Что такое общество объяснение для детей
Урок по теме «Что такое общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
Дата: 06 февраля 2013 г
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: Что такое общество
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «общество»
Задачи урока: развивать личностные, коммуникативные регулятивные УУД (содействовать развитию гражданской сознательности,
формировать критическое мышление учащихся, способствовать развитию речи, логического мышления,развивать коммуникативные навыки)
Организация начала урока
Приветствие, проверка готовности учебных предметов, выявление отсутствующих
— как вы считаете с кем человеку проще всего общаться?
-как можно общим понятием назвать, все что вы назвали?
-как вы считаете, важно ли человеку знать законы и правила общества, в котором он живет и общается?
-попробуйте определить тему нашего урока?
К концу нашего урока мы с вами будем знать, что такое общество, каким оно бывает, уметь выявлять признаки общества и отличать общество от группы людей.
Обратите внимание на опорные слова, которые помогут нам в работе.
Общество, признаки, взаимодействие людей, деятельность
Подготовка к усвоению новых знаний
-почему нельзя подружиться с Маугли?
-какая главная потребность человека отличает его
— как он может её реализовать?
-где он может её реализовать?
Подготовка к учебной деятельности
(цель: выявления признаков общества)
Работая с полученным текстом, вы должны будете не просто ответить на вопрос, который вам задан, но и аргументировать свою точку зрения
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
В зале шумно только что закончился доклад молодого ученого о его экспедиции в далекую страну и о положении там редких животных. Каждый их присутствующих высказывает своё мнение и предлагает разные меры для помощи в их охране.
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
Зима. Все вокруг покрыто снегом. На реке лёд. Но берег реки не пуст. Около большой проруби собрались люди. Здесь можно увидеть и совсем молодых людей, и подростков, и людей пожилого возраста. Он раздеты и с удовольствием смотрят на темную холодную воду реки. Минута и начнется купание. Все станет жарко и весело как в летний день.
У каждой группы учащихся текст, работая с которым они должны определить является ли описанной сообщество –обществом и аргументировать свой ответ, самостоятельно выделив какие-либо признаки общества
Подведение итогов работы в группах
коллективное выведение определения понятия «общество» и его характерных признаков:
итак какой же вывод можно сделать, что такое общество?
Общество – это группа взаимодействующих людей, объединённых общими целями, задачами, интересами, деятельностью.
Однако у слова общество может быть несколько значений.
Приведите пример обществ, которые вы знаете (общество охраны природы, филателисты, общество любителей старинных машин, и т. д.)
Как и зачем говорить с ребенком об общественной жизни? (Спойлер: помогут мультфильмы!)
Как рассказать ребенку о жизни общества без занудства
Родителям часто кажется, будто детям еще рано знать все об окружающем мире: ну разве пятилетке объяснишь, как работают банки, зачем папа взял ипотеку или что такое бабушкина пенсия? Но на самом деле знакомить детей с жизнью общества и страны не менее важно, чем показать все виды птиц и полевых цветов: это такая же часть полноценного развития. Рассказываем, зачем еще нужны «уроки обществознания» и как провести их для малышей и школьников без нудных лекций и сложных терминов.
Зачем ребенку знать об обществе и стране?
Дети с ранних лет отчетливо понимают разницу между «моим» и «чужим». Они видят, что существуют правила поведения в семье, детском саду — а потом и в школе — по сути, это и есть знакомство с обществом. Если начать знакомить со «взрослыми» понятиями еще до школы, это поможет ребенку:
Ребенку, который ничего не знает о форме государственного устройства своей страны, налогах, социальных службах и других важных вещах, будет сложнее встроиться в общество. Он рискует вырасти тем самым Незнайкой на Луне, который не понимает, откуда и почему берутся фертинги и сантики и какие возможности и ограничения есть в его стране.
Неужели об этом можно говорить с малышами?
Конечно, есть вещи, которые не стоит обсуждать в раннем возрасте. Но дошкольникам в рамках семейного «обществоведения» можно рассказать о волонтерах поисковых отрядов, некоммерческих организациях по защите природы, субботниках в парках. Малышам полезны и разговоры на более сложные темы, например о расизме — в этом уверены эксперты британской компании EqualiTeach. Клинический психолог Юлия Ларионова считает, что даже глобальные изменения в жизни страны важно объяснить ребенку:
Информация от взрослых, какие именно события произошли на уровне семьи, города, страны и мира, — очень важна, это уменьшает напряжение детей. Ребенок хочет понимать, что происходит, а если не может, то выключается: заболевает или «выдает» буйное поведение и нежелание учиться. Это характерно для старших дошкольников и младших школьников, такое поведение возникает у детей, которые не справляются с самостоятельным проживанием эмоций и новых ситуаций. Они нуждаются в новых словах, понятиях и героях. И новые слова берутся от того, кто знает больше и может действовать шире, — от взрослого. А примером может стать книжный или мультяшный персонаж.
