Что такое предание виды преданий 7 класс

Что такое предание виды преданий 7 класс

Предания – поэтическая автобиография народа. Предание – жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них – Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции – в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.

Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, – землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
По Н. Криничной

Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Жанровые разновидности преданий

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания
исторические,
топонимические,
этногенетические,
о заселении и освоении края,
о кладах,
этиологические,
культурологические

– и многие другие. Все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно.

Часто предания подразделяются на две группы:

исторические и топонимические.

Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы
переходных, периферийных произведений.

Легендарные предания – это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения.

Иное явление – сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам.

Особенности преданий

Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.

Собиратели преданий

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие – языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие – принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

Источник

Предание

Предание — это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Содержание

Известные фразы

Свежо предание, а верится с трудом. А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Источники

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Предание» в других словарях:

предание — 1. ПРЕДАНИЕ см. Предать. 2. ПРЕДАНИЕ; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь

ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. предать предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.»… … Толковый словарь Ушакова

Предание — (укр. оповідання, нем. Sage, фр. и англ. tradition, греч. paradosis, по народной терминологии «досюльщина», «быль», «бывальщина») «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин … Литературная энциклопедия

предание — См. сказка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предание история, сказка; миф, поверье, притча, каббала, поверие, сказание, шажере, рассказ, легенда, сунна … Словарь синонимов

ПРЕДАНИЕ — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической… … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, предать и пр. см. предавать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Предание — священное (sacra traditio) второй из двух первоисточниковхристианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самогоИ. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Предание — ПРЕДАНИЕ рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о… … Словарь литературных терминов

ПРЕДАНИЕ — ПРЕДАНИЕ, в народно поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес … Современная энциклопедия

Предание — см. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Источник

Презентация «Предания»

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Предания Материал к уроку литературы. 7 класс Подготовила Легоцкая В.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Какие жанры фольклора вам известны?

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Соедините стрелками термины и их определения

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Кто был родоначальником первой княжеской династии??

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Кто из деятелей Древней Руси является героем преданий? Владимир Мономах, Юрий Долгорукий Иван Грозный, Иван Болотников, Степан Разин, Петр Первый, Емельян Пугачев

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Воцарение Ивана Грозного Как в предании объясняется, почему Ивана Грозного прозвали Грозным?

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Воцарение Ивана Грозного Какие другие объяснения происхождения прозвища Грозный вам известны? О каком отношении народа к Ивану Грозному говорит данное предание?

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Сороки-ведьмы Объясните значение следующих слов: Благочестивый Нечистые люди Христианский народ Переметчицы Караул

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Петр и плотник Какой памятник установлен Петру Первому в Воронеже? Чему он посвящен?

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Петр и плотник Каким предстает Петр первый в предании? О каком отношении народа к царю это говорит?

Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть фото Что такое предание виды преданий 7 класс. Смотреть картинку Что такое предание виды преданий 7 класс. Картинка про Что такое предание виды преданий 7 класс. Фото Что такое предание виды преданий 7 класс

Зачем современным школьникам нужно читать предания?

Источник

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС ПРЕДАНИЯ — ПОЭТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАСС

Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

— познакомить учащихся с понятиями миф, легенда, предание, быличка и бывальщина ;

— раскрыть перед семиклассниками специфику мифотворчества, идейно-художественные особенности древних мифов и легенд, показать их роль в жизни и культуре человека;

— вспомнить древние мифы и легенды, известные ученикам с раннего детства и из курса «Введение в историю» (3—4 классы) 1 и уроков по истории и литературе в 5—6 классах;

— закрепить знания учащихся об этнографических и художественных отличиях мифов народов мира, а также об общности восприятия картины Вселенной народами различных континентов;

— углубить представления семиклассников о национальном своеобразии и общечеловеческом значении мифов и легенд славянских народов.

Форма урока : синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также слово учителя, беседа, сообщения учащихся.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Знать историю и культуру государствообразующего этноса 2 — обязанность в первую очередь представителей данного этноса и народов, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили:

«Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

Вы уже седьмой год учитесь в школе и, надеюсь, давно поняли, что каждый народ самобытен, неповторим. Самобытно и оригинально устное народное творчество разных народов, иначе говоря, фольклор. Через столетия, а иногда и через многие тысячелетия дошли до нас благодаря фольклору сказания о Сотворении мира, ярко и образно отражающие взгляды древних народов на себя самих и окружающий мир. Начиная с ХVIII столетия эти сказания стали записывать, а затем переводить на другие языки, потому что знаний о прошлом не хватало, потому что всем людям интересно знать, что и как происходило в далеком прошлом.

Взгляды разных народов на Вселенную, прошлое и будущее порой удивительны и, безусловно, интересны, часто неповторимы. Неповторимы, так как они отражают психологию только одного конкретного народа, жившего в определенную эпоху и иногда жившего достаточно обособленно. (На доске можно написать трактовку термина психология 3 , в сильных классах записать ее в тетрадях по литературе.)

Сказания о Сотворении мира разных народов неповторимы, потому что каждый человек, а следовательно, и народ смотрит на окружающее по-своему, исходя из своего жизненного опыта и фантазии, хотя внешне содержание устной народной поэзии у разных народов во многом сходно. Сходны темы, повторяются сюжеты, довольно близки между собой персонажи. А вот обычаи, которые описываются, образ мыслей, речь героев, их поступки, окружающая природа будут сильно различаться. Точно так же различаются между собой и мифы разных народов, повествующие о Сотворении мира, о его Творце, о сложном и многообразном мире богов и о мире людей и др.

Мифоло́гия (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домыслами тех, кто создает миф.

Как правило, представления различных народов и племен на происхождение Вселенной постепенно складывались в целостную мировоззренческую систему определенного народа, закрепленную в веках и выраженную в повествовательных формах, передающихся из поколения в поколение, «из уст в уста». Такая система представлений народа о мироздании в науке о литературе называется мифом.

Миф — это попытка народа или человека понять, обобщить и объяснить различные явления природы, а также окружающего человека общества, выраженная в форме художественного повествования, устного или письменного.

Мифы о пантеоне 4 богов

Мифы о происхождении человека

— Может быть, кто-то вспомнит название какой-либо древней легенды (например, легенды о Геракле или об Икаре или предание о граде Китеже)?

Ученые считают, что преда́ние — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания сообщают сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой предание бытует.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Основание Киева», «Дань мечами» (о противостоянии русичей и хазар), «Призвавие варяжских князей», «Смерть Олега» и т. д. Однако грань между преданием и легендой весьма тонкая, например, многие восточные и европейские хроники, так же как и русские летописи, повествуют о путешествиях апостола Андрея от Черного и Азовского морей до Балтики, о его проповедях христианства на побережье Черного моря и в диких лесах будущей Руси, о посещении острова Валаам. Но никто уже нам не скажет, что является правдой в этих повествованиях, что вымыслом, а что — фантастикой. Существовал реальный человек — последователь учения Иисуса из Назарета, один из его учеников, принявший учение Богочеловека, а затем отправившийся с миссионерской 5 деятельностью по Европе и в страны Причерноморья. Считается, что апостол Андрей Первозва́нный первым принес на Русь учение Христа и обратил ее жителей в новую веру. Возможно, так оно и было на самом деле, хотя православие было принято на Руси лишь в 988 году при князе Владимире. А может быть, это всего лишь легенда, так как:

Вывод (записывается учителем на доске и учениками в тетрадях по литературе):

Миф — это повествование, включающее определенное видение мира тем или иным народом, его поэтическая картина Вселенной.

Предание и легенда — это устные рассказы о реальных исторических деятелях, героях и исторических событиях, о происхождении различных местностей или названий, переосмысленные и дофантазированные последующими поколениями рассказчиков.

2. Работа с учебником

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

— Прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре.

— Кому или чему обычно посвящены циклы преданий? С чем это связано?

— Прочитайте после статьи вопрос 1 на с. 8 и подготовьте на него ответ (5 минут на подготовку).

— Давайте заслушаем сообщения ваших одноклассников и часть информации запишем в тетради по литературе.

3. Сообщения учащихся (3—4 минуты).

Сообщение 1. Устное предание,

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Устное преда́ние — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Все предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий, они как бы обращены в прошлое, в них отражается особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен.

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Леге́нда — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Однако основным содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое.

4. Работа с текстом произведения.

— Можно ли на основе текста данного предания представить древнюю историю славян?

— Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение?

— Какова главная мысль этого повествования?

— Почему Русская православная церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?

— Для чего, по-вашему, создатели древних мифов и легенд постоянно противопоставляют добро и зло, светлых богов и богов — носителей зла, положительных исторических деятелей — героев и отрицательных персонажей?

— Как вы думаете, это противостояние вечно? Для чего оно? Может ли мир быть иным?

— Давайте прочитаем небольшой рассказ «Воцарение Ивана Грозного», помещенный в учебнике на с. 8 (читает один ученик).

— Какова идея рассказа «Воцарение Ивана Грозного»?

5. Работа по карточкам.

Учитель к данному виду работы готовит карту: географическую или историческую — «Древняя Русь».

Класс разбивается на 6 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представители группы озвучивают и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного.

1. Прочитайте текст из летописного свода «Повесть временных лет». Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

2. Подготовьте свободный пересказ текста.

3. Покажите на географической карте места расселения славян и путь «из варяг в греки».

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни 16 находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:

— Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей.

Он взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и слез с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.

Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каков их обычай и как моются и хлещутся в банях — и удивился им. И пошел в варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:

Те ж, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.

2. Вспомните, кем был Андрей, о котором идет речь в данном повествовании, расскажите о нем.

3* 18 Как вы полагаете, почему Андрея так удивил русский обычай париться в бане?

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

2. Подготовьте выразительное чтение данного текста.

3. Попытайтесь объяснить происхождение имен персонажей.

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и никогда на него не садился. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников 21 :

— От чего мне умереть?

И сказал ему один кудесник:

— Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть.

Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Неправду говорят волхвы. Все их речи — ложь: конь умер, а я жив. И велел оседлать себе коня:

— Хочу видеть кости его.

И ступил он ногою на череп, и выползла змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он.

И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три.

2. Подготовьте выразительное чтение данного повествования по ролям.

3*. Подумайте над тем, как проявился характер князя Олега в этом эпизоде из его жизни. Как вы полагаете, почему этот рассказ был любим и сказителями, и летописцами?

4. Подготовьте словесный портрет героя на основе ваших представлений.

1. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Вдруг самец спустился с дерева и прямо под ноги к казаку; остановился, посмотрел на казака и закивал в одну сторону головой, и пошагал от казака, туда пошагал, куда головой кивал. Шагает ворон, а сам беспрестанно оборачивается к казаку и дает головой знак, чтобы казак шел за ним. Но казак смотрит только на ворона и улыбается, думает: хитрит ворон, от гнезда отводит. Три раза ворочался ворон, три раза манил казака за собой. Напоследок вплоть подошел к казаку, схватил носом за шаровары и дергает, и тащит, словно ученая собака. Тут уж казак догадался. «Что-нибудь да не так», — думает казак и пошел за вороном. И привел ворон казака к одному старому вязу, и остановился под ним, и давай долдыкать носом в землю, под самым корнем. Казак, не будь дурень, тот же миг давай топором разрывать землю, где ворон носом колотил, и скоро, братец мой, докопался до дубовой шкатулки, железом окованной. Казак хвать по ней обухом, — она и рассыпалась: трухлява была — в земле, значит, долго лежала. И очутилась перед казаком порядочная кучка целковиков, старинных, царя Петра Первого Алексеевича.

2. Как вы думаете, к какому историческому периоду относится это повествование? Аргументируйте свой ответ.

1. Выразительно прочитайте текст. Составьте связный рассказ о том, какое впечатление произвело на вас данное повествование.

2. Определите, к какому жанру устного народного творчества оно относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

В досюльные годы в Заонежье 24 жил старик, и померли у него оба сына. Остался он один со старухой, кормился охотой, и была у него собака, ей цены нет. И раз попался ему встречу хорошо убранный человек: «Продай, — говорит, — собаку и приходи ко мне на Мянь-гору завтра вечером за расчетом». Старик собаку отдал, а на другой день пошел на Мянь-гору. Идет себе да думает: «Здесь и дороги никогда не было». Как поднялся на верх горы, видит большой город, и показали ему дом хорошо убранного человека. Самого хозяина еще не было дома, но старика напоили, накормили, послали попариться во баенку и дали ему парильщиком доброго молодца. Как выпарил старика молодец в парной баенке, пал ему в ноги и говорит: «Не бери, дедушка, за собаку жалованья, а проси меня». — «Хорошо, сказал, — дитятко!» Воротились они тут в палаты; хозяин уже дома и спрашивает старика: «Что тебе за собаку?» — «А не надо мне ни золота, ни серебра. Дай мне этого дородня добра молодца; детей у меня нетути; будет он мне на место сына». — «Много ты просишь, старичок, да делать нечего: надо дать».

Взяли перстень и поехали в Заонежье. Признал купец дородня добра молодца за сына и хотел наградить старика несчетной казной. А сын ему говорит: «Старика нам отпустить не мочно: ты меня породил, а он мне второй отец, из лютой неволи высвободил». И тут они стали все вместе жить да быть.

3*. Как вы думаете, когда было создано это повествование?

(После правления царя Петра I, так как появляется искаженное иностранное слово «фате́ра».)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Название текста — «Географическое описание Руси».

1. Христианская легенда. Повествование посвящено миссионерской деятельности апостола Андрея.

Название текста — «Легенда об апостоле Андрее».

1. Легенда о происхождении города Киева — столицы Киевской Руси. Это попытка объяснить как само появление города в данной местности, так и специфические географические названия, не свойственные языку восточных славян, населявших земли вдоль реки Днепр.

Название текста — «Основание Киева».

Большинство народов языческой веры давало детям имена либо по сходству с каким-либо животным (предметом, явлением), либо с желанием, чтобы у ребенка возникло такое сходство: девочка, отроковица, девушка — Лыбедь, Журавушка, Пеночка; Ива, Круши́на, а также Ельца ( у славян ) и Э́гле (у литовских племен ) — Ель; Надёжа, Любава, Людмила ( славянское — людям милая), А́гния ( греческое — непорочная) и т. п.; мальчик, отрок, юноша — Олень (Елень), Волкодав, Лис, Ворон, Ку́кша (Белка), Быстрая Стрела, Вольный Ветер, Арте́мий ( греческое — здоровый), Валерий ( латинское — бодрый, крепкий) и т. п. детям давались имена и по родовому или территориальному признаку: Юлия — женщина из рода Юлиев, родоначальник — Юлий; Антония — из рода Антониев, родоначальник — Антоний; Лидия — женщина из рода, проживавшего в греческой колонии Лидия в Малой Азии; Ксения ( греческое — странница, иностранка); Максим Грек, Марк Римлянин, Киевлянин, Варяг и т. п. Часто имена менялись с течением времени — одни в силу каких-либо перемен во внешности, характере или жизни человека: Крушина от Кручина (трагическая судьба); Лис от Страшко или Некрас (изменилась внешность); Кукша стал Русом, потом Георгием (переезд в другую местность, затем — крещение); Кассандра Лариса на Кассандра Аврелия (Кассандра из греческой области Лариса вышла замуж за Аврелия) и т. п.; другие для того, чтобы обмануть злых духов: враждебные духи «придут» за человеком под определенным именем, но он уже «умер» в силу совершенного над ним языческого обряда — возродился в ином качестве и под другим именем.

1. Легенда о смерти князя Олега — любимый сюжет отечественного фольклора и русской литературы, например «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

Название текста — «Смерть Олега».

Название текста — «Ворон указал клад».

2. Скорее всего, данная бывальщина появилась в конце ХVIII — начале ХIХ века, так как о царствовании Петра I говорится как о «давних временах», а целковики «старинные».

Название текста — «Возвращенный сын».

Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Предания и легенды — это поэтическая автобиография восточных славян.

6. Домашнее задание.

— прочитать в учебнике фольклорные произведения «Сороки-ведьмы» и «Петр и плотник» ; определить жанр каждого из них, записать в тетрадях;

— подготовить устный пересказ одного из произведений (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания (для 3—4 учеников):

— подготовить связный рассказ с иллюстративным материалом по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди» 27 — главы «Авдотья Рязаночка», «Садко», «Микула Селянинович», «Илья Муромец».

Персональное задание для хорошо подготовленного ученика : прочитать легенду «Авдотья Рязаночка» (адаптированный вариант — в пересказе для детей) и подготовить ее краткий пересказ.

1 См.: Саплина Е. В.. Саплин А. И. Введение в историю: 3 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа,

2 Э́тнос (от греч. έθνος — народ, племя) — этническая общность, или народ; исторически возникшая устойчивая человеческая группа, представленная племенем, народностью, нацией (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: Изд-во АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 967).

3 Психоло́гия (от греч. psyche — душа + logos — учение) — наука, изучающая психическую деятельность человека. Психическая деятельность представляет собой процесс познания внутреннего мира человека или самонаблюдения, т. е. познания ощущений, восприятий, мыслей, представлений, чувств.

4 Пантео́н (от греч. pantheon: pan — все + theos — бог) — 1) в Древней Греции: храм, посвященный всем богам; 2) современное значение: монументальное здание с полусферическим куполом, в котором захоронены выдающиеся полководцы и государственные деятели.

5 Миссионе́рство (от фр. missionnare, от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих; наибольшее развитие получило в христианстве.

6 Здесь и далее ссылаемся на издание: Литература. 7 кл.: Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. С. 7—8 ( с указанием страниц в тексте ).

10 Летописец находился в одном из монастырей Киева и киевские возвышенности, холмы и крутые берега называл «горами этими».

11 Варя́ги — жители Скандинавии; под гре́ками и в устных преданиях, и в летописях подразумевались византийцы.

12 Озеро Не́во — Ла́дожское озеро; устье того озера — река Нева́; Варя́жское море — Балтийское море.

13 Царьгра́д — Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул); Понт-море — Черное море.

14 Око́вский лес находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности.

15 Хвали́сское, или Хвалынское, море — Каспийское море.

17 Коже́венный квас — квас, употреблявшийся в кожевенном деле. Его применяли для дубления кожи.

18 Значком * здесь и далее по всей книге отмечены вопросы повышенной сложности.

19 Лы́бедь — название речки, впадающей в Днепр недалеко от Киева.

21 Волхвы́ — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства; куде́сники — колдуны.

22 Буда́рка — трубка.

23 И́ндо — очень, даже.

24 Заоне́жье — обширные области за озером Оне́га, край обитания русских и угро-финских племен. Заонежье славится суровым климатом и не менее суровым бытом людей, сохранивших до сих пор многие мифы, легенды, предания и сказания своих далеких предков.

25 См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М., 1994. — С. 545.

27 См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб., 1999. — с. 176—178; 169—173; 164—166; 145—151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *