Что такое второй десяток

Конспект урока математики на тему «Второй десяток» (1 класс)

-формировать понятие о десятке;

-ввести термины «однозначные числа», «двузначные числа»;

— познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

-познакомить детей с числами второго десятка: с особенностями чтения, и записи; с десятичным составом каждого числа от 11 до 20;

-повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.

-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.

-воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

1) Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;

2) Сравнивать числа в пределах 20;

3) Решать задачи в два действия;

4) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий;

прогнозировать результаты вычислений;

контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

оценивать правильность предъявленных вычислений;

сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

обработка информации, установление аналогий .

формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.

— У вас на партах лежат солнышки и тучка, покажите свое настроение.

-Что мы возьмем с собой на урок математики? (знания, смекалку, внимание)

-Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.

Вот именно поэтому я сегодня решила отправиться с вами в цирк. А какие животные выступают на арене цирка?

Но вот беда. Зрители уже собрались, сидят и ждут, а животных все нет и нет. Оказывается, у них пропали цирковые атрибуты, т.е. те предметы с какими животные выступают на арене. И они очень просят вас им помочь. А для этого вы должны быть на уроке внимательными и сообразительными. Животные по очереди будут задавать нам вопросы и давать задания, а вам надо быстро и главное правильно их решить.

II . Этап актуализации знаний

Два кольца, но без конца,

Посередине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8)

— Запишите эту цифру в тетрадь.

— Молодцы! Справились и помогли тигру найти кольца для выступления.

Игра «Набери число» Слайд 4

Теперь нам надо помочь слону. У него пропали тумбы, на которых он стоит во время представления. Давайте поможем ему их найти.

— В каждой строке найдите два числа, при сложении кот. получилось число 8.

— Состав числа 8. Слайд5

Игра «Волшебный мешочек» Слайд 6

Медвежонок рассыпал цифры из мешочка. Помогите ему разложить их в порядке возрастания. И тогда мама медвежонка найдет свой велосипед, чтобы выступать в цирке.

Внутри карточки с цифрами от 1 до 9.Ученик достает цифру:

а). Назовите число, которое следует за числом:

б). Назовите число, которое стоит перед числом:

в). Назовите число, которое стоит между числами:

Игра «Веселые задачки» Слайд 7

— В следующем задании нас просят о помощи еще маленькие циркачи. Это щенята и медвежата. Вам надо устно решить задачу, а ответ показать на числовом веере.

Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (5)

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? (8)

Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было цыплят? (10)

Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. (6)

( на доске поочерёдно появляются числа 5 8 10 6)

Цель : обеспечить мотивацию изучения нового материала.

Учитель: Посмотрите на эти числа.

Какое из них отличается от остальных?

Дети: 10. Его можно назвать лишним.

Учитель: Почему вы назвали число 10?

Дети: оно не такое, как остальные.

Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?

Дети: Десять единиц составляют десяток.

А за ними, посмотри –

Идут четыре, пять, и шесть –

Их нам надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь.

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь прибавим –

И десяток вмиг составим.

— Итак, о чем мы сегодня с вами будем говорить, о каких числах?

ТЕМА УРОКА : числа от 10 до 20.

Какие цели поставим перед собой?

-Что мы узнаем на этом уроке?

Познакомимся с образованием чисел второго десятка, из одного десятка и нескольких единиц;

IV . Работа над новым материалом слайд 9-18

Работа с палочками

-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.

-Сколько палочек стало? (11)

-Сколько десятков палочек? (1 десяток)

-Сколько ещё есть отдельных палочек? (1)

-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и одна единица).

Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».

Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.

-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2)

-Сколько всего палочек? (12)

-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?

V . Этап первичного закрепления нового материала

— А теперь надо помочь украсить цирк флажками. Для этого открываем учебник на стр. 46, № 2.

— Сколько красных флажков на рисунке? (10)

— Как можно сказать по- другому? (1 десяток)

— Положите один десяток палочек на парту.

