Что такое предание виды преданий 7 класс
Что такое предание виды преданий 7 класс
Предания – поэтическая автобиография народа. Предание – жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них – Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции – в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).
Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.
Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, – землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
По Н. Криничной
Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
Жанровые разновидности преданий
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические
– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.
Часто предания подразделяются на две группы:
исторические и топонимические.
Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.
По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений.
Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.
Иное явление – сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам.
Особенности преданий
Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.
Собиратели преданий
Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).
Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.
Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».
В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».
Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».
Предание
Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
Содержание
Известные фразы
Свежо предание, а верится с трудом. А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
Источники
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Предание» в других словарях:
предание — 1. ПРЕДАНИЕ см. Предать. 2. ПРЕДАНИЕ; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. предать предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.»… … Толковый словарь Ушакова
Предание — (укр. оповідання, нем. Sage, фр. и англ. tradition, греч. paradosis, по народной терминологии «досюльщина», «быль», «бывальщина») «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин … Литературная энциклопедия
предание — См. сказка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предание история, сказка; миф, поверье, притча, каббала, поверие, сказание, шажере, рассказ, легенда, сунна … Словарь синонимов
ПРЕДАНИЕ — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической… … Большой Энциклопедический словарь
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предать и пр. см. предавать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Предание — священное (sacra traditio) второй из двух первоисточниковхристианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самогоИ. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Предание — ПРЕДАНИЕ рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о… … Словарь литературных терминов
ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, в народно поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес … Современная энциклопедия
Предание — см. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Презентация «Предания»
Предания Материал к уроку литературы. 7 класс Подготовила Легоцкая В.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Какие жанры фольклора вам известны?
Соедините стрелками термины и их определения
Кто был родоначальником первой княжеской династии??
Кто из деятелей Древней Руси является героем преданий? Владимир Мономах, Юрий Долгорукий Иван Грозный, Иван Болотников, Степан Разин, Петр Первый, Емельян Пугачев
Воцарение Ивана Грозного Как в предании объясняется, почему Ивана Грозного прозвали Грозным?
Воцарение Ивана Грозного Какие другие объяснения происхождения прозвища Грозный вам известны? О каком отношении народа к Ивану Грозному говорит данное предание?
Сороки-ведьмы Объясните значение следующих слов: Благочестивый Нечистые люди Христианский народ Переметчицы Караул
Петр и плотник Какой памятник установлен Петру Первому в Воронеже? Чему он посвящен?
Петр и плотник Каким предстает Петр первый в предании? О каком отношении народа к царю это говорит?
Зачем современным школьникам нужно читать предания?
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС ПРЕДАНИЯ — ПОЭТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС
Тот, кто духом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
— познакомить учащихся с понятиями миф, легенда, предание, быличка и бывальщина ;
— раскрыть перед семиклассниками специфику мифотворчества, идейно-художественные особенности древних мифов и легенд, показать их роль в жизни и культуре человека;
— вспомнить древние мифы и легенды, известные ученикам с раннего детства и из курса «Введение в историю» (3—4 классы) 1 и уроков по истории и литературе в 5—6 классах;
— закрепить знания учащихся об этнографических и художественных отличиях мифов народов мира, а также об общности восприятия картины Вселенной народами различных континентов;
— углубить представления семиклассников о национальном своеобразии и общечеловеческом значении мифов и легенд славянских народов.
Форма урока : синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также слово учителя, беседа, сообщения учащихся.
1. Слово учителя с элементами беседы.
Знать историю и культуру государствообразующего этноса 2 — обязанность в первую очередь представителей данного этноса и народов, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили:
«Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Вы уже седьмой год учитесь в школе и, надеюсь, давно поняли, что каждый народ самобытен, неповторим. Самобытно и оригинально устное народное творчество разных народов, иначе говоря, фольклор. Через столетия, а иногда и через многие тысячелетия дошли до нас благодаря фольклору сказания о Сотворении мира, ярко и образно отражающие взгляды древних народов на себя самих и окружающий мир. Начиная с ХVIII столетия эти сказания стали записывать, а затем переводить на другие языки, потому что знаний о прошлом не хватало, потому что всем людям интересно знать, что и как происходило в далеком прошлом.
Взгляды разных народов на Вселенную, прошлое и будущее порой удивительны и, безусловно, интересны, часто неповторимы. Неповторимы, так как они отражают психологию только одного конкретного народа, жившего в определенную эпоху и иногда жившего достаточно обособленно. (На доске можно написать трактовку термина психология 3 , в сильных классах записать ее в тетрадях по литературе.)
Сказания о Сотворении мира разных народов неповторимы, потому что каждый человек, а следовательно, и народ смотрит на окружающее по-своему, исходя из своего жизненного опыта и фантазии, хотя внешне содержание устной народной поэзии у разных народов во многом сходно. Сходны темы, повторяются сюжеты, довольно близки между собой персонажи. А вот обычаи, которые описываются, образ мыслей, речь героев, их поступки, окружающая природа будут сильно различаться. Точно так же различаются между собой и мифы разных народов, повествующие о Сотворении мира, о его Творце, о сложном и многообразном мире богов и о мире людей и др.
Мифоло́гия (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домыслами тех, кто создает миф.
Как правило, представления различных народов и племен на происхождение Вселенной постепенно складывались в целостную мировоззренческую систему определенного народа, закрепленную в веках и выраженную в повествовательных формах, передающихся из поколения в поколение, «из уст в уста». Такая система представлений народа о мироздании в науке о литературе называется мифом.
Миф — это попытка народа или человека понять, обобщить и объяснить различные явления природы, а также окружающего человека общества, выраженная в форме художественного повествования, устного или письменного.
Мифы о пантеоне 4 богов
Мифы о происхождении человека
— Может быть, кто-то вспомнит название какой-либо древней легенды (например, легенды о Геракле или об Икаре или предание о граде Китеже)?
Ученые считают, что преда́ние — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания сообщают сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой предание бытует.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Основание Киева», «Дань мечами» (о противостоянии русичей и хазар), «Призвавие варяжских князей», «Смерть Олега» и т. д. Однако грань между преданием и легендой весьма тонкая, например, многие восточные и европейские хроники, так же как и русские летописи, повествуют о путешествиях апостола Андрея от Черного и Азовского морей до Балтики, о его проповедях христианства на побережье Черного моря и в диких лесах будущей Руси, о посещении острова Валаам. Но никто уже нам не скажет, что является правдой в этих повествованиях, что вымыслом, а что — фантастикой. Существовал реальный человек — последователь учения Иисуса из Назарета, один из его учеников, принявший учение Богочеловека, а затем отправившийся с миссионерской 5 деятельностью по Европе и в страны Причерноморья. Считается, что апостол Андрей Первозва́нный первым принес на Русь учение Христа и обратил ее жителей в новую веру. Возможно, так оно и было на самом деле, хотя православие было принято на Руси лишь в 988 году при князе Владимире. А может быть, это всего лишь легенда, так как:
Вывод (записывается учителем на доске и учениками в тетрадях по литературе):
Миф — это повествование, включающее определенное видение мира тем или иным народом, его поэтическая картина Вселенной.
Предание и легенда — это устные рассказы о реальных исторических деятелях, героях и исторических событиях, о происхождении различных местностей или названий, переосмысленные и дофантазированные последующими поколениями рассказчиков.
2. Работа с учебником
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
— Прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре.
— Кому или чему обычно посвящены циклы преданий? С чем это связано?
— Прочитайте после статьи вопрос 1 на с. 8 и подготовьте на него ответ (5 минут на подготовку).
— Давайте заслушаем сообщения ваших одноклассников и часть информации запишем в тетради по литературе.
3. Сообщения учащихся (3—4 минуты).
Сообщение 1. Устное предание,
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Устное преда́ние — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Все предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий, они как бы обращены в прошлое, в них отражается особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен.
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Леге́нда — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Однако основным содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое.
4. Работа с текстом произведения.
— Можно ли на основе текста данного предания представить древнюю историю славян?
— Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение?
— Какова главная мысль этого повествования?
— Почему Русская православная церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?
— Для чего, по-вашему, создатели древних мифов и легенд постоянно противопоставляют добро и зло, светлых богов и богов — носителей зла, положительных исторических деятелей — героев и отрицательных персонажей?
— Как вы думаете, это противостояние вечно? Для чего оно? Может ли мир быть иным?
— Давайте прочитаем небольшой рассказ «Воцарение Ивана Грозного», помещенный в учебнике на с. 8 (читает один ученик).
— Какова идея рассказа «Воцарение Ивана Грозного»?
5. Работа по карточкам.
Учитель к данному виду работы готовит карту: географическую или историческую — «Древняя Русь».
Класс разбивается на 6 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представители группы озвучивают и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного.
1. Прочитайте текст из летописного свода «Повесть временных лет». Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
2. Подготовьте свободный пересказ текста.
3. Покажите на географической карте места расселения славян и путь «из варяг в греки».
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни 16 находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
— Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей.
Он взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и слез с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.
Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каков их обычай и как моются и хлещутся в банях — и удивился им. И пошел в варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
Те ж, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.
2. Вспомните, кем был Андрей, о котором идет речь в данном повествовании, расскажите о нем.
3* 18 Как вы полагаете, почему Андрея так удивил русский обычай париться в бане?
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
2. Подготовьте выразительное чтение данного текста.
3. Попытайтесь объяснить происхождение имен персонажей.
1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и никогда на него не садился. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников 21 :
— От чего мне умереть?
И сказал ему один кудесник:
— Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть.
Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
— Неправду говорят волхвы. Все их речи — ложь: конь умер, а я жив. И велел оседлать себе коня:
— Хочу видеть кости его.
И ступил он ногою на череп, и выползла змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он.
И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три.
2. Подготовьте выразительное чтение данного повествования по ролям.
3*. Подумайте над тем, как проявился характер князя Олега в этом эпизоде из его жизни. Как вы полагаете, почему этот рассказ был любим и сказителями, и летописцами?
4. Подготовьте словесный портрет героя на основе ваших представлений.
1. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
Вдруг самец спустился с дерева и прямо под ноги к казаку; остановился, посмотрел на казака и закивал в одну сторону головой, и пошагал от казака, туда пошагал, куда головой кивал. Шагает ворон, а сам беспрестанно оборачивается к казаку и дает головой знак, чтобы казак шел за ним. Но казак смотрит только на ворона и улыбается, думает: хитрит ворон, от гнезда отводит. Три раза ворочался ворон, три раза манил казака за собой. Напоследок вплоть подошел к казаку, схватил носом за шаровары и дергает, и тащит, словно ученая собака. Тут уж казак догадался. «Что-нибудь да не так», — думает казак и пошел за вороном. И привел ворон казака к одному старому вязу, и остановился под ним, и давай долдыкать носом в землю, под самым корнем. Казак, не будь дурень, тот же миг давай топором разрывать землю, где ворон носом колотил, и скоро, братец мой, докопался до дубовой шкатулки, железом окованной. Казак хвать по ней обухом, — она и рассыпалась: трухлява была — в земле, значит, долго лежала. И очутилась перед казаком порядочная кучка целковиков, старинных, царя Петра Первого Алексеевича.
2. Как вы думаете, к какому историческому периоду относится это повествование? Аргументируйте свой ответ.
1. Выразительно прочитайте текст. Составьте связный рассказ о том, какое впечатление произвело на вас данное повествование.
2. Определите, к какому жанру устного народного творчества оно относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
В досюльные годы в Заонежье 24 жил старик, и померли у него оба сына. Остался он один со старухой, кормился охотой, и была у него собака, ей цены нет. И раз попался ему встречу хорошо убранный человек: «Продай, — говорит, — собаку и приходи ко мне на Мянь-гору завтра вечером за расчетом». Старик собаку отдал, а на другой день пошел на Мянь-гору. Идет себе да думает: «Здесь и дороги никогда не было». Как поднялся на верх горы, видит большой город, и показали ему дом хорошо убранного человека. Самого хозяина еще не было дома, но старика напоили, накормили, послали попариться во баенку и дали ему парильщиком доброго молодца. Как выпарил старика молодец в парной баенке, пал ему в ноги и говорит: «Не бери, дедушка, за собаку жалованья, а проси меня». — «Хорошо, сказал, — дитятко!» Воротились они тут в палаты; хозяин уже дома и спрашивает старика: «Что тебе за собаку?» — «А не надо мне ни золота, ни серебра. Дай мне этого дородня добра молодца; детей у меня нетути; будет он мне на место сына». — «Много ты просишь, старичок, да делать нечего: надо дать».
Взяли перстень и поехали в Заонежье. Признал купец дородня добра молодца за сына и хотел наградить старика несчетной казной. А сын ему говорит: «Старика нам отпустить не мочно: ты меня породил, а он мне второй отец, из лютой неволи высвободил». И тут они стали все вместе жить да быть.
3*. Как вы думаете, когда было создано это повествование?
(После правления царя Петра I, так как появляется искаженное иностранное слово «фате́ра».)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Название текста — «Географическое описание Руси».
1. Христианская легенда. Повествование посвящено миссионерской деятельности апостола Андрея.
Название текста — «Легенда об апостоле Андрее».
1. Легенда о происхождении города Киева — столицы Киевской Руси. Это попытка объяснить как само появление города в данной местности, так и специфические географические названия, не свойственные языку восточных славян, населявших земли вдоль реки Днепр.
Название текста — «Основание Киева».
Большинство народов языческой веры давало детям имена либо по сходству с каким-либо животным (предметом, явлением), либо с желанием, чтобы у ребенка возникло такое сходство: девочка, отроковица, девушка — Лыбедь, Журавушка, Пеночка; Ива, Круши́на, а также Ельца ( у славян ) и Э́гле (у литовских племен ) — Ель; Надёжа, Любава, Людмила ( славянское — людям милая), А́гния ( греческое — непорочная) и т. п.; мальчик, отрок, юноша — Олень (Елень), Волкодав, Лис, Ворон, Ку́кша (Белка), Быстрая Стрела, Вольный Ветер, Арте́мий ( греческое — здоровый), Валерий ( латинское — бодрый, крепкий) и т. п. детям давались имена и по родовому или территориальному признаку: Юлия — женщина из рода Юлиев, родоначальник — Юлий; Антония — из рода Антониев, родоначальник — Антоний; Лидия — женщина из рода, проживавшего в греческой колонии Лидия в Малой Азии; Ксения ( греческое — странница, иностранка); Максим Грек, Марк Римлянин, Киевлянин, Варяг и т. п. Часто имена менялись с течением времени — одни в силу каких-либо перемен во внешности, характере или жизни человека: Крушина от Кручина (трагическая судьба); Лис от Страшко или Некрас (изменилась внешность); Кукша стал Русом, потом Георгием (переезд в другую местность, затем — крещение); Кассандра Лариса на Кассандра Аврелия (Кассандра из греческой области Лариса вышла замуж за Аврелия) и т. п.; другие для того, чтобы обмануть злых духов: враждебные духи «придут» за человеком под определенным именем, но он уже «умер» в силу совершенного над ним языческого обряда — возродился в ином качестве и под другим именем.
1. Легенда о смерти князя Олега — любимый сюжет отечественного фольклора и русской литературы, например «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Название текста — «Смерть Олега».
Название текста — «Ворон указал клад».
2. Скорее всего, данная бывальщина появилась в конце ХVIII — начале ХIХ века, так как о царствовании Петра I говорится как о «давних временах», а целковики «старинные».
Название текста — «Возвращенный сын».
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Предания и легенды — это поэтическая автобиография восточных славян.
6. Домашнее задание.
— прочитать в учебнике фольклорные произведения «Сороки-ведьмы» и «Петр и плотник» ; определить жанр каждого из них, записать в тетрадях;
— подготовить устный пересказ одного из произведений (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания (для 3—4 учеников):
— подготовить связный рассказ с иллюстративным материалом по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди» 27 — главы «Авдотья Рязаночка», «Садко», «Микула Селянинович», «Илья Муромец».
Персональное задание для хорошо подготовленного ученика : прочитать легенду «Авдотья Рязаночка» (адаптированный вариант — в пересказе для детей) и подготовить ее краткий пересказ.
1 См.: Саплина Е. В.. Саплин А. И. Введение в историю: 3 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа,
2 Э́тнос (от греч. έθνος — народ, племя) — этническая общность, или народ; исторически возникшая устойчивая человеческая группа, представленная племенем, народностью, нацией (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: Изд-во АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 967).
3 Психоло́гия (от греч. psyche — душа + logos — учение) — наука, изучающая психическую деятельность человека. Психическая деятельность представляет собой процесс познания внутреннего мира человека или самонаблюдения, т. е. познания ощущений, восприятий, мыслей, представлений, чувств.
4 Пантео́н (от греч. pantheon: pan — все + theos — бог) — 1) в Древней Греции: храм, посвященный всем богам; 2) современное значение: монументальное здание с полусферическим куполом, в котором захоронены выдающиеся полководцы и государственные деятели.
5 Миссионе́рство (от фр. missionnare, от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих; наибольшее развитие получило в христианстве.
6 Здесь и далее ссылаемся на издание: Литература. 7 кл.: Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. С. 7—8 ( с указанием страниц в тексте ).
10 Летописец находился в одном из монастырей Киева и киевские возвышенности, холмы и крутые берега называл «горами этими».
11 Варя́ги — жители Скандинавии; под гре́ками и в устных преданиях, и в летописях подразумевались византийцы.
12 Озеро Не́во — Ла́дожское озеро; устье того озера — река Нева́; Варя́жское море — Балтийское море.
13 Царьгра́д — Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул); Понт-море — Черное море.
14 Око́вский лес находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности.
15 Хвали́сское, или Хвалынское, море — Каспийское море.
17 Коже́венный квас — квас, употреблявшийся в кожевенном деле. Его применяли для дубления кожи.
18 Значком * здесь и далее по всей книге отмечены вопросы повышенной сложности.
19 Лы́бедь — название речки, впадающей в Днепр недалеко от Киева.
21 Волхвы́ — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства; куде́сники — колдуны.
22 Буда́рка — трубка.
23 И́ндо — очень, даже.
24 Заоне́жье — обширные области за озером Оне́га, край обитания русских и угро-финских племен. Заонежье славится суровым климатом и не менее суровым бытом людей, сохранивших до сих пор многие мифы, легенды, предания и сказания своих далеких предков.
25 См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М., 1994. — С. 545.
27 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб., 1999. — с. 176—178; 169—173; 164—166; 145—151.