Что такое вспомогательные исторические дисциплины 5 класс
Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.
1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.
2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.
3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.
1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.
В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.
Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.
Так,палеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).
Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.
Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.
Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.
Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.
Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.
Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика, которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.
Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.
Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.
Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).
Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.
Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.
Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).
Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).
Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.
Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.
Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.
Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).
Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.
Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.
Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.
К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).
В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».
2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:
1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).
2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.
Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:
1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;
2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;
3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.
К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.
Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.
В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).
3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.
Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.
Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».
Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.
Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.
Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.
Вспомогательные исторические дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).
Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).
Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.
Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
— историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;
— историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;
— историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;
— историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;
— историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;
— историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);
историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;
Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.
Презентация по истории на тему «Вспомогательные исторические дисциплины» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомогательные исторические дисциплины
К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся археология, генеология, ономастика, геральдика, палеография, метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.
Археология – наука о вещественных исторических источниках.
Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных.
Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю.
Область исследований геральдики – гербы.
Палеография Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения.
Хронология Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации.
Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер.
Сфрагистика Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них.
Нумизматика изучает денежно-весовые системы, монеты, надписи на них и денежное обращение.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-365609
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по истории «Вспомогательные исторические дисциплины» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомогательные исторические дисциплины.
История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. История – наука сложная, объемная, но даже ей необходимы помощники, и их у нее немало! Все эти специальные отрасли исторического знания называются вспомогательными историческими дисциплинами.
Какие виды исторических источников вы знаете?
Наше современное правописание значительно отличается от принятого во времена, скажем, Древней Руси. Тогда писали медленно, торжественно, выводя каждую букву. Сами буквы имели начертания, иногда совсем не похожие на современные. Буквы фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила (устав). Поэтому и сам почерк древнерусского письма именуют «уставом». В средневековой Руси писать стали быстрее, буквы потеряли стройность и торжественность. Этот тип письма называется скорописью. Читать ее еще сложнее, чем устав. Лишь в XIX веке правописание и формы букв приблизились к современным.
Палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.
Эпиграфика – вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась как самостоятельная область знания в середине 19 века.
Археология оформилась как наука к началу 20 века, до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность.
Ономастика – это раздел лексикологии, изучающий собственные имена.
В соответствии с обозначаемыми объектами ономастика делиться на следующие разделы: · Антропонимика – изучает историю личных имен людей (Иван Калита, Рюрик,); Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Украина, Черное море, Невский проспект, озеро Байкал, Куликово поле). Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах. · Этнонимика – изучает историю названий племен, народов и других этнических общностей (русские, тувинцы, американцы, индейцы); · Зоонимика – собственные имена животных и их клички (Шарик, Мурка); · Астронимика – названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, комета Галлея); · Космонимика – наименования зон космического пространства – созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Галактика Андромеды); · Теонимика – собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс, Аллах);
Значение: Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций, часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов, Самые старые из известных нам печатей находят при раскопках Древнего Египта и Месопотамии. В средние века, когда грамотность была редким явлением, печать заменяла подпись. К 14 веку в Европе появляется такое понятие, как государственная печать. В Древней Руси первые упоминания о печатях встречаются в договорах Игоря и Святослава с греками.
Метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая развитие систем мер веса, длины, объема и площади. У многих народов мира в разные времена существовали свои меры длины, веса, объема и площади. Какие меры длины, веса, объёма и площади вы знаете?
Старые русские мер длины: 1 верста = 500 саженям 1 сажень = 3 аршинам 1 аршин = 16 вершкам Задание : Сколько аршин в 2 верстах? Сколько вершков в 3 саженях?
Сколько аршин в 2 верстах? 2 версты = 3000 аршин. Сколько вершков в 3 саженях? 3 сажени = 144 вершка.
Нумизматика – это вспомогательная историческая дисциплина, как наука она возникла в 18 веке, но само коллекционирование монет началось в Италии в эпоху Возрождения (с 14 века). Нумизматика – это наука о монетах, именно о монетах, а не о деньгах. Монеты – это только разновидность денег. Это те деньги, которые приобрели вид кусочка металла с клеймом, удостоверяющим его вес и чистоту. В 1264 году на одном из островов Средиземного моря был найден клад монет. Данная находка является первой в истории.
Домашнее задание: 1.Учить записи в тетради 2.На выбор: изучить происхождение имён и фамилий в своей семье. придумать и нарисовать герб своей семьи.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1592367
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.