Предстоящая перепись поможет рассказать об участии в жизни страны
В апреле 2021 года в России пройдет перепись населения — чем не повод начать разговор об обществе с ребенком? Объяснить ребенку, что это такое и почему участие каждого важно для нашего будущего, поможет мультсериал «Приключения Випина». Птичка Випин, которую специальное жюри сделало талисманом Всероссийской переписи населения, готовится провести перепись на своем родном дереве. Уже вышли пять серий, в которых остроумно и интересно рассказывается о первой в российской истории цифровой переписи населения.
Простая яркая графика, понятный короткий сюжет — за две минуты одной серии ребенок узнает:
Забавный Випин учится делить пирог (как правильно — по красоте, уму, потребностям или справедливости?), в лицах показывает возможные диалоги при встрече переписчика с жителями города — строгой учительницей, глуховатой бабушкой, веселым подростком и футбольным болельщиком.
Научиться жизни в обществе можно у сказочных персонажей
Еще в XX в литературе и мультфильмах для детей было много положительных, активных героев. Мальчиш-Кибальчиш, герои Носова, Чуковского, Маршака, Михалкова и Барто — все они были неравнодушными жителями своего города и страны (пускай иногда и фантастической). Дядя Степа служил примером того, как должен себя вести настоящий милиционер и спортсмен, Незнайка вместе со своими друзьями меняли общество на Луне, а Чиполлино — в огородном государстве. Кот Леопольд учит мышей делать добрые дела и «жить дружно» — так можно рассказать ребенку о волонтерах и важных принципах, которые должны быть в основе общества.
В зарубежной мультипликации об общественной жизни тоже рассказывали. В мультфильмах Диснея дядя Скрудж учит не только копить деньги, но и уважать законы страны. Питер Пэн отлично понимает, в чем разница между реальным миром и Страной Нетинебудет, и действует по ее правилам.
И в современных мультфильмах принято говорить не только о приключениях и любви, но и о гражданской позиции: в «Короле Льве» Симба борется за власть с завистливым и жестоким дядей и возвращает прайду процветание. А Эльза из «Холодного сердца» делает все для блага своего народа и готова пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить мир. Думаете, для ребенка это только интересный сюжет? На самом деле даже второстепенные персонажи таких мультфильмов:
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Урок по окружающему миру по теме «Общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»
4 класс УМК «Школа 2100»
Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края
Цели и задачи урока
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
— учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
— формирование социально одобряемых форм поведения.
презентация «Что такое общество»;
Запись песни «Дружба»
Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)
— Как узнать внутренний мир человека?
— Назовите врождённые признаки человека?
— А какие приобретённые вы знаете?
— Расскажите о положительных эмоциях?
— Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
— Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
— А характер? Это что такое?
Откройте учебник на стр. 28
-Прочитайте вопрос ( Вспомни, что ты знаешь о значении слова «общество»?)
Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
— Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.
— Давайте поможем Илюше разобраться. Чем по вашему мнению отличаются «Общество охотников» и «Общество защиты животных»?
Слайд : «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!».
Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
Ученики: Нет, это только призыв к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».
Слайд добавляет фразу: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
— Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121
ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)
Что объединяет людей на третьем рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды «Спартак»»? (Да.)
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
— Давайте прочитаем второй абзац.
Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД
Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
— Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?
Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)
Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
А теперь давайте рассмотрим такие ситуации
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
— Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:
«Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки – КОМПРОМИСС.
Разрешение конфликта (на доске)
Уход от решения проблемы
— Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД
Два козлика.
— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
— Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
— Как бы вы поступили на месте козликов?
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте тетради на стр. 15
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
— А что такое конфликт?
Не забывайте о чувстве юмора
Критикуйте поступки, но не человека
Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
Будьте хорошим слушателем
Будьте справедливы и терпимы к людям
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
Не повышайте голоса.
А сейчас давайте споём вашу любимую песню «Дружба».
Домашнее задание. стр.28-31 Тетрадь с. 15-17
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».
Презентация по окружающему миру «Что такое общество?»
Презентация по окружающему миру 3 класс А. А. Плешаков. На тему «Что такое общество?»
Содержимое разработки
Что такое общество?
Подумай, что такое общество.
«Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный).
Общество – это совокупность людей, которые объединены исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности .
Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество».
Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Общество существует около 40 тыс. лет. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Как ты думаешь, в связи с чем они это делали?
чтобы защищаться от врагов,
решать общие проблемы,
Формы объединения людей
Семья – важная часть общества.
Семья объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.
Частью общества является и народ.
Народ – это население государства, жители страны.
Работа по учебнику.
На Земле насчитывается
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране.
Страна – это территория, которая имеет
определенные границы (например, Россия,
Общество – это люди, которые
живут вместе в одной стране
(например, российское общество).
Государство – органы власти, которые
управляют обществом: президент,
парламент, суды, полиция, правительство
Любое государство имеет…