Что такое высоты в библии
Что такое высоты в библии
Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.
Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.
Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).
Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).
Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
ВЫСОТА (HIGH, HEIGHT, HIGH PLACE)
Высота – один из «оценочных» образов в Библии. В нем имеется в виду, скорее, качественная, а не количественная характеристика. В глазах древних высота, наряду со светом и тьмой, была образом, вызывавшим такой же трепет, как для наших современников представление о пространстве в расширяющейся вселенной. У высоты есть также богословский смысл, неизменно присутствующий в религиозной мысли и терминологии. Выразительной силой образ высоты обладает даже в нерелигиозном контексте. Мы говорим о высокой культуре, высоком искусстве, высокой жизни, высших животных и высшей ступени мозговой деятельности. В самой Библии есть множество упоминаний о «высотах», которые, хотя обычно располагаются на возвышенностях, вместе с тем, имеют более широкое значение, связанное не только с физическими параметрами. Следовательно, образ высоты имеет первостепенное значение для выражения нашего поклонения, восхищения или почитания по отношению к Всевышнему Богу, сотворенному миру или людям, которых мы ценим.
Высота как образ трансцендентности и божественности. Наиболее значительный смысл в Библии высота имеет как образ трансцендентного (неземного) и божественного. В этой символике подразумевается вертикальная иерархия, в которой Бог и Его невидимый духовный мир располагаются качественно «выше» земного опыта. Не следует игнорировать физическое основание такой символики: по словам псалмопевца, «высоко небо над землею» ( Пс. 102:11 ), и в человеческом воображении небо всегда представлялось «наверху». Поэтому в Библии Бог изображается «высоким». Это находит выражение в эпитете «Всевышний», встречающемся более пятидесяти раз. Бог «высок и превознесен» ( Ис. 6:1, 57:15 ), Он «высок над всеми народами» ( Пс. 112:4 ) и обитает «на высоте небес и во святилище» ( Ис. 57:15 ). Аналогичное значение имеют около двух десятков упоминаний о Боге, пребывающем «на высоте».
В более широком смысле образ высоты связывается с духовным опытом и служением человека. Опять же нельзя недооценивать значение физического основания этого образа. Горы и холмы – это места, где земля соприкасается с небом, и служат также местом, где можно получить видение. В Библии многие религиозные испытания происходят на горах или холмах (напр., встреча Авраама с Богом на горе Мориа, встреча Моисея с Богом на горе Синай, расположение храма на горе Сион, преображение Иисуса). Фактически значительную часть истории спасения в Библии можно проследить на примере темы высот.
Смысл библейского термина, переводимого как «высоты», довольно сложен. По существу он относится к естественной или искусственной возвышенности, где совершались богослужения с принесением жертв. После завоевания Ханаана израильтянами, вернувшимися из Египта, на многих высотах были устроены культовые места, которые связывались с порочными делами. На них устанавливались камни, занимались блудодейством, совершались другие обряды культа плодородия, возводились идолы и столбы Астарты. Эти негативные ассоциации не обесценивали основную идею об использовании некоторых высот для истинного поклонения, равно как использование жертвенников язычниками не делало эти жертвенники непригодными для поклонения. Среди примеров истинного поклонения на высотах можно отметить жертвоприношение Самуила ( 1Цар. 9:12–14 ), группу пророков, «сходящих с высоты» с музыкальными инструментами ( 1Цар. 10:5 ; ср. 1Цар. 10:13 ), тысячу всесожжений, принесенных Соломоном в Гаваоне «на главной высоте» ( 3Цар. 3:4 NRSV, <главный жертвенник>, ср. 2Пар. 1:3 ) и упоминания о служениях на высотах при правлении благочестивых царей (напр., 3Цар. 15:11–14, 22:43 ).
Архетипом высоты в положительном смысле служит Синай, где Бог дал закон при потрясающих обстоятельствах. «Гора», на которой Христос обратился с Нагорной проповедью ( Мф. 5–7 ), символически связывает ее с Синаем как место провозглашения Иисусом нового закона, совершенного и выполнимого, заменившего старый. Целая серия псалмов называется «песнями восхождения» ( Пс. 119–133 ), указывая, что они пелись или декламировались паломниками, идущими поклониться Богу в иерусалимском храме. В первой строке Пс. 120 («Возвожу очи мои к горам») выражается повсеместная библейская тенденция использовать образы физической высоты для выражения мысли о духовной трансцендентности.
Таким образом, становится ясно, что поклонение на высотах не всегда выглядит дурным, и, тем не менее, примерно в семидесяти библейских упоминаний о высотах они связываются не с истинным богослужением и даже не обязательно с возвышенным местом, а с языческими капищами для поклонения идолам. Архетипом высоты в отрицательном смысле и, что показательно, созданной человеческими руками, служит Вавилон, где люди попытались установить власть над небом. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль о том, что Божьему народу следует избегать языческих высот как мест, препятствующих истинному служению, которое, в конечном счете, связывалось с Иерусалимом. В ходе борьбы за власть между Северным и Южным Царствами Иеровоам строил «капища на высотах» в противовес притягательной силе Иерусалима ( 3Цар. 12:31 ), побуждая тем самым Израиль грешить, так как в них не было обрядовой чистоты и они несли в себе черты языческого поклонения.
Борьба за служение на надлежащих высотах служила показателем более широких нравственных и религиозных испытаний народа, ведущих либо к Божьему благословению, либо к Его суду ( Втор. 27–28 ). Именно поэтому в Библии уделяется такое серьезное внимание разрушению недостойных высот. Гедеон стал героем, разрушив жертвенник и рощу Ваала и символически вернув тем самым Божий народ к чистоте ( Суд. 6 ). Аналогичную символическую победу одержал Илия на горе Кармил ( 3Цар. 18 ).
Высота как образ власти и превознесения. В образе высот присутствует также мысль о власти, управлении и господстве, как это видно на примере Вавилона или искушения Христа «на весьма высокой горе» ( Мф. 4:8–9 ). На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется «всадником на облаках». В Библии истинный и единственный Бог показан шествующим на высотах земли ( Ам. 4:13 ; Мих. 1:3 ). Битвы в библейских местах часто происходят на склонах холмов или гор. Занять высоты значит добиться преимущества ( Чис. 21:28 ; 2Цар. 1:19, 25 ). По сути использование возвышенных мест как святилищ может объясняться в том числе их ассоциативной связью с властью.
Образ высоты присутствует и в богатой библейской символике превознесения, вос-хождения и возвышения. В Библии часто говорится о возвышении Богом людей (напр., Чис. 24:7 ; Втор. 28:1, 43 ). Иисус тоже прошел через несколько этапов превознесения. Он был жестоко вознесен на крест, и это действие Иисус сравнил с вознесением Моисеем спасительного изображения змея в пустыне ( Ин. 3:14–15 ). Затем Он воскрес из мертвых. Наконец, Христос вознесся на небо и «воссел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). Когда Христос вернется, оставшиеся в живых будут вознесены навстречу Ему в воздухе вслед за воскресшими из мертвых ( 1Сол. 4:13–18 ).
Метафорические образы. Образ высоты встречается в Библии и как метафора. В Новом Завете, например, есть ряд выразительных образов, основанных на понятии «свыше». Чтобы войти в Царство Божье, надо «родиться свыше» ( Ин. 3:7 ). По свидетельству Иоанна Крестителя, Христос есть Пришедший «свыше» и, следовательно, «выше всех» ( Ин. 3:31 ; ср. Ин. 8:23 ). По словам Иакова, «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак. 1:17 ), и божественно даруемая мудрость тоже сходит «свыше» ( Иак. 3:15, 17 ).
Милость Бога так же высока, как небо над землей ( Пс. 102:11 ). Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше самых высоких гор на земле ( Ис. 55:9 ). От Божьей любви нас не может отлучить никакая высота ( Рим. 8:39 ). Носитель Благой Вести красочно сравнивается со светом города на верху горы – свет невозможно скрыть от взгляда, так он исходит с большой высоты ( Мф. 5:14 ).
См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ, ГЛУБИНА, ГОРА, ЖЕРТВЕННИК, НЕБО, СИНАЙ, СИОН, СПУСК, УЗОСТЬ, ШИРОТА.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что означают высоты в Библии?
Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.
Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.
Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).
Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).
Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.
Высоты
Смотреть что такое «Высоты» в других словарях:
высоты — См. гора. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов
высоты — безбрежные (Круглов); безвестные (Бальмонт); заоблачные (Коринфский); надзвездные (Голен. Кутузов); недоступные (Майков); недосягаемые (Гиппиус); неземные (К.Р.); незыблемые (Тютчев); немые (Бальмонт); эфирные (Полежаев) Эпитеты литературной… … Словарь эпитетов
Высоты — ВЫСОТЫ. Тактич. значеніе В. непостоянно и неодинаково, видоизмѣняясь въ зав сти отъ состоянія воен. искусства и отъ требованій тактики; такъ, во времена греч. фалангъ и вообще въ эпоху дѣйствія исключ но холод. оружіемъ, когда требовались полная… … Военная энциклопедия
Высоты — (1Цар.9:12 ), или возвышенности на холмах и горах, нередко избирались местом истинного служения Богу, но весьма часто также и для идолослужения. По видимому, с самых древних времен возвышенные места выбирались для сооружения жертвенников или… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
высоты — бояться высоты • непрямой объект, эмоции достигать высоты • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Высоты — (евр. бамот). Хананеяне и другие древние языческие народы часто совершали свои богослужения на холмах, горах и искусственно сделанных высотах. Израильтянам было повелено разрушать эти посвященные идолам места (Втор. 12:2), но вместо того они,… … Словарь библейских имен
ВЫСОТЫ СВЕТИЛА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ — равные высоты светила при расположении последних к О и W от меридиана наблюдателя. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Исполины
Исполи́ны (евр. «нефилим») — люди необыкновенно большого роста и большой физической силы, представители древних племен. Среди исполинских племён Священное Писание отмечает: Рефаимов (Эмимов), Енакимов, Зузимов, Замзузимов.
Всемирный потоп, уничтоживший всех людей, за исключением спасшихся в ковчеге, погубил и допотопных гигантов. Среди потомков Ноя особою, исполинскою стáтью отличались Рефаимы и сыны Енаковы. В частности об этом говорится в описании Эмимов, которых соотносят с Рефаимами, и которые сопоставляются с сынами Енаковыми: «…прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами» ( Втор. 2:10-11 ).
Во время пребывания Авраама в Палестине Рефаимы населяли Аштероф-Карнаим ( Быт. 14:5 ). Этот народ был отмечен Богом среди прочих народов, населявших Обетованную землю (Палестину), которая предназначалась в наследие потомству Авраама ( Быт. 15:20 ).
Последним представителем племени Рефаимов считается Ог, царь Васанский ( Втор. 3:11 ). Он был убит сынами Израиля, завершившими, наконец, своё странствование по «бесконечной» пустыне и пробивавшимися к обетованной земле. О складе фигуры этого великана можно судить по габаритам его смертного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» ( Втор. 3:11 ).
Отдельные потомки Рефаимов участвовали в сражениях против Давида. Однажды, один из них, «Иесвий, …у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, [и спас Давида Авесса] и поразил Филистимлянина и умертвил его» ( 2Цар. 21:16-17 ). «Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов» ( 2Цар. 21: 20 ).
В свое время отец Енаков жил в поселении «Кириаф-Арбы» (впоследствии — Хеврон) ( Быт. 23:2 ; Нав. 21:11 ). Когда евреи, освободившись из Египетского плена, достигли Ханаана, в Хевроне жили «дети Енаковы» ( Чис. 13:23 ). Насколько они превосходили телосложением Израильтян, хорошо видно из слов соглядатаев, ходивших высматривать обетованную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13:34 ).
Преемник Моисея, Иисус Навин «поразил [всех] Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось [ни одного] из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» ( Нав. 11:21-22 ).
Возможно, что Голиаф из Гефа, победа над которым прославила юного Давида, был одним из потомков Енакимов. Описание этого единоборца впечатляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар. 17:4-7 ).