что их заставляет идти против других людей или целых семей.
Вариант 1
Конфликты становятся частыми спутниками во взаимоотношениях людей. Спровоцировать их могут как серьезные проблемы, так и мелкие недопонимания. Не желая разбираться и выяснять отношения, человек просто пускает все на самотек. И часто это вытекает во вражду. В большинстве случаев причинами вражды между людьми являются психологические особенности и взгляды людей на окружающую действительность. Человеку бывает трудно переступить через свои принципы и пойти на уступки. В своих убеждениях и взглядах человек, словно в панцире, прячется от воздействия окружающей среды. Нежелание прислушаться к другим, понять их попытаться найти компромисс приводит к вражде. Нередко человек бывает просто не понят окружающими, и они начинают его ненавидеть. Немало примеров вражды можно найти в произведениях русской и зарубежной литературы.
Героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерина Кабанова оказывается как раз таким человеком, который был не понят и не принят окружающими. Она жила в семье мужа, который был слабохарактерным и жил в полном подчинении своей матери. Кабаниха не любила молодую жену Тихона, она постоянно упрекала девушку в неправильном поведении, невыполнении своих обязанностей. Катерина была виновата даже в том, что Тихон часто уходил из дома и возвращался пьяным. Кабаниха просто подавляла индивидуальность девушки своими диктаторскими порядками. Девушка чувствовала себя как птица в клетке, у которой отняли свободу и подчинили своей воле. Эти тяжелые обстоятельства не могли не отразиться на психологическом состоянии девушки. В сердце Катерины тоже зародилась неприязнь к свекрови. Причиной этой вражды стали общественные проблемы. В пьесе показана глобальная вражда, вечное противостояние хамства, невежества, жестокости в лице Кабанихи и Дикого и искренняя чистота, стремление к свободе, обновлению в лице Катерины.
Вражда между целыми семьями показана в пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Уже много лет семьи Монтекки и Капулетти являются кровными врагами. Враждуют не только старшие представители семейств. Чувство ненависти живет и в душах молодого поколения каждой семьи. Жертвами этой вражды становятся двое влюбленных, находящихся по разные стороны баррикад. Юноша Ромео влюбился в дочку кровного врага их семейства Джульетту. Их любовь обречена на страдания. Родители никогда не дадут благословение на этот брак. Влюбленные остаются брошенными на произвол судьбы, не имея возможности примирить свои семьи. Но в чем же причина этой затянувшейся войны двух знатных родов Вероны? Они уже сами не помнят о том, что послужило причиной конфликта. Возможно, это была зависть или обида. Очевидно, что причина кроется в психологической неудовлетворенности ее участников, в стремлении что-то доказать. Но люди продолжают ненавидеть друг друга даже несмотря на то, что не знают, за что ненавидят. Это глупая вражда, и Шекспир дает нам это понять в финале произведения. Ее жертвы погибают, принося семьям новые беды и новые причины для ненависти.
Как видим, причинами вражды между людьми могут быть абсолютно любыми. Порой люди даже сами забывают об этих причинах, поддавшись чувствам и теряя рассудок. Но какими бы ни были эти причины, исход всегда один: вражда приводит лишь к потерям, слезам, разрушенным жизням. Хочется задать вопрос: стоит ли враждовать, если можно прекратить конфликты и продолжать наслаждаться жизнью, не портя существование окружающим?
Дополнительные аргументы
Команда нашего проекта подготовила для Вас и другие аргументы, которые доступны в разделе «Банк аргументов».
Вражда
Рассуждения о вражде не случайно следуют за рассуждениями о дружбе и любви. Эти отношения, во-первых, антиподы, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других несложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.Вражда
Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений. Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в периоды революционных преобразований такие отношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные. Почему же вражда существовала, существует и, наверное, всегда будет существовать? Прежде всего потому, что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения или пренебрежения интересами других людей.
Еще более \’благодатную\’ почву для потенциального возникновения вражды представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения и нормам морали. Если людям с различными свойствами темперамента приходится выполнять одну и ту же работу, требующую координации движений, то природно обусловленные различия в скорости реакции, темпе работы, эмоциональности, возбудимости и торможении могут сказаться на взаимопонимании, согласованности действий и в конечном счете привести к конфликтам. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях, а о людях, обладающих этими качествами, говорят, что они имеют тяжелый характер.
Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, невольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомее соответствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конфликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них возникает в отношении друг друга. Но если у взрослых людей какими-то способами все же удается уменьшить противостояние, связанное с мотивационными конфликтами, то антагонизм, порождаемый несовместимостью норм морали, предупредить гораздо сложнее. Как только мотивы оказываются каким-то способом удовлетворены, люди успокаиваются и хотя бы на время перестают испытывать неприязнь в отношении того, кто раньше мешал им это сделать.
Но если речь идет о морально-нравственной несовместимости, то ее избежать невозможно, так как различия в соответствующих установках имеют тенденцию к стабилизации с возрастом, к сохранению во времени и периодическому воспроизведению. От ситуации к ситуации, от эпизода к эпизоду память людей накапливает и сохраняет следы неприязни, которая со временем может перерасти во вражду. Возникновение и функционирование враждебных отношений имеет свои законы и свою динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают те индивидуальные различия и трудноразрешимые проблемы, которые были описаны выше. Если они вовремя не устранены или их действие на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт, вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов неприязнь, способную далее превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз вызывает у одного из общающихс я скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку на противодействие. В результате все его поведение в отношении другого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить ему неприятности.
14.5. Вражда
Вражда — это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте. А. Басс (Buss, 1961) понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Мне более импонирует понимание враждебности К. Изардом, который определяет ее как комплексную аффективно-когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Чувство враждебности возникает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с каким-либо человеком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии» (Н. Д. Левитов), т. е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению. В связи с этим Ч. Спилбергер c коллегами (Spielberger et al., 1985) говорят о синдроме ВАГ (враждебность — агрессия — гнев), причем враждебность они рассматривают как личностную черту, представляющую собой набор склонностей, которые мотивируют агрессивное поведение и служат основой и предпосылкой гнева.
Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств.
К. Изард тоже подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя трудно представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него кому-нибудь, не сказал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о проявлении прямой физической и вербальной агрессии).
К. Изард даже считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием. Действительно, чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонения от контакта) в качестве одного из мотиваторов.
Ненависть. Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть (Олпорт, 1998). Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и человечество в целом:
Я ненавижу человечество.
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа,
Стернберг (цит. по Г. М. Бреслав, 2004), аналогизируя структуру ненависти с представленной им структурой любви, выделяет в первой три компонента: а) отрицание интимности (дистанцирование) вследствие испытываемого отвращения, омерзения; б) страсть (гнев или страх при опасности) и в) девальвация человеческого достоинства (взгляд на объект ненависти как на неполноценное существо).
Различное сочетание этих компонентов дает, по Стернбергу, семь видов ненависти (табл. 14.4).
Нельзя не отметить, что в этой классификации совмещены чувство ненависти как устойчивое отношение к кому-либо и эмоциональные переживания чувства ненависти, возникающие внезапно (кипящая ненависть) при восприятии объекта ненависти как отвратительного (негодующая ненависть), и даже предполагаемые или желаемые действия по отношению к объекту ненависти (сжигающая ненависть). Условность этой классификации и даваемых видам ненависти названий очевидна.
Таблица 14.4. Виды ненависти по Стернбергу
Озлобленность — это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся, ожесточение. Это хроническое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости озлобления (ненависти). Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились когда-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования.
Ксенофобия. Ненависть, обращенная против определенных групп населения, например против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, обозначается как ксенофобия, в которой, как пишет П. Куттер (1998), «нет и следа страсти, а есть только неприкрытая ненависть и жажда разрушения…» (с. 58–59). У некоторых женщин и мужчин в результате неудачной любви может возникнуть ненависть ко всем лицам противоположного пола.
Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому-нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.
В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.
Цинизм. Специфичным проявлением презрения является цинизм, т. е. устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «цинизм» обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges. В латинском языке слово «киники» стало звучать как «циники». Киники проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Проявляется цинизм как в словах, так и в поступках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеянии идеалов, попрании человеческого достоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и моральным чувством.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5. Стенка на стенку (этническая вражда и ее извращения)
Глава 5. Стенка на стенку (этническая вражда и ее извращения) 5.1. Свой — чужой Жизнь, естественно, не ограничивается взаимоотношениями внутри группы. Животные, живущие группами или стадами, поддерживая взаимный контакт, различают «своих» и «чужих» по внешнему виду,
Вражда
Конфли́кт (от лат. conflictus ) — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает Конфликтология.
Содержание
Общее определение
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы (см.: Теория социального конфликта), группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Конфликт в художественных произведениях
Конфликт (от латинского «столкновение, борьба») — тематическое напряжение, возникающее между персонажами или их поступками, на котором основывается сюжет.
Есть четыре основных вида конфликта:
Конфликт. Напряжение между персонажами или действительное противостояние персонажей (обычно в драме или беллетристике, но также и в поэмах). Конфликт также может быть внутренним. Кроме того, может иметь место конфликт между героем и обществом или окружением.
— Cuddon J. A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. (p. 188)
К. (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение, борьба, на к-рых построено развитие сюжета в художественном произведении». «Раскрываясь в К., характеры являются вместе с тем его источником, „организатором“.
— А. Богуславский. Конфликт // Словарь литературоведческих терминов. С. 155—156.
[Коллизия] (от лат. collisio — столкновение) — противоборство, противоречие между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия лит. произведения. К. далеко не всегда выступает ясно и открыто; для нек-рых жанров, особенно для идиллических, К. не характерна: им присуще лишь то, что Гегель назвал „ситуацией“ В эпосе, драме, романе, новелле К. обычно составляет ядро темы, а разрешение К. предстает как определяющий момент худож. идеи…» «Худож. К. — это столкновение и противоречие между целостными человеческими индивидуальностями». «К. является своего рода источником энергии лит. произв., ибо она определяет его действие». «На протяжении действия она может обостряться или, наоборот, ослабевать; в финале коллизия так или иначе разрешается.
— Кожинов В. В. Коллизия // КЛЭ. Т. 3. Стлб. 656—658.
— Эпштейн М. Н. Конфликт // ЛЭС. С. 165—166.
К. (в литературном произведении) — противоречие между жизненными (как правило, нравственными) позициями персонажей, служащее источником развития сюжета. Понятие применяется в первую очередь в области драмы.
В отличие от ситуации, которую образует противостояние безличных сил, понятие «К. » применяется там, где сталкиваются разные и воплощенные в действиях и высказываниях личностей жизненные ценности, принципы или «правды». К. предполагает «позицию», то есть такое отношение к ситуации, которое означает выбор: человек вынужден стать на сторону одной из столкнувшихся сил, покольку каждая из них оценивается в категориях морального права (справедливости-несправедливо-сти) или нравственной истины (правды-лжи). Неизбежность выбора связана с экстраординарными обстоятельствами, которые обычно существуют в локальном пространстве и сохраняются на протяжении ограниченного отрезка времени. Вместе с тем, такого рода нравственное самоопределение героя требует не только ответственного, но и идеологически обоснованного, оправданного поступка. Иначе говоря, К. соответствует «сжатости» художественного пространства-времени и определяющей роли в речевой структуре не повествования, а диалога или риторического (то есть аппелирующего к аудитории, хотя бы возможной) монолога. Эти условия наличествуют в драме. Они присутствуют также и в криминальной литературе (отсюда существенная близость — и тематическая и формальная — между нею и драмой).
В качестве источника развертывания сюжета К. порождает нарастающую напряженность, изредка прерываемую тормозящими ход действия описаниями или сценами, которая приводит героя к катастрофе и может быть снята лишь развязкой. Поэтому в теории драмы сложилось представление о «правильной» (канонической) структуре драматического сюжета. Наиболее законченное выражение оно получило в «традиционной 5-ступенчатой и пирамидальной схеме Густава Фрайтага с [1] экспозицией, повышением с помощью [2] „волнующих моментов“ к осложнению в [3] высшем пункте, [4] „падающим действием“, прерываемым благодаря ретардирующему „моменту последнего напряжения“ и предуказанным финалом в [5] катастрофе или развязке» (Г. фон Вильперт). Хотя эта схема даже в области драмы была пригодна далеко не для всех ее разновидностей, в школьной теории литературы, в частности в России, она получила широчайшую популярность в качестве универсального объяснения структуры всякого сюжета. В сюжетах всех эпических произведений долгое время было принято непременно отыскивать «экспозицию», «завязку», «нарастающее развитие действия», «кульминацию» и «развязку». В действительности такого рода «элементы» сюжета можно вычленить разве что в криминальной литературе. Для эпики в целом характерны куда более сложный состав и изменчивый ритм развертывания сюжета, в основе которого лежит не К., а ситуация.
— Тамарченко Н. Д. Конфликт // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. С. 42—43
Конфликт в программировании
Ситуация, возникающая в результате несовместимости результатов действий различных программ/алгоритмов.
Например: конфликт происходит, когда одна подпрограмма пробует обновить запись, или таблицу, которая уже блокирована другим пользователем или подпрограммой. [1] Такие конфликты являются одной из основных причин зависаний компьютеров.
Юридический конфликт
Юридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.
Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта. Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Хотя уже в силу того, что юридический конфликт возникает только между людьми, ими же раздувается, в основе юридических конфликтов лежат извечные устремления людей к не менее известным ценностям — богатству, власти, статусу. Вместе с тем юридический конфликт, являясь самостоятельным видом социального, не может не иметь особенностей.
Далее, юридический конфликт налицо, если спорят по поводу объёма или характера юридических прав, по поводу притязаний на те или иные права, по поводу перераспределения юридических прав и обязанностей. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов.
Политический конфликт
Антиконструктивные действия, причиной которых послужили различия интересов политических групп (под интересом подразумевается совокупность интересов членов группы).
Политический конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.
Ведущую роль в возникновении конфликтов играют, как это признано конфликтологическими исследованиями, социальные факторы. Среди данного рода детерминант выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:
Супружеские конфликты
Причины всех супружеских конфликтов подразделяются на три большие категории:
По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, вследствие чего и традиционная, и эгалитаргут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.
С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как супруг удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.
Многие авторы связывают конфликтность-успешность отношений с моделями поведения в семье родителей. Так, С. Кратохвил замечает, что индивидуум научается мужской или женской роли в значительной мере от своих родителей и имеет тенденцию неосознанно использовать в своей семье модель отношений родителей независимо от того, нравятся они ему или нет (1991).
Синонимы
Значение «конфликт» тесно связано с другими словами. Так, внутренний конфликт можно трактовать как «стресс», а также «проблема» — проблемная ситуация. Интересно значение этого слова в английском языке. Проблема — это ещё и «задача» (школьная и т. д.), которая подлежит решению.