— Сколько синих флажков? (десять). Как по-другому назвать 10? (1 десяток)

— Положите еще один десяток палочек на парту. Сколько всего палочек к вас на парте? (2 десятка)

— Сколько флажков на рисунке? (2 десятка)

— Два десятка – это сколько единиц? (20)

Физминутка (на экране)

Решение задачи. Слайд 19 Ну и какой же цирк без клоунов. Оказывается им тоже нужна помощь. Надо решить задачу №3

— И заполните пустые пропуски.

-надо узнать какое животное будет выступать следующим

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? С какими числами познакомились? Чему научились?

— Довольны ли вы своей работой на уроке? Все ли вам было понятно? Какое настроение было на уроке? (смайлики)

И с заключении нашего урока. Я хочу сказать, что вы успешно справились со всеми заданиями, которые нам давали цирковые животные. И в благодарность от них я вам даю сладкое угощенье

Источник

Второй десяток. Нумерация в пределах двадцати.

Устная нумерация за пределами первого десятка основана на группировке единиц при счете. Чтобы показать детям, как происходит эта группировка и как она связана с соответствующими числительными, можно воспользоваться палочками, кубиками, брусками и другими пособиями. Набрав 10 палочек, дети соединяют их в пучок. Учитель сообщает им при этом, что каждый предмет при счете называется единицей; десять единиц составляют десяток.

Сознательному усвоению нумерации чисел второго десятка содействуют следующие упражнения:

Усвоение понятий десяток, и единица представляет для начинающих известные трудности, поскольку десять — это одновременно и 10 единиц и 1 десяток. Иначе говоря, речь идет о перестройке понятия один, которое раньше относилось к единичным предметам, теперь же приходится относить это понятие к группе предметов.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Письменная нумерация за пределами, первого десятка так же, как и устная, основана на десятичной группировке единиц при счете и на применении принципа поместного значения цифр. Чтобы сознательно пользоваться позиционным принципом, надо уметь разлагать число на разрядные числа (15 — это 10 и 5 или 1 дес. и 5 ед.), чему дети научаются при усвоении устной нумерации.

Роль места при обозначении цифрами двузначного числа удобнее всего пояснить на счетной таблице (рис. 37). На первом месте справа пишут единицы, на втором месте от правой руки —десятки. Сначала учитель ставит по одной девять палочек в правый верхний карман таблицы, обозначая некоторые из этих групп соответствующей цифрой в правом нижнем кармане. Наконец получилось 10 палочек.

Учитель связывает их в пучок и перекладывает в левый верхний карман таблицы. Ученики должны при этом вспомнить примеры вида: 2 — 2 = 0; 5 — 5 = 0,и т. д., которые они уже решали. Теперь надо от 10 отнять 10, получится 0. Под пустым карманом учитель ставит цифру 0, а под пучком — десятком — единицу. Цифра 1 показывает, что число состоит из одного десятка, а цифра О — что в этом числе нет отдельных (свободных) единиц. Так разъясняется детям запись числа 10.

Добавляя затем отдельные палочки в правый верхний карман, учитель поясняет запись чисел второго десятка. Под конец в левый верхний карман он ставит два пучка-десятка и под ними цифру 2, а справа под пустым верхним карманом снова появляется нуль.

Попутно вводят термины: однозначное число, или число, которое обозначено одной цифрой (одним знаком), и двузначное число, или число, которое обозначено двумя цифрами (двумя знаками).

Изучение письменной нумерации сопровождается чтением чисел второго десятка по учебнику и записью таких чисел под диктовку. В это время дети знакомятся с монетами в 10, 15 и 20 копеек, приводят случаи из жизни, когда приходится разменять 15 коп. на гривенник и пятачок, или 20 коп. на 2 гривенника и т. д.

Весьма желательно пояснить нумерацию до двадцати на сантиметровой линейке, которую дети могут изготовить самостоятельно на уроке ручного труда. В некоторых школах сантиметр вводится уже при изучении первого десятка. При переходе ко второму десятку желательно познакомить детей и с дециметром.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

На рисунке 38 изображена сантиметровая линейка в уменьшенном виде. Числа 0, 10 и 20 надо ставить под делениями, как это показано на рисунке.

Для измерения сантиметровой линейкой ученикам можно предложить образцы некоторых изделий, изготовляемых на уроках труда: закладку для книг длиной 18 см, флажок длиной 12см, карточку для игры в лото длиной 15 см, шириной 11 см и др.

Источник

Разряды и классы чисел

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Числа и цифры

Числа — это единицы счета. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины.

Для записи чисел используются специальные знаки — цифры. Всего их десять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Натуральные числа — это числа, которые мы используем при счете. Вот они: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, …

От количества цифр в числе зависит его название.

Число, которое состоит из одного знака, называется однозначным. Наименьшее однозначное — 1, наибольшее — 9.

Число, которое состоит из двух знаков цифр, называется двузначным. Наименьшее двузначное — 10, наибольшее — 99.

Числа, которые записаны с помощью двух, трех, четырех и более цифр, называются двузначными, трехзначными, четырехзначными или многозначными. Наименьшее трехзначное — 100, наибольшее — 999.

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определенное место — позицию.

Классы чисел

Цифры в записи многозначных чисел разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Названия классов многозначных чисел справа налево:

Чтобы читать запись многозначного числа было удобно, между классами оставляют небольшой пробел. Например, чтобы прочитать число 125911723296, удобно сначала выделить в нем классы:

А теперь прочитаем число единиц каждого класса слева направо:

Разряды чисел

От позиции, на которой стоит цифра в записи числа, зависит ее значение. Например:

Можно сформулировать иначе и сказать, что в заданном числе 1 123 цифра 3 располагается в разряде единиц, 2 в разряде десятков, 1 в разряде сотен, а 1 служит значением разряда тысяч.

Проясним, что такое разряд в математике. Разряд — это позиция или место расположения цифры в записи натурального числа.

У каждого разряда есть свое название. Слева всегда живут старшие разряды, а справа — младшие. Чтобы быстрее запомнить, можно использовать таблицу.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Количество разрядов всегда соответствует количеству знаков в числе. В этой таблице есть названия всех разрядов для числа, которое состоит из 15 знаков. У следующих разрядов также есть названия, но они используются крайне редко.

Низший (младший) разряд многозначного натурального числа — разряд единиц.

Высший (старший) разряд многозначного натурального числа — разряд, соответствующий крайней левой цифре в заданном числе.

Разрядные единицы обозначают так:

Каждые три разряда, следующие друг за другом, составляют класс. Первые три разряда: единицы десятки и сотни — образуют класс единиц (первый класс). Следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч — образуют класс тысяч (второй класс). Третий класс будут составлять единицы, десятки и тысячи миллионов и так далее.

Чтобы легче понимать математику — записывайтесь на наши курсы по математике!

Потренируемся

Пример 1. Записать цифрами число, в котором содержится:

Все разрядные единицы, кроме простых единиц, называют составными единицами. Каждые десять единиц любого разряда составляют одну единицу следующего более высокого разряда:

Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, нужно отбросить все цифры, обозначающие единицы низших разрядов и прочитать число, которое выражено оставшимися цифрами.

Пример 2. Сколько сотен содержится в числе 6284?

В числе 6284 на третьем месте в классе единиц стоит цифра 2, значит, в числе есть две сотни.

Следующая цифра слева — 6, означает тысячи. Так как в каждой тысяче содержится 10 сотен то, в 6 тысячах их заключается 60.

Значит, в данном числе содержится 62 сотни.

Цифра 0 в любом разряде означает отсутствие единиц в данном разряде.

Проще говоря, цифра 0 в разряде десятков означает отсутствие десятков, в разряде сотен — отсутствие сотен и т. д. В том разряде, где стоит 0, при чтении числа ничего не произносится:

Чтобы проще освоить эту тему, можно распечатать таблицу классов и разрядов для учащихся 4 класса и обращаться к ней, если возникнут сложности.

Источник

Математика. 1 класс

Конспект урока

Названия и последовательность чисел второго десятка.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Образование чисел второго десятка.

Числа второго десятка; образование чисел второго десятка; десяток; сравнение чисел от 11 до 20; однозначные числа; двузначные числа.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основное содержание урока.

Посмотрите внимательно на изображение. Какие числа вы видите? Назовите.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. (При назывании числа, изображение с этим числом визуально увеличивается).

Как вы думаете, какое число здесь отличается от остальных и почему?

Число десять отличается от остальных тем, что в его записи участвуют две цифры.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Как по-другому можно назвать десять?

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Десять единиц составляют десяток.

Послушайте стихотворение о числе ноль:

Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки – если ж слева рядом с ним единицу примостим – он побольше станет весить, потому что будет десять.

Попробуем, в записи числа 10, заменить ноль другой цифрой.

Посмотрите, что получилось:

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.

Вы знаете, как называются эти числа? Сегодня на уроке мы об этом узнаем.

Тема нашего урока: «Названия и последовательность чисел второго десятка».

Посмотрите, у меня десять палочек, завязанных в пучок. Десять палочек составляют десяток.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Если к десятку прибавить ещё одну палочку.

Сколько палочек станет?

Станет одиннадцать палочек.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Сколько десятков и единиц в числе одиннадцать?

Один десяток и одна единица.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Слово одиннадцать состоит из трёх частей: «один», «на», «дцать».

Словом «дцать» в старину называли число десять, поэтому, если одну палочку положить на десять, то получится число одиннадцать.

Если на десяток положить две палочки, то какое число получится?

Получится один десяток и две единицы – это число двенадцать.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Рассмотрите образование других чисел второго десятка, прочитайте их название.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десятокЧто такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что в названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова?

Первая часть слова обозначает число единиц.

Что значит «на дцать»?

«На дцать» складываются отдельные палочки для образования нового числа.

Давайте потренируемся записывать двузначные числа.

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

При записи этих чисел старайтесь называть каждое из них правильно.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Разбор тренировочных заданий.

Запишите числа в порядке увеличения.

14, 11, 18, 17, 10, 20, 12, 19, 13, 15, 16, 20.

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Выполните вычисления и запишите ответы.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

На сколько помидоров больше на ветке, чем в тарелке?

Сколько помидоров всего?

На сколько помидоров меньше в тарелке, чем в корзине?

Варианты ответов: 10 – 2, 10 + 2.

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

Что такое второй десяток. Смотреть фото Что такое второй десяток. Смотреть картинку Что такое второй десяток. Картинка про Что такое второй десяток. Фото Что такое второй десяток

На сколько помидоров больше на ветке, чем в тарелке?

Сколько помидоров всего?

На сколько помидоров меньше в тарелке, чем в корзине?

Источник

Математика

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Число 10. Образование числа 10

Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.

Давай всех посчитаем:

Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!

Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!

Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?

Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.

Давай еще раз пересчитаем всех артистов:

Теперь у нас всего десять артистов.

Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.

Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.

А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:

Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.

Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:

Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.

Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:

Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.

Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

Состав числа 10

Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.

Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.

Как ты узнал, что у него 10 пальцев?

Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.

Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?

Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.

Значит 10 – это 5 и 5.

Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.

Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.

Значит, 10 – это 2 и 8.

А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.

Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.

Значит, 10 – это 6 и 4.

А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.

Значит, 10 – это 3 и 7.

Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!

Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.

Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.

9 и 1 или 1 и 9

8 и 2 или 2 и 8

7 и 3 или 3 и 7

6 и 4 или 4 и 6

5 и 5

Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.

Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.

Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7 3 5 2 4 1 0 9 6 10 8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.

Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7 3 5 2 4 1 0 9 6 10 8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.

Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.

Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

Десяток

А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.

Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.

Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.

Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.

Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.

Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.

Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.

Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?

Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.

Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?

Правильно, 10 – это 5 и 5.

Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.

Догадался, что будет дальше?

Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.

Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работает волшебный ящик?

Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).

В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.

Полученное количество записывают в разряд единиц.

Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:

1 десяток = 10 единиц.

Число десятков записывают в разряд десятков.

Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:

Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.

Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.

Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *