Что такое всеобуч для родителей
Программа «Всеобуч для родителей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ленинская школа»
Красногвардейского района Республики Крым
ПО «ВСЕОБУЧУ РОДИТЕЛЕЙ
МБОУ «ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании
протокол № 01 от 27.08.2019г.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей
семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей –
важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими
обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня
педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность
организации для них различных форм образования.
Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить
эффективность психического и социального развития учащихся, нормализовать
условия их развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия
взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
Цели родительского образования в школе значительны и разнообразны.
Именно они определяют особую роль родителей как активных участников
образовательного процесса в соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ».
Программа родительского всеобуча школы направлена на создание системы
взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития
Цель программы : Содействие повышению уровня родительской
компетентности и эффективности воспитания через взаимодействия семьи и
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
2. Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей;
3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
2. Механизм реализации программы. Основные направления
— организация диагностической работы по изучению семей;
— организация психолого-педагогического правового просвещения родителей;
— организации совместной общественно значимой деятельности родителей и
— создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении
образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного
Программы всеобуча осуществляется через:
— мониторинговые исследования и определение перспектив;
— установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
— психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения
родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование,
изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
— внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные
— привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с
детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению
национальных духовных традиций.
Формы родительского всеобуча:
Существуют следующие виды родительских собраний: организационные,
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть.
Основные вопросы, рассматриваемые на классных собраниях:
— анализ учебно-воспитательного процесса в классе;
— задачи, определяющие дальнейшую работу;
— планирование, организация деятельности по выполнению задач;
— актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы;
Родительские собрания, как правило, являются комбинированными.
Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение.
Родительское собрание – может проходить в форме «круглого стола»,
тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в
которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Общешкольное родительское собрание проводится 2 раза в год по плану
работы школы. Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:
— знакомство с документами школы, локальными актами, основными
направлениями школы, задачами, стоящими перед школой, итогами работы;
— обмен опытом по вопросу воспитания детей;
оказание помощи в решении хозяйственных вопросов.
При подготовке и проведении родительских собраний необходимо учитывать
ряд важнейших положений:
-атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов» в характере и поведении ребёнка;
Показателями эффективности родительских собраний можно считать активное участие родителей в обсуждения вопросов, обмен опытом, советы и
рекомендации участников собрания.
Родительский лекторий – способствуют повышению педагогической
культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к формированию ЗОЖ детей.
Тематические конференции по обмену опытом формирования
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания позволяет
включить их в обсуждение важнейших проблем.
процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Консультации, беседы классных руководителей, учителей-предметников,
специалистов социально-психологической службы школы по вопросам обучения
Родительский всеобуч планируется в соответствии с требованиями социума,
направлениями работы школы, возрастными особенностями детей.
Этапы родительского всеобуча.
Организационное сопровождение программы осуществляет администрация
школы. Главными исполнителями программы является методическое
объединение классных руководителей школы, родительский комитет школы,
которые анализируют ход выполнения плана по реализации программы, вносят
изменения и дополнения.
1. Повышения уровня воспитанности учащихся;
2. Повышение педагогической компетентности родителей;
3. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении
5. Создание открытой учебно-воспитательной системы стремящейся к
диалогу и взаимодействию с родителями и общественностью. 1. Обоснование программы
План родительского всеобуча
на 2019/2020 учебный год
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность на дорогах.
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Агрессивность у детей.
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Зам. директора по УВР,
Родительский всеобуч для
родителей учащихся начальной школы
заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в
начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами
адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об
особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.
1. Условия успешной адаптации
Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
2. Ваш ребенок первоклассник. Новые
обязанности, первые трудности.
3. Учи показом, а не рассказом. Роль
родительского авторитета в
4. Перелистывая страницы учебного года «Внеурочная деятельность в жизни ребёнка».
Педагог-психолог Асанова Э.Р., социальный педагог.
Что такое всеобуч для родителей
от 22 июля 2002 года N 30-51-547/16
Об организации родительского всеобуча
в общеобразовательных учреждениях
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
Семья и ее роль в воспитании детей
Воспитательный потенциал семьи.
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
Диалог в семейном общении.
Принципы творческой педагогики в семье.
Уклад жизни в семье
Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско—родительских отношениях.
Место традиций в современном семейном укладе.
Этика и эстетика семейного быта.
Возможности воспитания трудом в современной семье.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
Искусство создания детского праздника.
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
Традиция семейного чтения.
Школа как открытая социально-педагогическая система.
Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Модель работы социального педагога с семьей.
Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
IV. Особенности детской и подростковой психологии
Что такое личность? Иерархическое строение личности.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
О развитии самосознания у детей и подростков.
Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
Нравственный облик и поведение человека.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью
родителей за воспитание детей
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Примечание. Ваши предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Тел. для справок (095) 923-8450, Виноградова Л.И.
Российская академия образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для использования при разработке программ педагогического
сопровождения семейного воспитания
I. Обоснование необходимости педагогической поддержки
современной российской семьи
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему «я»;
— почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
— фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
— утрачен традиционный уклад семейной жизни;
— нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
— традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
— культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении последних 10 лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
— увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
— утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
— не имея навыков совместного проживания событий семейной жизни с ребенком, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
— прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
— представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
Программа родительского всеобуча
I. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ, задуманный как общественный договор между семьей, обществом и государством.
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и социальные аспекты семейного воспитания с учетом проживания в военном гарнизоне. Отличительная особенность программы состоит в том, что она реально дает возможность семье стать полноправным партнером педагогов в воспитании детей, заинтересовать родителей в усилении эффективности и качества семейного воспитания, которые помогут выстроить систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение их прав на специальные педагогические знания.
Цель программы: создание условий для глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в образовании, согласования позиций, принимаемых педагогическим и родительским сообществом.
В истории развития нашей школы был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школы и классов, советов содействия семье и школе в военных частях, советов общественности по месту жительства. Однако, с учетом современных реалий, опыт педагогического взаимодействия семьи и школы требует переосмысления. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Несмотря на то, что ФГОС создавался в условиях активного общественного обсуждения текущих и конечных результатов работ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, значительная часть родителей испытывает определенные трудности, предъявляемые к построению образовательного процесса, к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации.
Связано это с тем, что в настоящее время семьи военных, как и любые семьи в Российской Федерации переживают противоречивое и сложное состояние:
Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей также связана с инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия и потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения).
Реализация цели программы предполагает решение ряда задач:
Цель программы определяет систему принципов:
Результатом всего хода развития программы будет являться переход семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением, повышение потенциала семьи и её роли в воспитании детей, в снижении социальной напряжённости в обществе.
Знание и понимание родителями идеологии ФГОС приведет к их способности учиться самим, учиться у других, то есть способности к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», усовершенствуется умение публично выступать на темы по ФГОС, укрепится способность к самостоятельному обучению.
II. Организация системы работы с родителями
Для реализации программы необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с формированием в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, что обусловлено:
Современное российское образование нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Начальная школа – это лишь звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, вооружить родителей специальными знаниями в области педагогики и психологии, помочь в выборе методов воспитания.
Образованию родителей в нашей школе свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Основными направлениями реализации предлагаемой программы являются:
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников:
Вся необходимая информация для родителей в тезисном изложении, размещается на школьном сайте.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.
Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
Учебный план отражает специфику родительского всеобуча и его профильную направленность с учетом основных положений школьного Устава.
В учебном плане полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в школе и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.
Основные направления организации работы
Изучение семей обучающихся:
Психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский лекторий; встречи с медицинскими работниками, встречи Родительского комитета, Совета Отцов, Управляющего совета с администрацией школы, учителями, встречи с юристом, психологом.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
Работа в составе школьного совета:
Повышение педагогической культуры родителей:
Пропаганда здорового образа жизни в семье;
Повышение правовой культуры родителей.
Формы работы с родителями
Формы участия родителей в управлении ОУ:
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции готовятся очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит:
Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями.
На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.
Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме ФГОС, но и участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос.
Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Формы «обратной связи» школы и родителей:
Совет Отцов:
III. Заключение
XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. В школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности всех участников образовательного процесса.
Школа и семья стали проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной деятельности ученика.
Процесс воспитания стал приобщением к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Ответ очевиден. Только активное участие родителей в жизни школы повлияет на развитие образования в целом и расширит состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате.
Тесная и взаимовыгодная работа по всеобучу будет содействовать повышению авторитета родителей в семье, повысит самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, будет способствовать сближению взрослых и детей.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей начальных классов (1-4 классы).
Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы:
Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?
Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?
Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?
Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?
Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?
Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?
Вопрос 7. Ответы на какие вопросы Вам хотелось бы услышать?
Вопрос 8. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?
Вопрос 9. Стоит ли продолжать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?
Данные опроса позволяют надеяться: новые стандарты начинают приносить первые маленькие победы: увеличивают роль семьи, родителей в образовательном процессе.
Учащиеся больше не будут единственными «ответственными» за результаты учебы. Родители хотят активно вовлекаться в школьную жизнь, в том числе и в образовательный процесс.
Социальное партнерство семьи и школы – гарант будущего.
Контактная информация: МБОУ «Белая СОШ» п. Средний, Усольский район, Иркутская область, 665475
Dark_Judas@mail.ru Ельникова Галина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»
ksan28@inbox.ru Кучумова Наталья Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ»