Что такое выделение 6 класс

Особенности процесса выделения у растений и животных

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Живые организмы – это одна большая лаборатория. В них происходят сотни химических реакций между различными биомолекулами, например, процесс фотосинтеза у растений. У всех этих метаболических реакций есть побочные продукты, которые удаляются в процессе экскреции (выделения).

Давайте узнаем, как процесс выделения отходов жизнедеятельности происходит у растений и животных.

Выделение у растений

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

По сравнению с животными, растения не имеют хорошо развитой выделительной системы, которая могла бы выводить азотсодержащие отходы. Это связано с различиями в их физиологии. Поэтому растения используют разные стратегии выведения.

Газообразные отходы, образующиеся при дыхании (углекислый газ) и фотосинтезе (кислород), диффундируют через устьица в листьях и чечевички в других частях растения. Избыточная вода испаряется в основном из устьиц, а также с внешней поверхности стебля, плодов и т.д. Процесс избавления от лишней воды называется транспирацией.

Отходы, такие как кислород, углекислый газ и вода, являются сырьем для других клеточных реакций. Таким образом расходуется избыток углекислого газа и воды. Единственный главный газообразный продукт выделения растений – кислород!

Многие растения хранят органические отходы в своих постоянных тканях, в которых есть отмершие клетки, например, в сердцевине древесины. Растения также запасают отходы в своих листьях или коре. Они периодически удаляются по мере опадания листвы и шелушения коры.

Некоторые отходы хранятся в специальных клетках или клеточных вакуолях. Во время катаболических процессов образуются различные отходы, такие как дубильные вещества, эфирные масла, камеди, смолы и т. д. Чайные листья, амла и орехи бетель (супари) содержат танин. Дубильные вещества содержатся также в коре деревьев.

Листья многих растений, таких как эвкалипт, лимон, священный базилик (туласи) и др., содержат эфирные масла. Кожура апельсинов, лимонов и лепестки таких цветов, как роза и жасмин, также содержат масла. Некоторые растительные метаболиты хранятся в виде густой белой жидкости.

Органические кислоты, которые могут оказаться вредными для растений, часто соединяются с избытком катионов и выпадают в осадок в виде нерастворимых кристаллов, которые можно безопасно хранить в растительных клетках. Кристаллы оксалата кальция накапливаются в некоторых клубнях, таких как ямс.

Водные растения теряют большую часть своих метаболических отходов путем прямой диффузии в окружающую их воду. Наземные растения выделяют отходы в почву вокруг себя.

Выделение у животных

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Основными продуктами выделения животных являются углекислый газ, избыток воды и азотистые соединения, такие как аммиак, мочевина, мочевая кислота и т.д. Двуокись углерода и вода образуются в процессе тканевого дыхания. Азотистые соединения образуются при распаде белков и аминокислот. Также выводятся вода и соли, превышающие потребности организма.

Многие одноклеточные организмы, такие как амеба, выбрасывают отходы путем диффузии с поверхности своего тела. У простейших нет органов для выделения. Поскольку они живут в водной среде обитания, их отходы выводятся путем диффузии через плазматическую мембрану.

Простые многоклеточные организмы, такие как гидра, избавляются от твердых отходов через рот. У высших многоклеточных организмов есть четко определенные специализированные органы выделения. Эти органы могут быть простыми трубчатыми структурами, как у плоских червей и пиявок. Выделительные органы насекомых (например, кузнечика, таракана и мухи) также трубчатые. Они удаляют азотистые отходы из жидкости в организме и помогают поддерживать водный баланс. У позвоночных основными органами выделения и поддержания водного баланса являются почки.

Источник

Выделение у растений, 6 класс, Сонин

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Выделение у растений Автор-составитель: Бобровская Е.В., учитель биологии МБОУ «Лицей «Эрудит», г.Рубцовска УМК Н. И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс. Учебник. – М: Дрофа 2004 г, Н.И.Сонин «Живой организм.

Цель: Изучение процессов выделения у растений

У растений и грибов нет специальной выделительной системы. Многие ненужные для них вещества откладываются в клетках многоклеточных вместилищах и сохраняются на протяжении всей их жизни. От многих вредных веществ растения освобождаются во время листопада. Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы. Осень издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе. Поэты сравнивают ее со старостью, грустят об ее приближении. Для натуралиста осень — интереснейшее время в году, пора интенсивных исследований и наблюдений, когда ярче всего выявляются многочисленные приспособления животного и растительного мира к условиям неблагоприятного сезона. В это время многое удается подметить в природе, объяснить многое непонятное. Многие проявления весенней природы без соответствующих осенних наблюдений будут казаться нам загадочными. Весна и осень неразрывно связаны между собою — это отдельные стадии единого жизненного цикла природы наших умеренных широт.

Листопад – это естественное отделение листьев от стебля. В листьях накапливаются ненужные и даже вредные вещества. Они удаляются из растения в процессе сбрасывания листьев.

Источник

Выделение (биология)

Выделе́ние (экскре́ция) — процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма — экскрементов.

У человека и животных процесс выделения происходит несколькими путями: выведение с мочой через почки, с желчью и калом через кишечник, путём испарения пота с поверхности кожи, а также путём удаления газообразных и/или легко испаряющихся веществ через органы дыхания…

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Выделение (биология)» в других словарях:

Выделение — многозначный термин: Выделение использование при печати текста для некоторого его фрагмента отличающегося начертания шрифта с целью акцентирования внимания читателя на этом фрагменте. Также, нанесение пометки на печатном или письменном материале… … Википедия

Биология аэробных спорообразующих бактерий — Клетки аэробных спорообразующих бактерий имеют палочковидную форму и в сравнении с неспороносными бактериями, как правило, более крупных размеров. Вегетативные формы спороносных бактерий обладают более слабым активным движением, хотя им… … Биологическая энциклопедия

Адаптация (биология) — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Адаптация … Википедия

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ — детальное изучение живых клеток и их составных частей (органелл), прослеживающее роль отдельных идентифицируемых соединений в функционировании этих структур. К сфере молекулярной биологии относится исследование всех связанных с жизнью процессов,… … Энциклопедия Кольера

Старение (биология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старение. Старая женщина. Анн Поудер 8 апреля 1917 года в свой 110 й день рождения. Сморщенная и сухая кожа типичный признак старения человека … Википедия

Клетка (биология) — Клетка элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию,… … Википедия

Клонирование (биология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клонирование. Клонирование (в биологии) появление естественным путем или получение нескольких генетически идентичных организмов путем бесполого (в том числе вегетативного) размножения.… … Википедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Источник

Презентация по биологии на тему «Выделение» (6 класс)

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выделение Домашнее задание: параграф 13 

Проверочная работа – дать определения следующим понятиям 1 вариант Питание, Фотосинтез, Артерии, Капилляры, Плазма крови, Лёгкие, Печень 2 вариант Дыхание, Вены, Минеральное питание, Проводящие сосуды, Жабры, Трахеи (дыхательные трубочки), Желудок 

Гидатоды – специальные клетки выделяющие воду. во время листопада (рис. на стр.89), Во время слущивания коры Выделение у растений 

Выделение у животных 

Кольчатые черви (дождевой червь) – выделительная система в каждом сегменте тела представлена нефридиями. Выделение у животных 

Членистоногие (насекомые, пауки, ракообразные)– выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, а у ракообразных ещё и зелёной железой. Выделение у животных 

Позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) имеют выделительную систему состоящую из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Выделение у животных 

Позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) имеют выделительную систему состоящую из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Выделение у животных 

Этапы выделения: Фильтрация крови с образованием первичной мочи, Обратное всасывание в кровь некоторых нужных веществ с образованием вторичной мочи. Процесс выделения 

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Номер материала: ДБ-129676

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах

Время чтения: 1 минута

Что такое выделение 6 класс. Смотреть фото Что такое выделение 6 класс. Смотреть картинку Что такое выделение 6 класс. Картинка про Что такое выделение 6 класс. Фото Что такое выделение 6 класс

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Выделение у животных. 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Средства обучения: Таблицы по строению органов выделения животных и человека; Демонстрационный материал по зоологии; Карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; CD – интерактивное наглядное пособие “Общая биология. Эволюция систем органов”; Презентация. Видеофрагмента из CD диска Биология. 5–9 класс. Живой организм часть2. “Выделение веществ у амебы”; Учебник Живой организм 6 класс А.А.Плешакова и Н.И.Сонина.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: Групповая.

1. Актуализация знаний учащихся.

Значение процесса выделения в живом организме. (Рассказ учителя.)

Учитель: Между любым живым организмом и внешней средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а так же в нем образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалить.

Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ.

В этом процессе выделения задействованы не только специализированные органоиды простейших, но и целые органы и системы органов хордовых животных.

Вопрос учащимся: Можно ли процесс выделения назвать одним из важнейших процессов жизнедеятельности, защитой от вредного воздействия ядовитых веществ? Ответы учеников.

Учитель: Тема нашего урока “Выделение у животных”.

Ученики записывают тему урока в тетради и определение процесса выделения и выделительная система. Показ Слайда 3 презентации.

Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.

Выделительная система – это совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды, конечные продукты обмена веществ, соли и ядовитые вещества, поступившие в организм или образовавшиеся в нём.

Выделительные процессы являются непременной частью обмена веществ. Они направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма.

У животных различных систематических групп процессы выделения из организма продуктов обмена происходят различно.

2. Особенности выделения у животных. (Групповая работа учащихся по изучению особенностей выделения у различных групп животных). Ученики работают с каточками – заданиям по инструкции. Затем представители каждой группы рассказывают, выделяя основное.

2.1. Особенности выделения в организме беспозвоночных животных. (Выступление групп № 1, № 2, № 3, № 4 с демонстрацией слайдов презентации № 4, 5, 6, 7, 8; видеофрагмента из CD диска Биология. 5–9 класс. Живой организм часть 2. “Выделение веществ у амебы”; демонстрация систем органов выделения из интерактивного наглядного пособия Общая биология “Эволюция систем органов”).

Карточка для группы № 1. (Демонстрация слайда презентации № 4 и 5; видеофрагмента из CD диска Биология. 5-й класс. Живой организм часть 2. “Выделение веществ у амебы”).

Одноклеточные организмы удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела. Так, простейшие освобождаются от продуктов метаболизма путём диффузии их через мембрану. Внутри клетки простейшего концентрация солей выше, чем в окружающей среде, и по законам физики вода постоянно в ходе диффузии просачивается через клеточную мембрану внутрь. Для поддержания гомеостаза, т.е. постоянства химического состава внутренней среды организма у простейшего имеется сократительная вакуоль, которая удаляет излишки воды. Если организм пресноводного простейшего лишить этого приспособления, он погибнет, его просто может разорвать избытком воды.

Таким образом, сократительные вакуоли регулируют осмотическое давление (концентрацию растворённых в воде веществ) в клетке. Сократительные вакуоли простейших за 0,5 часа могут вывести наружу количество воды равное объему тела. Организм человека такое количество воды выводит приблизительно за три недели.

Осморегуляция – удаление из клетки или организма излишнего количества воды.
Диффузия – распространение вещества из зоны большей концентрации в зону с меньшей концентрации.
Осмос – движение растворителя (воды) из зоны большей концентрации в зону меньшей концентрации через проницаемую мембрану.

Кишечноподостные и губки не имеют специализированных органов или систем выделения. Удаление продуктов обмена у них осуществляется всеми клетками тела путем диффузии прямо в воду окружающей среды.

Карточка для группы № 2. (Демонстрация слайда презентации № 6. )

Выделительная система впервые появляется у плоских червей. У них основная масса отходов метаболизма переходит в сильно разветвленный кишечник и выводится из организма через ротовое отверстие. Однако, некоторая их часть поступает в систему канальцев, выполняющих выделительную функцию. Эти канальцы называются протонефридиями.

Каждый протонефридий состоит из множества ветвящихся канальцев, заканчивающихся крупными клетками с множеством ресничек, способствующих току жидкости от клеток в канальцы. Эти клетки называют пламенными или звездчатыми. Канальцы сливаются в один или два крупных канала, открывающиеся наружу выделительными порами.

Они в основном регулируют содержание воды в организме, продукты обмена веществ выводятся путём диффузии через кожу или выстилку пищеварительной полости.

Карточка для группы № 3. (Демонстрация слайда презентации № 7.)

У плоских червей органами выделения являются протонефридии, либо видоизмененные кожные железы. Два выделительных канала тянущихся вдоль тела и начинающихся железистой (секреторной) клеткой в области пищевода. Два канала открываются на головном конце тела.

У кольчатых червей органом выделения служат метанефридии, которые представляют собой покрытую ресничками воронку, которая соединена с длинными канальцами, открывающимися наружу выделительными порами. Биением ресничек продукты обмена удаляются из организма, а вода и глюкоза всасываются в капилляры, оплетающие нефридий. У дождевого червя имеется пара нефридиев в каждом сегменте, у других представителей их меньше.

У некоторых кольчатых червей есть хлорагогенные клетки, которые фагоцитируют твердые частицы отходов и откладывают их в коже как пигмент.

У моллюсков выделительная система представлена одной или двумя почками, проводящими канальцами и выделительными порами. Почка связана с кровеносной системой, поглощая из крови конечные продукты распада.

Карточка для группы № 4. (Демонстрация слайда презентации № 8.)

Механизмы выделения у членистоногих весьма разнообразны. Это связанно с тем, что членистоногие освоили самые разнообразные места обитания – от морских до наземных.

У многих ракообразных существуют специализированные органы выделения – зеленые железы, находящиеся у основания антенн.

Они представляют собой кольцевой мешочек с зеленоватой железистой камерой и каналом, идущий в мочевой пузырь. Моча накапливается и изливается наружу.

У паукообразных имеются мальпигиевые сосуды и специальные железы, открывающиеся в онсновании 1 и 3 пар ходильных ног. Две трубочки, которые одним концом слепо заканчиваются в полости тела, где в них всасывается из крови (гемолимфа) конечные продукты обмена.другим концом они впадают в кишечник на границе средней и задней кишки. Это проводит к большой экономии воды.

У насекомых существуют специализированные органы выделения – мальпигиевы сосуды, которые были открыты и изучены итальянским ученым – исследователем М.Мальпиги. Они представляют собой слепо оканчивающиеся канальцы, расположенные в полости брюшка. Путем диффузии или активного переноса продукты обмена попадают в трубочки, а затем в пищеварительный тракт. Вода всасывается, а основной продукт – мочевая кислота осаждается и выделяется в виде сухой пасты, таким образом, организм насекомого сберегает воду. Содержимое канальцев выводится в прямую кишку, где смешивается с непереваренными частицами пищи и удаляется наружу. Жировое тело насекомого, которое извлекает из крови вредные вещества, накапливает их и запасает жир. У водных насекомых мальпигиевые сосуды регулируют осмос.

Некоторые животные способны откладывать вредные вещества в покрове тела и вместе с ними сбрасывать его во время линьки.

После выступлений 1, 2, 3, 4 групп. Ученики оформляют таблицу: “Строение выделительной системы животных” в тетради. (Демонстрация систем органов выделения беспозвоночных животных из интерактивного наглядного пособия Общая биология “Эволюция систем органов”).

Особенности выделения в организме позвоночных животных.

(Выступление групп № 5, № 6, № 7 с демонстрацией слайдов № 10 и 11 и интерактивного наглядного пособия Общая биология “Эволюция систем органов”.)

Учитель: Выделительная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением от рыб до млекопитающих. Увеличение сложности строения почек было связано с заселением суши.

Карточка для группы № 5. Показ Слайда 10 и таблицы позвоночных животных.

Выделительная система позвоночных представлена парными почками, которые выделяют из крови жидкие продукты жизнедеятельности, когда она доходит через них по капиллярам. От каждой почки отходит по мочеточнику, которые открываются в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря продукты обмена удаляются через мочеиспускательный канал. Почки состоит из сети многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. За счет диффузии жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почки.

Выделительная система рыб представлена двумя лентовидными красно – бурыми туловищными почками, расположенными в полости тела между плавательным пузырем и позвоночником, от которых отходят два мочеточника. Кровь приносит продукты распада и по мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, а из него удаляется наружу через особое отверстие позади анального.

Карточка для группы № 6. Показ Слайда 10 и таблицы позвоночных животных.

Выделительная система земноводных и пресмыкающихся практически одинакова.

У земноводных туловищные почки расположены в полости тела по бокам позвоночника. Лягушка может терять ежесуточно с мочой и кожей до 1/3 массы тела.

У пресмыкающихся – в области тазовых костей, расположены тазовые почки. Клубочки почек не велики и отфильтровывают воды из крови меньше. Выделяемые почками из крови вещества по мочеточникам поступают в клоаку – расширенную часть задней кишки, а из нее в мочевой пузырь. После наполнения мочевого пузыря моча поступает в клоаку и удаляется наружу.

В данном случае мочевой пузырь может служить резервуаром воды, что очень важно в наземных условиях обитания.

Карточка для группы № 7. Показ Слайда 10 и таблицы позвоночных животных.

Тазовые почки птиц довольно крупные, это связано с более интенсивным обменом веществ, от них так же отходят два мочеточника, открывающиеся в клоаку. Из клоаки часть воды, содержащейся в моче, впитывается обратно. Моча у птиц не водянистая, а имеет вид жидкой белой кашицы. Концентрация мочи высокая, т.к. обмен веществ у птиц усиленный. Мочевого пузыря у птиц нет. Моча в органах выделения не накапливается, а практически сразу выводится наружу. Это приспособление для облегчения полетного веса птиц. Наличие клоаки у птиц является свидетельством родства их с пресмыкающимися.

У млекопитающих тазовые почки служат главным органом выделения. Они имеют бобовидную форму и расположены в поясничной области по бокам от позвоночника. Почки способствуют поддержанию водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия. Из почек по двум мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь, из которого по мочеиспускательному каналу удаляется наружу. Кроме того, у млекопитающих продукты обмена могут выделяться через кожу (потовые железы) и другие органы.

Пот – лишенная запаха водянистая жидкость, содержит соли натрия и мочевину. Неприятный запах может приобретаться позже за счет деятельности бактерий. У человека в сутки пота выделяется чуть меньше 1 л., а при жаре – 12 л. (до 4л. в час). При выделении пота организмом тепловая энергия расходуется на его испарение в окружающую среду и тело охлаждается.

После выступлений 5,6,7 групп. Ученики продолжают оформлять таблицу: “Строение выделительной системы животных” в тетради. (Демонстрация систем органов выделения беспозвоночных животных из интерактивного наглядного пособия Общая биология “Эволюция систем органов”.)

Группа животныхОсобенности строения выделительной системы
6.РыбыТуловищная почка – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал
7.ЗемноводныеТуловищная почка – мочеточник – клоака – мочевой пузырь
8.ПресмыкающиесяТазовая почка – мочеточник – клоака – мочевой пузырь
9.ПтицыТазовая почка – мочеточник – клоака
10.МлекопитающиеТазовая почка – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал

Учитель: Таким образом, эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.

3. Закрепление знаний учащихся.

4. Домашнее задание: стр.80–81 и ответить на вопросы на стр. 85 “Проверь свои знания”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *