Что такое высоты в библии

Что такое высоты в библии

Что такое высоты в библии. Смотреть фото Что такое высоты в библии. Смотреть картинку Что такое высоты в библии. Картинка про Что такое высоты в библии. Фото Что такое высоты в библии

Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.

Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.

Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).

Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).

Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

ВЫСОТА (HIGH, HEIGHT, HIGH PLACE)

Высота – один из «оценочных» образов в Библии. В нем имеется в виду, скорее, качественная, а не количественная характеристика. В глазах древних высота, наряду со светом и тьмой, была образом, вызывавшим такой же трепет, как для наших современников представление о пространстве в расширяющейся вселенной. У высоты есть также богословский смысл, неизменно присутствующий в религиозной мысли и терминологии. Выразительной силой образ высоты обладает даже в нерелигиозном контексте. Мы говорим о высокой культуре, высоком искусстве, высокой жизни, высших животных и высшей ступени мозговой деятельности. В самой Библии есть множество упоминаний о «высотах», которые, хотя обычно располагаются на возвышенностях, вместе с тем, имеют более широкое значение, связанное не только с физическими параметрами. Следовательно, образ высоты имеет первостепенное значение для выражения нашего поклонения, восхищения или почитания по отношению к Всевышнему Богу, сотворенному миру или людям, которых мы ценим.

Высота как образ трансцендентности и божественности. Наиболее значительный смысл в Библии высота имеет как образ трансцендентного (неземного) и божественного. В этой символике подразумевается вертикальная иерархия, в которой Бог и Его невидимый духовный мир располагаются качественно «выше» земного опыта. Не следует игнорировать физическое основание такой символики: по словам псалмопевца, «высоко небо над землею» ( Пс. 102:11 ), и в человеческом воображении небо всегда представлялось «наверху». Поэтому в Библии Бог изображается «высоким». Это находит выражение в эпитете «Всевышний», встречающемся более пятидесяти раз. Бог «высок и превознесен» ( Ис. 6:1, 57:15 ), Он «высок над всеми народами» ( Пс. 112:4 ) и обитает «на высоте небес и во святилище» ( Ис. 57:15 ). Аналогичное значение имеют около двух десятков упоминаний о Боге, пребывающем «на высоте».

В более широком смысле образ высоты связывается с духовным опытом и служением человека. Опять же нельзя недооценивать значение физического основания этого образа. Горы и холмы – это места, где земля соприкасается с небом, и служат также местом, где можно получить видение. В Библии многие религиозные испытания происходят на горах или холмах (напр., встреча Авраама с Богом на горе Мориа, встреча Моисея с Богом на горе Синай, расположение храма на горе Сион, преображение Иисуса). Фактически значительную часть истории спасения в Библии можно проследить на примере темы высот.

Смысл библейского термина, переводимого как «высоты», довольно сложен. По существу он относится к естественной или искусственной возвышенности, где совершались богослужения с принесением жертв. После завоевания Ханаана израильтянами, вернувшимися из Египта, на многих высотах были устроены культовые места, которые связывались с порочными делами. На них устанавливались камни, занимались блудодейством, совершались другие обряды культа плодородия, возводились идолы и столбы Астарты. Эти негативные ассоциации не обесценивали основную идею об использовании некоторых высот для истинного поклонения, равно как использование жертвенников язычниками не делало эти жертвенники непригодными для поклонения. Среди примеров истинного поклонения на высотах можно отметить жертвоприношение Самуила ( 1Цар. 9:12–14 ), группу пророков, «сходящих с высоты» с музыкальными инструментами ( 1Цар. 10:5 ; ср. 1Цар. 10:13 ), тысячу всесожжений, принесенных Соломоном в Гаваоне «на главной высоте» ( 3Цар. 3:4 NRSV, <главный жертвенник>, ср. 2Пар. 1:3 ) и упоминания о служениях на высотах при правлении благочестивых царей (напр., 3Цар. 15:11–14, 22:43 ).

Архетипом высоты в положительном смысле служит Синай, где Бог дал закон при потрясающих обстоятельствах. «Гора», на которой Христос обратился с Нагорной проповедью ( Мф. 5–7 ), символически связывает ее с Синаем как место провозглашения Иисусом нового закона, совершенного и выполнимого, заменившего старый. Целая серия псалмов называется «песнями восхождения» ( Пс. 119–133 ), указывая, что они пелись или декламировались паломниками, идущими поклониться Богу в иерусалимском храме. В первой строке Пс. 120 («Возвожу очи мои к горам») выражается повсеместная библейская тенденция использовать образы физической высоты для выражения мысли о духовной трансцендентности.

Таким образом, становится ясно, что поклонение на высотах не всегда выглядит дурным, и, тем не менее, примерно в семидесяти библейских упоминаний о высотах они связываются не с истинным богослужением и даже не обязательно с возвышенным местом, а с языческими капищами для поклонения идолам. Архетипом высоты в отрицательном смысле и, что показательно, созданной человеческими руками, служит Вавилон, где люди попытались установить власть над небом. В Ветхом Завете постоянно проводится мысль о том, что Божьему народу следует избегать языческих высот как мест, препятствующих истинному служению, которое, в конечном счете, связывалось с Иерусалимом. В ходе борьбы за власть между Северным и Южным Царствами Иеровоам строил «капища на высотах» в противовес притягательной силе Иерусалима ( 3Цар. 12:31 ), побуждая тем самым Израиль грешить, так как в них не было обрядовой чистоты и они несли в себе черты языческого поклонения.

Борьба за служение на надлежащих высотах служила показателем более широких нравственных и религиозных испытаний народа, ведущих либо к Божьему благословению, либо к Его суду ( Втор. 27–28 ). Именно поэтому в Библии уделяется такое серьезное внимание разрушению недостойных высот. Гедеон стал героем, разрушив жертвенник и рощу Ваала и символически вернув тем самым Божий народ к чистоте ( Суд. 6 ). Аналогичную символическую победу одержал Илия на горе Кармил ( 3Цар. 18 ).

Высота как образ власти и превознесения. В образе высот присутствует также мысль о власти, управлении и господстве, как это видно на примере Вавилона или искушения Христа «на весьма высокой горе» ( Мф. 4:8–9 ). На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется «всадником на облаках». В Библии истинный и единственный Бог показан шествующим на высотах земли ( Ам. 4:13 ; Мих. 1:3 ). Битвы в библейских местах часто происходят на склонах холмов или гор. Занять высоты значит добиться преимущества ( Чис. 21:28 ; 2Цар. 1:19, 25 ). По сути использование возвышенных мест как святилищ может объясняться в том числе их ассоциативной связью с властью.

Образ высоты присутствует и в богатой библейской символике превознесения, вос-хождения и возвышения. В Библии часто говорится о возвышении Богом людей (напр., Чис. 24:7 ; Втор. 28:1, 43 ). Иисус тоже прошел через несколько этапов превознесения. Он был жестоко вознесен на крест, и это действие Иисус сравнил с вознесением Моисеем спасительного изображения змея в пустыне ( Ин. 3:14–15 ). Затем Он воскрес из мертвых. Наконец, Христос вознесся на небо и «воссел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). Когда Христос вернется, оставшиеся в живых будут вознесены навстречу Ему в воздухе вслед за воскресшими из мертвых ( 1Сол. 4:13–18 ).

Метафорические образы. Образ высоты встречается в Библии и как метафора. В Новом Завете, например, есть ряд выразительных образов, основанных на понятии «свыше». Чтобы войти в Царство Божье, надо «родиться свыше» ( Ин. 3:7 ). По свидетельству Иоанна Крестителя, Христос есть Пришедший «свыше» и, следовательно, «выше всех» ( Ин. 3:31 ; ср. Ин. 8:23 ). По словам Иакова, «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак. 1:17 ), и божественно даруемая мудрость тоже сходит «свыше» ( Иак. 3:15, 17 ).

Милость Бога так же высока, как небо над землей ( Пс. 102:11 ). Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше самых высоких гор на земле ( Ис. 55:9 ). От Божьей любви нас не может отлучить никакая высота ( Рим. 8:39 ). Носитель Благой Вести красочно сравнивается со светом города на верху горы – свет невозможно скрыть от взгляда, так он исходит с большой высоты ( Мф. 5:14 ).

См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ, ГЛУБИНА, ГОРА, ЖЕРТВЕННИК, НЕБО, СИНАЙ, СИОН, СПУСК, УЗОСТЬ, ШИРОТА.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Что означают высоты в Библии?

Что такое высоты в библии. Смотреть фото Что такое высоты в библии. Смотреть картинку Что такое высоты в библии. Картинка про Что такое высоты в библии. Фото Что такое высоты в библии

Высоты были попросту местами поклонения на холмах или возвышенными алтарями в низменных местах. Они изначально использовались для поклонения идолам (Числа 33:52; Левит 26:30), особенно среди моавитян (Исаии 16:12). Эти святыни часто включали алтарь и священный объект (например, каменную колонну или деревянный столб различной формы), отождествляемый с объектом поклонения – животными, созвездиями, богами/богинями и божествами плодородия.

Израильтяне, окончательно отвернувшись от Бога, практиковали поклонение Молоху и сооружали высоты, посвященные Ваалу (Иеремии 32:35). Хотя Соломон построил в Иерусалиме храм, позже он воздвиг идолопоклоннические высоты для своих жен-иностранок за пределами Иерусалима и поклонялся вместе с ними, потеряв в результате этого царство (3 Царств 11:11). Люди по-прежнему приносили жертвы на языческих высотах до тех пор, пока не был построен храм, и Соломон присоединялся к ним. После того, как Господь явился ему во сне в Гаваоне, царь вернулся в Иерусалим и принес жертву, но даже тогда он продолжал колебаться между двумя местами поклонения.

Не все высоты были посвящены поклонению идолам. Они сыграли важную роль в поклонении израильтян, и самое раннее библейское упоминание места поклонения, которое позднее называлось «высотой», содержится в книге Бытие 12:6-8, когда Аврам воздвиг жертвенники Господу в Сихеме и Хевроне. Он также соорудил жертвенник на горе Мориа, собираясь принести там в жертву своего сына (Бытие 22:1-2). Традиционно считается, что на этой же высоте был построен иерусалимский храм. Иаков установил каменный столб Господу в Вефиле (Бытие 28:18-19), и Моисей встретил Бога на горе Синай (Исход 19:1-3).

Иисус Навин установил каменные столбы после пересечения Иордана (Иисуса Навина 4:20), считая это высотой, подходящей для поклонения, поскольку израильтяне «поднялись» из Иордана на берег. Пророк Самуил регулярно посещал высоты (1 Царств 7:16). В общем, эти места поклонения идолам Ханаана (Судей 3:19) сохранились до периода Илии (3 Царств 18:16-40).

Бог назвал только одну высоту, где были разрешены жертвоприношения, и это был храм в Иерусалиме (2 Паралипоменон 3:1). Все остальные высоты Он повелел уничтожить. В 4 Царств 22-23 мы читаем, что царь Иосия разрушил их.

Источник

Высоты

Смотреть что такое «Высоты» в других словарях:

высоты — См. гора. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

высоты — безбрежные (Круглов); безвестные (Бальмонт); заоблачные (Коринфский); надзвездные (Голен. Кутузов); недоступные (Майков); недосягаемые (Гиппиус); неземные (К.Р.); незыблемые (Тютчев); немые (Бальмонт); эфирные (Полежаев) Эпитеты литературной… … Словарь эпитетов

Высоты — ВЫСОТЫ. Тактич. значеніе В. непостоянно и неодинаково, видоизмѣняясь въ зав сти отъ состоянія воен. искусства и отъ требованій тактики; такъ, во времена греч. фалангъ и вообще въ эпоху дѣйствія исключ но холод. оружіемъ, когда требовались полная… … Военная энциклопедия

Высоты — (1Цар.9:12 ), или возвышенности на холмах и горах, нередко избирались местом истинного служения Богу, но весьма часто также и для идолослужения. По видимому, с самых древних времен возвышенные места выбирались для сооружения жертвенников или… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

высоты — выс’оты места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Втор.12:2 3). На деле этого не произошло. Евреи… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

высоты — бояться высоты • непрямой объект, эмоции достигать высоты • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Высоты — (евр. бамот). Хананеяне и другие древние языческие народы часто совершали свои богослужения на холмах, горах и искусственно сделанных высотах. Израильтянам было повелено разрушать эти посвященные идолам места (Втор. 12:2), но вместо того они,… … Словарь библейских имен

ВЫСОТЫ СВЕТИЛА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ — равные высоты светила при расположении последних к О и W от меридиана наблюдателя. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Источник

Исполины

Исполи́ны (евр. «нефи­лим») — люди необык­но­венно боль­шого роста и боль­шой физи­че­ской силы, пред­ста­ви­тели древ­них племен. Среди испо­лин­ских племён Свя­щен­ное Писа­ние отме­чает: Рефа­и­мов (Эмимов), Ена­ки­мов, Зуз­и­мов, Замзу­з­и­мов.

Все­мир­ный потоп, уни­что­жив­ший всех людей, за исклю­че­нием спас­шихся в ков­чеге, погу­бил и допо­топ­ных гиган­тов. Среди потом­ков Ноя особою, испо­лин­скою стáтью отли­ча­лись Рефа­имы и сыны Ена­ковы. В част­но­сти об этом гово­рится в опи­са­нии Эмимов, кото­рых соот­но­сят с Рефаи­мами, и кото­рые сопо­став­ля­ются с сынами Ена­ко­выми: «…прежде жили там Эмимы, народ вели­кий, мно­го­чис­лен­ный и высо­кий, как сыны Ена­ковы, и они счи­та­лись между Рефаи­мами, как сыны Ена­ковы; Моави­тяне же назы­вают их Эми­мами» ( Втор. 2:10-11 ).

Во время пре­бы­ва­ния Авра­ама в Пале­стине Рефа­имы насе­ляли Аште­роф-Кар­наим ( Быт. 14:5 ). Этот народ был отме­чен Богом среди прочих наро­дов, насе­ляв­ших Обе­то­ван­ную землю (Пале­стину), кото­рая пред­на­зна­ча­лась в насле­дие потом­ству Авра­ама ( Быт. 15:20 ).

Послед­ним пред­ста­ви­те­лем пле­мени Рефа­и­мов счи­та­ется Ог, царь Васан­ский ( Втор. 3:11 ). Он был убит сынами Изра­иля, завер­шив­шими, нако­нец, своё стран­ство­ва­ние по «бес­ко­неч­ной» пустыне и про­би­вав­ши­мися к обе­то­ван­ной земле. О складе фигуры этого вели­кана можно судить по габа­ри­там его смерт­ного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей муже­ских» ( Втор. 3:11 ).

Отдель­ные потомки Рефа­и­мов участ­во­вали в сра­же­ниях против Давида. Одна­жды, один из них, «Иесвий, …у кото­рого копье было весом в триста сиклей меди и кото­рый опо­я­сан был новым мечом, хотел пора­зить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, [и спас Давида Авесса] и пора­зил Фили­стим­ля­нина и умерт­вил его» ( 2Цар. 21:16-17 ). «Было ещё сра­же­ние в Гефе; и был там один чело­век рослый, имев­ший по шести паль­цев на руках и на ногах, всего два­дцать четыре, также из потом­ков Рефа­и­мов» ( 2Цар. 21: 20 ).

В свое время отец Енаков жил в посе­ле­нии «Кириаф-Арбы» (впо­след­ствии — Хеврон) ( Быт. 23:2 ; Нав. 21:11 ). Когда евреи, осво­бо­див­шись из Еги­пет­ского плена, достигли Хана­ана, в Хев­роне жили «дети Ена­ковы» ( Чис. 13:23 ). Насколько они пре­вос­хо­дили тело­сло­же­нием Изра­иль­тян, хорошо видно из слов согля­да­таев, ходив­ших высмат­ри­вать обе­то­ван­ную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13:34 ).

Пре­ем­ник Моисея, Иисус Навин «пора­зил [всех] Ена­ки­мов на горе, в Хев­роне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иуди­ной и на всей горе Изра­и­ле­вой; с горо­дами их предал их Иисус закля­тию; не оста­лось [ни одного] из Ена­ки­мов в земле сынов Изра­и­ле­вых, оста­лись только в Газе, в Гефе и в Азоте» ( Нав. 11:21-22 ).

Воз­можно, что Голиаф из Гефа, победа над кото­рым про­сла­вила юного Давида, был одним из потом­ков Ена­ки­мов. Опи­са­ние этого еди­но­борца впе­чат­ляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуй­ча­тую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар. 17:4-7 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *